Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Российский банк, являющийся налоговым агентом, в целях применения налога на прибыль организаций просит разъяснить, в какой форме иностранная компания должна представить подтверждение постоянного местопребывания в государстве - партнере РФ по соглашению об избежании двойного налогообложения.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ ПИСЬМО

от 5 марта 2002 года № 04-06-05/т. 1/8

Департамент налоговой политики в ответ на письмо относительно оформления иностранной компанией подтверждения постоянного местопребывания в государстве - партнере РФ по соглашению об избежании двойного налогообложения и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии со ст.312 гл. 25 Налогового кодекса РФ при применении положений международных договоров РФ, на основании которых доход иностранного юридического лица не подлежит налогообложению в РФ, иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Определение термина «компетентный орган» содержится в каждом соглашении об избежании двойного налогообложения, заключенном РФ с иностранными государствами.

Таким образом, иностранной организации достаточно представить налоговому агенту подтверждение, оформленное в произвольном виде или в форме, утвержденной в соответствующем иностранном государстве, и заверенное компетентным органом, указанным в налоговом соглашении, или его уполномоченным представителем.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Требуется ли представление иностранным банком подтверждения постоянного местопребывания в государстве -партнере РФ по соглашению об избежании двойного налогообложения в соответствии со ст. 310 НК РФ при выплате ему доходов российскими банками или небанковскими организациями, если местонахождение иностранного банка подтверждается сведениями таких информационных справочников, как «The bankers' Almanac» и «International bank identifier code»?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ ПИСЬМО

от 6 марта 2002 года №04-06-05/1/11

Департамент налоговой политики в ответ на письмо относительно предоставления иностранным банком подтверждения постоянного местопребывания в государстве - партнере РФ по соглашению об избежании двойного налогообложения в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В случае выплаты доходов российскими банками по операциям с иностранными банками подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор об избежании двойного налогообложения, не требуется, если местонахождение иностранного банка подтверждается сведениями таких общедоступных информационных справочников, как «The bankers' Almanac» и «International bank identifier code».

Для небанковских организаций (налоговых агентов), выплачивающих доход иностранным банкам, для подтверждения постоянного местонахождения иностранных банков также следует руководствоваться сведениями вышеуказанных справочников.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Российская организация осуществляет заправку иностранных судов топливом. Топливо перемещается через таможенную границу РФ в таможенном режиме перемещения припасов.

В соответствии с п. 5 Положения о таможенном режиме перемещения припасов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.07.2001 № 524, припасы, перемещаемые (загружаемые) на таможенной территории РФ на морские и воздушные суда, убывающие за пределы та-

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ ПИСЬМО

от 6 марта 2002 года №

04-03-08/09

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении топлива, перемещаемого через таможенную границу РФ в таможенном режиме перемещения припасов, Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Как правильно указано в письме, в соответствии с п. 5 Положения о таможенном режиме перемещения припасов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.07.2001 № 524, припасы, перемещаемые (загружаемые) на таможенной

меженной территории РФ, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами.

Подлежат ли обложению НДС операции по реализации топлива, перемещаемого через таможенную границу РФ в таможенном режиме перемещения припасов?

Каков порядок отражения данных операций в декларации по НДС в 2001 и 2002 годах?

территории РФ на морские и воздушные суда, убывающие за пределы таможенной территории РФ, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами.

Следует отметить, что согласно п. 12 ст. 18 Таможенного кодекса РФ таможенный режим - это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей. В связи с этим при вывозе за пределы таможенной территории РФ топлива, помещенного под таможенный режим перемещения припасов, налог на добавленную стоимость таможенными органами не взимается.

Что касается операций по реализации указанных товаров на территории РФ, то действующим налоговым законодательством освобождение таких операций от обложения налогом на добавленную стоимость не предусмотрено. Поэтому операции по реализации топлива, перемещаемого через таможенную границу РФ в таможенном режиме перемещения припасов, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке налога в размере 20%. В связи с этим в 2001 году данные операции следовало отражать в декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом МНС России от 27.11.2000 № БГ-3-03/407, на листе 2 раздела «Налогооблагаемые объекты». В 2002 году такие операции следует отражать в декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом МНС России от 26.12.2001 № БГ-3-03/572, в разд. I «Расчет общей суммы налога».

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 09.07.2001 № 524 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО РЕЖИМА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПРИПАСОВ»

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РФ» (утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 10.02.99, с изм. от 10.01.2002)

ПРИКАЗ МНС РФ от 26.12.2001 № БГ-3-03/572 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 17.01.2002 № 3171)

ПРИКАЗ МНС РФ от 27.11.2000 № БГ-3-03/407 (ред. от 27.08.2001)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ИНСТРУКЦИИ ПО ИХ ЗАПОЛНЕНИЮ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 18.12.2000 № 2499)

Вопрос. Российская организация оказывает украинской организации услуги по сдаче в аренду оборудования. Подлежат ли обложению НДС полученные арендные платежи? Подлежат ли вычету суммы НДС, уплаченные российской организацией при приобретении указанного оборудования?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ ПИСЬМО

от 6 марта 2002 года № 04-03-08/10

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на добавленную стоимость услуг по сдаче в аренду движимого имущества, оказываемых российскими налогоплательщиками иностранным организациям, и сообщает следующее.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 части второй Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса в целях налога на добавленную стоимость местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, признается территория РФ, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ.

