ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Российская организация оказывает транспортно-экспеди-торские услуги по перевозкам грузов железнодорожным и морским транспортом. Облагается ли налогом на доходы иностранных юридических лиц фрахт, заплаченный нами иностранной организации - владельцу судна, везущей груз из порта третьей страны в российский порт?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 июля 2001 года
№ 04-06-05/2/22
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу налогообложения дохода иностранного юридического лица и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" к доходам из источников в РФ, в частности, относятся доходы за перевозку любыми видами транспорта (фрахт).
В представленном Вами случае мы можем рассматривать доход, выплачиваемый российской компанией, зафрахтовавшей судно, иностранному юридическому лицу - владельцу судна, осуществляющего перевозку груза из третьей страны в российский порт, в качестве дохода, получаемого иностранным юридическим лицом из источников в РФ, который в соответствии с российским налоговым законодательством подлежит налогообложению по ставке 6% у источника выплаты. При этом принимаются во внимание положения соглашений об избежании двойного налогообложения доходов, если владелец упомянутого судна является резидентом государства, с которым РФ имеет такое соглашение.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000) "О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
Вопрос. Немецкая компания, имеющая на территории РФ представительство, зарегистрированное в налоговых органах и выполняющее лишь представительские функции, намеревается предоставлять российским и иностранным юридическим лицам услуги по экспедированию и доставке в смешанном сообщении (по железной дороге и морским путем) экспортных и транзитных грузов. Для этой цели немецкая компания собирается заключить договор с МПС России, по которому оплата за перевозку будет производиться немецкой компанией в соответствии со ставками, определенными Тарифной политикой. Немецкая компания берет на себя обязательство предварительной оплаты перевозок, предоставления необходимых документов, оказания комплекса транспор-тно-экспедиторских услуг, погузоч-но-разгрузочных работ и прочих услуг по обработке грузов на основании контрактов, заключенных с российскими и иностранными юридическими лицами. Кроме того, немецкая компания самостоятельно осуществляет морскую перевозку грузов на принадлежащих ей (зафрахтованных ею) морских судах.
Приведет ли данная деятельность к образованию постоянного представительства в соответствии с Соглашением об избежании двойного налогообложения между ФРГ и РФ, учитывая, что представительство не заключает договоров с заказчиками? Изменится ли налоговый статус представительства только в силу факта подписания договора с МПС России главой представительства?
Так как перевозка носит смешанный характер, возможно ли освободить от налогообложения доходы, относящиеся к международной морской перевозке?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 июля 2001 года № 04-06-05/1/36
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваш запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии со ст. 8 Соглашения между РФ и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество особый режим налогообложения "международных перевозок", при котором прибыль предприятия одного государства от эксплуатации судов в международных перевозках подлежит налогообложению только в этом государстве, не будет распространяться на перевозки железнодорожным транспортом.
Как следует из вопроса, перевозка грузов будет осуществляться российскими железными дорогами на основании договора, заключенного МПС России и немецкой компанией, по которому оплата за перевозку будет производиться немецкой компанией в соответствии со ставками, определенными Тарифной политикой. Немецкая компания берет на себя обязательство предварительной оплаты перевозок, предоставления необходимых документов, оказания комплекса транспортно-экспедиторских услуг, погрузочно-разгрузочных работ и прочих услуг по обработке грузов на основании контрактов, заключенных с российскими и иностранными юридическими лицами.
Данные услуги немецкой компании будут носить регулярный, активный характер, связаны с извлечением доходов на территории РФ и в соответствии со ст. 5 Соглашения могут рассматриваться как приводящие к образованию постоянного представительства независимо от того, кто будет подписывать контракты - головная контора или ее представительство в РФ. Поскольку на настоящий момент у немецкой компании уже имеется зарегистрированное в налоговых органах представительство, выполняющее лишь представительские функции, то после подписания Договора с МПС России (независимо от того, кто будет подписывать его с немецкой стороны) и фактического начала предпринимательской деятельности немецкой стороной на территории РФ статус представительства изменится и оно будет рассматриваться как постоянное представительство, со всеми вытекающими налоговыми обязательствами.
