Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос: Каков порядок обложения ЕСН в 2003 г. выплат иностранным гражданам?

Ответ: Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2003 г. утрачивают силу положения п. 2 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 239 Кодекса до указанной даты освобождались от уплаты ЕСН налогоплательщики с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования, - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладали правом.

Таким образом, с 1 января 2003 г. особых норм, определяющих порядок обложения ЕСН выплат, производимых в пользу иностранных граждан, в Кодексе не содержится. Обложение ЕСН выплат и вознаграждений, начисленных в пользу иностранных граждан, в части, зачисляемой в федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, должно производиться аналогично налогообложению выплат, начисляемых в пользу российских граждан.

Согласно положениям ст. 3 и 9 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации » установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, то есть исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступле-

нии страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 17Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Статьей 3 Федерального закона № 173-Ф3 предусмотрено, что только иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом ст. 10 вышеназванного Закона указано, что в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы (деятельности), которая выполнялась на территории Российской Федерации, при условии что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, понимаются иностранные граждане, получившие вид на жительство.

Таким образом, определяющим обстоятельством для установления права иностранных граждан и лиц без гражданства на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации является их статус постоянно проживающих на территории Российской Федерации и, соответственно, начисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 167-ФЗ.

На выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу иностранных граждан, не имеющих вида на жительство в Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются, так как эта категория иностранных граждан не имеет права на трудовую пенсию по стажу работы на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 243 Кодекса сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, определяется как разность между суммой налога, начисленной в федеральный бюджет, с учетом ставок, установленных ст. 241 Кодекса, и суммой начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ. При отсутствии налогового вычета ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет, уплачивается по соответствующему коду бюджетной классификации (1010510) в полной сумме поставкам, установленным п. 1 ст. 241 Кодекса.

Таким образом, с 1 января 2003 г. ЕСН в федеральный бюджет с выплат и вознаграждений в пользу иностранных

граждан, работающих в российских организациях, но не имеющих статуса постоянного проживания на территории России, должен начисляться по полным ставкам, предусмотренным п. 1 ст. 241 Кодекса (28% с учетом условий применения регрессивной шкалы).

Л.С. УСТИНОВА

Советник налоговой службы III ранга

Вопрос: Подлежат ли включению в состав доходов представительства иностранной организации при расчете им налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль в Российской Федерации денежные средства, полученные от головной компании, если эти средства направляются на целевое финансирование текущей деятельности представительства?

Ответ: В соответствии со ст. 246 гл.25 Налогового кодекса РФ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, согласно ст. 307 НК РФ признается:

доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов;

доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;

другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные в п. 1 ст. 309 НК РФ, относящиеся к постоянному представительству.

Перевод денежных средств и других активов между отделением и головным офисом в соответствии с Инструкцией по заполнению Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, утвержденной приказом МНС России от 07.03.2002 № БГ-3-23/118, отражается в строке О разд.2 «Финансовое состояние» Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, и указанные суммы не участвуют при расчете налоговой базы для уплаты налога на прибыль в Российской Федерации.

Вопрос: Иностранная организация осуществляет строительные работы в г. Москве. При расчете нало гооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль в РФ расходы, связан

Ответ: Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в соответствии со ст. 246 гл. 25 Налогового кодекса РФ признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.

ные с оказанием субподрядных работ, учитываются в составе косвенных расходов. Просим подтвердить правомерность включения расходов по субподрядным работам в состав косвенных расходов.

В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Налоговой базой согласно ст. 274 НК РФ признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению. Согласно ст. 247 НК РФ прибылью для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ.

Налогоплательщик в учетной политике определяет выбранный метод признания доходов и расходов для целей налогообложения. В соответствии со ст. 271 - 273 НК РФ доходы и расходы могут признаваться по методу начисления либо по кассовому методу.

Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений ст. 318 НК РФ, в соответствии с которой для целей определения порядка и периода учета расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Состав прямых расходов строго регламентирован, и согласно п. 1 ст. 318 НК РФ к прямым расходам относятся:

материальные затраты, определяемые в соответствии с подп. 1 и 4 п.1 ст. 254 НК РФ;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, в том числе расходы на оплату строительных работ, выполненных субподрядными организациями, по строящимся объектам, находящимся на стадии незавершенного строительства, относятся к материальным расходам.