Учитывая изложенное, операции по реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества (в письме - оборудования), оказываемые российскими налогоплательщиками иностранным, в том числе украинским, организациям, местом осуществления деятельности которых территория России не является, объектами обложения налогом на добавленную стоимость не признаются и, соответственно, налог по таким операциям не уплачивается.

Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 170 Кодекса при исчислении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении услуг, местом реализации которых территория РФ не признается, вычету не подлежат и включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Подлежат ли налогообложению в РФ вознаграждения, получаемые физическим лицом -гражданином Германии, являющимся главой представительства германской компании в РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ ПИСЬМО

от 11 марта 2002 года № 04-06-05/1/10

Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ на запрос в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 11 первой части Налогового кодекса физическое лицо, находящееся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году, является налоговым резидентом России.

Согласно п. 2 ст. 15 Соглашения между РФ и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.96 вознаграждения, получаемые резидентом Германии в связи с работой по найму, осуществляемой в России, могут облагаться налогом только в Германии, если соблюдаются все нижеперечисленные условия:

a) получатель пребывает в России в общей сложности не более 183 дней в течение любого двенадцатимесячного периода, начинающегося или заканчивающегося в соответствующем налоговом году; и

b) вознаграждения выплачиваются работодателем или от имени работодателя, который не является резидентом России; и

c) расходы по выплате вознаграждений не несут постоянное представительство или постоянная база, которые работодатель имеет в России.

Только при соблюдении всех трех условий вышеназванного Соглашения налогообложение главы представительства - нерезидента России может производиться на территории Германии.

Ссылки на нормативные акты:

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 29.12.2001)

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. Нашей организацией 06.09.2000 был заключен контракт с нидерландской фирмой на поставку товара. Организация должна была оплатить контрагенту поставленный товар в течение 45 дней со дня выпуска товара в свободное обращение. Товар был выпущен в свободное обращение 15.10.2000, однако до настоящего времени оплачен не был.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ ПИСЬМО

от 27 марта 2002 года № 04-02-06/1/54

Департамент налоговой политики по существу вопроса сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте РФ - в рублях. Бухгалтерский учет по валютным счетам организа-

Таким образом, после получения нами товара возникла кредиторская задолженность, выраженная в иностранной валюте.

В соответствии с п. 7 ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Минфина России от 10.01.2000 № 2н, нами производится пересчет кредиторской задолженности в рубли на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности, в связи с чем возникали отрицательные курсовые разницы.

В соответствии с п. 13 упомянутого выше ПБУ 3/2000 курсовая разница зачисляется на финансовые результаты организации (включается в состав внереализационных расходов или доходов) по мере ее принятия к бухгалтерскому учету.

Просим разъяснить, вправе ли была наша организация ежеквартально уменьшать налогооблагаемую прибыль на отрицательные курсовые разницы в течение 2000 и 2001 годов при пересчете задолженности в иностранной валюте или уменьшение налогооблагаемой базы возможно только после погашения нашей задолженности по контракту?

ции и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции.

Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденным приказом Минфина России от 10.01.2000 № 2н, установлено, что курсовая разница -это разница между рублевой оценкой соответствующего актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу Центрального банка РФ на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этих актива и обязательства, исчисленной по курсу Центрального банка РФ на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.

В связи с этим организации обязаны отражать курсовые разницы, образовавшиеся в результате изменения курса иностранной валюты по отношению к российскому рублю по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, на финансовых результатах.

Внереализационные доходы и расходы учитываются для целей налогообложения в соответствии с пп. 14 и 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552. Указанными пунктами определено, что в состав внереализационных доходов (расходов) включаются положительные и отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте.

Отрицательные курсовые разницы возникают при росте курса иностранных валют к рублю по пассивным счетам бухгалтерского учета (в том числе по кредиторской задолженности).

В соответствии с п. 15 Положения о составе затрат отрицательные курсовые разницы по валютным счетам входят в состав внереализационных расходов и, следовательно, при исчислении налога на прибыль уменьшают налогооблагаемую базу.

По правилам бухгалтерского учета возникшая отрицательная курсовая разница по кредиторской задолженности подлежит отнесению на финансовый результат организации (на счет 80 «Прибыли и убытки»), т.е. уменьшает балансовую прибыль.

