Научная статья на тему 'Концепция героя в социально-бытовых башкирских рассказах'

Концепция героя в социально-бытовых башкирских рассказах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
813
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ГЕРОЯ / ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО / ХОД СЮЖЕТА / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ / СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ПРОБЛЕМА / ОБРАЗ РЯДОВОГО ТРУЖЕНИКА / КАТЕГОРИЯ «СОВЕСТЬ»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Муллагулова А. М.

Концепция литературного героя – это концепция реальной личности, сталкивающейся с многочисленными социально-бытовыми проблемами. А проблемы одних приводят к растерянности, к потере веры в идеалы, других же, наоборот, к решительности и активности. Целью данного исследования является выявление разнообразного состава героев жанра башкирского рассказа, действия которых направлены на решение центральной социально-бытовой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция героя в социально-бытовых башкирских рассказах»

УДК 821.512.141.09

КОНЦЕПЦИЯ ГЕРОЯ В СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ БАШКИРСКИХ РАССКАЗАХ

© А. М. Муллагулова

Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета

Россия, Республика Башкортостан, 452684 г. Нефтекамск, ул. Комсомольская, 19.

Тел.: +7 (347) 83 436 58.

E-mail: guzelka1984@mail.ru

Концепция литературного героя — это концепция реальной личности, сталкивающейся с многочисленными социально-бытовыми проблемами. А проблемы одних приводят к растерянности, к потере веры в идеалы, других же, наоборот, к решительности и активности. Целью данного исследования является выявление разнообразного состава героев жанра башкирского рассказа, действия которых направлены на решение центральной социально-бытовой проблемы.

Ключевые слова: концепция героя, действующее лицо, ход сюжета, типологические рамки, социально-бытовая проблема, образ рядового труженика, категория «совесть».

Концепция литературного героя - это концепция реальной личности, сталкивающейся с многочисленными социально-бытовыми проблемами. А проблемы одних приводят к растерянности, к потере веры в идеалы, других же, наоборот, - к решительности и активности. Целью данного исследования является выявление разнообразного состава героев жанра башкирского рассказа, действия которых направлены на решение центральной социально-бытовой проблемы.

Г лавная проблема художественных произведений любого жанра - проблема героя. Г лавный компонент литературного произведения - герой и его действия.

Что же такое герой и концепция героя? В литературоведении дается следующее толкование термина «герой»: «Г ерой - это главный образ произведения. В нем прослеживаются дела, мысли, в его судьбе заключается суть конфликта. В произведении главную роль играют его жизненные обстоятельства, конфликты, взятые из жизни героя и других персонажей» [1, с. 235].

Все это объясняет систему взглядов произведения. Выходит, концепция героя и герой как героическая личность совпадают? Не совсем. Герой произведения может оказаться отрицательным человеком, но образ героя - никогда (Андрей Болконский, Олег Кошевой и т.д.).

Свои мысли писатель передает читателю опосредованно, рисуя образ героя в каком-то свете. Поиски героя произведения - процесс творческий и непростой, а достойно изобразить характер героя, образ мыслей, его деятельность - еще более трудный процесс. Если писателю удается решить эту задачу, т.е. найти героя, актуального для своего времени, и художественными средствами нарисовать его портрет-характеристику, произведение становится читабельным.

Р. Баимов так писал о герое: «Главный объект произведения - человек. Новаторство произведения определяет новый герой, изменения в герое меняют само произведение. Поэтому главный герой должен

быть верен национальному характеру, жить интересами народа, не нарушать историческую достоверность, литературные традиции» [2, с. 405]. Как пишет Н. В. Драгомирецкая, герой - это конкретная личность, персонаж произведения. В то же время это и народ, и природа, и человечество, и весь мир, входящие в ткань произведения [1, с. 28].

Говоря о концепции героя, литературоведы обычно концентрируют свое внимание на типологии. Действительно, галерею героев произведений можно расставить в шеренгу, подразделяя их на типы. На это обращает внимание и 3. Нургалин. В своей книге «В свете гласности» он пишет: «Г ерой -это плод времени. В противном случае он не сможет поднять свой образ на должную высоту. Поэтому в развитии сюжета может появиться новый герой». Автор подкрепляет свои суждения словами русского писателя И. А. Гончарова, который утверждал следующее: «Если образы типические, то они, так или иначе, глубоко ли, мелко ли, отражают свою эпоху, тем они и типичны. В результате через эти образы как в зеркале отражаются общественная жизнь, традиции, быт» [4, с. 264].

