Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Российская компания выполняет на территории Республики Беларусь работы по обследованию состояния участков магистральных нефтепродуктопроводов. Для выполнения указанных работ компания направляет своих сотрудников в командировки, срок которых в течение года не превышает 3 месяцев.

По нашему мнению, деятельность нашей компании на территории Республики Беларусь подпадает под действие ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95, поскольку не образует постоянного представительства, так как отсутствует постоянное место деятельности; данные работы носят разовый характер; компания выполняет работы только для одного заказчика.

При этом на территории Республики Беларусь в соответствии с внутренним законодательством с нашей компании был удержан налог на прибыль в размере 15%.

Правомерно ли это?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 14 ноября 2001 года № 04-06-05/2/24

Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ на Ваш запрос в рамках своей компетенции сообщает следующее.

По нашему мнению, деятельность Вашей компании на территории Республики Беларусь подпадает под действие ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95. Согласно положениям данной статьи прибыль российского предприятия не подлежит налогообложению в Республике Беларусь, а облагается налогом только в России, если только это предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь через расположенное там постоянное представительство.

Как следует из Вашего письма, деятельность российской компании на территории Республики Беларусь не привела к образованию постоянного представительства, так как доходы российской организации, полученные от оказания услуг в Республике Беларусь, не связаны с деятельностью в Белоруссии через постоянное представительство. При этом для применения вышеуказанного Соглашения Ваша компания должна подтвердить в Министерстве РФ по налогам и сборам свое постоянное местопребывание в России.

Хотим обратить Ваше внимание на то, что если международные договоры ратифицированы в установленном порядке, а внутреннее налоговое законодательство стран по иному трактует некоторые статьи международных соглашений (или договоров), то применяются правила международного договора. Согласно ч. 3 разд. 1 ст. 27 Венской конвенции от 23.05.69 «О праве международных договоров» сторонами которой являются как Россия, так и Беларусь, участник не может ссылаться на положения внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.

В случае продолжения разногласий с компетентными органами Республики Беларусь рекомендуем в соответствии со ст. 22 вышеуказанного Соглашения обратиться в Министерство финансов РФ для осуществления взаимосогласительной процедуры с белорусскими компетентными органами.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.95 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. Индийская компания имеет на территории РФ отделение, не являющееся постоянным представительством.

Каков порядок ведения учета указанным отделением?

Подлежат ли налогообложению доходы от курсовых разниц по валютным счетам указанного отделения?

Подлежит ли возврату удержанный у источника налог с дохода от продажи валюты?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 22 ноября 2001 года № 04-06-05/2/28

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваш запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с подп. 3.2.1 и 3.2.2 п. 3 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в РФ через отделения, не являющиеся постоянными представительствами, ведут учет по упрощенным формам, указанным в Приложении № 4 (ведомость учета финансирования отделения и ведомость учета расходов отделения).

В соответствии с подп. 5.1 п. 5 Инструкции № 34 доходы иностранных юридических лиц, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, подлежат обложению налогом на доходы у источника выплаты. Однако в соответствии с положениями п.5 ст. 13 «Прирост стоимости имущества» Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Индия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы прибыль с курсовых разниц и полученная от продажи валюты подлежит налогообложению в государстве, резидентом которого является организация, имеющая представительство в России. В связи с вышеизложенным на основании п. 6 Инструкции Вы можете подать в налоговые органы заявление на возврат налога с дохода от источников в РФ.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)

«О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Индия от 25.03.97 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ»

Вопрос. Гражданин Швейцарии работает в российской организации по договору найма. В каком случае доходы данного гражданина подлежат налогообложению на территории РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 23 ноября 2001 года № 04-06-05/2/28

Департамент налоговой политики, рассмотрев Ваше обращение, сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения считается, что вознаграждение, получаемое резидентом одного Договаривающегося Государства в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве, облагается налогом только в первом упомянутом Государстве, если:

• получатель находится в другом Государстве в течение периода или периодов, не превышающих в общей сложности 183 дня в соответствующем календарном году;

• вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, который не является резидентом другого Государства, и

• расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом Государстве.

В том случае если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не соблюдено, доходы иностранных граждан считаются полученными из источников на территории РФ и подлежат налогообложению.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.95

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»

Вопрос. Представительство иностранной компании создано на территории РФ с целью оказания поддержки иностранной компании в реализации ее предпринимательских интересов с помощью продвижении продукции компании посредством проведения рекламы в российских СМИ. Представительство существует только на средства иностранной компании, выделяемые на основании утвержденного бюджета представительства, и не занимается реализацией товаров (работ, услуг).

