Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. В целях применения пониженной ставки налогообложения процентного дохода, предусмотренной Соглашением об избежании двойного налогообложения с Белоруссией, мною - гражданином Белоруссии - представлен документ, выданный налоговым органом Республики Беларусь. Названный документ оформлен на официальном бланке, в нем содержится информация, что я состою на налоговом учете, задолженности по платежам в бюджет не имею, указан адрес постоянного проживания и проставлена печать налогового органа. Прошу разъяснить, достаточно ли перечисленных сведений для применения положений Соглашения.

Ответ. Согласно ст. 232 Налогового кодекса РФ для освобождения от уплаты налога или получения иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в органы Министерства РФ по налогам и сборам официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым РФ заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95 применяется к лицам, которые являются лицами с постоянным местопребыванием в одном или в обоих Договаривающихся государствах.

При этом термин «лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве» означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, постоянного места пребывания, места регистрации в качестве юридического лица или любого иного аналогичного критерия.

Исходя из предоставленной Вами информации в документе, выданном налоговым органом Республики Беларусь, слова о том, что Вы являетесь лицом с постоянным местопребыванием в Белоруссии в целях применения Соглашения об избежании двойного налогообложения, отсутствуют.

Таким образом, для применения режима налогообложения процентного дохода, установленного Соглашением об избежании двойного налогообложения с Белоруссией, в официальном документе должно в обязательном порядке быть указано, что Вы являетесь лицом с постоянным местопребыванием в Белоруссии в целях применения Соглашения.

Кроме того, в документе должен быть указан период (календарный год), в котором Вы считаетесь таким лицом.

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.95 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. По условиям мирового соглашения иностранный гражданин - вкладчик банка получил облигации внутреннего валютного займа РФ на стоимость значительно меньшую первоначальной суммы вклада. Срок погашения указанных облигаций -2007 год. Подлежат ли налогообложению в РФ денежные средства, полученные таким иностранным гражданином в случае досрочной реализации указанных облигаций по рыночной стоимости, которая меньше их номинальной стоимости?

Ответ. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ доходы от реализации в РФ ценных бумаг относятся к доходам от источников в РФ и подлежат налогообложению в РФ.

Пунктом 3 ст. 214.1 Кодекса установлено, что доход (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как сумма доходов по совокупности сделок с ценными бумагами соответствующей категории, совершенных в течение налогового периода, за вычетом сумы убытков.

При этом доход (убыток) по сделке купли-продажи ценных бумаг определяется как разница между суммами, полученными от реализации ценных бумаг, и расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком и документально подтвержденными.

В рассматриваемом случае ценные бумаги были получены по условиям мирового соглашения в качестве компенсации денежных средств, вложенных в банк, которые должны рассматриваться в качестве расходов в смысле применения ст. 214.1 Кодекса.

В любом случае при реализации облигаций по цене ниже их номинальной стоимости получится убыток и, соответственно, будет отсутствовать налогооблагаемая база.

E.H. СОРОКИНА

Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Может ли предприятие с иностранными инвестициями, осуществляющее свою деятельность на территории РФ, получить статус субъекта малого предпринимательства?

Ответ. Вопросы отнесения организаций - юридических лиц к субъектам малого предпринимательства регулируются Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».

В соответствии с п. 1 ст. 3 указанного Закона под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период в зависимости от сферы деятельности не превышает установленных данной статьей предельных уровней.

В соответствии с указанным Законом субъектами малого предпринимательства могут быть только коммерческие организации. Согласно п. 1 ст. 50 части первой Гражданского кодекса РФ к коммерческим организациям относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ субъект малого предпринимательства получает соответствующий статус с момента его государственной регистрации в органах исполнительной власти.

Регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется территориальными налоговыми органами по месту нахождения юридического лица в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Таким образом, предприятие с иностранными инвестициями, соответствующее требованиям п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», может быть отнесено к субъектам малого предпринимательства после его государственной регистрации в территориальных налоговых органах по месту своего нахождения.

E.H. СИВОШЕНКОВА

Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

(принят ГД ФС РФ 13.07.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.06.95 № 88-ФЗ (ред. от 21.03.2002)

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 12.05.95)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 21.03.2002)

Вопрос. Минфин России внес изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, согласно которым на затраты сразу можно относить основные средства стоимостью до 10 тыс. руб. В связи с этим имеет ли право налогоплательщик в 2002 году списать дешевые основные средства, приобретенные в 2000 - 2001 годах?

Ответ. Приказ Минфина России от 18.05.2002 № 45н «О внесении дополнений и изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (зарегистрирован в Минюсте России 10.06.2002 № 3505) вводится в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года.

Таким образом, он касается только учета основных средств, приобретенных после 31.12.2001.

E.H. ИСАКИ Н А

Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 18.05.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ» ПБУ 6/01» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 28.04.2001 № 2689)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 18.05.2002 № 45н «О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ» ПБУ 6/01» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 10.06.2002 № 3505)

Вопрос. Пункт 6.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, предусматривает, что в случае принятия решения иностранной организацией об окончании деятельности в РФ в налоговый орган представляется Заявление о снятии с учета.

Означает ли это, что представление Заявления о снятии с учета иностранной организации производится в случае закрытия всех ее отделений на территории РФ?