3. Нургалин делит героев современного башкирского рассказа на три категории: студентов, приехавших в деревню на практику; людей, сохранивших нравственные устои, в основном живущих своими воспоминаниями; пьяниц.

С этой типологией нельзя не согласиться. В самом деле, многие герои современных рассказов являются представителями одной из выделенных категорий. Но мы выбираем другой путь: герой не втискивается в привычные типологические рамки, а характеризуется как литературный персонаж, действия которого направлены на решение центральной проблемы. Как безграничны и многогранны проблемы действительности, так многолики герои башкирского рассказа.

В основу классификации героев по типам ложатся разные критерии. Одни берут за основу деления профессиональную принадлежность, другие -социальное положение, третьи - возрастную при-

надлежность, четвертые - происхождение героев. Но и в этом вопросе ученые не приходят к единому мнению. Поэтому мы выбрали другой путь: не ограничивая героев какими-то типологическими рамками, попытаться выяснить, какую ключевую функцию выполняют они в произведении.

Если в концепции героя выражаются проблемы современности, мы должны выбрать наиболее важные отрезки времени. Чтобы раскрыть эти проблемы, автор произведения должен определить главную идею. Г ерой произведения может изменить ход сюжета. Например, чтобы изобразить жизнь села, необязательно делать героя жителем деревни. Например, в рассказе М. Идельбаева «Побеленные дороги» жизнь деревенских жителей и горняков передается через восприятие героя - радиокорреспондента. Такое решение позволяет художнику шире показать разные жизненные проблемы, углубить психологизм произведения, сопоставить с главным героем второстепенных персонажей, т.е. в целом расширить горизонты произведения. Поэтому не всегда оправдан анализ персонажей как образов типических, не всегда правомерны типологические характеристики. Нетипического героя можно сравнить с типическим характером, и, наоборот, сравнить типический характер с нетипическим героем.

Творчество писателей дает возможность судить о крутых поворотах истории, об изменении и обновлении традиций. Благодаря художественной литературе - образному воспроизведению эпохи -становятся более понятными время и личность, общество и человек, их неразрывная связь друг с другом. Каждый художник доводит до читателя свое видение времени, свои идеалы, при этом масштаб личности писателя обусловливает широту произведения, его герой оказывается не только носителем его мыслей, но и рупором идей своего времени. Например, в двадцатые годы 20 века на первый план выходят образы революционеров, романтиков революционного подвига, в тридцатые годы - передовики производства, строители новой жизни, в военные годы на первом месте стоит воин-защитник Отечества. Эти герои, их искания и переживания иллюстрируют разные проблемы, реалии своего времени.

Кто он и каков он герой современных башкирских рассказов?

Дать четкий ответ на этот вопрос - непростая задача, требующая глубокого анализа. Сколько сложных проблем порождает наше время, столь же велико и разнообразие героев. С их помощью художник участвует в решении сегодняшних проблем, влияет на духовное состояние человека и общества. В то же время нравственные проблемы героев отдельных произведений, их взгляды на жизнь являются факторами духовного роста общества.

С данной точки зрения выделяются произведения Д. Юлтыя [5], А. Вахитова [6], С. Агиша [7], Г. Аллаярова [8], М. Гиляжева [9], Н. Мусина [10], Р. Султангареева [11], А. Гареева [12], [13], Р. Баимо-

ва [14], Т. Кильмухаметова [15], Т. Гиниатуллина [16], Д. Булякова [17], [18], Т. Гариповой [19], С. Шарипова [20], А. Кадыргулова [21], М. Идельбаева [22], Х. Тапакова [23], Р. Камала [24], М. Искан-дарова [25], З. Казакбаевой [26] и др. В рассказах указанных авторов пристальное внимание уделяется формированию личности, выявлению нравственной сути героя. Но это не шаблонный взгляд на человека и общество, а взгляд гуманистический. Все собранное вместе, как разноцветье радуги, есть единство взглядов, мнений, тенденций. Как юноша, становящийся мужчиной, многое берет от старших, так характер героя вбирает в себя все это разнообразие.

