Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Российская организация (ГУП), не имеющая постоянного представительства на территории Республики Казахстан, предоставляет компании - резиденту Республики Казахстан в аренду специализированные железнодорожные вагоны-цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов для их эксплуатации в международных перевозках. Правомерно ли налогообложение доходов российской организации от указанной деятельности на территории Республики Казахстан?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 16 апреля 2003 г. № 04-06-05/т. 1/22

Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации на запрос в рамках своей компетенции сообщает следующее.

При наличии международного договора, регулирующего вопросы налогообложения, необходимо обратиться к статьям данного договора.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 доходы резидента России от сдачи в аренду транспортных средств, а также контейнеров и относящегося к ним оборудования для их эксплуатации в международных перевозках облагаются налогом только в России.

Обращаем внимание на то, что в ст. 8 Комментариев к Модели Конвенции ОЭСР указано, что положение данной статьи основано на том принципе, что права налогообложения должны принадлежать тому государству, в котором находится фактический руководящий орган предприятия.

Таким образом, мы считаем, что доходы от деятельности российской компании на территории Республики Казахстан подлежат налогообложению в соответствии с российским налоговым законодательством.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты: КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.96 «ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ НА ДОХОД И КАПИТАЛ»

Вопрос. Российская организация, участником которой является организация - резидент Германии, в соответствии с п. 3 Протокола к Соглашению между РФ и ФРГ об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль учитывает расходы на рекламу в полном объеме.

Правомерно ли данная организация принимает к вычету также в полном объеме суммы НДС, уплаченные при осуществлении рекламных расходов, в соответствии со ст. 171 ПК РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 29 апреля 2003 г. № 04-06-05/1/25

Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации на запрос в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, и согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом Российской Федерации, применяются правила международного договора.

Кроме того, ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Протокола к ст. 7 и 9 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.96 «считается согласованным, что суммы процентов, которые выплачивает компания, являющаяся резидентом одного Договаривающегося Государства, и в которой участвует резидент другого Договаривающегося Государства, подлежат неограниченному вычету при исчислении налогооблагаемой прибыли этой компании в первом упомянутом Государстве независимо от того, выплачиваются ли эти суммы процентов банку или другому лицу, и независимо от срока действия ссуды... Соответствующее положение применяется к издержкам на рекламу». Таким образом, в соответствии с положениями вышеуказанного Соглашения все расходы на рекламу подлежат вычету при исчислении налогооблагаемой прибыли российских организаций с участием капитала немецких компаний.

В соответствии со ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобре-

таемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

Пункт 7 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что если в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса расходы принимаются для целей налогообложения прибыли по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

Таким образом, законодательство по НДС объем вычетов НДС ставит в зависимость от принятия соответствующих расходов для целей налога на прибыль в соответствии с положениями гл. 25 Налогового кодекса.

Как мы определили выше, применение гл. 25 Налогового кодекса должно осуществляться российскими организациями с участием капитала немецких компаний с учетом положений международного договора.

Исходя из вышеизложенного, если расходы на рекламу осуществлены российскими организациями с участием капитала немецких компаний для операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, и указанные российские организации, следуя положениям международного договора, для целей налога на прибыль без ограничений включают данные расходы на рекламу в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции, вычету подлежат все суммы НДС, уплаченные в связи с осуществлением данных рекламных расходов, без учета норм, установленных гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты: «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (с изм. от 09.06.2001)

(принята всенародным голосованием 12.12.93)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. О некоторых вопросах, касающихся применения отдельных положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 04.05.96.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 29 мая 2003 г. № 04-06-02

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо и сообщает.

В соответствии со ст. 24 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 04.05.96 Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Финляндской Республики, как компетентные органы Договаривающихся Государств, согласовали ряд вопросов, касающихся применения отдельных положений Соглашения.

В частности, согласована общая позиция в отношении следующих положений Соглашения.

1. По п. 2 ст. 5 Соглашения.

Отнесение к постоянному представительству мест разработки природных ресурсов.

Согласно подп. п. 2 «постоянное представительство» наряду с шахтой, нефтяной или газовой скважиной или карьером включает также любое другое место добычи природных ресурсов.

Согласовано, что валка и перевозка древесины, осуществляемая покупателем, сама по себе также не образует постоянное представительство. Валка и перевозка древесины может приводить к образованию постоянного представительства, только если деятельность, связанная с валкой и перевозкой, подпадает под критерии, установленные в п. 1 ст. 5.

2. По п. 3 ст. 5 Соглашения:

а) определение даты начала и окончания существования строительной площадки или строительного объекта и т.п.

Строительная плошадка, строительный, монтажный или сборочный объект или связанная с ними деятельность по надзору начинают существовать с наиболее ранней из следующих дат: с первого дня начала подрядчиком работ на площадке, включая любые подготовительные работы, проводимые на площадке, например со дня прибытия на площадку первого наемного работника подрядчика с непосредственной целью приступить к выполнению своих обязанностей, со дня первой доставки на площадку оборудования или строительных материалов или со дня установки на площадке планировочной конторы.

