Научная статья на тему 'Контроль таможенной стоимости: от анализа системы к ее преобразованию'

Контроль таможенной стоимости: от анализа системы к ее преобразованию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ВТОРИЧНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CONTROL SYSTEM / CUSTOMS VALUE / ENHANCEMENT OF SYSTEM / CUSTOMS CLEARANCE / SECONDARY CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юферева Е. Л.

Статья посвящена анализу существующей системы контроля таможенной стоимости и обоснованию предложений по ее совершенствованию. Рассматривается ряд последовательных элементов (этапов) действующей и предлагаемой системы контроля. Основное внимание уделяется их содержанию и взаимосвязи с другими элементами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS VALUE CONTROL: FROM THE SYSTEM ANALYSIS TOWARDS ITS TRANSFORMATION

The article is devoted to analysis of the existing system of customs value control and gives ground to the proposals to improve it. A number of consecutive stages of the current system of control are described with special attention paid to their contents and interaction with other elements.

Текст научной работы на тему «Контроль таможенной стоимости: от анализа системы к ее преобразованию»

е. Л. Юферева

КОНТРОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ: ОТ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ К ЕЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЮ

Статья посвящена анализу существующей системы контроля таможенной стоимости и обоснованию предложений по ее совершенствованию. Рассматривается ряд последовательных элементов (этапов) действующей и предлагаемой системы контроля. Основное внимание уделяется их содержанию и взаимосвязи с другими элементами.

В современной деятельности таможенных органов Дальневосточного региона по контролю таможенной стоимости (далее - КТС) можно выделить ряд последовательных элементов (этапов), характеризующихся особым «производственным» содержанием каждого элемента и тесными взаимосвязями с другими элементами. Взаимосвязь элементов внутри системы такова, что результат контроля, проведенного на данном этапе, является входом для последующего этапа контроля или же влияет на его результат и в итоге на конечный выход всей системы. Выходом для системы контроля таможенной стоимости служит окончательно принятое решение по таможенной стоимости.

Для идентификации и анализа содержания каждого элемента действующей системы контроля таможенной стоимости применялись следующие основные характеристики контрольной деятельности: субъект контроля, объект контроля, основание проведения контроля, процедура и порядок контроля, контрольные и сравнительные величины, результат контроля. Действующая система контроля таможенной стоимости схематично отражена на рис. 1.

Основными элементами (этапами) контроля таможенной стоимости являются:

1) контроль при таможенном оформлении;

2) вторичный контроль после выпуска отделом контроля таможенной стоимости (далее - ОКТС) таможни / РТУ;

3) ведомственный контроль, проводимый правовым блоком таможни / РТУ в отношении решений по таможенной стоимости, принятых таможенным постом или ОКТС таможни;

4) внешний контроль законности принятых решений по таможенной стоимости, проводимый арбитражными судами.

Рассмотрим содержательное описание основных элементов действующей системы контроля таможенной стоимости.

Элемент 1. Контроль при таможенном оформлении

Этап контроля: таможенное оформление товара.

Субъект контроля: таможенный пост.

Объект контроля: товар и коммерческие документы на товар, представляемые участником ВЭД.

Основания контроля: требование Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) о том, что таможенный контроль осуществляется в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.

Процедура, порядок контроля регламентированы: Законом РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», ТК РФ, Инструкцией по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости (утверждена приказом ФТС России от 22.11.2006 № 1206; далее - Инструкция № 1206), Положением о контроле

вестник российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • №№ 1 • 2009

Условные обозначения: ---------

-----► результат этапа влияет на подходы к проведению другого этапа контроля (примеры

результатов: правомерность действий, подтверждение связи между признаками и выводами в решении)

-► этап формирует указанный результат или результат этапа является входом в другой

этап контроля

...............>• результат этапа слабо влияет на подходы к проведению смежного этапа контроля

Рис. 1. Действующая система контроля таможенной стоимости

таможенной стоимости (утверждено приказом ГТК России от 05.12.2003 № 1399; далее - Положение № 1399) и др.

