ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Канадская организация приобретает за пределами РФ материалы и передает их своему постоянному представительству в РФ для использования на территории РФ. Представительство учитывает эти материалы по таможенной стоимости, переведенной в рубли по курсу ЦБ РФ на день выпуска ТМЦ в свободное обращение.
Должно ли представительство учитывать на счетах бухучета обязательство в иностранной валюте своего головного офиса перед поставщиком материалов и исчислять по этим счетам курсовые разницы, если платежи проводятся головным офисом с банковских счетов за пределами РФ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 16 мая 2001 года № 04-02-05/3/31
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и по существу вопроса сообщает следующее.
В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 05.10.95 при определении прибыли постоянного представительства осуществляется вычет расходов, понесенных для целей такого постоянного представительства, включая управленческие и общехозяйственные расходы, независимо от того, понесены эти расходы в том государстве, где находится постоянное представительство или за его пределами. Соответственно на счетах постоянного представительства учитываются расходы головного офиса, связанные с закупкой материалов у поставщиков, осуществляемые для целей постоянного представительства в РФ.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, филиалы и представительства иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации.
Постоянные представительства могут также вести бухгалтерский учет по правилам, установленным законодательством Российской Федерации для российских организаций.
Согласно инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» плательщиками налога на прибыль являются иностранные организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории РФ через постоянные представительства.
Таким образом, если постоянное представительство иностранного юридического лица осуществляет на территории РФ предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли (осуществляет строительную деятельность или иную предпринимательскую деятельность), и ведет бухгалтерский учет и отчетность по правилам, установленным законодательством РФ для российских юридических лиц,
то есть осуществляет учет на валютных счетах в рублевом эквиваленте к курсу иностранной валюты, то в этом случае представительство уплачивает налог на прибыль, образующуюся в виде курсовой разницы на валютных счетах, на основании пересчета иностранной валюты в рубли по курсу Центрального банка на дату совершения операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ (в частности, в соответствии с нормами Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Закона РФ «О . налоге на прибыль предприятий и организаций» и приказа Минфина России от 10.01.2000 № 2н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000").
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000) «О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Канады от 05.10.95 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»
ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 24.03.2000) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 27.08.98 № 1598)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 23.07.98) «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» (принят ГД ФС РФ 23.02.96)
ПРИКАЗ Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ» ПБУ 3/2000"
ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 05.08.2000) «О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»
Вопрос. После официального прекращения деятельности в качестве предпринимателя без образования юридического лица, физическое лицо совершает сделку с иностранным юридическим лицом, не имеющим представительства на территории РФ. Содержанием сделки является оказание услуг консультационного характера (исследование рынка сбыта ТИП в РФ).
Юридическое лицо производит оплату оказанных услуг в иностранной валюте на счет физического лица, открытый в российском банке.
Облагается ли этот доход НДС, единым социальным налогом, налогом на доходы физических лиц?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 23 мая 2001 года № 04-04-06/267
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.
При ответе на поставленный вопрос, по нашему мнению, следует рассмотреть два случая.
1. Оказана разовая услуга консультационного характера, за выполнение которой физическое лицо получило вознаграждение в иностранной валюте. Поскольку физическое лицо - получатель дохода на данный момент не является индивидуальным предпринимателем, то у него возникают обязанности по уплате только налога на доходы физических лиц. Указанный налогоплательщик обязан самостоятельно в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ (далее -Кодекс) исчислить сумму налога. В соответствии со ст.229 Кодекса налогоплательщик обязан не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту своего учета. Обязанности по уплате НДС и единого социального налога (взноса) у данного налогоплательщика не возникают.
2. Консультационные услуги носили систематический характер, их фактической целью было получение прибыли. Полагаем, что указанная деятельность в этом случае носила характер предпринимательской деятельности, каковой в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном порядке в качестве предпринимателей. Следовательно, в данном случае физическое лицо могло оказывать услуги с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, как это предусмотрено нормой п. 1 ст. 23 ГК РФ. Занятие предпринимательской деятельностью без соответствующей государственной регистрации осуществляется в нарушение гражданского законодательства.
Однако физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в нарушение гражданского законодательства, при исполнении налоговых обязательств, возложенных на него Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что оно не является индивидуальным предпринимателем (ст. 11 Кодекса). При получении указанным лицом доходов оно должно исполнить налоговые обязанности, предусмотренные Кодексом для индивидуальных предпринимателей:
а) по уплате налога на доходы физических лиц;
б) по уплате единого социального налога, объектом налогообложения которым является доход, полученный за оказанные консультационные услуги.
