DOI 10.47576/2712-7559_2022_6_21 УДК 336.02
Мусаева Хайбат Магомедтагировна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Институт государственного администрирования, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Иманшапиева Мазика Мусабековна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]
Газимагомедова Патина Казимовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных и информационных технологий, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]
КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
В статье дана оценка камеральных и выездных налоговых проверок как в целом по Российской Федерации, так и по Республике Дагестан в частности. Проанализированы наиболее часто встречающиеся нарушения, выявляемые налоговыми органами, в ходе камеральных проверок и предложены рекомендации по их устранению. Рассматривается комплекс мер, реализуемый налоговыми органами Республики Дагестан в части собираемости обязательных платежей, в особенности имущественных налогов с физических лиц. Анализируются правовые пробелы, наблюдаемые в российском налоговом законодательстве, и предлагаются меры по их устранению. Выявлена тенденция к сокращению числа камеральных проверок. Аргументируется вывод, что налоговый контроль необходимо совершенствовать по причине не всегда высокой их результативности.
Ключевые слова: налоговое администрирование; налоговый контроль; камеральные и выездные налоговые проверки; результативность; налоговый мониторинг; налоговое законодательство; клиентоориентированная система; повышение эффективности; цифровые технологии.
UDC 336.02
Musayeva Khaibat Magomedtagirovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management, Institute of Public Administration, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Imanshapieva Mazika Musabekovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Taxes and Taxation, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]
Gazimagomedova Patina Kazimovna,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social and Information Technologies, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]
CONTROL ACTIVITIES OF TAX AUTHORITIES IN MODERN CONDITIONS: ANALYSIS OF THE STATE AND IMPLEMENTATION OF MEASURES TO IMPROVE PERFORMANCE
The article gives an assessment of cameral and field tax audits both in general in the Russian Federation and in the Republic of Dagestan in particular. The most common violations detected by the tax authorities during desk audits are analyzed and recommendations for their elimination are proposed. A set of measures implemented by the tax authorities of the Republic of Dagestan in terms of the collection of mandatory payments, in particular property taxes from individuals, is considered. The legal gaps observed in the Russian tax legislation are analyzed and measures are proposed to eliminate them. The conclusion is argued that tax control needs to be improved, since desk audits in some cases are ineffective, despite the trend of their reduction.
Keywords: tax administration; tax control; cameral and field tax audits; effectiveness; tax monitoring; tax law; client-oriented system; improving efficiency; digital technologies.
В условиях продолжающихся антироссийских санкций и появившихся новых вызовов остро стоит вопрос об источниках пополнения доходов системы. Это может быть осуществлено как за счет изменения исчисления и отдельных налогов, так и за счет совершенствования налогового контроля. Налоговое администрирование предполагает управление налоговой системой, то есть системой формирования налоговых доходов бюджета. Центральным звеном в системе администрирования является деятельность ФНС России, в работе которой превалирует контрольная деятельность.
Эффективность организации контрольной деятельности налоговых администраторов во многом определяет качество жизни населения страны, ее внутреннюю и внешнюю политику, финансовую безопасность, а также состояние экономики в целом. В современный условиях налоговый контроль -одна из самых стратегически важных форм государственного финансового контроля. В этом большая заслуга ФНС России и ее территориальных подразделений, политика которой заключается в том, чтобы постоянно совершенствовать свою деятельность по формированию налоговых доходов бюджетной системы. Налоговый контроль считается эффективным инструментом, который предупреждает нарушения законодательства о сборах и налогах.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации главной формой налогового контроля являются проверки [1]. Налоговые проверки могут проводиться как в камеральной, так и выездной форме. В исключительных случаях может проводиться встречная проверка, а с 2015 г. по отдельным плательщикам и в форме налогового мониторинга. Поскольку камеральные и выездные проверки являются основной формой контроля, проанализируем их результаты по итогам деятельности ФНС России в целом, и Управления ФНС России по Республике Дагестан в частности.
Данные табл. 1 наглядно демонстрируют наблюдаемую в целом по России тенденцию снижения количества единиц налоговых проверок. Так, в 2020 г. всего по стране налоговыми органами было проведено 34 202 144 камеральных налоговых проверки, а в 2021 г. - 17 052 976 проверок, то есть наблюдается почти двукратное снижение.
