ВОПРОС-ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос. Каков порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость товаров, экспортируемых на Украину, после вступления в силу части второй Налогового кодекса РФ?
от 12 января 2001 года
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
№ 04-03-17/05
Минфин России, рассмотрев Ваше письмо, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации, по вопросу применения налога на добавленную стоимость в торговых отношениях между Российской Федерацией и Украиной, сообщает.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и согласно ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 июля 2001 года товары (за исключением нефти, природного газа, включая стабильный газовый конденсат), экспортируемые в государства - участники СНГ, в том числе на Украину, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0%.
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ" (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
Вопрос. Казахстанская компания осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом между Казахстаном и Россией. Каков порядок обложения налогом на прибыль доходов от данной деятельности, полученных в России?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 16 января 2001 года № 04-06-05/1/2
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу налогообложения в Российской Федерации доходов иностранного юридического лица и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
При расчете налогооблагаемой прибыли иностранного юридического лица следует руководствоваться п. 4.3 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц", в соответствии с которым налогообложению подлежит прибыль иностранного юридического лица, определяемая как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов, других налогов и затратами, непосредственно связанными с осуществлением деятельности иностранного юридического лица в Российской Федерации, включая управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные как на территории Российской Федерации, так, в отдельных случаях, и за границей.
Однако в соответствии со ст. 8 действующей межправительственной Конвенции между Россией и Казахстаном об избежании двойного налогообложения от 18.10.96 прибыль, полученная резидентом договаривающегося государства от эксплуатации морских, речных, воздушных судов, железнодорожного или автомобильного транспорта в международных перевозках, облагается налогом только в этом государстве.
Таким образом, прибыль, получаемая казахстанской компанией от международных перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом, подлежит налогообложению только в Казахстане.
Право на освобождение от налогообложения прибыли иностранного юридического лица в Российской Федерации возникает только после подачи в местный налоговый орган заявления о неудержании налога по форме, указанной в Приложении № 11 к вышеуказанной Инструкции.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и
Правительством Республики
Казахстан от 18.10.96
"ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ
УКЛОНЕНИЯ
ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ НА ДОХОД И КАПИТАЛ"
Вопрос. ЗАО, профессиональный участник рынка ценных бумаг, приобрело валютные векселя Внешэкономбанка. Применяется ли в данной ситуации ПБУ 3/2000?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 24 января 2001 года № 04-02-05/1/18
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и по существу вопросов сообщает следующее.
Прежде всего, считаем необходимым отметить, что не представляется возможность ввиду отсутствия достаточной информации дать конкретный ответ, так как из письма не ясно, когда, каким образом и на каких условиях ЗАО приобретало валютные векселя Внешэкономбанка.
В том случае, если ЗАО приобрело валютные векселя Внешэкономбанка на вторичном рынке, то при учете активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденным приказом Минфина России от 10 января 2000 года № 2н.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ" ПБУ 3/2000"
Вопрос. Распространяется ли порядок налогообложения по ставке 0%, предусмотренный п. 1 ст. 164 НК РФ, на услуги по экспедированию грузов, экспортируемых за пределы территории РФ, как это было предусмотрено Инструкцией № 39?
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 19 января 2001 года № 04-03-08/04
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 164 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2001 года, налогообложение работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров, производится по ставке в размере 0%. Данное положение распространяется как на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые российскими перевозчиками, так и на иные подобные работы (услуги).
В связи с изложенным услуги по экспедированию грузов, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации, по нашему мнению, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0%.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 03.11.95 № 972)
Вопрос. В качестве вклада в уставный капитал российской организации иностранной фирмой-учреди-телем ввезено оборудование с соответствующим освобождением от уплаты НДС. В случае если организация решит продать данное оборудование другому российскому юриди-
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 22 января 2001 года № 04-03-08/05
В связи с Вашим письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации оборудова-
ческому лицу, возникнет ли при этом обязанность по уплате НДС?
ния, ввезенного на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Согласно п. 2 ст. 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в случае реализации оборудования, ввезенного на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями, налог на добавленную стоимость, от которого при таможенном оформлении указанное оборудование было освобождено, подлежит уплате таможенным органам в полном объеме с начислением пени за весь период, считая с даты ввоза оборудования на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 154 Кодекса при реализации указанного оборудования налоговая база определяется как его стоимость, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса. При этом в соответствии с п. 2 ст. 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные таможенным органам, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. КОМОВА
Ссыпки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 02.01.2000)
Вопрос. Изменился ли порядок отражения в бухгалтерском учете входного НДС, уплаченного поставщикам экспортированных товаров, с введением в действие части второй Налогового кодекса?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 26 января 2001 года № 04-03-08/06
В связи с Вашим письмом Департамент налоговой политики по согласованию с Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности сообщает.
В связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации порядок отражения в
бухгалтерском учете сумм налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость не изменен. В связи с этим согласно письму Минфина России от 12 ноября 1996 года № 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами" суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие вычету в соответствии с п. 3 ст. 172 Кодекса, по-прежнему отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" в общеустановленном порядке.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
<ПИСЬМО> Минфина РФ от 12.11.96 № 96 "О ПОРЯДКЕ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И АКЦИЗАМИ"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ"
Вопрос. Иностранный учредитель внес в уставный капитал российского предприятия легковой автомобиль. Подлежат ли налоговому вычету суммы НДС, уплаченные таможенным органам при ввозе автомобиля на территорию Российской Федерации?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 26 января 2001 года № 04-03-08/07
В связи с Вашим письмом по вопросу вычета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных таможенным органам при ввозе на территорию Российской Федерации легкового автомобиля в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал предприятия с иностранными инвестициями, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 171 части второй Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения и временного ввоза в отношении товаров, приобретаемых для осуществления производственной деятельности, иных операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость, или для перепродажи.
Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса вычеты сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации основных средств, приобретаемых для вышеназванной деятельности, производятся в полном объеме после принятия на учет основных средств.
Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные Вашей фирмой таможенным органам при ввозе на территорию Российской Федерации легкового автомобиля в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал, подлежат вычету в указанном порядке.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
Вопрос. Российская организация перечисляет процентный доход в пользу швейцарской компании. Принимая во внимание п. 2 ст. 11 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения, просим разъяснить, каким образом определяется конкретная ставка для целей налогообложения процентного дохода, не превышающая 10%? Установлены ли ка-кие-либо способы применения таких ограничений?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 19 января 2001 года № 04-06-05/03
Департамент налоговой политики, рассмотрев Ваше обращение, сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения, если проценты, возникающие в России, выплачиваются швейцарскому резиденту, являющемуся их фактическим владельцем, то эти проценты могут облагаться налогом в России по ставке не более 10%, а удерживать этот налог должен налоговый агент, выплачивающий проценты.
В настоящее время каких-либо способов применения таких ограничений не установлено, в связи с чем согласно
существующей практике конкретная налоговая ставка устанавливается налоговыми органами на максимальном уровне - 10%.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.95
"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ"
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Каков порядок обращения международных организаций в налоговые органы в целях возврата налога на добавленную стоимость, уплаченного ими в цене товаров (работ, услуг)?
Ответ. Для осуществления возврата налога на добавленную стоимость международным организациям по товарам (услугам), приобретенным ими за наличный расчет, следует использовать процедуры, изложенные в п. 2 Положения о порядке возмещения налога на добавленную стоимость дипломатическим представительствам и их персоналу, включая членов их семей, утвержденного приказом Госналогслужбы России от 22.12.98 № ГБ-3-06/334. В частности, может применяться заявление на возврат налога по форме 1014ДП, приведенной в приложении № 1 к Положению, а также реестр первичных документов (приложение № 3 к Положению).
В целях возврата налога на добавленную стоимость по товарам и услугам, оплата за которые была произведена путем безналичных расчетов, может применяться тот же порядок. При этом вместо документов, предусмотренных п. 2.4 Положения (кассовых чеков, счетов, товарных чеков и др.), могут быть представлены копии счетов-фактур, а также заверенные подписью уполномоченного должностного лица международной организации и печатью копии банковских документов (платежных поручений), подтверждающих оплату товара (услуги) непосредственно этой международной организацией. При этом в вышеуказанных документах в обязательном порядке должны быть выделены суммы налога на добавленную стоимость.
В случае возникновения сомнений в части достоверности представляемых международной организацией копий документов налоговым органом могут быть истребованы первичные документы для принятия решения о возможности осуществления возврата налога с последующим их возвратом заявителю.
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 22.12.98 № ГБ-3-06/334 (ред. от 06.05.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕН НУЮ СТОИМОСТЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАМ И ИХ ПЕРСОНАЛУ, ВКЛЮЧАЯ ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.02.99 № 1694)
Вопрос. С 1 января вступила в силу гл. 21 "Налог на добавленную стоимость"Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 164 которой установлено, что реализация товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами подлежит налогообложению по ставке 0 процентов на основе принципа взаимности. Применяется ли данная норма в отношении международных организаций, имеющих постоянно действующие представительства в Российской Федерации?
Ответ. Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Применение 0 ставки налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) международным организациям ст. 164 Кодекса не предусмотрено.
Таким образом, освобождение от налога на добавленную стоимость реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) международным организациям, имеющим постоянно действующие представительства в Российской Федерации, предоставляется по самостоятельному основанию, то есть если такое освобождение предусмотрено положениями соответствующего международного договора. Реализация товаров (работ, услуг) таким организациям должна осуществляться в общеустановленном порядке.
Предоставление международным организациям освобождения от налога на добавленную стоимость, предусмотренного нормами международного права, осуществляется путем последующего возмещения НДС, уплаченного в цене товара (работы, услуги), налоговыми органами по месту постановки таких организаций на учет на основании их обращений.
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 02.01.2000)
Вопрос. Наша организация выполняет работы для дипломатических представительств, реализация товаров (работ, услуг) которым освобождена от налога на добавленную стоимость. Каким образом мы должны выставлять счета за выполненные этим представительствам работы?
Ответ. В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке. Реализация указанных выше товаров (работ, услуг) подлежит налогообложению по ставке О процентов в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации.
В целях реализации данного положения Налогового кодекса Российской Федерации п. 4 Правил применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 № 1033 (далее - Правила), предусмотрено, что организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, выставляют иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам сче-та-фактуры с указанием нулевой налоговой ставки.
При этом следует учесть, что указанные счета-фактуры с пометкой "Для дипломатических нужд" выставляются только при наличии:
- договора, заключенного с дипломатическим представительством на поставку товаров (работ, услуг), включающего спецификацию поставляемых товаров (работ, услуг) с указанием их стоимости;
- официального письма дипломатического представительства (за подписью главы представительства или лица, его замещающего, заверенного печатью этого представительства) с указанием наименования, адреса организации или фамилии, имени, отчества и места жительства индивидуального предпринимателя, реализующих товары (работы, услуги), подтверждающего, что данные товары (работы, услуги) предназначены для официального использования дипломатическим представительством.
