Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Итальянской фирмой заключен контракт на проведение строительных работ на территории РФ с российским ЗАО. Начало строительства зафиксировано актом передачи стройплощадки от заказчика подрядчику. Работы начаты 14 ноября 2000 года и продолжаются в настоящее время. Планируемый срок сдачи объекта по условиям контракта составляет 18 месяцев. С какого момента итальянская фирма должна уплачивать налог на прибыль, учитывая положения ст. 5 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 6 декабря 2001 года № 04-06-05/1

Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ на запрос в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с п. 1.8 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» для определения продолжительности существования строительной площадки (или объекта) в налоговых целях следует исходить из того, что строительная площадка существует с момента подписания акта о передаче площадки подрядчику и до момента подписания акта о сдаче объекта в эксплуатацию. Строительная площадка не прекращает существование, если работы на ней временно приостановлены.

Согласно подп. п. 2 ст. 5 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения от 09.04.96 строительная площадка или строительный, сборочный или монтажный объект приводит к образованию постоянного представительства, если срок превышает 12 месяцев.

Из запроса следует, что итальянской фирмой заключен контракт с ЗАО. Начало строительства зафиксировано актом передачи стройплощадки от заказчика подрядчику. Работы начаты 14 ноября 2000 года и продолжаются по сей день. Кроме того, планируемый срок сдачи объекта по условиям контракта составляет 18 месяцев.

Учитывая изложенное, считаем, что деятельность итальянской фирмы на территории РФ образует постоянное представительство со дня начала работ на данной строительной площадке и, соответственно, она должна уплачивать налог на прибыль с момента существования стройплощадки.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)

«О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики от 09.04.96 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»

Вопрос. Подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость (НДС) в РФ аудиторские услуги, а также услуги, сопутствующие аудиту, оказываемые российскими налогоплательщиками иностранным организациям, местом осуществления деятельности которых территория РФ не является?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 5 февраля 2002 года № 04-03-08/05

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросам налогообложения НДС аудиторских услуг, оказываемых российскими налогоплательщиками иностранным организациям, и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями) аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, согласно прдп. 5 и 6 п. 1 ст. 1 указанного Закона аудиторские организации могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, в том числе бухгалтерское консультирование, налоговое консультирование, финансовое консультирование, управленческое консультирование, правовое консультирование, проведение научно-исследовательских работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и тому подобные услуги.

В соответствии с подп. 4 п. I ст. 148 Кодекса в целях налога на добавленную стоимость местом реализации консультационных и бухгалтерских услуг признается территория РФ, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, порядок применения НДС при реализации аудиторских услуг и услуг, сопутствующих аудиту, может определяться аналогично реализации консультационных и бухгалтерских услуг.

Таким образом, аудиторские услуги, оказываемые российскими налогоплательщиками иностранным организаци-

Вопрос. Учитывая положения двусторонних соглашений о равных правах граждан РФ и Республики Беларусь, заключенных между РФ и Республикой Беларусь в рамках формирования правовой основы союзного государства, возможно ли распространить на доходы, получаемые гражданами Республики Беларусь, работающими по найму в организациях РФ, правила налогообложения доходов граждан РФ?

ям, местом осуществления деятельности которых территория России не является, облагать НДС на территории РФ не следует.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.08.2001 № 119-ФЗ (ред. от 14.12.2001)

«ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 15 февраля 2002 года № 04-04-06/29

Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Правовой основой налогообложения доходов физических лиц в РФ является гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ (далее по тексту - Кодекс). В соответствии со ст. 207 указанного Кодекса налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами РФ признаются на основании ст. 11 Кодекса физические лица, находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. При этом под физическими лицами согласно указанной статье Кодекса подразумеваются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Размер налогового обязательства физического лица обусловлен не гражданской или национальной принадлежностью физического лица, а его налоговым статусом, который определяется с учетом количества дней нахождения на территории РФ и устанавливается в каждом налоговом периоде заново.

Следовательно, в связи с отсутствием правовой основы не представляется возможным распространить правила налогообложения доходов резидентов, установленные гл. 23 Кодекса на доходы, получаемые в РФ нерезидентами - граж-

данами Республики Беларусь.

Установленные гл. 23 Кодекса правила и нормы налогообложения доходов физических лиц не будут применяться только в том случае, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 29.12.2001)

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 7 марта 2002 года № 04-03-08/11

В связи с письмом по вопросу применения НДС в отношении услуг по обслуживанию воздушных судов государств - участников СНГ, оказываемых в российских аэропортах и воздушном пространстве России до 1 января 2001 года, Минфин России сообщает следующее.