В связи с тем что такого вида расходы в ст. 318 НК РФ не поименованы в составе прямых расходов, они являются косвенными расходами и учитываются в уменьшение налоговой базы того отчетного периода, когда они признаются налого-

плательщиком д ля целей налогообложения прибыли в Российской Федерации в соответствии с положениями ст. 272 НК РФ.

Вопрос: Иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, просит разъяснить порядок признания для целей налогообложения прибыли постоянного представительства в РФ расходов на рекламные мероприятия.

Ответ: Расходы на рекламу учитываются при определении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль в РФ в соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 264 и п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ.

С 01.01.2002, то есть с момента введения в действие гл.25 НК РФ, все рекламные расходы можно разделить на два вида:

- расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли в полном объеме;

- расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли в пределах 1 процента от выручки.

В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к ненормируемым расходам организации на рекламу относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях; на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации; на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Перечень ненормируемых расходов является закрытым. Все иные, не входящие в указанный перечень рекламные расходы, а также расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, нормируются для целей налогообложения прибыли в Российской Федерации. Такие расходы можно учитывать при налогообложении прибыли за отчетный (налоговый) период в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Международным договором Российской Федерации с иностранным государством может быть предусмотрен иной порядок включения в состав расходов постоянного представительства отдельных видов затрат, в частности расходов на рекламу.

Вопрос: Может ли российская компания при перечислении дохода иностранной организации (резиденту Литвы) за оказанные ею услуги по пе-

Ответ: В соответствии со ст. 246 гл. 25 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации признаются в том числе иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации.

ревозке груза автомобильным транспортом не удерживать налог с такого дохода, если этой иностранной организацией представлены документы, подтверждающие ее регистрацию в налоговом органе Литовской Республики?

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для таких иностранных организаций согласно ст. 247 НК РФ признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Подпунктом 8 п. 1 ст. 309 НК РФ предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией в связи с осуществлением ею международных перевозок (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

При этом под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией за осуществление международных перевозок, облагается налогом у источника выплаты в Российской Федерации по ставке, предусмотренной подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ, то есть по ставке 10%.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, согласно п. 1 ст. 310 НК РФ, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, в валюте выплаты дохода, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 НК РФ.

Подпунктом 4 п. 2 ст. 310 НК РФ предусмотрено, что одними из случаев неудержания налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, являются случаи выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.

В то же время в отношениях между Российской Федерацией и Литовской Республикой в настоящий момент не существует действующего международного договора, регулирующего вопросы налогообложения. Кроме того, ст. 22 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о международном автомобильном сообщении от 18.11.1993 предусмотрено, что все вопросы, неурегулированные указанным Соглашением, а также международными соглашениями, участниками которых являются обе Договаривающиеся Стороны, будут решаться в соответствии с законодательством каждой из Договаривающихся Сторон.

Учитывая изложенное, а также то, что Соглашением от 18.11.1993 не урегулированы вопросы налогообложения доходов резидентов договаривающихся государств, доходы иностранной организации - резидента Литовской Республики, выплачиваемые ей за осуществление международных перевозок, подлежат обложению налогом у источника выплаты в Российской Федерации в порядке, установленном ст. 310 НК РФ.

Порядок и сроки представления налоговым агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов также установлены ст. 310 НК РФ.

Вопрос: Следует ли российской организации - налоговому агенту включать в Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов информацию о суммах доходов, выплаченных ею иностранным организациям, если согласно налоговому законодательству РФ указанные выплаты не являются объектом налогообложения по налогу на прибыль, взимаемому у источника выплаты доходов в РФ?

Ответ: В соответствии со ст. 289 Налогового кодекса РФ налоговые агенты (лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов) обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в сроки, установленные ст. 289 НК РФ, и по формам, устанавливаемым Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Приказом МНС России от 24.01.2002 № БГ-3-23/31 утверждена форма Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. Инструкция по заполнению указанной формы утверждена приказом МНС России от 03.06.2002 № БГ-3-23/275.

