Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Международная организация является специализированным учреждением ООН, и на нее распространяется действие Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН.

Подлежит ли постановке на учет в налоговых органах такая международная организация в связи с намерением открыть отделения в разных регионах РФ или имеющая недвижимое имущество в РФ?

Ответ. В соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, международные организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности, при наличии в РФ своих постоянных органов, филиалов или представительств, а также наличии в РФ недвижимого имущества и транспортных средств.

Если международная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии этой организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, или наличии недвижимого имущества или транспортных средств, в том числе транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с законодательством РФ, такие организации подлежат постановке на учет в другом налоговом органе по месту нахождения нового отделения или по месту регистрации этих транспортных средств или месту нахождения недвижимого имущества.

При этом постановка на учет в налоговых органах международной организации не означает, что к такой организации автоматически будут предъявлены требования по уплате налогов.

Более того, без постановки на учет в налоговых органах зачастую невозможно предоставить налоговые льготы, например, возмещение налога на добавленную стоимость, в случае если они предусмотрены соответствующим международным договором.

Сама постановка на учет не противоречит каким-либо положениям Соглашения между Правительством РФ и ООН об учреждении в РФ ООН от 15.06.93.

E.H. СОРОКИНА Советник налоговой службы РФ

II ранга К.В. ЗАЛАТА Советник налоговой службы

I ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Вопрос. В какой срок иностранные и международные организации подлежат учету в налоговом органе согласно п. 3.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, в связи с открытием ими счетов в банках на территории России? Пунктом 3.5 Положения предусмотрена обязанность иностранных организаций сообщить в 10-дневный срок о закрытии счета. В какой срок иностранная организация обязана сообщить об открытии счета?

Ответ. В соответствии с п. 1.2 Положения налоговый орган обязан осуществить постановку на учет иностранных и международных организаций, дипломатических представительств в течение пяти дней со дня подачи ими заявления о постановке на учет с приложением всех необходимых документов. Это общее положение, применяемое ко всем случаям постановки на учет иностранных организаций, предусмотренных Положением, касается в том числе и подачи Заявления о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе по форме 2005ИМ, представляемого иностранной организацией для открытия счетов в российских банках.

Пунктом 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ предусматривается, что налогоплательщики обязаны в 10-дневный срок письменно сообщать по месту учета об открытии и закрытии счета. Эта норма предусмотрена и п. 3.5 Положения, в соответствии с которым иностранная организация в случае закрытия счетов обязана информировать об этом соответствующий налоговый орган.

Что касается представления организацией информации об открытии банковских счетов, то Кодексом предоставлено МНС России право установить особенности учета иностранных организаций, что и было сделано в соответствующем Положении. Однако особенности постановки на учет иностранных организаций, определенные в этом Положении, не затрагивают вопросов изменения процедуры постановки на учет, в том числе и изменения сроков сообщения иностранной организацией об открытии и закрытии счетов в российских банках.

Таким образом, иностранная организация обязана сообщить об открытии счета в 10-дневный срок.

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 29.12.2001)

Вопрос. Надо ли заполнять Заявление о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе, предусмотренного разд. 3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, в случае открытия корреспондентских счетов иностранных банков в российских банках, которые не имеют отделений на территории РФ?

Ответ. В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ банковским счетом признается счет, открытый на основании договора банковского счета.

Согласно Гражданскому кодексу РФ корреспондентский счет является банковским счетом (ст. 860).

Таким образом, все требования, предъявляемые к процедуре постановки на учет иностранных организаций в связи с открытием ими счетов в банках РФ и предусмотренные Налоговым кодексом РФ, в полной мере относятся и к открытию корреспондентских счетов. То есть банк обязан открывать счета организациям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с Положением МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 для получения Свидетельства об учете в налоговом органе (форма 2402ИМ) требуется обязательное заполнение Заявления о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе по форме 2005ИМ. Представляет Заявление иностранный банк, непосредственно открывающий корреспондентский счет в российском банке.

Требования к представлению других документов при учете иностранной организации в налоговом органе в связи с открытием корреспондентских счетов в банках на территории РФ изложены в разд. 3 Положения.

К В. ЗАЛАТА Советник налоговой службы

I ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 29.12.2001)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)

Вопрос. Являются ли плательщиками единого социального налога иностранные граждане или лица без гражданства, осуществляющие на территории России предпринимательскую деятельность (но не являющиеся предпринимателями) и не обладающие правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, использующие труд наемных работников - граждан России?