Контрольные величины: заявленная таможенная стоимость товара. Информация о цене товара: база данных ГТД, содержащая стоимость идентичных и однородных товаров, индикаторы профилей риска, ориентировки, разрозненные ценовые письма ФТС России, ДВТУ о ценообразовании.

Информация о признаках недостоверности сведений: рекомендации ОКТС таможни / РТУ. Здесь имеется взаимосвязь с другими этапами: вывод об отсутствии признаков недостоверности из решений в порядке ведомственного контроля, решений арбитражных судов.

Варианты результата контроля: решение о принятии заявленной таможенной стоимости, решение о корректировке таможенной стоимости.

Контроль на этапе таможенного оформления - это первичный основополагающий элемент системы. В условиях добросовестности участников ВЭД данный этап должен сводиться к принятию заявленной таможенной стоимости после проверки

отсутствия ограничений для принятия заявленной декларантом стоимости, установленных Законом РФ «О таможенном тарифе», и правильности осуществленных декларантом расчетов.

Влияние элемента 1 на остальные элементы системы заключается в следующем. Решение по таможенной стоимости, принятое на этапе оформления, является основным выходом (результатом) элемента 1 и одновременно служит входом для этапов 2, 3, 4, так как представляет собой объект контроля для данных элементов.

Элемент 2. Вторичный контроль после выпуска подразделением октс таможни, рту

Этап контроля: после выпуска товара.

Субъект контроля: ОКТС таможни, ОКТС РТУ.

Объект контроля: товар и коммерческие документы участника ВЭД, решение таможенного поста, частично достоверность сведений об отдельных элементах заявленной таможенной стоимости.

Основания контроля: мера по минимизации, установленная профилем риска, поручение РТУ, ФТС России, плановое мероприятие, информация, поступившая из открытых источников.

Процедура, порядок контроля определены: Законом РФ «О таможенном тарифе», ТК РФ, Инструкцией № 1206, Положением № 1399.

Контрольные величины: заявленная таможенная стоимость товара.

Информация о цене товара: база данных ГТД, содержащая стоимость идентичных и однородных товаров, индикаторы профилей риска, ориентировки, разрозненные ценовые письма ФТС России, ДВТУ о ценообразовании, сведения товарно-ценовых справочников, коммерческие предложения сети Интернет.

Информация о признаках недостоверности сведений: опыт ОКТС таможни, решения РТУ, принятые в порядке ведомственного контроля.

Результат контроля: вывод о признании правомерным решения таможенного поста, вывод о признании неправомерным решения таможенного поста (на основании незаконности действий должностного лица таможенного органа либо на основании вновь выявленных обстоятельств о совершении внешнеторговой сделки).

Основной причиной проведения повторного (вторичного) контроля подразделением ОКТС таможни является внедрение в практику таможенного контроля системы управления рисками (далее - СУР). В сфере контроля таможенной стоимости СУР предусматривает в качестве одной из мер по минимизации риска неполной уплаты таможенных платежей при заявлении недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров проведение вторичной проверки первоначально представленного декларантом пакета коммерческих документов к ГТД должностным лицом ОКТС таможни как более квалифицированным специалистом по сравнению с должностным лицом таможенного поста.

Результатом применения данной меры может быть либо оставленное в силе, либо пересмотренное решение таможенного поста. Последнее возможно при недоучете должностным лицом таможенного поста каких-либо существенных признаков или оснований для корректировки таможенной стоимости. Выявление всего перечня объективно возможных оснований для проведения корректировки таможенной стоимости является основной целью данного этапа.

Принцип обратной связи, когда решения ОКТС таможни, содержащие вновь выявленные обстоятельства, доводятся до сведения должностных лиц таможенных

постов, позволяет обогатить профессиональный опыт последних и использовать выявленные ОКТС основания во вновь принимаемых решениях по таможенной стоимости. В этом заключается взаимосвязь рассматриваемого элемента с предыдущим элементом.

Другой отличительной чертой этапа 2 от этапа 1 является то обстоятельство, что вторичный контроль, проводимый ОКТС таможни, не покрывает всего массива внешнеторговых поставок, а также не столь строго ограничен временными рамками, как проведение таможенного контроля на этапе таможенного оформления.