Площадка или объект или связанная с ними деятельность, упомянутые выше, прекращают свое существование, когда работа на площадке выполнена, то есть работа принята заказчиком, или завершена, или полностью прекращена. Гарантийный период не рассматривается как состав-

ляющий часть срока существования строительной площадки или объекта или деятельности при установлении наличия постоянного представительства.

Также согласовано, что если предполагаемый период строительства составляем менее 12 или 18 месяцев, но вследствие форс-мажора или действий, предпринятых органами Договаривающегося Государства, где находится строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект или осуществляется связанная с ними деятельность по надзору, окончательный период строительства, рассчитываемый с даты начала существования площадки, объекта или связанной с ними деятельности по дату прекращения в соответствии с правилами, приведенными в предыдущем параграфе, превышает 12 или 18 месяцев, соответственно, превышающий период времени не будет учитываться при определении срока существования площадки, объекта, деятельности при условии, что соответствующие компетентные органы обоюдно согласны с наличием форс-мажора или действий, указанных выше;

б) Понятие «фабрики, ..., или другие промышленные здания или сооружения».

Понятие «промышленные здания или сооружения» включает, например, заводы, мастерские, электростанции. Оно также включает сооружения инфраструктуры, теплоснабжения, сооружения гражданского назначения, включая дамбы, мосты, порты, водоочистные и канализацион-но-очистные установки, заводы по переработке твердых отходов, любые дороги, железные дороги, аэропорт или аналогичное сооружение, а также здания, связанные с такими сооружениями, любые сооружения, связанные с выработкой и передачей электроэнергии, так же как и сооружения для производства, ремонта и хранения или иные сооружения для осуществления услуг в области логистики, которые связаны с промышленной деятельностью.

Возведение заводов, мастерских, электростанций или любых других промышленных зданий или сооружений может включать строительство офисных сооружений, сооружений для административных целей и для целей проживания, так же как и других сооружений для целей осуществления промышленной деятельности, но объем строительных работ (в куб. м) по таким сооружениям не должен превышать 50% от общего объема (в куб. м) строительных работ по проекту или зданию.

3. По пп. 1 - 3 ст. 7 Соглашения.

Отнесение прибыли к строительной площадке или строительному и т.д. объекту.

В Договаривающемся Государстве, в котором находится строительная площадка, строительный, сборочный или монтажный объект или осуществляется надзорная деятельность, связанная с ними, к такому постоянному представительству следует относить только ту часть прибыли предприятия, которая является результатом осуществления предпринимательской деятельности непосредственно постоян-

ным представительством в связи с площадкой, объектом или деятельностью. В частности, в отношении контрактов на надзор, поставку, монтаж или установку (строительство) промышленного, коммерческого или научного оборудования или помещений прибыль, относящаяся к постоянному представительству, не должна определяться на основании общей стоимости по контракту, а должна определяться только на основании той части контракта, которая была выполнена постоянным представительством в Договаривающемся Государстве, в котором постоянное представительство находится.

Прибыль, полученная от планирования, проектирования, инжиниринга или исследований или от технических услуг, которые резидент Договаривающегося Государства выполняет вне территории Договаривающего Государства, где расположено постоянное представительство, не будет относиться к постоянному представительству, даже если эта деятельность или услуги связаны с предпринимательской деятельностью этого постоянного представительства.

Заместитель Министра финансов Российской Федерации М.А. МОТОРИН

Ссылки на нормативные акты: СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики от 04.05.96 (ред. от 14.04.2000)

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ»

Вопрос. ООО по договору гарантийного обслуживания с немецким заводом - изготовителем осуществляет гарантийный ремонт строительного оборудования, приобретенного российскими организациями как у завода - изготовителя, так и у торгующих организаций. Дополнительная плата с российских организаций не взимается. Освобождаются ли указанные услуги от обложения НДС, учитывая положения подп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 27 февраля 2003 г. № 04-03-11/20

В связи с письмом по вопросу освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по гарантийному ремонту строительного оборудования Департамент налоговой политики сообщает.

Как правильно указано в письме, согласно подп. 13 п. 2 ст. 149 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров в период гарантийного срока их эксплуатации.

Учитывая изложенное, услуги, оказанные ООО российским организациям, по гарантийному ремонту оборудования, приобретенного как у заводов - изготовителей,

так и у торгующих организаций, налогом на добавленную стоимость не облагаются при условии документального подтверждения фактического выполнения данных услуг в период гарантийного срока эксплуатации этого оборудования.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Банк, выплачивающий доход иностранной организации, на момент выплаты дохода уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации и имеет в распоряжении нотариально заверенную копию свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленную не ранее, чем в предшествующем налоговом периоде.

Возникает ли при наличии указанных выше документов необходимость удержания налога в случае, если доход выплачивается не на расчетный счет постоянного представительства, а на счет его головной организации (открытый в иностранном банке), либо сторонней организации - нерезиденту?

Что понимается под выражением «свидетельство о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленное не ранее, чем в предшествующем налоговом периоде» - не ранее предшествующего налогового периода должна быть дата выдачи данного свидетельства либо дата его нотариального заверения?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 11 марта 2003 г. № 04-06-05/1/15

Департамент налоговой политики рассмотрел запрос по вопросу исчисления и удержания налоговым агентом суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранной организации, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В п. 2 ст. 310 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, установлено, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям не производится, если «налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде».