Рассмотрим произведения, которые реалистично отражают современное общество и эпоху.

Среди них рассказы А. Аминева «Караяр» (черный берег, обрыв), Г. Байбурина «Серебряная телега, серебряный конь», Г. Лукманова «Встреча», «Наш Тагир», «Ефрейтор Буранбаев», Т. Кильмухаметова «Звезда моего брата», Ш. Янбаева «Тени», А. Хаматдиновой «Гармонь брата», Г. Аллаярова «Встреча», «Первый салют», «Лехандр», «Полотенце», И. Гиззатуллина «Дочь полка», «Тимер-бай», М. Идельбаева «Береза Вазифы», А. Аминева «Лист березы», Т. Гариповой «Баллада о памятнике», «Осенняя мелодия», Ф. Акбулатовой «Хлеб отца», А. Кутлузаманова «Кузнец Файзи» и др.

Эти произведения посвящены военной тематике, их герои - или участники сражений, или косвенно связаны с войной, потому что не было в нашей стране такой семьи, которая бы не пострадала от вселенской катастрофы - Второй мировой войны. Их боль - война, смысл жизни - в Победе, которой все они служили, каждый на своем месте. Эти произведения пронизаны любовью к Родине, к родной земле, воспитывают уважение к исторической памяти. Прекрасный образец таких произведений -рассказ Т. Гариповой «Баллада о памятнике».

В деревню приглашают скульптора, чтобы увековечить память земляков-фронтовиков. Автор, рассказывая о хождении скульптора от дома к дому, отмеченному красной звездой, знакомит читателей с настоящими героями-фронтовиками, одного за другим включая в повествование. «Мое внимание привлекли «дома со звездами» - печальные лики сегодняшней деревни: на стенах вместо молитв развешаны портреты, в углах сундуков - сохранившиеся письма с войны - треугольники. Вот открываю ворота еще одного дома. На стене, окрашенной зеленым цветом, нарисованы красные звезды...».

Скульптор создает свой памятник в современной деревне на основании этих бесценных материалов - писем-треугольников, фотографий, домов со звездочками, довоенных гармоней отцов, братьев, дедов. В этом памятнике узнает своего сына полоумная старуха Мастура, которая сорок лет искала его по разным землям. Благодаря памятнику она

узнает, что сын был причастен к Великой Победе и не посрамил родную землю.

«Дни проходят за днями, оживляют слепленные из глины мускулы, лица, глаза, уши. Но я должен изобразить не органы разных чувств, а показать в своих героях человеческую любовь и ненависть, их ум, их бессмертие», - обобщает предназначение памятника скульптор Ильдар Айдарович. В рассказе создаются героические образы павших советских солдат, а также послевоенные судьбы тех, кто вернулся с фронта.

В современном башкирском рассказе продолжает развиваться военная тема, создаются образы героев-фронтовиков, по-новому раскрывается

«окопная» правда, детально анализируются картины войны. Современный рассказ отличается от произведений первых послевоенных десятилетий, часто излишне пафосных, своей психологической глубиной, достоверностью. Ярким примером может послужить рассказ Т. Килъмухаметова «Звезда моего брата».

Главный герой произведения - Габдрашит. Под пулями и снарядами он вспоминает о родном доме седом Урале, мечтает поскорее выбраться из этого ада.

Автор изобразил характер своего героя через его отношение к природе. Слова Габдрашита раскрывают его тонкую, поэтичную душу, его тоску по родной земле, мирному крестьянскому труду. Оправдано и то, что автор в качестве художественного приема использует контраст. Во время страшной войны зарождается нежное чувство любви.

Такая же ситуация складывается у Файзрахмана в рассказе Ш. Янбаева «Картавая кукушка». Национальный характер, психология башкирского джигита, вернувшегося после четырех лет военных сражений в родные края, раскрывается посредством его размышлений на ржаном поле.