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса РФ плательщиками единого социального налога являются физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, производящие выплаты физическим лицам.

Статьей 11 НК РФ установлено, что к физическим лицам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Согласно п. 7 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 НК РФ. При этом в соответствии с п. 8 ст. 83 НК РФ в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 83 НК РФ, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет.

Таким образом, физические лица - иностранные граждане (лица без гражданства), осуществляющие на территории России предпринимательскую деятельность (но не являющиеся предпринимателями), производящие выплаты физическим лицам - гражданам России, являются плательщиками единого социального налога в отношении выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 29.12.2001)

Вопрос. Наша организация выплачивает вознаграждения физическим лицам за оказанные услуги, выполненную работу. Среди наших контрагентов есть физические лица, являющиеся гражданами других государств, которые по условиям заключенных с ними договоров выпол-

Ответ. Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон) субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Пунктом 1 ст. 6 Закона определено, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

няют работу за пределами РФ. В связи с изложенным просим разъяснить, необходимо ли производить начисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в отношении вознаграждений, начисленных в пользу иностранных граждан, проживающих за пределами РФ.

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

В соответствии с п. 1 ст. 7 вышеуказанного Закона застрахованными лицами (лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом) являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона об обязательном пенсионном страховании объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ.

Кроме того, ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ.

Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу иностранного гражданина, проживающего за пределами РФ, не являются объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов в ПФР.

Н.В. КРИКСУНОВА Советник налоговой службы

I ранга

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Следует ли при вывозе на экспорт выработанных из даваль-ческого сырья подакцизных нефтепродуктов для подтверждения обоснованности налоговых вычетов требовать от налогоплательщика -переработчика давальческого сырья представлять в налоговый орган документы, подтверждающие передачу этих нефтепродуктов собственнику сырья, осуществляющему экспорт? Какие в этом случае документы он должен представить?

Ответ. Передача товаров, произведенных из давальческого сырья, их производителем собственнику этого сырья является нормой договорных отношений между хозяйствующими субъектами.

В случае выработки нефтепродуктов на принципах давальческого сырья условия передачи готовых нефтепродуктов предусматриваются в договоре о переработке этой нефти (договоре подряда), заключаемом между собственником давальческой нефти и ее переработчиком. При этом выработанные нефтепродукты в соответствии с условиями договора подряда (о переработке давальческого сырья) могут быть переданы как их собственнику, так и по его указанию любому другому грузополучателю.

При вывозе нефтепродуктов на экспорт указанный договор подряда (в совокупности с другими документами, предусмотренными в п. 6 ст. 198 Налогового кодекса, подтверждающими факт экспорта подакцизных товаров) представляется в налоговый орган.

Основным документом, подтверждающим передачу давальцу готовой продукции, выработанной в отчетном месяце, является акт ее приема-передачи.

Отгрузка производителем - налогоплательщиком подакцизных нефтепродуктов грузополучателю оформляется в общеустановленном для таких операций порядке (оформление накладных, других товаросопроводительных документов и т.д.).

При этом поскольку документы, подтверждающие передачу (отгрузку) переработчиком выработанных на принципах давальческого сырья нефтепродуктов собственнику этого сырья, не включены в определенный нормами ст. 198 Налогового кодекса перечень документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, они для подтверждения обоснованности возврата акциза, уплаченного по операциям передачи нефтепродуктов, выработанных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ, в налоговый орган представляться не должны.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Подлежат ли освобождению от уплаты акцизов операции по передаче собственнику давальческого сырья подакцизных нефтепродуктов, выработанных по договору

Ответ. В последнее время широко распространилась практика производства бензина автомобильного из стабильного газового конденсата или путем смешения низкооктановых бензинов с высокооктановыми добавками. При этом в ряде случаев нефтеперерабатывающие организации осу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о переработке стабильного газового конденсата и вывозимых за пределы таможенной территории РФ?

ществляют такое производство автомобильного бензина на принципах давальческого сырья (низкооктанового прямо-гонного бензина или стабильного газового конденсата).

