Научная статья на тему 'Концепция государственного регулирования российской экономики'

Концепция государственного регулирования российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
283
60
Поделиться
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ГОСУДАРСТВО / STATE / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / СИСТЕМА / SYSTEM / ИНСТИТУТЫ / INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Радзиевская Татьяна Вячеславовна

В статье представлен анализ современной концепции государственного регулирования модернизируемой российской экономики, ориентированной на реализацию стратегии раз-вития страны до 2020 г. Автором выделены задачи, которые необходимо решить, чтобы стратегии развития на национальном и глобальном уровне работали согласованно. Сформулированы проблемы, касающиеся системности государственного регулирования экономики.

The concept of state regulation of Russian economy

The article presents analysis of the modern concept of state regulation of modernized Russian economy, oriented towards realization of the development strategy of the country until 2020. The author singles out tasks that need to be completed so that development strategies on the national and global levels could work in concert. The author also formulates the problems regarding the system of state regulation of economy.

Текст научной работы на тему «Концепция государственного регулирования российской экономики»

концепция государственного регулирования российской

экономики

__Аннотация

В статье представлен анализ современной концепции государственного регулирования модернизируемой российской экономики, ориентированной на реализацию стратегии развития страны до 2020 г. Автором выделены задачи, которые необходимо решить, чтобы стратегии развития на национальном и глобальном уровне работали согласованно. Сформулированы проблемы, касающиеся системности государственного регулирования экономики. _Ключевые слова: экономика, государство, модернизация, регулирование, система, институты

Современная концепция государственного регулирования экономики(ГРЭ) является совокупностью взаимосвязанных компонент, характеризующих цели, стратегии, принципы и механизмы целенаправленного воздействия на систему хозяйства. Для эффективной модернизации экономики, провозглашенной в России политическим руководством страны, необходимо детализировать каждую из них, опираясь на определения сущности и содержания регулирования, приведенные в работах [1-3] и уточненные автором в [4].

Цели, стратегия и принципы ГРЭ

Цели ГРЭ включают создание условий для модернизации российской экономики и ее стабильного развития, наведение в стране экономического порядка, способствующего свободе предпринимательства, поощрению конкуренции, ответственности участников экономических отношений, воздействие на структуру экономики и влияние на социальную сферу. В соответствии с системным подходом установка контрольных индикаторов должна быть выполнена таким образом, чтобы поставленные цели в процессе регулирования ана-

Радзиевская Татьяна Вячеславовна

канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, Воронежский экономико-правовой институт ttt-06@yandex.ru

лизировались на осуществимость, сочетаемость и непротиворечивость, что также предполагает общую оценку результирующей эффективности действий государства по ГРЭ. Стратегия ГРЭ должна различаться при действиях внутри страны и за ее пределами. При регулировании на национальном уровне применяются механизмы в виде согласованных форм, методов и инструментов, в результате работы которых возникает учитывающая страновую специфику самоорганизация, ориентированная в нужном направлении. При глобальном регулировании, осуществляемом для снижения государственных издержек, приходится учитывать совокупность новых обстоятельств в виде отсутствия единой координирующей власти, институциональных различий и суверенных прав всех государств-участников. Между ними возникают рыночные отношения, оттесняя или видоизменяя используемые для внутреннего регулирования иерархические структуры «правительство - государственный аппарат - специальные органы».

Для согласования стратегий национального и глобального регулирования необходимо решить, по меньшей мере, три задачи:

- уточнить правила в отношении норм собственности, касающихся глобальных ресурсов, которые могут пересекаться с национальными;

- сформировать эффективный механизм глобального регулирования исходя из минимизации трансакционных издержек и методов управления ими;

- усовершенствовать институты, снижая значение принуждения в виде санкций и вооруженного вмешательства в пользу добровольного принятия взаимовыгодных решений.