В смешанной перевозке посредством железнодорожного и морского сообщения следует иметь в виду следующее. Прибыль, полученная от осуществления морской перевозки, будет подпадать под действие ст. 8 "Международная перевозка" Соглашения и соответственно облагаться налогом только в Германии лишь в случае перевозки грузов на собственных судах немецкой компании или зафрахтованных немецкой стороной на условиях "бербоут - чартера" или (при оп-
редеденных условиях) "тайм-чартера". Если перевозка будет вестись на условиях "рейсового чартера", то применению подлежит ст. 7 Соглашения "Прибыль от предпринимательской деятельности".
С учетом вышеизложенного прибыль, полученная в результате смешанной перевозки, подлежит налогообложению следующим образом: прибыль, полученная от перевозки железнодорожным транспортом, будет облагаться как полученная через постоянное представительство, а прибыль от морской перевозки, подпадающей под статус международной, -освобождаться от налогообложения на территории России.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"
Вопрос. Страховая организация имеет представительства в Индии, Китае и Казахстане. Содержание представительств осуществляется за счет средств компании в соответствии с ежегодно утверждаемой сметой.
Просьба дать разъяснения по следующим вопросам.
Ситуация 1.
Работники организации - граждане РФ командированы для работы в представительствах компании в вышеуказанных странах в 2000 году и в 2001 году будут находиться за границей более 183 дней.
1. Правильно ли мы понимаем, что в данном случае организация не должна удерживать налог на доходы с заработной платы и перечислять его в бюджет РФ?
2. Являются ли представительства организации "постоянными " в соответствии со ст. 5 Соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных с Индией, Китаем и Казахстаном?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 августа 2001 года № 04-06-05/2/26
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваш запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Ситуация 1
По первому вопросу подтверждаем правильность Вашего понимания того, что в случае выполнения работником трудовых обязанностей за границей более 183 дней Ваша организация не должна удерживать налог на доходы с заработной платы и перечислять его в бюджет РФ.
По второму вопросу следует иметь в виду следующее. Исходя из специфики услуг, оказываемых Вашей компанией, деятельность, осуществляемую Вашими представительствами за границей, следует рассматривать как регулярную, активную, связанную с извлечением дохода. Соответственно, их можно рассматривать как "постоянные представительства" со всеми вытекающими налоговыми обязательствами исходя из положений ст. 5 "Постоянное представительство" Соглашений (Конвенции) об избежании двойного налогообложения, заключенных с Индией, Казахстаном, Китаем. Однако Ваша компания вправе самостоятельно, на основании действующего налогового законодательства рассматриваемых иностранных государств, определить, подпадают ли представительства компании в этих государствах под статус "постоянных", исходя из
3. Какое порядок постановки на налоговый учет в государствах местонахождения указанных представительств?
4. С какой даты работник за-гранпредставительства должен встать на налоговый учет в стране пребывания:
- с даты приезда в страну;
- по истечении 183 дней пребывания?
5. Существуют ли различия в порядке исчисления и уплаты налога на доходы с заработной платы работников загранпредставительств, выплачиваемой в рублях и в иностранной валюте?
6. Каков порядок подачи декларации о доходах работником представительства?
Ситуация 2.
Если работники представительств компании не являются налоговыми резидентами РФ и должны встать на налоговый учет в странах пребывания, то при постановке их на налоговый учет в Индии и Китае местные налоговые органы могут потребовать от них уплатить налог на доходы в соответствии с двухсторонними Соглашениями между правительствами наших стран и местным законодательством за весь период их нахождения в Индии и Китае (то есть с середины 2000 года).
В связи с изложенным сможем ли мы произвести перерасчет налога на доходы за 2000 год?
Ситуация 3.
Представитель компании в Республике Казахстан назначен на эту должность с 1 июня 2001 года и выехал за границу в тот же день. С 1 января по 31 мая он работал на штатной должности в компании, и с него налог удерживался по ставке 13%.
Следует ли произвести ему перерасчет налога на доходы за 2001 год по ставке 30%?
норм и критериев, предусмотренных законодательными актами в области налогов этих государств.
По третьему вопросу: вопросы постановки на налоговый учет в государстве местонахождения представительств регулируются внутренним налоговым законодательством государств.
По четвертому вопросу также следует руководствоваться налоговым законодательством страны пребывания.