Согласно указанной Инструкции Налоговый расчет (информация) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов составляется в отношении любых выплат доходов от источников в Российской Федерации в пользу иностранной организации.

Учитывая изложенное, факт того, что российская организация - налоговый агент выплачивает иностранному юридическому лицу доходы, которые в соответствии с положениями гл.25 НК РФ не подлежат налогообложению у источника выплаты в Российской Федерации, не является основанием для невключения налоговым агентом сведений об указанных доходах, выплаченных иностранному юридическому лицу, в Налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Вопрос: Российская организация имеет на территории Республики Беларусь постоянное представительство, при этом ею уплачиваются местные налоги на территории Республики Беларусь. Просим разъяснить, может ли российская организация при

Ответ: Согласно п. 1 ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 прибыль предприятия - резидента РФ облагается налогом только в Российской Федерации, если только такое предприятие не осуществляет предприниматель-

определении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль в РФ учитывать расходы, связанные с уплатой местных налогов Республики Беларусь.

скую деятельность в Республике Беларусь через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность таким образом, то его прибыль может облагаться налогом в Республике Беларусь, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

Таким образом, российская организация, осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через находящееся там постоянное представительство, является плательщиком налога на прибыль в Республике Беларусь в той части, которая относится к постоянному представительству этой организации в Республике Беларусь.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 7 Соглашения при определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей такого постоянного представительства, включая управленческие и общие административные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами.

Статьей 311 гл. 25 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных гл. 25 НК РФ. Кроме того, для целей налогообложения прибыли российской организации в Российской Федерации принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно: расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными и при этом произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией и учитываемым при определении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль в Российской Федерации, относятся расходы налогоплательщика в виде сумм налогов и сборов, начисленных в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.

Таким образом, включение в состав расходов российской организации, учитываемых при определении налогооблагаемой базы для уплаты ею налога на прибыль в Российской Федерации, налогов, начисляемых и уплачиваемых на территории Республики Беларусь и в соответствии с законодательством Республики Беларусь, неправомерно.

Вопрос: Российская организация заключает договоры купли-продажи с иностранными юридическими лицами - резидентами Королевства Бельгии и Японии. При этом по условиям указанных договоров для российской орга-низации-покупателя предусматривается отсрочка платежа по договору и выплата ею процентов за предоставление такой отсрочки.

Должна ли российская организация производить удержание налога с доходов указанных иностранных юридических лиц в связи с выплатой им процентов за отсрочку платежа по договору купли-продажи ?Кроме того, если налог подлежит удержанию в Российской Федерации, то могут ли указанные иностранные организации получить зачет на сумму налога, уплаченного в РФ, и на основании каких документов?

Ответ: В соответствии со ст. 246 гл. 25 Налогового кодекса РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанных категорий организаций в соответствии со ст. 247 НК РФ признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

В то же время, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то в соответствии со ст. 7 НК РФ применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.06.1995 проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогами в этом другом Государстве.

Однако такие проценты также облагаются в том Договаривающемся Государстве, где они возникают, в соответствии с законодательством этого Государства, но если фактический владелец процентов является резидентом другого Договаривающегося Государства, то взимаемый налог не может превышать 10% общей суммы процентов.

Термин «проценты» для целей применения Конвенции означает доход от долговых требований любого вида.

Статьей 8 Конвенции между Правительством СССР и Правительством Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 18.01.1986 предусмотрено, что проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогами в этом другом Договаривающемся Государстве.

Однако такие проценты могут также облагаться налогами в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Договаривающегося Государства, но если получатель фактически имеет право на проценты, взимаемый налог не должен превышать 10% валовой суммы процентов.

Термин «проценты» для целей применения Конвенции означает доход от долговых требований любого вида.

Так как термин «долговое требование» не определен по-

ложениями вышеуказанных Конвенций об избежании двойного налогообложения, то согласно положениям этих Конвенций указанный термин следует определять по законодательству Российской Федерации.

Гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, согласно ст. 823 Гражданского кодекса РФ относятся к коммерческому кредиту.

Если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства, то согласно п. 2 ст. 823 ГК РФ к коммерческому кредиту применяются нормы о договоре займа.

В соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 13 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 14 от 08.10.1998 проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом, являются платой за пользование денежными средствами.