Оказывается, сельчане прошлой осенью запрягли коров и вспахали полоску земли, посеяли рожь, живут надеждами на урожай только с этого зеленого клочка. А рожь должна еще подняться да заколоситься, налиться зерном. Сколько еще ждать этой поры, устремив взор в землю! Сидеть просто так и ждать воин не привык. Файзрахман решает уйти на сторону, чтобы оправдать свои воинские заслуги и не делить с родителями их скудный хлеб. Долгие годы работал он на Севере. Но воспоминания о той полоске ржи и о родном доме, в который он вернулся с войны, как зов картавой кукушки, потянули его обратно на родину.

Автор, описывая метания своего героя, задает в своем рассказе актуальные вопросы: «Кто мы такие? До каких пор будем забывать о своих корнях?». Поэтому читателю дается возможность увидеть Файзрахмана не только через образы «кукушки» в начале рассказа и «медведя в берлоге» - в середине, но и «жаворонка», поющего удивительно красивую песню, раскрывающую его богатый внут-

ренний мир. Не застыла, не окаменела душа деревенского человека.

Так и герой рассказа Ш. Янбаева «Тени» Фид-ратулла, несмотря на переживаемый голод и холод военных лет сохраняет в себе добрые задатки, человечность. Повествование в рассказе ведется от имени главного героя Шакирьяна. Перед его глазами встает семья соседей в военные годы. Самая старшая в этой семье Энжэбике инэй прожила противоречивую и сложную жизнь. В маленьком, как баня, домике, кроме нее жили еще три человека: Хасан, Нагима-апай, ее сын Фидратулла.

Хасан не возвращается с войны, пропадает без вести. Судьбы оставшихся без кормильца домочадцев трагичны: Фидратулла - умственно отсталый, «бледный, как картофель, выросший в тени», у его матери и бабушки «на двоих одна вязаная шаль». Убедительны их портретные характеристики. Сосед Шакирьян, его отец и мать по доброте душевной поддерживают несчастных, делятся с ними то глотком молока, то горстью картофеля, но несмотря на это Энжэбике инэй и Нагима апай уходят друг за другом в могилу. С щемящим чувством жалости и боли рассказывает об этом Шакирьян:

«Просидевший в уголке маленького дома, как птенец в гнезде, в жизни своей редко показываясь чужим взглядам, почти не видя солнечного света, выживший благодаря тому, что мать подкармливала его, будучи сама на краю смерти, - он приходит на ее могилу и через два дня умирает.

Так закончилась жизнь моих соседей. Не оставив за собой и следа, ушли, как тени!».

Через историю одной семьи автор изображает тяжелое, горестное для всего народа время.

О военных годах повествуется и в рассказах А. Кутлузаманова «Кузнец Файзи», «Проклятие», Т. Кильмухаметова «Звезда моего брата», А. Аминева «Триптих», Т. Гариповой «Осенняя мелодия», М. Галимова «Власть и другие». В приведенных произведениях действуют в непростых обстоятельствах своеобразные персонажи, характеры которых можно сравнивать, сопоставлять. Героями являются или бывшие участники сражений, или косвенно связанные с войной люди. Эти страницы военной прозы написаны литераторами-современниками, теми, кто не бывал на фронтах Великой Отечественной, но сумел сказать убедительное слово о войне.

Обратимся к произведениям, созданным в период перестройки и послеперестроечное время.

И в эти годы башкирские писатели обращались к военно-патриотической тематике: к годам революции, Г ражданской войны, Великой Отечественной войны, теме Афганистана. Создавая образы воинов-батыров, они сами общались с ветеранами войны, с молодыми героями-современниками.

Главные действующие лица произведений тех лет - наши современники, труженики сел и городов. Богата художественная палитра рассказов. Совре-

менный подход к теме, творческое новаторство и мастерство авторов помогают передать особую остроту и драматизм описываемых событий.

В рассказе «Суетливый день» Н. Мусина обрисован один день из жизни Хамита, начальника строящегося треста. В этом рассказе автор говорит о разных чувствах, которые зарождаются между людьми, о дружбе и предательстве. Уразмет и Хамит когда-то были неразлучными друзьями. Неожиданная беда, свалившаяся на Уразмета, лишает его всего, в том числе и карьеры. А Хамит, достигший благополучия, забывает друга. В рассказе красной нитью проходит мысль о великой силе дружбы, необходимости быть верным ей.