В случае если полученный в результате переработки этого сырья автомобильный бензин вывозится на экспорт, следует иметь в виду, что, как следует из подп. 4 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса, освобождение от обложения акцизами операций по передаче лицом выработанных им из давальческого сырья нефтепродуктов собственнику этого сырья, помещаемых под таможенный режим экспорта, за пределы РФ, производится в соответствии с порядком, установленным положениями ст. 184 Налогового кодекса.

В то же время согласно п. 1 ст. 184 Налогового кодекса одним из условий освобождения от налогообложения акцизами операций по указанным передачам нефтепродуктов является их выработка по заключенному собственником давальческого сырья с нефтеперерабатывающим заводом договору о переработке нефти.

Норм, предусматривающих освобождение от налогообложения операций по передаче вывозимых на экспорт нефтепродуктов, выработанных по договорам о переработке каких-либо других видов давальческого сырья (так же как и по договорам о их производстве путем повышения октанового числа передаваемого на переработку бензина), в ст. 184 Налогового кодекса не содержится.

Таким образом, операции по передаче нефтепродуктов, выработанных по указанным договорам и вывозимых за пределы таможенной территории РФ, не отвечают определенным ст. 184 Налогового кодекса условиям освобождения их от уплаты акциза.

И .А. ДАВЫДОВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Каков порядок уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования, при наследовании недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, в случае если наследником является иностранное физическое лицо?

Ответ. Наследование недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, согласно ст. 1224 ГК РФ определяется по российскому праву.

Исчисление и уплата налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, как движимого, так и недвижимого, являющегося объектом налогообложения, определены ст. 5 Закона РФ от 12.12.91 № 2020-1 «О налоге

с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения».

В соответствии с п. 7 ст. 5 вышеназванного Закона физические лица, проживающие за пределами РФ, обязаны уплатить налог до получения документа, удостоверяющего право на имущество, переходящее в порядке наследования.

Нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны передать в налоговые органы справки о стоимости недвижимого имущества, переходящего иностранному физическому лицу по наследству, для исчисления ему налога до выдачи свидетельства о праве на наследство и выдать такое свидетельство только по предъявлении квитанции об уплате налога.

C.B. ЖУКОВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ)» от 26.11.2001 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001)

ЗАКОН РФ от 12.12.91 № 2020-1 (ред. от 27.01.95)

«О НАЛОГЕ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ»

Вопрос. Иностранному физическому лицу в начале календарного года банк, находящийся на территории России, выплачивает проценты по рублевому вкладу в размерах, превышающих три четверти действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ. По какой ставке должен быть исчислен налог на доходы физического лица в виде процентов, если гражданин намеревается пробыть на территории РФ более 183 дней в календарном году?

Ответ. В соответствии с п. 27 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, если проценты по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных до 1 января 2001 года на срок не менее шести месяцев) выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены указанные проценты.

Пунктом 3 ст. 224 Кодекса установлено, что налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.

Согласно ст. И Кодекса физические лица - налоговые резиденты РФ - физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Учитывая изложенное, с процентов по рублевому вкладу, выплачиваемых иностранному гражданину банком, последнему необходимо исчислить, удержать и перечислить на-

лог по ставке 30%, если иные нормы не предусмотрены международным договором РФ (ст. 7 Кодекса). В дальнейшем при получении процентов по рублевому вкладу, если иностранный гражданин будет налоговым резидентом, банку необходимо произвести перерасчет и удерживать налог с процентных доходов по вкладу в банке в части превышения суммы, рассчитанной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевому вкладу по ставке 35%.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 29.12.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Иностранное физическое лицо, которое не является налоговым резидентом РФ, получает проценты по вкладу в иностранной валюте в банке, находящемся на территории РФ, в пределах 9% годовых. Распространяется ли на него льгота, предусмотренная п. 27 ст. 217 Налогового кодекса РФ?

Ответ. В соответствии с п. 27 ст. 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, если проценты по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных до 1 января 2001 года на срок не менее шести месяцев) выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены указанные проценты; установленная ставка не превышает 9% годовых по вкладам в иностранной валюте.

Учитывая изложенное, суммы процентов, полученных в пределах 9% годовых по вкладу в иностранной валюте, не включаются в налоговую базу как иностранных физических лиц, так и российских граждан.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Подлежат ли обложению НДФЛ суммы страховых выплат по договору добровольного медицинского страхования, полученные застрахованными физическими лицами в возмещение медицинских расходов в зарубежном медицинском учреждении?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 213 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по обязательному страхованию, осуществляемому в порядке, установленном действующим законодательством, по добровольному долгосрочному (на срок не менее пяти лет) страхованию жизни и в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок) страхователей или застрахованных лиц.

