сущность и содержание государственного регулирования развитых и переходных
экономик
Аннотация
В статье проанализированы предпосылки и подходы к государственному регулированию развитых рыночных экономик. Рассмотрены особенности, возникающие при государственном регулировании экономики в переходный период. Определены сущность и содержание государственного регулирования модернизируемой российской экономики.
Ключевые слова: государство, регулирование, экономика, инвестиции, глобализация
Государственное регулирование экономики является системой мер государства по обеспечению своих интересов в сложившейся форме хозяйствования, о чем свидетельствуют регулирующие действия, применяемые в странах на разных этапах их исторического развития. В России уже в
XVIII в. регулировался объем денежной массы, а в
XIX в. формировалась концепция национальной экономики, включающая развитие производительных сил и создание межотраслевой системы хозяйства, сочетание твердых законов и частного интереса, гарантии свободы личности. Основным богатством страны считаются люди, значительные усилия государства направляются на совместимость общественного и частного интереса, поддержку промышленных предпринимателей, в особенности из среднего сословия [1, 2].
Переосмысление теорий макроэкономического регулирования
Выполнение государством своих основных функций в экономической и социальной сферах, вклю-
Радзиевская
Татьяна
Вячеславовна
канд. экон. наук, доцент
кафедры менеджмента,
Воронежский
экономико-правовой
институт
1Х==Ж 1
выполнение
государством своих
и социальной
с использованием
соответствующих _средств
чая реализацию экономической политики, связано с использованием соответствующих средств. Являясь одним из них, государственное регулирование экономики, как показывает многовековой опыт, может способствовать развитию экономики в нужном направлении. В ранних системах хозяйствования регулирующие действия являлись достаточно фрагментарными, в XX в. они стали доминирующими в странах с командно-административной экономикой. Проблема государственного регулирования системно исследуется и применительно к господствующей во многих странах рыночной экономике, т.к. присущие ей недостатки («провалы рынка») начинают заметно сказываться на общественном развитии.
В результате анализа экономического развития стран учеными были выявлены циклический характер воспроизводственного процесса макроэкономической нестабильности, проявляющейся в совой безработице и инфляции; преобразование конкурентных рынков в монополистические; неэффективное распределение экономических ресурсов и неспособность снижения издержек; приобретение необоснованных выгод для ряда участников деятельности в сфере производства и потребления, неоправданная дифференциация доходов, сложность производства общественных аг и услуг [3, 4]. Понимание данных факторов формировалось в экономике во времена А. Смита, поэтому с течением времени они по-своему трактовались представителями разных научных школ, а предлагаемые способы преодоления негативных экономических последствий существенно отличались друг от друга. В связи с этим не вызывает сомнений необходимость переосмысления произошедших фундаментальных изменений. Среди научных теорий, посвященных проблеме ГРЭ, в первую очередь, выделим исследования Дж.М. Кейнса, в которых для сглаживания недостатков рыночной экономики обоснована целесообразность государственного регулирования путем повышения эффективного спроса с помощью денежных и инвестиционных регуляторов[5]. Денежное регулирование Кейнс предлагает осуществлять, прежде всего, в интересах развития производства и повышения занятости населения
1./1. __
российское предпринимательство, № 12(258)/июнь 2014
за счет принудительного удешевления денег (снижения нормы процента), позволяющего увеличить разницу между получаемой прибылью и стоимостью используемых кредитов. Другое его предложение относится к изменению взаимосвязи между сбережением, потреблением и инвестициями. Вопреки ранее существующему мнению о сбережении как основе экономического роста было показано, что оно слабо влияет на приток инвестиций, не способствует эффективному спросу, снижая емкость рынка и увеличивая безработицу. Отсюда следует, что государство своими действиями должно стимулировать потребление за счет как своих, так и частных инвестиций. Основным инструментом при этом является бюджетное регулирование, связанное с увеличением государственных расходов, включая капиталовложения в неприбыльные сферы хозяйства. Инвестиции со стороны государства приводят к мультипликативному эффекту даже тогда, когда при складывающихся внешнеторговых связях растет занятость не внутри страны, а за ее пределами, т.к. в перспективе капиталовложения возвращаются в страну.