Слово «оформленная» в рассматриваемой формулировке п. 2 ст. 310 Кодекса может относиться только к слову «копия». В случае если бы законодатель связывал требование к оформлению в предшествующем налоговом периоде с самим свидетельством о постановке на учет, то вместо слова «оформленная» должно было бы использоваться слово «оформленного».

Таким образом, в периоде, предшествующем выплате дохода, должна быть оформлена нотариально заверенная копия свидетельства о постановке иностранной организации - получателя дохода на учет в налоговых органах.

Следует иметь в виду, что на учете в налоговых органах состоит не постоянное представительство иностранной организации, а сама иностранная организация в связи с осуще-

ствлением ею деятельности в Российской Федерации. В связи с этим не имеет значения, выплачивается ли доход на счета постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации или на счета головной организации.

В случае перечисления налоговым агентом платежа, причитающегося иностранной организации, осуществляющей деятельность через постоянное представительство, по ее поручению третьему лицу, фактическим получателем дохода остается иностранная организация, с которой у налогового агента имеются договорные отношения, в счет которых осуществляется выплата дохода. Именно об этой иностранной организации налоговый агент должен указать сведения в Налоговом расчете (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, утвержденном приказом МНС России от 24.01.2002 № БГ-3-23/31 в соответствии со ст. 289 и 310 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом удержания налогов при выплате дохода иностранной организации с перечислением платежа в пользу третьего лица налоговым агентом также не производится.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

ПРИКАЗ МНС РФ от 24.01.2002 № БГ-3-23/31 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАЛОГОВОГО РАСЧЕТА (ИНФОРМАЦИИ) О СУММАХ ВЫПЛАЧЕННЫХ ИНОСТРАННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ДОХОДОВ И УДЕРЖАННЫХ НАЛОГОВ» (Зарегистрирован в Минюсте России 01.04.2002 № 3340)

Вопрос. Учредителем российской организации является германская компания, которая владеет 100% уставного капитала организации. Учитывая положения Соглашения между РФ и ФРГ об избежании двойного налогообложения, просим разъяснить порядок учета российской организацией в целях налогообложения прибыли процентов по займу, предоставленному учредителем.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 11 марта 2003 г. № 04-06-05/1/14

Департамент налоговой политики рассмотрел запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с положениями Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, п. 3 Протокола к Соглашению расходы предприятия резидента - одного договаривающегося государства, в котором участвует резидент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

другого договаривающегося государства, в виде процентов по долговым обязательствам любого вида независимо от природы кредита или займа, подлежат прямому, неограниченному вычету из налогооблагаемой прибыли первого упомянутого предприятия.

Указанный подход применяется к любому налоговому периоду, в отношении которого представляется налоговая декларация и уплачивается налог, начиная с 01.01.2002.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 3 Протокола к Соглашению такой вычет процентов по долговым обязательствам не может превышать сумм, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях.

В связи с этим следует руководствоваться особенностями отнесения процентов по полученным заемным средствам к расходам, которые предусмотрены п. 2 ст. 269 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении так называемых ассоциированных предприятий (доля участия в капитале более 20%).

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой

Германия

от 29.05.96

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Иностранная организация, не состоящая на учете в российском налоговом органе, арендует в России нежилое помещение, которое сдает в субаренду российской организации. Облагаются ли НДС платежи, ежемесячно перечисляемые за данную субаренду, кем и по какой ставке должен исчисляться и уплачиваться налог?

Ответ. Доходы, полученные иностранной организацией от сдачи в субаренду помещения, находящегося на территории РФ, подпадают под действие подп. 1 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ, согласно которому местом реализации работ (услуг), непосредственно связанных с недвижимым имуществом, расположенным на территории России, является Российская Федерация, вследствие чего такие доходы облагаются НДС.

В случае если иностранная организация не состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика, то НДС в силу ст. 166 Кодекса исчисляется ее налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг). Таким образом, при каждом перечислении платежей за субаренду российская организация должна удерживать НДС по ставке, определяемой расчетным методом в соответствии с п. 4 ст. 164 Кодекса.

И.Б. ПОКРОВСКАЯ

Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Организация имеет официально зарегистрированное представительство за границей. При этом в бухгалтерию вместе с отчетами по командировкам и отчетами по деятельности представительства передается множество подтверждающих документов на иностранных языках.

В организации имеются две штатные должности переводчиков, занятые работниками, имеющими соответствующее языковое образование, которые наряду с выполняемой согласно должностным инструкциям работой также осуществляют перевод всей поступающей документации для бухгалтерии. Оригинал документа сшивается вместе с переводом, подписанным переводчиком и удостоверен-

Ответ. На основании п. 1 ст. 15 Закона РСФСР от 25.10.91 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений РФ используются государственный язык РФ - русский язык, государственные языки республик и иные языки народов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 16 указанного Закона на территории РФ официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке как государственном языке Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из данного Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

На основании ст. 5 указанного Федерального закона общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ.

ным руководителем, и передается в бухгалтерию.

