Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Просим дать разъяснения положениям подп. «а» п. 1 ст. 24 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Монголии об избежании двойного налогообложения. Правильно ли мы понимаем, что если физическое лицо -российский резидент уплатил в Монголии налог с полученных там дивидендов, то в РФ размер вычета не будет превышать сумму налога, которую российский резидент уплатил бы с такой суммы дивидендов в соответствии с российским налоговым законодательством ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 29 апреля 2002 года № 04-06-05/1/13

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений ст. 24 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Монголии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 05.04.95 и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии со ст. 7 части первой Налогового кодекса РФ, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Вопросы налогообложения резидентов (лицо с постоянным местопребыванием в Российской Федерации или / и Монголии) регулируются вышеуказанным налоговым Соглашением.

Положениями подп. «а» п. 1 ст. 24 «Устранение двойного налогообложения» предусматривается, что сумма налога, уплаченная российским резидентом в Монголии, может быть вычтена из налога, подлежащего уплате этим резидентом в России, но вычет не будет превышать сумму российского налога на такой доход, рассчитанный в соответствии с российским налоговым законодательством.

Учитывая изложенное, если в Монголии был уплачен налог с полученных там дивидендов, то в России размер вычета не будет превышать сумму налога, которую российский резидент уплатил бы с такой суммы дивидендов в соответствии с российским налоговым законодательством.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

ежемесячный журнал

37

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 29.12.2001)

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Монголии от 05.04.95

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. Швейцарской компании принадлежит 99% уставного капитала российской компании. При этом инвестированный в российскую компанию иностранный капитал превышает 200 ООО швейцарских франков. Вправе ли российская компания при выплате дивидендов своему швейцарскому учредителю применять пониженную ставку налога на доходы от источников в РФ в размере 5% в соответствии со ст. 10 Соглашения между РФ и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 17 мая 2002 года № 04-06-05/т.1/12

Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ рассмотрел обращение о возможности применения пониженной ставки налогообложения дивидендов, выплачиваемых своему швейцарскому учредителю, в соответствии со ст. 10 Соглашения между РФ и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

Выплачивая дивиденды резиденту Швейцарии, резидент России, являющийся налоговым агентом, действительно может удерживать налог на дивиденды по ставке 5%, если фактическим владельцем дивидендов является компания (отличная от товарищества), которой прямо принадлежит по меньшей мере 20% капитала компании, выплачивающей дивиденды, и иностранный капитал, инвестированный в нее, превышает 200 000 швейцарских франков или их эквивалент в любой другой валюте на момент начисления дивидендов.

Считаем, что при условии документального подтверждения вышеуказанных требований дивиденды, выплачиваемые российской компанией в пользу швейцарской компании, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 5%.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты: СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.95

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»

Вопрос. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ ввоз товаров на таможенную территорию РФ признается объектом налогообложения по НДС.

Каков порядок обложения НДС оборудования, ввозимого на территорию РФ по лизинговым контрактам с иностранными компаниями (лизингодателями), а также лизинговых платежей по данным контрактам.

Какой порядок обложения НДС указанных операций существовал до 1 января 2001 года?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 17 мая 2002 года №04-03-08/18

Минфин России рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость оборудования, ввозимого на территорию РФ по лизинговому контракту, и сообщает следующее.

Как правомерно указано в письме, согласно подп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) ввоз товаров на таможенную территорию РФ признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с п. 1 ст. 151 Кодекса при ввозе товаров на таможенную территорию РФ налогообложение налогом на добавленную стоимость производится в зависимости от избранного таможенного режима. При этом согласно подп. 5 п. 1 данной статьи Кодекса при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренным таможенным законодательством РФ. Так, на основании ст. 72 Таможенного кодекса РФ при ввозе на таможенную территорию РФ оборудования по лизинговому контракту в таможенном режиме временного ввоза за каждый полный и неполный месяц налогоплательщиками уплачиваются три процента от суммы налога на добавленную стоимость, которая подлежала бы уплате, если бы ввозимое оборудование было выпущено для свободного обращения.