Согласно Приложению № 4 «Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли» к инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» внереализационные доходы (расходы) для целей налогообложения, поименованные в п.п. 14 и 15 Положения о составе

затрат, принимаются в суммах, учтенных при определении финансовых результатов, по правилам бухгалтерского учета.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 23.07.98)

«О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» (принят ГД ФС РФ 23.02.96)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ» ПБУ 3/2000»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 31.05.2000)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИКАЗ МНС РФ от 15.06.2000 № БГ-3-02/231 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ» (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ МНС РФ от 15.06.2000 № 62) (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.09.2000 № 2381)

«ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ»

(утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56) (ред. от 17.02.97)

(вместе с «ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ»)

Вопрос. Просим разъяснить порядок обложения ЕСН выплат иностранным гражданам, работающим в российских организациях, если по условиям трудового договора с работодателем иностранный работник не обладает правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств соответствующих фондов.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ ПИСЬМО

от 11 апреля 2002 года № 04-04-04/50

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения гл. 24 «Единый социальный налог» части второй Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 239 упомянутой главы Кодекса освобождаются от уплаты единого социального налога налогоплательщики - организации, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, если такие работники в соответствии с законодательством РФ, международными договорами или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств соответствующих государственных социальных внебюджетных фондов.

Упомянутые в указанной статье признаки возможности уплаты организацией - работодателем единого социального налога с сумм заработной платы иностранных граждан должны рассматриваться как логически необходимые и достаточные условия. Необходимым условием является наличие в законодательстве или международных договорах РФ соответствующих положений, а достаточным - обоюдное желание работодателя и работника реализовать указанные положения в конкретном трудовом договоре.

Таким образом, если условиями трудового договора, заключенного между организацией - работодателем и работником этой организации, который является иностранным гражданином, закреплено положение об отсутствии права данного иностранного работника на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств упомянутых фондов, то организация вправе не начислять единый социальный налог на выплаты в пользу данного иностранного работника.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Правомерно ли облагать налогом на доходы физических лиц суточные, выплаченные организацией в иностранной валюте работнику, направленному в загранкомандировку ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ ПИСЬМО

от 17 апреля 2002 года № 04-04-06/76

Департамент налоговой политики сообщает следующее. В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) освобождаются от налогообложения все виды уста-

новленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных в том числе с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов.

При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с нормами, установленными постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 93, с 1 января 2002 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль организацией расходы организации на выплату суточных в размере 100 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Суточные, выплаченные организацией командированному работнику в пределах указанной нормы, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 Кодекса.

При командировании работника за рубеж суточные установлены в долларах США с учетом страны командирования. Выплачиваемые работнику суточные в иностранной валюте в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 93, также не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Ссылки на нормативные акты:

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.02.2002 № 93 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ВЫПЛАТУ СУТОЧНЫХ И ПОЛЕВОГО ДОВОЛЬСТВИЯ, В ПРЕДЕЛАХ КОТОРЫХ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ТАКИЕ РАСХОДЫ ОТНОСЯТСЯ К ПРОЧИМ РАСХОДАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ»

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Российская благотворительная некоммерческая организация (занимающаяся на территории России незарегистрированной религиозной деятельностью) направляет за границу на обучение своих сотрудников. При этом сотрудники обучаются только за границей, обучает их иностранная организация. Будет ли являться российская организация в данном случае налоговым агентом или нет?

Ответ. В соответствии со ст. 161 Налогового кодекса РФ при реализации налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, услуг (в том числе по обучению) налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога только в том случае, если местом реализации услуг является территория РФ. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации услуг на территории РФ с учетом гл. 21 Кодекса (то есть по правилам гл. 21). При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ услуги у иностранных лиц. То есть, если основными условиями договора (место заключения договора, место исполнения обязательства по обучению сотрудников, исполнитель - иностранная организация, не состоящая на налоговом учете в российских налоговых органах), будет указана территория иностранного государства, то в данном случае обязанностей налогового агента у российской организации не возникает.

Кроме того, в отношении оказания услуг образования в смысле места оказания услуг в Кодексе установлено, что (подп. 3 п. 1 ст. 148) в целях гл. 21 Кодекса местом реализации услуг признается территория РФ, если услуги в сфере образования фактически оказываются на территории РФ. То есть если они оказаны за рубежом, то местом реализации этой услуги не признается РФ.

А.О. ДИКОВ

Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Включаются ли в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость авансовые платежи, перечисляемые российскими организациями иностранной компании, не состоящей на налоговом учете и не имеющей в России постоянного представительства, в рамках заключенных контрактов на предоставление

Ответ. С целью решения вопроса о наличии или отсутствии реализации работ (услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость в РФ, в случае когда продавец и покупатель работ (услуг) имеют место нахождения в разных государствах, одним из которых является РФ, ст. 148 Кодекса установлен механизм определения места реализации работ (услуг).

Услуги по предоставлению доступа к глобальной сети Интернет не относятся к услугам, перечисленным в подп. 1 - 4 п. 1 вышеуказанной статьи Кодекса.

услуг по доступу к глобальной сети Интернет?

Следовательно, местом реализации данных услуг в соответствии с подп. 5 п. 1 указанной статьи будет считаться территория России в случае, если организация, оказывающая данные услуги, осуществляет деятельность на территории РФ.

Местом осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги, считается территория РФ в случае фактического присутствия этой организации на территории РФ на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в РФ (если услуги оказаны через это постоянное представительство).

