Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Банк просит разъяснить следующее.

Физические лица —— налоговые резиденты Российской Федерации открывают счета в иностранном банке, который но их поручению размещает денежные средства в российском банке. По истечении срока размещения иностранный банк зачисляет основные суммы и доход по ним на счет клиента.

Подлежат ли обложению НДФЛ доходы физических лиц, полученные в результате такого размещения денежных средств?

Ответ.

ПИСЬМО

от 27 августа 2004 г. № 03-05-01-04/8

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов, полученных от иностранного банка, и сообщает следующее.

Из письма следует, что физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации открывают счета в иностранном банке, который по их поручению размещает денежные средства в российском банке, и по истечении срока размещения иностранный банк зачисляет основные суммы и доход по ним на счет клиента.

В соответствии со ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации признается доход, полученный ими от источников в Российской Федерации и иностранных государствах.

В связи с этим доход, полученный физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации от источников как в Российской Федерации, так и за ее пределами, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях с применением ставок, предусмотренных ст. 224 Кодекса, в зависимости от вида получаемого дохода в соответствии с условиями договоров, заключенных физическими лицами с иностранным банком.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ

Вопрос. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации российскими налогоплательщиками товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств — участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта, обложение НДС производится по ставке в размере 0 % при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Ответ.

от 30 августа 2004 г.

ПИСЬМО

№ 03-04-08/61

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке документального подтверждения организациями-экспортерами права на применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 % в отношении товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта железнодорожным транспортом, и сообщает следующее.

Как правомерно указано в письме, согласно

МРЖЛУНДРПЛНЫИ КУУГАПТРРПКИИ УЧРТ

Организация-экспортер при вывозе товаров железнодорожным транспортом для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС представляла в налоговые органы в части транспортных документов дубликат железнодорожной накладной с отметкой таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров, и с отметкой пограничного таможенного органа, подтверждающего вывоз за пределы территории РФ.

В связи с выходом письма ГТК России от 30.06.2004 № 01-06/24123 таможенные органы, производящие таможенное оформление выпуска товаров, проставляют штамп "Выпуск разрешен" только на оригинале железнодорожной накладной.

Просим разъяснить, не вступает ли данное письмо в противоречие с нормами НК РФ и не возникнут ли в дальнейшем у экспортера проблемы с подтверждением права на применение нулевой ставки НДС в связи с отсутствием штампа "Выпуск разрешен " на дубликате железнодорожной накладной.

подп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации российскими налогоплательщиками товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств — участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта, обложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 % при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.

В соответствии с п. 1 указанной ст. 165 Кодекса для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость налогоплательщик должен представить в налоговые органы помимо грузовой таможенной декларации, подтверждающей помещение товара под таможенный режим экспорта, документы, подтверждающие вывоз товара за пределы территории Российской Федерации конкретным транспортным средством.

Подпунктом 4 п. 1 указанной ст. 165 Кодекса установлено, что налогоплательщики должны представлять в налоговые органы копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. При этом налогоплательщики могут представить любой из перечисленных документов с учетом особенностей, предусмотренных данным подпунктом.

Отметки, свидетельствующие о подтверждении фактического вывоза товаров, проставляются таможенными органами на транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах или их копиях в порядке, предусмотренном Инструкцией о подтверждении таможенными органами вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации) (далее — Инструкция), утвержденной приказом ГТК России от 21.07.2003 № 806.

Так, согласно положениям Инструкции после проверки факта вывоза товаров уполномоченное лицо таможенного органа на оборотной стороне первого листа экземпляра транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа (его копии) производит отметку "товар вывезен" (штамп либо запись) с обязательным указанием даты фактического вывоза товаров и заверяет ее личной номерной печатью.

Учитывая изложенное, для подтверждения правомерности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 % в отношении товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта железнодорожным транспортом, организации-экспортеры могут представлять в налоговые органы дубликаты железнодорожных накладных с указанными отметками таможенных органов.

Что касается письма ГТК России от 30.06.2004 № 01-06/24123 "О проставлении таможенными органами таможенных штампов на железнодорожных накладных", о котором упоминается в письме, то указанное письмо является разъяснением ГТК России для ОАО "Российские железные дороги". Указанное письмо разъясняет порядок проставления таможенными органами отметок на документах, в частности на оригиналах железнодорожных накладных, которыми располагают организации-перевозчики, осуществляющие транспортировку грузов железнодорожным транспортом. При этом данное письмо не изменяет установленного Инструкцией порядка проставления таможенными органами отметок на копиях (дубликатах) транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, используемых организациями-экспортерами в целях реализации права на применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 %, предусмотренного ст. 164 и 165 Кодекса.