Действующим законодательством не предусмотрено возмещение медицинских расходов (в том числе санаторно-курортное лечение в целях реабилитации) только в медицинских учреждениях РФ, следовательно, страховые выплаты в возмещение медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц не включаются в налоговую базу таких физических лиц и при оказании медицинских услуг зарубежным медицинским учреждением, имеющим соответствующую лицензию.

Л.И. ОСИПЧУК Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Каков порядок взыскания налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, с граждан, не проживающих на территории России?

Ответ. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, взимается со стоимости наследуемого или подаренного имущества в соответствии с Законом РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» независимо от того, произведена ли государственная регистрация перехода права собственности.

Согласно п. 7 ст. 5 названного Закона физические лица, проживающие за пределами Российской Федерации, обязаны уплатить налог до получения документа, удостоверяющего право собственности на имущество. Выдача им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается.

Пунктом 4 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ установлено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В соответствии со ст. 1153 для принятия наследства наследник должен подать нотариусу заявление о принятии

наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Таким образом, документами, удостоверяющими право собственности на имущество, перешедшее по наследству, являются свидетельства о праве на наследство, которые выдает нотариус.

Договор же дарения, удостоверенный нотариусом, будет являться основанием для государственной регистрации перехода и прекращения прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть правоустанавливающим документом будет являться свидетельство о государственной регистрации.

Из вышеизложенного следует, что нотариус не должен выдавать физическим лицам, проживающим за пределами России, свидетельства о праве на наследство, а учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - свидетельства о регистрации перехода права по договору дарения, удостоверенному нотариусом, без уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Законом не предусмотрен иной порядок взыскания налога.

Л.Н. КРЫКАНОВА Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 12.12.91 № 2020-1 (ред. от 27.01.95)

«О НАЛОГЕ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ»

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ)» от 26.11.2001 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 № 122-ФЗ (ред. от 11.04.2002)

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ» (принят ГД ФС РФ 17.06.97)

Вопрос. Организация осуществляет вывоз подакцизных товаров в Республику Беларусь. Какой действует порядок налогообложения

Ответ. Пунктом 2 ст. 9 Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ус-

акцизами подакцизных товаров во взаимной торговле между Российской Федерацией и Республикой Беларусь после 1 июля 2001 года?

тановлено, что реализация товаров в Республику Беларусь приравнивается к реализации товаров на территории РФ.

Согласно вышеназванному Закону сумма акциза по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории Республики Беларусь, подлежит уплате за вычетом суммы акциза, уплаченной в стране их происхождения, в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года.

При ввозе на территорию РФ из Республики Беларусь подакцизных товаров акцизы (за исключением акцизов по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными и (или) специальными марками и (или) лицензированию при ввозе на территорию РФ) таможенными органами не взимаются.

Таким образом, на операции по реализации подакцизных товаров в Республику Беларусь распространяется порядок взимания акцизов, действующий при реализации на территории РФ, а по ввозимым подакцизным товарам из Республики Беларусь сохранен порядок взимания акцизов, действовавший до 1 июля 2001 года.

Т.К. ПОДГОРНАЯ

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.05.2002 № 57-ФЗ (ред. от 24.07.2002)

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 24.05.2002)

Вопрос. Подлежат ли налогообложению единым социальным налогом выплаты, произведенные представительством иностранной организации, находящимся в Москве, за счет средств головной организации, оставшихся после уплаты налога на доходы в Болгарии?

Ответ. Пунктом 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) (далее -Кодекс) установлено, что объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 236 Кодекса указанные в п. 1 данной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, выплаты, произведенные представительством иностранной организации, находящимся в Москве, за счет средств головной организации, оставшихся после уплаты налога на доходы в Болгарии, подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке, если только они не отнесены у данного представительства иностранной организации к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в соответствии ст. 270 Кодекса.