Однако сотрудниками налогового органа при проверке было указано, что подобные документы должны быть заверены нотариусом, а без этого не имеют законной силы и не могут быть приняты бухгалтерией к оформлению и учету.

Просьба разъяснить, насколько правомерны такие требования, а также требуется ли нотариальное заверение международных контрактов, составленных на двух языках и подписанных полномочными представителями сторон.

При этом органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ документы, в том числе положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности.

Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н утверждено Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

На основании п. 9 разд. II указанного Положения одним из требований к ведению бухгалтерского учета является осуществление документирования имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведения регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Учитывая, что перевод документов на иностранных языках, поступающих в организацию, осуществляется переводчиками, находящимися в штате данной организации, а сам перевод подписывается переводчиком и удостоверяется руководителем организации, нотариального заверения указанных документов не требуется.

Кроме того, действующим законодательством о налогах и сборах требование обязательного нотариального заверения международных контрактов, составленных одновременно на русском и иностранном языках, не установлено.

А.С. КУРОЧКИН

Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 24.03.2000)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте России 27.08.98 № 1598)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996)

ЗАКОН РСФСР от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 11.12.2002)

«О ЯЗЫКАХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вопрос. В представительстве иностранного банка работают иностранные граждане, направленные в командировку головной организацией сроком на год и более. Выплат в пользу данных граждан представительство не осуществляет, так как они состоят в трудовых отношениях с головным офисом. Просим разъяснить, является ли представительство налогоплательщиком ЕСН с доходов иностранных граждан, полученных ими за рубежом?

Ответ. Согласно ст. 235 Налогового кодекса РФ плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, либо лица, самостоятельно получающие доход (индивидуальные предприниматели, адвокаты).

Как следует из вопроса, представительство не начисляет и не производит выплат, а также не выплачивает иных вознаграждений в пользу работников, командированных головной организацией.

Обложение единым социальным налогом выплат в пользу физических лиц, производимых из источников за пределами Российской Федерации, не осуществляется в связи с фактическим отсутствием налогоплательщика.

Таким образом, обязанности уплаты единого социального налога с выплат и вознаграждений, полученных физическим лицом от источников за пределами. Российской Федерации, не возникает.

C.B. РАЗГУЛИН

Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Иностранная организация предоставляет в аренду оборудование российским организациям и оказывает услуги по его пуско - наладке и обслуживанию, осуществляя данную деятельность на территории различных субъектов Российской Федерации через филиал и его отделения. При этом по каждому из мест осуществления деятельности через данные подразделения иностранная компания состоит на учете в налоговых органах с присвоением ИНН. Каким образом должен исчисляться и уплачиваться НДС по данным операциям - консолидированно по месту постановки на учет филиала или каждым отделением отдельно?

Ответ. В соответствии со ст. 143 Налогового кодекса РФ плательщиками НДС признаются организации, к которым п. 2 ст. 11 Кодекса относит, в частности, иностранные юридические лица, компании, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Статья 166 Кодекса устанавливает два способа исчисления и уплаты в бюджет НДС по операциям, реализуемым иностранной организацией и признаваемым объектом обложения НДС: уплата налога самим иностранным налогоплательщиком либо его налоговым агентом. При этом применение того или иного способа Кодекс ставит в прямую зависимость от факта постановки иностранной организации на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика (плательщика НДС).

Статьей 144 Кодекса установлено, что иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. Это означает, что постановка на учет привязана к обособленному подразделению иностранной организации, непосредственно осуществляющему предпринимательскую деятельность.

В соответствии с п. 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (утв. при-

казом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124) иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, обязана встать на учет в налоговых органах в каждом из мест осуществления деятельности с присвоением ИНН.

В связи с изложенным иностранная организация, состоящая на учете в налоговых органах по указанному основанию и осуществляющая предпринимательскую деятельность на территории РФ через свои филиалы (подразделения), должна самостоятельно исчислять НДС по облагаемым операциям, которые реализует каждое из филиалов (подразделений), представлять налоговые декларации и уплачивать НДС в каждом из мест постановки на учет.

При этом иностранной организации следует уведомить своих налоговых агентов о фактах постановки на учет в налоговых органах, направив им копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме № 2401ИМД. При отсутствии данного документа удержание и уплата налога производятся налоговым агентом.

И.Б. ПОКРОВСКАЯ

Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000 № 2258)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Правомерен ли отказ налогового органа в применении налоговой ставки 0 процентов и возмещении сумм НДС, связанных с экспортом товаров, на основании неподтверждения экспортером отгрузки товара непосредственно иностранному лицу - покупателю? При этом в ГТД получателем товара и покупателем являются разные иностран-

Ответ. Согласно п. 1 ст. 430 Гражданского кодекса РФ договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. При этом поставка товара в соответствии с п. 1 ст. 509 ГК РФ осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.

ные лица, а в дополнении к контрак ту, заключенному между экспорте ром и иностранным лицом - покупателем, определено получателем товара иное иностранное лицо.

Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденная Приказом ГТК России от 16.12.98 № 848, допускает указание в ГТД получателем товара иностранного лица, указанного в дополнении к контракту в качестве получателя товара и не являющегося покупателем товара.