Налогом на добавленную стоимость оказанные консультационные услуги на территории РФ не облагаются по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость является реализация услуг на территории РФ. Для целей НДС местом реализации консультационных услуг в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса признается территория РФ, если покупатель осуществляет свою деятельность на территории России. Поскольку консультационные услуги оказываются российским физическим лицом иностранному юридическому лицу, не имеющему представительства на российской территории, то, следовательно, территория РФ не является местом реализации указанных услуг.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 15.05.2001)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 24.03.2001)
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 24 мая 2001 года № 04-06-05/1/24
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо, касающееся деятельности иностранного юридического лица на территории РФ, и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с п. 2.1.1.1 приказа Министерства финансов РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодатель-
Вопрос. Чешская организация является обслуживающей и сервисной организацией Посольства Чешской Республики и планирует заключить договор по обслуживанию комплекса зданий на территории г. Москвы, являющихся государственной собственностью Чешской Республики. Согласно договору организация оказывает резидентам Чешской Республики услуги по сдаче в аренду жилых и нежилых помещений, автостоянок, аренде гостиничных номеров, организации питания, услуг авто-
сервиса и турагентства, рекламной деятельности и т.п.
Обязана ли такая организация встать на учет в налоговом органе в РФ? Будет ли рассматриваться деятельность на территории РФ чешской организации как предпринимательская и соответственно подлежать налогообложению в РФ? Принимая во внимание положения Конвенции между Правительством РФ и Правительством Чешской Республики от 17.11.95, предусмотрены ли льготы по налогам на прибыль и имущество? Вправе ли данная компания нанимать российский персонал?
ство РФ о налогах и сборах и международные договоры РФ связывают возникновение обязанности по уплате налогов.
Деятельность иностранной организации, указанная в Вашем письме, осуществление которой предполагается на территории РФ, будет рассматриваться как предпринимательская деятельность, приводящая к образованию постоянного представительства, и, соответственно, доходы от такой деятельности подлежат налогообложению по законодательству РФ с учетом положений межправительственной российско-чешской Конвенции об избежании двойного налогообложения от 17.11.95. При этом иностранная организация является самостоятельным налогоплательщиком на территории России. Льготы в отношении ставок по налогу на прибыль и имущество указанной Конвенцией не предусмотрены.
В отношении найма на работу российских граждан иностранной фирмой, осуществляющей деятельность на территории России, российское законодательство каких-либо ограничений не содержит.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)
КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Чешской Республики от 17 ноября 1995 года «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»
Вопрос. Американская некоммерческая организация выделяет гранты российским организациям -победителям конкурса научно -технических проектов. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2001 № 165указанная организация внесена в перечень иностранных и международных организаций, гранты которых (представленные для поддержки науки, образования и искусства в РФ), получаемые российскими налогопла-
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 19 сентября 2001 года № 04-04-02/2-72
Минфин России рассмотрел Ваше письмо по вопросу начисления единого социального налога на суммы грантов, а также благотворительной или безвозмездной помощи, оказываемой физическим лицам благотворительными или некоммерческими организациями, и сообщает следующее.
тельщиками, не подлежат налогообложению.
Просим Вас дать разъяснение о правомерности начисления единого социального налога для организаций - победителей конкурса при выплате грантов физическим лицам, которые являются исполнителями по выделяемому гранту.
В соответствии с п. I ст. 236 гл. 24 части второй Налогового кодекса РФ «Единый социальный налог (взнос)» объектом налогообложения единым социальным налогом являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:
вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором.
Таким образом, организация - победитель конкурса научно - технических проектов как работодатель, безусловно, является налогоплательщиком единого социального налога в отношении всех выплат, производимых в пользу своих работников (штатных и привлекаемых на условиях договоров или без договоров) за выполнение каких-либо работ для этой организации.
При этом организация не является налогоплательщиком единого социального налога в отношении тех сумм, которые не предполагают со стороны их получателей выполнение каких-либо работ или услуг для организации, в связи с чем суммы грантов лицам, не выполняющим работы для данной организации, не включаются в объект налогообложения для исчисления единого социального налога (взноса) как на основании положений ст. 236, так и на основании ст. 235 Налогового кодекса РФ (в связи с отсутствием организации - работодателя).
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Протоколом заседания Правительства РФ от 13.04.2001 № 15 в настоящее время Минфином России совместно с заинтересованными министерствами и государственными социальными внебюджетными фондами разработан и представлен в Правительство РФ законопроект по внесению изменений и дополнений в гл. 24 части второй Налогового кодекса РФ «Единый социальный налог (взнос)».
В указанном законопроекте помимо других дополнений предлагается исключить из объекта налогообложения для исчисления единого социального налога выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовыми, гражданско - правовыми, авторскими и лицензионными договорами. Указанная норма приводит в настоящее время к неправильному толкованию вопроса налогообложения благотворительных и иных некоммерческих организаций по выплатам, производимым ими безвозмездно в пользу физических лиц, а также грантов, предоставляемых международными и иностранными организациями.