Идеи Кейнса не ограничивались макроэкономическим регулированием и переносились на микроуровень во Франции, Германии и Японии. Вместе с тем, как показал экономический кризис 70-х гг., кейнсианские методы государственного регулирования оказались не в состоянии справиться с всплесками инфляции, ростом цен и безработицей на фоне общего спада производства. Построение «социального государства» в условиях формирования мирового финансового рынка, усиливающегося влияния бюрократии, выходило из-под общественного контроля, сопровождалось снижением производительности труда, ухудшением условий свободной конкуренции и нарастанием бюджетного дефицита.
Взгляды ученых-экономистов на суть ГРЭ
Неоклассицизм, исходная позиция которого базируется на принципе саморегулирования экономики при минимальном вмешательстве государства в хозяйственную деятельность, содержит ряд
денежное_
регулирование_
Кейнс предлагает осуществлять,
прежде всего,_
в интересах развития
производства_
и повышения_
занятости населения
построение
«социального
государства»... выходило из-под —общественного
контроля,
сопровождалось _снижением
_производительности
_труда...
гулир
х
ПК
СУ/ I)
рекомендаций, представляющих интерес при осуществлении ГРЭ. Прежде всего это относится к предложениям монетаристов в сфере бюджетно-налогового регулирования [6], в которых утверждается, что рыночная экономика, подверженная минимальным внешним вмешательствам, в состоянии обеспечить равновесие спроса и предложения при экономическом росте, определяемом возможностями существующей производственной базы. Однако остается нерешенным вопрос о том, действительны ли эти рекомендации при наличии внешних возмущений? В связи с тем, что принцип сбалансированности нарушается, перестает действовать саморегулирование, процесс взаимного приспособления рынков теряет стабильность. По мнению М. Фридмена налоговая база, являясь широкой, но вполне определенной для производителей и потребителей, должна формироваться при ограниченном числе налогов и минимуме освобожденных от них субъектов. Подчеркивается ачение своевременности уплаты налогов, осо-нно в периоды сильной инфляции, возможность использования штрафных санкций при наличии задолженности по бюджетным платежам. Основным способом регулирования бюджетных асходов является их сокращение путем уменьшения доли государственного сектора, рациональности государственных капиталовложений недопустимости конкуренции выпускаемой госпредприятиями продукции с рыночной, повышения производительности труда госслужащих, регулярной корректировки государственного потребления в сторону его снижения, а также планирования и контроля бюджета. Предусматриваются целевые программы капиталовложений, текущих расходов и доходов, ссуд на срок от трех до пяти лет на проведение мероприятий, связанных с защитой неимущих слоев населения. Использование регулирующих методов и инструментов предусматривается также и в теории рыночного хозяйства [7, 8]. Так, В. Ойкен предложил различать регулирование экономики и экономический порядок. Если регулирование трактовалось как воздействие на систему хозяйства, то порядок увязывался с действиями государства, являясь предпосылкой и условием развития эконо-
мики при ограничении монополий и социальных антагонизмов.
Сошлемся на известное мнение видного политического деятеля Германии Л.Эрхарда, который утверждал, что конкуренция нужна там, где это возможно, а государственное регулирование экономики - где необходимо. Сложно выразится точнее.
Подводя итоги рассмотрения взглядов известных ученых-экономистов на ГРЭ, отметим, что большинство исследователей разделяют мнение о его необходимости. Объем регулирующих действий, схема их приложения зависит от состояния экономики, страновой специфики, институциональной среды и обосновывается ими исходя из личностных предпочтений и понимания экономических проблем.