Г.В. ЖЕЛОБКОВИЧ Советник налоговой службы I ранга E.H. СОРОКИНА Советник налоговой службы I ранга 01.02.2001
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.12.2000 № 1033
"О ПРИМЕНЕНИИ НУЛЕВОЙ СТАВКИ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ОФИЦИАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМИ И ПРИРАВНЕННЫМИ К НИМ ПРЕДСТАВИ ТЕЛЬСТВАМИ ИЛИ ДЛЯ ЛИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ ИЛИ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ ЭТИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ, ВКЛЮЧАЯ ПРОЖИВАЮЩИХ ВМЕСТЕ С НИМИ ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ"
Вопрос. Принимаются ли для целей налогообложения затраты (консультационные и информационные), связанные с подготовкой бухгалтерской отчетности по международным стандартам, и расходы, связанные с подтверждением аудитором (аудиторской фирмой) отчетности организации, ценные бумаги которой обращаются на зарубежных фондовых рынках?
Ответ. В соответствии с подп. "и" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552 (с учетом изменений и дополнений), оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг подлежит включению в себестоимость продукции (работ, услуг).
Для целей налогообложения на себестоимость продукции (работ, услуг) относятся расходы только по проведению обязательных аудиторских проверок, проводимых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 года № 1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 408).
Кроме того, расходы по проведению аудиторских проверок в случаях, предусмотренных в п. 142 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28 июня 2000 года № 60н, введенных в действие с 1 января 2000 года, а до этого - согласно п. 4.42 Инструкции о порядке заполнения форм годовой
бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12 ноября 1996 года № 97 (с учетом изменений и дополнений), также включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
При отнесении на себестоимость продукции (работ, услуг) консультационных и информационных услуг необходимо наличие договора, в котором были бы отражены содержание услуг и их характер, в частности отношение к подготовке бухгалтерской отчетности по международным стандартам. Кроме того, характер оказанных консультационных и информационных услуг указывается также в акте о сдаче - приемке услуг. Это следует из того, что согласно ст.783 Гражданского кодекса Российской Федерации к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде. В частности, ст. 720 Гражданского кодекса устанавливает обязанность заказчика в порядке и сроки, определенные договором, принять оказанные услуги. При этом получение услуг фиксируется в акте приемки -передачи услуг.
Ссылки на нормативные акты:
О.Б. ОХОНЬКО
Советник налоговой службы I ранга 20.02.2001
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 31.05.2000)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.94 № 1355
(ред. от 25.04.95)
"ОБ ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЯХ (СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ, ПО КОТОРЫМ ИХ БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЕЖЕГОДНОЙ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 12.11.96 № 97 (ред. от 20.10.98)
"О ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ"
(вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ")
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)
Вопрос. Между российским банком и бельгийской компанией заключено лицензионное соглашение, по которому компания - владелец товарных и сервисных знаков передает банку неисключительное право использовать эти знаки. Помимо этого, компания предоставляет банку техническую литературу (инструкции по работе с пластиковыми картами), оплата за которую производится на основании отдельно выставляемых компанией счетов. Облагаются ли НДС и налогом на доходы средства, перечисляемые за литературу, и лицензионные платежи за право использования специальных знаков, выплачиваемые компании?
Ответ. Согласно п. 5.1.7 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" доходы от использования торговой марки, товарного знака и других аналогичных активов относятся к доходам от источников в Российской Федерации и облагаются налогом у источника выплаты по ставке 20%, если иное не предусмотрено международным договором.
В связи с тем что рассматриваемые платежи выплачиваются за предоставление права использования товарного знака и фирменного наименования, их следует рассматривать как доходы от авторских прав и лицензий, подпадающие под действие ст. 12 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.06.95 (применяется с 01.01.2001), которая предусматривает налогообложение данных доходов только в государстве, резидентом которого является лицо, фактически имеющее право на такие доходы.
В случае если рассматриваемые доходы носят регулярный и однотипный характер и их получение не связано с активной коммерческой деятельностью или постоянным представительством иностранной организации в России, бельгийской компании может быть предоставлено предварительное освобождение от удержания налогов у источника выплаты в Российской Федерации.
Для осуществления данной процедуры компании необходимо оформить в установленном порядке заявление на предварительное освобождение пассивных доходов от источников в Российской Федерации по форме 10130Т. При отсутствии данного заявления налог удерживается по ставке 20% с полной суммы выплачиваемого вознаграждения.
Поскольку услуги по передаче права пользования указанными знаками не относятся к услугам, перечисленным в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса, местом реали-
зации данных услуг в соответствии с пп. 5 п. 1 указанной статьи будет считаться территория России в случае, если организация, оказывающая данные услуги, осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. В связи с тем что бельгийская компания при оказании услуг фактически не присутствует и не имеет постоянного представительства в России, местом осуществления ее деятельности, а следовательно, и местом реализации рассматриваемых услуг территория России не является.
Таким образом, реализация рассматриваемых услуг не облагается НДС в России, вследствие чего у российского банка не возникают обязательства удерживать НДС с суммы средств, перечисляемых нерезиденту в оплату данных услуг.
При решении вопроса о налогообложении средств, перечисляемых банком за предоставляемую техническую литературу, следует исходить из того, что такую литературу нужно рассматривать в качестве товара, который реализуется иностранной организацией за пределами территории Российской Федерации. В связи с этим денежные средства, перечисляемые в оплату данного товара, не подлежат обложению НДС в России.
Что касается налога на доходы иностранной организации от источников в Российской Федерации, то доходы, полученные нерезидентом за указанную документацию, не относятся к доходам от источников в Российской Федерации, поскольку их получение не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации в России. В связи с этим данные доходы не облагаются налогом на доходы у источника выплаты.
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Королевства Бельгии от 16.06.95
"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
Вопрос. Между нерезидентом (Бельгия) и его дочерней компанией (Россия) заключен договор агентирования, на основании которого компания, выступая в качестве агента по продаже товаров иностранной организации и действуя по ее поручению, подписывает от имени нерезидента внешнеторговые контракты с российскими предприятиями. При этом агент не участвует в расчетах между нерезидентом и российскими покупателями товаров, а получает только денежное вознаграждение за участие в заключении контрактов. Образует ли деятельность агента, осуществляемая в рамках указанного договора, состав постоянного представительства бельгийской фирмы?