Влияние элемента 2 на конечный результат системы связан с тем, что выявленные ОКТС таможни / РТу основания и доводы для принятия решения о корректировке стоимости ложатся в основу принимаемых решений по таможенной стоимости на этапе таможенного оформления.

Элемент 3. Ведомственный контроль, проводимый правовым блоком таможни / РтУ в отношении решений по таможенной стоимости, принятых таможенным постом или октс таможни

Этап контроля: после выпуска товара.

Субъект контроля: правовой отдел таможни / РТУ.

Объект контроля: решение таможенного поста / ОКТС таможни.

Основания контроля: обращение (жалоба) участника ВЭД, обращение таможни (для предотвращения вынесения судом решения по КТС не в пользу таможенного органа).

Процедура, порядок контроля: проверка соответствия действий нижестоящего таможенного органа при принятии решения по таможенной стоимости требованиям Закона РФ «О таможенном тарифе», ТК РФ, Инструкции № 1206, Положения № 1399.

Контрольные величины: заявленная таможенная стоимость товара.

Информация о цене товара: для проведения контроля на данном этапе обычно не требуется, кроме случая проверки обоснованности выбора таможенным органом источника ценовой информации для корректировки таможенной стоимости.

Информация о признаках недостоверности сведений: данные анализа правового подразделения о недостоверности сведений.

Результат контроля: вывод о признании правомерным (неправомерным) решения таможенного поста / ОКТС таможни.

На данном этапе в отличие от элемента 2 не оценивается достоверность заявленных участником ВЭД сведений о стоимости товара, а проверятся законность принятых решений нижестоящего таможенного органа: соблюдение при принятии решения процедуры контроля таможенной стоимости, достаточности и законности оснований, приведенных таможенным органом в обоснование принятого решения.

Влияние элемента 3 на систему заключается в следующем. Основная цель рассматриваемого этапа - обеспечение соблюдения подчиненными таможенными органами законности при принятии решений по таможенной стоимости, поэтому на этапе 3 из этапов 1 и 2 выбраковываются доводы и признаки, не соответствующие требованиям законодательства, но ранее принимавшиеся за основу при вынесении решений о принятии или корректировке таможенной стоимости. Влияние результатов этапа 3 на систему проявляется и в дисциплинировании таможенных постов, направленном на соблюдение процедуры контроля и определения таможенной стоимости, так как при ее несоблюдении решения по таможенной стоимости отменяются правовым блоком таможенного органа.

Элемент 4. Внешний контроль законности принятых решений по таможенной стоимости, проводимый арбитражными судами

Этап контроля: после выпуска товара.

Субъект контроля: арбитражный суд.

Объект контроля: решение таможенного органа (поста / ОКТС / правового отдела таможни).

Основания контроля: обращение участника ВЭД (иск о признании незаконным решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости).

Процедура, порядок контроля: арбитражное законодательство, проверка соответствия действий таможенного органа при принятии решения по таможенной стоимости требованиям Закона РФ «О таможенном тарифе», ТК РФ, Инструкции № 1206, Положения № 1399.

Контрольные величины: заявленная таможенная стоимость товара.

Информация о цене товара: не используется.

Информация о признаках недостоверности сведений: собственное толкование ТК РФ, Закона РФ «О таможенном тарифе».

Результат контроля: вывод о признании правомерным (неправомерным) решения таможенного органа.

Субъект контроля является внешним и независимым по отношению к системе таможенных органов.

В первую очередь, судом оцениваются доводы таможенного органа, положенные в основу решения об отказе принять заявленную декларантом таможенную стоимость. Также проверяются соблюдение процедуры контроля таможенной стоимости, ненарушения прав декларанта при ее осуществлении.