В 2020 г., по сравнению с 2018 г., по итогам деятельности ФНС России количество камеральных налоговых проверок уменьшилось на 9,4 %. Сумма доначислений уменьшилась на 4,8 %, в том числе сумма доначислений налогов - на 2,8 %, в расчете на одну камеральную проверку увеличилась с 10,2 тыс. руб. до 13,1 тыс. руб., или на 44,1 %.
Таблица 1 - Динамика изменений количества проведенных налоговыми органами камеральных проверок по Российской Федерации в 2018-2021 гг. (источник: отчетные данные ФНС России за 2018-2021 гг.)
Годы проведения камеральных налоговых проверок Всего камеральных проверок, ед.
2018 36355622
2019 34880460
2020 34202144
2021 17052976
Динамика снижения количества проведен- по итогам деятельности УФНС России по Ре-ных камеральных проверок наблюдалась и спублике Дагестан. Так, данные табл. 2. де-
монстрируют, что по Республике Дагестан в 2018 г. было проведено 175 837 камеральных проверок. В 2019 г. количество проверок по Республике Дагестан снизилось до 156 534, а в 2020 г. до 149 443.
В 2021 г. по Республике Дагестан, как и в целом по Российской Федерации, наблюдалось почти двукратное снижение количества проверок. Так, количество проверок по Республике Дагестан снизилось в 2021 г. относительно 2020 г. с 149 443 до 74 648. При анализе табл. 1 и 2 можно сделать вывод,
что эффективность камеральных налоговых проверок в количественном выражении падает, поскольку их количество снижается.
Как показывает проведенный нами анализ итогов камеральных проверок, наиболее частыми нарушениями является нарушение ст. 123 НК РФ «невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов», ст. 122 НК РФ «неуплата или неполная уплата сумм налога», ст. 119 НК РФ «непредставление налоговой декларации».
Таблица 2 - Тенденции изменений камеральных налоговых проверок по Республике Дагестан за 2018-2021 гг. (источник: отчетные данные УФНС России по Республике Дагестан за 2018-2021 гг.)
Годы проведения камеральных налоговых проверок Всего камеральных проверок, ед.
2018 175837
2019 156534
2020 149443
2021 74648
В 2021 г. количество камеральных проверок в целом по деятельности УФНС России по Республике Дагестан уменьшилось почти на 7 тысяч и составило 74 648 проверок, что значительно ниже аналогичного показателя за 2018-2020 гг. Что касается 2019-2021 гг. в целом по Российской Федерации, то ситуация здесь также свидетельствует о снижении количественных результатов камеральных проверок [9]. Эффективность налогового контроля необходимо в дальнейшем совершенствовать, поскольку камеральные про-
верки в ряде случаев безрезультативные, несмотря на тенденцию их сокращения.
Проведение выездных налоговых проверок в целом по Российской Федерации и Республике Дагестан в частности остается в количественном выражении на низком уровне, поскольку их количество также из в года в год снижается. Сравнительные данные об изменениях количества проведенных выездных проверок как в целом по России, так и по Республике Дагестан приведены на рис. 1.
воооо 60000 40000 20000 О
Ь/ЗЫ 1 5В123
41331 1
1В572
1063 706 525 зао
I РФ 1РД
2018
2019
2020
2021
Рисунок 1 - Сравнительные данные о динамике выездных налоговых проверок по России и по Республике Дагестан за 2018-2021 гг., ед.
В целом по Российской Федерации налоговыми органами было проведено 58 123 проверки, тогда как в 2019 г. - 67 351. По Республике Дагестан налоговыми органами за 2019 г. было проведено всего 706 выездных налоговых проверок, тогда как в 2018 г. -1063. В 2020 г. в целом по Российской Федерации было проведено 41 331 выездная
проверка. За аналогичный период (2020 г.) по Республике Дагестан было проведено 525 выездных налоговых проверок, а в 2021 г. -всего 380.
Несмотря на снижение количества выездных проверок, следует отметить, что их эффективность растет, поскольку увеличивается доля выявленных нарушений в общем
объеме проверок. В 2021 г. по сравнению с 2020 г. в Республике Дагестан, несмотря на снижение количества выездных проверок с 525 до 395, их результативность повысилась на 2,1 % и составила 97,1 %.
Практика организации налогового контроля убедительно демонстрирует, что эффективность выездных проверок значительно выше камеральных. Тем не менее наблюдается тенденция снижения их количества в рамках внедрения клиентоориентированной системы в отношении налогоплательщиков. В то же время отметим, что снижение количества выездных проверок наблюдается не только в Дагестане, но и в других субъектах Российской Федерации.