Ответ. В соответствии с Положением, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, иностранные организации обязаны встать на учет при осуществлении деятельности на территории РФ через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения.

На основании п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ снятие с учета организации в случае прекращения деятельности через постоянное представительство производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика.

В Положении приведена форма соответствующего Заявления о снятии с учета (форма 2006ИМД), которая представляется налогоплательщиком - иностранной организацией.

Пунктом 6.1 Положения предусмотрено, что одновременно с Заявлением в налоговый орган представляется копия решения уполномоченного органа иностранной (международной организации) о закрытии отделения (представительства международной организации) или, в соответствующих случаях, копия акта сдачи работ.

Таким образом, при подаче Заявления о снятии с учета речь идет о закрытии конкретного отделения иностранной организации на территории РФ.

При заполнении Заявления следует учитывать, что в полях «Адрес в Российской Федерации», «ИНН в Российской Федерации» указываются соответственно адрес в РФ, ИНН и КПП ликвидируемого отделения.

Если после закрытия данного отделения у иностранной организации остаются еще структурно обособленные подразделения на территории РФ, эта организация не подлежит исключению из единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), а ее ИНН не будет признан недействительным.

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций от 07.04.2000 № АП-3-06/124 предусмотрено, что постановка на учет иностранных организаций должна производиться в налоговых органах, осуществляющих учет иностранных организаций.

В налоговых органах какого уровня (территориальных инспекциях, региональных или иных налоговых органах) будет осуществляться постановка на учет иностранных организаций?

Ответ. В соответствии с существующим порядком Управление МНС России по субъекту РФ принимает решение, в каких налоговых органах и по каким основаниям будет производиться постановка на учет иностранных организаций в этом регионе.

Так, в ряде регионов РФ учет иностранных организаций в соответствии с разд. 1 и 2 Положения ведется всеми инспекциями МНС России по городам и районам субъекта РФ, а по разд. 3 Положения - только Управлением МНС России по данному субъекту РФ.

В некоторых регионах, в которых осуществляют деятельность или имеют недвижимое имущество значительное количество иностранных организаций, образованы специализированные инспекции (межрайонные) по работе с иностранными организациями.

Пункт 1.4 Положения предписывает Управлениям МНС России по субъектам РФ информировать налогоплательщиков конкретно о тех налоговых органах, в которых ведется учет иностранных и международных организаций, а также дипломатических представительств.

Конкретно же решение о месте постановки на учет иностранных, международных организаций и дипломатических представительств принимается этими налоговыми органами при непосредственном обращении к ним

Вопрос. Следует ли удерживать налог на доходы физических лиц с пенсии по старости, выплачиваемой иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России?

налогоплательщиков с учетом всех представленных ими сведений.

К.В. ЗАЛАТА

Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством.

Статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 01.01.2002, установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Следовательно, пенсии по старости, назначенные при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ и выплачиваемые иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, не включаются в их налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц на основании п. 2 ст. 217 Кодекса.

Т.В. БОГДАНОВА

Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 № 173-Ф3 (ред. от 25.07.2002)

«О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах РФ, выполняет строительно-монтажные работы на континентальном шельфе РФ за пределами российских территориальных вод. Следует ли считать указанные работы реализуемыми за пределами территории России и должна ли российская организация удерживать НДС с сумм, перечисляемых в качестве оплаты за данные работы?

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК реализация товаров (работ, услуг) признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость, если она осуществляется на территории РФ. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 148 НК местом реализации работ (услуг) признается место нахождения недвижимого имущества, если работы (услуги) связаны непосредственно с этим имуществом. Это положение применимо в том числе в отношении строительно-монтажных работ.

Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции РФ).

Пределы территории РФ определены ст. 1 Закона РФ от 01.04.93 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (ред. от 30.12.2001), из которой следует, что территорией РФ является суша, воды, недра и воздушное пространство, в пределах государственной границы РФ.

Статьей 1 Федерального закона от 30.11.95 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» установлено, что континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

При этом согласно п. 2 ст. 5 Закона РФ от 01.04.93 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» прохождение государственной границы на море, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается по внешней границе территориального моря РФ.

Поэтому строительно-монтажные работы, выполненные на объекте недвижимости, который расположен на континентальном шельфе РФ, нельзя признать реализованными на территории РФ и в связи с этим облагаемыми налогом на добавленную стоимость.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 17.07.2002 № 6612/А21-987/02-С2 занял аналогичную позицию по данному вопросу.

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 01.04.93 № 4730-1 (ред. от 30.12.2001)

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.11.95 № 187-ФЗ (ред. от 08.08.2001)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«О КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 25.10.95)

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (с изм. от 09.06.2001)

(принята всенародным голосованием 12.12.93)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. В каком порядке принимается к вычету сумма НДС по экспортируемым товарам, если расчеты с поставщиками за эти товары осуществляются после представления в налоговый орган декларации по налоговой ставке 0%?

Ответ. В соответствии с пп. 1, 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму НДС на сумму НДС, уплаченную поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, при наличии счета - фактуры и документов, подтверждающих оплату поставщику, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).

При этом вычеты сумм НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) в таможенном режиме экспорта производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации (п. 3 ст. 172 НК РФ).