Что касается порядка уплаты налога на добавленную стоимость по лизинговым платежам, то согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества признается территория РФ, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ. В таких случаях в соответствии с подп. 1 и 2 ст. 161 Кодекса по лизинговым платежам за используемое оборудование налог уплачивается налоговым агентом - лизингополучателем.

Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в том числе оборудования в таможенном режиме временного ввоза, подлежат вычетам в случае использования указанных товаров для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Кроме того, согласно п.З данной статьи Кодекса вычетам подле-

жат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками, являющимися налоговыми агентами, при приобретении ими у иностранных лиц работ (услуг), местом реализация которых признается территория РФ.

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные как по оборудованию, ввозимому на территорию РФ по лизинговым контрактам, так и суммы налога, уплаченные по лизинговым платежам, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.

Одновременно сообщается, что вышеуказанный порядок налогообложения применялся также до 1 января 2001 года, то есть до вступления в действие части второй Кодекса.

Заместитель министра финансов Российской Федерации М.А. МОТОРИН

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1)

(ред. от 10.02.99, с изм. от 10.01.2002)

Вопрос. С 1 января 2002 года вступила в силу гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. В частности, гл. 25 установлена обязанность организаций вести налоговый учет. Какова цель его введения?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 19 июня 2002 года № 04-02-07/14

Департамент налоговой политики по вопросу о целесообразности введения налогового учета в связи с вступлением в силу с 1 января 2002 года гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ сообщает следующее.

В настоящее время в стране проводится масштабная налоговая реформа. В рамках реформы должны быть достигнуты следующие цели.

Во-первых, снижение налогового бремени на налогоплательщика. Для этого следует, в частности, отменить неэффективные и оказывающие негативное влияние на экономическую деятельность налоги, прежде всего, уплачиваемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг), существенно снизить налогообложение фонда оплаты труда, изменить подход к определению налогооблагаемой базы при взимании налога на прибыль. Предлагается снизить общий размер отчислений в социальные внебюджетные фонды (до 35 - 36%).

Во-вторых, выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, которое может быть обеспечено только отменой всех необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам.

В-третьих, упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов.

Для реализации перечисленных программных задач осуществляется работа по созданию Налогового кодекса РФ, который должен стать единым законодательным актом РФ

0 налогах и сборах, позволяющим систематизировать законодательство о налогах и сборах.

Так, в рамках работы над Налоговым кодексом РФ с

1 января 2002 года введена в действие гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ.

Положения гл. 5 Налогового кодекса РФ направлены на значительное сокращение налогового бремени на организации - налогоплательщиков (с 35 до 24%), выравнивание налоговой нагрузки для всех налогоплательщиков независимо от вида экономической деятельности, создание для законопослушных организаций оптимальных условий для дальнейшего экономического развития.

Возникающие трудности, с которыми неизбежно столкнулись организации- плательщики налога на прибыль в связи с вступлением гл. 25 Налогового кодекса РФ, на наш взгляд, наряду с объективными причинами, связанными со значительным объемом работ по расчету налоговой базы переходного периода, переходом на метод начисления доходов и расходов, носят и чисто психологический характер, вызванный введением по сути нового законодательства о налоге на прибыль, которое концептуально изменило порядок исчисления налога на прибыль, отменив все ранее действующие льготы и установив открытые перечни доходов и расходов, ввело в законодательство о налоге на прибыль понятие налогового учета и т.д.

Главой 25 Налогового кодекса РФ существенным образом изменяется порядок определения доходов и расходов, учитываемых при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль.

Налогоплательщику предоставлено право полученные в ходе экономической деятельности доходы уменьшать на сумму произведенных расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), и внереализационные расходы.

Причем впервые в практике российского законодательства о налоге на прибыль для организаций под расходами для целей налогообложения признаются любые экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Указанные нормы вызвали необходимость введения налогового учета.

Следует отметить, что корректировка данных бухгалтерского учета для целей налогообложения прибыли не является новшеством. Положениями гл. 25 Налогового кодекса РФ с целью упорядочения процесса исчисления налоговой базы по налогу на прибыль систематизирован и усовершенствован порядок корректировки данных бухгалтерского учета для целей налогообложения в виде налогового учета.

