Научная статья на тему 'Назначение государственного регулирования в современной рыночной экономике'

Назначение государственного регулирования в современной рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5844
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубчикова Виктория Юрьевна

Выделена необходимость и раскрыты угрозы отсутствия государственного регулирования рыночной экономики. Рассмотрено назначение, обоснованы ключевые цели и задачи государственного регулирования в современной рыночной экономике Российской Федерации. Представлена характеристика функций и методов государственного регулирования экономики. Выделены возможности активизации инновационного развития как одного из основных назначений государственного регулирования современной рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STATE REGULATION IN MODERN MARKET ECONOMY

Highlighted the need and revealed the threat of the lack of state regulation of market economy. Considered the appointment, the key goals and objectives of state regulation in modern market economy of the Russian Federation. The characteristics of the functions and methods of state regulation of economy. The possibilities for activization of innovative development as one of the primary purposes of state regulation of the modern market economy.

Текст научной работы на тему «Назначение государственного регулирования в современной рыночной экономике»

УДК 338

ВЮ. Голубчикова НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. Выделена необходимость и раскрыты угрозы отсутствия государственного регулирования рыночной экономики. Рассмотрено назначение, обоснованы ключевые цели и задачи государственного регулирования в современной рыночной экономике Российской Федерации. Представлена характеристика функций и методов государственного регулирования экономики. Выделены возможности активизации инновационного развития как одного из основных назначений государственного регулирования современной рыночной экономики. Ключевые слова: государственное регулирование, рыночная экономика, государственное регулирование экономики, назначение государственного регулирования, экономическое развитие.

Victorm GototoM^va THE ROLE OF STATE REGULATION IN MODERN

MARKET ECONOMY

Annotation. Highlighted the need and revealed the threat of the lack of state regulation of market economy. Considered the appointment, the key goals and objectives of state regulation in modern market economy of the Russian Federation. The characteristics of the functions and methods of state regulation of economy. The possibilities for activization of innovative development as one of the primary purposes of state regulation of the modern market economy.

Keywords: state regulation, market economy, state regulation of economy, state regulation, economic development.

К основным факторам непрерывного экономического развития и макроэкономических преобразований, которые требуются странам в периоды общественно-экономических изменений, относится эффективное государственное регулирование экономики. Современные трансформационные процессы, направленные на развитие рыночной экономической системы Российской Федерации, обусловливают необходимость активной регулирующей роли государства. Основной стратегической целью государственного регулирования рыночной экономики выступает создание предпосылок для экономического роста в стране. Для ее достижения существенным является решение широкого круга текущих экономических, социальных и институциональных проблем, таких как высокий уровень безработицы, ускорение динамики инфляционных процессов, неэффективная структура экономики, недостаточный уровень инвестиционной активности, проблемы развития высокопродуктивных и инновационных секторов экономки и многие другие.

Мировой опыт убедительно доказывает возрастающую роль государства в моменты экономических кризисов и при других сложных обстоятельствах в развитых странах. Без учета специфики государственного управления и нормативно-правовой базы в Российской Федерации, а также изучения позитивного зарубежного опыта, невозможно повысить качество регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности. Государственное регулирование в современной рыночной экономике должно быть направлено на обеспечение условий устойчивого экономического роста и совершенствование механизмов государственного управления, в том числе - и за счет реформирования экономики [4]. Сбалансированное использование механизмов рыночного и государственного регулирования в Российской Федерации должно быть направлено на обеспечение расширенного воспроизводства и дальнейший социально-экономический рост страны. Потребность в эффективном государственном регулировании в Российской Федерации в существующих экономических условиях обусловлена рядом факторов, среди которых: несогласованность интересов «государство - субъект хозяйствования -население»; низкий технико-технологический уровень и консервативность структуры экономики; от-

© Голубчикова В.Ю., 2016

сутствие законодательной базы, которая обеспечивала бы эффективное рыночное реформирование; несогласованность налоговой, бюджетной и финансово-кредитной политики в государстве.