Вопрос. Российская организация (ЗАО) осуществляет рекламу своей деятельности на территории ФРГ в форме изготовления брошюр и буклетов, содержащих информацию об этой организации, ее деятельности и о реализуемых ею товарах. При этом одним из акционеров данного ЗАО является физическое лицо — гражданин РФ, постоянно проживающий в ФРГ на основании вида на жительство.

Может ли считаться указанный гражданин налоговым резидентом ФРГ в соответствии с Соглашением между РФ и ФРГ об избежании двойного налогообложения ?

Вправе ли ЗАО в указанной ситуации учитывать расходы на рекламу в полном объеме для целей исчисления налога на прибыль организаций, руководствуясь п. 3 Протокола к Соглашению?

Ответ.

ПИСЬМО

от 2 сентября 2004 г. № 03-08-05

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о порядке вычета расходов на рекламу при исчислении налогооблагаемой прибыли и сообщает.

Как следует из запроса, российская организация (ЗАО) осуществляет рекламу своей деятельности на территории Федеративной Республики Германия в форме изготовления брошюр и буклетов, содержащих информацию об этой организации, ее деятельности и о реализуемых ею товарах. При этом одним из акционеров данного ЗАО является физическое лицо — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Федеративной Республике Германия на основании вида на жительство.

Исходя из представленной информации и не располагая дополнительными сведениями, можно сделать вывод, что данный гражданин Российской Федерации может считаться налоговым резидентом Федеративной Республики Германия в соответствии с п. 1 ст. 4 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996.

Учитывая изложенное, к данной российской организации, по нашему мнению, правомерно применить п. 3 Протокола указанного Соглашения, а именно, российская организация, акционером кото-

рой является резидент Федеративной Республики Германия, может без ограничений вычитать расходы на рекламу при исчислении налогооблагаемой прибыли этой организации в Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики H.A. КОМОВА

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

Вопрос. Нужно ли начислять ЕСН на сумму оплаты жилья (гостиницы) работнику-иностранцу, если есть квитанция об оплате им жилья?

Ответ. С 1 января 2003 г. норм, определяющих особенности обложения единым социальным налогом выплат, производимых в пользу иностранных граждан, в Налоговом кодексе РФ (далее — Кодекс) не содержится, т. е. налогообложение данной категории граждан должно производиться в общеустановленном порядке.

В соответствии со ст. 236 Кодекса объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Пунктом 3 ст. 236 Кодекса определено, что указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно п. 1 ст. 237 Кодекса, при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах.

Учитывая изложенное, у данной организации возникает обязанность по основаниям, указанным в п. 1 ст. 236 и п. 1 ст. 237 Кодекса, по уплате единого социального налога, в том числе с суммы оплаты жилья (с учетом применения п. 3 ст. 236 Кодекса).

Н.В. КРИКСУНОВА Государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Вопрос. Гражданин Латвии принят временно на работу по трудовому договору в российскую организацию на срок до 4 мес для выполнения определенного объема строительных работ. Однако срок действия трудового договора был продлен, и фактически он проработал в организации 6,5 мес. Является ли данный гражданин налоговым резидентом Российской Федерации и в каком размере бухгалтерия организации должна взимать с него налог на доходы физических лиц ?

Ответ. В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Статьей II НК РФ определено, что налоговые резиденты Российской Федерации - это физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, либо иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на территории Российской Федерации и состоящие на начало отчетного периода в трудовых отношениях с организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации, предусматривающих продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней, считаются налоговыми резидентами Российской Федерации на начало отчетного периода.

Согласно ст. 209 НК РФ для физических лиц являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный ими от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации. Для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный ими от источников в Российской Федерации.

Налогообложение доходов, полученных налоговыми резидентами Российской Федерации, к которым в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей на территории Российской Федерации, производится согласно п. 1 ст. 224 НК РФ по ставке 13 %.

В отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, п. 3 ст. 224 НК РФ устанавливается налоговая ставка в размере 30 %.