Ответ. Согласно п. 1.7 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" дочерняя компания иностранного юридического лица, созданная по российскому законодательству, является постоянным представительством материнской компании, если она в силу договорных отношений с материнской компанией представляет ее интересы в РФ и имеет полномочия на заключение контрактов от ее имени.
Вместе с тем п. 5 ст. 5 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.06.95 (применяется с 01.01.2001) устанавливает, что если лицо - иное, чем агент с независимым статусом, осуществляет деятельность от имени предприятия и имеет полномочия заключать контракты от имени предприятия, то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в этом государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, за исключением случаев, когда деятельность такого лица ограничивается видами деятельности, упомянутыми в п. 4. При этом подп. "е" п. 4 предусматривает, что содержание постоянного места деятельности исключительно в целях осуществления для предприятия любой деятельности подготовительного или вспомогательного характера (таких, как простая подготовка контрактов) не включает термин "постоянное представительство".
Определяющим фактором, заложенным в указанном пункте, является характер деятельности агента. В связи с этим для того, чтобы установить, подпадает ли рассматриваемая деятельность российской компании, осуществляемая в рамках договора агентирования, под действие данного подпункта, необходимо определить, в чем же заключается простая подготовка контрактов.
При решении данного вопроса рекомендуется исходить из того, что агент может заключать контракты и вступать в сделки, имеющие обязывающую силу для предприятия, с которым у него есть агентское соглашение. При этом факт наличия или отсутствия постоянного представительства в данном контексте будет иметь место только в том случае, если агент пользуется предоставленными полномочиями многократно. Полномочия на заключение контрактов должны распространяться на контракты, связанные с предпринимательской деятельностью поручителя. Если агент уполномочен обговаривать все детали контракта, то его можно рассматривать как использующего свои полномочия, даже если контракт подписывается другим лицом в стране постоянного местопребывания поручителя. Кроме того, если такая деятельность агента осуществляется через постоянное место деятельности, например в бюро или офисе, то в этом случае следует признать факт существования постоянного представительства.
В то же время деятельность предприятия-резидента одного государства не приводит к образованию постоянного представительства в другом государстве, если агент этого предприятия, являющийся резидентом такого другого государства, заключает сделку в своем государстве только в смысле ее окончательного оформления. Это означает, что агент, действуя в стране своей резиденции по поручению иностранного резидента, только подписывает контракт, существенные условия которого были уже ранее определены поручителем. Еще одним обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии состава постоянного представительства, является факт того, что деятельность уполномоченного агента является нерегулярной, то есть он действует не в рамках своего обычного бизнеса, а наряду с ним.
В связи с изложенным в случае если российская компания, выступая в качестве агента бельгийской фирмы, при заключении внешнеторгового контакта не согласовывает с другой стороной его положения по существу, а лишь контролирует его надлежащее оформление и подписывает контракт от имени нерезидента, и такая деятельность осуществляется не постоянно, а время от времени и вне зависимости от других видов деятельности (например, заключает договоры купли-продажи от своего имени), то можно сделать вывод о том, что такая деятельность не образует состав постоянного представительства бельгийской фирмы в Российской Федерации.
В данном случае вознаграждение, получаемое российской компанией за выполнение функций агента бельгийской компании, не будет являться доходом последней, подлежащим налогообложению в России, вследствие чего у нерезидента налоговые обязательства не возникнут, равно как и по доходам, полученным по внешнеторговым операциям, совершаемым от имени данного нерезидента по контрактам на поставку импортируемых товаров, заключенным через российского агента.
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Королевства Бельгии от 16.06.95
"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"
Вопрос. Российская организация, намеренная открыть свое представительство в Великобритании, заключила договор с английской компанией для получения консультационных услуг, связанных с применением положений английского налогового и гражданского законодательства. Оплата услуг производится с валютного счета организации на основании выставленных компанией счетов и актов о выполненных работах. Если данные услуги оказываются исключительно на территории Великобритании, будет ли английская компания являться плательщиком НДС?
Ответ. В отношении консультационных услуг действует положение подп. 4 п. 1 ст. 148 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, в случае если их покупатель фактически присутствует на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии -на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения постоянного представительства.
В связи с тем что английская компания предоставляет консультационные услуги предприятию, которое зарегистрировано в Российской Федерации, местом их реализации будет являться территория России, и, следовательно, их стоимость облагается НДС в России. При этом налогоплательщиком является английская компания, которая не состоит на учете в налоговых органах, вследствие чего обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налогов исполняются ею не самостоятельно, а возлагаются на российское предприятие - налогового агента.
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
Вопрос. По договору с российской компанией - владельцем морского судна иностранная фирма, не имеющая своего представительства на территории России, оказывает услуги по эксплуатационному управлению судном. При этом судно приписано к Калининграду и не заходит в территориальные воды России. Возникает ли у судовладельца обязанность уплачивать в российский бюджет НДС и налог с доходов иностранного юридического лица от источников в Российской Федерации при выплате инофирме вознаграждения за данные услуги?
Ответ. В связи с тем что услуги по эксплуатационному управлению судном не относятся к услугам, перечисленным в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса, местом реализации данных услуг в соответствии с пп. 5 п. 1 указанной статьи будет считаться территория России, в случае если организация, оказывающая данные услуги, осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Поскольку иностранная компания при реализации услуг по управлению российским судном фактически не присутствует и не имеет постоянного представительства в России, местом осуществления ее деятельности, а следовательно, и местом реализации рассматриваемых услуг территория России не является.
Таким образом, реализация данных услуг не облагается НДС в России, вследствие чего у российского судовладельца не возникает обязательства удерживать НДС с суммы средства, перечисляемых нерезиденту в оплату данных услуг.