При этом до внесения вышеуказанных изменений и дополнений в законодательном порядке приказом МНС России от 28.04.2001 № БГ-3-07/138 внесены изменения в Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденные приказом МНС России от 29.12.2000 № БГ-3-07/465, в соответствии с которым из текста Рекомендаций исключается абз. 4 п. 3 следующего содержания: «подлежат налогообложению единым социальным налогом (взносом) выплаты, осуществляемые благотворительными организациями в рамках благотворительной деятельности, в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ иди оказание услуг, либо авторским или лицензионным договором, как в денежной, так и в натуральной форме».
Таким образом, в ближайшее время будет решена проблема налогообложения благотворительных и некоммерческих организаций.
Что же касается Вашей ссылки на утвержденный постановлением Правительства РФ от 05.03.2001 № 165 Перечень организаций, гранты которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в РФ, не подлежат налогообложению, включающий в себя Американскую некоммерческую организацию, сообщаем, что данный Перечень применяется только для освобождения выплачиваемых упомянутыми организациями грантов от налога на доходы физических лиц, и не имеет отношения к уплате единого социального налога (взноса).
Заместитель Министра финансов Российской Федерации М.А. МОТОРИН
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)
ПРИКАЗ МНС РФ от 28.04.2001 № БГ-3-07/138 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА (ВЗНОСА)»
ПРИКАЗ МНС РФ от 29.12.2000 № БГ-3-07/465 (ред. от 28.04.2001) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА (ВЗНОСА)»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.03.2001 № 165 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОЛУЧАЕМЫЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ГРАН-
ТЫ (БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ) КОТОРЫХ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕ ПОДЛЕЖАТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ»
ПРИКАЗ МНС РФ от 29.12.2000 № БГ-3-07/465 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА (ВЗНОСА)»
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. На начало отчетного периода у российского предприятия имеется дебетовое сальдо по счету 68 «Расчеты с бюджетом по НДС». В том же отчетном периоде предприятие производит оплату иностранной фирме - нерезиденту за услуги, реализуемые последней на территории России. В этом случае у российского предприятия как налогового агента возникает обязанность по уплате в бюджет НДС за счет средств, перечисляемых иностранной фирме.
Просим разъяснить, правомерно ли российскому предприятию зачесть дебетовое сальдо по счету 68 в счет исполнения обязанности налогового агента по уплате НДС за иностранное юридическое лицо?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ (далее - НК) налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах в качестве налогоплательщиков. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у иностранных лиц и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
При этом согласно п. 3 ст. 171 НК суммы НДС, уплаченные российскими покупателями - налоговыми агентами, подлежат вычетам. Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с гл. 21 НК. Положения данного пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налоговым агентом для целей, указанных в п. 2 ст. 171, и при их приобретении он удержал и уплатил НДС из доходов иностранного лица.
Таким образом, налог на добавленную стоимость, исчисленный с суммы дохода от реализации услуг на территории России иностранной фирмой - нерезидентом, подлежит вычету у российского налогового агента - покупателя этих услуг только при условии фактической уплаты в бюджет указанных сумм НДС. В данном случае осуществление зачета сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет налоговым агентом, с дебетовым сальдо счета 68 является неправомерным.
Д.В. ПРОКОФЬЕВ
Инспектор налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
ПРИКАЗ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ»
Вопрос. Во исполнение договора комиссии украинское предприятие -комиссионер, действуя по поручению российского комитента, заключает от своего имени контракты с сельскохозяйственными научными учреждениями Украины на разработку новых агрономических технологий. По завершении работ комиссионер оплачивает их за счет своих средств и представляет отчет комитенту, который затем возмещает данные расходы комиссионера с перечислением ему комиссионного вознаграждения. Подлежит ли налогообложению сумма такого вознаграждения?
Ответ. В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» обложению налогом на доходы у источника выплаты в России подлежат доходы, полученные иностранными организациями за работы и услуги, выполненные на территории РФ.
В связи с тем что, исполняя договорные обязательства, украинское предприятие - комиссионер заключает контракты на Украине и при этом не имеет отделения и фактически не присутствует на территории России, доходы, перечисляемые в качестве комиссионного вознаграждения, не относятся к доходам от источников в РФ, поскольку их получение не связано с предпринимательской деятельностью нерезидента в России и, следовательно, не облагаются налогом у источника выплаты. При этом оформлять какие-либо заявления, установленные инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц», для целей предварительного освобождения не требуется.
Что касается взимания НДС с суммы комиссионного вознаграждения, перечисляемой за услуги по заключению контрактов, то, поскольку данные услуги не относятся к перечисленным в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса, в их отношении действует положение подп. 5 п. 1 указанной статьи, согласно которому местом реализации услуг будет считаться территория РФ только в случае, если их исполнитель осуществляет деятельность в России. В связи с тем что при оказании услуг комиссионер фактически не присутствует и не имеет постоянного представительства в России, местом его деятельности, а следовательно, и местом реализации рассматриваемых услуг территория России не является. Таким образом, реализация услуг, по которым выплачивается комиссионное вознаграждение, не облагается НДС в России.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000) «О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»
(Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
Вопрос. Предметом договора, заключенного между российским предприятием и белорусской транспортной организацией, является транспортно - экспедиционное обслуживание и перевозка автомобиль-
Ответ. Согласно инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» доходы, связанные с осуществлением международных перевозок всеми видами транспорта (фрахт), относятся к доходам от источников в РФ и облагаются налогом у источника выплаты по ставке 6%.
