Научная статья на тему 'Женское воспитание в период внедрения ислама в башкирскую среду'

Женское воспитание в период внедрения ислама в башкирскую среду Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тагирова Л. А.

В связи со снижением уровня воспитания девушек на современном этапе развития общества, автор поднимает проблему изучения принципов ислама в женском воспитании, начиная с 13 века. В статье рассматривается опыт башкирского женского воспитания во время внедрения ислама. Показывается влияние ислама на главные педагогические идеи воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN'S UPBRINGING IN THE PERIOD OF ISLAM'S APPLICATIONS IN BASHKIR SOCIETY

Nowadays, in connection with the reduction of the level of women's upbringing, the author raises the problem of studying Islam's principles in women's upbringing from the 13th century. The article introduces the experience of Bashkir woman's upbringing during the applications of Islam's ideas into Bashkir society. The Islam influence on main pedagogical principles of women's upbringing is considered.

Текст научной работы на тему «Женское воспитание в период внедрения ислама в башкирскую среду»

УДК 37.018.2 ББК 74.200

ЖЕНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРИОД ВНЕДРЕНИЯ ИСЛАМА В БАШКИРСКУЮ СРЕДУ Тагирова Л. А.

В связи со снижением уровня воспитания девушек на современном этапе развития общества, автор поднимает проблему изучения принципов ислама в женском воспитании, начиная с 13 века. В статье рассматривается опыт башкирского женского воспитания во время внедрения ислама. Показывается влияние ислама на главные педагогические идеи воспитания.

Отношение к женщине-матери - один из ключевых показателей меры общественной гуманности и цивилизованности.

Современная ситуация, а именно, ухудшение благосостояния людей, нравственный беспредел, обострили также и социальные проблемы, связанные с женским началом.

Обеспокоенность общества в сохранении основных функций женщины - быть матерью и женой - является одной из причин обращения к анализу историко-педагогического опыта женского воспитания у башкир. Изучение традиций женского воспитания в башкирском обществе способствует формированию личности, обладающей высокой нравственностью. Рассмотрим опыт воспитания женщины в период внедрения ислама в башкирскую среду.

Ко времени татаро-монгольского нашествия (XIII век) процесс формирования башкирского этноса в основном завершился. Но постоянные поборы и притеснения со стороны захватчиков и башкирских феодалов сильно ухудшили положение башкир, страна пришла в экономический упадок.

Эти новые условия жизни башкирского народа предъявили свои специфические требования к качествам, воспитываемым в женщине: она должна была обладать и чисто мужскими качествами. Наряду с мужчинами героини эпосов и сказаний искусно владеют пикой, саблей, метко стреляют. Эти характерологические свойства башкирские женщины проявляли и в борьбе за освобождение своих земель.

С X в. среди башкир начинает распространяться ислам, ставший в XIV веке господствующей религией. Особых препятствий мусульманская религия в процессе проникновения в Башкирию не испытывала. “Это связано с тем, что арабо-

мусульманская культура так же, как и культура башкир носила скотоводческо-кочевой характер. А это способствовало сохранению в общественном сознании башкир многих элементов их домусульманской культуры” [1].

Как отмечают многие авторы, башкиры не были столь ортодоксальными мусульманами. Слабость позиций ислама выражалась в какой-то мере и отношением башкир к женщине.

Нельзя не заметить, что у некоторых мусульманских народов Востока стараниями господствующих классов и духовенства укоренилось унизительное отношение к женщине, при котором само рождение девочки считалось бедой и несчастьем.

Однако отмечается, что башкирские женщины пользовались относительно большей свободой, чем у многих мусульманских народов. Об этом пишут в своих путевых заметках многие русские ученые исследователи прошлого столетия [2].

Л.И.Шайдуллина, изучавшая положение восточных мусульманок в семье и обществе, считает, что башкирская женщина “во все времена оставалась свободной от ношения покрывала и не подвергалась затворничеству. Причиной этому была суровая жизнь кочевников, когда женщине, наравне с мужчиной, приходилось делить все тяготы кочевой жизни. У башкир, принявших ислам, женщина оставалась свободной от этих обычаев ” [3].