В случае если иностранный гражданин работает в российской организации и с него удерживается подоходный налог по ставке 30 %, исходя из предполагаемого пребывания в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, а фактически он находится в Российской Федерации 183 дня и бо-

лее, организация — налоговый агент должна произвести перерасчет его налоговых обязательств по ставке 13 % с возвратом излишне удержанной суммы налога или зачетом в счет предстоящих платежей при представлении налогоплательщиком соответствующего заявления в порядке, установленном гл. 12 НК РФ.

в.п. колодий

Советник налоговой службы

II ранга

Вопрос. Подлежат ли обложению налогом на прибыль доходы, полученные иностранной организацией по договору с российской организацией на оказание услуг в Российской Федерации?

Ответ. Получение иностранной организацией доходов от оказания услуг в Российской Федерации связано с предпринимательской деятельностью в Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, полученные иностранной организацией, в частности, от оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Следовательно, по таким доходам Кодекс не предусматривает возникновение у налогового агента, выплачивающего доходы иностранной организации, обязанности по удержанию налога на прибыль с доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации.

Если получение дохода иностранной организацией от оказания услуг на территории Российской Федерации связано с предпринимательской деятельностью данной иностранной организации через постоянное представительство, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах также не предусматривает обязанности по удержанию лицом, выплачивающим доходы иностранной организации, налога на прибыль.

В этом случае иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивает налог на прибыль в Российской Федерации самостоятельно.

Таким образом, если деятельность рассматриваемой иностранной организации по оказанию услуг согласно договору с российской организацией не приводит к образованию в Российской Федерации постоянного представительства, то налог на прибыль с доходов этой иностранной организации при их выплате указанной российской организацией удержанию не подлежит.

При этом следует обратить внимание, что если предпринимательская деятельность осуществляется в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), иностранная организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности в Российской Федерации в соответствии с п. 2.1 Поло-

жения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, зарегистрированным в Минюсте России 02.06.2000 № 2258.

В случае нарушения срока постановки на учет в налоговом органе или уклонения от указанной обязанности к иностранной организации применяется ответственность, установленная ст. 116 и 117 Кодекса.

Л.В. БОНДАРЕНКО

Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Российская организация заключила импортный контракт на закупку товара с иностранным юридическим лицом, не осуществляющим деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации. В течение года по ряду поставок оплата осуществлялась с некоторой задержкой, поэтому в конце года иностранный поставщик начислил и предъявил пени за просрочку платежа, что было оформлено соответствующим двухсторонним актом.

В каком размере и с какой базы следует исчислять налог на доходы при перечислении иностранному поставщику предъявленных сумм пеней?

Ответ. В соответствии со ст. 246 гл. 25 Налогового кодекса РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации. При этом объектом налогообложения для таких организаций согласно п. 3 ст. 247 НК РФ признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Подпунктом 9 п. 1 ст. 309 НК РФ предусмотрено, что штрафы и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств, полученные иностранной организацией (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Исчисление и удержание налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, производятся российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, в порядке, установленном ст. 310 НК РФ. Налог с доходов в виде штрафов и пеней исчисляется по ставке, предусмотренной подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ, т. е. по ставке 20 %.

Кроме того, налоговый агент (российская организация, выплачивающая доход иностранной организации) по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов ст. 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, утвержденной приказом МНС России от 14.04.2004 № САЭ-3-23/286@.

Одновременно следует учитывать, что в случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации (СССР)

существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то при налогообложении ее доходов у источника выплаты в Российской Федерации приоритет имеют положения соответствующего международного договора. Порядок и условия применения положений международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы налогообложения, для целей налогообложения доходов иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации определен п. 1 ст. 312 НК РФ.

Вопрос. Иностранная консалтинговая компания (резидент Государства Израиль) оказывает консультационные, юридические, инжиниринговые услуги и услуги по обработке информации для российской организации. Подлежат ли налогообложению у источника выплаты в Российской Федерации доходы, выплачиваемые израильской компании за оказание перечисленных услуг?

Ответ. Плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации в соответствии со ст. 246 гл. 25 Налогового кодекса РФ признаются в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которой согласно ст. 247 НК РФ для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ; для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 309 НК РФ предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации (СССР) существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

Согласно ст. 5 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 25.04.1994 (далее - Конвенция) выражение "постоянное представительство" для целей применения Конвенции означает постоянное место деятельности, через которое пол-

ностью или частично осуществляется коммерческая деятельность предприятия.

Постоянное представительство иностранной организации, согласно п. 3 ст. 306 НК РФ, считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение.