Влияние элемента 4 на элементы системы по сути должно быть аналогично влиянию элемента 3 - исключение не соответствующих законодательству доводов и признаков, выявленных на этапах 1 и 2, положенных в основу корректировки таможенной стоимости. Однако в настоящее время в таможнях Дальневосточного региона имеется сильнейшее негативное влияние элемента 4 на систему контроля таможенной стоимости, которое выражается в том, что позиция судебных органов диаметрально противоположна позиции таможенных органов по вопросу оснований для непринятия заявленной декларантом таможенной стоимости. Суд видит единственно законным доводом для принятия решения о корректировке выявление факта недостоверности заявленных сведений, в то время как таможенный орган, опираясь на буквальное толкование положения п. 5 ст. 323 ТК РФ, считает достаточным основанием для корректировки наличие признаков недостоверности заявленных сведений о стоимости товара. Последнее связано с тем обстоятельством, что, доказав факт недостоверности заявленных сведений, таможенный орган применял бы более существенные, чем корректировка стоимости, санкции, вплоть до уголовного преследования декларанта.

Тем не менее данное негативное влияние, сложившуюся судебную практику недобросовестные участники ВЭД распространяют не только на свои следующие поставки, но и в качестве прецедента предлагают использовать всем заинтересованным участникам ВЭД.

В результате анализа сложившейся системы контроля таможенной стоимости (рис. 1) в таможенных органах Дальневосточного региона и практики таможенного оформления можно сделать вывод о необходимости преобразования рассматриваемой системы, что обусловлено следующими обстоятельствами.

1. В современных условиях, когда участники ВЭД ведут недобросовестное таможенное оформление и изготавливают «подходящие» по уровню указанной в них стоимости (чем ниже, тем лучше) коммерческие документы прямо в России, контроль на этапе таможенного оформления должен иметь основную цель: установить любые (в том числе и не вполне обоснованные) признаки недостоверности заявленных сведений, позволяющие откорректировать заявленную декларантом стоимость на этапе таможенного оформления. Это делает принятые решения по таможенной стоимости уязвимыми для ведомственного и судебного контроля. При этом контроль таможенной стоимости на этапе таможенного оформления почти не обременяет декларантов, так как в условиях сложившейся негативной для таможенных органов судебной практики непротиворечивый по содержанию комплект коммерческих документов позволяет им оформлять на таможне товар с нереалистично низкой стоимостью, а в представляемых к таможенному оформлению документах отсутствуют какие-либо признаки недостоверности, кроме низкого уровня стоимости.

2. В настоящее время практически происходит сращивание вторичного и ведомственного контроля в отношении решений по таможенной стоимости, принятых на этапе таможенного оформления. Обычной практикой стало, что вторичный контроль решения сводится, по сути, к оценке законности принятого решения таможенного поста в условиях первоначально заявленного декларантом к таможенному оформлению пакета документов.

В данном элементе начинают появляться простейшие формы контроля достоверности заявленных декларантом сведений при стремлении ОКТС осуществить проверку структуры и величины заявленной таможенной стоимости и получить дополнительные основания для корректировки (выяснив, например, у перевозчика товаров, каким лицом, в какой сумме оплачен фрахт или, запросив у банка, в каком объеме валютных средств декларантом оплачен поступивший товар). ОКТС таможни стремится проводить контроль с учетом информации третьих лиц, так как, имея представление о реальной стоимости товара и зная о возможной недобросовестности участников ВЭД, пытается найти новые основания для корректировки таможенной стоимости товаров до того, как участник ВЭД исчезнет. Получение объективных сведений о стоимости товара, ее реальной структуре у независимых от декларанта лиц, имеющих отношение к поставляемому товару (перевозчик, банк) - это единственный источник выявления признаков недостоверности, необходимых для корректировки, исходя из того обстоятельства, что повторная проверка только комплекта коммерческих документов, представленного недобросовестным декларантом, даже силами более квалифицированных специалистов ОКТС таможни, не дает результата в виде каких-либо оснований для корректировки, не выявленных на этапе таможенного оформления. Тем не менее бессистемность, непродуманность запросов третьим лицам не дает существенных результатов в виде установленных признаков недостоверности.

3. Слабое влияние внутреннего контроля на конечный результат. Практика работы ДВТУ по контролю таможенной стоимости в 2006-2007 гг. показала, что влияние элементов 2 и 3 на основополагающий элемент 1 (контроль на этапе таможенного оформления) сводится к нулю противоположным по направлению влиянием элемента 4, так как участники ВЭД полностью внедрили элемент 4 в систему. Оспаривая любое решение о КТС, принятое на этапе таможенного оформления (на основе только тех документов, которые представлены декларантом к таможенному оформлению), они сводят результат, полученный внутренними

элементами 1-3, к нулю, так как на современном этапе развития системы решение, принятое на этапе таможенного оформления, является окончательным решением по таможенной стоимости.