Система налогового учета является необходимым инструментом, обеспечивающим возможность с минимальными затратами для налогоплательщика исчислить размер прибыли, подлежащей обложению налогом на прибыль организаций в соответствии с положениями гл. 25 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 314 Налогового кодекса РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиками самостоятельно.

Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета.

Первичные документы, являющиеся основанием для организации бухгалтерского учета, применяются и для организации налогового учета.

При этом следует отметить, что принят Федеральный закон от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вносящий существенные изменения и дополнения в отдельные нормы гл. 25 Налогового кодекса РФ, в том числе включающий положения, направленные на сближение бухгалтерского и налогового учета, подчеркивающие первичную базовую роль бухгалтерского учета для налогового учета и т.п.

Кроме того, по мнению Департамента налоговой политики, немалую роль в ажиотаже вокруг налогового учета сыграли многочисленные публикации в периодической печати статей авторов, которые произвольно и юридически неграмотно комментировали положения гл. 25 Налогового кодекса РФ.

В заключение следует отметить, что положения гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся вопросов налогового учета, не являются догмой, и в ходе реализации их в практической деятельности при необходимости в гл. 25 Налогового кодекса РФ будут вноситься необходимые корректировки.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссшки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.05.2002 № 57-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В

ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ОТДЕЛЬНЫЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 24.05.2002)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Организация в 2002 году (после введения 10-процентной ставки НДС по лекарственным средствам) реализует лекарственные средства на Украину. С применением какой налоговой ставки должна осуществляться такая реализация?

Ответ. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» до 1 июля 2001 года реализация товаров в государства - участники Содружества Независимых Государств приравнивается к реализации товаров на территории РФ.

С 1 июля 2001 года налогообложение операций по реализации товаров в государства - участники СНГ (кроме Республики Беларусь) осуществляется по налоговой ставке 0%, предусмотренной п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ для товаров, вывозимых в режиме экспорта.

В связи с этим налогообложение реализации лекарственных средств на Украину с 1 июля 2001 года осуществляется по ставке 0% и суммы налога, уплаченные по материальным ресурсам, подлежат возмещению в общеустановленном порядке при представлении подтверждающих документов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.Е. МУРАВЬЕВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.08.2000 № 118-ФЗ (ред. от 15.12.2001, с изм. от 30.12.2001) «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ» (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

Вопрос. При выплате дохода иностранной организации в иностранной валюте налог на доходы иностранных юридических лиц от источников в РФ налоговым агентом был уплачен в бюджет в рублях. При представлении иностранной организацией в налоговые органы заявления на возврат удержанного налоговым агентом налога налоговые органы приняли решение о возврате налога в рублях. Правомерны ли их действия?

Ответ. Порядок возврата налога с доходов иностранных юридических лиц от источников в РФ установлен ст. 312 Налогового кодекса РФ. Согласно положениям данной статьи возврат излишне удержанного (и уплаченного) в бюджет налога на доходы иностранных юридических лиц, удержанного российским источником выплаты, осуществляется в той валюте, в которой этот налог был удержан и перечислен в бюджет налоговым агентом (источником выплаты дохода), поэтому действия налоговых органов являются правомерными.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

Вопрос. При выплате канадской компании дохода в иностранной валюте за предоставленное право снимать и транслировать по телевидению определенные программы, т.е. дохода от лицензий, российским контрагентом был удержан налог на доходы иностранных юридических лиц от источников в РФ в рублях по курсу ЦБ РФ на дату уплаты налога.

Каков в 2002 году порядок возврата налога на доходы иностранного юридического лица от источников в РФ, удержанного источником выплаты в 2001 году без учета положений Соглашения об избежании двойного налогообложения?