Коммерческий кредит для целей применения гл.25 НК РФ и в соответствии со ст. 269 НК РФ относится к долговым обязательствам.

Учитывая изложенное, доходы иностранных юридических лиц - резидентов Королевства Бельгии и Японии от источников в Российской Федерации в виде процентов за отсрочку платежа по договору купли-продажи являются процентным доходом по долговым обязательствам и в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты.

Налог с указанных видов доходов иностранных юридических лиц исчисляется по ставке, предусмотренной подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ, т.е. по ставке 20%.

Однако в связи с тем что положениями вышеуказанных Конвенций установлены пониженные ставки для налогообложения процентных доходов иностранных юридических лиц - резидентов Королевства Бельгии и Японии в размере 10%, то налогообложение таких доходов должно производиться по этой пониженной ставке, установленной международными договорами.

В то же время необходимо учитывать, что удержание налога на доходы иностранных юридических лиц (имеющих постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор об избежании двойного налогообложения) у источника выплаты в Российской Федерации производится по пониженным ставкам только при выполнении процедур, предусмотренных п. 1 ст. 312 НК РФ.

Порядок уплаты налоговым агентом налога, удержанного с доходов иностранных организаций, установлен п. 1 ст. 310

НК РФ. Порядок и сроки представления налоговым агентом налоговых расчетов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов установлен ст. 289 НК РФ.

Форма Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена приказом МНС России от 24.01.2002 № БГ-3-23/31. Инструкция по заполнению указанного Расчета утверждена приказом МНС России от 03.06.2002 № БГ-3-23/275.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается зачета суммы налога, уплаченного иностранными юридическими лицами - резидентами Королевства Бельгии и Японии в Российской Федерации, то такой зачет может быть предоставлен при уплате ими налога в стране их постоянного местопребывания в соответствии со ст. 23 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.06.1995 и ст. 20 Конвенции между Правительством СССР и Правительством Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 18.01.1986. При этом зачет предоставляется на основании представления этими организациями документов, определенных внутренним законодательством страны их постоянного местопребывания.

Вопрос: Российская организация со стопроцентным участием иностранного капитала выплачивает процентный доход материнской компании (резиденту Франции). Должны ли при этом удерживаться какие-либо налоги? Какова ставка налога на дивиденды, перечисляемые в пользу материнской компании российской организацией?

Ответ: В соответствии со ст. 246 Налогового кодекса РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации. Объектом налогообложения для таких организаций согласно ст. 247 НК РФ признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Статьей 309 НК РФ предусмотрено, что процентный доход от долговых обязательств любого вида, полученный иностранной организацией (получение которого не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относится к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Если международными договорами Российской Федерации, содержащими положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то в соответствии со ст. 7 НК РФ применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.1996 проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогами только в этом другом Государстве, если такой резидент является их фактическим получателем и не осуществляет в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, промышленную или торговую деятельность через находящееся там постоянное представительство.

Порядок практического применения положений налоговых соглашений установлен ст. 312 НК РФ, в соответствии с п. 1 которой при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, такого подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

В связи с тем что НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве, в п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150, содержатся разъяснения о форме такого подтверждения и порядке его составления.

При налогообложении у источника выплаты в Российской Федерации доходов французской компании, не осуществляющей предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, в виде дивидендов следует руководствоваться ст. 10 указанной Конвенции, которой установлены дифференцированные ставки налогообложения доходов в виде дивидендов в зависимости от условий, предусмотренных указанной статьей Конвенции.

Следует обратить внимание на то, что применение пониженных ставок при налогообложении доходов иностранного юридического лица у источника выплаты в Российской Федерации, возможно только при соблюдении требований, предусмотренных п. 1 ст. 312 НК РФ.

E.H. СОКОЛОВА

Советник налоговой службы III ранга

Вопрос: Входе своей хозяйственной деятельности мы получаем исключительные смежные права на фонограммы и исключительные авторские права на музыкальные, художественные, аудиовизуальные и фотографические произведения.

Согласно положению п. 1 ст. 236 НК РФ не относятся к объекту налогообложения по единому социальному налогу выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). В соответствии со ст. 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» исключительные права на использование произведения являются имущественными правами автора.