Также следует иметь в виду, что при действии в 2001 году п. 4 ст. 236 Кодекса (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ) выплаты, произведенные представительством иностранной организации за счет средств головной организации, оставшихся после уплаты головной организацией налога на доходы в соответствии с законодательством иностранного государства, подлежали налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылки на нормативные акты:

М.И. ПАВЛОВ Советник налоговой службы III ранга

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 29.12.2000)

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Организация осуществляет перевозку пассажиров и багажа в иностранные государства. Оплата транспортных услуг производится наличными денежными средствами. Имеет ли право организация оставлять часть выручки в кассе сверх лимитов, устанавливаемых обслуживаемым банком, на возмещение сотрудникам командировочных расходов, оплату ГСМ?

Ответ. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов производится по налоговой ставке 0%. При этом согласно п. 6 ст. 164 НК РФ организации, осуществляющей указанные перевозки, следует представлять в налоговые органы отдельную налоговую декларацию.

Пункт 6 ст. 165 НК РФ предусматривает, что при оказании услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке; реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.

В случае если расчет за вышеуказанные услуги осуществляется наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных услуг.

Что касается хранения части выручки в кассе предприятия, то Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 № 14-П, утвержденное Советом директоров ЦБ РФ (протокол от 19.12.97 № 47), предусматривает возможность хранения в кассе предприятия наличных денег в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающим его банком.

Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. В кассах могут храниться наличные деньги сверх установленных лимитов только для выплаты заработной платы, выплат социального характера и стипендий не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков.

Пункт 2.7 названного выше Положения предусматривает, что предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории РФ, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России. При этом предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.

Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета с учетом соблюдения ими поряд-

ка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.

По нашему мнению, при выполнении названных условий организация может оставить в кассе часть выручки на указанные в вопросе расходы. Однако в этом случае следует быть готовым отстаивать свою позицию в споре с налоговым органом при подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в порядке ст. 165 НК РФ в связи с невозможностью представить в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение полученных сумм на его счет в российском банке в части средств, оставленных в кассе предприятия. При этом мы не беремся предсказывать решение суда.

О.Г. ХМЕЛЕВСКОЙ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 29.05.2002)

«ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВИЛАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 05.01.98 № 14-П

(ред. от 22.01.99)

(утв. Советом директоров Банка России 19.12.97 № 47)

Вопрос. Организация приобрела оборудование у иностранного продавца с целью его дальнейшей продажи. Как отразить в бухгалтерском учете затраты по уплате таможенных пошлин, предпродажной подготовке оборудования, в том числе ремонту оборудования?

Ответ. Под торговой деятельностью для целей налогообложения понимается приобретение товара с целью его последующей перепродажи без изменения технических, качественных и иных характеристик товара.

С учетом этого приобретение оборудования, предназначенного для продажи, и его последующий ремонт, на наш взгляд, следует рассматривать как производственную деятельность.

Следовательно, приобретенное оборудование, подлежащее ремонту с целью последующей продажи, следует учитывать в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, на счете 10 «Материалы».

Согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н,

материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. К фактическим затратам на приобретение матери-ально-производственных запасов относятся в том числе и таможенные пошлины (п. 6 ПБУ 5/01).

Затраты на ремонт оборудования, предназначенного для продажи, учитываются на счетах затрат на производство (например, на счете 20 «Основанное производство»). После проведения ремонта оборудование следует учитывать как готовую продукцию, а доходы от ее реализации - как выручку от продажи собственной продукции.

С.С. ЛЫСЕНКО

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ»

ПРИКАЗ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОД-СТВЕННЫХ ЗАПАСОВ» ПБУ 5/01» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.07.2001 № 2806)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос. Могут ли быть помещены под таможенный режим экспорта товары, ранее ввезенные в Россию в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями и помещенные под таможенный режим выпуска для свободного обращения с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с действующим таможенным законодательством ? Если да, то из каких правовых актов это следует?

Ответ. В соответствии со ст. 22 Таможенного кодекса РФ перемещение товаров через таможенную границу РФ производится в соответствии с их таможенными режимами в порядке, предусмотренном ТК РФ. Перемещаемые товары подлежат декларированию путем заявления по установленном форме точных сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (ст. 168, 169 ТК РФ).

Такие сведения заявляются в таможенной декларации, которая с момента оформления принятия становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение в соответствии со ст. 179 ТК РФ. Форма и порядок заполнения грузовой таможенной декларации (ГТД) определены в Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом 1ТК России от 16.12.98 № 848. При заявлении сведений в

ГТД о таможенном режиме применяется Классификатор процедуры перемещения товаров через таможенную границу РФ (Приложение 1 к приказу ГТК России от 25.12.96 № 774).