В современной науке существуют различные определения категории «государственное регулирование экономики», и, как следствие, по-разному трактуются назначение и конечные цели государственного регулирования. В современных исследованиях назначение государственного регулирования экономики рассматривается как база для реализации национальных интересов страны, как способ влияния на развитие общественного производства и улучшения социального развития страны, в качестве цели государственного регулирование выделяются стабилизация и приспособление социально-экономической системы к переменчивым условиям внешней среды. Такая неопределенность к определению назначения государственного регулирования в рыночной экономике приводит к использованию значительного количества мероприятий государственного регулирования, которые зачастую не приводят к желаемым результатам.

Периодически возникает ряд вопросов по поводу целесообразности государственного регулирования, которые относятся непосредственно к определению роли государства в экономической сфере (Как государство влияет на экономику? Почему одни виды экономической деятельности присущи государственному сектору, а другие - частному? Не берет ли на себя государство слишком много функций по вмешательству в экономику? Могло ли государство действовать эффективнее?) [7].

Перечисленные и другие вопросы являются предметом политических, философских и экономических дискуссий на протяжении столетий. Причем их актуальность возрастает по мере постепенного осложнения организации и структуры общественно-политических систем, разграничения государства и общества, социальной, экономической, политической и духовной сфер как самостоятельных, хотя и наиболее взаимосвязанных элементов единого человеческого социума. Дискуссии и споры в вопросе направлений и степени государственного регулирования экономики не закончены и на современном этапе.

Необходимость государственного регулирования рыночного механизма обусловлена негативными последствия, которые могут иметь место и должны быть предупреждены либо ограничены. Среди угроз, которые присущи рынку без государственного регулирования в экономике, можно выделить: использования/уничтожения невозобновляемых природных ресурсов; отсутствие экономического механизма защиты окружающей среды; отсутствие регулирования использования ресурсов, принадлежащих всему населению государства и имеющих общемировую ценность; игнорирование потенциально негативных социальных последствий принимаемых решений; отсутствие стимулирования производства товаров и услуг коллективного использования (дороги, коммуникации, транспорт и др.); отсутствие гарантий права на труд каждому гражданину, способствует возникновению массовой безработицы и имущественного неравенства; отсутствие перераспределения доходов между слоями общества; отсутствие стимулов к проведению фундаментальных исследований в науке, развитию образования, культуры, бесплатной системы охраны труда; отсутствие производства социально-необходимых товаров по низким ценам; рынок склонен к нестабильному развитию с присущим ему обострением социальной напряженности в обществе и развитием инфляционных процессов [1]. В данном контексте можно выделить назначения государственного регулирования в современной рыночной экономике. 1. Социальная защита - определяет необходимость социально ориентированного вмешательства государства в рыночную среду путем создания систем страхования от болезней, несчастных случаев, безработицы, закрепления трудовых, социальных, жилищных гарантий, социально-направленного перераспределения доходов граждан. 2. Защита окружающей среды - необходимость в ней обусловлена тем, что свобода действий рыночных сил ставит под угрозу физические основы существования людей из-за затрат ресурсов и загрязнения окружающей среды.

3. Защита человеческого достоинства, прав и свобод граждан - уважение к человеческому достоинству, в частности в экономических процессах, является важным заданием государства, которое должно предусматривать физическую неприкосновенность, охрану частной собственности и репутации граждан Российской Федерации. 4. Защита информации и интеллектуальной собственности - поскольку владение информацией обуславливает экономическую власть, государство должно принимать меря по охране прав человека на распоряжение принадлежащей ему информацией, а также относительно защиты предпринимательской деятельности от промышленного шпионажа. 5. Установление «правил игры» - для частного сектора экономики для достижения соответствующего общественного результата, а также установление партнерских взаимоотношений между государством и бизнесом. 6. Защита потребителей - должна осуществляться путем информирования потребителей, антимонопольного законодательства, установления ответственности производителей за качество произведенной продукции, государственного регулирования уровня цен на социально значимые товары.