Организацией заключен лицензионный договор о предоставлении исключительных прав на использование фонограмм и произведений с гражданином Франции (лицензиаром). В соответствии с договором лицензиар передает сроком на пять лет исключительную лицензию на использование на территории РФ фонограмм и произведений.

Возникает ли в данном случае объект налогообложения по единому социальному налогу?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах») объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

В свою очередь, не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

В соответствии с п. 3 ст. 238 Кодекса в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ), помимо выплат, указанных в пп. 1 и 2 названной статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. Федерального закона от 19.07.1995 № 110-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

В соответствии с названным Законом авторское право распространяется в том числе на произведения, обнародованные либо не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников.

В соответствии со ст. 16 Закона автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

Указанные в данной статье имущественные права согласно ст. 30 Закона могут передаваться только по авторскому договору, за исключением случаев, предусмотренных ст. 18-26 Закона. Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав.

Учитывая изложенное, договор о предоставлении исключительных прав на использование фонограмм и произведений является авторским и подлежит обложению ЕСН в установленном законодательством порядке.

Г.Н. МОЛЧАНОВА

Советник налоговой службы РФ III ранга

Вопрос: Просим разъяснить, начисляются ли страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на заработную плату сотрудников организации, расположенной на территории РФ, являющихся иностранными гражданами и работающих по трудовому договору.

Ответ: В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионным страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» выделяются две формы проживания иностран-

цев на территории Российской Федерации: временное и постоянное.

По мнению ПФР (письмо в адрес первого заместителя Минфина России С.Д. Шаталова от 16.07.2003 № ЛЧ-09-19/ 7571, копия в МНС России письмом от 04.08.2003 № СД-09-19/8255), обязательное пенсионное страхование распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, если они проживают на территории РФ и при этом осуществляют трудовую деятельность. В таком случае страхователи должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно и временно проживающих на территории РФ.

Н.В. КРИКСУНОВА

Государственный советник налоговой службы РФ Iранга

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос: Относятся ли расходы на уплату компенсационной таможенной пошлины в отношении ввозимых на территорию России из Украины прутков для армирования железобетонных конструкций в размере 21% от таможенной стоимости, введенной постановлением Правительства РФ от 08.07.2002 № 509, в состав расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода торговой организации для целей налогообложения прибыли?

Ответ: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.04.1998 № 63-Ф3 «О мерах по защите экономических интересов российской федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (ред. от 24.07.2002) под компенсационной пошлиной понимается пошлина, которая применяется при введении мер по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством, и взимается Правительством РФ (ст. 7 Таможенного кодекса РФ) сверх базовой ставки таможенной пошлины.

В соответствии с п. 1 ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл.25 НК РФ.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В данной ситуации расходы на уплату компенсационной пошлины, по нашему мнению, следует признать экономичес-

ки оправданными и на этом основании учесть для целей налогообложения прибыли в составе либо прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), либо в стоимости приобретаемых товарно-материальных ценностей (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Вопрос: Организация-экспортер для подтверждения правомерности применения налоговой ставки по НДС в размере 0% представляет в налоговый орган полный пакет документов, предусмотренный п. 1ст. 165НКРФ, в том числе копию коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Налоговый орган отказывается подтвердить право организации на применение указанной налоговой ставки, мотивируя свою позицию тем, что на коносаменте отсутствует отметка пограничного таможенного органа о вывозе товара за пределы РФ. Насколько правомерны действия ИМНС?

Ответ: В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляется, в частности:

- копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни Российской Федерации;

- копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории России.

Как видим, указанные нормы не предусматривают обязательное наличие отметки пограничного таможенного органа о вывозе товара на коносаменте, тем не менее на практике налоговые органы рассматривают отсутствие такой отметки как причину для отказа в признании права организации на применение в отношении реализованных иностранному покупателю товаров, вывезенных через морской порт, ставки НДС в размере 0%.