Таможенный режим - совокупность положений, определяющих статус товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей (п. 12 ст. 18 ТК РФ). Таможенный режим «выпуск товаров для свободного обращения» - таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию РФ товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории (ст. 30 ТК РФ). Одним из условий такого режима является уплата таможенных платежей, что предусмотрено в ст. 31 ТК РФ. При декларировании товаров указанный таможенный режим в графе 1 ГТД отражается как «ИМ 40» в соответствии с упомянутым Классификатором.

При предоставлении указанных льгот в соответствии с законодательством РФ в отношении товаров, заявленных к таможенному режиму выпуска для свободного обращения, статус таких товаров не изменяется в понятии, предусмотренном в п. 2 ст. 18 ТК РФ (российские товары - товары, выпущенные для свободного обращения). Код таможенного режима в графе 1 ГТД также не изменяется. В этой связи в случае вывоза товаров, ранее помещенных под таможенный режим выпуска для свободного обращения с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, допускается заявление таможенного режима экспорта.

Таким образом, помещение под таможенный режим экспорта товаров, ранее ввезенных в Россию в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями и помещенных под таможенный режим выпуска для свободного обращения с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с действующим таможенным законодательством, может быть осуществлено и согласуется с содержанием п. 12 ст. 18, ст. 22, 29, 30,168,169 и 175 Таможенного кодекса РФ, приказов ГТК России от 16.12.98 № 848 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации» (зарегистрирован Минюстом России 05.02.99 № 1699), от 25.12.96 № 774 «О классификаторах и списках нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей».

Ссылки на нормативные акты:

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 10.02.99, с изм. от 10.01.2002)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 16.12.98 № 848 (ред. от 09.08.2001, с изм. от 10.09.2001)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ГРУЗОВОЙ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 05.02.99 № 1699)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 25.12.96 № 774 (ред. от 26.03.2002)

«О КЛАССИФИКАТОРАХ И СПИСКАХ НОРМАТИВНО-СПРАВОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЕЙ»

Вопрос. Я являюсь гражданином РФ, постоянно проживающим за границей. Могу ли я ввезти легковой автомобиль в РФ в целях его продажи? Что необходимо учитывать и как будет осуществляться его таможенное оформление?

Ответ. В соответствии со ст. 19 Таможенного кодекса РФ все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном ТК РФ. Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и другими актами законодательства РФ.

Статьей 168 ТК РФ установлено, что товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется, а также другие товары и транспортные средства в случаях, определяемых актами законодательства РФ, подлежат декларированию таможенному органу РФ.

Согласно пп. 9, 10 ст. 18 ТК РФ декларанты - лицо, перемещающее товары (являющееся собственником товаров, их покупателем, владельцем и т.д.), и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени.

Вместе с тем в соответствии со ст. 172 ТК РФ декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения через таможенную границу РФ физическими лицами товаров не для коммерческих целей и иных случаев, определяемых Государственным таможенным комитетом РФ.

Поскольку из вопроса следует, что Вы перемещаете автомобиль на территорию РФ с целью его отчуждения, то в соответствии с п. 1.4 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденных приказом ГТК России от 24.11.99 № 814 (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2000 № 2125), а также п. 7 ст. 18 ТК РФ, раскрывающим понятие «российского лица», в соответствии с которым указанными лицами являются граждане РФ, имеющие постоянное местожительство в РФ, при перемещении Вами транспортного средства, предназначенного для производственной или иной коммерческой деятельно-

сти, будут применяться общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования, налогообложения и таможенного оформления, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.

Исходя из изложенного и указанных в письме обстоятельств ввоза транспортного средства в РФ для таможенного оформления транспортного средства следует заключить договор с таможенным брокером, деятельность которого состоит в совершении от собственного имени операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств и выполнении других посреднических функций в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица.