Что касается удержания налога на доходы от источников в Российской Федерации с платежей, перечисляемых инофирме за услуги по управлению судном, то в случае,
если такая деятельность осуществляется фирмой исключительно за рубежом, получаемое ею вознаграждение не относится к доходам от источников в Российской Федерации и, следовательно, не облагается налогом у источника выплаты. При этом оформлять какие-либо заявления дня целей предварительного освобождения от налогообложения таких доходов не требуется.
Ссылки на нормативные акты:
И.Б. ПОКРОВСКАЯ
Советник налоговой службы I ранга 06.02.2001
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
Вопрос. В организации с февраля 2000 года работают граждане Украины. С ними заключены трудовые контракты на два года с каждымг, то есть до февраля 2002 года. Какими документами необходимо руководствоваться для определения их статуса как налоговых резидентов Российской Федерации?
Ответ. Согласно ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году, являются налоговыми резидентами Российской Федерации. В данном примере факт нахождения на территории России не менее 183 дней в 2000 - 2001 годах подтверждается трудовым контрактом и табелем выхода этих лиц на работу, то есть выполнением этого контракта.
М.П. СОКОЛ
Государственный советник налоговой службы II ранга 28.02.2001
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 02.01.2000)
Вопрос. Российское ООО и иностранная фирма стали учредителями общества с ограниченной ответственностью, подписав учредитель-
Ответ. Согласно ст. 14 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" уставный капитал ООО составляется из номинальной стоимости долей его участников. Следует учитывать, что часть
ные документы в 2000 года. В этом же году учреждаемое ими ООО было зарегистрировано. При этом взнос российской стороны производится в рублях (60% общей величины уставного капитала), а вклад иностранной фирмы - в немецких марках (взнос, соответственно, составляет 40% величины уставного капитала). На момент регистрации российский учредитель полностью погасил свои обязательства по внесению средств в уставный капитал. Иностранная сторона погасила свою задолженность спустя полгода после регистрации общества. При этом курс немецкой марки по отношению к рублю на этот момент снизился по сравнению с датой подписания учредительных документов и датой регистрации. Какие бухгалтерские проводки следует сделать учрежденному ООО по данным операциям?
уставного капитала учрежденного ООО вносится в иностранной валюте. Если учредителем общества является нерезидент и уставный капитал (либо его часть) формируется в иностранной валюте, то согласно Перечню дат совершения отдельных операций в иностранной валюте (приложение к Положению по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденному приказом Минфина России от 10.01.2000 № 2н) величина уставного капитала такого общества пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату регистрации юридического лица. Учитывая изложенное, при применении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций (утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56) в бухгалтерском учете учрежденного ООО должны быть сделаны следующие проводки:
Дт сч. 75 - Кт сч. 85 - отражена задолженность российского учредителя по взносу в уставный капитал;
Дт сч. 75 - Кт сч. 85 - отражена задолженность иностранного учредителя по взносу в уставный капитал в пересчете на рубли на дату регистрации юридического лица;
Дт сч. 51 - Кт сч. 75 - российский учредитель внес свою долю уставного капитала (таким образом, внесено более 50% уставного капитала);
Дт сч. 52 - Кт сч. 75 - отражено внесение иностранным учредителем его доли уставного капитала в рублях по курсу на дату оплаты;
Дт сч. 87 - Кт сч. 75 - отражена отрицательная курсовая разница от переоценки задолженности иностранного учредителя, возникшая в связи с изменением курса немецкой марки по отношению к рублю.
При использовании Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, бухгалтерские проводки, соответственно, будут следующие:
Дт сч. 75 - Кт сч. 80 (по взносу российского учредителя);
Дт сч. 75 - Кт сч. 80 (по взносу иностранного учредителя);
Дтсч. 51 - Ктсч. 75;
Дт сч. 52 - Кт сч. 75;
Дт сч. 83 - Кт сч. 75.
М. АЛЕКСАНДРОВА
Советник налоговой службы III ранга 15.02.2001
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.02.98 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.98)
"ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ"
(принят ГД ФС РФ 14.01.98)
ПРИКАЗ Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ" ПБУ 3/2000"
"ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ
ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ"
(утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56)
(ред. от 17.02.97)
(вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ")
ПРИКАЗ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ"
Вопрос. ПБУ 5/98 (утверждено приказом Минфина России от 15.06.98 № 25н) предусмотрены несколько способов оценки производственных запасов при отпуске их в производство. Организация спрашивает, какой из методов оценки ей наиболее целесообразно выбрать при условии предполагаемого значительного возрастания в течение года цен на приобретаемые материалы.
Ответ. В соответствии с п. 15 ПБУ 5/98 "Учет материально-производственных запасов" (утверждено приказом Минфина России от 15.06.98 № 25н) при отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией (кроме МБП; товаров, учитываемых по продажной (розничной) стоимости) одним из следующих методов: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО). При этом в соответствии с п. 20 указанного документа организация может принять в течение отчетного года как элемент учетной политики один метод оценки по каждому отдельному виду (группе) материально-производственных запасов. То есть для одной группы материально-производственных запасов может быть выбран один способ списания, а для другой группы - другой способ. Охарактеризован каждый из способов в пп. 16-19 ПБУ 5/98. В условиях, когда предполагается значительное увеличение цен на приобретаемые материалы, наиболее выгоден для хозяйствующего субъекта метод ЛИФО, который позволяет, по сравнению с другими методами, увеличить себестоимость продукции, а как следствие - уменьшить налог на прибыль и уменьшить стоимость
остатков материалов на конец отчетного периода, что повлияет на величину (уменьшение) налога на имущество.