О терпимом обращении башкир с женами пишут русские ученые А. П. Назаров и Д. П. Никольский. По словам Д. П. Никольского, отношение башкир к своим женам “скорее можно назвать гуманным... ” Несмотря на порабощенность женщины, ее безответность, башкир относится к своей жене мягко и почти никогда не бьет ее [4]. А. П. Назаров писал: “Нравственное положение

женщины в семье довольно сносно, так как коренной обычай башкир запрещает не только бить, но даже грубо обходиться с женой ” [5].

Ислам оказал большое влияние на эволюцию представлений о женском идеале башкирского народа. Для девочек обязательным условием является целомудрие, для женщин - супружеская верность. К важным качествам девушки, характеризующие ее морально-этический облик, относят скромность, сдержанность, умение владеть собой, исполнительность и уравновешенность.

Идея терпимости также занимала важное место в воспитании девушек. Это исходит из того, что основной постулат Корана - терпимость. Терпимости требовал сам образ жизни народа. Постоянные перекочевки на обширных территориях, суровый климат, войны требовали от

198

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

женщины проявления мужества, смелости и терпения.

По этому поводу М.Г.Тайчинов пишет: “В этнопедагогической культуре особенно у народов исламской культуры (у татар, башкир, народов Северного Кавказа и др.) воспитание терпимости является основой формирования личности: “Кто терпелив в своих целях, - тот добивается

желаемого” - гласит народная пословица. Поэтому, народные воспитатели во все времена обращали большое внимание на воспитание терпимости у подрастающего поколения” [6].

У каждого народа в его историческом развитии есть важные переломные события. В истории башкирского народа таким событием было присоединение его к Московскому государству.

Однако царизм принес в Башкортостан национально-колониальный гнет, который впоследствии явился причиной восстаний башкирского народа против царизма, отразившихся в устном народном творчестве, способствующем формированию патриотических чувств в системе женского воспитания.

В сфере башкирского народного воспитания возникают новые идеи: понимание России как своей Родины, понимание преданности. В течение веков педагогические воззрения башкир определялись исходя из положения о том, что для человека нет ничего важнее Родины.

Воинская служба понималась как обязанность каждого башкира перед Отечеством, народом. Она выражалась в воспитании у подрастающих боевых качеств: смелости, находчивости, выносливости, бесстрашия, самоотверженности, отваги. Перечисленные качества воспитывались не только у мальчиков, юношей, но и у девочек и девушек.

После присоединения Башкирии к Московскому государству позиции ислама еще больше укрепились. В XV-XVIII вв. мусульманское духовенство стремилось окончательно вытравить из сознания башкир языческие представления об окружающем мире, утвердить нормы мусульманской морали о женщине. Особенно после открытия в 1789 г. Магометанского духовного собрания в самом центре Башкирии - Уфе, заметно распространяются догмы ислама среди оседлых башкир. Царизм, открывая это духовное учреждение, преследовал классовые цели - укрепить свои позиции в беспокойном Башкирском крае, где часто вспыхивало сопротивление феодально-колониальному наступлению, соответственно, усилилось и порабощение женщин. Девушки, однако, вопреки всему этому, продолжали принимать активное участие в народных празднествах, на скачках и в борьбе.

Башкирам было свойственно воспитание у девушек не только названных черт характера, но и еще верности, честности и готовности умереть без сомнения за защиту этих качеств, а также проявления мужества, смелости, решительности и бес-

страшия. Словом, у девушек воспитывали те качества, которые были нужны человеку в условиях суровой жизни, в которых человек оставался один на один с природой, сложными жизненными ситуациями. Девушки могли прекрасно ездить верхом на коне: верховая езда для них стала обычным явлением, могли соревноваться в верховой езде с мужчинами. Они были физически очень сильны, помогали мужчинам в различных видах земледельческого труда: сеяли, пахали и т. д.

Обучали девушек охотиться с детства, и поэтому они умели метко стрелять из лука, соревноваться с мужчинами. Эти качества способствовали тому, что девушки, молодые женщины участвовали в военных сражениях в качестве воинов. Об этом говорят легенды и предания, где лейтмотивом звучит прославление их героизма, любви к своему народу, к той земле, где они родились и живут.