Учитывая вышеизложенное, а также то, что иностранная компания (интернет-провайдер), оказывающая услуги российским организациям по предоставлению доступа к глобальной сети Интернет, официально не зарегистрирована и не имеет в России постоянного представительства, местом реализации данных услуг территория России не является и, соответственно, налогообложение указанных услуг на территории России не осуществляется.

Следовательно, и суммы авансовых платежей, перечисляемых российскими организациями вышеуказанной иностранной компании за предоставление таких услуг, также не подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории РФ, в соответствии с п. 4 ст. 148 Кодекса являются: контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами; документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Ссыпки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Просьба разъяснить порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по приобретению прав на интеллектуальную собственность, оказываемых российскими патентными поверенными согласно заключенным договорам с иностранными организациями?

Ответ. Объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Подпунктом 5 п. 1 ст. 148 Кодекса установлено, что местом реализации работ (услуг) признается территория РФ (в части выполнения работ (оказания услуг), не предусмотренных подп. 1 - 4 п. 1 указанной статьи Кодекса), если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ. При этом местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя,

выполняющих работы (оказывающих услуги), считается территория РФ в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории РФ на основе государственной регистрации либо места жительства индивидуального предпринимателя.

В соответствии с Положением о патентных поверенных, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.93 № 122, патентный поверенный имеет право представлять любое лицо, заключившее с ним договор поручения или иной договор аналогичного содержания в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, местом реализации агентских услуг иностранным организациям по приобретению ими прав на интеллектуальную собственность признается РФ и, следовательно, данные услуги, выполняемые в рамках заключенных договоров поручения или иных договоров аналогичного содержания с иностранными организациями, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в размере 20%.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.02.93 № 122 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПАТЕНТНЫХ ПОВЕРЕННЫХ»

Вопрос. Просьба разъяснить порядок определения места реализации услуг по созданию у/еЪ-сай-тов и актуализации содержания у>еЪ-сайтов в целях исчисления налога на добавленную стоимость, оказываемых иностранными компаниями по договорам с российскими организациями.

Ответ. Объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.

При определении места реализации товаров (работ, услуг) в целях исчисления налога на добавленную стоимость следует руководствоваться ст. 148 Кодекса.

Услуги по созданию ™еЬ-сайтов и актуализации содержания луеЬ-сайтов не относятся к услугам, перечисленным в подп. 1 - 4 п. 1 вышеуказанной статьи Кодекса.

Следовательно, местом реализации данных услуг в соответствии с подп. 5 п. 1 указанной статьи будет считаться территория России в случае, если организация, оказывающая данные услуги, осуществляет деятельность на территории РФ.

Местом осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги, считается территория РФ в случае фактического присутствия этой организации на территории РФ на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного предста-

вительства в РФ (если услуги оказаны через это постоянное представительство).

Таким образом, если иностранные компании, оказывающие услуги по созданию \уеЬ-сайтов и актуализации содержания \veb-сайтов, официально зарегистрированы в России либо имеют в России постоянные представительства, местом реализации данных услуг будет считаться территория России и налогообложение указанных услуг будет осуществляться в общеустановленном порядке. В противном случае объект налогообложения отсутствует, так как местом реализации вышеуказанных услуг Россия не является.

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории РФ, в соответствии с п. 4 ст. 148 Кодекса являются: контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами; документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

А.И. ЧЕРНЫЙ

Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Российское юридическое лицо заключило контракт с итальянским спортсменом не его участие в соревнованиях в России. Являются ли объектом налогообложения суммы на проживание и приобретение билетов, если в контракте предусматривается выплата этому спортсмену вознаграждения за победу в соревнованиях, а также оплата его проезда и проживания? В РФ спортсмен пробудет менее 183 дней.

Ответ. В соответствии со ст. 17 «Артисты и спортсмены» Конвенции между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения от 09.04.96 доход, получаемый налоговым резидентом Италии в качестве спортсмена от его личной деятельности, осуществляемой в России, может облагаться налогом в РФ.

Это означает, что налогообложение доходов рассматриваемого лица будет осуществляться согласно положениям гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ.

Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ и получающие доходы от источников в РФ, признаются плательщиками налога на доходы физических лиц.

Пунктом 1 ст. 208 Кодекса установлено, что доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ, относятся к доходам от источников в РФ и в соответствии со ст. 209 Кодекса признаются объектом налогообложения для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 211 Кодекса оплата услуг за физическое лицо организациями относится к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.

В отношении доходов спортсменов п. 3 ст. 217 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения только оплаты стоимости питания, снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемой спортсменами для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях. Стоимость проживания и оплата проезда за спортсмена в указанном пункте не поименованы.

На основании изложенного стоимость проживания и оплата проезда за иностранного спортсмена включаются в доход такого лица и подлежат налогообложению в РФ по ставке 30%.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики от 09.04.96 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»

Вопрос. Индивидуальный предприниматель сдает квартиру иностранному физическому лицу. На основании каких документов предоставляется освобождение от налога на добавленную стоимость услуг по сдаче в аренду жилого помещения иностранному гражданину?