М. АЛЕКСАНДРОВА
Советник налоговой службы III ранга 11.03.2001
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Минфина РФ от 15.06.98 № 25н (ред. от 24.03.2000)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ" ПБУ 5/98"
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 23.07.98 № 1570)
Вопрос. Белорусское автопредприятие согласно контракту выполняет автомобильные перевозки экспортных, импортных и транзитных грузов для российского предприятия. Обратившись в налоговый орган за разрешением на предварительное освобождение от налогообложения доходов, белорусское предприятие получило отказ, мотивированный тем, что международным Соглашением об избежании двойного налогообложения доходы от международных перевозок предварительному освобождению от налогообложения не подлежат. Имеется ли право у белорусского автопредприятия на предварительное освобождение от налогообложения доходов от международных перевозок?
Ответ. Статьей 8 "Прибыль от международных перевозок" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95 установлено, что прибыль предприятия Договаривающегося Государства (в данном случае Белоруссии) от эксплуатации в международных перевозках автотранспортных средств облагается налогом только в этом Государстве (Белоруссии).
Обращаем внимание, что в статье межправительственного Соглашения с Белорусской республикой, регулирующей налогообложение доходов от международных перевозок, применяемый термин "прибыль" следует применять в том же значении, что и термин "доход".
В связи с этим белорусское автопредприятие имеет право на предварительное освобождение от налогообложения доходов от международных перевозок.
Ссылки на нормативные акты:
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.95 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"
Вопрос. Иностранная компания, не имеющая российского ИНН, оказывает услуги по организации медицинской помощи за пределами РФ выезжающим за рубеж и застрахованным в российской страховой компании физическим лицам.
Подлежат ли в этом случае обложению налогом на доход иностранного юридического лица суммы, перечисляемые российской страховой компанией в качестве оплаты услуг иностранной компании?
Ответ. В соответствии со ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации страховщик обязан за обусловленную договором плату при наступлении предусмотренного в договоре события возместить другой стороне причиненные вследствие этого убытки, используя для этих целей имеющиеся денежные средства страховой организации.
Статьей 17 Закона РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.96 № 132-ФЭ предусмотрено, что в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания или несчастного случая является основной формой предоставления гарантий.
Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания.
Согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", а также Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц", регулирующим налогообложение доходов иностранных организаций, налогообложению у источника выплаты не подлежат доходы иностранных компаний, полученные от источников в Российской Федерации за работы и любого рода услуги, предоставленные и выполненные не на территории Российской Федерации.
Таким образом, доход от оказания услуг иностранной компании, не имеющей постоянного представительства в Российской Федерации, оказывающей медицинскую помощь российским туристам за границей РФ в соответствии со страховым полисом, не подлежит налогообложению у источника выплаты этого дохода в Российской Федерации.
При этом у источника выплаты - российской страховой организации для подтверждения правомерности неудержания у иностранной фирмы налога с дохода от оказания вышеуказанных услуг должны быть в наличии необходимые первичные документы, оформленные надлежащим образом.
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 05.08.2000)
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.96 № 132-ФЭ "ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 04.10.96)
Вопрос. У российского транспортного предприятия имеется договор на осуществление поиска заказчиков для иностранного перевозчика (Республика Молдова), а также продажу заказчикам услуг перевозчика по международным перевозкам автомобильным транспортом. Согласно этому договору вознаграждение российской организации определяется в виде разницы между суммой, полученной от заказчика и суммами, уплаченными перевозчику. Какую сумму дохода имеет право освободить от налогообложения молдавский перевозчик?
Ответ. Как следует из вопроса, в одном договоре имеют место два самостоятельных вида обязательств: во-пер-вых, поиска заказчика для иностранного партнера, во-вторых, перевозки.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращения уклонения от уплаты налогов, вступившего в силу в отношении налогов, взимаемых у источника, с 01.01.98, термин "международная перевозка" означает любую перевозку морским, речным или воздушным судном, дорожным транспортным средством, эксплуатируемым предприятием одного договаривающегося государства, кроме случаев, когда морское, речное или воздушное судно, дорожное транспортное средство эксплуатируется исключительно между пунктами, расположенными в другом договаривающемся государстве.
Согласно ст. 8 указанного Соглашения доходы (прибыль), полученные резидентом одного договаривающегося государства от использования морских, речных и воздушных судов, дорожных транспортных средств в международных перевозках, облагаются налогом только в этом договаривающемся государстве.
Исходя из вышеизложенного, предварительному освобождению от налогообложения у источника выплаты, находящегося на территории Российской Федерации, подлежат доходы резидента Республики Молдова от использования транспортных средств этого резидента в международных перевозках, то есть только та часть дохода, которая непосредственно поступит после 01.01.98 от найденного российской организацией заказчика услуг международной перевозки, то есть без суммы вознаграждения российской организации.
Е.Г. И ВАНИНА
Советник налоговой службы III ранга 22.01.2001
Ссылки на нормативные акты:
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова от 12.04.96 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ"
Вопрос. Российский банк просит разъяснить порядок обложения налогом у источника выплаты доходов иностранных юридических лиц, связанных с реализацией облигаций внешнего и внутреннего валютного займов.
Ответ. В отношении иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через свои отделения, состоящие на учете в налоговых органах с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), обязанности производить удержание налогов у источника выплаты по активным доходам не устанавливалось. Такие иностранные лица в соответствии с письмом Госналогслужбы России, Минфина России и Банка России соответственно от 16.06.95 № ВГ-4-12/25н, от 05.06.95 № 47, от 16.06.95 № 174 обязаны начиная с 01.01.96 указывать свой ИНН при оформлении любых расчетно-платеж-ных документов. Проставление ИНН в расчетно-платежных документах, например в инвойсах (счетах-фактурах), указывает на то, что иностранная компания является самостоятельным плательщиком налогов в Российской Федерации, и, таким образом, служит в этих случаях основанием для неудержания налогов у источника выплаты.