Подходы к созданию механизма ГРЭ
Среди развиваемых подходов особенно важным представляется фундаментальный вывод Дж. М. Кейнса о внутренней неустойчивости рыночной экономики и необходимости создания компенсирующего «провалы рынка» механизма ГРЭ. Вместе с тем, большинство рекомендаций, обоснованных классиками экономической теории, относится к действиям по государственному регулированию зрелой рыночной экономики. Из-за существенных различий в исходных предпосылках они не могут без корректировки переноситься на переходные и находящиеся на этапе модернизации экономики. Обобщая накопленный исторический опыт в области ГРЭ, точки зрения экономистов, представляющих различные эпохи и теории, можно выделить два основных подхода.
В первом, называемом либерально-консервативным, выдвигается идея стабилизации хозяйственной системы при относительно невысоких темпах экономического роста. Здесь первичной является стабильность экономики, поэтому его основное приложение связано с высокоразвитыми странами. Второй подход наиболее характерен для развивающихся экономик, какими являются «азиатские тигры», страны СНГ и Восточной Европы. Приоритет отдается экономическому росту, а ГРЭ вытекает из его планируемого темпа.
если регулирование трактовалось как
воздействие_
на систему_
хозяйства,_
то порядок_
увязывался_
с действиями государства_
Особенностью современных подходов является то, что в них опыт так называемых новых индустриальных стран берется за образец перехода от социального государства к эффективному государству. В настоящее время взгляды экономической науки на эти процессы нельзя считать сформированными, однако можно заметить, что многие экономисты видят влияние глобализации на экономику страны. В результате глобализации капитал становится более мобильным и уже может отстаивать свои интересы в ущерб социальным, например, за счет перемещения производств в те регионы и страны, где система защиты наемных работников еще не сформировалась.
конкуренция
нужна там,
регулирование
_экономики -
где необходимо
Влияние глобализации на регулирование экономических процессов
На современном этапе Россия переживает определенные трудности в своем социально-экономическом развитии. Имеется ряд объективных и субъективных причин, создающих данные проблемы, которые не учитываются в трудах классиков экономической теории. Основными из них, по нашему мнению, являются:
еподготовленный переход от централизован-ой плановой системы хозяйства к рыночной;
- нарушение ранее существующих связей между хозяйствующими субъектами, приведшее к сворачиванию или существенному сокращению важнейших производств, включая базовые;
- резкое изменение социальных гарантий для значительной части населения;
- чрезмерная дифференциация доходов населения, сопровождаемая повышением напряженности в обществе;
- рост коррупции, реально угрожающей экономической и социальной стабильности страны, а также притоку необходимых для ее развития инвестиций;
- износ основных производственных фондов, нарастающая технологическая отсталость, исчерпанность научно-технического задела, созданного трудом предыдущих поколений.
Наряду с возрастанием роли государственного регулирования национальных экономик появилась необходимость учета изменений, носящих
|
глобальный характер и влияющих на поведение участников мирового экономического сообщества. В отличие от действия в масштабе одной страны, здесь приходится учитывать совокупность новых обстоятельств: отсутствие единой координирующей власти, суверенные права всех государств-участников, институциональные различия. Однако, даже весьма далекая от совершенства, исторически сложившаяся и наращиваемая система глобального регулирования экономики является инструментом, снижающим издержки мирового сообщества и предотвращающим возможные хаотические проявления.
Политика отдельных государств, включая Россию, должна строиться с учетом согласования глобальных и внутренних интересов. При этом вполне возможны потери в краткосрочной перспективе, но ориентация на долгосрочные выгоды является вполне оправданной. Трудности согласования позиций по вопросам собственности, трансакци-онных издержек действительно имеют место, но, как показывает опыт, при наличии политической воли и понятных экономических выгод, они могут преодолеваться.