Ответ. Пунктом 1 ст. 149 Налогового кодекса РФ установлено, что освобождение от налога на добавленную стоимость услуг по сдаче в аренду жилых помещений предоставляется иностранным гражданам в случае, если такая льгота установлена национальным законодательством иностранного государства и фактически применяется в соответствующем иностранном государстве в отношении граждан РФ.

На практике указанная льгота начинает применяться после включения страны постоянного местопребывания иностранного арендатора в Перечень иностранных государств, прилагаемый к приказу МИД России и МНС России от 13.11.2000 № 13747/БГ-3-06/386 «Об освобождении от налогообложения реализации услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и организациям», или в Список государств, в отношении которых применяется освобождение от налога на добавленную стоимость при сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам (приложение к письму Госналогслужбы России от 13.07.94 № ЮУ-6-06/80н «Об освобождении от налога на добавленную стоимость сдачи в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юриди- " ческим лицам, аккредитованным в Российской Федерации»).

Если иностранное физическое лицо, которому предприниматель сдает квартиру, является гражданином страны, в отношении которой согласно вышеназванным документам при-

меняется освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации услуг по сдаче в аренду жилых помещений иностранным гражданам, то для получения освобождения предпринимателю необходимо представить в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии договора аренды и документа, подтверждающего гражданство иностранного физического лица.

Ссылки на нормативные акты:

Е.Н. СОРОКИНА

Советник налоговой службы РФ

II ранга

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

ПРИКАЗ МИД РФ № 13747, МНС РФ № БГ-3-06/386 от 13.11.2000

«ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ ПО СДАЧЕ В АРЕНДУ СЛУЖЕБНЫХ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ»

ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 13.07.94 № ЮУ-6-06/80н (ред. от 11.01.2000)

«ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ СДАЧИ В АРЕНДУ СЛУЖЕБНЫХ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, АККРЕДИТОВАННЫМ В РФ»

Вопрос. Как исчисляется период пребывания на территории РФ иностранных физических лиц для целей отнесения их к налоговым резидентам РФ? Учитывается ли при этом время следования железнодорожным или авиатранспортом по территории РФ?

Ответ. Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее -Кодекс) к физическим лицам - налоговым резидентам РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

В соответствии со ст. 6.1 Кодекса течение срока фактического нахождения на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию РФ. Днем прибытия на территорию РФ является день пересечения государственной границы РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Календарная дата дня отъезда за пределы территории РФ включается в количество дней фактического нахождения на территории РФ.

Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию РФ устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.

Для граждан РФ таким документом является паспорт гражданина РФ (загранпаспорт гражданина СССР образца до 1997 года), дипломатический паспорт, служебный паспорт или паспорт моряка.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.08.96 № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать на территорию РФ и могут выезжать из РФ при наличии российской визы (если иное не предусмотрено международными договорами РФ) по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым РФ в этом качестве.

Период временного пребывания на территории РФ иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте такого гражданина. Если соответствующие отметки отсутствуют, в качестве доказательства нахождения на территории РФ могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в РФ.

Указанная выше позиция изложена в п. 3 разд. I Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 29.11.2000 № БГ-3-08/415 (с учетом изменений и дополнений).

В соответствии с вышеизложенным при исчислении периода пребывания иностранного физического лица в РФ количество дней определяется со следующего дня после календарной даты прибытия на территорию РФ по день (дату) отъезда за пределы территории РФ. При этом время следования железнодорожным или авиатранспортом по территории РФ учитывается при исчислении срока фактического нахождения на территории РФ с календарной даты (дня), следующей за датой (днем) прибытия в РФ.

Ссылки на нормативные акты:

П. П. ГРУЗИН

Советник налоговой службы РФ

III ранга

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 29.12.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.08.96 № 114-ФЗ (ред. от 24.06.99)

«О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РФ И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ» (принят ГД ФС РФ 18.07.96)

ПРИКАЗ МНС РФ от 29.11.2000 № БГ-3-08/415 (ред. от 05.03.2001)

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ГЛАВЫ 23 «НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ»

Вопрос. Нужно ли платить месячные авансовые платежи по налогу на прибыль в I квартале 2002 года постоянному представительству иностранной компании? Если да, то как их рассчитать?

Ответ. Нет, не надо.

В соответствии с п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

B.Ä. ПОЛЫХАЛОВ

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Возникает ли обязанность у главы представительства иностранной организации в РФ подавать декларацию о доходах за прошедший календарный год, если рассматриваемое лицо не являлось налоговым резидентом РФ и вознаграждение за выполнение им трудовых обязанностей в представительстве выплачивалось за границей?

Ответ. Согласно положениям ст. 207 Налогового кодекса РФ физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам от источников в РФ. Доходы за выполнение трудовых обязанностей главой представительства на территории РФ относятся к доходам от источников в РФ и подлежат налогообложению в России (подп. 6 п. 1 ст. 208 и п. 2 ст. 209 Кодекса).