Механизм реализации выделенных направлений государственного регулирования в современной рыночной экономике представляет собою способ организации экономических отношений между государством и бизнесом, населением, другими странами и международными учреждениями с целью стабилизации социально-экономической ситуации в стране и создания предпосылок для экономического роста. Для обеспечения этих экономических отношений нужны субъект (исходя из данного определения - это государство), и объект (предприятия, население, другие страны и международные учреждения) [2]. Объектами государственного регулирования экономики также могут выступать отдельные регионы, отрасли и сектора экономики.

Систематизируя вышеизложенное, ключевое назначение государственного регулирования в рыночной экономике предлагается сформулировать следующим образом: обеспечение благоприятных условий для постоянного экономического развития и дальнейшего экономического роста в Российской Федерации, достижение социальной стабильности, повышение уровня глобальной конкурентоспособности страны. В соответствии с данных назначением, можно сформулировать и основные задачи государственного регулирования экономики в Российской Федерации на данном этапе: обеспечение стабильного экономического роста и развития; достижение полной, эффективной и продуктивной занятости трудовых ресурсов, наращивание трудового потенциала; создание прозрачного и справедливого перераспределения доходов населения и уменьшение социальной напряженности; достижение и последовательное повышение экономической эффективности в стране; сбалансирование внешнеторгового баланса страны, обеспечение стабильности цен и денег; рационализация природопользования; дальнейшее институциональное развитие.

Осуществление указанных задач будет содействовать созданию необходимых условий для экономического развития и решению социальных проблем.

Основой государственного регулирования экономики должен быть системный подход. Экономическая функция государственного регулирования обусловлена самим воспроизведенным процессом общественного производства (общественным разделением труда, экономической обособленностью товаропроизводителей). Поэтому она выступает внутренним элементом воспроизводства экономической системы.

Государственное регулирование в современной рыночной экономике реализуется через ряд функций:

— целевую - определяются цели, приоритеты и ключевые направления развития национальной экономики;

— стимулирующую - формируется комплекс регуляторов, способных осуществлять эффективное влияние на работу субъектов хозяйствования, направлять экономические процессы в приоритетные направления для общества;

— нормативную - государством посредством законодательных актов устанавливаются определенные «правила игры» для экономических субъектов;

— корректирующую - корректировка распределения ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов, устранения негативных внешних эффектов и т.п.;

— социальную - государственное регулирование социально-экономических отношений, перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, сохранение окружающего среды, непосредственное управление нерыночным сектором экономики - регулирование государственного сектора экономики, создание общественных благ;

— контролирующую - государственный надзор и контроль за выполнением определенных установленных «правил игры», экономических, экологических, социальных стандартов [7].

Безусловно, функции государства зависят от конкретно-исторического положения страны. Например, во время ведения войны государство концентрирует внимание на мобилизации всех экономических, человеческих и других ресурсов. В мирное время государство решает проблемы социально-экономического характера. Исключительная функция государства при этом этого состоит в создании условий для формирования и развития высокоэффективного рыночного хозяйства. В практике реализации государственного регулирования следует учитывать многоукладный характер экономики, а также тенденции переплетения теневой экономики с легальной экономикой, угрозу проникновения теневых отношений в государственное управление.

С учетом особенностей развития и организации экономических отношений в Российской Федерации, государство, кроме общих функций, должно реализовывать ряд специфических задач, а именно: определение места и роли страны в системе экономических отношений; формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны, структурно-технологичных и институциональных преобразований; обеспечение социальной ориентации экономики; целенаправленное формирование государственного сектора экономики; участие в ключевых инвестиционных, структурно-технологических программах; распределение и перераспределение значительной части валового национального продукта; развитие и укрепления федеративных начал в регулировании экономических и социальных процессов; проведение гибкой внешнеэкономической политики; создание общих законодательных и правовых условий для развития рыночного национального хозяйства [6]. Реализация поставленных задач государственного регулирования в рыночной экономике требует определенных действий, использование способов влияния, что достигается с помощью использования различных методов государственного регулирования. В сфере государственного регулирования экономики применяют правовые, административные, экономические, а также специфические методы, которые к тому же классифицируют на прямые и косвенные.