4. Анализ причин вынесения судами решений не в пользу таможенных органов по делам о таможенной стоимости свидетельствует о том, что подавляющее большинство решений по таможенной стоимости отменяются судом в связи с различными правовыми позициями судебных и таможенных органов при оценке достаточности оснований для корректировки таможенной стоимости. Судебная практика таможен Дальневосточного региона подтвердила невозможность на сегодняшний день полноценного использования положений п. 5 ст. 323 ТК РФ, позволяющего проводить КТС при наличии признаков недостоверности заявленных сведений: выявленные таможней признаки недостоверности судом не принимаются, а в судебных решениях указывается, что таможенным органом не представлены доказательства недостоверности заявленных декларантом сведений.

5. На систему контроля таможенной стоимости оказывается еще одно внешнее давление, когда аналогичные содержащимся в решениях судов по делам о корректировке таможенной стоимости мотивировки часто дословно переносятся транспортными прокурорами в представления об устранении нарушений требований таможенного законодательства. Несмотря на то, что согласно законодательству РФ факты, изложенные в решении суда, имеют преюдициальное значение (т. е. в дальнейшем являются аксиомой и принимаются без проверки и доказательств), это правило распространяется только на обстоятельства, которые установлены судом, а не на ту оценку, которую суд дал этим обстоятельствам. Тем не менее в представлениях утверждается, что поскольку судом отменяются решения по корректировке таможенной стоимости, должностные лица таможенного органа допускают грубые нарушения закона, продолжая осуществлять корректировки в аналогичных обстоятельствах. Каждое представление обязывает начальника таможенного органа принять меры дисциплинарного воздействия к нарушившим законодательство должностным лицам, что, безусловно, не мотивирует последних принимать даже законные, по мнению вышестоящего таможенного органа, решения о корректировке таможенной стоимости, принятые в порядке, определенном ведомственными нормативными правовыми актами, так как в дальнейшем они, как минимум, будут обжалованы декларантом в суде, и, как результат, полученное судебное решение будет использовано прокурором по обращению декларанта в качестве основания для применения санкции к таможенному инспектору, принявшему решение о КТС.

Анализ показывает, что суммарное воздействие сил в существующей системе контроля таможенной стоимости дает существенный перевес в пользу недобросовестных участников ВЭД. Основная проблема функционирования системы заключается в том, что ее, по сути внешний, элемент 4 - контроль законности принятых решений судебными инстанциями - превратился в основное ограничение системы, препятствующее повышению ее результативности. Порой даже бесспорные, по мнению таможенного органа, основания, положенные в основу решения о корректировке заявленной таможенной стоимости, не рассматриваются судом в качестве достаточных.

Несмотря на предпринятые таможенными органами меры по усилению внутреннего контроля и формированию по всей вертикали (таможенный пост - таможня - РТУ) единообразной оценки выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости, снижение влияния элемен-

та 4 на итоговый результат системы не наблюдается. Если судить объективно, баланс сил не изменится до того момента, пока кардинально не изменятся основания, при которых возможно безусловное проведение таможенными органами корректировки таможенной стоимости. Этот результат можно достичь двумя путями: 1) изменением таможенного законодательства в области определения таможенной стоимости; 2) получением доказательств, однозначно свидетельствующих о недостоверности заявленных сведений. В противном случае сформировавшееся устойчивое состояние системы контроля таможенной стоимости будет позволять недобросовестным участникам ВЭД существенно и безнаказанно снижать тарифные издержки при ввозе товаров, занижая таможенную стоимость товаров и оспаривая принятые решения о КТС в суде.