В случае если налог с указанных доходов не был удержан постоянным представительством, которое в соответствии со ст. 226 Кодекса признается налоговым агентом, то у главы представительства вне зависимости от его налогового статуса на основании подп. 4 п. 1 ст. 228 и п. 1 ст. 229 Кодекса возникает обязанность представить налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. В настоящее время я нахожусь в длительной загранкомандировке. В этом году собираюсь продать принадлежащую мне в России квартиру. Какие налоговые обязательства могут у меня возникнуть в России при получении дохода за проданную квартиру и зависит ли это от моего налогового статуса?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ доходы от продажи любого имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу, относятся к доходам от источников в РФ и на основании ст. 209 Кодекса являются объектом налогообложения как для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, так и для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Порядок уплаты налога в отношении сумм дохода, полученных от продажи квартиры, установлен в ст. 228 Кодекса.

Как налоговые резиденты, так и лица, не являющиеся тако-

выми, в случае получения дохода от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, обязаны самостоятельно исчислить суммы налога с такого дохода и представить налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода.

При этом ставка налогообложения для налоговых резидентов РФ — 13%, а для лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — 30%.

Одновременно следует иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 229 Кодекса в случае прекращения выплат, указанных в ст. 228 Кодекса, в том числе и сумм, полученных от продажи имущества, до конца налогового периода (календарного года) налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения таких выплат представить декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

E.H. СОРОКИНА

Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос. Какие особенности уплаты таможенных платежей необходимо учитывать при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью?

Ответ. При принятии решения о предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями, таможенные органы руководствуются нормами Закона РФ «О таможенном тарифе», постановлением Правительства РФ от 23.07.96 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями», иными законодательными актами в области таможенного, гражданского законодательств, законодательства по бухгалтерскому учету (Таможенный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и др.).

Одним из условий предоставления указанной льготы является ввоз товаров в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями в сроки, установленные учредительными документами организации для формирования уставно-

го капитала этой организации (п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.96 № 883).

Согласно Гражданскому кодексу РФ, Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» учредительными документами коммерческой организации с иностранными инвестициями, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью, являются зарегистрированные в установленном порядке учредительный договор, заключаемый учредителями общества, и устав общества, который должен содержать сведения о размере уставного капитала общества, размере долей вкладов учредителей общества.

Изменения учредительных документов общества приобретают силу для третьих лиц (включая таможенные органы) с момента государственной регистрации. Регистрации в установленном порядке подлежат изменения, связанные с увеличением уставного капитала общества за счет внесения участниками дополнительных вкладов, что непосредственно указано в Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью». Сроки и порядок внесения дополнительных вкладов участниками общества установлены в ст. 19 названного Федерального закона.

Таким образом, для соблюдения выполнения указанного в Постановлении Правительства РФ условия предоставления льготы по уплате таможенной пошлины таможенные органы руководствуются учредительными документами общества с зарегистрированными изменениями, определяющими сроки формирования увеличения уставного капитала за счет дополнительных вкладов участников общества.

Указанный порядок применим и при предоставлении льгот по уплате налога на добавленную стоимость в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал организации, в соответствии со ст. 150 части второй Налогового кодекса РФ.

Ввозимые на таможенную территорию РФ товары подлежат таможенному оформлению (помещению под определенный таможенный режим) согласно ст. 18 Таможенного кодекса РФ. Такие товары декларируются в установленном порядке с представлением таможенному органу таможенной декларации с заявленным таможенным режимом. С момента оформления таможенной декларации и представления иных документов для таможенных целей допустимо рассматривать вопросы предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного участника в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Фактическое формирование увеличения уставного капитала производится после постановки условно выпущенных товаров на баланс общества в качестве основных производственных фондов (средств) в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н

международный бухгалтерский учет

6 (42) ИЮНЬ 2002

(зарегистрирован Минюстом России 27.08.98, per. № 1598), иными нормативными правовыми актами и методическими документами Минфина России.

В случае ввоза товаров в качестве дополнительного вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью, до государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы общества льготы по уплате таможенных платежей не предоставляются. При представлении зарегистрированных изменений (дополнений) в учредительные документы общества, определяющие сроки увеличения уставного капитала общества, а также иных документов, необходимых для принятия решения о применении указанных льгот, таможенному органу, производившему таможенное оформление товаров, суммы уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежат возврату (зачету) в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.07.96 № 883 «О ЛЬГОТАХ ПО УПЛАТЕ ВВОЗНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ И НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТОРАМИ В КАЧЕСТВЕ ВКЛАДА В УСТАВНЫЙ (СКЛАДОЧНЫЙ) КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ»

ЗАКОН РФ от 21.05.93 № 5003-1 (ред. от 29.12.2001, с изм. от 30.12.2001) «О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ»

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 15.05.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.99 № 160-ФЗ «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РФ» (принят ГД ФС РФ 25.06.99)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.02.98 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.98)

«ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ»

(принят ГД ФС РФ 14.01.98)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 23.07.98)

«О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ»

(принят ГД ФС РФ 23.02.1996)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001) ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.07.9 (ред. от 24.03.2000) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И Б ОТЧЕТНОСТИ В РФ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ «ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РФ» (утв. ВС РФ 18.06.93 N° 5221-1) (ред. от 10.02.99, с изм. от 10.01.2( 8 № 34н НИЯ ПО ВЕДЕНИЮ УХГАЛТЕРСКОЙ 27.08.98 № 1598) >02)