Прямые методы базируются на силе государственной власти и не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов либо угрозой финансовых потерь. К ним относятся: формирование стратегических целей экономического развития и их детализация в планах и целевых программах; размещение государственных заказов и контрактов на поставки определенных видов продукции, предоставление услуг, выполнение работ; реализация мероприятий государственной поддержки программ, заказов и контрактов; установление нормативных требований к качеству и сертификации продукции и технологий производства; установление правовых и административных ограничений и запретов на выпуск определенных видов продукции; лицензирование экспортно-импортных операций и прочие [3].

Косвенные методы государственного регулирования в рыночной экономике базируются преимущественно на товарно-денежных рычагах и влияют на экономические интересы субъектов хозяйствования. К косвенным методам относятся: налогообложение и налоговые льготы; государственное регулирование цен; установленная плат за ресурсы, кредитные процентные ставки, кредитные льготы; таможенное регулирование экспортно-импортных операций; валютные курсы и условия валюто-обмена и другие [3].

Определяющими принципами государственного регулирования в рыночной экономике выступают научность, согласование интересов, целеустремленность, приоритетность и целесообразность, системность, комплексность, принцип гибкости и адаптации, достаточности, принципы организационно-правового и экономико-организационного обеспечения, а также принципы постепенности и этапности осуществления государственного регулирования экономики, приоритета права над экономикой, единства экономики и политики, эффективности, прозрачности, ответственности.

Реалии современной конкуренции между государствами в глобальном измерении приводят к тому, что одним из приоритетных направлений государственного регулирования в современной рыночной экономике выступает активизация инновационного развития. Дефицит финансовых ресурсов приводит к уменьшению расходов на инвестиционные и инновационные проекты, что побуждает ряд экономически развитых стран активизировать проведение налоговых реформ, ради привлечения инвестиций. Российской Федерации с помощью эффективных инструментов налогового регулирования можно компенсировать недостаточный уровень долгосрочного кредитования, уменьшение расходов и капитальных вложений, которые в условиях нестабильной экономики снижаются. Мировой опыт свидетельствует, что льготное налогообложение инновационной деятельности является целесообразным как с экономической, так и с социальной точки зрения, причем наиболее широко используется полное освобождение от налогообложения на достаточно продолжительный период для малых предприятий и стартапов. К льготному налогообложению относится и дифференциация ставок налогов относительно приоритетных отраслей наукоемкого производства, или так называемые «льготные ставки», с помощью которых государство поддерживает важные отрасли предпринимательской деятельности [5].

При внедрении налоговой политики относительно инноваций перед государством возникает существенная проблема - вопрос оценки инновационности продуктов и технологий, соответственно и инновационности самого предприятия, которое их производит либо внедряет. Критерием иннова-ционности проекта должна быть реализация в нем объема интеллектуальной собственности и необходимость участия в определенных государством приоритетных направлениях. Этот момент получение налоговых льгот является наиболее некорректным и расплывчатым и требует использования различных контрольных функций.

Кроме льготного кредитования в Российской Федерации целесообразно вводить механизм государственного страхования кредитов, выданных предприятиям, которые разрабатывают и внедряют инновационную высокотехнологическую продукцию и деятельность которых связанная со значительным инвестиционным риском [2]. С целью регулирования инвестиционно-инновационной деятельности, внутренних накоплений и инвестиций кредитная, политика государства должны быть направлена на: расширение ресурсной базы банковского кредитования; оптимизацию соотношения между предложением денег на денежном рынке и государственными займами; расширение инвестиционных возможностей коммерческих банков за счет привлечения в рыночный оборот тех ресурсов, которые еще продолжают направляться в форме так называемых централизованных кредитов и в большинстве случаев не дают никакой отдачи; создание механизма финансового обеспечения снижения размеров ставок платы за кредит для тех банков, которые значительную часть кредитного портфеля направляют на долгосрочные инвестиционные кредиты; ввод для коммерческих банков налоговых льгот по доходам, полученных от инвестиционной деятельности.

