Научная статья на тему 'Применение системного подхода при формировании стратегии муниципальных образований'

Применение системного подхода при формировании стратегии муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
558
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: СИСТЕМНЫЙ EQ ВНУТРИ ПОДХОД / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / EQ УРОВНЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ РЕЗУЛЬТАТЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мяснянкина Ольга Викторовна, Фокина Ольга Михайловна, Пискарев Роман Владимирович

В статье обоснована разработка методов достоверной оценки кач eq ества теоретические стратегических документов, в eq производства ыявлены российских слабые стороны eq основ регулирован ия стратегического планирования. eq уровнях Предложено позволило упорядочить eq систем долгосрочный у документов стратегического eq формировании планирования voronezh, увязать прогнозы, eq основе стратегии и государственные программы eq введение развития которые на федеральном, eq региональном развития и муниципальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мяснянкина Ольга Викторовна, Фокина Ольга Михайловна, Пискарев Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение системного подхода при формировании стратегии муниципальных образований»

уч.-практ. конф. № 6. URL: http://sibac.info/archive/economy/6.pdf (дата обращения: 20.11.2018)

Morovova Irina Mikhaelovna, PhD Econ., associate professor, associate professor (e-mail: 30940@mail.ru)

Lazutina Antonina Leonardovna, PhD Econ., associate professor, associate professor

(e-mail: lal74@bk.ru)

Bashkayeva Maria Dmitriyevna, student

(e-mail: bashkaevamd@std.mininuniver.ru)

Nizhny Novgorod state pedagogical university of K. Minin

ECONOMIC MECHANISMS OF SELF-DEVELOPMENT OF MUNICIPAL UNITS

Abstract. In the present article the problem of search of own sources and economic mechanisms of development of municipal units is updated. In article results of a research of economic and administrative mechanisms of potential of self-development of municipal units are stated, tasks according to the purposes of creation of a production and social complex of the municipal unit are defined. The character and the directions is defined on creation of organizational and economic conditions regarding effective activity and development of the economic entities which are in the municipal unit. Indicators as economic criteria of self-development are also offered.

Keywords: basic proportions, gross regional product, self-development mechanism, municipal unit, potential, production and social association.

УДК 332.142

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Мяснянкина Ольга Викторовна, к.э.н., доцент, доцент Воронежский государственный технический университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Воронежский филиал),

г Воронеж, Россия (e-mail: myasnolga@yandex.ru) Фокина Ольга Михайловна, к.э.н., доцент, доцент (e-mail:omfokina@mail.ru) Пискарев Роман Владимирович, магистрант Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Воронежский филиал),

г. Воронеж, Россия

В статье обоснована разработка методов достоверной оценки качества стратегических документов, выявлены слабые стороны регулирования стратегического планирования. Предложено упорядочить систему документов стратегического планирования, увязать прогнозы, стратегии и государственные программы развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Ключевые слова: системный подход, стратегическое планирование, муниципальное образование.

Создание отечественной системы стратегического планирования должно иметь методологическую основу, обеспечивающую сопровождение стратегических и программных документов и формирующую базу для согласования нормативно-законодательного поля и методических материалов всех уровней от федерального до муниципального.

Процесс создания системы стратегического планирования в России осуществляется в соответствии с принципами, сформулированными в Федеральном законе от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1]. Закон имеет единую правовую основу для разработки на всех уровнях национальной экономики (федеральном, региональном и муниципальном).

Теоретические вопросы стратегического планирования развития территорий изучаются достаточно давно, наиболее широко они раскрыты в работах российских экономистов Бочко В.С., Даванкова А.Ю., Кушлина В.И., Лапина В.А., Лексина В.Н., Львова Д.С., Мингалевой Ж.А., Миролю-бовой Т.В., Радаева В.В., Рисина И.Е., Рохчина В.Е. и др.[3,5]. В их трудах проводятся исследования миссии, содержания, структуры стратегий, формируемых на различных уровнях. Однако, не прослеживается идеология обязательности соблюдения синхронности осуществления стратегических преобразований на различных уровнях управления.

Для обеспечения системности при создании комплекса стратегических документов необходимо выявить понятие системного подхода, состав компонентов системного подхода, функции и задачи подсистем и коммуникативный аспект разработки стратегических планов.

Понятие системы в управлении характеризуется как целостность структурированных взаимосвязанных элементов, при этом система способна принимать самостоятельные решения, так как обладает определенным набором прав и полномочий.

Системный подход при формировании стратегии учитывает следующие принципиальные вопросы: соотношение возможностей и потребностей территорий в стратегическом планировании; какие модели и методы стратегического планирования социально-экономического развития выработаны мировой практикой, каковы возможности адаптации мирового опыта к российским условиям; соотношение возможности и потребности в стратегическом планировании на различных уровнях экономических систем: федеральном, региональном, муниципальном.

В результате использования системного подхода при формировании перспективных планов учитываются результаты развития региона, переход экономики в новое качество, иллюстрируемое рядом критериев и показателей.

Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» обозначил принципы, цели, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации [2] которые должны найти свое воплощение в системе стратегического планирования территорий.

Задача перевода отечественной экономики к расширенному инновационному производству требует выработки новых методов управления. Стратегическое планирование должно осуществляться с учетом иерархической организации социально-экономических систем:

- федеральный уровень - взаимоотношения «государство-макрорегион»; «государство-регион»;

- региональный уровень - взаимоотношения «регион-государство», «регион-макрорегион», «регион-регио », «регион-муниципалитет»;

- муниципальный уровень - взаимоотношения «муниципалитет-регион», «муниципалитет-муниципалитет».

Система документов стратегического планирования в современной России представлена на рисунке.