При этом экономические потери в краткосрочной перспективе вполне возможны, а порой неизбежны, но ориентация на долгосрочные выгоды может их оправдать. С этих позиций, по-видимому, следует оценивать вступление России в ВТО. Принципы ГРЭ предполагают ограниченный объем вмешательства государства в экономику при согласовании интересов субъектов и объектов регулирования, обоснованность принятия решений, рассчитанных на перспективу и возможность

установка_

контрольных индикаторов должна

быть выполнена_

таким образом,_

чтобы поставленные_

цели... анализировались на осуществимость, сочетаемость____

_принципы ГРЭ уточнения при изменении внешних условий. Эти

_предполагают принципы, вытекающие непосредственно из эко-

_ограниченный объем номического анализа, необходимо дополнить

_вмешательства другими, следующими из системного подхода и

_государства ориентированными на совершенствование регу-

_в экономику при лирования:

_согласовании - системность, основанная на применении взаи-

_интересов субъектов моувязанных форм, методов, включая: админис-

_и объектов тративные, экономические, институциональные;

_регулирования прямые и косвенные; внутри- и внешнеэкономи-

_ ческие;

_ - согласованность, предусматривающая совмеще-

_ ние основных направлений социально-экономи-

_ ческой деятельности государства с интересами

_ большинства населения;

_ - единство, обеспечивающее сходство управляющих действий на всей территории страны при фактическом равенстве прав субъектов экономической деятельности; ответственность, определяющая обязательства едеральных, региональных и муниципальных органов власти за свои решения, включая необходимое и своевременное финансирование принятых социально-экономических программ и проектов;

- эффективность, являющаяся мерилом развития экономики, ее стабилизации, отражающая уровень обеспеченности национальной безопасности страны;

- универсализация, предполагающая единообразие требований к эффективности общественного производства независимо от форм собственности, меж- и внутриотраслевой принадлежности;

- социальная направленность, содействующая улучшению социальной инфраструктуры, демографической ситуации, повышению жизненного уровня населения.

Проблемы, касающиеся системности государственного регулирования экономики

Рассматривая действия в области государственного регулирования экономики как системные, выделим три уровня, которым должны соответствовать применяемые формы и методы. Первый уровень связан с национальными особенно-

стями и опытом, ранее накопленным нашими гражданами. Особенность России определяется ее большим по сравнению с другими странами хозяйственным пространством, неравномерно распределенным по территории. Очевидно, что степень готовности к преобразованиям, связанная с природно-географическими, социально-экономическими факторами различных территориально-административных образований, весьма отличается. Подтверждением этого являются инициативы центра и регионов по объединению, укрупнению экономических потенциалов для выравнивания уровней жизни ряда близлежащих территорий.

Для данного уровня системности при отработке форм и методов, включая налогово-бюджетное, денежно-кредитное регулирование и стимулирование, институциональные преобразования и неприемлемость радикальных изменений складывающегося жизненного уклада населения, не следует предпринимать никаких резких действий в части натурализации хозяйственной деятельности граждан, полной или частичной конфискации их сбережений, включая денежные. Необходимо также методами государственного регулирования, включая административные и экономические, улучшать функционирование государственного аппарата, чтобы так называемый институт «российского бюрократизма» со всеми его отрицательными качествами был максимально подавлен. Второй уровень системных действий связан с развитием уже существующих рыночных отношений в российском обществе. Можно выделить ряд базовых экономических институтов, которые в различной степени завершенности присутствуют в России. Это частная собственность, крупный, средний и малый бизнес, корпорации, банки, рынки факторов производства, товарный рынок, денежное обращение, налогообложение. Конечно, после семидесятилетнего периода централизованной экономики нельзя рассчитывать на быстрое создание новой совершенной системы хозяйствования, т.к. страна находится в процессе ее формирования.

В отношении прав собственности отметим, что существующая неустойчивая ситуация, когда со

особенность России определяется ее большим... хозяйственным пространством,

неравномерно_

распределенным по территории

необходимо... улучшать

функционирование

_государственного

, чтобы так называемый

_институт

«российского

бюрократизма»... _ был максимально _подавлен

Ы ЭКЮ ш

стремлением к дальнейшей приватизации в обществе одновременно выдвигаются идеи национализации или деприватизации, наиболее выгодна участникам, ориентированным на реализацию привлекательных для них правомочий из «пучка прав» собственности.

