УДК 37.018.2 ББК 74.200
ЖЕНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРИОД ВНЕДРЕНИЯ ИСЛАМА В БАШКИРСКУЮ СРЕДУ Тагирова Л. А.
В связи со снижением уровня воспитания девушек на современном этапе развития общества, автор поднимает проблему изучения принципов ислама в женском воспитании, начиная с 13 века. В статье рассматривается опыт башкирского женского воспитания во время внедрения ислама. Показывается влияние ислама на главные педагогические идеи воспитания.
Отношение к женщине-матери - один из ключевых показателей меры общественной гуманности и цивилизованности.
Современная ситуация, а именно, ухудшение благосостояния людей, нравственный беспредел, обострили также и социальные проблемы, связанные с женским началом.
Обеспокоенность общества в сохранении основных функций женщины - быть матерью и женой - является одной из причин обращения к анализу историко-педагогического опыта женского воспитания у башкир. Изучение традиций женского воспитания в башкирском обществе способствует формированию личности, обладающей высокой нравственностью. Рассмотрим опыт воспитания женщины в период внедрения ислама в башкирскую среду.
Ко времени татаро-монгольского нашествия (XIII век) процесс формирования башкирского этноса в основном завершился. Но постоянные поборы и притеснения со стороны захватчиков и башкирских феодалов сильно ухудшили положение башкир, страна пришла в экономический упадок.
Эти новые условия жизни башкирского народа предъявили свои специфические требования к качествам, воспитываемым в женщине: она должна была обладать и чисто мужскими качествами. Наряду с мужчинами героини эпосов и сказаний искусно владеют пикой, саблей, метко стреляют. Эти характерологические свойства башкирские женщины проявляли и в борьбе за освобождение своих земель.
С X в. среди башкир начинает распространяться ислам, ставший в XIV веке господствующей религией. Особых препятствий мусульманская религия в процессе проникновения в Башкирию не испытывала. “Это связано с тем, что арабо-
мусульманская культура так же, как и культура башкир носила скотоводческо-кочевой характер. А это способствовало сохранению в общественном сознании башкир многих элементов их домусульманской культуры” [1].
Как отмечают многие авторы, башкиры не были столь ортодоксальными мусульманами. Слабость позиций ислама выражалась в какой-то мере и отношением башкир к женщине.
Нельзя не заметить, что у некоторых мусульманских народов Востока стараниями господствующих классов и духовенства укоренилось унизительное отношение к женщине, при котором само рождение девочки считалось бедой и несчастьем.
Однако отмечается, что башкирские женщины пользовались относительно большей свободой, чем у многих мусульманских народов. Об этом пишут в своих путевых заметках многие русские ученые исследователи прошлого столетия [2].
Л.И.Шайдуллина, изучавшая положение восточных мусульманок в семье и обществе, считает, что башкирская женщина “во все времена оставалась свободной от ношения покрывала и не подвергалась затворничеству. Причиной этому была суровая жизнь кочевников, когда женщине, наравне с мужчиной, приходилось делить все тяготы кочевой жизни. У башкир, принявших ислам, женщина оставалась свободной от этих обычаев ” [3].
О терпимом обращении башкир с женами пишут русские ученые А. П. Назаров и Д. П. Никольский. По словам Д. П. Никольского, отношение башкир к своим женам “скорее можно назвать гуманным... ” Несмотря на порабощенность женщины, ее безответность, башкир относится к своей жене мягко и почти никогда не бьет ее [4]. А. П. Назаров писал: “Нравственное положение
женщины в семье довольно сносно, так как коренной обычай башкир запрещает не только бить, но даже грубо обходиться с женой ” [5].
Ислам оказал большое влияние на эволюцию представлений о женском идеале башкирского народа. Для девочек обязательным условием является целомудрие, для женщин - супружеская верность. К важным качествам девушки, характеризующие ее морально-этический облик, относят скромность, сдержанность, умение владеть собой, исполнительность и уравновешенность.