Операции по реализации (купле-продаже) любых ценных бумаг (в том числе облигаций внешнего и внутреннего валютного займов) приносят активный доход.
В том случае, если операции по реализации указанных облигаций производятся через постоянное представительство иностранной компании, прибыль от данных операций подлежит налогообложению в составе прибыли постоянного представительства.
Если реализация облигаций производится иностранным юридическим лицом не через свое постоянное представительство, а самостоятельно, источник выплаты дохода как налоговый агент должен удержать налог с этого дохода по ставке 20% и перечислить его в бюджет в момент выплаты.
В целях правильного определения налоговых обязательств при реализации иностранными юридическими лицами облигаций следует руководствоваться положением Минфина России и Госналогслужбы России от 26.02.98 № 12н, АП-4-05/1н "О налогообложении операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ)", а также положением Минфина России и Госналогслужбы России от 17.03.98 № 14н, АП-4-06/Зн "О вопросах налогообложения, связанных с облигациями внешних облигационных займов Российской Федерации 1998 года" (номер в Минюсте России 1496 от 20.03.98). В целях применения этих По-
ложений постоянное представительство иностранных организаций определяется в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц".
Ссылки на нормативные акты:
Е.Г. ИВАНИНА
Советник налоговой службы III ранга 22.01.2001
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № ВГ-4-12/25н, Минфина РФ от 05.06.95 № 47, ЦБ РФ от 16.06.95 № 174 (ред. от 17.01.96)
"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ УКАЗАНИИ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ НОМЕРОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ РАСЧЕТНО-ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.06.95 № 880)
"ПОЛОЖЕНИЕ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ОПЕРАЦИЙ С ОБЛИГАЦИЯМИ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ВАЛЮТНОГО ЗАЙМА (ОВВЗ)" (утв. Минфином РФ № 12н, Госналогслужбой РФ № АП-4-05/1н 26.02.98)
"ПОЛОЖЕНИЕ О ВОПРОСАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫХ С ОБЛИГАЦИЯМИ ВНЕШНИХ ОБЛИГАЦИОННЫХ ЗАЙМОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1998 ГОДА" (утв. Минфином РФ № 14н, Госналогслужбой РФ № АП-4-06/Зн 17.03.98)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.03.98 № 1496)
Вопрос. Предприятие затраты от списания готовой продукции, пришедшей в негодность в результате длительного хранения на открытых площадках, включило в состав внереализационных расходов. При этом в ПБУ10/99 "Расходы организации"
Ответ. Состав внереализационных доходов и расходов определен пп. 14 и 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552.
к прочим операционным расходам относятся расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции. Просьба разъяснить, как определяется налогооблагаемая прибыль по результатам списания готовой продукции, пришедшей в негодность в результате длительного хранения на открытых площадках.
В соответствии с указанным выше Положением в составе внереализационных расходов для целей налогообложения затраты от списания готовой продукции, пришедшей в негодность в результате длительного хранения на открытых площадках, не учитываются.
Таким образом, расходы, учтенные в составе операционных расходов в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 № ЗЗн (ПБУ 10/99), но не учитываемые при исчислении налогооблагаемой прибыли, должны быть скорректированы согласно Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли", форма которой приведена в Приложении № 4 к Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
Г.В. СТЕПАНЧЕНКО
Советник налоговой службы III ранга 16.02.2001
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 31.05.2000)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн (ред. от 30.12.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 10/99" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 31.05.99 № 1790)
ПРИКАЗ МНС РФ от 15.06.2000 № БГ-3-02/231 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ" (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ МНС РФ от 15.06.2000 № 62)
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.09.2000 № 2381)
Вопрос. Российская компания экспортирует товары собственного производства судами через морские порты. Экспортная реализация осуществляется через комиссионера. Какие документы необходимо представить в налоговую инспекцию для подтверждения права компании на обложение налогом на добавленную стоимость экспортных товаров по ставке 0 процентов и возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам?
Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение налогом на добавленную стоимость товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ), помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, осуществляется по налоговой ставке 0 процентов.
Согласно п. 2 ст. 165 НК РФ при реализации товаров на экспорт через комиссионера по договору комиссии для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) договор комиссии (копия договора) налогоплательщика с комиссионером;
2) контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии), с иностранным лицом на поставку указанного товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
3) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика или комиссионера в российском банке.
В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка, подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком или комиссионером сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара.
В случае, если незачисление валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации.
В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование;
4) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
5) при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта
судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:
копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации;
копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указан порт, находящийся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № П7-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
Вопрос. Российская организация заключила в 2001 году контракт с английской компанией на выполнение проектно-конструкторских работ. Облагаются ли налогом на добавленную стоимость указанные работы?
Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация работ (услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
Таким образом, если английская компания - покупатель проектно-конструкторских работ официально зарегистрирована в России либо имеет в России постоянное представительство, местом реализации работ российской организации признается Россия и указанные работы облагаются НДС в общеустановленном порядке. В противном случае объект налогообложения отсутствует, так как местом реализации проектно-конструкторских работ Россия не является.
В соответствии с п. 4 ст. 148 части второй НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (ока-
зания услуг) за пределами территории Российской Федерации, являются:
1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Кроме того, следует учесть, что согласно подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при выполнении работ, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организации.
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
Вопрос. Организация оказывает услуги по перевозке пассажиров за пределы России воздушным транспортом. Какими документами можно обосновать право на обложение указанных услуг НДС по ставке 0%?
Ответ. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
Согласно п. 6 ст. 165 НК РФ документами, обосновывающими применение налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, являются:
1) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке;
2) реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
Вопрос. Облагаются ли налогом на добавленную стоимость услуги российских автотранспортных организаций по экспедированию и транспортировке экспортных грузов?