Свою позицию налоговые органы мотивировали, в частности, нормами Приложения 1 к приказу ГТК России от 26.06.2001 № 598 «О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров», согласно которым сотрудник таможенного органа, производивший проверку факта вывоза товаров, в случае представления таможенной декларации (копии) на ее оборотной стороне, а если также представлен экземпляр транспортного и (или) товаросопроводительного документа (к которым в том числе относится коносамент) или его заверенной копии - и на его оборотной стороне делает отметку «Товар вывезен полностью» с обязательным указанием даты фактического перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации и заверяет его личной номерной печатью.

Однако с выходом Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации) (утв. приказом ГТК России от 21.07.2003 № 806) вышеизложенные положения более не могут являться аргументами в защиту занимаемой налоговыми органами позиции, так как, во-первых, приказ ГТК России от 26.06.2001 № 598 отменен (п. 8 приказа ГТК России от 21.07.2003 № 806), а во-вторых, п. 12 названной ин-

струкции прямо предусмотрено, что отметка «Товар вывезен» на коносаменте (его копии) при вывозе товаров через морские порты проставляться таможенными органами не должна.

Кроме того, необходимо отметить, что как до издания вышеназванной Инструкции, так и после арбитражные суды указывали на неправомерность требований налоговых органов об обязательном наличии отметки пограничного таможенного органа на коносаменте (его копии) для подтверждения права организации-экспортера, чей товар вывезен через морской порт, на применение ставки НДС 0%, поскольку такое требование подп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ не предусмотрено (см., например, постановления ФАС Московского округа от от 07.08.2003 № КА-А40/5259-03, от 19.05.2003 № КА-А40/ 2748-03, от 07.08.2003 № КА-А40/5365-03, от 06.05.2003 № КА-А40/2599-03, от 18.04.2003 № КА-А40/1940-03, от 24.03.2003 № КА-А40/1514-03; Постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.06.2003 № А56-1786/03, от 31.03.2003 № А56-29477/02; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.04.2003 № Ф04/1951-957/А45-2003).

На основании вышеизложенного действия ИМНС представляются нам не основанными на законе.

В заключение напоминаем, что, в случае если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать их в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. 137, 138 НКРФ).

Вопрос: Договором с иностранной организацией-исполнителем, не состоящей на налоговом учете в РФ, предусмотрено, что оплата за оказанные на территории РФ услуги составляет 100 дол., причем на счет исполнителя должна быть перечислена вся указанная сумма, тогда как налоги, взимание которых предусмотрено страной заказчика (т.е. Россией), уплачиваются в бюджет за счет средств последнего.

Российская организация-заказчик исполнила условия договора, исчисленный НДС в размере 20 дол. (в пересчете на рубли по курсу, действовавшему на момент оплаты) перечислен в бюджет.

Вправе ли российская организация принять к вычету указанную сумму НДС?

Ответ: В соответствии с пп. 1, 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ при приобретении оказанных на территории Российской Федерации услуг у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах РФ, заказчик данных услуг признается налоговым агентом, обязанным исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. Налоговой базой в такой ситуации является уплачиваемая исполнителю сумма дохода с учетом налога.

Таким образом, исходя из норм гл. 21 НК РФ, уплата НДС за счет средств налогового агента (что имеет место в данном случае) независимо от условий договора не допускается. Налоговой базой в представленной в вопросе ситуации должна являться сумма дохода иностранной организации, равная 100 цол., соответственно, НДС, подлежащий перечислению в бюджет по итогам сделки, должен быть равен 16,67 дол. (100 дол. х 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ)), и именно эту сумму вправе принять к вычету российская организация.

Во избежание недоразумений с налоговыми органами мы рекомендуем сторонам сделки заключить дополнительное соглашение к договору, в котором указать, что базовая цена приобретаемых услуг составляет 100 дол. и увеличивается на

суммы налогов, подлежащих удержанию заказчиком в соответствии с действующим законодательством РФ. Это позволит иностранной организации получить всю желаемую сумму дохода в размере 100 дол., а российский заказчик, в свою очередь, сможет принять к вычету НДС в размере 20 дол., так как налоговой базой будут являться уже не 100, а 120 дол.

А. И. ДЫБОВ

Вопрос: Организация за счет заемных денежных средств оплатила поставщику товар, впоследствии реализованный иностранному покупателю. До настоящего времени сумма займа не возвращена. Имеет ли экспортер право на применение налогового вычета по налогу на добавленную стоимость, если в налоговый орган представлены декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0%и документы, предусмотренные ст. 165НКРФ?