Стратегическим вектором государственной инновационно-инвестиционной политики для Российской Федерации остается проведение эффективной бюджетной политики [4]. Долгосрочное воспроизводство бюджетных ресурсов возможно обеспечить лишь путем стимулирования экономического роста, что в свою очередь обеспечит решение других проблем, в частности: усовершенствование институциональных условий реализации инвестиционно-инновационных проектов, активиза-

цию в стране фундаментальных исследований и прикладных разработок за счет привлечения не только государственных, но и частных финансовых ресурсов, эффективное взаимодействие государства и бизнеса в сфере практической реализации этих разработок.

Результатом реализации государственного регулирования в рыночной экономике выступает формирования экономической политики и ее составляющих как инструмента реализации государственной регулирующей функции в механизме государственного управления экономикой. Таким образом, государственное регулирование экономики представляет собою целенаправленное влияние, осуществляемое государством в сфере управления экономикой с целью предоставления экономическим процессам определенной направленности в соответствии с целями, задачами и интересами страны. Назначением государственного регулирования в современной рыночной экономике выступает достижение таких долгосрочных, перспективных целей, как: ускорение научно-технического прогресса и структурная перестройка народного хозяйства, повышение темпов экономического роста, создание максимально благоприятных условий для функционирования механизма общественного воспроизводства, завоевание новых позиций на мировых рынках, активизация инновационного развития экономики, устранение чрезмерной дифференциации доходов, поддержка социального партнерства, и в конечном итоге обеспечение на базе этого высокого уровня и качества жизни широких слоев населения, т.е. обеспечение рыночной экономике социально-ориентированного характера.

Именно государство выступает уникальным по своим возможностям субъектом экономики. Учитывая, что закономерностью периода системной экономической трансформации является качественное изменение совокупности взаимоотношений между государством и экономикой, совершенствования требуют как теоретико-методологические, так и практические аспекты государственного регулирования экономики. Для развития постоянной, эффективной и конкурентоспособной социально-ориентированной экономики в Российской Федерации необходим эффективный и действенный механизм государственного регулирования, направленный на реализацию основной цели, которая состоит в выполнении социально-экономических функций государства и обеспечении постоянного экономического роста. Перспектива дальнейших исследований состоит в оценке возможностей практического применения форм, методов и механизмов государственного регулирования в современной рыночной экономике Российской Федерации в зависимости от выделенных целей и задач государственного регулирования экономики.

Библиографический список

1. Ананьева, Е. А. Современный механизм государственного регулирования экономики / Е. А. Ананьева // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2011. - № 1. - С. 40-50.

2. Байкова, О. В. Методика оценки эффективности организационно-экономических механизмов работы газовой отрасли / О. В. Байкова, Е. А. Милованова // Вестник университета. - 2014. - № 17. - С. 66-71.

3. Егорушкина, Т. Н. Совершенствование механизмов государственного регулирования в обеспечении стабильного развития экономики России [Электронный ресурс] / Т. Н. Егорушкина // Концепт : электронный журнал. - 2015. - Т. 30. - С. 66-70. — Режим доступа : http://e-koncept.ru/2015/65084.htm (дата обращения : 20.04.2016).

4. Клименко, А. И. Государственное регулирование экономики как одно из условий обеспечения ее стабильности / А. И. Клименко // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 279-283.

5. Клименко, А. В. Оптимизация присутствия государства: сокращение регулирующих функций, обеспечение прозрачности / А. В. Клименко // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2011. -№ 2. - С. 187-192.

6. Сидорович, А. В. Государство в условиях современной смешанной экономики: от мифов к реальности / А. В. Сидорович // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 3.- С. 18-25.

7. Чермошенцева, Ю. И. К вопросу о необходимости государственного регулирования экономического развития на современном этапе / Ю. И. Чермошенцева // Социально-экономические явления и процессы. -2011. - № 5-6. - С. 246-251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.