Нормами и нормативами, утвержденными приказом Минфина России от 15.03.2000 № 2бн, определено, что фактические расходы, отнесенные на себестоимость для целей налогообложения, не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по указанным нормативам.

Вправе ли представительство производить санкционированные иностранной компанией представительские расходы и чем ограничен размер данных расходов?

Могут ли рассматриваться представительские расходы как налогооблагаемый доход работников представительства ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 29 ноября 2001 года № 04-06-05/2/29

Департамент налоговой политики на Ваш запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии пп. 3.2.1 п. 3 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц», когда налоговый статус (постоянное представительство или нет) отделения иностранного юридического лица не может быть определен заранее, но иностранное юридическое лицо предполагает, что его деятельность в РФ не будет образовывать постоянное представительства, оно может обратиться в соответствующий налоговый орган для согласования ведения налогового учета по упрощенной форме.

Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в РФ через отделения, не являющиеся постоянными представительствами, ведут налоговый учет по упрощенным формам № 1-воп и № 2-воп, указанным в Приложении № 4 вышеуказанной Инструкции.

Согласно Вашему письму представительство иностранной компании создано на территории РФ с целью оказания поддержки иностранной компании в реализации ее предпринимательских интересов с помощью продвижении продукции иностранной компании посредством проведения рекламы в российских средствах массовой информации. В связи с тем, что представительство не занимается реализацией товаров (работ, услуг), соответственно, Ваше представительство не использует списание затрат, установленное Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552.

Таким образом, если Ваше представительство существует только на средства иностранной компании, выделяемые на основании утвержденного бюджета представительства, то размер расходов представительства согласуется только с Вашей головным офисом.

Согласно ст. 207 части второй Налогового кодекса РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся резидентами РФ. Представительские расходы иностранной компании не являются для физического лица доходом, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)

«О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 31.05.2000)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 15.03.2000 № 26н (ред. от 01.03.2001)

«О НОРМАХ И НОРМАТИВАХ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ, РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ И НА ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ КАДРОВ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ С УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ, РЕГУЛИРУЮЩИХ РАЗМЕР ОТНЕСЕНИЯ ЭТИХ РАСХОДОВ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛО ГООБЛОЖЕНИЯ, И ПОРЯДКЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 11.04.2000 № 2192)

Вопрос. Индивидуальный предприниматель (резидент РФ) осуществляет поставки товаров в Беларусь на основе внешнеторгового контракта с белорусской компанией. Каков порядок налогообложения доходов данного предпринимателя? Применяются ли в данном случае положения ст. 7российско-белорусского налогового Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 21.04.95?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 3 декабря 2001 года № 04-06-05/т.2/30

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо, касающееся внешнеторгового контракта между индивидуальным предпринимателем - резидентом России и резидентом Белоруссии на поставку товаров в Белоруссию, и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Согласно п.1 ст.23 части первой Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При регистрации органами государственной статистики ему присваивается код Общероссийского классификатора предприятий и организаций.

В соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ к вышеуказанной деятельности применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений.

В соответствии со ст. 227 гл. 23 Налогового кодекса РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученным от такой деятельности.

Для целей российско-белорусского налогового Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 21.04.95, с учетом Комментариев ОЭСР к типовой модели Конвенции по налогам на доход и капитал от 2001 года, на основании которой разрабатывалось указанное Соглашение, любая предпринимательская деятельность рассматривается как образующая предприятие, и налогообложение доходов от такой деятельности будет регулироваться ст. 7 данного Соглашения, однако исчисление и уплата налога с доходов индивидуального предпринимателя будет осуществляться в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Объектом налогообложения для физических лиц - резидентов РФ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и от источников за пределами РФ. В частности, к доходам от источников за пределами РФ относятся доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами РФ.

С учетом изложенного при осуществлении поставок товаров с территории РФ на территорию Республики Беларусь в соответствии с внешнеторговым контрактом на территории Республики Беларусь не возникает источника дохода, являющегося предметом межправительственного российско-белорусского Соглашения, в связи с чем применяются положения внутреннего законодательства государства.