Что касается вычета НДС после сдачи декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов, но до расчетов с поставщиками, сообщаем следующее. Учитывая, что условием для применения налогового вычета является уплата суммы НДС поставщикам, мы считаем, что НДС может быть принят к вычету в том налоговом периоде, в котором будут оплачены поставщикам реализованные на экспорт товары.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Организация осуществляет реализацию товаров на экспорт. При этом экспортируемые ТМЦ приобретаются у поставщиков значительно раньше момента их фактического вывоза.

Как в такой ситуации правильно регистрировать в книге покупок и книге продаж полученные и выставленные счета-фактуры? В каком порядке следует принимать к вычету суммы НДС по товарам, часть которых впоследствии планируется реализовать на экспорт?

Ответ. Правила ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость утверждены постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914. Сразу следует отметить, что названный нормативный правовой акт не предусматривает особого порядка регистрации счетов-фактур по экспортируемым товарам.

В соответствии с п. 7 Правил покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению), в установленном порядке.

Согласно пп. 1 и 2 Правил покупатели учитывают полученные от продавцов счета-фактуры в журнале учета полу-

ченных счетов-фактур по мере их поступления от продавцов в хронологическом порядке. Пунктом 8 данного документа установлено, что счета-фактуры подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму НДС на сумму НДС, уплаченную поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, при наличии счета-фактуры и документов, подтверждающих оплату поставщику, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).

При этом вычеты сумм НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) в таможенном режиме экспорта производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации (п. 3 ст. 172 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 153 НК РФ при применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. В связи с тем что ставки НДС при реализации товаров на внутреннем рынке и в режиме экспорта различны (ст. 164 НК РФ), в целях правильного определения налоговой базы и исчисления налога на добавленную стоимость от их реализации следует обеспечить раздельное ведение учета реализуемой продукции в разрезе применяемых ставок.

По нашему мнению, в случае когда на экспорт реализуются товары, приобретенные в предыдущих налоговых периодах, НДС, уплаченный поставщикам, принимается к вычету на основании п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ в том периоде, когда указанные товары были оплачены и оприходованы, поскольку на момент принятия рассматриваемых сумм НДС к вычету налогоплательщиком были выполнены условия для вычета НДС, установленные гл. 21 НК РФ. Условия для применения налогового вычета изменятся в том налоговом периоде, в котором товары реализованы на экспорт.

Считаем, что при реализации указанных товаров в режиме экспорта НДС, ранее принятый к вычету, должен быть восстановлен в декларации по налогу на добавленную стоимость. В последующем он подлежит вычету на основании декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%, в тот момент и в том порядке, которые установлены п. 3 ст. 172 НК РФ. В случае если налогоплательщик не восстановит ранее принятый к вычету НДС, налоговые органы, вероятно, начислят пеню на сумму заниженного налога (сумму вычетов).

О.Г. ХМЕЛЕВСКОЙ

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (ред. от 27.07.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА ПОЛУЧЕННЫХ И ВЫСТАВЛЕННЫХ СЧЕТОВ-ФАКТУР, КНИГ ПОКУПОК И КНИГ ПРОДАЖ ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И ТОРГОВЛИ РФ

Вопрос. Рассматривается возможность заключения договора купли-продажи хозяйственных товаров на условиях поставки франко фин-ляндско-российская граница.

Качество поставленного товара должно соответствовать техническим условиям и описанию, изложенным в приложении к договору купли-продажи.

Качество товара должно подтверждаться сертификатом качества предприятия-изготовителя.

По договоренности сторон продавец будет обязан после отгрузки товара, но до прибытия товара на границу страны покупателя сообщить покупателю следующие данные: дату отгрузки, номер договора купли-продажи, наименование товара или артикула, количество мест, количество изделий, номер автонакладной, бортовой номер автомобиля, стоимость отгруженного товара.

Товар будет считаться сданным продавцом и принятым покупателем: по количеству мест - согласно автонакладной, по количеству изделий - согласно спецификации продавца, по качеству - согласно качеству, указанному в сертификате качества.

Изделия должны быть упакованы в деревянные ящики. В каждый

Ответ. Платеж за товар, проданный по данному договору купли-продажи, может быть осуществлен путем выставления на инкассо («Унифицированные правила по инкассо», ред. 1995 года) в банке покупателя следующих документов, представленных продавцом:

- коммерческого счета;

- оригинала автотранспортной накладной;

- спецификации продавца;

- сертификата качества;

- упаковочного листа.

Ссылки на нормативные акты:

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА ПО ИНКАССО» (Публикация Международной торговой палаты № 522) (Ред. 1995 года, вступили в силу с 01.01.96)

ящик должен быть вложен упаковочный лист, содержащий номер договора купли-продажи, номер ящика, наименование товара, артикул, количество изделий в ящике, наименование покупателя.

Какая форма платежа может быть порекомендована в данном случае? Против каких документов может быть осуществлен платеж?

Вопрос. Заключен договор международной купли-продажи товаров, формой платежа по которому является документарный аккредитив, регулируемый «Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов», изд. 1993 года. В соответствии с условиями договора купли-продажи продавец (бенефициар) представляет в банк комплект документов совместно с сопроводительным письмом. На что следует обратить внимание при составлении такого сопроводительного письма, чтобы у банка, получающего документы, не возникло вопросов?