Рассматривая финансовую систему России, приходится констатировать ее несовершенство, проявляющееся, в частности, как в недостатках инвестирования в национальную экономику, так и в слабой привлекательности для зарубежных инвестиций. Прослеживается непоследовательность действий по координации потоков финансовых ресурсов в экономике страны.

Банковская сфера, как важная составляющая более крупной финансовой системы, несмотря на внимание к ней власти, недостаточно адаптирована по своей структуре и размерам активов к масштабному кредитованию реальных секторов экономики - выдаваемые суммы и сроки их погашения, как оценты по займам в условиях существующей фляции не в состоянии дать толчок для устойчивого социально-экономического развития. Явно недостаточна капитализация большинства предприятий и фирм, а финансово-промышленные руппы формируются медленно и даже образовав-ись, из-за борьбы кланов и внутренних противоречий, не всегда становятся устойчивым источником инвестиций и перспективных производств. Денежное обращение современной России также полностью не устоялось, ибо трудно трактовать иначе закрепившиеся средства платежа и обращения в виде рубля при мерах стоимости и накопления в виде доллара и евро (фонд национального благосостояния, валютные резервы ЦБ). Отмеченная несбалансированность действий по государственному регулированию экономики, как и ее механизма, свидетельствует о нахождении нашего общества по ряду позиций в фазе переходной экономики. При этом экономические агенты должны действовать в разных направлениях, а характер их поведения вместо предсказуемого регулярного имеет черты стохастического. То есть, трудность прогнозирования действий одного агента порождает непредсказуемость ситуации для других участников хозяйственной жизни.

Таким образом, на втором уровне системных действий, связанных с развитием уже существующих в России рыночных отношений и институтов для проведения модернизации экономики, при государственном регулировании необходимо:

- преобразовать механизмы и соответствующие им формы и методы хозяйствования таким образом, чтобы криминализация общества, проявляющаяся в том числе через коррупцию бюрократии, была существенно снижена;

- произвести согласование основных направлений и способов экономической деятельности ее участников, при этом персонифицировать ответственность как предпринимательского, так политического и чиновничьего классов;

- найти решение по накопившимся противоречиям в области отношений собственности, используя при этом понятные, а значит воспринимаемые обществом критерии возможных дополнительных преобразований, основанных на правовом подходе в сочетании с мерами по ликвидации неэффективных собственников;

- осуществить с широким привлечением частного бизнеса приоритетную реализацию программ по ликвидации допущенного технологического отставания в отечественных базовых производствах, определяющих, в том числе, и национальную безопасность страны, включая сферу подготовки трудовых ресурсов (например, инженерно-технических кадров для промышленности);

- нормализовать деятельность финансовой системы, устранив непоследовательность и фрагментарность ее функционирования;

- повысить уровень адаптации банковской системы, сделав кредиты для населения и осуществления хозяйственной деятельности действительно доступными;

- постепенно избавляться от неравномерности регионального развития страны путем рационального распределения административных и материальных ресурсов, поддержки территорий, исключив из нее факторы политического давления в интересах отдельных властных структур.

К третьему уровню системности при государственном регулировании экономики можно отнести действия, трактуемые как глобальные и связанные

выдаваемые суммы и сроки их погашения,

как и проценты_

по займам,... _

не в состоянии_

дать толчок_

для устойчивого_

социально-_

экономического_

развития

в перспективе

правляться на создание

_транснациональных

_корпораций

с устоявшимися процессами в мировой экономике. В силу относительной малости временного интервала экономических преобразований в России эта область деятельности наиболее ограничена, главным образом, финансовыми и внешнеторговыми отношениями. Вместе с тем, в перспективе усилия государства должны все больше направляться на создание транснациональных корпораций с заметным и выгодным для страны российским участием, которое заменит порой не институциональное и слабо предсказуемое поведение отдельных отечественных фирм на мировом рынке. Другое направление усилий, способствующих включению России в мировую экономическую систему - активное участие в деятельности международных экономических организаций (таких, как мировой банк, всемирная торговая организация и др.) и межгосударственные экономические соглашения. Примеры наиболее результативных действий руководства страны в этих направлениях уже присутствуют.