Идея терпимости также занимала важное место в воспитании девушек. Это исходит из того, что основной постулат Корана - терпимость. Терпимости требовал сам образ жизни народа. Постоянные перекочевки на обширных территориях, суровый климат, войны требовали от
198
раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
женщины проявления мужества, смелости и терпения.
По этому поводу М.Г.Тайчинов пишет: “В этнопедагогической культуре особенно у народов исламской культуры (у татар, башкир, народов Северного Кавказа и др.) воспитание терпимости является основой формирования личности: “Кто терпелив в своих целях, - тот добивается
желаемого” - гласит народная пословица. Поэтому, народные воспитатели во все времена обращали большое внимание на воспитание терпимости у подрастающего поколения” [6].
У каждого народа в его историческом развитии есть важные переломные события. В истории башкирского народа таким событием было присоединение его к Московскому государству.
Однако царизм принес в Башкортостан национально-колониальный гнет, который впоследствии явился причиной восстаний башкирского народа против царизма, отразившихся в устном народном творчестве, способствующем формированию патриотических чувств в системе женского воспитания.
В сфере башкирского народного воспитания возникают новые идеи: понимание России как своей Родины, понимание преданности. В течение веков педагогические воззрения башкир определялись исходя из положения о том, что для человека нет ничего важнее Родины.
Воинская служба понималась как обязанность каждого башкира перед Отечеством, народом. Она выражалась в воспитании у подрастающих боевых качеств: смелости, находчивости, выносливости, бесстрашия, самоотверженности, отваги. Перечисленные качества воспитывались не только у мальчиков, юношей, но и у девочек и девушек.
После присоединения Башкирии к Московскому государству позиции ислама еще больше укрепились. В XV-XVIII вв. мусульманское духовенство стремилось окончательно вытравить из сознания башкир языческие представления об окружающем мире, утвердить нормы мусульманской морали о женщине. Особенно после открытия в 1789 г. Магометанского духовного собрания в самом центре Башкирии - Уфе, заметно распространяются догмы ислама среди оседлых башкир. Царизм, открывая это духовное учреждение, преследовал классовые цели - укрепить свои позиции в беспокойном Башкирском крае, где часто вспыхивало сопротивление феодально-колониальному наступлению, соответственно, усилилось и порабощение женщин. Девушки, однако, вопреки всему этому, продолжали принимать активное участие в народных празднествах, на скачках и в борьбе.
Башкирам было свойственно воспитание у девушек не только названных черт характера, но и еще верности, честности и готовности умереть без сомнения за защиту этих качеств, а также проявления мужества, смелости, решительности и бес-
страшия. Словом, у девушек воспитывали те качества, которые были нужны человеку в условиях суровой жизни, в которых человек оставался один на один с природой, сложными жизненными ситуациями. Девушки могли прекрасно ездить верхом на коне: верховая езда для них стала обычным явлением, могли соревноваться в верховой езде с мужчинами. Они были физически очень сильны, помогали мужчинам в различных видах земледельческого труда: сеяли, пахали и т. д.
Обучали девушек охотиться с детства, и поэтому они умели метко стрелять из лука, соревноваться с мужчинами. Эти качества способствовали тому, что девушки, молодые женщины участвовали в военных сражениях в качестве воинов. Об этом говорят легенды и предания, где лейтмотивом звучит прославление их героизма, любви к своему народу, к той земле, где они родились и живут.
Таким образом, участие женщин в военных походах и сражениях, а в мирное время на охоте, в состязаниях было вызвано не нехваткой мужчин-воинов, мужчин-охотников, а тем, что народная педагогика видит в этом обстоятельстве важное воспитательное средство. Не только участие, но даже присутствие женщин усиливало, поднимало боевой дух воинов, в состязаниях и охоте - дух соперничества.
Все сказанное позволяет утверждать, что в этот период башкирские женщины, как и мужчины, находились на достаточном уровне развития в них личностных качеств. В противном случае вряд ли среди них могли быть сочинители песен, а также участники боевых походов.