Ответ. При составлении сопроводительного письма к комплекту документов, направляемых в банк в соответствии с условиями документарного аккредитива («Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитив», изд. 1993 года), продавец (бенефициар) должен обратить внимание на то, чтобы такое сопроводительное письмо:

- было адресовано именно тому банку, куда направляются документы;

- имело текущую дату;

- относилось к тому документарному аккредитиву, номер которого указан в ссылке.

Кроме того, перечисленные в сопроводительном письме документы должны прилагаться, а также сумма на документах и сумма, указанная в сопроводительном письме, должны совпадать.

Ссылки на нормативные акты:

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ» (публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 93 г., вступили в силу с 01.01.94)

Вопрос. Заключен договор международной купли - продажи товара, формой платежа по которому является документарный аккредитив. В соответствии с условиями договора купли-продажи приказода-тель оформляет заявление на открытие документарного аккредитива. Следует ли в тексте документа специально указывать, что он (т.е. аккредитив) подчиняется «Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов», изд. 1993 года, или это и так подразумевается?

Ответ. Кроме инструкций приказодателя, отвечающих требованиям «Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов», изд. 1993 года, в тексте заявления на открытие документарного аккредитива должна присутствовать фраза примерно такого содержания: «данный аккредитив подчинен Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов (ред. 1993 года, Международная торговая плата, публикация № 500, Париж, Франция) настолько, насколько они применимы».

Ссылки на нормативные акты:

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ» (публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 1993 года, вступили в силу с 01.01.94)

Вопрос. Рассматривается возможность заключения договора международной купли-продажи трикотажных изделий на условиях поставки С1Р (перевозка и страхование оплачены до).

Стоимость тары, упаковки, транспортировки, маркировки и страхования включаются в цену товара и не оплачиваются покупателем отдельно.

По договоренности сторон сделки товары будут поставляться отдельными партиями в соответствии с объемами и номенклатурой, указанными в приложении к договору купли-продажи.

Товары должны быть поставлены в соответствующей экспортной упаковке, обеспечивающей полную сохранность и защиту товаров от каких бы то ни было повреждений во время транспортировки.

Каждое грузовое место должно быть снабжено упаковочным листом, содержащим:

- название пункта назначения;

- наименование покупателя;

- наименование продавца;

- номер грузового места;

- вес брутто;

- артикул, количество.

Каждое грузовое место, а также отдельные упаковки должны содержать следующие сведения: артикул, размер, цвет, торговую марку и наименование производителя.

Товары будут считаться поставленными продавцом и принятыми покупателем по качеству в соответствии со спецификациями, указанными в сертификате качества.

Товары будут считаться поставленными продавцом и принятыми покупателем по количеству упаковок согласно количеству упаковок, указанному в автотранспортной накладной, и количеству отдельных упаковок согласно упаковочному листу.

Какая форма платежа может быть порекомендована в данном случае? Против каких документов может осуществляться платеж?

Ответ. Платеж за товар, проданный по данному договору купли-продажи, может быть произведен с безотзывного, подтвержденного и делимого аккредитива, допускающего платежи частями («Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов», ред. 1993 года).

Сумма аккредитива должна составлять 100% стоимости договора купли-продажи.

Платеж с аккредитива должен осуществляться против представления продавцом в банк следующих документов:

- оригинала счета продавца;

- оригинала автотранспортной накладной;

- полного комплекта оригинала страхового полиса;

- сертификата качества товара;

- упаковочных листов.

Расходы, связанные с любыми повреждениями из-за некачественной или ненадлежащей упаковки, а также расходы на перемаркировку в случае несоответствия условиям договора купли-продажи должны быть возложены на продавца.

Ссылки на нормативные акты:

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ» (публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 1993 года, вступили в силу с 01.01.94)

Вопрос. Рассматривается возможность заключения договора международной купли-продажи средств транспорта на условиях поставки С1¥ (стоимость, страхование и фрахт). Датой поставки будет считаться дата коносамента. По договоренности сторон сделки разрешается досрочная поставка, перегрузка в пути и отгрузка на палубе.

Качество поставляемых товаров должно соответствовать стандартам или техническим требованиям завода-изготовителя и подтверждаться сертификатом качества, выданным заводом-изготовителем, или гарантийным письмом продавца.

Продавец имеет право вносить в конструкцию поставляемых машин усовершенствования и изменения, а также прекращать выпуск машин моделей, предусмотренных в договоре купли-продажи, о чем покупатель должен быть поставлен заранее в известность.

Согласно условиям договора купли-продажи продавец обязан застраховать товары на их фактурную стоимость от обычных транспортных рисков. Товары могут быть застрахованы и от других рисков по поручению покупателя и за его счет.

Какая форма платежа может быть порекомендована в данном случае? Против каких документов может осуществляться платеж?

Ответ. Платеж за транспортные средства, проданные по данному договору купли-продажи, может быть произведен из безотзывного подтвержденного документарного аккредитива («Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов», ред. 1993 года), который должен быть открыт покупателем в пользу продавца на полную стоимость товаров, подлежащих отгрузке.

Платеж из аккредитива должен производиться по предоставлении продавцом банку следующих документов:

- коммерческого счета;

- чистого бортового коносамента (в согласованном количестве экземпляров оригиналов и копий);

- сертификата качества, выданного заводом-изготовителем, или гарантийного письма продавца;

- упаковочных листов;

- страхового полиса.