Таким образом, участие женщин в военных походах и сражениях, а в мирное время на охоте, в состязаниях было вызвано не нехваткой мужчин-воинов, мужчин-охотников, а тем, что народная педагогика видит в этом обстоятельстве важное воспитательное средство. Не только участие, но даже присутствие женщин усиливало, поднимало боевой дух воинов, в состязаниях и охоте - дух соперничества.

Все сказанное позволяет утверждать, что в этот период башкирские женщины, как и мужчины, находились на достаточном уровне развития в них личностных качеств. В противном случае вряд ли среди них могли быть сочинители песен, а также участники боевых походов.

После вхождения Башкирии в русское государство в крае стала складываться система женского мусульманского образования.

Так, уже в 1906 г. в газете «Вакт» в статье «Дарлмугаллимат» говорилось о том, что «Развитие всякой нации зависит от воспитания женщины. Однако, несмотря на многомиллионное мусульманское женское население, нет ни одного более или менее правильно организованного женского мекте-бе...» [7].

К 1916 году в Уфе уже было 5 женских школ, где, «наряду с вероучением и общеобразовательными предметами, преподавались педагогика и методика отдельных предметов».

Участие женщины-мусульманки в общественной жизни было большим прогрессом в то время, когда идеологи мусульманской религии считали, что все познания женщины должны быть ограничены изучением «Иманшарты» (основание веры) и «Афтияка» (книга о нравственности).

Относительная свобода башкирки в семье и обществе была обусловлена особенностями кочевого скотоводческого хозяйства. Мужчины обычно следили за стадами скота, занимались охотой, бортничеством, земледелием. Женщины вели домашнее хозяйство. Во время кочевок они:

«... упражняются в доении коров, коз, овец, в делании масла и курута, а с кобыльего молока кумыса», а зимой «в рукоделии, прядут шерсть и посконь и ткут армечину для себя и частию на продажу» [8]. Можно сделать вывод, что особенности суровой кочевой жизни башкир развивали в девушках необходимую физическую силу, выносливость и ловкость.

Следует отметить большую роль башкирской женщины и в домашнем производстве. Девочки принимали непосредственное участие в посильных видах домашнего труда. Все, что делалось взрослыми женщинами, делалось на глазах у девочек. Девочки на их примере, как отмечал дореволюционный исследователь И.И. Лепехин, учились «портняжить, сапожничать, кожевничать и валять войлоки. делать не только обувь, но и всю домашнюю утварь» [9]. Таким образом, указывалось на важность и необходимость пробуждения интереса девочек к труду взрослых с малых лет.

Заготовка продуктов на зиму, приготовление пищи также являлись своеобразными физическими упражнениями для девушек, так как требовали оп-

ределенных навыков, культуру и чистоту исполнения.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что, несмотря на все попытки мусульманского духовенства укрепить свои положения о башкирской женщине, женщина не оставалась безропотной и покорной, а принимала активное участие в общественной жизни. Ее главной целью становится тяга к знаниям, стремление к осознанию того, что и она играет немаловажную роль в жизни общества

В целом, ислам оказал большое влияние на эволюцию представлений о женском воспитании башкирского народа. Благодаря внедрению ислама в башкирское общество главными качествами для девочек и девушек становятся целомудрие, для женщин - супружеская верность, которые являются основными нравственными нормами в исламе. Также к важным качествам девушки, характеризующим ее морально-этический облик, относят скромность, уважение к старшим, милосердие, терпимость, ответственность за воспитание детей, что, естественно, ценилось всеми народами во все времена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана, 1995. С.31.

2. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. - С.268.

3. Шайдуллина Л.И. Брак и развод по мусульманскому праву// Арабские страны. История. - М., 1963. С.209.

4. Никольский Д.П. Из поездки к лесным башкирам//Землеведение. Т.4. Спб., 1985. С.15.

5. Назаров А.П. К этнографии башкир//Этнографическое обозрение. №5, Спб., 1890. С.188.

6. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа. М., 1999. с.63.

7. Мамлеева Т.М. Женское образование башкирок и татарок в дореволюционной Башкирии: Дис. . канд. пед. наук. М., 1952-1953 гг. С.212-213.

8. Янгузин Р.З. Хозяйство и социальная структура башкирского народа в XVIII - XIX в. Уфа, 1998. С.52.

9. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства. - Ч.2 -СПб., 1795-1802. С.38-39.

Поступила в редакцию 19.06.06 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.