Для вашего сведения сообщаем, что в России в соответствии с Налоговым кодексом РФ не относятся к доходам от источников в РФ доходы физического лица, полученные им в результате внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в РФ, а также с ввозом товара на территорию РФ.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 15.05.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.95 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. Российская организация привлекает для работы на территории РФ граждан Узбекистана, с которыми заключаются на срок до одного года трудовые договора. Указанные граждане работают вахтово - экспедиционным методом: 1 месяц работают на территории РФ, 1 месяц отдыхают по основному месту жительства. Должна ли организация начислять единый социальный налог на выплаты указанным гражданам, если в трудовых договорах закреплено положение об отсутствии права данных работников на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств соответствующих государственных социальных внебюджетных фондов?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 6 декабря 2001 года № 04-04-07/203

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу применения гл. 24 части второй Налогового кодекса РФ (НК РФ) «Единый социальный налог (взнос)» и сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 239 упомянутой главы Кодекса освобождаются от уплаты единого социального налога работодатели, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, если такие работники в соответствии с законодательством РФ, международными договорами или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств соответствующих государственных социальных внебюджетных фондов.

Упомянутые в указанной статье признаки возможности уплаты работодателем ЕСН с сумм заработной платы иностранных граждан должны рассматриваться как логически необходимое и достаточное условия. Необходимым условием является наличие в законодательстве или международных договорах РФ соответствующих положений, а достаточным - обоюдное желание работодателя и работника реализовать указанные положения в конкретном трудовом договоре.

Таким образом, если условиями трудового договора, заключенным между организацией - работодателем и работником этой организации, который является иностран-

ным гражданином, закреплено положение об отсутствии права данного иностранного работника на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств упомянутых фондов, то организация вправе не начислять единый социальный налог на выплаты в пользу данного иностранного работника.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

Вопрос. Российская организация выполняет по заказу белорусской компании комплексные работы по диагностике железнодорожных цистерн для перевозки взрывоопасных грузов. Правомерно ли налогообложение доходов от указанных работ на территории Республики Беларусь в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от 20 декабря 2001 года № 04-06-05/юн 2/33

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваш запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии со ст. 5 и 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество прибыль, полученная резидентом одного государства, подлежит налогообложению в другом государстве только при условии, что предпринимательская деятельность резидента (предприятия) осуществлялась в другом государстве через расположенное там постоянное представительство.

В приведенной Вами ситуации для определения статуса осуществляемой деятельности как приводящей или не приводящей к образованию постоянного представительства на территории Республики Беларусь для российского предприятия могут учитываться, в частности, следующие критерии: место (Россия или Беларусь) и продолжительность оказания услуг.

В том случае, если деятельность предприятия не приводит к образованию постоянного представительства, но полученный доход облагается налогом на территории Республики Беларусь, Вы можете воспользоваться процедурой, предусмотренной в ст. 22 «Взаимосогласительная процедура», с представлением документов, обосновывающих Вашу позицию.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссыпки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.95 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. По договору с германской компанией, доля которой в уставном капитале ООО составляет 100%, ООО получило заем на финансирование капитальных вложений.

Уменьшают ли в 2001 году проценты, уплачиваемые ООО по данному займу, налогооблагаемую прибыль в соответствии с п. 3 Протокола к Соглашению между РФ и ФРГ от 29.05.96 об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество?

Применяется ли указанное положение п. 3 Протокола при исчислении налога на прибыль в 2002 году?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 21 декабря 2001 года № 04-06-05/том 2/34

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с положениями ст. 25 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество в период с 25 по 26 сентября 2001 года состоялись консультации между компетентными органами договаривающихся государств с участием со стороны РФ - представителей Минфина России и МНС России и представителей Федерального Министерства финансов - со стороны Федеративной Республики Германия по вопросу применения отдельных положений Соглашения.

По итогам консультаций 26.09.2001 был подписан Меморандум о взаимопонимании. Пунктом 2 указанного Меморандума стороны согласовали следующую позицию.

Исходя из положений Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, п. 3 Протокола к Соглашению и гл. 25 части второй Налогового кодекса РФ, вступающей в силу с 01.01.2002, стороны подтвердили обоюдное понимание того, что расходы предприятия в виде процентов по долговым обязательствам любого вида независимо от природы кредита или займа подлежат прямому, неограниченному вычету из налогооблагаемой прибыли.

Указанный подход применяется к любому налоговому периоду, в отношении которого представляется налоговая декларация и уплачивается налог, начиная с 01.01.2002. Таким образом, положения п. 3 Протокола применяются к текущему налоговому периоду (2001 года) в отношении налога на прибыль.

Считаем целесообразным отметить, что в соответствии с п. 3 Протокола к Соглашению такой вычет процентов по долговым обязательствам не может превышать сумм, кото-

рые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях.