При этом следует помнить, что в текст документарного аккредитива должно быть включено условие, что отгрузка на палубе разрешена.

Ссылки на нормативные акты:

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ»

(публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 1993 года, вступили в силу с 01.01.94)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос. Заключен договор международной купли-продажи товара, формой платежа по которому является документарный аккредитив.

В соответствии с условиями документарного аккредитива в банк представлены документы. Какой существует предельный срок для принятия банком решения об отказе от документов?

Ответ. Согласно подп. I п. «О» ст. 14 «Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов», изд. 1993 года, исполняющий банк, действующий от имени банка-эмитента или подтверждающего банка, если таковой имеется, должен, если он принял решение отказаться от документов, сообщить лицу, представившему документы, к концу седьмого банковского дня, следующего за днем получения документов, о том, что он отказался от документов. В своем извещении об отказе банк должен указать все расхождения, из-за которых он отказывается принять документы, а также указать, оставляет ли он документы в своем распоряжении или возвращает их банку-ремитенту (подп. II п. «Э» ст. 14 «Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов», ред. 1993 года).

Ссылки на нормативные акты:

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ» (публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 1993 года, вступили в силу с 01.01.94)

Вопрос. Заключен договор международной купли-продажи товаров, формой платежа по которому является документарный аккредитив.

В соответствии с условиями договора купли-продажи приказода-тель оформляет заявление на открытие документарного аккредитива. Одно из условий договора купли-продажи заключается в том, что отгрузка товара должна быть произведена судном указанной национальности или флага. Каким образом приказодатель должен предусмотреть это при оформлении заявления на открытие документарного аккредитива?

Ответ. Если, как в данном случае, отгрузка товара должна быть произведена судном определенной, указанной в договоре купли-продажи национальности или флага, то приказодатель при оформлении заявления на открытие документарного аккредитива должен предусмотреть документ, который будет подтверждать выполнение этого требования.

В случаях, когда соответствие такому или подобным требованиям не может быть подтверждено транспортным документом, приказодатель должен предусмотреть дополнительный документ, в котором будет подтверждено, что это требование выполнено.

В заявлении на открытие документарного аккредитива приказодатель должен указать, кем такой дополнительный документ должен быть выдан и какие формулировки или данные он должен содержать (ст. 21 «Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов», изд. 1993 года). Если в аккредитиве это не будет указано, банки будут принимать документы такими, как они представлены, при условии, что содержание этих документов не противоречит другим представленным документам.

H.H. ГОЛЯКОВА

Ссылки на нормативные акты:

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ» (публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 1993 года, вступили в силу с 01.01.94)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос. Каковы особенности завершения целевого использования при списании по истечении срока эксплуатации товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал коммерческих организаций с иностранными инвестициями, с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей?

Ответ. При списании указанной категории товаров, ранее поставленных на баланс коммерческой организации с иностранными инвестициями и принятых к бухгалтерскому учету на счет 01 «Основные средства», что обусловливается их естественным эксплуатационным износом, истечением сроков эксплуатации (использования), условно начисленные суммы таможенных платежей не взимаются в силу объективного завершения целевого использования таких товаров, в отношении которых предоставлены налоговые льготы, при условии представления в таможенный орган, производивший таможенное оформление товаров,

документов, подтверждающих списание и последующую ликвидацию (утилизацию) товаров.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н), Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (в ред. приказа от 18.05.2002 № 45н)), Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 20.07.98 № ЗЗн (в ред. приказа от 28.03.2000 № 32н)) в качестве документа, подтверждающего списание с баланса организации товаров (основных средств), может быть представлен акт на списание основных средств по форме ОС-4 с указанием характеристик каждого объекта и способа выбытия, утвержденный руководителем организации. Кроме того, передача списанных по акту основных средств на утилизацию может быть подтверждена соответствующим документом - актом о передаче указанных материалов, непригодных для использования и являющихся вторичным сырьем, для утилизации организациям по сбору вторичного сырья или другим организациям, осуществляющим деятельность по переработке вторичного сырья, в рамках договорных отношений.

Данные о хозяйственных операциях по списанию основных средств отражаются в инвентарной карточке на каждый товар (по форме ОС-6). При проведении таких операций суммы стоимости уничтожаемых товаров списываются со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расчеты». При этом данные операции не отражаются по счету 80 «Уставный капитал», поскольку в рассматриваемом случае уменьшение уставного (складочного) капитала организации не происходит.

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ»

ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 18.05.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ» ПБУ 6/01» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 28.04.2001 № 2689)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 20.07.98 № ЗЗн (ред. от 28.03.2000)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ»

Вопрос. Какие акты законодательства применяются при осуществлении таможенного контроля за целевым использованием товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей и ввезенных в качестве вклада в уставный капитал коммерческой организации?

Ответ. При осуществлении таможенного контроля за целевым использованием товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей и ввезенных в качестве вклада в уставный капитал коммерческой организации, применяется ст. 29 Таможенного кодекса РФ, п. 2 ст. 150 части второй Налогового кодекса РФ, а также приказ ГТК России от 05.11.2001 № 1043 «Об утверждении Инструкции о порядке контроля целевого использования условно выпущенных товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам» (зарегистрирован Минюстом России 17.12.2001 № 3083).