По пятому вопросу сообщаем, что различий в порядке исчисления и уплаты налога на доходы с заработной платы работников загранпредставительств в зависимости от валюты платежа не существует, поскольку база расчета и налоговая ставка едины; в данном вопросе следует руководствоваться Налоговым кодексом РФ.
По шестому вопросу: при нахождении лица в иностранном государстве более 183 дней вопрос, связанный с подачей декларации (отражением полученных доходов), также регулируется налоговым законодательством иностранного государства.
Ситуация 2
Затронутый Вами вопрос должен решаться по согласованию с местными налоговыми органами иностранного государства. В случае Вашего несогласия, то есть если Вы считаете позицию, занятую местными налоговыми органами, необоснованной, вы вправе воспользоваться положениями Соглашений об избежании двойного налогообложения "Взаимосогласительная процедура" ст. 25 (в случае Китая - ст. 24), закрепляющей Ваше право независимо от средств защиты, предусмотренных законодательством договаривающихся государств, представить свое дело на рассмотрение компетентных органов государства, резидентом которого является организация (соответственно РФ).
Оснований для перерасчета не имеется, поскольку рассматриваемый порядок уплаты налогов на доходы с заработной платы урегулирован Налоговым кодексом РФ (часть вторая), который начал применяться с 2001 года, то есть уплата налога за 2000 год осуществлялась в соответствии с действовавшим на тот момент налоговым законодательством, которое оснований для пересчета не представляло.
Ситуация 3
Поскольку в рассматриваемом календарном году совокупный срок пребывания лица на территории РФ составит менее 183 дней, такое лицо не будет рассматриваться как налоговый резидент РФ. Доход, полученный физическим лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ, подлежит налогообложению по ставке 30%. Из этого следует, что необходимо произвести перерасчет исходя из ставки 30%, причем ответственность за доплату налога несет Ваша организация как налоговый агент. В этом случае доплату следует производить из выплат, начисляемых работнику за выполнение трудовых обязанностей за рубежом.
Ситуация 4.
1. Зависит ли порядок налогообложения в РФ работника, впоследствии командированного в загран-представительство, от срока, в течение которого он осуществлял трудовую деятельность на территории РФ?
2. Кто в данном случае несет ответственность за уплату налога?
3. Должен ли работник после возвращения из загранкомандировки представить в налоговые органы РФ документы, подтверждающие уплату им налога на доходы за границей?
Просим также разъяснить, подлежат ли доходы сотрудников представительств обложению единым социальным налогом в Российской Федерации.
Ситуация 4
Доходы от осуществления трудовой деятельности на территории РФ подлежат налогообложению независимо от срока, в течение которого лицо таковую осуществляло. Срок пребывания лица на территории РФ имеет значение лишь для определения ставки налога. Соответственно, в случае пребывания в течение более 183 дней эта ставка составляет 13%, а в случае пребывания менее 183 дней - 30%. При этом ответственность за уплату налога будет нести Ваша организация (ст. 226 части второй НК РФ).
По третьему вопросу: данный вопрос актуален, если совокупный срок пребывания лица на территории РФ составляет более 183 дней в календарном году (то есть оно является резидентом РФ). При этом если с доходов, полученных за время осуществления трудовой деятельности за рубежом, удерживался налог и лицо претендует на предоставление ему налоговых вычетов (в счет уплаченных налогов за рубежом), при подаче декларации в налоговые органы РФ указывается сумма налога, уплаченного за рубежом, с приложением документов, подтверждающих уплату. Вопросы, связанные с зачетом налогов в отношении доходов, полученных за рубежом, регулируются соответствующими главами Налогового кодекса РФ.
Единый социальный налог распространяется на отношения занятости только на территории РФ.
Поскольку сотрудники (как граждане РФ, так и местный персонал) российских коммерческих структур, в том числе и государственных предприятий, являются прежде всего лицами, занятыми на территории соответствующего иностранного государства, то их доходы, получаемые на территории иностранного государства, не являются объектом налогообложения для исчисления единого социального налога в России. Их доходы могут подлежать социальным отчислениям по законодательству страны пребывания.