Меморандумом о взаимопонимании подтверждается, что особенности отнесения процентов по полученным заемным средствам к расходам, предусмотренные п. 2 ст. 269 гл. 25 Налогового кодекса РФ в отношении так называемых «ассоциированных предприятий» (доля участия в капитале более 20%), соответствуют вышеуказанному положению п. 3 Протокола к Соглашению.

Информируем Вас о том, что в соответствии с п.5 Меморандума о взаимопонимании МНС России совместно с Минфином России будет выпущено письмо по итогам сентябрьских консультаций.

Ссылки на нормативные акты:

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Просим предоставить разъяснения по вопросу возмещения НДС, уплаченного хозяйствующим субъектам Республики Казахстан при приобретении газового конденсата, ввозимого на территорию РФ в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 09.10.2000?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 21 декабря 2001 года № 04-03-01/03/21

Минфин России рассмотрел Ваше письмо, поступившее из Аппарата Правительства РФ, по вопросу применения налога на добавленную стоимость в торговых отношениях России и Казахстана и сообщает следующее.

Согласно ст. 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле реализация хозяйствующими субъектами Республики Казахстан нефти (включая стабильный газовый конденсат) и природного газа в РФ осуществляется по ценам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. При этом в соответствии со ст. 4 Соглашения при ввозе на территорию РФ указанных товаров налог на добавленную стоимость российскими таможенными органами не взимается.

24 октября 2001 года подписан Меморандум о взаимопонимании между Минфином России и Министерством государственных доходов Республики Казахстан к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 9 октября 2000 года», которым признается, что реализация нестабильного газового конденсата хозяйствующими субъектами Республики Казахстан должна осуществляться в порядке, предусмотренном в указанном Соглашении для нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, то есть по ценам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. При этом по нестабильному газовому конденсату, ввозимому на таможенную территорию РФ, налог на добавленную стоимость российскими таможенными органами взиматься не должен.

Таким образом, двойное налогообложение налогом на добавленную стоимость нестабильного газового конденсата, приобретаемого российскими организациями на территории Республики Казахстан и ввозимого на таможенную территории РФ, устранено.

Что касается возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных хозяйствующим субъектам Республики Казахстан при приобретении природного газа и нефти, включая стабильный газовый конденсат, ввозимых на территорию РФ, то в целях решения данной проблемы Минфином России подготовлен Протокол к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 9 октября 2000 года, предусматривающий норму о возмещении налога на добавленную стоимость, уплаченного российскими организациями по природному газу и нефти, включая стабильный газовый конденсат, хозяйствующим субъектам Республики Казахстан.

В настоящее время данный Протокол находится на согласовании с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Заместитель Министра финансов Российской Федерации М.А. МОТОРИН

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 09.10.2000 «О ПРИНЦИПАХ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ»

Вопрос. АО является организацией с участием иностранного капитала, владельцем 100% акций которого является германская компания.

В 1999 году АО относило на себестоимость для целей налогообложения расходы на рекламу в полном объеме, руководствуясь п. 3 Протокола к Соглашению между РФ и ФРГ об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.96. Налоговая инспекция посчитала данные действия неправомерными и привлекла АО к налоговой ответственности за занижение налогооблагаемой прибыли.

Права ли налоговая инспекция?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 24 декабря 2001 года № 04-02-05/1/217

Департамент налоговой политики Министерства РФ рассмотрел Ваше письмо по вопросу разногласий с налоговой инспекцией о правильности исчисления и уплаты в бюджет налогов за 1999 год и сообщает следующее.

На настоящий момент между компетентными органами договаривающихся государств единой позиции по применению п. 3 Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.06.96 достигнуто не было. Ссылаясь на п. 2 ст. 3 «Общие определения» Соглашения, закрепляющий, что любой не определенный в Соглашении термин имеет то значение, которое придается ему законодательством государства, применяющего Соглашение, следует руководствоваться положениями налогового законодательства РФ, позволяющего отнесение расходов на рекламу на себестоимость в рамках установленных нормативов.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. Каков порядок обложения единым социальным налогом зарплаты иностранных граждан, работающих в российской организации, если:

• иностранные граждане находятся в РФ временно по визе, срок действия визы один календарный год;

• при необходимости продления трудового договора виза оформляется снова на следующий год?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 28 декабря 2001 года № 04-04-07/207

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу о порядке применения отдельных положений гл. 24 Налогового кодекса РФ «Единый социальный налог (взнос)» (ЕСН) и сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 239 указанной главы Кодекса освобождаются от уплаты единого социального налога работодатели, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, если такие работники в соответствии с законодательством РФ, международными

договорами или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств соответствующих государственных социальных внебюджетных фондов.