В ходе проверок в 2021 г. в 97 % случаях были выявлены нарушения, что говорит об эффективности отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Относительно камеральных проверок, то их эффективность в Республике Дагестан пока не превышает 20 %. Всего в Дагестане в 2021 г. было проведено 74 648 проверок, из них только в 16 762 были выявлены нарушения (табл. 2). Эффективность налогового контроля необходимо и дальше совершенствовать, поскольку каждый год приносит налоговой системе дополнительные виды налогов.
Проведенное нами исследование в целом показывает, что Управлением ФНС по Республике Дагестан проводится значительная работа по повышению информированности налогоплательщиков. Работники службы регулярно проводят информационно-разъяснительные мероприятия, в том числе по доведению до налогоплательщиков действительных реквизитов и кодов бюджетной классификации для перечисления налогов. Проводятся тематические семинары. Налоговые инспекции регулярно проводят разъяснительную работу по вопросу правильности заполнения платежных поручений.
В целях исполнения плановых назначений по имущественным налогам с физических лиц была проделана значительная работа по информированию населения об изменениях в налоговом законодательстве [2]. В частности, были организованы передачи по республиканскому телевидению и радио, проводились дни открытых дверей в инспекциях, освещались в республиканской прессе
и Интернете проблемы администрирования налогов. Также проводилась активная агитационная кампания среди коллективов работников крупных организаций. Руководителям организаций направляются письма, разъясняющие важность уплаты имущественных налогов работниками и членами их семей. В рамках оперативной налоговой проверки с участием оперативных и налоговых сотрудников проводится осмотр документов, предметов, жилого помещения, но с согласия физического лица, что затрудняет осуществление данных видов оперативно-розыскного и налогового контроля [4].
Дальнейшее улучшение администрирования налоговых платежей, при одновременной бюджетной поддержке налогообразующих отраслей экономики, обеспечит в перспективе повышение объемов налоговых доходов бюджетной системы Республики Дагестан.
На общегосударственном уровне Правительств Российской Федерации предпринимается ряд шагов совершенствованию организации контрольных мероприятий, в частности межправительственных соглашений по поводу обмена налоговой информацией офшорными и низконалоговыми , с целью схемам незаконной минимизации налоговых платежей.
В целях внедрения новых подходов повышения эффективности и результативности действий налоговых органов, а также уровня соблюдения законодательства, улучшения налогового климата осуществляется налоговый контроль в форме мониторинга. Для решения проблем взаимодействия налоговых органов и крупнейших налогоплательщиков налоговый мониторинг позволит управлять рисками, снизить издержки разрешения спорных ситуаций.
Применение новых информационных технологий в налоговом администрировании за последние годы наглядно демонстрирует существенный потенциал расширения налоговой базы и повышения доходных поступлений без увеличения налогового бремени. Внедрение систем прослеживаемости товаров в 2017 г. (контроля за производством и оборотом) позволило существенно сократить долю теневого сектора на отдельных рынках товаров. В 2018 г. продолжилась реализация проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знака-
ми по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха».
Совершенствование процесса организации налоговых проверок в современных условиях нацелено, «с одной стороны, на выявление и пресечение незаконных схем уклонения от уплаты налогов, с другой стороны, на выстраивание конструктивного взаимодействия с налогоплательщиками, на создание прозрачных налоговых процедур» [5].
В современных условиях «одним из ключевых приоритетов для налоговых органов является создание отношений с налогоплательщиками, построенных на взаимном доверии и сотрудничестве. Конечной целью является переход к добровольному соблюдению налогоплательщиками своих налоговых обязательств без использования налоговыми органами методов контроля и принуждения. Стратегической целью ФНС России представляется неотвратимость наказания нарушителей налогового законодательства и создание комфортных условий для добросовестных налогоплательщиков.
Федеральный закон от 15.04.2019 №63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ввел следующие изменения в законодательство о налогах и сборах:
- введен заявительный порядок предоставления налоговых льгот по транспортному и земельному налогам для налогоплательщиков-организаций;
- отменена обязанность по ежеквартальному представлению налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций;
- введен информационный обмен ФНС России с ПФР сведениями о пенсионерах, лиц предпенсионного возраста и инвалидах;
- введен беззаявительный порядок предоставления налоговой льготы по транспортному налогу для физических лиц;
- установлена процедура рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы при налогообложении имущества: по результатам налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы [9].