Регулярной может быть признана, в частности, деятельность иностранных организаций, обязанных встать на учет в налоговых органах Российской Федерации в соответствии с разд.2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (далее — Положение), в случае если их деятельность осуществляется в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности).

Следует отметить, что согласно требованиям, содержащимся в п. 2.1.1.1 Положения, иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

Статьей 7 Конвенции предусмотрено, что прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства (резидента Государства Израиль) может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации), если такое предприятие осуществляет коммерческую деятельность через находящееся в этом другом Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации) постоянное представительство.

Таким образом, иностранная компания — резидент Государства Израиль в случае осуществления ею регулярной предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации образует постоянное представительство для целей налогообложения в Российской Федерации и, следовательно, является самостоятельным плательщиком налога на прибыль в Российской Федерации и производит уплату налога на прибыль в Российской Федерации в соответствии с положениями ст. 307 гл. 25 НК РФ.

В случае оказания иностранным юридическим лицом консультационных, юридических, инжиниринговых услуг и услуг по обработке информации для российской организации вне территории Российской Федерации доходы от оказания таких услуг в смысле гл. 25 Н К РФ не являются объектом налогообложения по налогу на прибыль в Российской Федерации.

Вопрос. Канадская компания на основании заключенного с российской организацией контракта осуществляет поставку оборудования, а также оказание услуг по содействию при пусконаладке и шефнадзору. Срок выполнения работ более 30 дней. Возникает ли российской организации обязанность по исчислению и удержанию налога с доходов, выплачиваемых канадской компании, или указанная деятельность канадской компании приводит к образованию ее постоянного представительства?

Ответ. В соответствии со ст. 246 гл. 25 Налогового кодекса РФ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.

Наличие постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации определяется исходя из положений законодательства о налогах и сборах. В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

Согласно ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 05.10.1995 (далее — Соглашение) выражение "постоянное представительство" для целей применения Соглашения означает постоянное место деятельности, через которое лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве полностью или частично осуществляет деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом согласно п. 3 ст. 5 Соглашения строительная площадка или строительный или монтажный объект образуют постоянное представительство только в случае, если продолжительность их деятельности составляет более чем 12 мес.

Пунктом 2 ст. 3 Соглашения предусмотрено, что любой не определенный в Соглашении термин, имеет то значение, которое он имеет по законодательству того Договаривающегося Государстве!, в котором применяется Соглашение.

Под строительной площадкой иностранной организации на территории Российской Федерации в целях гл. 25 Н К РФ и согласно п. 1 ст. 308 НК РФ понимается:

1) место строительства новых, а также реконструкции, расширения, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов);

2) место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции, расширения и (или) технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.

Таким образом, оказание канадской компанией на территории Российской Федерации услуг по содействию при пусконаладке и шефнадзору оборудования не подпадает под определение строительной площадки,

строительного и монтажного объекта, а следовательно, на такие услуги не распространяется действие п. 3 ст. 5 Соглашения.

Для целей гл. 25 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации согласно п. 2 ст. 306 НК РФ понимается, в частности, любое место деятельности иностранной организации, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную, в том числе, с осуществлением работ и оказанием услуг.

Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение.

Регулярной согласно п. 2.2.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150, является деятельность обособленных подразделений иностранных организаций, вставших или обязанных встать на учет в налоговых органах в соответствии с подразд. 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, в случае если их деятельность осуществляется в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности). При этом такое обязательство возникает вне зависимости от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

Иностранные организации, деятельность которых на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства, в соответствии со ст. 246 и 307 НК РФ являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации. Налог на прибыль уплачивается в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

Вопрос. В течение 2000 — 2001 гг. российская страховая компания производила выплаты доходов чешской компании за услуги, оказанные ею, производя при этом удержание налогов в установленном законодательством порядке. В 2003 г. чешская компания подготовила пакет документов для возврата налогов, удержанных с ее доходов в 2000 — 2001 гг. Просим разъяснить, возможен ли возврат указанных сумм на-

Огвет. В соответствии со ст. 312 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам, в отношении которых международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы налогообложения, предусмотрен особый режим налогообложения, осуществляется при условии представления документов, предусмотренных п. 2 указанной статьи НК РФ.

В отношениях между Российской Федерацией и Чешской Республикой действует Конвенция об из-

логов и в какой налоговый орган чешская компания должна представить пакет документов для возврата удержанных с ее доходов налогов в 2000 — 2001 гг.

бежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.11.1995.

Заявление о возврате сумм ранее удержанных в Российской Федерации налогов, а также иные документы, предусмотренные п. 2 ст. 312 НК РФ, представляются иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.

При этом п. 10 разд. II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150, предусмотрено, что норма НК РФ, устанавливающая период, в течение которого иностранным получателем дохода может быть подано заявление о возврате сумм ранее удержанных в Российской Федерации налогов, применяется в отношении доходов, выплаченных с 1 января 2002 г.

До 1 января 2002 г. применялись положения ст. 10 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которой иностранное юридическое лицо, имеющее в соответствии с международными договорами право на льготное обложение налогом доходов от источников в Российской Федерации, в течение года со дня получения дохода могло подать заявление о снижении или отмене налога в установленном порядке.

Кроме того, исходя из информации, содержащейся в вопросе, в 2000 — 2001 гг. российской страховой компанией правомерно удержан налог с доходов чешской компании в соответствии с действующим на тот момент налоговым законодательством — ст. 10 Закона РФ от 27.12.1991 № 2116-1 и разд.5 изданной на его основании Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.1995 № 34, которыми было предусмотрено налогообложение доходов иностранного юридического лица за оказанные им услуги у источника выплаты в Российской Федерации.

Учитывая изложенное, возврат налога, удержанного российской организацией с доходов иностранного юридического лица - резидента Чешской Республики в 2000 — 2001 гг., в текущем году (2004 г.) произведен быть не может.

Одновременно сообщаем, что в случае если налогообложение указанных в вопросе доходов чешской компании было также произведено и в Чешской Республике, то устранение двойного налогообложения таких доходов может быть осуществлено в Чешской Республике в соответствии со ст. 23 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.11.1995.

Вопрос. Российская организация берет в аренду морское судно .у швейцарской компании, не имеющей постоянного представительства на территории РФ. Просим разъяснить порядок удержания и уплаты налога с доходов швейцарской компании от предоставления в аренду судна.

Ответ. В соответствии с положениями ч. 2 § 3 гл. 34 Гражданского кодекса РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Если договором аренды транспортного средства без экипажа не предусмотрено иное, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа.

В соответствии со ст. 246 гл. 25 Налогового кодекса РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанной категории организаций на основании ст. 247 НК РФ признаются доходы, которые определяются в соответствии со ст.309 НК РФ.

В соответствии с подп. 7 п. I ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство РФ) от предоставления в аренду или субаренду транспортных средств, в частности морских судов, используемых в международных перевозках, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Статьей 7 части первой НК РФ предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации, в частности Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995.

В то же время право применения положений международных договоров, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов (в частности, указанного Соглашения), при выплате российской организацией доходов швейцарской компании возникает не автоматически, а при соблюдении определенных процедур, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.

А именно п. 1 ст. 312 НК РФ предусмотрено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организа-

МЕЖПУНАРОДНЫЙ БУХГАГПТРГКИЙ УЧРТ

1 (73) - 2005 ВОПРОС - ОТВЕТ

цпя имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы начогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, указанного подтверждения1 налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим

налогообложения в Российской Федерации, в отношении! такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты.

В связи с тем, что НК РФ не установлено обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве, в п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150, даны разъяснения относительно формы и порядка оформления и предстаачения таких документов.

В связи с изложенным в случае, если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация -источник выплаты дохода не располагает подтверждением, предусмотренным п. 1 ст. 312 НК РФ, то она на основании положений ст. 310 НК РФ обязана произвести удержание начога у источника выплаты по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 310 НК РФ (в отношении доходов от предоставления в аренду или субаренду транспортных средств, в частности морских судов, используемых в международных перевозках, установлена ставка начогообложения в размере 10 %).

Одновременно обращаем внимание на то, что при применении соглашений об избежании двойного налогообложения, включая вопросы неудержания налогов у источника выплаты, следует учитывать, что лица, к которым применяются положения статей соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения, устанавливающего порядок налогообложения определенных видов доходов, должны иметь фактическое право на получение соответствующего дохода. Иностранная организация имеет фактическое право на доход при наличии правовых оснований для получения дохода, которым является факт заключения ею договора.

В соответствии со ст. 24, 289 и 310 НК РФ начоговые агенты обязаны в сроки, установленные законодательством, представлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов.

Е. Н. СОКОЛОВА Советник налоговой службы III ранг;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.