Ответ. Согласно ст. 312 Налогового кодекса РФ заявление на возврат излишне удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам, в отношении которых международными договорами РФ, регулирующими вопросы налогообложения, предусмотрен льготный режим налогообложения, рассматривается налоговым органом при наличии необходимых документов, а именно:

• заявления на возврат налога с дохода от источников в РФ по форме 101ШТ(2002), утвержденной приказом МНС России от 15.01.2002 № БГ-3-23/13, с подтверждением факта постоянного местопребывания в 2001 году в стране, с которой у РФ имеется действующее в том периоде соглашение об избежании двойного налогообложения;

• копии договора, на основании которого был выплачен доход;

• копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога, подлежащей возврату, в бюджет. При возврате в 2002 году налога, удержанного в 2001

году, следует учитывать следующее.

Пунктом 3 ст. 10 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», действовавшим до 31.12.2001, установлено, что налог с доходов иностранных юридических лиц от источников в РФ удерживается предприятием, организацией, любым другим лицом, выплачивающим такие доходы, в валюте выплаты дохода при каждом перечислении платежа, но уплата налога возможна и в рублях по курсу Центрального банка РФ на день уплаты налога (п. 7 ст. 8 Закона).

Согласно п. 5.1.6 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц», действовавшей до 31.12.2001, доходы иностранных организаций от использования авторских прав (лицензий) подлежали налогообложению у источника выплаты таких доходов по ставке 20%.

В то же время согласно ст. 7 Налогового кодекса РФ если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Статьей 12 «Доходы от авторских прав и лицензий» Соглашения между Правительством РФ и Правительством Канады (ратифицировано 26.02.97 Законом № 42-ФЗ, применяется в отношении налогов, взимаемых у источника, с 01.01.98) установлено, что доходы от авторских прав и лицензий резидента Канады, возникшие в России от использования авторских прав от доходов по созданию видеопленок или других средств воспроизведения для телевещания, могут облагаться налогом у источника выплаты по ставке 10% валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.

В связи с этим возврат суммы налога, удержанной источником выплаты дохода по ставке 20%, может быть осуществлен в сумме налога, рассчитанной по ставке 10%.

Кроме того, согласно ст. 312 Налогового кодекса РФ возврат излишне удержанного и уплаченного налога осуществляется в той валюте, в которой этот налог был удержан и перечислен в бюджет налоговым агентом, в данном случае - в рублях.

Е.Г. ИВАНИНА

Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 29.12.2001)

ПРИКАЗ МНС РФ от 15.01.2002 № БГ-3-23/13 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ЗАЯВЛЕНИЙ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ВОЗВРАТ СУММ НАЛОГОВ, УДЕРЖАННЫХ У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 05.03.2002 № 3281)

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 09.05.2001)

«О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Канады от 05.10.95

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)

«О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.02.97 № 42-ФЗ «О РАТИФИКАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КАНАДЫ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО» (принят ГД ФС РФ 17.01.97)

Вопрос. На основании п. 3 ст. 39 Налогового кодекса не признается реализацией осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики). Вместе с тем операции купли-продажи иностранной валюты в

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ не признается реализацией товаров (работ, услуг) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики).

В связи с этой нормой Кодекса не признается реализацией осуществление организациями операций купли-продажи иностранной валюты от своего имени и за свой счет.

наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты) относятся к освобождаемым от НДС банковским операциям.

В каком случае указанные операции следует отражать в приложении В Декларации по налогу на добавленную стоимость, а в каком - в приложении Г?

Вместе с тем согласно подп. 3 п. 3 ст. 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается осуществление банками банковских операций, за исключением инкассации. При этом к числу освобождаемых от налогообложения банковских операций относятся операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты).

Учитывая изложенное, в случае если операции купли-продажи иностранной валюты осуществляются банками, то такие операции относятся к операциям по реализации товаров (работ, услуг), освобождаемым от налогообложения в соответствии с вышеназванной статьей Кодекса. Поэтому банки при оформлении декларации по налогу на добавленную стоимость вышеназванную операцию показывают в приложении В Декларации, утвержденной приказом МНС России от 26.12.2001 № БГ-3-03/572. В графе «Код операции» показывается, в соответствии с приложением № 1 к Инструкции по заполнению Декларации по налогу на добавленную стоимость и Декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%, код 1010276 «Осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации)».