Рассказы Р. Султангареева отличаются конкретным содержанием, богатым, мобильным сюжетом, острым конфликтом, искрометным юмором. Герои писателя - натуры активные, с широкой душой, богатыми чувствами. Радует то, что они не тонут в бытовых мелочах, честно трудятся, имеют четкую жизненную позицию. Это люди со своими взглядами, убеждениями, умеющие защищать свои позиции. Так создается положительный образ нашего современника - сильной, независимой личности, созидателя.

Герои этого писателя - шоферы в рассказе «Люди в пути», трудяга Котлобай в рассказе «Старые приятели», Хидият в произведении «Хидият агай», Ахат в рассказе «Четвертый секретарь», Абдрахманов в рассказе «Его зовут Абдрахманов». Все они, на первый взгляд, простые люди, но это зрелые личности, ответственно относящиеся к своему труду, с развитым понятием долга. Их дела и поступки служат примером для читателя.

Р. Султангареев, бывавший в длительных командировках на предприятиях, добывающих нефть и газ, вывел в своих произведениях новых героев-производственников, вахтовиков, работающих на Севере. Автор создал образы рядовых тружеников: «Утро нового года» (Мухамедьян, разведчик, нефтяник), «Новая жизнь» (Муса), «Дарите цветы» (Райса-Рая), «Его зовут Абдрахманов» (Абдрахманов), а также герои-бурильщики - распространенные персонажи рассказов Р. Султангареева. Их характеры раскрываются в труде. Характеры героев формирует коллектив, производственная среда, семья.

Абдрахманов - сильный руководитель, благополучный семьянин. Его вахтовая бригада во всей округе считается лучшей. Но его угнетает дошедший до него слух, что жена ему изменила. Земля уходит из-под ног Абдрахманова, ему кажется, что большего позора не может быть. Он мужественно принимает удары судьбы: семейная жизнь висит на волоске, кроме того, по возвращении с буровой его ожидает еще одно ужасное известие: вахта Абдрахманова приготовила плохой раствор, случилась авария и работы приостановлены, на него возложена вина за аварию. О жене ползут грязные слухи, сплетни, а тут под удар ставится профессиональная

честь Абдрахманова. Он должен либо вытащить двигатель, либо буровой установке придет конец. Безумец Абдрахманов, нарушив инструкции, рискуя жизнью, спешит к месту аварии, чтобы предотвратить худшее. Пережитые то горе, то радость, волнующие события закаляют его характер, поднимают дух. Он ощущает в себе больше силы. По-мужски переносит он скверные слухи о жене и находит в себе силы простить ее.

Казалось бы, в рассказе выдвигается на первый план сугубо производственная тема, но в произведении мастерски изображены и психологические коллизии, душевные переживания героя. Для описания душевного состояния Абдрахманова используются внутренние монологи, умно, тонко передается сложная гамма чувств героя. Все выдерживает Абдрахманов - сложные производственные и семейные проблемы. Автор с огромным уважением относится к своему герою, приводит его к нравственной победе, и читатель верит ему.

Р. Баимов - автор таких известных произведений, как «Засуха, «Запертое сокровище», «Вернемся солдатами» - рассматривает актуальные вопросы современной жизни общества, в центре его произведений - морально-этические проблемы. Рассказы автора динамичны не только с точки зрения событий. Динамичны и характеры, чувства героев, которые определяют и форму произведений. Такова композиция произведений писателя «Г рустные дни», «Потревоженная совесть», «Белый мундир», «Заплатанный полушубок», «Вторая встреча», «Газон цветов» и др. В них нет каких-то особенно драматических ситуаций, сюжет построен на развитии мелких бытовых событий. Вот, к примеру, рассказ «Возвращение». Его герой - водитель трамвая Зай-нулла - поддавшись на уговоры свояка, собрался ехать в Сибирь. Сделав несколько вахтовых смен-маршрутов и возвращаясь назад, он понимает, что его затянула эта гонка, и вскоре он не сможет бросить свои поездки туда-сюда, возвратиться к своей прошлой стабильной жизни. С тревогой осознает, что «длинный рубль» Сибири не может заменить любимую работу, друзей, готовых прийти на помощь. В душе его происходит нравственный перелом. Важную роль в построении сюжета играет символическое понятие возвращения. Неслучайно так назван и рассказ. Это слово заключает в себе глубокий философский смысл: от слова «богатство» кружится голова, теряются жизненные принципы, изменяются взгляды, меняются судьбы в кипящем котле жизни, меняется сама жизнь, когда перепутаны свет и тьма. Зайнуллу мучают мысли, воспоминания возвращают к прежней работе, к родине. Он меняет свое решение ехать в Сибирь, возвращается к себе самому.