Следует также иметь в виду, что поскольку расходы по содержанию своих представительств производятся российскими организациями за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, то в соответствии с п. 4 ст. 236 Налогового кодекса РФ выплаты таким сотрудникам не могут являться объектом обложения единым социальным налогом.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001)
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Индия от 25.03.97 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ"
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики от 27.05.94 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ"
КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.96 "ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ НА ДОХОД И КАПИТАЛ"
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Получит ли право на ежеквартальную уплату НДС и представление декларации при наличии соответствующих оборотов, установленных Налоговым кодексом РФ, представительство иностранного юридического лица, осуществляющее экономическую деятельность на территории РФ и вставшее на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщика ?
Ответ. В соответствии со ст. 9 Налогового кодекса РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками. Согласно п. 2 ст. 144 Кодекса иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ.
Учитывая изложенное, представительство иностранного юридического лица, осуществляющее экономическую деятельность на территории РФ и вставшее на учет в качестве налогоплательщика, должно исчислять налог на добавленную стоимость в полном соответствии с требованиями российского налогового законодательства. Следовательно, и налоговый период для таких представительств определяется в полном соответствии с требованиями ст. 163 Налогового кодекса РФ.
В Т. ПРОХОРОВ
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 24.03.2001)
Вопрос. Подлежат ли налогообложению в РФ доходы моряков -российских граждан, полученные за работу на судах под иностранным флагом? Указанные лица находятся на территории РФ менее 183 дней в году.
Ответ. Согласно ст. 207 Налогового кодекса РФ физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц в отношении доходов от источников в РФ.
Подпунктом 9 п. 3 ст. 208 Кодекса установлено, что доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами РФ, относятся к доходам, полученным от источников за пределами РФ.
Поскольку российские моряки получают вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей на судах под иностранным флагом, то на основании подп. 9 п. 3 ст. 208 Кодекса такие доходы относятся к доходам, полученным от источников за пределами РФ.
Учитывая изложенное, указанные доходы российских моряков не подлежат налогообложению в Российской Федерации.
Ссылки на нормативные акты
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001)
Вопрос. Являются ли объектом налогообложения единым социальным налогом суммы заработной платы, начисляемой российской организацией своим сотрудникам - российским гражданам, работающим в представительствах этой организации за рубежом?
Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками единого социального налога (взноса) являются работодатели-организации, производящие выплаты наемным работникам.
При этом согласно п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения для таких лиц признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателем в пользу работников по всем основаниям.
Поскольку Ваша организация осуществляет выплаты своим сотрудникам, работающим в загранпредставительствах, то в смысле применения гл. 24 Кодекса Ваша организация является работодателем по отношению к указанным лицам, а последние являются наемными работниками по отношению к Вашей организации.
Учитывая изложенное, вне зависимости от того, где осуществляют деятельность российские сотрудники Вашей организации, - на территории России или за ее пределами - у Вашей организации возникает обязанность уплачивать единый социальный налог с сумм заработной платы, начисляемой рассматриваемым лицам.
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001)
Вопрос. Я работаю на предприятии, расположенном на территории Украины. Будут ли применяться в отношении налогообложения полученных мною на Украине доходов положения соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения?
Ответ. Предметом соглашений об избежании двойного налогообложения является установление порядка налогообложения доходов резидентов одного договаривающегося государства, получаемых из источников в другом договаривающемся государстве.
В случае, если Вы находитесь (будете находиться) за пределами РФ более 183 дней в календарном году, соответственно не являетесь налоговым резидентом России и получаете доходы на Украине, то нет предмета применения Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.95. Налогообложение таких доходов осуществляется только в соответствии с законодательством Украины.
В случае, если Вы находитесь (будете находиться) за пределами РФ менее 183 дней, то есть являетесь налоговым резидентом РФ, то налогообложение полученных Вами на Украине доходов должно производиться с учетом положений Соглашения об избежании двойного налогообложения с Украиной.
E.H. СОРОКИНА Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Украины от 08.02.95 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЙ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ"
Вопрос. Филиал российского предприятия, осуществляющий строи-тельно-монтажные работы по сооружению нефтепровода в ЮАР, намерен заключить договор с российской организацией на оказание услуг по предоставлению персонала, который будет легализован в ЮАР и использоваться исключительно в процессе строительства. Подлежит ли обложению НДС реализация услуг по предоставлению российского персонала, привлекаемого для работы за пределами РФ?