Кроме того, подразделениями таможенной инспекции таможенных органов применяются Методические рекомендации по проведению таможенного контроля (в том числе проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита, утвержденные распоряжением ГТК России от 01.11.2001 № 1025-р.

Ссылки на нормативные акты:

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 30.06.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 05.11.2001 № 1043 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛОВНО ВЫПУЩЕННЫХ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЛЬГОТЫ ПО ТАМОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖАМ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 17.12.2001 № 3083)

РАСПОРЯЖЕНИЕ ГТК РФ от 01.11.2001 № 1025-р (ред. от 05.08.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ (В Т.Ч. ПРОВЕРОК ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ВЭД) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АУДИТА»

Вопрос. Является ли декларация по форме ТД-6, поданная физическим лицом в отношении ввозимого им для личных целей автомобиля в пункте пропуска через границу РФ, документом, свидетельствующим факт заявления лицом по установленной таможенным законодательством форме сведений о данном товаре и других сведений, необходимых для таможенных целей? Является ли дата принятия такой таможенной декларации датой, на которую должны быть рассчитаны таможенные платежи?

Ответ. В соответствии со ст. 5 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом РФ, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными актами законодательства РФ.

Форма декларации ТД-6 утверждена приказом ГТК России от 25.01.99 № 38 «Об утверждении Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности» (далее - Инструкция) (зарегистрирован Минюстом России 16.04.99, регистрационный номер 1756). Действие Инструкции не распространяется на транспортные средства, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу РФ в качестве товаров, соответственно, декларация по форме ТД-6 не содержит сведений о транспортном средстве, достаточных для его декларирования (с учетом ст. 169 ТК РФ).

Производство таможенного оформления транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, осуществляется в соответствии с Правилами перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ (далее -Правила), утвержденными приказом ГТК России от 24.11.99 №814 (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2000, регистрационный номер 2125). Так, согласно п. 4.2 Правил при ввозе в РФ транспортных средств физические лица, следующие на указанных транспортных средствах через таможенную границу РФ, уведомляют таможенный орган о пересечении таможенной границы РФ. Уведомление производится на бланке декларации ТД-6, заполняемой физическим лицом на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Сведения о транспортном средстве указываются в соответствующих графах декларации ТД-6. Таким образом, в данном случае декларация ТД-6 применяется лишь для уведомления таможенных органов о перемещении через таможенную границу РФ транспортного средства.

Исключение составляют случаи, предусмотренные п. 4.1 Правил, когда декларация (форма ТД-6) применяется при декларировании в упрощенном порядке транспортных средств, временно ввозимых в РФ на срок до двух месяцев включительно, а также вывозимых из РФ, в случае их перемещения через таможенную границу РФ физическими лицами, следующими на указанных транспортных средствах.

Следует отметить, что порядок декларирования, установленный упомянутыми выше нормативными правовыми актами, соответствует положениям ТК РФ. Так, ст. 139 ТК РФ установлено, что при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ перевозчик уведомляет таможенный орган РФ о пересечении таможенной границы РФ (уведомление таможенного органа является предварительной операцией, предшествующей основному та-

моженному оформлению, призванной облегчить и ускорить производство основного таможенного оформления).

Таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа РФ, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного органа РФ, устанавливаемых ГТК России (ст. 127 ТК РФ). В целях проведения таможенного оформления физическими лицами одновременно с таможенной декларацией ТД-7 в таможенный орган представляются транспортные и товаросопроводительные документы, идентифицирующие транспортное средство, документы, подтверждающие право собственности и (или) владения данным транспортным средством лицом, его перемещающим, а также иные документы, необходимые для таможенных целей (п. 4.3 Правил).

С учетом изложенного декларация ТД-6 служит документом, подтверждающим обстоятельства ввоза транспортного средства на таможенную границу РФ (формой уведомления). Документом, свидетельствующим факт заявления лицом сведений о товарах и транспортных средствах и других сведений, необходимых для таможенных целей (таможенной стоимости, сумм подлежащих уплате таможенных платежей и т.д.), является таможенная декларация ТД-7.

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ ГТК РФ от 25.01.99 № 38 (ред. от 16.01.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ И ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЬГХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЬГХДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИЛИ ИНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 16.04.99 № 1756)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.11.99 № 814 (ред. от 30.09.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ, ЛЬГОТНОМ ПОРЯДКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 18.02.2000 № 2125)

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 30.06.2002)

Вопрос. У нашей организации при получении ПТС на автомобиль РАФ-2203, ввезенный нами в декабре 1992 года из Латвии и до настоящего времени не эксплуатируемый, в подразделении ГИБДД МВД России возникли затруднения, поскольку были затребованы документы об уплате таможенных платежей и таможенном оформлении. Правомерно ли данное требование с учетом того, что, насколько нам известно, в то время ни уплата таможенных платежей, ни таможенное оформление не требовались?