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.11.99 № 814 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ, ЛЬГОТНОМ ПОРЯДКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 18.02.2000 № 2125)

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 10.02.99, с изм. от 10.01.2002)

Вопрос. Я являюсь индивидуальным предпринимателем и ввожу товары для коммерческих целей из-за границы железнодорожным транспортом (товарными вагонами). Правомерно ли требование таможни об обеспечении мною уплаты таможенных пошлин и налогов (путем внесения денежных средств на депозит таможенного органа) при доставке таких товаров под таможенным контролем по железной дороге?

Ответ. В соответствии с п. 8.1 Правил доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных приказом ГТК России от 20.05.96 № 304 (зарегистрирован Минюстом России 15.04.97 № 1291), и п. 2.5 Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом (утв. МПС России и ГТК России 20.04.95), при доставке товаров под таможенным контролем железнодорожным транспортом обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов не требуется.

В этой связи необходимо также отметить, что в соответствии со ст. 405 Таможенного кодекса РФ Вы имеете право обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов РФ и их должностных лиц в порядке, предусмотренном разд. XIII Таможенного кодекса РФ.

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ ГТК РФ от 20.05.96 № 304

(ред. от 02.04.2002)

«О ДОСТАВКЕ ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННЫМ КОНТРОЛЕМ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 15.04.97 № 1291)

«ВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПРИ ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ» (утв. МПС РФ, ГТК РФ 20.04.95)

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 30.06.2002)

Вопрос. Наша компания занимается экспортно-импортными операциями с материалами промышленного назначения, в том числе взрывчатыми. Требуется ли для таможенного оформления взрывчатых материалов промышленного назначения в случае перевозки их железнодорожным транспортом предъявление в таможенные органы разрешения органов внутренних дел?

Ответ. В соответствии с Положением об осуществлении ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации и транзита по территории Российской Федерации взрывчатых веществ, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.07.2000 N° 512, ввоз в РФ, вывоз из РФ взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляются на основании лицензий, выдаваемых в установленном порядке. Транзит взрывчатых материалов промышленного назначения по территории РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и допускается при наличии разрешения МВД России на транзит взрывчатых материалов промышленного назначения в случае перевозки их автомобильным, морским и речным транспортом.

В соответствии с п. 8 Положения необходимым условием для проведения таможенного контроля и таможенного оформления указанных материалов является наличие лицензий на ввоз или вывоз, а в случае их транзита по территории РФ - разрешения МВД России в случаях, предусмотренных п. 7 Положения.

Положением не установлено требование о наличии разрешения органов внутренних дел РФ на перемещение (транзит) взрывчатых материалов промышленного назначения по территории РФ в случае перевозки их железнодорожным транспортом. На основании пп. 5-7 Положения органы внутренних дел РФ выдают соответствующие разрешения только в случае перевозки взрывчатых материалов автомобильным, морским и речным транспортом.

С учетом изложенного для проведения таможенного оформления взрывчатых материалов промышленного назначения в случае перевозки их железнодорожным транспортом предъявление в таможенные органы разрешения органов внутренних дел не требуется.

К.Л. КУРОЧКИН

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.07.2000 № 512 (ред. от 30.11.2001)

«О ПОРЯДКЕ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ, ВЫВОЗА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТРАНЗИТА ПО ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОСЛЕ УТИЛИЗАЦИИ БОЕПРИПАСОВ, А ТАКЖЕ ОТХОДОВ ИХ ПРОИЗВОДСТВА, СРЕДСТВ ВЗРЫВАНИЯ, ПОРО-ХОВ ПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ»

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ

Вопрос. Заключен договор международной купли-продажи товара, формой платежа которого является представление документов на инкассо.

Какие меры предосторожности должен предпринять продавец в данном случае?

Ответ. Операции по инкассо регулируются Унифицированными правилами по инкассо (ред. 1995 года).

Заключая договор международной купли-продажи товара, формой платежа которого является инкассо, продавец, прежде всего, должен убедиться в платежеспособности своего партнера по сделке (покупателя). Не помешает продавцу также знать об экономическом и политическом положении в стране покупателя.

Продавец должен помнить, что не следует назначать покупателя грузополучателем товара, а также не назначать грузополучателем товара банк покупателя (инкассирующий банк) без предварительного на то согласия банка.

И в завершение, продавцу следует предусмотреть возможность перепродажи, переотгрузки или складирования товаров на случай неплатежа покупателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылки на нормативные акты:

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА ПО ИНКАССО» (Публикация Международной торговой палаты № 522) (Ред. 1995 года, вступили в силу с 01.01.96)

Вопрос. Заключен договор международного оказания услуг.

