УДК 338.246.025
Н.М. Тюкавкин, А.В. Бадирова*
О МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
В статье проводится анализ механизма государственного регулирования экономики в свете современных требований.
Механизм дополнен авторскими предложениями. Особо выделяется роль государства и его функции при регулировании экономики. Предлагаются методы планирования при регулировании экономических процессов.
Ключевые слова: государственное регулирование экономики, механизм, инструменты, спрос, предложение, концепция, инвестиции, технологии, поддержка, вмешательство, бюджет, ВВП.
Механизм государственного регулирования экономики (ГРЭ) — это главный элемент экономической системы общества. С его помощью осуществляется государственное участие в экономике любой страны, он определяет роль государства в экономке. От оптимальности формирования и развития механизма зависит мощь экономики страны. Государству должно принадлежать определяющее положение в структуре механизма ГРЭ. Структура данного механизма определяется следующими показателями:
— требованиями технологического развития общества;
— требованиями социально-экономического развития общества;
— соотношениями государственной, коллективной и частной форм собственности;
— политическими силами в стране;
— развитием экономики и общества в целом;
— состоянием науки;
— эволюцией и многими другими условиями.
Кроме того, механизм ГРЭ для разных стран различный. Он учитывает национальные особенности страны, культуру, масштабы государства, геополитику и ряд других факторов.
От оптимальности соответствия ГРЭ всем вышеперечисленным факторам зависит и эффективность регулирования. Необходимо также отметить, что количественно (в процентном соотношении) между ГРЭ и уровнем социальноэкономического развития страны не существует прямой связи. Степень государственной интеграции в экономику страны зависит от еще не исследованных экономических законов цикличности экономического развития и от количественной неопределенности факторов человеческих потребностей. Дело в том, что спрос и предложение имеют количественное выражение, а потребности выражены только в виртуальном виде. В дополнение необходимо отметить, что эту степень государственной интеграции в экономику, по нашему мнению, необходимо оценивать не объемом государственного вмешательства и регулирования, а по уровню его воздействия в обеспечение условий и факторов (внутренних и внеш-
* © Тюкавкин Н.М., Бадирова А.В., 2011
Тюкавкин Николай Михайлович ([email protected]), Бадирова Айдан Вахитовна ([email protected]), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
них) для устойчивого роста национальной экономики. Можно сказать и по-другому: экономически устойчивым государство может быть только при эффективном хозяйствовании, при эффективной экономике. А эффективность выражена в конечном, количественном выражении. Другими словами, государство должно иметь положительное сальдо платежного баланса. Но здесь необходимо отметить и исключение в истории развития экономики: после Второй мировой войны уровень ГРЭ в различных странах соответственно составил:
1. СССР - 100 %;
2. США - 65 %;
3. Япония — 100 %;
4. Германия — 100 % [1].
Из этого следует, что при слаборазвитой экономике необходимо максимальное вмешательство государства в экономику. Это также относится и к кризисам. В кризисной ситуации, особенно в посткризисный и депрессивный периоды, необходимо максимальное вмешательство государства в экономику. Другими словами, при слабой экономике требуется сильное государственное вмешательство и наоборот. Исходя из этого, по нашему мнению, можно осуществить планирование государственного воздействия на экономику. Согласно классической экономической теории, механизм ГРЭ включает следующее [1]:
1. Ресурсы регулирования: государственный бюджет; государственный сектор экономики; денежная масса данной страны; нормативно-правовые акты; недра, принадлежащие государству; экспорт государственных предприятий; естественные монополии под контролем государства; налогообложение; информация; эмиссия рубля; государственная собственность.
2. Объекты регулирования: спрос (совокупный); предложение (совокупное); экономические циклы; денежное обращение и уровень цен; занятость населения; инвестиционная активность; социально-экономическое развитие; конкуренция; внешние экономические факторы; платежный баланс государств; экология; социальные отношения.
3. Формы регулирования: конкурентно-рыночная; корпоративная; государственная; межгосударственная.
4. Методы регулирования: прямые (административные); косвенные (экономические); смешанные; через общественные организации.
5. Концепции регулирования: концепция развития производства (со стороны предложения); концепция сбалансированного развития воспроизводства; концепция стимулирования роста производства со стороны спроса; концепция стимулирования роста со стороны предложения экспортных отраслей; антикризисная концепция.
6. Инструменты ГРЭ: налоги, сборы, пошлины; государственные инвестиции и субсидии, субвенции, дотации; инструменты ЦБ РФ; государственные заказы и закупки; целевые программы; прямое управление государственным сектором экономики; хозяйственное законодательство.
Из всего этого набора надо выбрать правильный, оптимальный для претворения в жизнь механизм ГРЭ. В нашем случае выбрать — это оценить элементы механизма регулирования, их значения, эффективность и объем употребления.