В соответствии с п. 1.3 указанной Инструкции получателем является лицо, принимающее от собственного имени товары, которому перевозчик, осуществляющий перевозку груза в соответствии с заключенным им договором, должен выдать перевозимые им товары и сведения о котором указаны в транспортных документах.

Таким образом, отказ налогового органа в применении налоговой ставки 0 процентов и возмещении сумм НДС, связанных с экспортом товаров, на основании неподтверждения экспортером отгрузки товара непосредственно иностранному лицу - покупателю является неправомерным.

A.A. БАСТРИКОВ

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ ГТК РФ от 16.12.98 № 848 (ред. от 17.02.2003) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ГРУЗОВОЙ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ»

(Зарегистрирован в Минюсте России 05.02.99 № 1699)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 10.01.2003)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 30.11.94 № 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.94)

(ред. от 10.01.2003)

Вопрос. Облагается ли налогом на добавленную стоимость реконструкция здания Посольства Российской Федерации в Грузии?

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ в целях гл. 21 Кодекса местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно - монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению.

Распоряжением Правительства РФ от 14.02.2002 № 180-р приняты предложения МИД России, согласованные с Минфином России, о выделении в 2002 - 2004 гг. средств МИД России на завершение реконструкции и строительства недвижимости за рубежом, в частности на реконструкцию центральной части здания Посольства РФ в Грузии, строительства комплекса зданий и сооружений Посольства РФ в Республике Гана, строительства комплекса зданий и сооружений для Посольства РФ в Республике Казахстан, реконструкции служебно - жилого здания и строительства здания консульского отдела и объектов инженерного обеспечения Посольства РФ в Киргизской Республике.

Минфину России поручено обеспечивать выделение МИД России на указанные цели ассигнований в иностранной валюте за счет средств, предусматриваемых МИД России в федеральном бюджете на соответствующий год по разделу «Международная деятельность» на расходы по строительству и реконструкции недвижимости за рубежом.

Следует отметить, что территория дипломатического представительства не исключается из территории страны пребывания и не является частью территории представляемой страны. Ни здание представительства, ни его территория не изымаются из состава страны пребывания. Таким образом, здания Посольств Российской Федерации квалифицируются как недвижимость, находящаяся на территории иностранного государства.

В связи с изложенным реконструкция здания Посольства РФ в Грузии не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.

Документами, подтверждающими место выполнения работ (услуг) являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

М.В. РЫТОВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.20025

Вопрос. Облагается ли единым социальным налогом оплата труда работников коммерческой организации - граждан России, направленных на работу за границу?

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса РФ плательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

Согласно п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям).

Налоговая база по единому социальному налогу налогоплательщиков, в частности организаций, определяется как объект налогообложения с учетом сумм, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 238 Кодекса.

Кодексом не предусмотрен особый порядок обложения единым социальным налогом выплат, производимых гражданам России, направленным на работу за границу, организациями, не финансируемыми из федерального бюджета.

Следовательно, суммы оплаты труда, начисленные организацией таким сотрудникам, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Должен ли в 2002 г. начисляться единый социальный налог в федеральный бюджет с авторских вознаграждений иностранным гражданам, постоянно проживающим за рубежом?

Ответ. На основании п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ в объект налогообложения по единому социальному налогу включаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по авторским договорам.

Пунктом 2 ст. 239 Кодекса освобождаются от уплаты единого социального налога налогоплательщики - работодатели с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством РФ не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования, - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.

При применении п. 2 ст. 239 Кодекса в первую очередь следует принимать во внимание наличие международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством, содержащего нормы, в соответствии с кото-

рыми на иностранных граждан распространяются или не распространяются нормы законодательства стороны трудоустройства (в рассматриваемом случае - Российской Федерации) о социальном, пенсионном и медицинском обеспечении иностранных работников, работающих на территории стороны трудоустройства.

С целью выяснения факта возникновения для лица (работодателя) обязанности производить уплату налога в федеральный бюджет за иностранного гражданина, привлеченного им для выполнения работ, необходимо установить, имеет ли иностранный гражданин статус постоянно проживающего в Российской Федерации (вид на жительство с правом постоянного проживания и отметку в паспорте о регистрации по месту жительства на территории РФ).

Налог в части, зачисляемой в федеральный бюджет, начисляется на выплаты и вознаграждения, выплачиваемые иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в РФ и работающим как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам.

Таким образом, единый социальный налог в части, зачисляемой в федеральный бюджет, с авторских вознаграждений, выплачиваемых иностранным гражданам, постоянно проживающим за рубежом, начисляться не должен.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Подлежат ли обложению единым социальным налогом суммы выплат физическим лицам, работающим по контракту за рубежом, если такие выплаты производятся в иностранной валюте?

Ответ. Пунктом 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом налогообложения для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 238 Кодекса установлено, что не подлежат обложению единым социальным налогом суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством РФ.

На основании изложенного суммы выплат физическим лицам, работающим по контракту за рубежом, не подлежат обложению единым социальным налогом в том слу-

чае, если такие выплаты производятся в иностранной валюте за счет средств организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Если финансирование выплат работникам, состоящим в штате организации и направленным на работу по контракту за границу, производится не из средств федерального бюджета, единый социальный налог должен начисляться в общеустановленном порядке.