В числе популярных у налогоплательщиков электронных сервисов «ФНС России:
проверка корректности заполнения счетов-фактур»; группа сервисов «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента»; «Сведения об ИНН физического лица» (ранее «Узнай ИНН»). Внедрены в эксплуатацию новые сервисы: «Подтвердить статус налогового резидента Российской Федерации», «Калькулятор расчета страховых взносов», «Проверь арбитражного управляющего» и «Запрос о направлении информации о факте представления в налоговый орган документов при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя», «Уплата налогов за третьих лиц». Введены в эксплуатацию в тестовом режиме Интернет-сервисы «Проверка факта поступления от ФТС России сведений по документам, необходимым для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % по НДС», «Прозрачный бизнес».
Несмотря на широкое распространение цифровых технологий в отечественной практике, в организации контрольной деятельности налоговых органов сохраняются отдельные проблемы. В частности, проблемы законодательного регулирования организации основной формы контроля - налоговых проверок.
В настоящее время по большинству налогоплательщиков невозможно проведение проверок чаще одного раза в год, поскольку при применении общего режима налогообложения (налог на прибыль организаций, транспортный налог, налог на имущество организаций, земельный налог), налоговым периодом является календарный год. Налог, по которому возможно проведение налоговых проверок ежеквартально, - налог на добавленную стоимость [7].
Проведенный нами анализ показывает, что в действующем налоговом законодательстве существует правовой пробел, выражающийся в том, что организация, не предоставляющая документы в рамках выездной проверки, не несет никакой ответственности. В этом случае потенциальный налогоплательщик может в отсутствии судебного разбирательства выйти из налогового контроля без финансовых для себя последствий. В связи с вышеотмеченным необходимо внести изменения в налоговое законодательство с целью устранения препятствий по проведению налогового кон-
троля. В частности, целесообразно внести следующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации:
- предусмотреть закрытый перечень причин для представления документов за рамками налоговых проверок при обжаловании актов налоговых органов ненормативного характера;
- по документам, полученным налогоплательщиком за рамками проверок, обязать указывать исключительность причин, по которым было невозможно своевременное представление их налоговым контролерам, решения которых опротестовываются.
В современных условиях необходимо шире использовать инструменты математического аппарата при проведении предпро-верочного анализа учетной документации, платежных поручений и деклараций налогоплательщиков. Практически развитые страны мира в современных условиях активно применяют математический инструментарий в администрировании налоговых платежей, что позволяет не только увеличить уровень выявляемости фактов сокрытия налогов и значительно уменьшить временные затраты на проведение налоговых проверок [3]. Также необходимо повышать квалификацию работников налоговых органов в соответствии с современными вызовами и изменившейся экономической ситуацией в стране и в мире в целом.
Налоговым органам необходимо продолжить работу по повышению эффективности камеральных налоговых проверок. Как показало проведенное исследование, уровень эффективности камеральных налоговых проверок в России не превышает 25-30 %. Для повышения эффективности камерального контроля, безусловно, необходимо углубить его. При камеральных налоговых проверках шире использовать информацию от третьих лиц, различных министерств и ведомств о деятельности предпринимателей. Также, что было отмечено выше, необходимо использовать элементы математического анализа для выявления фактов сокрытия объектов налогообложения.
Относительно выездных налоговых проверок следует отметить, что наряду с углублением на современном этапе целесообразно продолжить работу по их сокращению, чтобы лишний раз не раздражать субъектов хозяй-
ствования [6]. Здесь, справедливости ради, необходимо отметить, что данная стратегия уже реализуется на государственном уровне ФНС России, и как следствие, наблюдается в 2020-2021 гг. значительное ежегодное сокращение количества выездных налоговых проверок.
Подводя итог, можно сделать вывод, что для успешного прохождения налоговых проверок налогоплательщикам необходимо не только знать, но и уметь пользоваться своими правами для защиты интересов организации. Наряду с этим налогоплательщик, пользуясь своими правами, всегда должен помнить и об обязанностях в рамках налоговой проверки.