ным транспортом сырья и готовой продукции российского предприятия, которая осуществляется по маршрутам Брянск - Гродно и Гродно -Брянск. Следует ли российскому предприятию при оплате данных услуг удерживать НДС и налог на доходы от источников в РФ?
При этом под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, воздушным, автомобильным, железнодорожным транспортом, эксплуатируемым иностранными юридическим лицами, осуществляемые между пунктом на территории РФ и пунктом на территории иностранного государства.
Таким образом, налогообложению в РФ подлежит сумма доходов, выплачиваемая белорусской фирме за транспортировку груза по территории РФ.
Вместе с тем ст. 8 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95 предусматривает налогообложение прибыли от эксплуатации в международных перевозках транспортных средств только в государстве предприятия-перевозчика.
Для получения предварительного освобождения от налогообложения указанной части доходов в РФ транспортная организация должна оформить заявление по установленной форме в порядке, предусмотренном п. 6.4 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц». При отсутствии у комитента на момент возмещения комиссионеру сумм транспортных расходов оформленного надлежащим образом заявления, налог подлежит удержанию из указанной части платежа и перечислению в бюджет.
В отношении взимания НДС со стоимости рассматриваемых услуг следует исходить из того, что согласно п. 1 ст. 157 Налогового кодекса РФ при осуществлении перевозок пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки только в пределах территории Российской Федерации. В связи с этим стоимость услуг по перевозкам в части, приходящейся на перевозки по территории России, облагается НДС в России.
Таким образом, при оплате счета за перевозки российских налоговый агент должен удержать и перечислить в бюджет НДС за счет средств, причитающихся транспортной компании.
И.Б. Покровская
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000) «О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897) СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.95 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ
ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
Вопрос. По договору с торговой компанией иностранная фирма, установившая холодильное оборудование, предоставляет на нее гарантийные обязательства сроком на 5 лет. В случае неисправности иностранный поставщик возмещает торговой организации расходы по ремонту оборудования. Облагаются ли налогом на добавленную стоимость работы по ремонту оборудования, осуществляемые в течение гарантийного срока?
Ответ. Согласно подп. 13 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ освобождается от налогообложения реализация услуг, оказываемых без дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе и медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.
Таким образом, работы, осуществляемые за плату организациями по ремонту оборудования на основании договоров, заключаемых с торговой компанией, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001)
Вопрос. Торговый дом, входящий в международную сеть фирменных магазинов, ведет компьютерный учет поступления и выбытия товаров с применением технических средств, установленных иностранной компанией - разработчиком. Следует ли удерживать налог на добавленную стоимость из оплаты за сервисное обслуживание, осуществляемое поставщиком техники в период гарантийного срока, определенного в договоре на ее приобретение?
Ответ. Согласно пп. 1 и 2 ст. 161 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ с учетом настоящей главы.
При этом налоговая база определяется налоговыми агентами. Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Подпунктом 13 п. 2 ст. 149 Кодекса определено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гаран-
тийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.
В связи с изложенным организации не следует удерживать налог на добавленную стоимость из оплаты за сервисное обслуживание, осуществляемое иностранным поставщиком техники в период гарантийного срока, определенного в договоре на ее приобретение.
М.Н. Охлопкова
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001)
Вопрос. В нашей организации, расположенной в приграничном с Эстонией районе, много лет работают российские граждане, которые являются штатными сотрудниками, но постоянно проживают в Эстонии и ежедневно ходят на работу с территории Эстонии в Россию и обратно. Работают указанные граждане в том же режиме, что и граждане, постоянно проживающие в России, то есть полную рабочую неделю. Каков статус указанных лиц для целей применения гл. 23 Налогового кодекса РФ «Налог на доходы физических лиц»?
Ответ. В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ физические лица являются налоговыми резидентами РФ, если они фактически находятся на ее территории не менее 183 дней в календарном году.
Исходя из режима работы - пять дней в неделю, а также длительных трудовых отношений указанных лиц с Вашей организацией можно сделать вывод о нахождении таких лиц в РФ более 183 дней.
В этом случае указанные лица могут рассматриваться в качестве налоговых резидентов РФ для целей уплаты налога на доходы физических лиц.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 24.03.2001)
Вопрос. В нашей организации проходят практику студенты ряда учебных заведений Германии. Срок их пребывания в России - от одного до пяти месяцев. Наша организация является российским юридическим лицом и оплачивает расходы, связанные с проживанием и обучением студентов в России. Подлежат ли налогообложению доходы указанных студентов в РФ?