Ответ. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0% при реализации работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемых российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги).
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по указанным работам (услугам) в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 165 НК РФ представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
Вопрос. Российская организация является импортером товаров украинского производства. Как изменился порядок обложения налогом на добавленную стоимость указанных товаров в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до 01.07.2001 при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств-участников Содружества Независимых Государств (в том числе Украины), налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается. Реализация указанных товаров на территории Российской Федерации подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в порядке и по ставкам, предусмотренным для товаров, произведенных на территории Российской Федерации. При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные хозяйствующим
субъектам государств-участников Содружества Независимых Государств, подлежат вычету (зачету) в порядке, действовавшем до введения в действие части второй Кодекса.
Следует иметь в виду, что в связи с принятием Верховным Советом Украины постановления от 31.05.95 № 184-ВР "О неприменении ставок налога на добавленную стоимость при поставках товаров в страны СНГ из Украины" хозяйствующие субъекты Украины осуществляют расчеты за реализуемые в Россию товары по ценам без увеличения их на сумму НДС. Следовательно, налог на добавленную стоимость, выделенный украинскими партнерами в первичных документах на реализуемый российским хозяйствующим субъектам товар, при расчетах с бюджетом в Российской Федерации к зачету приниматься не должен.
С 01.07.2001 НДС на товары, приобретаемые российскими покупателями у поставщиков из стран СНГ (в том числе Украины), будет взиматься таможенными органами при ввозе в Россию. Таким образом, налогообложение товаров, импортируемых из стран СНГ, приравнено к налогообложению импортных товаров из стран дальнего зарубежья.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 151 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (в том числе с территории Украины) и помещении их под таможенный режим выпуска для свободного обращения налог на добавленную стоимость уплачивается в полном объеме, за исключением ввозимых товаров, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 150 части второй НК РФ.
При дальнейшей реализации на территории России товаров украинского происхождения налог на добавленную стоимость взимается по соответствующим ставкам в соответствии со ст. 164 части второй НК РФ. При этом согласно п. 2 ст. 171 части второй НК РФ российская организация, реализующая товары украинского происхождения, имеет право уменьшить общую сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, на суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ" (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
Вопрос. Облагаются ли налогом на добавленную стоимость авансы, полученные российскими предприятиями в 2001 году в счет предстоящего экспорта товаров?
Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, кроме авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0%, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации). При этом согласно п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров на экспорт, подлежат вычетам после даты реализации указанных товаров.
В соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ дата реализации экспортируемых товаров определяется как наиболее ранняя из следующих дат:
1) последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ;
2) 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта или под таможенный режим транзита.
Согласно п. 4 ст. 176 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров на экспорт, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 Н К РФ.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Д.В. ПРОКОФЬЕВ
Инспектор налоговой службы I ранга 23.01.2001
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
Вопрос. Какой порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и возмещения сумм НДС при экспорте товаров будет действовать в 2001 году?
Ответ. С 1 января 2001 года для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов при реализации товаров на экспорт в налоговые органы представляются документы, конкретный перечень которых предусмотрен пп. 1 - 3 ст. 165 НК РФ.
Согласно п. 9 ст. 165 НК РФ документы, указанные в пп. 1 - 3 ст. 165, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации товаров на экспорт в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта.
Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта, налогоплательщик не представил документы, подтверждающие фактический экспорт товаров, указанные операции по поставке товаров подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 или 20%. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ.
Ссылки на нормативные акты:
Д.В. ПРОКОФЬЕВ
Инспектор налоговой службы I ранга 23.01.2001
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопрос. Строительно-монтаж-ные работы выполняются на территории России. Просим разъяснить порядок исчисления НДС российским генеральным подрядчиком по работам, выполняемым белорусским субподрядчиком, который не зарегистрирован в российских налоговых органах?
Ответ. Если белорусский субподрядчик не зарегистрирован в российских налоговых органах, то генеральный подрядчик - российское юридическое лицо является налоговым агентом по отношению к субподрядчику - иностранному юридическому лицу.
В соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависи-
мости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ. При этом налоговая база определяется налоговыми агентами как сумма дохода налогоплательщика - иностранного лица от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость (п. 1 ст. 161 НК РФ).
Пунктом 4 ст. 164 НК РФ установлено, что при удержании налога налоговыми агентами налогообложение производится по налоговым ставкам 9,09 и 16,67% (расчетные налоговые ставки). В данном случае согласно положениям ст. 164 НК РФ к выполненным иностранным лицом строи-тельно-монтажным работам применяется налоговая ставка 16,67%.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации налоговый агент обязан исчислить, удержать из доходов, выплачиваемых иностранной организации, и перечислить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость. Уплата суммы налога производится налоговым агентом по месту своего нахождения (п. 3 ст. 174 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ налоговый агент, уплативший, таким образом, за налогоплательщика - иностранное лицо суммы НДС, имеет право на вычеты этих сумм в порядке, установленном ст. 171 - 172 НК РФ.
Е.А. СКАКОВСКАЯ
Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета 03.04.2001
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
Вопрос. Гражданин РФ - налоговый резидент РФ, не зарегистрированный как частный предприниматель, в течение 2001 года осуществляет консультирование иностранной фирмы, не имеющей представительства на территории РФ по вопросам налогового и финансового права. Иностранная организация оплачивает услуги, перечисляя деньги
Ответ. Согласно ст. 235 НК РФ плательщиками единого социального налога признаются:
а) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, физические лица;
б) индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающи-
на его личныи счет в российском банке. Нужно ли гражданину уплачивать единый социальный налог?
еся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты.
Таким образом, в данном случае гражданин не является плательщиком единого социального налога.
О.Г. ХМЕЛЕВСКОЙ
Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета 03.04.2001
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)