В классической теории, по нашему мнению, нет единства по поводу применения этих элементов в той или иной ситуации, нет конкретного правила и их набора. Каждое государство определяет набор инструментов исходя из анализа той или иной сложившейся экономической ситуации. Кроме того, в классической экономической теории нет единого мнения и о роли государства. Функции государства начинаются с роли «ночного сторожа» — в случае либерального
взгляда — и заканчиваются пониманием того, что государство — это орган, который регулирует и контролирует полностью всю экономическую ситуацию в стране — в случае консервативного демократического подхода.
Дискуссия о роли государства в экономической системе продолжается. Она изменяется в зависимости от того, насколько развиты экономика государства и его внутренний рынок. Именно рынок должен определять роль государственного регулирования его объектов и меры необходимого вмешательства, а не наоборот, когда эта функция предписывается государству.
В настоящее время, анализируя механизм ГРЭ, по нашему мнению, некоторые его элементы требуют пересмотра, а кроме этого, необходимо дополнить его новыми составляющими.
Также, по нашему мнению, подлежат пересмотру, в частности ресурсы регулирования, которые необходимо дополнить некоммерческими организациями, общественными организациями, государственно-частным партнерствами и государственными корпорациями. Они в значительной мере в настоящее время влияют на государственное регулирование [2].
Анализируя объекты государственного регулирования, мы предлагаем включить в этот перечень основные макроэкономические показатели. Уровень развития любой страны определяется ими. А у государства есть полная возможность воздействия на данные показатели.
Говоря о формах регулирования, мы считаем, что их следует усилить монополистическими компаниями; субъектами сырьевой экономики; индивидуальночастным предпринимательством; саморегулируемыми организациями.
Также к методам регулирования следует добавить смешанные (ГЧП); с участием иностранного капитала; директивные; законодательные.
Говоря о концепциях регулирования, необходимо уделить внимание следующим: концепция развития производительных сил; концепция развития производственных отношений; концепция выноса производств в другие страны; концепция ВТО; концепция глобального рынка; антикризисные концепции.
Анализируя инструменты ГРЭ, необходимо отметить, что их нужно усилить такими, как: инструменты НКО; инструменты общественных организаций; инструменты политических партий; инструменты силовых структур.
Можно дать оценку всех предлагаемых элементов механизма ГРЭ, но это отдельное исследование, а в рамках данного мы предлагаем дополнить механизм ГРЭ следующими направлениями.
1. Начинать исследование механизмов ГРЭ нужно с изучения теоретических взглядов, наработок ученых и существующих методик.
2. Необходимо дополнить формы ГРЭ: поддержка экономики; вмешательство в экономику; смешанная форма; законодательная форма;
3. Дополнить методы ГРЭ: внешними; внутренними; политическими; экономическими; социальными; технологическими и т. д.
4. В методиках ГРЭ необходимо отметить и дополнить: методикой сравнения; вертикальной методикой; трендовой методикой; факторной методикой и т. д.
5. При любом анализе необходима методология, т. е. набор методик исследования ГРЭ, последовательности проведения его анализа, выработка предложений и оптимальных сочетаний в применении механизмов ГРЭ.
6. Ввести новые, современные институты.
7. Дополнить методы исследования участием государственных и общественных организаций.
8. Учесть изменения законодательства.
9. Усилить современными нормативами.
10. Добавить новые технологии.
Анализируя роль и функции государства в современной экономике, механизмы ГРЭ, можно выработать комплексный подход к проводимой им политике, определить возможные варианты обеспечения экономико-социального роста страны, стабилизации денежно-кредитной системы и в целом стабилизации рынка. Это прикладная экономика. Она дает возможность выработать необходимую в настоящее время степень государственного вмешательства в экономику. Исследователи понимают, что без государственного регулирования экономики обойтись нельзя. И государственное вмешательство необходимо, когда рынок самостоятельно не может справиться со своими функциями, т. е. рынок не может обеспечить паритетное равенство: спрос — предложение. Поэтому исследование механизма ГРЭ на современном этапе является наиболее актуальным.
Библиографический список
1. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. М.: КНОРУС, 2009.
2. Мартышкин С. А. Региональный опыт государственного регулирования экономики. Самара: Глагол, 2009.
A.V. Badirova, N.M. Tyukavkin* ABOUT THE MECHANISM OF GOVERNMENT REGULATION OF ECONOMY
In the article the analysis of mechanism of government regulation of economy in the light of modern requirements is given. The mechanism is supported by the author’s suggestions.
The role of state in the regulation of economy is specially singled out. The methods of planning at regulation of economic processes are suggested.
Key words: government regulation of economy, mechanism, instruments, demand, supply, conception, investment of capital, technology, support, interference, budget, gross domestic product (GDP).
* Tyukavkin Nikolay Mihailovich ([email protected]), Badirova Aidan Vahitovna ([email protected]) the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.