Л.В. КОНСТАНТИНОВА

Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ

Вопрос. Подпадают ли документарные аккредитивы, передаваемые по системе СВИФТ (международная межбанковская электронная система платежей), под действие Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (ред. 1993 г.)?

Ответ. Передаваемые по системе СВИФТ (международная межбанковская электронная система платежей) документарные аккредитивы подпадают под действие Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (ред. 93 г.) по определению. Это автоматически предполагает применение Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (ред. 93 г.) к каждому аккредитиву, выставленному и переданному по сети СВИФТ. Даже если в самом сообщении СВИФТ нет указания о применимости Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (ред. 93 г.), тем не менее документарный аккредитив подпадает под его действие. При последующей передаче аккредитива авизующий банк должен внести конкретную ссылку на применение Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (ред. 93 г.).

Если стороны документарного аккредитива не хотят применять Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (ред. 93 г.) к своим передаваемым по сети СВИФТ аккредитивам, то они должны отменить их автоматическое включение, заявив в своем сообщении или каким-либо иным способом об исключении Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (ред. 93 г.) из своих аккредитивов.

H.H. ГОЛЯКОВА

Ссылки на нормативные акты: «УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ» (публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 93 г., вступили в силу с 01.01.94)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос. Подлежат ли налогообложению транспортные средства, ввозимые физическими лицами из Латвии в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 02.06.93? Если да, то какие налоги в этом случае взимаются?

Ответ. В соответствии с абз. 1 ст. 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 02.06.93 (далее - Соглашение) стороны обеспечивают на взаимной основе освобождение переселенцев и членов их семей от таможенных пошлин и ограничений на ввоз и вывоз вещей, мебели и другого движимого имущества, но не более 3 единиц или комплектов предметов каждого наименования, и одного транспортного средства индивидуального пользования.

Согласно ст. 6 Таможенного кодекса РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ТК РФ и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу, то применяются правила международного договора.

В остальных случаях товары и транспортные средства, ввозимые указанными лицами, могут быть освобождены от уплаты таможенных платежей только в том случае, если соответствующие льготы будут предусмотрены в конкретных законах о налогах и сборах. Это положение закреплено в части первой Налогового кодекса РФ, в соответствии со ст. 17, 56 которого льготы по налогам и сборам, порядок и условия их применения могут быть предусмотрены только в акте законодательства о налогах и сборах, устанавливающем данный налог или сбор.

Таможенными платежами, согласно ст. 110 ТК РФ, являются таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз и таможенные сборы.

Случаи освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, установлены частью второй НК РФ.

Таким образом, в соответствии со ст. 10 Соглашения указанные лица освобождаются только от таможенных пошлин, а частью второй НК РФ для лиц, переселяющихся из Латвийской Республики в Российскую Федерацию, не установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении ими через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств.

Учитывая изложенное, взимание налога на добавленную стоимость и акцизов в отношении указанных в вопросе транспортных средств является обоснованным в соответствии с законодательством Российской Федерации и международным договором.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002) «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 30.06.2002)

Вопрос. В каких случаях может быть применено льготное налогообложение неделимых вещей, применяемое в отношении товаров, ввозимых физическими лицами? Какие особенности необходимо учитывать в данном случае?

Ответ. Согласно п. 3.3 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденных приказом ГТК России от 24.11.99 № 815 (зарегистрирован Минюстом России 14.01.2000 № 2048) в отношении одного товара либо одного комплекта товаров, ввозимого в сопровождаемом или несопровождаемом багаже и который в соответствии с законодательством РФ признается неделимой вещью, стоимость которого в эквивалентном выражении превышает 10 000 долл. США и/или общий вес которого превышает 200 кг, применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости этого товара либо комплекта товаров.

Таможенная льгота, предусмотренная п. 3.3 Правил, может быть предоставлена только в отношении товаров, ввозимых физическими лицами, следующими через таможенную границу РФ. При этом указанная льгота может быть предоставлена как в случаях ввоза товара непосредственно при следовании лица через таможенную границу (ввоз сопровождаемого багажа), так и в случаях ввоза товара в соответствии с договором о перевозке отдельно следующим (несопровождаемым) багажом.

При предоставлении таможенной льготы, предусмотренной п. 3.3 Правил, не следует отождествлять случаи отправки товаров отдельно следующим (несопровождаемым) багажом лицами, следующими через таможенную границу РФ, со случаями пересылки (то есть случаями ввоза товара без следования лица через таможенную границу РФ), при которых льгота по уплате таможенных платежей не может быть предоставлена. В случаях пересылки товаров размеры таможенных платежей, подлежащих уплате, определяются согласно п. 1.7 Правил.

Таким образом, если декларантом в заявлении, составленном по форме, приведенной в Приложении 2 к приказу ГТК России от 24.11.99 № 815, будет указано, что им ввозится товар (либо один комплект товара, в соответствии с законодательством РФ признаваемый неделимой вещью, стоимость которого в эквивалентном выражении превышает 10 000 дол. США и/или общий вес которого превышает 200 кг) в несопровождаемом багаже и согласно абз. 4 ст. 173 Таможенного кодекса РФ представлены таможенному органу РФ документы (счета, чеки, справки, транспортная накладная, коносамент или иные документы на груз, подтверж-

дающие заключение договора перевозки или иного договора, в соответствии с которым осуществляется международная перевозка товаров) и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей, то оснований для отказа в предоставлении таможенной льготы, предусмотренной п. 3.3 Правил, не имеется.