Ответ. Место реализации услуг по предоставлению персонала, работающего в месте деятельности их покупателя, определяется в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ как место осуществления деятельности покупателя, которым будет считаться территория РФ, в случае если организация - покупатель этих услуг действует на территории РФ на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах, либо места управления организации, либо места нахождения постоянного представительства.
В рассматриваемой ситуации предоставляемый персонал направляется в ЮАР для выполнения строительно-монтажных работ по сооружению нефтепровода, то есть он будет работать в месте деятельности покупателя, осуществляемой через постоянное представительство, находящееся на территории ЮАР. В связи с этим местом реализации данных услуг не будет являться территория России, вследствие чего их стоимость НДС не облагается. В этом случае не будет иметь значения, заключен ли договор на оказание таких услуг самим российским предприятием или его зарубежным филиалом.
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001)
Вопрос. Московское представительство американской компании планирует арендовать под офис часть здания, находящегося в собственности немецкой компании, состоящей ни учете в налоговом органе. Должен ли в таком случае арендатор перечислять арендные платежи с учетом НДС, если США включены в список государств, иностранные организации и граждане которых освобождены от уплаты НДС при аренде служебных и жилых помещений?
Отает. При решении вопроса об удержании НДС с суммы арендной платы следует руководствоваться п. 1 ст. 149 Налогового кодекса РФ, который предусматривает освобождение от налогообложения реализации услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. В данном пункте также содержится условие применения данного освобождения - наличие страны регистрации иностранной организации-арендатора в перечне иностранных государств, в отношении граждан и организаций которых применяется указанное освобождение.
В связи с тем что США значатся в Перечне иностранных государств, в отношении которых применяется освобождение от НДС при реализации услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в РФ (приложение к приказу МИД России и МНС России от 13.11.2000 № 13747, БГ-3-06/386), а также ввиду того что арендатор аккредитован в РФ и намерен использовать арендуемое помещение под офис, арендная плата НДС не облагается.
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001)
ПРИКАЗ МИД РФ № 13747, МНС РФ № БГ-3-06/386 от 13.11.2000 "ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ ПО СДАЧЕ В АРЕНДУ СЛУЖЕБНЫХ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ"
Вопрос. В каких случаях юридические лица Республики Чехия имеют право на возврат НДС со стороны российских налоговых органов, каковы основания, процедура такого возмещения и документы, необходимые для его осуществления?
Ответ. В связи с тем что в вопросе не указано, какую деятельность осуществляют чешские организации, состоят ли они на учете в российских налоговых органах и по каким товарам (работам, услугам) уплачен НДС, о котором спрашивается, нижеизложенное разъяснение представляет собой общий подход к рассматриваемому вопросу.
Согласно ст. 143 Налогового кодекса РФ иностранные организации, реализующие на территории РФ товары (работы, услуги), являются плательщиками НДС. В случае если такие иностранные организации при осуществлении коммерческой деятельности состоят на учете в российском налоговом органе, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется ими в соответствии со ст. 173 Кодекса как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога,
исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то есть по операциям, местом реализации которых является территория Российской Федерации,
Статья 171 Кодекса закрепляет право налогоплательщика на применение налоговых вычетов, которые определены как суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России либо уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. При этом вычеты производятся в определенном порядке, установленном ст. 172 Кодекса.
Таким образом, право на указанные вьиеты имеет только та организация, которая реализует на территории России товары (работы, услуги), признаваемые объектом обложения НДС, и состоит на учете в налоговом органе РФ. В случае если в каком-либо налоговом периоде у такой организации образуется положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленного по облагаемым НДС операциям, то такая положительная разница подлежит возмещению налогоплательщику на основании ст. 173 Кодекса. Других оснований для возврата НДС по приобретенным на территории России товарно-материальным ценностям или ввозимым товарам российским законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем п. 1 ст. 149 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от НДС реализации услуг по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений, которое предоставляется иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в РФ, в случае если такая льгота установлена национальным законодательством иностранного государства и фактически применяется в отношении граждан и юридических лиц РФ.