После вхождения Башкирии в русское государство в крае стала складываться система женского мусульманского образования.
Так, уже в 1906 г. в газете «Вакт» в статье «Дарлмугаллимат» говорилось о том, что «Развитие всякой нации зависит от воспитания женщины. Однако, несмотря на многомиллионное мусульманское женское население, нет ни одного более или менее правильно организованного женского мекте-бе...» [7].
К 1916 году в Уфе уже было 5 женских школ, где, «наряду с вероучением и общеобразовательными предметами, преподавались педагогика и методика отдельных предметов».
Участие женщины-мусульманки в общественной жизни было большим прогрессом в то время, когда идеологи мусульманской религии считали, что все познания женщины должны быть ограничены изучением «Иманшарты» (основание веры) и «Афтияка» (книга о нравственности).
Относительная свобода башкирки в семье и обществе была обусловлена особенностями кочевого скотоводческого хозяйства. Мужчины обычно следили за стадами скота, занимались охотой, бортничеством, земледелием. Женщины вели домашнее хозяйство. Во время кочевок они:
«... упражняются в доении коров, коз, овец, в делании масла и курута, а с кобыльего молока кумыса», а зимой «в рукоделии, прядут шерсть и посконь и ткут армечину для себя и частию на продажу» [8]. Можно сделать вывод, что особенности суровой кочевой жизни башкир развивали в девушках необходимую физическую силу, выносливость и ловкость.
Следует отметить большую роль башкирской женщины и в домашнем производстве. Девочки принимали непосредственное участие в посильных видах домашнего труда. Все, что делалось взрослыми женщинами, делалось на глазах у девочек. Девочки на их примере, как отмечал дореволюционный исследователь И.И. Лепехин, учились «портняжить, сапожничать, кожевничать и валять войлоки. делать не только обувь, но и всю домашнюю утварь» [9]. Таким образом, указывалось на важность и необходимость пробуждения интереса девочек к труду взрослых с малых лет.
Заготовка продуктов на зиму, приготовление пищи также являлись своеобразными физическими упражнениями для девушек, так как требовали оп-
ределенных навыков, культуру и чистоту исполнения.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что, несмотря на все попытки мусульманского духовенства укрепить свои положения о башкирской женщине, женщина не оставалась безропотной и покорной, а принимала активное участие в общественной жизни. Ее главной целью становится тяга к знаниям, стремление к осознанию того, что и она играет немаловажную роль в жизни общества
В целом, ислам оказал большое влияние на эволюцию представлений о женском воспитании башкирского народа. Благодаря внедрению ислама в башкирское общество главными качествами для девочек и девушек становятся целомудрие, для женщин - супружеская верность, которые являются основными нравственными нормами в исламе. Также к важным качествам девушки, характеризующим ее морально-этический облик, относят скромность, уважение к старшим, милосердие, терпимость, ответственность за воспитание детей, что, естественно, ценилось всеми народами во все времена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана, 1995. С.31.
2. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. - С.268.
3. Шайдуллина Л.И. Брак и развод по мусульманскому праву// Арабские страны. История. - М., 1963. С.209.
4. Никольский Д.П. Из поездки к лесным башкирам//Землеведение. Т.4. Спб., 1985. С.15.
5. Назаров А.П. К этнографии башкир//Этнографическое обозрение. №5, Спб., 1890. С.188.
6. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа. М., 1999. с.63.
7. Мамлеева Т.М. Женское образование башкирок и татарок в дореволюционной Башкирии: Дис. . канд. пед. наук. М., 1952-1953 гг. С.212-213.
8. Янгузин Р.З. Хозяйство и социальная структура башкирского народа в XVIII - XIX в. Уфа, 1998. С.52.
9. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства. - Ч.2 -СПб., 1795-1802. С.38-39.
Поступила в редакцию 19.06.06 г.