Вопрос. Каковы особенности таможенного оформления (в том числе декларирования) воздушных судов, используемых для международных воздушных перевозок? Что необходимо учитывать при взятии российским лицом в аренду иностранного воздушного судна, предполагаемого к использованию как для международных воздушных перевозок, так и для внутренних рейсов в пределах России? Ответ. В соответствии с п. 2.3 п] № 848 (зарегистрирован в Минюс ционный номер 1699) транспортны международных перевозок товаров ся путем представления в таможен! ревозочных) документов, предусм конвенциями, транспортными уста конами и издаваемыми в соответст специальными нормативными акт лено иное. Представление генеральной д< сударственным органом предусмог венции о международной гражда силу для СССР 14.11.1970). В ча< дусматривается, что если на возд} ся посадка пассажиров или погру пасов или багажа, то не требуете* тов, кроме генеральной деюгара1 об этом, или грузовой ведомости ющееся государство не требует декларации. Используемые для междунарс и товаров транспортные средства 107 Таможенного кодекса РФ nej ную границу РФ в соответствии с менного ввоза (вывоза), если при заявлены таможенному органу к i женный режим, применимый к tj: пример, таможенный режим Tpai Воздушные суда, перемещае! ницу РФ в качестве транспортны; мые исключительно по договора ки, помещаются под таможенны (вывоза) в упрощенном порядке ] документов (генеральной деклар жказа ГТК России от 16.12.98 :е России 05.02.99, регистра-е средства, используемые для и пассажиров, декларируют-1ый орган транспортных (пе-отренных международными зами и кодексами, иными за-вии с ними правилами, если ами ГТК России не установ- :кларации полномочным го-грено приложением 9 к Кон-нской авиации (вступила в юности, приложением пре-гшное судно не производит-зка грузов, почты, бортпри-никаких судовых докумен-[ии, в которой указывается в случае, если Договарива-представления генеральной дных перевозок пассажиров в соответствии со ст. ст. 23 и вмещаются через таможен-таможенным режимом вре-таком перемещении они не томещению под иной тамо-»анспортным средствам (на-гзита). дые через таможенную гра-с средств, то есть используе-м международной1 перевоз-й режим временного ввоза № основании транспортных ации), при условии что на

таможенной территории РФ или вне этой территории они будут совершать только международные перевозки.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» воздушные суда, являющиеся предметом договоров аренды, купли -продажи и иных договоров, не являющихся договорами международной перевозки, рассматриваются ддя таможенных целей в качестве товаров независимо от того, совершают ли они международные перевозки пассажиров и товаров при перемещении через таможенную границу РФ. Такие транспортные средства подлежат помещению в качестве товаров под один из предусмотренных таможенным законодательством РФ таможенных режимов (включая таможенный режим временного ввоза (вывоза) в порядке, применяемом для товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ с подачей грузовой таможенной декларации и уплатой таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством РФ).

Воздушное судно, помещенное под таможенный режим временного ввоза (вывоза) в качестве товара, может использоваться вне таможенной территории РФ как в коммерческих, так и в некоммерческих целях, в том числе для внутренних перевозок, при этом факт изменения государства-эксп-луатанта для таможенных целей значения не имеет.

Ссылки на нормативные акты:

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РФ» (утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 10.02.99, с изм. от 10.01.2002)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 16.12.98 № 848

(ред. от 09.08.2001, с изм. от 10.09.2001)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ

ЗАПОЛНЕНИЯ ГРУЗОВОЙ ТАМОЖЕННОЙ

ДЕКЛАРАЦИИ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 05.02.99 № 1699)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.10.1995 № 157-ФЗ (ред. от 10.02.99)

«О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (принят ГД ФС РФ 07.07.95)

Вопрос. Подлежат ли таможенному оформлению (в частности, декларированию) товары, перемещаемые через границу РФ с Республикой Казахстан, с учетом того, что эти государства - члены Таможенного союза ?

Ответ. В соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.95 № 1343 «Об отмене таможенного контроля на границе РФ с Республикой Казахстан» Правительству РФ поручено отменить таможенный контроль на границе РФ с Республикой Казахстан.

На основании названного Указа издано постановление Правительства РФ от 06.03.96 № 258 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 31.12.95 № 1343 «Об отмене таможенного контроля на границе РФ с Республикой Казахстан», в соответ-

ствии с которым ГТК России поручено отменить таможенный контроль и таможенное оформление российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Казахстан или выпущенных в свободное обращение в этом государстве, перемещаемых в пределах территорий РФ и Республики Казахстан, только после реализации плана мероприятий по формированию Таможенного союза договаривающихся сторон в соответствии с международными договорами о Таможенном союзе.

В связи с тем что до настоящего времени упомянутый план сторонами не реализован, таможенный контроль и таможенное оформление указанных выше товаров не отменено.

Соответственно, в 1995 году и по настоящее время таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через российско-казахстанскую границу товаров и транспортных средств осуществлялись и осуществляются в общеуста-

новленном порядке, требующем

декларирования товаров таможенным органам.