Упомянутые в указанной статье признаки возможности уплаты работодателем ЕСН с сумм заработной платы иностранных граждан должны рассматриваться как логически необходимые и достаточные условия. Необходимым условием является наличие в законодательстве или международных договорах РФ соответствующих положений, а достаточным - обоюдное желание работодателя и работника реализовать указанные положения в конкретном трудовом договоре.

Таким образом, если условиями договора или контракта, заключенного между компанией - работодателем и сотрудником этой компании, который является иностранным гражданином, закреплено положение об отсутствии права данного иностранного работника на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств упомянутых фондов, то компания вправе не начислять единый социальный налог на выплаты в пользу такого работника.

Ссылки на нормативные акты:

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. И ВАНЕЕВ

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

Вопрос. В 2001 году российская организация выполнила работы по договору подряда на технологическое обследование сооружений на территории Румынии. Данная деятельность к образованию постоянного представительства не приводит. При выплате дохода источником выплаты был удержан налог в соответствии с законодательством Румынии. Правомерно ли это? Возможен ли зачет уплаченного налога в РФ? Распространяется ли на данную ситуацию гл.25 ПК РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 21 января 2002 года № 04-06-05/том 1/2

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваш запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с положениями ст. 5 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Румынии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 27.09.93 доход, полученный предприятием - резидентом одного договаривающегося государства от деятельности в другом договаривающемся государстве, подлежит налогообложению в последнем, исключительно в случае, если деятельность предприятия осуще-

ствлялась на территории другого государства через расположенное там постоянное представительство.

Представленной Вами информации недостаточно для того, чтобы однозначно определить основания удержания налога с дохода, полученного Вашей компанией от работ, осуществленных на территории Румынии.

Обращаем Ваше внимание, что ст. 26 «Взаимосогласительная процедура» Конвенции представляет право лицу, считающему, что налогообложение в его случае произошло не в соответствии с положениями Конвенции, обратиться с соответствующим заявлением в компетентный орган государства, резидентом которого оно является. Соответственно Вы можете обратиться в Министерство финансов РФ с заявлением, приложив документы, подтверждающие Вашу позицию (копия контракта, платежные документы, документы, отражающие удержание налога румынским контрагентом).

Зачет налога, уплаченного российским предприятием в иностранном государстве, осуществляется в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Следует отметить, что гл. 25 части второй Налогового кодекса РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.

По правоотношениям, возникшим до введения в действие гл. 25 части второй Налогового кодекса, гл. 25 части второй Налогового кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Румынии от 27.09.93

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 09.05.2001)

«О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Физическое лицо -гражданин РФ по договору найма со швейцарской фирмой осуществляло работу в качестве управляющего в Швейцарии. Договор был заключен сроком на 3 года. Вознаграждение по договору выплачивалось только за тот период, когда указанное лицо находилось в Швейцарской Конфедерации. С этого вознаграждения в соответствии с подтверждением налоговых органов Швейцарии был удержан налог.

Подлежат ли налогообложению в РФ указанные выплаты физическому лицу от швейцарской фирмы?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 15 «Зависимые личные услуги» Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.95 вознаграждения, получаемые резидентом одного договаривающегося государства в отношении работы по найму, облагаются налогом только в этом государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом договаривающемся государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, то полученное в связи с этим вознаграждение может облагаться налогом в этом другом государстве, то есть в Швейцарии.

При этом в соответствии со ст. 23 «Устранение двойного налогообложения» указанного Соглашения, если резидент РФ получает доход, который в соответствии с положениями данного Соглашения может облагаться налогами в Швейцарии, то сумма налога на такой доход, уплаченная в Швейцарии, вычитается из налога, взимаемого в России. Такой вычет, однако, не должен превышать сумму налога на такой доход, рассчитанного в соответствии с российским налоговым законодательством.

Ссылки на нормативные акты:

И.Б. ПОКРОВСКАЯ

Советник налоговой службы I ранга

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.95

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»

Вопрос. В целях исчисления налога на добавленную стоимость просьба разъяснить порядок определения места реализации услуг, оказываемых иностранными компаниями по предоставлению (регистрации) доменных имен российским организациям.

Ответ. Объектом обложения налогом на добавленную стоимость, согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ, признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

При определении места реализации товаров (работ, услуг) в целях исчисления налога на добавленную стоимость следует руководствоваться ст. 148 Кодекса.