Все иные налогоплательщики (кроме банков) при осуществлении операций купли-продажи иностранной валюты оформляют приложение Г Декларации. При этом в графе «Код операции» показывается код 1010801 «Операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК».

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 29.12.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

ПРИКАЗ МНС РФ от 26.12.2001 № БГ-3-03/572 (ред. от 02.04.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 17.01.2002 № 3171)

ПРИКАЗ МНС РФ от 21.01.2002 № БГ-3-03/25 (ред. от 05.03.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО

ЗАПОЛНЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 25.01.2002 № 3187)

Вопрос. Согласно п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ не признается реализацией осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики). Следовательно, информация об этих операциях должна показываться в приложении Г Декларации по налогу на добавленную стоимость.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах является банковской операцией. Следовательно, информация об этих операциях должна показываться в приложении В Декларации по налогу на добавленную стоимость.

В каком из указанных Приложений банк должен отразить операции, связанные с куплей-продажей иностранной валюты?

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ не признается реализацией товаров (работ, услуг) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики).

В связи с этой нормой Кодекса не признается реализацией осуществление организациями операций купли - продажи иностранной валюты от своего имени и за свой счет.

Вместе с тем согласно подп. 3 п. 3 ст. 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается осуществление банками банковских операций, за исключением инкассации. При этом к числу освобождаемых от налогообложения банковских операций относятся операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты).

Учитывая изложенное, в случае если операции купли-продажи иностранной валюты осуществляются банками, то такие операции относятся к операциям по реализации товаров (работ, услуг), освобождаемым от налогообложения в соответствии с вышеназванной статьей Кодекса. Поэтому банки при оформлении декларации по налогу на добавленную стоимость вышеназванную операцию показывают в приложении В Декларации, утвержденной приказом МНС России от 26.12.2001 № БГ-3-03/572.

Л.М. НИКУЛИНА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 29.12.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

ПРИКАЗ МНС РФ от 26.12.2001 № БГ-3-03/572 (ред. от 02.04.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 17.01.2002 № 3171)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.12.90 № 395-1 (ред. от 07.08.2001)

«О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И ТОРГОВЛИ РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос. Заключен договор международной купли-продажи товара, который будет перевозиться по железной дороге. Вес товара будет заявлен на транспортном документе (международной железнодорожной накладной). В соответствии с условиями договора купли-продажи формой платежа является документарный аккредитив. Каким образом в данном случае приказодатель должен оформить заявление на открытие документарного аккредитива, чтобы впоследствии транспортный документ и аккредитив не вступили в противоречие?

Ответ. Согласно ст. 38 «Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов», ред. 1993 года, при перевозке товаров иным транспортом, чем морской, банки будут принимать транспортный документ со штемпелем или заявлением о весе на транспортном документе, сделанном, судя по внешнему виду, перевозчиком или его агентом. Соответственно, приказодатель при оформлении заявления на открытие документарного аккредитива должен указать, что вес будет удостоверен (засвидетельствован) этим способом.

Если приказодатель не желает, чтобы вес был удостоверен (засвидетельствован) штемпелем или заявлением о весе на транспортном документе, то он должен в заявлении на открытие документарного аккредитива предусмотреть представление отдельного документа, поскольку в аккредитиве должно быть специально оговорено, что вес должен быть удостоверен (засвидетельствован) отдельным документом.

Ссылки на нормативные акты:

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ» (публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 1993 года, вступили в силу с 01.01.94)

Вопрос. Формой расчетов по договору международной купли-про-дажи является инкассо. Должен ли принципал в своем инкассовом поручении перечислить конкретные документы, которые он представляет на инкассо или это необязательно?

Ответ. Принципал в своем инкассовом поручении должен обязательно перечислить все конкретные документы, которые представляются на инкассо, и указать их количество. Если это не будет сделано, то впоследствии невозможно будет доказать, какие именно документы получены инкассирующим банком и в каком количестве. Инкассирующий банк обязан удостовериться в том, что им получены все перечисленные документы, а если это не так, то сообщить об этом банку-ремитенту.