Среди проблем развития системы стратегического планирования следует отметить низкий уровень организационного обеспечения стратегического планирования.

Обеспечение единства стратегического планирования осложняетс высокой дифференциацией регионов и муниципалитетов внутри одного региона, деформацией внутрирегиональных воспроизводственных пропорций, сверхконцентрацией факторов производства на отдельных территориях [4,6]. Достижение компромисса всех сторон и составляет суть стратегии развития.

Исследование сложившегося нормативно-правового поля регулирования стратегического планирования на основе существующего законодательства, нормативных актов и иных документов, определяющих долгосрочное развитие, позволило выделить следующие его слабые стороны:

- недостаточный уровень координации федерального и муниципального уровней стратегического планирования и бюджетной системы;

- отсутствие механизмов, гарантирующих функционирование системы стратегического планирования;

- несовершенство механизмов целеполагания,

- отсутствие преемственности между стратегией и программами на разных уровнях управления;

- неопределенность единых требований к структуре и содержанию стратегических документов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- несовершенство инструментов оценки качества выработанной стратегии.

п> н о й Е

й о о н о и п>

я о

н

П)

ьа

43 П)

К о я

» 3 О

а

а

М «

К «

П)

К

о я

И

о о\

П)

о

а

п>

л

П)

Я К Ьа

н

П)

К

„ л

а> 2 о Р

« а

4Ё 1Г

Н К и

я о

^ * 0

н " И О ^

« О

^ § - к

Л о 43 П> И О О р И

Я

к

я «

а к о я к

X 3

я к

Ьа

Р и

г, >—1 о

П) ш

Н Й

п>

я н 2 43

р а

СО нч

о>§

н №

О

К о

Стратегический прогноз Российской Федерации

Прогнозы социально-экономического развития РФ на среднесрочный и долгосрочный периоды

Бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период

Стратегия пространственного развития РФ Стратегия социально-экономического развития макрорегионов

Государственные программы РФ и федеральные целевые программы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

Стратегия национальной безопасности РФ (утв. Указом президента РФ от 12.05.2009 7)

Стратегия социально-экономического развития РФ

Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ уровень

РЕГИОНАЛЬНЫМ

А.

Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ

Прогнозы социально-экономического развития субъекта РФ на средне срочный и д о лго ср очный периоды

Бюджетный прогноз субъекта РФ на долго срочный период

Птан мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ

Государственные программы субъекта РФ

Схемы территориального планирования РФ Схема территориального планирования субъекта РФ

Отраслевые документы стратегического планиро-ва ния

Региональная с оставляющая при-

Приоритетные национальные проекты

1

оритетных национальных проектов

МУНИЦИПАЛЬНЫМ

Стратегия социально-экономического развития мл1 ниципа л ьного образования

Прогноз социально-экономического развития субъекта муниципального образования на среднесрочный и д олго-ср оч ный периоды

Бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период

Птанмероприятий по реализации стратегии социально -экономического развития муниципального образования

Государственнь]е программы субъекта РФ

Муниципальная с оставляющая приоритетных национальных проектов

ОЭ м

о со

ш РЧ

о

РЧ

СП С~.1

я

СП 1-3

к со

ЕЕ £

оо со к

1-3

к Ьа К

с—1 О СО СП

С~.1 1-3 со о

со

>

ьа

оо оо

|-3 о

о

Рисунок 1 - Система документов стратегического планирования регионального развития

Для повышения преемственности территориального развития следует обосновать декомпозицию целей стратегического развития с учетом пространственного распределения ресурсов, для чего необходимо на уровне региона организовать формирование и мониторинг качества стратегических документов. Распределение ресурсов развития должно быть обосновано целесообразностью трансформации пространства региона, обеспечивающей рациональность использования ресурсов стратегического развития.

Список литературы

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. Режим доступа:

2. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_210967/

3. Бейсенбаев А. А. Систеимная основа формирования стратегического плана развития регионов // Проблемы современной экономики. 2007. - №1(21). Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1253

4. Мяснянкина О.В. Оценка потенциала социально-экономического развития муниципального образования / О.В. Мяснянкина, Б.Г. Преображенский, И.Н. Жиляков // Регион: системы, экономика, управление. - 2018. - №2(41). - С. 40-46.

5. Рисин И.Е. Совершенствование практики разработки региональных стратегий / И.Е. Рисин, О.Ф. Шахов // Регион: системы, экономика, управление. - 2018. - №2(41). -С. 47-50.

6. Трещевский Ю.И. Экономико-статистический анализ экономического потенциала в регионах России / Ю.И. Трещевский, Е.А. Руднев, С.Н. Папин, Е.О. Пенина // Регион:

системы, экономика, управление. - 2018. - №2(41). - С. 139-150.

Myasnyankina Olga Viktorovna, Ph.D., Associate Professor, Associate Professor Voronezh State Technical University, (e-mail: myasnolga@yandex.ru) Olga Mikhaylovna Fokina, Ph.D., Associate Professor, (e-mail: omfokina@mail.ru) Piskarev Roman Vladimirovich

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Voronezh branch),Voronezh, Russia master student

APPLICATION OF THE SYSTEM IN THE FORMATION OF THE STRATEGY OF FORMATIONS

Abstract. The article компромисса substantiates the development of methods for этом reliable безопасности assessment of the quality комплекса of strategic documents, формировании identifies сложившегося weaknesses in the regulation of лапина strategic planning. It was proposed to регион streamline недостаточный the system of strategic развития planning documents, to теоретические link даванков forecasts, strategies and образования state development programs at the задачи federal широко, regional and municipal потребности levels.

Key words : strategic system трудах approach, strategic задача planning, municipality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.