В этом проявляется неэффективность действующей системы контроля таможенной стоимости, так как ее базовой целью является принятие таможенными органами таможенной стоимости товаров на действительном, реальном уровне при соблюдении законности принимаемого решения. Основной элемент цели системы (оформление товара по его реальной стоимости) недостижим системой в нынешнем ее состоянии и при существующем внешнем окружении. Анализ внешней для системы контроля таможенной стоимости среды свидетельствует о широком масштабе практики занижения таможенной стоимости и устойчивости данного явления в сфере перемещения товаров через таможенную границу РФ. Подделка документов о стоимости товара - также не исключение в практике таможенного оформления, а основное правило. При этом таможенный орган не может установить факты недостоверности, применяя только метод документального контроля входящих документов и сведений о товаре, так как товар проходит таможню с комплектом документов и по той цене, которая нужна участнику ВЭД, а не по его реальной цене. Сознательная беззаконность участников ВЭД, основанная на двойных потоках денежных средств и подложности представляемых к таможенному оформлению коммерческих документов, только укореняет противоречия в действующей системе [1].

Документальный же контроль таможенной стоимости на этапе таможенного оформления, проводимый в порядке, установленном Положением № 1399, Инструкцией № 1206, не позволяет таможням выявить фальсификацию или недействительность коммерческих документов, представленных в подтверждение таможенной стоимости.

На основании указанных обстоятельств функционирования системы контроля таможенной стоимости полагаем, что решением, при котором система приблизится к достижению цели собственного существования, может стать реорганизация системы КТС для ликвидации ее узких мест.

Для этого предлагается выделить в системе дополнительный элемент - этап контроля достоверности заявленных декларантом сведений, проводимого после выпуска товаров, а элемент 2 переориентировать на принятие окончательных решений по результатам вновь введенного этапа и дополнительно ориентировать элемент 2 на информационное обеспечение нового этапа. Содержание элементов перспективной системы приведено на рис. 2.

Комплекс мероприятий в сфере контроля достоверности своим выходом должен иметь набор документов и сведений, подтверждающих подложность представленных к таможенному оформлению документов и недостоверность заявленных сведений (выявление фактов недостоверности). На основании выявленных на данном этапе

-----► результат этапа влияет на подходы к проведению другого этапа контроля

(примеры результатов: правомерность действий, подтверждение связи между признаками и выводами в решении, подтверждение цены товара контролем достоверности)

-► этап формирует указанный результат или результат этапа является входом

в другой этап контроля

...............результат этапа слабо влияет на подходы к проведению смежного этапа контроля

Рис. 2. Перспективная система контроля таможенной стоимости

документов и сведений должны проводиться повторная оценка таможенной стоимости перемещенного товара, ее определение на базе выявленной на этапе контроля достоверности информации. В случае если на вновь введенном этапе результатом станет получение дополнительных документов, подтверждающих достоверность заявленных декларантом сведений о стоимости товара, то необходимо изменить подход в практике контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых проверенным участником ВЭД.

В настоящее время помимо перспектив повышения эффективности системы контроля таможенной стоимости также выявлены и ограничения для реинжиниринга системы.

Это, в первую очередь, отсутствие понимания у руководства таможенных органов необходимости изменений системы контроля таможенной стоимости. Часто позиция руководства заключатся в том, что неэффективность системы контроля таможенной стоимости кроется только в некомпетентности должностных лиц, принимающих решения по таможенной стоимости (невнимательности, неграмотности и др.), а не в системном ограничении, заложенном законодательством.

Другой существенной проблемой является недостаточное методическое обеспечение вводимого в систему этапа контроля, а именно неразработанность методики контроля достоверности, отсутствие описания источников получения необходимой информации (организаций, других контролирующих органов), порядка ее легализации, возможности ее использования при доказывании недостоверности заявленных сведений. Отсутствуют и отработанные схемы взаимодействия между элементами системы - порядок определения таможенной стоимости в случае выявления фактов недостоверности заявленных сведений. Есть также ограничения государственного законодательства, в том числе таможенного, в части истребования информации и документов от лиц, имеющих косвенное отношение к товару.