Услуги по предоставлению (регистрации) доменных имен не относятся к услугам, перечисленным в подп. 1-4 п. 1 вышеуказанной статьи Кодекса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, местом реализации данных услуг в соответствии с подп. 5 п. 1 указанной статьи будет считаться территория России в случае, если организация, оказывающая данные услуги, осуществляет деятельность на территории РФ.

Местом осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги, считается территория РФ в случае фактического присутствия этой организации на территории РФ на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в РФ (если услуги оказаны через это постоянное представительство).

Таким образом, если иностранные компании, оказывающие услуги по предоставлению (регистрации) доменных имен, официально зарегистрированы в России либо имеют в России постоянные представительства, местом реализации данных услуг будет считаться территория России и налогообложение указанных услуг будет осуществляться в общеустановленном порядке. В противном случае объект налогообложения отсутствует, так как местом реализации вышеуказанных услуг Россия не является.

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории РФ, в соответствии с п. 4 ст. 148 Кодекса, являются: контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами; документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Ссыпки на нормативные акты:

А.И. ЧЕРНЫЙ

Советник налоговой службы II ранга

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

Вопрос. Просьба сообщить по рядок исчисления НДС при выпол нении НИОКР по договорам с зару бежными заказчиками.

Ответ. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ в целях гл.21 местом реализации НИОКР признается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории РФ на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство).

Таким образом, при выполнении НИОКР для зарубежных заказчиков, находящихся за пределами территории РФ, налог на добавленную стоимость начислять не

следует при наличии у исполнителя документов, перечисленных в п. 4 вышеуказанной статьи Кодекса.

И.Е. МУРАВЬЕВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга М.Н. ОХЛОПКОВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

Вопрос. С иностранной фирмой заключен лицензионный договор, по которому эта фирма передает право пользования своим изданием нашей издательской организации. Договор заключен на 1000 марок. Начиная с 2001 года наша организация должна уплатить НДС за иностранную фирму в сумме 200 марок (20%). Между начислением НДС и уплатой НДС возникают суммовые разницы. В какой строке декларации по НДС следует отражать возникающие разницы?

Ответ. Согласно п. 3 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

Таким образом, налоговый агент определяет налоговую базу по услуге, оказанной ему иностранной фирмой, путем пересчета ее стоимости (включающей НДС по ставке 20%), в рубли по курсу Центрального банка РФ соответственно на дату фактического осуществления расходов (дату перечисления иностранной фирме оплаты за услугу).

Сумма НДС, причитающаяся к уплате в бюджет налоговым агентом, исчисляется по расчетной ставке 16,67% к налоговой базе, определенной в вышеуказанном порядке, и в этой сумме подлежит перечислению в бюджет.

В связи с этим не возникает разницы между исчисленной налоговым агентом суммой НДС и перечисленной им суммой этого налога в бюджет.

И.Е. МУРАВЬЕВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга М.Н. ОХЛОПКОВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

Вопрос. Наша организация оплачивает квартиры, в которых проживают сотрудники, являющиеся иностранными гражданами. До вступления в силу гл. 23 Налогового кодекса РФ суммы компенсаций расходов по найму жилого помещения, выплачиваемые иностранным гражданам, имеющим постоянное местожительство в РФ, не включались в состав облагаемого налогом совокупного дохода иностранного физического лица. Сохранился ли такой же порядок в отношении иностранных граждан в 2001 году?

Ответ. Действительно, Законом РФ от 07.12.91 № 98-1 «О подоходном налоге с физических лиц» были установлены особенности налогообложения иностранных граждан, имеющих постоянное местожительство в РФ.

Так, в соответствии с подп. «б» п. 2 ст. 14 суммы компенсаций расходов по найму жилого помещения, выплачиваемые иностранным гражданам, не включались в состав совокупного дохода таких граждан. В Налоговом кодексе РФ подобная норма отсутствует.

Оплата (полностью или частично) организацией за физическое лицо товаров (работ, услуг) или имущественных прав на основании подп. 1 п. 2 ст. 211 Кодекса относится к доходам, которые получены налогоплательщиком в натуральной форме и подлежат налогообложению на общих основаниях.

Таким образом, оплата жилья за иностранных сотрудников вашей организации относится к доходам, полученным такими лицами в натуральной форме, которые подлежат налогообложению в установленном Кодексом порядке.

E.H. СОРОКИНА

Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

ЗАКОН РФ от 07.12.91 № 98-1 (ред. от 02.01.2000)

«О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Вопрос. В нашей организации с 1 апреля 2001 года до настоящего времени трудятся граждане Казахстана. Доходы, выплачиваемые им, облагались налогом на доходы физических лиц по ставке 30%. В октябре произошло уточнение налогового статуса указанных лиц и они стали налоговыми резидентами РФ. Куда следует обратиться рассматриваемым лицам за возвратом налога?