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.11.99 № 815 (ред. от 10.03.2000)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ, ЛЬГОТНОМ ПОРЯДКЕ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте России 14.01.2000 № 2048)

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 30.06.2002)

Вопрос. Вправе ли собственник совершать в отношении принадлежащего ему товара, перевозимого морским транспортом, действия по распоряжению (в том числе передавать товар или коносамент в залог, выставлять этот товар на торги), если таможенное оформление данного товара не начато? Если да, то какие особенности следует при этом учитывать, в том числе при таможенном оформлении и декларировании такого товара?

Ответ. В соответствии с абз. 1 ст. 131 Таможенного кодекса РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и нормативными актами Государственного таможенного комитета РФ. Согласно п. 15 ст. 18 ТК РФ таможенное оформление - это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ.

Таким образом, учитывая изложенное и положения ст. 132 ТК РФ, собственник вправе в отношении принадлежащего ему товара совершать любые действия по распоряжению (в том числе отдавать товар или коносамент в залог), не противоречащие законодательству РФ, если таможенное оформление данного товара не начато.

В случаях, когда право собственности на предмет залога переходит к кредитору в соответствии с законодательством РФ до начала таможенного оформления и передача коносамента произведена с соблюдением правил, установленных ст. 148 Кодекса торгового мореплавания РФ и другими актами законодательства РФ, таможенное оформление товаров, включая декларирование, уплату таможенных платежей, производится декларантом.

Следует отметить, что согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.11.95 № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени

которых заключены сделки с нерезидентами. При этом если по внешнеэкономической сделке оформлен паспорт сделки, то расчеты должны осуществляться через уполномоченный банк, подписавший соответствующий паспорт сделки.

В соответствии с положениями Инструкции ЦБ РФ и ГТК России от 04.10.2002 № 91-И, 01-11/28644 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» (зарегистрирована Минюстом России 27.10.2000, per. № 2431) паспорт импортной сделки (ПСи) оформляется резидентом, от имени которого заключен соответствующий контракт. При этом под контрактом понимается договор (соглашение) между резидентом и нерезидентом, предусматривающий оплату ввозимых на таможенную территорию РФ товаров.

Таким образом, при декларировании товара получателем (будь то кредитор или победитель торгов) в графе 9 грузовой таможенной декларации (ГТД) должны быть указаны сведения о лице, ответственном за финансовое урегулирование по сделке, которое отчитывается перед своим уполномоченным банком, оформившим ПСи, а в графе 28 ГТД должна быть указана информация о реквизитах данного ПСи.

Е.А. РЯЗАНОВА

Ссылки на нормативные акты:

ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ № 91-И, ГТК РФ № 01-11/28644 от 04.10.2000 (ред. от 26.06.2002) «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОПЛАТЫ РЕЗИДЕНТАМИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ» (Зарегистрирована в Минюсте России 27.10.2000 № 2431)

«КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.04.99 № 81-ФЗ (принят ГД ФС РФ 31.03.99) (ред. от 26.05.2001)

УКАЗ Президента РФ от 21.11.95 № 1163 «О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ СИСТЕМЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 30.06.2002)

Вопрос. Я в настоящее время проживаю на территории Украины и являюсь гражданином данной страны. В случае моего переезда на территорию России для постоянного места жительства необходимо ли уплатить таможенную пошлину при ввозе автомобиля?

Ответ. Ввоз автомобилей, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, на территорию РФ физическими лицами осуществляется в соответствии с Положением о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.07.99 № 783 (далее - Положение), и разработанными в целях его реализации Правилами перемещения в упрощенном, льготном

порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденными приказом ГТК России от 24.11.99 № 814 (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2000 № 2125) (далее - Правила).

В соответствии с п. 12 Положения и пп. 2.4, 2.5 Правил автомобили могут ввозиться на таможенную территорию РФ без уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами:

- постоянно проживающими в РФ, - в случае ввоза ими автомобилей, происходящих с территории бывшего СССР либо выпущенных в свободное обращение на его территории и находящихся в собственности данных лиц либо членов их семей по состоянию на 31 декабря 1991 г.;

- переселяющимися из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, - в случае ввоза ими автомобилей, страной происхождения которых является РФ или другое государство - участник СНГ и которые были приобретены указанными лицами до въезда в РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Так как в вопросе не содержится сведений об автомобиле, который в случае переезда лицо намеревается ввезти на территорию Российской Федерации, то следует отметить следующее.

Лицу, переселяющемуся из иностранного государства в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, предоставляется освобождение от уплаты таможенной пошлины и налогов в отношении ввозимого им автомобиля (российского происхождения либо происходящего из государств - участников СНГ) при соблюдении указанного условия. Положением и Правилами не предусмотрено освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении автомобилей иностранного происхождения в случае их ввоза упомянутой категорией лиц (за исключением происходящих из государств - участников СНГ).