Основанием для практической реализации права иностранных граждан и организаций на указанную льготу в РФ, является наличие страны их постоянного местопребывания в Перечне, прилагаемом к совместному приказу МИД России и МНС России от 13.11.2000 № 13747, БГ-3-06/386 "Об освобождении от налогообложения реализации услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и организациям".
Чехия значится в данном Перечне с ограничением области применения льготы (за исключением аренды гостиничных номеров для проживания граждан Чехии).
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001) ПРИКАЗ МИД РФ № 13747, МНС РФ № БГ-3-06/386 от 13.11.2000 "ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ ПО СДАЧЕ В АРЕНДУ СЛУЖЕБНЫХ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ"
Вопрос. Английская компания ведет строительство объектов социально-бытового и культурного назначения в Западно-Сибирском регионе. Поскольку стройплощадка существует не более 12 месяцев, данная деятельность не образует постоянного представительства на основании соглашения об избежании двойного налогообложения, в связи с чем компания не состоит на учете в российском налоговом органе. Каковы в данном случае порядок возмещения НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным иностранной организацией для выполнения указанных работ, и порядок отчетности перед налоговыми органами?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по упдате того или иного налога. Кроме того, согласно п. 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденному приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 в соответствии со ст. 83, 84 Налогового кодекса, иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ в течение срока, превышающего 30 календарных дней в году, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.
Таким образом, английская компания, осуществляющая деятельность на территории России без постановки на налоговый учет, совершает налоговое правонарушение, за которое подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной гл. 15 Налогового кодекса.
Статьей 143 Налогового кодекса установлено, что плательщиками налога на добавленную стоимость являются иностранные организации, реализующие на территории РФ товары (работы, услуги). При этом исполнение обязанностей плательщика НДС не зависит от налогового статуса иностранной организации по налогу на прибыль, который определяется по самостоятельным основаниям в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения, действующими только в отношении налогов на прибыль (доходы) и имущество.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса местом реализации строительных, монтажных, строительно-монтажных, ремонтных, реставрационных работ, выполняемых на территории РФ, является РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 166 Налогового кодекса при реализации работ налогоплательщиками - иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах, сумма налога ими не исчисляется. Сумма налога исчисляется, удерживается и уплачивается в бюджет налоговыми агентами по месту своего нахождения за счет средств, подлежащих перечислению иностранному налогоплательщику. Налог, подлежащий уплате в бюджет, исчисляется налоговым агентом по ставке 16,67% с суммы денежных средств, перечисляемых иностранному лицу за реализованные им работы, отдельно по каждой операции по реализации.
В связи с тем что в рассматриваемом случае английская компания при осуществлении строительства на территории РФ не состоит на налоговом учете, НДС со стоимости реализованной строительной продукции должен удерживаться и уплачиваться в бюджет российской организацией-заказчиком в вышеуказанном порядке.
При такой схеме уплаты налога оснований для возмещения иностранному подрядчику НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным на территории России для реализации строительно-монтажных работ, равно как и других облагаемых НДС работ, Налоговым кодексом не предусмотрена.
Согласно п. 4 ст. 171 Налогового кодекса уплаченные суммы налога подлежат вычету или возврату налогоплательщику - иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговом органе, только после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и при условии постановки иностранного лица на учет в налоговых органах.
И.Б. ПОКРОВСКАЯ
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 24.03.2001)
ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)
Вопрос. По договору с российским предприятием, осуществляющим торгово-закупочную деятельность, иностранная компания оказывает услуги по организации закупок за рубежом товаров народного потребления для дальнейшей их реализации на территории России в сети магазинов этого предприятия. Во исполнение договорных обязательств иностранная компания после получения заказа на определенную партию товара заключает договора купли-продажи с различными иностранными организациями на поставку товаров в Россию. При оказании услуг иностранная компания действует по поручению российского заказчика исключительно за рубежом и получает вознаграждение в размере процентной доли от общего объема продаж. Никакой деятельности на территории России не ведет, на учете в российских налоговых органах не состоит. Обязана ли такая компания для получения предварительного
Ответ. Согласно инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" к доходам иностранных юридических лиц от источников в РФ относятся доходы, полученные за работы и услуги, только в том случае, если они выполнены (оказаны) на территории России.