Стратегические цели ФНС России связаны с более широким использованием цифровых технологий [10]. Анализируя продвижение цифровых технологий в сфере налогов, «можно с уверенностью сказать, что разработки ФНС России не достигли предела. Все больше инноваций, касающихся цифровиза-ции, появляются каждый день, с целью улучшить и упростить сферу налогового администрирования и оказания услуг населению» [8].
Основываясь на позитивных элементах опыта зарубежных стран, ключевыми предложениями по совершенствованию российской системы налогового контроля может стать переход на полный электронный обмен данными между налоговыми органами и налогоплательщиками в целях экономии времени обеих сторон и повышения эффективности работы налоговых органов.
Список литературы
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 09.09.2022).
2. Priority guidelines for strenthening regional taxable capacity as a factor of sustainable development of the territorial entitie / B. K. Aliev, I. I. Igonina, K. M. Musaeva, M. M. Suleymanov, M. G. Alimirzoeva // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. No. 5s2. P. 343-349.
3. Бондарева Н. А. Государственные и муниципальные услуги налоговых органов: зарубежный и российский опыт // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. № 1-2. С. 267-276. URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 11.04.2022).
4. Иманшапиева М. М. Налоговое администрирование субъектов малого предпринимательства при применении специальных режимов налогообложения (по
материалам Республики Дагестан) // Финансы и кредит. 2015. № 32(656). С. 48-60.
5. Мишустин М. В. Мы начинаем управлять поведением налогоплательщиков // Коммерсант. 2015. № 11 (20 ноября). С. 4 -5.
6. Мусаева Х. М., Сиражудинова С. И., Керимова З. А. Добровольность уплаты налоговых платежей как показатель эффективности деятельности налоговых органов Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2016. № 11. С. 34-40.
7. Савина Л. Л. Практика регионального налогового администрирования в условиях цифровой трансформации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12. № 1. С. 5-9.
8. Степанов С. В., Герасимова А. О. Влияние развития новых информационных технологий на налоговое администрирование в условиях макроэкономической нестабильности // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. Vol. 5-4 (68). С. 45-50.
9. Федеральная налоговая служба России. Справка «О поступлении администрируемых ФНС России доходов в 2021году». URL: http:// https://analytic.nalog. ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 12.10.2022).
10. Хапсаева Р. Б. Совершенствование налоговой системы России с использованием цифровых технологий // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2019. № 1. С. 109-114.
References
1. The Russian Federation. Laws. The Tax Code of the Russian Federation. URL: http://www.consultant.ru (accessed: 09.09.2022).
2. Priority guidelines for strengthening regional taxable capacity as a factor of sustainable development of the
territorial entitie / B. K. Aliev, I. I. Igonina, K. M. Musaeva, M. M. Suleymanov, M. G. Alimirzoeva. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. No. 5s2. Pp. 343-349.
3. Bondareva N. A. State and municipal services of tax authorities: foreign and Russian experience. Regional Economics and Management: electronic scientific journal. 2017. No. 1-2. Pp. 267-276. URL: http://elibrary.ru/defaultx. asp (date of application: 11.04.2022).
4. Imanshapieva M. M. Tax administration of small business entities in the application of special taxation regimes (based on the materials of the Republic of Dagestan). Finance and credit. 2015. No. 32(656). Pp. 48-60.
5. Mishustin M. V. We are starting to manage the behavior of taxpayers. Kommersant. 2015. No. 11 (November 20). Pp. 4-5.
6. Musaeva H. M., Sirazhudinova S. I., Kerimova Z. A. Voluntary payment of tax payments as an indicator of the effectiveness of the tax authorities of the Russian Federation. Taxes and taxation. 2016. No. 11. Pp. 34-40.
7. Savina L. L. The practice of regional tax administration in the context of digital transformation. Economy: yesterday, today, tomorrow. 2022. Vol. 12. No. 1. Pp. 5-9.
8. Stepanov S. V., Gerasimova A. O. The impact of the development of new information technologies on tax administration in conditions of macroeconomic instability. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. Vol. 5-4 (68). Pp. 45-50.
9. Federal Tax Service of Russia. Certificate "On the receipt of income administered by the Federal Tax Service of Russia in 2021". URL: http:// https://analytic.nalog.ru/ portal/index.ru-RU.htm (date of application: 12.10.2022).
10. Khapsaeva R. B. Improving the tax system of Russia using digital technologies. Bulletin of the K.L. Khetagurov North Ossetian State University. 2019. No. 1. Pp. 109-114.