А.Ю. ПОЛАЭТИДИ

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.11.99 № 814 (ред. от 30.09.2002) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ, ЛЬГОТНОМ ПОРЯДКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Зарегистрирован в Минюсте России 18.02.2000 № 2125) ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.99 № 783 (ред. от 30.08.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вопрос. Вправе ли таможенные органы при осуществлении таможенного контроля (нее рамках производства по делу об административных правонарушениях или дознания) изымать подлинники бухгалтерских документов проверяемой организации?

Ответ. Право должностных лиц таможенных органов на изъятие документов при проведении таможенного контроля предусмотрено ст. 186 и ч. 2 ст. 338 Таможенного кодекса РФ.

Статья 186 Таможенного кодекса РФ предусматривает, что при проведении проверки финансово - хозяйственной деятельности должностные лица таможенных органов вправе изымать по акту документы проверяемого лица, если они будут проверяться в другом месте. Таможенный кодекс не ограничивает таможенные органы в том, какие документы они вправе изъять.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разъяснения по применению ч. 2 ст. 338 Таможенного кодекса РФ были изложены в письме ГТК России от 02.11.2000№ 01-06/31872. Согласно указанному письму изъятие документов может осуществляться при проведении таможенного контроля, но только при наличии возбужденного дела о нарушении таможенных правил. Вместе с тем такой вывод противоречит приведенному выше положению ст. 186 Таможенного кодекса РФ. Но причиной издания приказа ГТК России от 17.07.2002 № 758, согласно которому данное письмо не подлежит применению с 1 июля 2002 г., стала не эта коллизия, а вступление в силу КоАП РФ.

Помимо указанных положений Таможенного кодекса право таможенных органов на изъятие документов установлено Налоговым кодексом РФ. Согласно ст. 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с НК РФ. К полномочиям же налоговых органов относится выемка документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ). В соответствии со ст. 87.1 НК РФ таможенные органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки, последняя из которых предусматривает выемку документов с соблюдением установленной процедуры (ст. 89 НК РФ). Единственным ограничением по видам документов является то, что они должны иметь отношение к предмету налоговой проверки (п. 5 ст. 94 НК РФ).

Вместе с тем согласно п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы организации могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ. Положения НК РФ в части наделения правом выемки документов налоговыми органами не вступают в противоречие с указанным Федеральным законом. В отношении этого же права таможенных органов такое противоречие имеет место. В соответствии с общими нормами права приоритет в данном случае будет иметь Федеральный закон «О бухгалтерском учете», как принятый позднее, чем Таможенный кодекс, и

регулирующий более специальную область законодательства по сравнению с Налоговым кодексом.

Таким образом, действия таможенных органов по изъятию первичных бухгалтерских документов при проведении таможенного контроля или выездной налоговой проверки являются незаконными и могут быть обжалованы в суд.

А.А. КОСОВ

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ ГТК РФ от 17.07.2002 № 758 «О ДЕЙСТВИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ ГТК РОССИИ В СВЯЗИ СО ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ КОАП РОССИИ»

«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЬГХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2002) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

<ПИСЬМО> ГТК РФ от 02.11.2000 № 01-06/31872 «ОБ ИЗЪЯТИИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» (принят ГД ФС РФ 23.02.96)

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 30.06.2002)

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 10.02.99, с изм. от 10.01.2002)

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ ПОМОЩИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ И ГРАЖДАНАМ

Вопрос. В ходе проведения выездной налоговой проверки организации, перешедшей на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями гл. 26.2 Налогового кодекса РФ, налоговым органом были установлены факты неудержания данной организацией из доходов иностранного юридического лица, не состоящего на учете в налоговых органах, сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным у данного иностранного юридического лица на территории

Ответ. Статьей 346.11 Налогового кодекса РФ установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Пунктами 1 и 2 ст. 161 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налог на добавленную стоимость исчисляется, удерживается и уплачивается в бюджет налоговыми агентами - организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в нало-

Российской Федерации товарам и неперечисления указанных сумм налога в бюджет.

Подлежит ли указанная организация привлечению к ответственности, установленной ст. 123 НК РФ?

говых органах, приобретающими на территории РФ товары (работы, услуги) у указанных иностранных лиц.

Одновременно п. 2 ст. 161 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.

Таким образом, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями гл. 26.2 НК РФ и приобретающие на территории РФ у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, товары, обязаны исчислять, удерживать и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость.

В п. 3 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-22/706, подчеркнуто, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов.

Статьей 123 НК РФ установлена ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

В связи с изложенным в случае, если в ходе проведения выездной налоговой проверки налоговым органом будут установлены факты неудержания и неперечисления организацией, перешедшей на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями гл. 26.2 НК РФ, из доходов иностранного юридического лица, не состоящего на учете в налоговых органах, сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным у данного иностранного юридического лица на территории РФ товарам, указанный индивидуальный предприниматель подлежит привлечению к ответственности, установленной ст. 123 НК РФ.

Д.Е. КОВАЛЕВСКАЯ

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 10.12.2002 № БГ-3-22/706 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 26.2 «УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ» НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.