Ответ. В соответствии со ст. 20 Соглашения между РФ и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.96 выплаты, предназначенные для проживания, обучения или подготовки, которые получают студенты, практиканты или учащиеся, находящиеся в РФ исключительно с целью обучения или подготовки и являющиеся резидентами Германии или вплоть до выезда в Россию являвшиеся таковыми, не подлежат налогообложению в России, если источники этих выплат находятся за пределами России.
Это означает, что все такие платежи, поступающие из источников, находящихся вне России - государства, в котором пребывают указанные студенты, практиканты или учащиеся, должны быть освобождены от налогообложения в России.
В данном случае выплаты, предназначенные для проживания и обучения студентов на период прохождения практики, производятся юридическим лицом, образованным в соответствии с законодательством РФ и осуществляющим деятельность на территории России.
С учетом изложенного выплаты студентам, предназначенные для их обучения и проживания в России на период прохождения практики, подлежат налогообложению в РФ.
Ссылки на нормативные акты:
E.H. Сорокина
Советник налоговой службы I ранга
СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»
Вопрос. Гражданин Республики Беларусь в 2001 г. приобрел в собственность квартиру, находящуюся на территории РФ.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.97 (ред. от 12.04.2000) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» произведена государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество (квартиру).
Обязан ли орган, осуществивший государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированной сделке?
Ответ. В соответствии со ст. 86.1 Налогового кодекса РФ налоговому контролю подлежат расходы физического лица, являющегося налоговым резидентом РФ, приобретающего в собственность имущество, указанное в ст.86.1 НК РФ.
К физическим лицам - налоговым резидентам РФ, относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится налоговым органом на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина на территории РФ в текущем календарном году.
Таким образом, орган, осуществивший регистрацию прав на недвижимое имущество, обязан направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированной сделке.
А.Б. Никольская
Советник налоговой службы III ранга
Ссылки на нормативные акты ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 № 122-ФЗ (ред. от 12.04.2001) «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ» (принят ГД ФС РФ 17.06.97)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 24.03.2001)
Вопрос. В этом году я три месяца работал в Италии в качестве преподавателя университета. Будет ли подлежать зачету в РФ налог, уплаченный мной в Италии с доходов от указанной деятельности?
Ответ. Пунктом 1 ст. 232 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ установлено, что суммы налога с доходов, уплаченные налогоплательщиком - налоговым резидентом РФ за пределами России в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитываются при уплате налога в РФ, если это предусмотрено соответствующим договором об избежании двойного налогообложения.
Статьей 20 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения от 09.04.96 установлено, что профессор или преподаватель, который временно находится в одном Договаривающемся Государстве с целью обучения или проведения исследований в университете и который является или являлся непосредственно перед приездом резидентом другого Договаривающегося Государства, освобождается от налогообложения в этом первом упомянутом Государстве в течение периода, не превышающего два года, в отношении вознаграждения за обучение или проведение исследований.
Таким образом, если Вы являетесь или являлись налоговым резидентом России до приезда в Италию, то полученный Вами в Италии доход от преподавательской деятельности подлежит налогообложению в РФ.
Согласно ст. 24 Конвенции применительно к России устранение двойного налогообложения предусматривается только в отношении налогообложения доходов, которые в соответствии с положениями Конвенции подлежат налогообложению в Италии.
В Вашем случае суммы налога, уплаченные в Италии с доходов от преподавательской деятельности, не будут подлежать зачету в РФ.
E.H. Сорокина
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики от 09.04.96 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»
Вопрос. По приглашению иностранных партнеров, в связи с производственной необходимостью, должностные лица организации - налогоплательщика выезжают в зару-
Ответ. В соответствии с подп. "и" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утверж-
бежные командировки. Принимающая сторона размещает сотрудников в принадлежащих ей апартаментах, выставляя за проживание счет (инвойс) для дальнейшей оплаты его организацией. Правомерно ли отнесение данной оплаты за проживание на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с действующими нормами командировочных расходов на основании выставленного счета?
денного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные с управлением производством, в том числе затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов.
При этом для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.
Согласно п. 71 Правил об условиях труда советских работников за границей, утвержденных постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25.12.74 № 365, за время пребывания в командировке работнику выплачиваются суточные, а также возмещаются расходы по проезду, провозу багажа, по найму жилого помещения, на получение заграничного паспорта и виз, а также за прописку паспорта и комиссионные при обмене чека в банке на иностранную валюту.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные в п. 2 ст. 9 указанного Закона.