Ответ. В смысле применения ст. 226 Кодекса Ваша организация является налоговым агентом в отношении выплат в пользу сотрудников организации, в том числе и граждан Казахстана.

Ваша организация правомерно применяла ставку 30% в отношении исчисления налога с дохода рассматриваемых лиц до изменения их налогового статуса. В связи с изменением налогового статуса указанных граждан - период нахождения на территории РФ превысил 183 дня - налоговый агент должен произвести перерасчет исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц в пользу таких лиц по ставке 13%.

Статьей 78 Налогового кодекса РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, погашению недоимки либо возврату налогоплательщику. При этом согласно п. 11 этой же статьи Кодекса определенные данной статьей правила зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней распространяются на нало-

гового агента (п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ»), В соответствии с п. 1 ст. 231 Кодекса излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении соответствующего заявления.

Следовательно, для возврата налога гражданам Казахстана следует обратиться в Вашу организацию с заявлением о перерасчете налога на доходы физических лиц.

E.H. СОРОКИНА

Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 24.03.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вопрос. Возлагаются ли обязанности налогового агента на представительство международной организации в РФ, если по условиям соглашения о пребывания этой организации на территории России она освобождается от уплаты всех налогов, а в отношении заработной платы сотрудников такое освобождение от налогообложения не предусмотрено?

Ответ. Статьей 226 Налогового кодекса РФ определено, что налоговыми агентами в гл. 23 Кодекса именуются постоянные представительства иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

При этом согласно ст. 11 Кодекса под иностранными организациями понимаются и международные организации, включая их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

В силу того что Ваша организация является представительством международной организации в РФ и по условиям соглашения заработная плата сотрудников не подлежит освобождению в РФ от налогообложения, на Вашу организацию возлагаются обязанности налогового агента в отношении лиц, которым представительство выплачивает доходы.

Обязанности налоговых агентов, а также порядок исчисления и уплаты ими налога на доходы физических лиц определены в ст. 226 Кодекса.

E.H. СОРОКИНА

Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 24.03.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

Вопрос. Гражданин России заключил трудовое соглашение с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ. По условиям соглашения работа выполняется на территории России и заработная плата перечисляется на счет этого гражданина, открытый в российском банке. Должен ли данный гражданин платить единый социальный налог с полученных из-за рубежа сумм?

Ответ. Статьей 235 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками единого социального налога (взноса) признаются работодатели, в том числе физические лица, производящие выплаты наемным работникам, а также индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты. В рассматриваемом случае гражданин России выполняет работу по трудовому соглашению и является наемным работником. В силу положений вышеуказанной статьи данный гражданин не признается налогоплательщиком единого социального налога в отношении выплат, перечисляемых иностранным работодателем на счет этого гражданина в РФ.

E.H. СОРОКИНА

Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

Вопрос. Российская организация, имеющая зарубежное представительство, привлекает наряду с гражданами РФ на работу сотрудников из числа местных жителей. Каков порядок исчисления и уплаты единого социального налога в этой ситуации?

Ответ. На основании п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) (далее - Кодекс) объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абз.2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско - правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 238 Кодекса установлено, что не подлежат налогообложению суммы оплаты труда и другие

суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями, в пределах размеров, установленных законодательством РФ.

В связи с этим основанием для невключения указанных выплат в иностранной валюте в налоговую базу по единому социальному налогу является финансирование организаций из федерального бюджета.

Учитывая изложенное, на суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые штатным работникам (гражданам РФ), направленным на работу за границу организациями, финансирование которых не предусмотрено за счет средств федерального бюджета, единый социальный налог должен начисляться в общеустановленном порядке.

На работников, привлекаемых из числа местных жителей, распространяется законодательство того государства, на территории которого находится представительство (филиал) российской организации, то есть единый социальный налог на выплаты, произведенные в пользу таких граждан, не начисляется.

Т.А САВИНА

Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос. Каковы особенности формирования уставного капитала коммерческой организации с иностранными инвестициями, созданной в форме акционерного общества, в случае увеличения уставного капитала общества, а также каков порядок освобождения от обложения НДС товаров, ввозимых на территорию РФ с целью внесения в уставный капитал общества?

Ответ. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также международными договорами РФ.

Создание коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами (ст. 20 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ»), Вопросы создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями в форме акционерных обществ регулируются Федеральным законом «Об акционерных обществах».