Ссылки на нормативные акты:

УКАЗ Президента РФ от 31.12.95 «ОБ ОТМЕНЕ ТАМОЖЕННОГО ГРАНИЦЕ РФ С РЕСПУБЛИКС

в том числе обязательного

КЛ. КУРОЧКИН

№ 1343

КОНТРОЛЯ НА И КАЗАХСТАН»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.03.96 № 258 «О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 31 ДЕКАБРЯ 1995 Г. № 1343 [«ОБ ОТМЕНЕ

ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКОЙ КАЗАХСТАН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Вопрос. Кто из сторон международной торговой сделки участвует в операциях по трансфе-рабельному аккредитиву?

Ответ. Согласно п. «А» ст. 48 обычаев для документарных аккр реводным (трансферабельным) кредитив, по которому бенефи имеет право просить банк, про обязательство о платеже с рассрочкой, произвести акцепт или негоциацию или, в случае аккредитива с условием свободной негоциации, - банк, специальна уполномоченный в аккре-

iA ГРАНИЦЕ РФ С

И ТОРГОВЛИ РФ

Унифицированных правил и 5дитивов» (ред. 1993 года) пе-аккредитивом является ак-циар (первый бенефициар) изводящий платеж, принять

о том, чтобы аккредитивом или частично один или не-эенефициар).

дитиве как переводящий банк, могли пользоваться полностью сколько бенефициаров (второй

Таким образом, в операция^ по переводному (трансфера -бельному) аккредитиву участвует: - покупатель - держатель ак:

- торговый посредник основной аккредитив;

кредитива; ли)цо, на имя которого открыт

- продавец - лицо, на имя которого открыт переводной аккредитив (второй бенефициар);

- банк - эмитент - банк, открывший аккредитив;

- переводящий банк;

- банк - корреспондент, находящийся в стране или даже по месту нахождения бенефициара.

При этом банк - корреспондент может выполнять различные задачи:

- он может, не принимая на себя самостоятельной ответственности наряду с банком - эмитентом, то есть не подтверждая аккредитив, выступать как передаточная инстанция и лишь авизовать аккредитив;

- он может выступать как подтверждающий банк и взять на себя наряду с банком - эмитентом самостоятельную ответственность.

Ссылки на нормативные акты:

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ» (Публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 1993 г., вступили в силу с 01.01.94)

Вопрос. Для кого из участников международной торговой сделки выгодно, чтобы платеж по договору купли-продажи осуществлялся путем открытия переводного (трансферабельного) аккредитива?

Ответ. Переводный (трансферабельный) аккредитив позволяет торговому посреднику передать свое право на получение средств с аккредитива клиента - покупателя товара како-му-либо своему поставщику и тем самым позволяет ему оформить сделку с поставщиком с ограниченным использованием собственных денежных средств (п. «А» ст. 48 «Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов», ред. 1993 года).

Схема взаимодействия торгового посредника, покупателя и поставщика следующая.

1. Торговому посреднику его покупатель выставляет безотзывный аккредитив, помеченный как трансферабельный (п. «В» ст. 48 «Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов», ред. 1993 года).

2. Как только торговый посредник получает от банка уведомление об открытии в его пользу аккредитива, он поручает банку перевести аккредитив на своего поставщика, так называемого второго бенефициара.

3. После того как поставщик отгрузил товар в адрес покупателя, он представляет отгрузочные документы в авизующий или подтверждающий банк.

4. Авизующий или подтверждающий банк передает дальше эти документы в переводящий банк, который после их получения дебетует торгового посредника.

5. Торговый посредник передает свой счет, выставленный на покупателя, переводящему банку и в обмен на это получает счет своего поставщика. При этом сумма счета посредника, которая на торговую маржу выше, чем сумма счета поставщика, записывается в кредит торговому посреднику.

6. Счет торгового посредника вместе с другими отгрузочными документами направляется дальше банку-эмитенту.

Ссылки на нормативные акты:

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ»

(Публикация Международной тор (ред. 1993 г., вступили в силу с 01

Ф. СП-1

Каталог "Газеты и журкаяы* Агента "РОСПЕЧАТЬ АБОНЕМЕНТ на журнал

М еждунар о дный бухгалтерский учет

Н.Н. ГОЛЯКОВА

1ЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ

говой палаты № 500) 01.94)

48997

[индекс издания)

Количество комплектов:

на 2002 год по месяцам

1 2 3 4 5 6 7 8 10 и 12

X X X X X X

Куда

(почтовый индекс (адрес)

Кому

ГШ мвСТО литер

Куда

(почтовый индекс)

ДОСТ/ВОЧНАЯ КАРТОЧКА

на

журнал

М еждунар о дный бухгалтерский учет

Стоимость

подписки

переадресовки

48997

{индекс издания) Каталог "Газеты и «урншяы' Агекгав "РОСПЕЧАТЬ*

. РУч-

на 2002 год по месяцам

12 3 4

Количество комплектов;

в

X

8

X

9

ТадрёсГ

Кому

(фамилия, инициалы)

10

11

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.