После этого инкассирующий банк представляет документы плательщику в том виде, в каком они были получены, и сами документы не проверяет (п. «с» ст. 12 «Унифицированных правил по инкассо», ред. 1995 года).

H.H. ГОЛЯКОВА

Ссылки на нормативные акты

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА ПО ИНКАССО» (Публикация Международной торговой палаты № 522) (Ред. 1995 года, вступили в силу с 01.01.96)

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Полиграфический комбинат, расположенный на Украине, печатает экземпляры журнала для российской организации. Организация реализует эти журналы на территории Украины (без ввоза на территорию России). Обязанность по уплате каких налогов возникает у организации?

Отрет. Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ). Согласно ст. 249 НК РФ доходы от реализации - это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права и выраженных в денежной и (или) натуральной формах, с учетом положений ст. 271 либо ст. 273 НК РФ. Доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами (п. 1 ст. 311 НК РФ).

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 5 Закона РФ от 18.10.91 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог в размере 1% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг); 1% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

На основании ст. 147 НК РФ местом реализации товара в изложенном случае территория РФ не является. Реализованные журналы не находились на территории РФ. Поэтому в соответствии с нормами ст. 146 НК РФ объект обложения НДС отсутствует.

Таким образом, при реализации на территории Украины товара, изготовленного также на территории Украины, у Вашей организации возникает объект налогообложения по налогу на прибыль организаций и по налогу на пользователей автодорог.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)

ЗАКОН РФ от 18.10.91 № 1759-1 (ред. от 24.03.2001, с изм. от 30.12.2001) «О ДОРОЖНЫХ ФОНДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вопрос. Полиграфический комбинат, расположенный на Украине, печатает экземпляры журнала для российской организации. Организация реализует эти журналы на территории Украины. На основании каких документов организация может применить при реализации журналов ставку НДС 0%?

Ответ. В соответствии с подл. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

На основании ст. 147 НК РФ местом реализации товара в изложенном в вопросе случае территория РФ не является, поскольку журналы вообще не находились на территории России. Поэтому в данном случае объект обложения НДС отсутствует.

В связи с тем, что отсутствует объект обложения НДС, у организации нет оснований применять ставку НДС в размере 0% и соответственно производить вычеты сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), использованных в процессе не облагаемой НДС деятельности (ст. 171 НК РФ).

С.В. СУПОТНИЦКИЙ

Ссшки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Заключив авторский договор с иностранной организацией-правообладателем, организация приобрела право на воспроизведение и продажу экземпляров программы на территории России. Программа получена российской организацией через Интернет. Учитывая, что таможенное оформление не происходило, что необходимо указать при заполнении счета-фактуры в колонках *Номер грузовой таможенной

Ответ. На основании ст. 16 Закона РФ от 09.07.93 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», п. 1 ст. 1, ст. 10 Закона РФ от 23.09.92 № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» автору (иному правообладателю) программы в отношении его произведения принадлежат исключительные (имущественные) права на использование произведения, в частности, воспроизведение программы (право на воспроизведение), предоставление доступа к воспроизведенной в любой материальной форме программе для ЭВМ, в том числе сетевыми и иными способами, а также путем продажи, проката или сдачи внаем (право на распространение).

декларации» и «Страна происхожденияо при реализации программы на территории России?

Имущественные права на программу для ЭВМ могут быть переданы правообладателем полностью или частично другим физическим или юридическим лицам по договору, заключаемому в письменной форме (ст. 11 Закона РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»).

Таким образом, иностранная организация-правообладатель уступила организации авторское право на воспроизведение и продажу экземпляров программы, в результате чего российская организация приобретает указанные права и становится правообладателем.

Воспроизведение программы для ЭВМ - это изготовление одного или более экземпляров программы для ЭВМ или базы данных в любой материальной форме, а также их запись в память ЭВМ (ст. 1 Закона РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»).

Перепродажа или передача иным способом права собственности либо иных вещных прав на экземпляр программы для ЭВМ или базы данных после первой продажи или другой передачи права собственности на этот экземпляр допускаются без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения (ст. 16 Закона РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»).