Для создания внутреннего мира своего героя автор нашел верную интонацию повтора- возвращения.

Динамичные рассказы Р. Баимова заставляют читателя задуматься над философскими проблемами. В ходе событий герой претерпевает изменения, многие из них нравственно-эстетического плана. Например, это характерно для произведения «Сверчок». Несмотря на то что рассказ написан в эпоху социализма, подвержен коммунистическим идеям, в нем решаются проблемы сегодняшнего дня. Героиня Г аля-Г алия раскрывается в различных перипетиях жизни, любви. Художник Рахим Каюмов решает изобразить очень красивую Галю-Галию в картине под названием «Мечта». Однако в процессе работы выясняется убогий внутренний мир девушки. Он видит, что она только внешне красивая, как порхающая легкомысленная бабочка, а в душе у нее лед. В своем разочаровании художник почти законченную картину замазывает черной краской.

Авторскую задачу помогают решить композиция рассказа, художественно-изобразительные

средства.

«Человек выбирает себе профессию, созвучную его душе, отвечающую стремлениям, убеждениям, мечтам. Такая психологическая связь очень тонка, но несомненна. Тонкая обрисовка человека позволяет проникнуть в его внутренний мир, показать движения души героя, научиться помогать себе. Иначе, как бы тщательно ни создавался образ, правдивым он не получится.

Эти кажущиеся мелкими вопросы, сумма разнообразных деталей держат на себе все произведение, ибо детали создают образ, образы - проблему, а проблемы создают произведение» [2, с. 90].

Г ерои в рассказах Т. Г иниатуллина, А. Аминева умеют отстаивать свою позицию, правоту и в учебе, в трудовом процессе, и в житейских ситуациях. Их духовные устремления, профессиональные и человеческие качества выдерживают трудные испытания.

Например, в произведении Т. Гиниатуллина «Волк» на первый план выдвигается идея гуманизма.

Судья Гайнулла Шарипов решает осудить женщину, укравшую в холодную январскую ночь 1943 года пять килограммов пшеницы. Автор обрисовывает его как человека, умеющего войти в положение другого, как справедливую личность.

Женщине выносится мягкий приговор по законам военного времени: удерживать от заработанного двадцать процентов, на год отправить на восстановительные работы. Но женщина и до того не получала плату за работу. «Судья Шарипов с таким приговором согласился. Если и дальше так продолжать, сколько людей можно спасти от тюрьмы и большого срока! Но приговор будет другой, если дело коснется обнаглевших, неисправимых бандитов, а не оступившихся своих». Судья Гайнулла Шарипов, вынося приговор, опирался не только на букву закона, но учитывал человеческий фактор, жизненные обстоятельства. Для него большой недостаток государственной службы - необходимость

оставаться буквоедом - а значит, быть жестоким, ломать человеческие судьбы. Он из тех, кто не прячется за буквой закона, способен взять на себя ответственность за свой поступок. Этот рассказ призывает человека в любой ситуации быть духовно щедрым, по-настоящему гуманным.

Студент-юрист в рассказе А. Аминева «Суд» совсем по-другому понимает свои профессиональные обязанности. На первом месте у героя стоит нравственный рост молодого поколения, его формирование. Писатель в этом рассказе по-новому раскрывает воинственный характер героя в мирное время. Рассказ своеобразен и по постановке проблемы, и по построению сюжета. Собирающийся стать юристом Ильгиз в форме суда, в виде игры, инсценировки стремится поколебать нравственные устои своего соседа Сами. Такой нетрадиционный подход позволяет показать внутренний мир героя, диалектику его взглядов, характера.