Формой платежа по данному договору является документарный аккредитив. Какие данные должен указать приказодатель в заявлении на открытие документарного аккредитива?

Ответ. В данном случае заявление на открытие документарного аккредитива должно содержать:

- полное (и правильное) наименование и адрес бенефициара (ст. 5 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (изд. 1993 года));

- сумму документарного аккредитива и код валюты международной организации по стандартизации;

- вид документарного аккредитива, является ли он:

- отзывным;

- безотзывным;

- безотзывным с добавлением того, что исполняющий банк в силу просьбы или полномочия должен добавить свое подтверждение к документарному аккредитиву;

- способ исполнения документарного аккредитива;

- сторону, на которую выставляется(ются) тратга(ы), если таковые предусмотрены, и срок действия этой тратты (этих тратт);

- требуемые документы (п. «В» ст. 5 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (изд. 1993 года));

- дату и место истечения срока действия документарного аккредитива;

- краткое описание услуги;

- должен ли документарный аккредитив быть переводным;

- как документарный аккредитив должен быть авизован: по почте или путем телетрансмиссии (ст. 11 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (ред. 1993 года)).

Ссылки на нормативные акты:

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ» (публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 1993 года, вступили в силу с 01.01.94)

Вопрос. Заключен договор международной купли-продажи товара, формой платежа которого является документарный аккредитив. Согласно условиям аккредитива совместно с другими документами в банк должен быть представлен транспортный документ. Какая дата должна быть проставлена в транспортном документе, чтобы он был принят банком?

Ответ. Согласно ст. 22 «Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов», изд. 1993 года, если в аккредитиве не указано иное, то банки будут принимать документы, даты выдачи которых предшествуют дате выставления аккредитива.

Это означает, что транспортный документ, содержащий дату выдачи, предшествующую дате выставления аккредитива, приемлем, если условие об обратном не включено в аккредитив.

Ссылки на нормативные акты:

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ» (публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 1993 года, вступили в силу с 01.01.94)

Вопрос. Заключен договор международной купли-продажи товара, формой платежа которого является документарный аккредитив.

Ответ. Действительно, в тех случаях, когда не нужно, чтобы транспортный документ был выставлен указанным перевозчиком, оператором многовидового транспорта, курьером или названным агентом, выступающим от их лица и по

Может ли приказодателъ при оформлении заявления на открытие документарного аккредитива, когда не требуется, чтобы транспортный документ был выставлен указанным перевозчиком, оператором многовидового транспорта, курьером или названным агентом, выступающим по их поручению или от их лица, указать другие документы и какие, например?

их поручению, приказодателъ может предусмотреть другие документы по согласованию с банком - эмитентом или бенефициаром.

Этими документами могут быть, например:

- сертификат приемки (расписка в получении) экспедитора;

- сертификат перевозки экспедитора;

- складская квитанция;

- складская гарантия.

Следует помнить, что указанные документы не являются транспортными документами и поэтому не могут применяться в соответствии с транспортными статьями (ст. 23 - 30) Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (изд. 1993 года).

Если приказодатель и банк - эмитент разрешают использование этих документов, то это должно быть четко указано в тексте самого аккредитива.

Ссылки на нормативные акты:

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ»

(публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 1993 года, вступили в силу с 01.01.94)

Вопрос. В международной тор говой практике встречается понятие «чистое инкассоЧто оно оз начает?

Ответ. Согласно п. «с» ст. 2 Унифицированных правил по инкассо (ред. 1995 года) «чистое инкассо» - это инкассо финансовых документов, не сопровождаемых коммерческими документами.

Другими словами, «чистое инкассо» - это когда продавец выставляет на покупателя только тратту на стоимость товаров или услуг и представляет эту тратту в свой банк.

Банк продавца (банк - ремитент) направляет тратту вместе с инкассовым поручением в банк - корреспондент (инкассирующий банк), который обычно расположен в том же городе, что и покупатель.

Чистое инкассо, как правило, обслуживает основную товарную сделку или основную финансовую сделку.

H.H. ГОЛЯКОВА

Ссылки на нормативные акты:

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА ПО ИНКАССО» (Публикация Международной торговой палаты № 522) (Ред. 1995 года, вступили в силу с 01.01.96)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.