На территории РФ российская организация, являясь правообладателем, реализует экземпляры программы, произведенные (воспроизведенные) на территории России. При этом экземпляр программы для целей налогообложения рассматривается в качестве товара(п. 3 ст. 38 НК РФ).

Реализация товаров является объектом обложения налогом на добавленную стоимость(ст. 146, 147 НК РФ).

При совершении операций, признаваемых объектом обложения налогом на добавленную стоимость, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Согласно п. 5 ст. 169 НК РФ страна происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является РФ. Поскольку программа, реализуемая пользователем, произведена на территории России (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ), норма об отражении в счете-фактуре страны происхождения товара и номера грузовой таможенной декларации к данным операциям не применяется.

М.П. ТАВШАНЖИ

Ссылки на нормативные акты ЗАКОН РФ от 09.07.93 № 5351-1 (ред. от 19.07.95)

«ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ» ЗАКОН РФ от 23.09.92 № 3523-1

«О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И БАЗ ДАННЫХ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 29.12.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос. Обладает ли правами резидента в отношении вывоза иностранной валюты аккредитованный в РФ иностранный корреспондент?

Ответ. В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами являются физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ (в том числе постоянно проживающие на территории РФ иностранные корреспонденты).

Для подтверждения своего статуса резидента иностранный корреспондент, постоянно проживающий на территории РФ и выезжающий из РФ в командировку или в отпуск, должен предъявить сотруднику таможни документы, подтверждающие факт его постоянного проживания на территории РФ (в соответствии с Законом СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» для иностранных граждан такими документами являются разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел). При отсутствии таких документов к нему применяются правила вывоза наличной иностранной валюты физическими лицами-нерезидентами.

Ссылки на нормативные акты ЗАКОН РФ от 09.10.92 № 3615-1 (ред. от 30.12.2001)

«О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»

ЗАКОН СССР от 24.06.81 № 5152-Х (ред. от 15.08.96, с изм. от 17.02.98) «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В СССР»

Вопрос. Каким образом физическое лицо может осуществить вывоз из Российской Федерации национальных валют стран - участниц Европейского экономического и валютного союза (ЭВС)?

Ответ. В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки иностранных государств относятся к иностранной валюте.

Национальными банками стран - участниц Союза установлены сроки, в течение которых в данных странах будет производиться обмен национальных денежных знаков, утративших статус законного платежного средства, на банкноты и монеты, номинированные в евро:

для банкнотов: В Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Испании, Люксембурге - не ограничен, в Нидерландах - 30 лет, в Португалии 20 лет, в Греции, Италии, Финляндии, Франции - 10 лет;

для монет: в Австрии, Германии, Ирландии, Испании - не ограничен, в Италии, Финляндии - 10 лет, в Нидерландах - 5 лет, в Бельгии, Люксембурге, Франции - 3 года, в Греции - 2 года, в Португалии - 1 год (Положение Банка России от 18.12.2001 № 168-П).

В течение сроков обмена национальных валют - стран участниц ЭВС на банкноты и монеты, номинированные в евро, такие национальные валюты не теряют статуса иностранной валюты и их вывоз из Российской Федерации физическими лицами осуществляется в соответствии с правилами вывоза, установленными законодательством РФ в отношении вывоза наличной иностранной валюты.

Ссылки на нормативные акты: ЗАКОН РФ от 09.10.92 № 3615-1 (ред. от 30.12.2001)

«О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»

«ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ СОВЕРШЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ (ФИЛИАЛАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ) ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ ЗНАКАМИ СТРАН -УЧАСТНИЦ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ВАЛЮТНОГО СОЮЗА И БАНКНОТАМИ И МОНЕТОЙ, НОМИНИРОВАННЫМИ В ЕВРО» (утв. ЦБ РФ 18.12.2001 № 168-П) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.12.2001 № 3095)

Вопрос. Необходимо ли декларировать письменно перемещаемые физическими лицами через границу РФ драгоценные металлы и драгоценные камни?

Ответ. В соответствии с Инструкцией по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной приказом ГТК России от 25.01.99 № 38, драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному письменному дек-

ларированию в таможенной декларации. Исключение составляют временно ввозимые (вывозимые) ювелирные, другие бытовые изделия и лом таких изделий.