Ответ: В соответствии с пп. 1, 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ на суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производятся на основании отдельной налоговой декларации (п. 6 ст. 164 НК РФ) и только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.

При этом НК РФ не содержит норм, регулирующих особенности применения налогового вычета при расчетах заемными денежными средствами. Таким образом, одним из условий использования налогового вычета является фактическая уплата поставщику сумм НДС. Конституционный Суд РФ указал, что под фактически уплаченными поставщикам суммами налога подразумеваются реально понесенные налогоплательщиком затраты (в форме отчуждения части имущества в пользу поставщика) на оплату начисленных поставщиком сумм налога (п. 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 20.02.2001 № 3-П).

По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса РФ). Следовательно, налогоплательщик, оплативший поставленный товар заемными денежными средствами, передал нахо-

цящиеся в его собственности деньги, то есть понес реальные затраты.

Вместе с тем существует мнение, что, оплачивая товар заемными денежными средствами, до возврата заимодавцу суммы займа налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС. На данный момент Высший Арбитражный Суд РФ не рассматривал аналогичные споры, а в федеральных судах округов единый подход к решению рассматриваемого вопроса не выработан.

Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 16.09.2002 № КА-А41/6188-02 указал, что заемные средства, используемые истцом для приобретения товаров, являются собственностью налогоплательщика, а потому уплаченный в составе цены НДС подлежит возврату. Суды указали, что НК РФ не содержит положений, запрещающих использование налогоплательщиком таких средств цля уплаты налога (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13.08.2003 № Ф04/3917-1305/А45-2003, ФАС Волго-Вятского округа от 17.02.2003 № А79-4124/02-СК1-3617, ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2003 № А56-37619/02), также гл.21 НК РФ не содержит условия о наличии у налогоплательщика права предъявить к вычету НДС, уплаченный поставщикам за счет заемных средств, только после возврата (полного или частичного) займа (постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2002 № А56-14128/02).

Также судами высказывается противоположное мнение: при оплате товаров заемными денежными средствами затраты на уплату НДС реально не понесены, соответственно, возмещение НДС произведено необоснованно (постановление ФАС Уральского округа от 13.03.2003 № Ф09-542/03-АК).

Таким образом, применение налогового вычета при оплате товаров заемными денежными средствами до возврата суммы займа налоговый орган может признать неправомерным, при этом есть вероятность того, что суд поддержит мнение ИМНС. В связи с изложенным налогоплательщику в своей деятельности необходимо учитывать в том числе и вероятность наступления неблагоприятных для него последствий.

М.П. ЗАХАРОВА

Вопрос: Организация зарегистрирована в офшорной юрисдикции и освобождена от уплаты налогов. Указанная организация имеет постоянное представительство в России, которое сдает в аренду российской организации оборудование, принадлежащее головному офису.

Ответ: Офшорные зоны характеризуются благоприятным валютно-финансовым режимом, льготным налоговым и внешнеторговым законодательством. Однако указанные льготы распространяются исключительно на деятельность организации в стране регистрации.

Действующее российское законодательство не содержит никаких специальных норм, регулирующих деятельность и налогообложение в России организаций, зарегистрированных

Возникнет ли доход у арендодателя и будет ли он обязан уплатить с него налог на прибыль организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации?

Пользователи СС «Консультант-Финансист»

в иностранных офшорных зонах. По общему правилу на них распространяется режим налогообложения иностранных организаций.

В соответствии со ст. 246 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются: иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Статьей 306 НК РФ установлено, что под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную:

- с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

- с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

- с продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

- с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 указанной статьи.

Согласно п. 1 ст. 307, подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство, признаются в том числе доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации. Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения (пп. 6,8 ст. 307 НК РФ).

Налоговая ставка устанавливается (если иное не предусмотрено пп. 2 - 5 данной статьи) в размере 24% (п. 1 ст. 284, п. 6 ст. 307 НК РФ).

Исходя из вышеизложенного иностранная организация должна будет уплачивать налог на прибыль организаций.

В заключение следует отметить, что согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

A.B. РЫМКЕВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.