В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом, и считается созданным с момента государственной регистрации (ст. 51). Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Изменения указанных учредительных документов приобретают силу для третьих лиц (в том числе таможенных органов) с момента их государственной регистрации (ст. 52 ГК РФ).

Для учреждения акционерного общества требуется заключение договора между учредителями общества с указанием размера уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядка их размещения (ст. 98 ГК РФ). В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» единственным учредительным документом акционерного общества является Устав общества (ст. 11).

Согласно Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в РФ» юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями (в том числе созданные в форме акционерных обществ) подлежат государственной регистрации в органах юстиции. Процедура государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями считается завершенной с момента внесения в Государственный реестр коммерческих организаций с иностранными инвестициями, ведение которого возложено на Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции РФ.

До введения в действие федерального закона о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с ГК РФ в настоящее время применяется Указ Президента РФ от 08.07.94 № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ» с учетом особенностей, установленных для государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями (включая созданные в форме акционерных обществ) Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ». В соответствии с названным Федеральным законом и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным упомянутым Указом, для государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями требуется представление устава (учредительного договора), документов, подтверждающих оплату не менее 50% уставного капитала (фонда) организации и др. документы.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об акционерных обществах» уставный капитал акционерного общества (в том числе имеющего в числе учредителей иностранного участника) составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Акции общества при его учреждении (создании) должны быть полностью оплачены в течение срока, определенного Уставом общества. При этом не менее 50 % уставного капита-

ла общества должно быть оплачено к моменту регистрации общества в установленном порядке, а оставшаяся часть - в течение года с момента регистрации (ст. 34 названного Федерального закона).

Оплата акций может осуществляться имуществом учредителя (в том числе ввозимыми товарами) или деньгами. Форма оплаты акций определяется в Уставе общества или в Договоре о создании общества.

Товары, ввозимые в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями (включая созданные в форме акционерных обществ), освобождаются от обложения таможенными пошлинами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.96 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».

Такие товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала.

С учетом изложенного, в случае если коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная в форме акционерного общества, в установленные в Уставе сроки для формирования уставного капитала общества завершило такое формирование до истечения такого срока, то последующие товары, ввозимые иностранным учредителем в указанный срок, не могут рассматриваться в качестве вклада этого лица в уставный капитал общества и соответственно подлежат обложению таможенными пошлинами.

Поскольку Уставом общества устанавливается определенный размер уставного капитала (количество акций), то формирование до указанного в Уставе размера уставного капитала производится путем оплаты соответствующего количества акций, имеющих определенный денежный эквивалент. Иностранный инвестор имеет право в сроки, установленные Уставом, оплатить акции (долю акций) в целях наполнения уставного капитала общества имуществом (товарами), стоимость которого должна соответствовать денежному эквиваленту акций (доле акций). Стоимость имущества (товаров) определяется независимым оценщиком (аудитором).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для освобождения дополнительно ввозимых иностранным учредителем товаров необходимо увеличение уставного капитала акционерного общества. Увеличение уставного капитала акционерного общества (путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций) допускается после его полной оплаты (ст. 100 ГК РФ).

Таким образом, при наличии зарегистрированных в установленном порядке изменений Устава общества в части увеличения уставного капитала общества, ввозимые иностранным учредителем товары являются вкладом иностран-

ного инвестора при увеличении уставного капитала и подлежат освобождению от обложения таможенными пошлинами. Ввоз таких товаров должен производиться в сроки, установленные в изменениях Устава для формирования увеличения уставного капитала общества.

Порядок освобождения от обложения НДС указанных товаров при ввозе с целью внесения в уставный капитал общества определен Налоговым кодексом РФ (часть вторая). Не подлежат обложению НДС технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций (ст. 150 НК РФ). При установлении статуса ввозимых товаров применяется изложенный выше порядок.

К.Л. КУРОЧКИН

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.99 № 160-ФЗ

«ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 25.06.99)

УКАЗ Президента РФ от 08.07.94 № 1482 (ред. от 29.08.2001)

«ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.95 № 208-ФЗ (ред. от 07.08.2001)

«ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ» (принят ГД ФС РФ 24.11.95)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.07.96 № 883 «О ЛЬГОТАХ ПО УПЛАТЕ ВВОЗНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ И НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТОРАМИ В КАЧЕСТВЕ ВКЛАДА В УСТАВНЫЙ (СКЛАДОЧНЫЙ) КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) I (ред. от 15.05.2001)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.