Задачи, на решение которых направлено ГРЭ

держание механизма ГРЭ формируется на снове использования функционального и структурного подходов [1-3]. В первом случае механизм представляется в функциональной связи определяющих его явлений и используется для реализации основных функций ГРЭ, во втором - интерпретируется как совокупность составляющих, лючающих взаимозависимые формы, методы и ументы, соответствующие выбранным фун-иям. Отличительной особенностью условий, в которых функционирует механизм ГРЭ, является наличие противодействия, которое возникает по различным причинам и способно затруднить или даже сорвать его работу. Причинами противодействия регулированию с названными выше целями могут быть антагонизм, соперничество, коррупционные интересы и т.п. Поэтому при обосновании рациональных способов работы механизма ГРЭ необходимо учитывать эти факторы, определяющие результирующую эффективность. В стратегии развития страны до 2020 г. особо выделены проблемы создания инновационной эко-

^-ЮЯт

российс

номики и человеческого капитала. Если рассматривать выдвинутую стратегию как крупнейший системный проект, то основные его составляющие, реализуемые лишь при активной роли государства, должны обеспечить решение трех важнейших взаимосвязанных задач, а именно:

- преодоление невиданной по масштабам криминализации страны, многократно возросшей со времен СССР;

- устойчивый рост уровня и качества национального человеческого капитала, включающего науку, образование, ментальность как основные компоненты. Понимание того, что человеческий капитал первичен и является основой национального богатства, должно стать государственной позицией, последовательно утверждаемой конкретными действиями во всех региональных и муниципальных образованиях. Лишь при наличии такого понимания можно всерьез рассчитывать на рост прибыли и совершенствование средств производства, тем более что данный России свыше природный капитал этому способствует в полной мере;

- создание новой системы, основанной на инновационной экономике и передовой науке. Несмотря на многочисленные инновационные программы, о которых на разных уровнях многократно заявлялось в течение последних десяти лет, реальные результаты в плане создания условий для расширенного воспроизводства инноваций, развития институтов по защите интеллектуальной собственности, модернизации экономики на базе совершенных технологий и, главное, улучшения жизни населения оставляют желать большего.

Выводы

Концепция государственного регулирования экономики, системно обоснованная автором, является совокупностью взаимоувязанных компонент и представляет собой общий замысел государственного регулирования модернизируемой российской экономики на современном этапе.

Литература

1. Национальная экономика: под общ. ред. В.И. Кушлина. - М.: Изд РАГС, 2010. - 512 с.

причинами_

противодействия регулированию...

могут быть_

антагонизм,_

соперничество, коррупционные интересы

2. Рисин И.Е. Государственное регулирование экономики / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, С.М. Сотников. - Воронеж.: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. - 240 с.

3. Радзиевская Т.В. Механизм государственного регулирования российской экономики: сущность, формы, эффективность / Под ред. В.В. Гаврилова. -М.: Экономика, 2013. - 285 с.

4. Радзиевская Т.В. Сущность и содержание государственного регулирования развитых и переходных экономик // Российское предпринимательство. - 2014. - № 12 (258). - С. 103-111.

Tatiana V. Radzievskaya

Candidate of Science, Economics, Associate professor, Department of Management, Voronezh Economics and Law Institute

The concept of state regulation of Russian economy

_Abstract

The article presents analysis of the modern concept of state regulation of modernized Russian economy, oriented to wards realization of the development strategy of the country until 2020. The author singles out tasks that need to be completed so that development strategies on the national and global levels could work in concert. The author also formulatestheproblems regarding the system of state regulation of economy.

Keywords: economy, state, modernization, regulation, system, institutions