Таким образом, если счет (инвойс), выписанный принимающей стороной за проживание командированных в апартаментах принимающей стороны, содержит реквизиты, перечисленные в ст. 9 указанного Закона, то организация, направившая сотрудника в командировку за границу, вправе отнести на себестоимость продукции (работ, услуг) расходы по найму жилого помещения организации в пределах установленных норм на основании счета (инвойса).
При этом в счете (инвойсе) должны быть выделены расходы по проживанию.
О.Б. Охонько
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 31.05.2000) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР от 25.12.74 № 365 (ред. от 20.08.92) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОБ УСЛОВИЯХ ТРУДА СОВЕТСКИХ РАБОТНИКОВ ЗА ГРАНИЦЕЙ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 23.07.98) «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» (принят ГД ФС РФ 23.02.96)
Вопрос. В нашей организации с разрешения Федеральной миграционной службы РФ работают на постоянной основе граждане Украины, ежедневно приезжающие на работу с территории Украины. При пересечении границы РФ рассматриваемой категорией лиц какие-либо отметки в документах, удостоверяющих их личность, не проставляются. Какие документы будут являться достаточными для уточнения их налогового статуса в РФ?
Ответ. В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ физические лица являются налоговыми резидентами РФ, если они фактически находятся на ее территории не менее 183 дней в календарном году.
Период временного пребывания на территории РФ иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте такого гражданина.
Ввиду отсутствия каких-либо отметок пограничной службы, подтверждающих пересечение указанными лицами границы РФ, для целей уточнения налогового статуса таких лиц документами, достаточными для подтверждения фактического нахождения на территории России, могут служить любые документы, удостоверяющие количество дней пребывания в РФ, например, табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, командировочное удостоверение, а также иные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.
E.H. Сорокина
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 24.03.2001)
Вопрос. Что представляет собой код причины постановки на учет (КПП), присваиваемый отделениям иностранной организации, и как он будет формироваться для нескольких отделений этой иностранной организации, расположенных на территории одной налоговой инспекции?
Ответ. В соответствии с приложением № 1 к приказу ГНС РФ от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» код причины постановки на учет для российских организаций представляет собой девятизначный цифровой код, где:
- первые четыре цифры - код государственной налоговой инспекции, которая осуществляла постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиалов и (или) представительств, расположенных на тер-
ритории РФ, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств;
- пятый и шестой знаки являются кодами причины постановки на учет;
- седьмой, восьмой и девятый знаки - порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине.
Сочетание идентификационного номера и кода причины постановки на учет позволяет однозначно идентифицировать каждое обособленное подразделение организации (предприятия).
Эта же структура КПП применяется и для идентификации отделений иностранных организаций на территории Российской Федерации.
В случае если иностранная организация имеет несколько обособленных подразделений на территории одной налоговой инспекции, то в КПП, присваиваемый при учете каждой из них значение кода налоговой инспекции будет одинаково для всех отделений (так как все они расположены на территории одной и той же налоговой инспекции). Например, для отделений иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории г. Москвы, в КПП в качестве кода налоговой инспекции будет присутствовать код 7738 - код межрайонной инспекции № 38 по г. Москве, учитывающей иностранные и международные организации, осуществляющие деятельность в г. Москве.
Собственно код причины постановки на учет (51 - «постановка на учет отделений иностранных государств» в соответствии с Классификатором кодов причин постановки на учет) тоже будет одинаков для всех отделений.
Будут меняться только последние три цифры кода, обозначающие порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине (в данном случае отделение) (например, 001, 002, 003 и т.д.).
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МНС РФ от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 (ред. от 24.12.99) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ПРИСВОЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ, А ТАКЖЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА И ФОРМ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ УЧЕТЕ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 22.12.98 № 1664)
Ответ. В соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, эта иностранная организация обязана была встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности с присвоением ИНН и КПП в случае, если бы она осуществляла деятельность в РФ через отде-
Вопрос. Иностранная фирма заключила контракт с российской организацией на осуществление международных перевозок в Россию продолжительностью менее одного месяца. Необходимо ли этой организации вставать на учет в нало-
говых органах на территории РФ с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП)?
ление в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году.
Статья 11 Налогового кодекса дает определение обособленного подразделения организации как любого территориально обособленного от нее подразделения, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В данном случае при осуществлении международных перевозок иностранной компанией у нее в РФ отсутствуют стационарные рабочие места и к тому же она будет осуществлять деятельность менее одного месяца.
Положением предусмотрено представление Уведомления о доходах от деятельности иностранной организации в РФ по форме 2503И(2000) (приложение № 11 к приказу МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124), которое представляется иностранной фирмой при осуществлении деятельности в РФ в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности). ИНН и КПП в данном случае не присваиваются.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 24.03.2001)
ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(Зарегистрирована в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)
Вопрос. Какая структура идентификационного номера налогоплательщиков (ИНН) используется для идентификации налогоплательщика - иностранной организации?
Ответ. Пунктом 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ предусматривается присвоение каждому налогоплательщику единого по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и на всей территории РФ идентификационного номера налогоплательщика.