Ответ. В соответствии с Указами Президента РФ от 14.06.92 № 630 и от 07.08.92 № 825 таможенными органами РФ с 1 сентября 1992 года за товары, ввозимые на таможенную территорию РФ по контрактам, заключенным после 14 августа 1992 года, взималась таможенная пошлина по ставкам Временного импортного таможенного тарифа РФ согласно приложению № 1 к приказу ГТК России от 21.08.92 № 367 «О применении Указа Президента Российской Федерации о частичном изменении порядка применения Временного импортного тарифа Российской Федерации» и в порядке, установленном Инструкцией о порядке применения Временного импортного таможенного тарифа, утвержденной приказом ГТК России от 24.06.92 № 219 (зарегистрировано Минюстом России 24.06.92, регистрационный номер 45).

Кроме того, в соответствии с подп. 1.9 п. 1 Инструкции, утвержденной приказом ГТК России от 24.06.92 № 219, освобождение от уплаты таможенной пошлины производилось по решению Правительства РФ. Все освобождения, предоставленные до 1 июля 1992 года, за исключением освобождений, установленных законодательными актами РФ и международными договорами РФ, в отношении Временного таможенного тарифа не применялись.

Все освобождения, а также изменения Временного таможенного тарифа применялись таможнями только после соответствующего подтверждения Государственного таможенного комитета РФ.

В соответствии с подп. 1.10 п. 1 указанной Инструкции товары, не оплаченные импортной таможенной пошлиной или без предоставления отсрочки, выпуску не подлежали.

Согласно подп. 3.1 п.З Инструкции в качестве подтверждения об уплате таможенной пошлины к заполненной декларации должен быть приложен экземпляр платежного поручения с отметкой банка об исполнении, подтверждающей произведенный платеж.

Таким образом, с учетом положений, установленных перечисленными актами законодательства РФ, получение ПТС на автомобиль РАФ-2203 в соответствующем структурном подразделении МВД России возможно только после представления копий документов, указанных в подп. 3.1 п. 3 Инструкции.

Ссылки на нормативные акты:

УКАЗ Президента РФ от 14.06.92 № 630 (ред. от 15.03.93)

«О ВРЕМЕННОМ ИМПОРТНОМ ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УКАЗ Президента РФ от 07.08.92 № 825 (ред. от 15.03.93)

«О ЧАСТИЧНОМ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ВРЕМЕННОГО ИМПОРТНОГО ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРИКАЗ ГТК РФ от 21.08.92 № 367 (ред. от 21.10.92)

«О ПРИМЕНЕНИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ЧАСТИЧНОМ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ВРЕМЕННОГО ИМПОРТНОГО ТАРИФА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.06.92 № 219

«О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ВРЕМЕННОМ ИМПОРТНОМ ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 24.06.92 № 45)

Вопрос. Предоставляются ли льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами, подвергшимися воздействию радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС?

Ответ. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 22.12.92 № 4178-1 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах» установлено, что впредь до принятия Налогового кодекса РФ освобождение от подоходного налога с физических лиц и всех других видов налогов, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», осуществляется в порядке, установленном налоговым законодательством. В настоящее время исчерпывающие перечни случаев освобождений от уплаты таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, установлены Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Налоговым кодексом РФ.

Вышеназванными Законами не предусмотрено предоставление льгот по уплате соответствующих пошлин и налогов лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

КЛ. КУРОЧКИН

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ЗАКОН РФ от 22.12.92 № 4178-1 (ред. от ЗОЛ 2.2001)

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ»

ЗАКОН РФ от 15.05.91 № 1244-1 (ред. от 25.07.2002)

«О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС»

ЗАКОН РФ от 21.05.93 № 5003-1 (ред. от 29.12.2001, с изм. от 30.12.2001) «О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 31 октября 2002 года № 20

Вопрос. Должен ли осуществляться учет валютных операций по выдаче физическому лицу наличной иностранной валюты, ранее переведенной из РФ без открытия текущего валютного счета и возвращенной в РФ в связи с неверно указанными реквизитами бенефициара или по иным причинам?

Ответ. В соответствии с пп. 2 и 3 Порядка составления и представления Отчета о некоторых видах валютных операций (форма № 602), установленного Указанием Банка России от 24.10.97 № 7-У «О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации» (далее по тексту -Порядок), в Журнале учета валютных операций и в форме отчетности № 602 подлежат отражению только операции, проводимые в порядке, установленном нормативными актами Банка России, перечисленными в п. 1 Порядка.

При этом следует иметь в виду, что указанными нормативными актами, в том числе Порядком осуществления переводов иностранной валюты из РФ и в РФ без открытия текущих валютных счетов № 508 от 27.08.97, утвержденным приказом Банка России № 02-371 от 27.08.97, не установлен порядок осуществления валютных операций по выдаче физическому лицу наличной иностранной валюты, ранее переведенной им из РФ без открытия текущего валютного счета и возвращенной в РФ в связи с невозможностью получения переведенной иностранной валюты переводополучателем по каким-либо причинам.

В связи с этим указанные валютные операции не подлежат отражению в Журнале учета валютных операций и в форме отчетности № 602.

В соответствии с подп. 1.1.5, п. 7 Положения № 39 и подп. 2, 3 письма Банка России от 28.12.2001 № 168-Т «О порядке ведения журнального учета и формирования отчетности по валютным операциям, осуществляемым в соответствии с Положением Банка России № 39 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Положением Банка России № 152-П)» в Журнале учета валютных операций подлежат отражению переводы резидентами и нерезидентами иностранной валюты, связанные с возвратом авансов, предварительной оплаты, задатков по неисполненным договорам, а также с возвратом ошибочно зачисленных сумм, осуществляемые путем безналичных расчетов через валютные счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.

Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ ЦБ РФ от 24.04.96 № 02-94 (ред. от 20.08.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ОБ УЧЕТЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТНОСТИ ПО НЕКОТОРЫМ ВИДАМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ» (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ от 24.04.96 № 39) (Зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.96 № 1087)

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 24.10.97 № 7-У (ред. от 11.04.2002)

«О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРИКАЗ ЦБ РФ от 27.08.97 № 02-371 (ред. от 20.08.2002)

<0 ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДОВ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ БЕЗ ОТКРЫТИЯ ТЕКУЩИХ ВАЛЮТНЫХ СЧЕТОВ> (вместе с «ПОРЯДКОМ ...», утв. ЦБ РФ 27.08.97 № 508) (Зарегистрирован в Минюсте РФ 22.09.97 № 1389)

<ПИСЬМО> ЦБ РФ от 28.12.2001 № 168-Т «О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛЬНОГО УЧЕТА И ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ПО ВАЛЮТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫМ В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЕМ БАНКА РОССИИ № 39 (С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЕМ БАНКА РОССИИ № 152-П)»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ЦБ РФ от 31.10.2002 № 20 «ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 31 октября 2002 года

№ 20

Вопрос. В каком порядке резиденты должны осуществлять оплату в иностранной валюте пошлин и взносов за международную регистрацию товарных знаков в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков (заключено в Мадриде 14.04.1891, с изменениями и дополнениями от 28.09.79)?

Ответ. В соответствии с подп. 1.1.22 Положения Банка России от 24.04.96 № 39 «О порядке проведения некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций» (далее по тексту - Положение № 39) переводы резидентами из РФ иностранной валюты в оплату пошлин и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством иностранных государств осуществляются без разрешения Банка России.

При осуществлении указанных переводов на основании п. 8 Положения № 39 юридические и физические лица представля-

ют в уполномоченный банк, обслуживающий счет, через который проводится соответствующая операция, документы, подтверждающие наличие оснований для осуществления валютных операций в порядке, установленном этим Положением.

Статьей 8 Мадридского соглашения о международной регистрации знаков предусмотрено, что регистрация знака в Международном бюро производится при условии предварительной уплаты международной пошлины.

В соответствии с Общей инструкцией к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, принятой 1 апреля 1992 года, документом, удостоверяющим наличие оснований для осуществления переводов иностранной валюты при уплате резидентами (юридическими и физическими лицами) патентных пошлин в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, может являться копия заявки на международную регистрацию знаков.

Однако, учитывая, что в соответствии с подп. 5 ст. 8 Закона РФ от 23.09.92 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» оплата пошлины за регистрацию товарного знака должна быть произведена на момент подачи заявки, считаем возможным осуществление указанных переводов из Российской Федерации без представления в уполномоченный банк обосновывающих документов, на основании которых осуществляется валютная операция.

При осуществлении указанных валютных операций в поручении уполномоченному банку о перечислении пошлины Международному бюро ВОИС, которое является основанием для перевода, резиденту рекомендуется указывать в графе «Назначение платежа» текст следующего содержания: «Уплата патентной пошлины в соответствии со ст. 8 Мадридского соглашения о международной регистрации знаков».

Действие Указания Банка России от 12.02.99 № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства», а также Инструкции Банка России от 28.06.99 № 83-И «О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований Указания Банка России «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства № 500-У от 12 февраля 99 года» не распространяется на переводы резидентами иностранной валюты из Российской Федерации при оплате патентных пошлин.

Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ ЦБ РФ от 24.04.96 № 02-94 (ред. от 20.08.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ОБ УЧЕТЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТНОСТИ ПО НЕКОТОРЫМ ВИДАМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ» (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ от 24.04.96 № 39) (Зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.96 № 1087)

«СОГЛАШЕНИЕ О МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЗНАКОВ»

(Заключено в Мадриде 14.04.1891) (ред. от 02.10.1979)

(вместе с «ИНСТРУКЦИЕЙ К МАДРИДСКОМУ СОГЛАШЕНИЮ ...» от 01.04.92)

ЗАКОН РФ от 23.09.92 № 3520-1 (с изм. от 30.12.2001)

«О ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ, ЗНАКАХ ОБСЛУЖИВАНИЯ И НАИМЕНОВАНИЯХ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ»

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 12.02.99 № 500-У (ред. от 17.09.2001)

«ОБ УСИЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ СО СТОРОНЫ УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ ЗА ПРАВОМЕРНОСТЬЮ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИХ КЛИЕНТАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ К УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ЗА НАРУШЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 28.06.99 № 83-И (ред. от 14.02.2002)

«О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ УЧЕТА ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЦЕЛЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ УКАЗАНИЯ БАНКА РОССИИ «ОБ УСИЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ СО СТОРОНЫ УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ ЗА ПРАВОМЕРНОСТЬЮ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИХ КЛИЕНТАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ К УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ЗА НАРУШЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА» № 500-У ОТ 12 ФЕВРАЛЯ 99 ГОДА»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ЦБ РФ от 31.10.2002 № 20 «ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.