При исследовании категории ГРЭ отечественными экономистами развиваются два основных подхода. В первом основное внимание уделяется функциональному содержанию регулирования, поэтому оно интерпретируется как «воздействие» на систему хозяйства [3, 9]. Во втором изучается структура механизма, с помощью которого осуществляется государственное регулирование, при этом механизм определяется как «совокупность форм, методов и инструментов ...» [4, 10]. Опираясь на известные результаты теоретико-методологических исследований в части ГРЭ, руководствуясь принципом В. Парето об исключении действий, способных уменьшить выгоду других участников экономических отношений, сущность ГРЭ отражает целенаправленное на макроэкономическом уровне воздействие государства на участвующие в хозяйственной деятельности фирмы и домохозяйства. При этом субъектом регулирования является элемент регулирующей системы (правительство, государственный аппарат, специально созданный орган), которым формируется
большинство
рекомендаций,_
обоснованных_
классиками_
экономической теории, относится
к действиям_
по государственному регулированию зрелой рыночной экономики
особенностью
является то, что
г них опыт так называемых новых индустриальных
стран берется _за образец...
регулирующее воздействие на основе исходных данных о состоянии объекта регулирования и осуществляется работа для достижения поставленных целей. В свою очередь, объект регулирования также входит в систему, на него воздействуют субъект регулирования и внешняя среда. Основное содержание государственного регулирования составляет совокупность координирующих действий, направленных на принятие фирмами и домохозяйствами решений, при которых их выгоды сочетаются с государственными интересами. Процесс регулирования понимается как совокупность последовательных изменений состояния регулирующей системы.
Вывод
В условиях переходных экономик понимание сущности и содержания ГРЭ может быть детализировано в части усиления сознательного здействия государства по созданию отвеча-щих современным реалиям и перспективам социально-экономического развития институциональной среды, сбалансированной системы отношений собственности, формирования научно-технической и технологической составляющих, а также условий для наращивания человеческого капитала, конкурентоспособного в условиях глобализации экономики.
Таким образом, государственное регулирование
_ экономики является одним из механизмов реали-
_ зации проводимой государством экономической
_ политики. На современном этапе основные усилия
_ в области регулирования необходимо сосредото-
_ чить на направлениях, обеспечивающих модерни-
_ зацию российской экономики.
Литература
_ 1. Русские экономисты (XIX - начало XX века). - М.:
Институт экономики РАН, 1998. - С. 29-48.
_ 2. Туган-Барановский М.И. Основы политической
_ экономии. - М.: Российская политическая энцик-
_ лопедия, 1998. - С. 11-75.
_ 3. Горланов Г.В. Государство как хозяйствующий
_ субъект и регулятор национальной экономи-
_ ки. В кн. Национальная экономика: под общ. ред.
В.И. Кушлина. - М.: Изд. РАГС, 2010. - С. 217-239.
1. |
ли
утр ю
от]
о^Ту
С/ АЛ.
4. Рисин И.Е. Государственное регулирование экономики / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, С.М. Сотников. - Воронеж.: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. - С. 7-24.
5. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег: Антология экономической классики: В 2-х т. - М.: Эконов, 1993. - Т. 2. - С. 137-434.
6. Фридмен М. Количественная теория денег. - М.: Эльфпресс, 1996. - 181 с.
7. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. - М.: Прогресс, 1995. - 494с.
8. Эрхард Л. Полвека размышлений. Речи и статьи. - М.: Руссико: Ордынка, 1993. - 608 с.
9. Государственное регулирование рыночной экономики:: Учебник для вузов // Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. - М.: ОАО «НПО Экономика», 2000. - С. 15-45.
10. Радзиевская Т.В. Механизм государственного регулирования российской экономики: сущность, формы, эффективность / Под ред. В.В. Гаврилова. -М.: Экономика, 2013. - 285 с.
Tatiana V. Radzievskaya
Candidate of Science, Economics, Associate professor of the Chair of Management, Voronezh Institute of Economics and Law
The essence and the content of state regulation of the developed and transition economies
Abstract
The authors analyze different approaches to state control in developed market economies and preconditions for its development. The specific character of state control in the transition period is discussed. The essence and the content of the state regulation of Russian economy undergoing modernization at the time are determined.
Keywords: government, regulation, economy, investment, globalization