В настоящее время в соответствии с письмом МНС России от 25.07.2000 № ВГ-6-06/562 используется структура ИНН, присваиваемого иностранным, международным организациям и дипломатическим представительствам, определенная разд. 2 приложения № 1 к приказу Госналогслужбы России от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика
и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц», то есть используются структура и порядок формирования ИНН как для российских организаций.
Данный Порядок будет применяться временно до разработки и утверждения специального справочника кодов иностранных организаций (КИО), который будет использоваться для формирования ИНН.
В соответствии с новым порядком формирования ИНН для иностранных организаций идентификационный номер налогоплательщика - иностранной организации будет иметь десять разрядов.
Первые четыре разряда ИНН (позиция «Код налогового органа, который присвоил налогоплательщику идентификационный номер») - код подразделения МНС России, отвечающего за ведение справочника КИО.
Следующие пять разрядов - код иностранной организации из справочника КИО, который будет вестись централизовано с тем, чтобы ИНН, относящийся к различным отделениям одной и той же иностранной организации, содержал информацию, позволяющую идентифицировать саму головную иностранную фирму. То есть порядковый номер, входящий в структуру ИНН отделения, должен быть единым для всех отделений данной фирмы, имеющихся в каждом конкретном месте осуществления деятельности.
Последний разряд - контрольное число.
Таким образом, будет сформирован уникальный ИНН, позволяющий идентифицировать саму иностранную фирму, являющуюся налогоплательщиком по законодательству России и несущую ответственность за уплату налогов по всем своим отделениям в РФ.
Таким же образом будет формироваться ИНН для иностранных организаций, не осуществляющих никакой предпринимательской деятельности в РФ, соответственно, не имеющих в России обособленных подразделений, но владеющих имуществом, подлежащим налогообложению.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 24.03.2001)
<ПИСЬМО> МНС РФ от 25.07.2000 № ВГ-6-06/562 <ОБ УЧЕТЕ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПРИКАЗ МНС РФ от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 (ред. от 24.12.1999) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ПРИСВОЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ, А ТАКЖЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА И ФОРМ
ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ УЧЕТЕ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
(Зарегистрирована в Минюсте РФ 22.12.1998 N 1664)
Вопрос. Иностранная организация осуществляет деятельность в РФ через отделение и имеет недвижимое имущество, не относящееся к этому отделению. Каким образом будет осуществлена постановка на налоговый учет этой иностранной организации в связи с наличием недвижимого имущества на территории РФ?
Ответ. В соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, иностранные организации, имеющие недвижимое имущество на территории РФ, принадлежащее им на праве собственности или на правах владения и (или) пользования и (или) распоряжения, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту нахождения данного имущества.
Если у иностранной организации есть отделение на территории РФ и имеется имущество, которое расположено на территории налоговой инспекции, где состоит на учете иностранная организация в связи с осуществлением деятельности через отделение, или это имущество расположено на территории другой налоговой инспекции, и это имущество не относится к этому отделению, то иностранная организация должна представить Заявление о постановке на учет по форме 2004ИМ(2000) (приложение № 5 к приказу) (в случае наличия нескольких объектов недвижимого имущества оформляется Приложение).
Вместе с Заявлением должны быть представлены:
- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие регистрацию (внесение в реестр) имущества;
- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие право собственности на имущество или права владения и (или) пользования и (или) распоряжения;
- легализованная выписка из торгового реестра, или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера.
Заявление о постановке на учет подается в течение 30 дней с даты регистрации в РФ права собственности или прав владения и (или) пользования и (или) распоряжения недвижимым имуществом либо ввоза имущества на территорию РФ. При отсутствии в законодательстве требований о такой регистрации Заявление о постановке на учет подается в течение 30 дней с даты приобретения вышеуказанных прав.
По результатам постановки на учет налоговая инспекция выдает иностранной организации Свидетельство о постановке на учет, в котором будет отражено в качестве основания постановки на учет наличие недвижимого имущества на территории РФ и в котором будет указан ИНН и КПП применительно к объекту недвижимости, поименованному в Заявлении. На каждый объект недвижимости, указанный в Приложении к Заявлению, оформляется отдельно Информационное письмо по форме 2202ИМ(2000) (приложение № 20 к приказу).
К.В. Залата
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)
Вопрос. В рамках контракта с российским предприятием на разработку нефтяного месторождения турецкая компания, не состоящая на налоговом учете в России, выполняет строительно - монтажные работы, связанные с возведением опорного блока морской нефтяной платформы, которая расположена на континентальном шельфе РФ в Балтийском море на удалении 12,6 морских миль от берега, вне российских территориальных вод. Правомерно ли не удерживать НДС с сумм, перечисляемых в оплату данных работ, на основании того, что эти работы реализуются на континентальном шельфе, то есть за пределами территории России?
Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ местом реализации работ (услуг) является территория РФ, если такие работы (услуги) непосредственно связаны с недвижимым имуществом, находящимся на территории России.
Как следует из вопроса, данная платформа сооружается на континентальном шельфе, который находится за пределами территориального моря шириной 12 морских миль от берега и простирается на расстояние 200 морских миль от внешней границы территориального моря.
Согласно ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Статьей также установлено, что РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 30.11.95 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется территориальное море шириной 12 морских миль.
Таким образом, опорный блок платформы, расположенной на континентальном шельфе, находится в зоне юрисдикции (в том числе налоговой) РФ.
В связи с изложенным местом нахождения блока нефтяной платформы и, соответственно, местом реализации производимых на нем работ, является РФ. Таким образом, реализация данных работ облагается НДС, который должен удерживаться за счет перечисляемых турецкой компании средств и уплачиваться в бюджет налоговым агентом -российским предприятием.
Кроме того, в соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 и зарегистрированным в Минюсте России 02.06.2000 № 2258, иностранные организации, осуществляющие деятельность в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах субъекта РФ, примыкающего к соответствующему району территориального моря, континентального шельфа и исключительной зоны РФ.
И.Б.Покровская Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001)
«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принята всенародным голосованием 12.12.93)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.11.95 № 187-ФЗ
(ред. от 08.08.2001) «О КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ
25.10.95)
ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОЬ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)
Вопрос. Наша компания является представительством иностранного юридического лица (Израиль) и осуществляет строительные работы на территории РФ. На строительных работах в основном заняты израильские граждане, которые приезжают в Россию на полгода. Будут ли подлежать налогообложению в РФ доходы, выплачиваемые таким лицам нашим представительством?
Ответ. Пунктом 4 ст. 15 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 25.04.94 установлено, что вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местопребыванием в Израиле за работу, осуществляемую в России, не подлежит налогообложению в РФ, если работа по найму осуществляется в связи со строительной площадкой, строительным, сборочным или монтажным объектом или связанной с ними надзорной площадкой или объектом, если такая деятельность не рассматривается как осуществляемая через постоянное представительство, то есть в течение периода, не превышающего 12 месяцев с начала строительно-монтажной деятельности.
Таким образом, если фактический срок существования строительной площадки не превысил 12 месяцев, доходы израильских граждан не будут подлежать налогообложению в РФ.
Если же фактический срок существования строительной площадки превысил 12 месяцев и в соответствии с п. 3 ст. 5 такая строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект образуют постоянное представительство, то налогообложение доходов израильских граждан, работающих на строительстве, будет осуществляться в РФ в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
Ссылки на нормативные акты:
КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Государства Израиль от 25.04.94 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001)
Вопрос. Нашим издательством заключен договор с российскими авторами о передаче прав на публикацию их книг в Болгарии, в соответствии с которым авторы получают от издательства единоразовое вознаграждение за использование издательством полученных по договору авторских прав. Где будут подлежать налогообложению причитающиеся российским авторам вознаграждения за издание их произведений в Болгарии?
Ответ. Право на вознаграждение за публикацию произведений российских авторов в Болгарии возникает из отношений, основой которых является самостоятельный гражданско-правовой договор. Одна из сторон этого договора -издательство (обладатель авторских прав на публикуемое произведение), другая - болгарское издательство, которое и производит выплату вознаграждения вашему издательству - фактическому обладателю прав на доходы от авторских прав по данной публикации. Российские авторы не являются ни стороной, ни выгодоприобретателем по указанному договору. Соответственно, у них не возникает никаких имущественных прав или не возникает никаких имущественных прав или обязательств (включая налоговые) в связи с выплатой болгарским издательством гонорара за изданные в Болгарии произведения.
Российские авторы получают вознаграждение за использование российским издательством авторских прав, то есть передача авторских прав и выплата причитающихся вознаграждений осуществляется на территории РФ.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ рассматриваемые доходы российских авторов подлежат налогообложению в РФ.
E.H. Сорокина
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001)
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ
Вопрос. В международной торговой практике иногда используется документ под названием «экспедиторский сертификат о получении или перевозке». Может ли этот документ быть принят банком при аккредитивной форме расчетов?
Ответ. Экспедиторский сертификат о получении и перевозке не является транспортным документом, а является только квитанцией о получении груза от грузоотправителя или о перевозке его, и поэтому он не может применяться в соответствии со ст. 30 «Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов» (ред. 1993 года) или любой другой транспортной статьей (ст. 23, 24, 25, 26, 27 и 28 «Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов», ред. 1993 года).
Если приказодатель (покупатель) и банк - эмитент захотят разрешить использовать этот документ, то они должны четко об этом указать в тексте самого аккредитива.
Н.Н. Голякова
Ссылки на нормативные акты:
«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ» (Публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 1993 г., вступили в силу с 01.01.94)