Доходы иностранных организаций от выполнения работ (услуг) в других государствах не относятся к доходам от источников, находящихся на территории РФ, а являются доходами от источников за ее пределами. Данные доходы не являются объектом налогообложения иностранных организаций в России. В силу этого не возникает необходимости применять положения соглашений об избежании двойного налогообложения в отношении доходов нерезидентов от источников в иностранных государствах, поскольку они в качестве таковых не облагаются налогами в России.
Исходя из изложенного, доходы, полученные иностранной компанией за услуги по организации закупок и поставок товаров для российского предприятия, оказанные на территории зарубежных государств, не относятся к доходам иностранных организаций от источников в РФ и, следовательно, не подлежат налогообложению в России. При этом оформлять какие-либо документы, предусмотренные инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34, не требуется, поскольку заявление на предварительное освобождение от налогообложения доходов от источников в РФ либо заявление на воз-
освобождения от налогообложения доходов от оказания таких услуг оформлять заявление по форме ШЗОТ?
врат удержанного налога в обязательном порядке составляются только в отношении тех доходов, которые являются доходами от источников в РФ, но не подлежат налогообложению в России в силу соглашений об избежании двойного налогообложения.
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000) "О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
Вопрос. Российское предприятие, осуществляющее деятельность на рынке российских информационных технологий, сотрудничает с зарубежными компаниями-разработчиками программного обеспечения, предоставляя им, в частности, консультационные услуги, связанные с организацией информационного обеспечения и обработкой данных. Облагается ли НДС стоимость таких услуг, если их покупателем является иностранная компания, не осуществляющая деятельность и не имеющая постоянного представительства в Российской Федерации?
Ответ. В отношении консультационных и информационных услуг действует положение подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ, согласно которому местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, в случае, если их покупатель при осуществлении деятельности фактически присутствует на территории России на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации либо места нахождения постоянного представительства.
В связи с тем что в рассматриваемой ситуации покупателем консультационных услуг является иностранная фирма, которая фактически не присутствует и не имеет постоянного представительства на территории России, местом осуществления ее деятельности, а следовательно, и местом реализации данных услуг территория России не является. Таким образом, стоимость указанных услуг НДС в России не облагается.
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001)
Вопрос. В 2000 году японская компания по контрактам с российскими организациями осуществила поставку оборудования и оказала на территории России услуги по его установке. Расчеты по контрактам производятся на условиях отсрочки платежа, за которую российский заказчик начиная с 2001 года ежеквартально выплачивает японской компании проценты на отсроченную сумму по годовой ставке, не превышающей 10% годовых. Правомерно ли будет не уплачивать НДС с сумм указанных платежей в виде процентов, ссылаясь на подп. 3 п. 1 ст.
Ответ. Статья 822 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность заключения сторонами договора, предусматривающего обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). В соответствии со ст. 823 Гражданского кодекса РФ договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Из приведенных норм следует, что объектом товарного кредита могут являться только вещи, предоставляемые на возвратной возмездной основе, в то время как по договору коммерческого кредита возникает обязанность одной из сторон
162 НК РФ, согласно которому налоговая база по НДС исчисляется с учетом сумм, полученных в виде процентов по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ (на сегодняшний день она составляет 25% годовых)?
оплатить поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) и перечислить соответствующие проценты.
В связи с тем, что в рассматриваемой ситуации имеет место реализация товаров и услуг, расчеты за которые проводятся с отсрочкой платежа и уплатой процентов, такая форма кредитования является коммерческим, а не товарным кредитом. Таким образом, при определении налоговой базы по НДС по данной финансово-хозяйственной операции не может быть применено положение подп. 3 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ. Поскольку суммы выплачиваемых по договору процентов связаны с оплатой поставленного оборудования и реализованных на территории России услуг, налоговая база по НДС должна определяться в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ с учетом сумм, полученных в виде процентов.
И.Б. ПОКРОВСКАЯ
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001) "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)
Вопрос. Следует ли применять НДС при оказании услуг в сфере туризма за пределами территории РФ?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 146 гл. 21 части второй Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Реализация туристских услуг, в том числе оформленных туристскими путевками, на территории РФ подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если услуги в сфере туризма фактически оказываются на территории РФ (подп. 3 п. 1 ст. 148 Кодекса). При оказании услуг в сфере туризма за пределами территории РФ налогообложение, предусмотренное п. 1 ст. 146 Кодекса, не производится при наличии документов, подтверждающих фактическое место оказания этих услуг и перечисленных в п. 4 ст. 148 Кодекса.