Тем не менее основным мотивом введения в систему нового элемента является необходимость минимизации негативной для таможенных органов судебной практики по корректировке таможенной стоимости товара. Цена вопроса высока: в 2007 г. таможенные органы ДВТУ в результате отмены судами решений о корректировке таможенной стоимости вернули почти 15% довзысканных по итогам корректировок таможенной стоимости платежей. Если подсчитать сумму, которую недополучил федеральный бюджет в результате дальнейшего оформления товаров по заявленной низкой стоимости участниками ВЭД, выигравшими суд, то ущерб в денежном выражении будет еще более значительным. В случае встраивания в систему элемента контроля достоверности влияние каждого из элементов на результирующий показатель системы изменится. Полагаем, что перспективный порядок прохождения этапов контроля и их влияние на конечный результат системы в целом, с учетом введения нового элемента, будут выглядеть следующим образом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. На этапе таможенного оформления не принимаются решения о корректировке на основе формальных признаков недостоверности, по которым сформирована негативная судебная практика. Товар выпускается по заявленной таможенной стоимости, при этом с существенным расхождением заявленной стоимости и реальной стоимости аналогичного товара. Выпуск по заявленной цене происходит, несмотря на ущерб фискальной функции таможенных органов, тем не менее достигается определенная цель - декларант не обращается в суд и не оспаривает решение о корректировке из-за его отсутствия.

2. Таможня проводит мероприятия, направленные на выявление фактов недостоверности заявленной стоимости. В случае получения доказательств недостоверности заявленных сведений таможенный орган проводит корректировку таможенной стоимости после выпуска, тем самым восстанавливается интерес государства в части фискальной функции. Возможно заведение дела об административном правонарушении и уголовного дела, а в рамках их расследования таможенным органам предоставлено право получить дополнительные доказательства недостоверности заявленных декла-

рантом сведений по международным каналам, тем самым укрепляя доказательственную базу корректировки таможенной стоимости.

3. Участник ВЭД на принятое таможенным органом решение о корректировке таможенной стоимости после выпуска обращается в суд с иском о признании такого решения незаконным. Суд на основании имеющихся фактов недостоверности, а не как ранее формальных признаков, должен отказать в удовлетворении требований заявителя, так как таможенным органом собраны доказательства недостоверности заявленных участником ВЭД сведений о стоимости товаров.

Суд принимает во внимание полученную таможенным органом информацию о недобросовестности работы участников ВЭД (факты недостоверности заявляемых сведений), заявляющих стоимость перемещаемых ими товаров на уровне, существенно более низком по сравнению со стоимостью идентичных товаров и ценовой информацией на товар на мировых рынках. В результате формирования результативной практики контроля достоверности заявленных сведений влияние элемента, связанного с внешним контролем судебными инстанциями, на конечный результат функционирования системы постепенно снижается, так как правильность логической связи «признак недостоверности влечет корректировку сведений», приведенной в п. 5 ст. 323 ТК РФ, в частном ее случае «необоснованно низкая заявленная стоимость товара является признаком недостоверности, поэтому влечет корректировку сведений» подтверждается фактами недостоверности, выявленными практикой контроля достоверности сведений после выпуска.

При этом работа таможни по осуществлению контроля достоверности может строиться по следующей схеме. Базовым этапом должны являться сбор и анализ (на плановой основе) ОКТС таможни ценовой информации о товарах, определение основных ценообразующих факторов. Эти мероприятия позволят ОКТС установить действительную цену товара на мировом рынке, которая и будет индикатором риска для выявления объектов (поставок конкретных участников ВЭД) дальнейшего контроля. Документы и сведения в отношении поставок выявленных «рисковых» участников ВЭД должны подвергаться комплексному контролю достоверности сведений о товаре после выпуска в соответствии со ст. 361 ТК РФ с привлечением подразделений таможенной инспекции. При этом таможней должен быть применен весь комплекс средств и методов контроля достоверности, включая истребование документов и сведений о товаре у организаций, обслуживающих международное товародвижение, у экспертных организаций, покупателей товара, банков, налоговых и иностранных таможенных органов, у других лиц, имеющих информацию и документы о товаре.

Использованные источники

1. Юферева Е. Л. О необходимости формирования комплексного подхода к проведению контроля таможенной стоимости товаров после выпуска // Таможенное дело в спектре науки и образования: сборник научных трудов / под общ. ред. В. И. Дьякова. Владивосток: ВФ РТА, 2008. С. 76-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.