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ ГТК РФ от 25.01.99 № 38 (ред. от 16.01.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ И ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИЛИ ИНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 16.04.99 № 1756)

Вопрос. Обладают ли одинаковыми правами в отношении вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты физические лица - граждане Республики Беларусь и России?

Ответ. В соответствии с распоряжением ГТК России от 29.11.2001 № 1115-р «О вывозе наличной иностранной валюты гражданами Республики Беларусь» таможенные органы РФ при осуществлении таможенного оформления и контроля наличной валюты, вывозимой из РФ физическими лицами - гражданами Республики Беларусь, руководствуются требованиями российского законодательства, установленными в отношении вывоза наличной валюты физическими лицами-резидентами.

Указанный документ предоставляет гражданам Республики Беларусь право вывоза из РФ наличной иностранной валюты в сумме, не превышающей эквивалент 1 500 дол. США, без представления разрешительных документов. Вывоз из РФ валюты в сумме, превышающей эквивалент 1 500 дол. США, но не более эквивалента 10 000 дол. США, осуществляется гражданами Республики Беларусь на основании разрешительных документов, предусмотренных положением Банка России и ГТК России от 12.01.2000 № 105-П, 01-100/1 (соответственно). Вывоз из РФ валюты в сумме, превышающей эквивалент 10 000 дол. США, граждане Республики Беларусь могут осуществить только при наличии разрешения Банка России, предусмотренного данным положением.

Ссылки на нормативные акты: «ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЫВОЗА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЛИЧНОЙ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ»

(утв. ЦБ РФ № 105-П, ГТК РФ № 01-100/1 12.01.2000) (ред. от 24.01.2002)

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2000 № 2073)

РАСПОРЯЖЕНИЕ ГТК РФ от 29.11.2001 № 1115-р «О ВЫВОЗЕ НАЛИЧНОЙ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ГРАЖДАНАМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.02.2002 № 3255)

Вопрос. Какую сумму наличной иностранной валюты может вывезти из Российской Федерации физическое лицо-нерезидент без представления разрешительных документов?

Ответ. В соответствии с положениями ст. 8 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» физические лица - нерезиденты могут вывозить из РФ только ранее ввезенную, переведенную или пересланную в РФ валюту с представлением документов, подтверждающих такой ввоз, перевод или пересылку.

Таким образом, физическое лицо-нерезидент при вывозе любой (даже минимальной) суммы наличной иностранной валюты обязано иметь разрешительные документы на ее вывоз. Перечень таких документов установлен положением Банка России и ГТК России от 12.01.2000 № 105-П и № 01-100/1 «О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты».

Ссылки на нормативные акты: ЗАКОН РФ от 09.10.92 № 3615-1 (ред. от 30.12.2001)

«О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»

«ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЫВОЗА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЛИЧНОЙ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ»

(утв. ЦБ РФ № 105-П, ГТК РФ № 01-100/1 12.01.2000) (ред. от 24.01.2002)

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2000 № 2073)

Вопрос. Какая сумма наличной иностранной валюты декларируется письменно при ее ввозе в Российскую Федерацию физическим лицом?

Ответ. В соответствии с подп. «б» п. 2.4 Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной приказом ГТК России от 25.01.99 № 38, обязательному декларированию в письменной форме подлежит наличная иностранная валюта в случаях ее ввоза физическим лицом в РФ в размере, превышающем сумму, эквивалентную 10 000 дол. США включительно. При этом в декларации указывается вся сумма ввозимой валюты.

В случае ввоза физическим лицом наличной иностранной валюты в размере, не превышающем сумму, эквива-

лентную 10 ООО дол., данная валюта декларируется письменно только по желанию физического лица (например, для целей ее последующего вывоза).

Л.М. СИМОНОВА

Ссылки на нормативные акты

ПРИКАЗ ГТК РФ от 25.01.99 № 38 (ред. от 16.01.2002)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ И ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИЛИ ИНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 16.04.99 № 1756)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.