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)
Вопрос. Облагается ли НДС стоимость турпутевки за рубеж, реализованной на территории России российской турфирмой - оператором российским гражданам?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 146 гл. 21 части второй Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Реализация туристских услуг, в том числе оформленных туристскими путевками, на территории РФ "Подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если услуги в сфере туризма фактически оказываются на территории РФ (подп. 3 п. 1 ст. 148 Кодекса). При оказании услуг в сфере туризма за пределами территории РФ налогообложение, предусмотренное п. 1 ст. 146 Кодекса, не производится при наличии документов, подтверждающих фактическое место оказания этих услуг и перечисленных в п. 4 ст. 148 Кодекса.
Налогообложение организации, являющейся туроператором и осуществляющей деятельность в сфере международного выездного туризма (то есть в сфере формирования комплекса услуг для российского туриста, в частности, по размещению, питанию, экскурсионному обслуживанию на основании договора с принимающей стороной (иностранным лицом), по транспортному обслуживанию туристов или иных услуг на основании договоров с иностранными или российскими лицами, а также в сфере продвижения этого сформированного комплекса услуг на территории РФ (которое связано с рекламой, участием в специализированных выставках, ярмарках, организацией туристских информационных центров по продаже туристского продукта, изданием каталогов, буклетов и другим)), производится с учетом положений упомянутых выше статей Кодекса.
Учитывая изложенное, у турфирмы, осуществляющей туроператорскую деятельность по международному выездному туризму, в части стоимости услуг, оказанных принимающей стороной (соответствующими иностранными лицами) за пределами территории РФ, объекта налогообложения не возникает при документальном подтверждении фактического места оказания таких услуг.
Иные услуги, оказанные российской турфирмой (туроператором) и включенные в стоимость туристской путевки, реализованной на территории России российским гражданам, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
И.Е. МУРАВЬЕВА Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)
Вопрос. Начисляется ли единый социальный налог на заработную плату сотрудников представительств, расположенных за пределами РФ, начисляемую и выплачиваемую по месту нахождения представительства в иностранной валюте?
Ответ. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению единым социальным налогом (взносом) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством РФ.
В связи с этим основанием для невключения указанных выплат в иностранной валюте в налоговую базу по единому социальному налогу (взносу) является финансирование организации из федерального бюджета.
В том случае, когда финансирование из федерального бюджета не предусмотрено и российские граждане, работающие в представительстве российской организации, по отношению к этой головной организации являются ее работниками, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу указанных работников, подлежат обложению единым социальным налогом (взносом) у головной организации в общеустановленном порядке.
По вопросу уплаты единого социального налога (взноса) с выплат, начисленных иностранным физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с организацией, необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденными приказом МНС России от 29.12.2000 № БГ-3-07/465.
Что касается курса, по которому пересчитываются выплаты в иностранной валюте, то стоимость активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами РФ, пересчитывается в порядке, предусмотренном разд. IV Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Минфина России от 10.01.2000 № 2н.
Н.В. КРИКСУНОВА
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001)
ПРИКАЗ МНС РФ от 29.12.2000 № БГ-3-07/465 (ред. от 28.04.2001)"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА (ВЗНОСА)"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ" ПБУ 3/2000"
Вопрос. Иностранное юридическое лицо - нерезидент приобретает российское сырье и передает его на переработку на давальческой основе российскому юридическому лицу.
В дальнейшем готовую продукцию иностранное юридическое лицо вывозит с таможенной территории РФ.
Правомерно ли налогообложение реализации указанных работ по переработке сырья на давальческой основе по ставке налога на добавленную стоимость 0%?
Ответ. Подпунктами 1 и 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса РФ.
При этом указанные положения распространяются на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и импортируемых в РФ, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.
Пунктом 4 ст. 165 Налогового кодекса РФ установлено, что при реализации указанных работ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг); выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ.
Таким образом, при соблюдении указанных выше требований, применение ставки налога на добавленную стоимость 0% является правомерным.
A.A. БАСТРИКОВ Советник налоговой службы II ранга
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001)