Председатель суда - сам Ильгиз. Заседатели -два его друга-студента. Обвиняемого не винят напрямую в нанесении физического ущерба, а пытаются сломить нравственно. Старик Сами, участвующий в инсценировке, слышит из уст парня правильные речи о морали, нравственности. «Сами агай, можно укрепить нравственность. По-моему голые факты, слова сильно действуют на совесть человека. Человек решает никогда не поднимать руку на другого человека. Но защита преступника хуже физического насилия. Молчание - хуже убийства».

Автор, таким образом, подвергает испытанию совесть старика. Идея произведения заключается в том, что главный судья человека - это его совесть.

Таким образом, герои современных башкирских рассказов - в основном сильные личности. Они привлекают внимание своей романтичностью и в то же время решительностью в поступках. Но немало среди современных героев и людей сломленных, катящихся на дно, гибнущих - литература отражает реалии сегодняшней жизни.

Концепция литературного героя - это концепция реальной личности, изображаемой в столкновении с многочисленными жизненными проблемами. А проблемы по-разному действуют на человека: одних ввергают в растерянность, приводят к потере веры в идеалы, по большому счету веры в себя, других же, наоборот, побуждают к решительности и активности.

Такова разноликая галерея героев современных рассказов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Драгомирецкая Н. Автор и герой в русской литературе

Х1Х-ХХ вв.: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1989.

48 с.

2. История башкирской литературы. В 6-ти томах / Гл.ред.

Хусаинов Г. Т. 1. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. 608 с.

3. Краткий словарь литературоведческих терминов / Сост.

Ахмедьянов К. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1965, 259 с.

4. Нургалин З. В свете гласности. Уфа: Китап, 1992. 269 с.

5. Юлтый Д. Избранные произведения. Уфа: Китап, 2008. 16. Гиниатуллин Т. Что там за холмом? Уфа: Китап,1997. 480

330 с. с.

6. Вахитов А. Светлая душа. Башкирское книжное издатель- 17. Буляков Д. Месяц на ущербе. Уфа: Башкирское книжное

ство, 1981. 367 с. издательство, 1983. 351 с.

7. Агаш С. Рассказы. Уфа: Китап, 2005. 231 с. 18. Буляков Д. Водопад. Уфа: Башкирское книжное издатель-

8. Аллаяров Г. Серп луны. Уфа: Башкирское книжное изда- ство, 1987. 333 с.

тельство, 1990. 126 с. 19. Г арипова Т. Луна и солнце неразлучны. Уфа: Башкирское

9. Гиляжев М. Нет дорог без излучин. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1990. 270 с.

книжное издательство, 1982. 280 с. 20. Шарипов С. Березовый перевал. Уфа: Башкирское книж-

10. Мусин Н. Там лежат останки батыра. Уфа: Китап, 2001. ное издательство, 1985. 255 с.

493 с. 21. Кадыргулов А. Подарок косули. Уфа: Башкирское книж-

11. Султангареев Р. Возвращение домой. Уфа: Башкирское ное издательство, 1991. 72 с.

книжное издательство, 1985. 379 с. 22. Идельбаев М. Спутники. Уфа: Башкирское книжное изда-

12. Гареев А. Соловиный прутик. Уфа: Китап, 1994. 334 с. тельство, 1989. 131 с.

13. Гареев А. Сын мичмана. Уфа: Китап, 1998. 336 с. 23. Тапаков Х. Встречай. Уфа: Китап, 2005. 365 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Баимов Р. Сны не повторяются. Уфа: Китап, 2007. 446 с. 24. Камалов Р. Беда. Уфа: Китап, 1993. 190 с.

15. Кильмухаметов Т. Забвению не подлежит. Уфа: Башкир- 25. Искандаров М. На перепутье. Уфа: Китап, 1995. 287 с.

ское книжное издательство, 1991. 308 с. 26. Казакбаева З. Тропа счастья. Уфа: Китап, 2011.263 с.

Поступила в редакцию 06.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.