До 1 января 2001 года (даты вступления в силу гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса РФ) применение НДС, в том числе в отношении государств - участников СНГ, регулировалось Законом РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» и издаваемыми в соответствии с ним нормативными документами.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 10 указанного Закона особенности применения НДС в отношении товаров, работ и услуг, реализуемых с территории РФ хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ могли устанавливаться межгосударственными соглашениями РФ о принципах взимания НДС при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территориях государств - сторон соглашения. Подобные соглашения с государствами - участниками СНГ до 1 января 2001 года отсутствовали. Поэтому порядок на-

Вопрос. Просим разъяснить порядок применения НДС в отношении услуг по обслуживанию воздушных судов государств - участников СНГ, оказываемых в российских аэропортах и воздушном пространстве РФ до 01.01.2001, учитывая положения Конвенции о международной гражданской авиации и межправительственных соглашений между РФ и государствами - участниками СНГ.

логообложения российских товаров (работ, услуг), реализуемых хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ, осуществлялся в соответствии с положениями п. 17 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 «О порядке исчисления и уплаты НДС», согласно которому такие товары (работы, услуги), реализовались по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС.

Что касается межправительственных соглашений, заключенных РФ с государствами - участниками СНГ о воздушном сообщении, то в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах РФ» соглашения, устанавливающие иной налоговый режим, чем это предусмотрено действующим российским законодательством, должны в обязательном порядке подлежать процедуре ратификации. Учитывая, что данные соглашения не ратифицированы, их положения применяются только в части, не противоречащей налоговому законодательству РФ.

В связи с изложенным при оказании в российских аэропортах и воздушном пространстве России услуг по обслуживанию воздушных судов государств - участников СНГ до вступления в силу гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ налогоплательщикам следовало уплачивать НДС.

Кроме того, на основании подп. «ж» п. 14 вышеуказанной Инструкции до 1 января 2001 года услуги по обслуживанию российских воздушных судов, осуществляющих международные перевозки, оказываемые российскими аэропортами, не относились к экспортируемым и облагались НДС. Поэтому вышеуказанный порядок применения НДС в отношении услуг по обслуживанию воздушных судов государств - участников СНГ не противоречил положениям ст. 15 Конвенции о международной гражданской авиации от 07.12.44, согласно которой сборы, взимаемые государством за пользование аэропортами в отношении воздушных иностранных судов, занятых в регулярных воздушных сообщениях, не могут превышать сборов, которые взимаются со своих национальных воздушных судов, занятых в аналогичных воздушных сообщениях.

Заместитель министра финансов Российской Федерации М.А. МОТОРИН

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1

(ред. от 27.05.2000, с изм. от 14.12.2000)

«О НАПОГР НА ПОКАЙПЕННУЮ СТОИМОСТЬ»_

Вопрос. Российская организация осуществляет экспорт специмущества по договору комиссии. Каков порядок применения ставки НДС 0% в случае поступления на счет экспортера выручки от реализации не в полном объеме?

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99, с изм. от 04.08.2000) «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 03.11.95 № 972)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.07.95 № 101-ФЗ «О МЕ)ВДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ РФ» (принят ГД ФС РФ 16.06.95)

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 14 марта 2002 года № 04-03-08/12

В связи с письмом по вопросу применения НДС при поставках на экспорт специмущества по договорам комиссии Департамент налоговой политики сообщает следующее.

При реализации товаров на экспорт через комиссионера по договору комиссии для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы необходимо представить документы, перечисленные в п. 2 ст. 165 Налогового кодекса РФ. При этом одним из таких документов является выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара на счет налогоплательщика или комиссионера в российском банке.

Учитывая изложенное, в случаях поступления на счет налогоплательщика выручки от реализации товаров в режиме экспорта не в полном объеме применение налоговой ставки 0% и, соответственно, налоговых вычетов должно производиться в пределах суммы фактически полученной выручки согласно выпискам банка, а также при наличии необходимых документов, перечисленных в п. 2 вышеуказанной ст. 165 Налогового кодекса.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Иностранная организация поставлена на учет в налоговом органе в соответствии с п. 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, и имеет Свидетельство по форме 2401 НМД с указанием ИНН и КПП. Необходимо ли отделению иностранной организации в соответствии с Налоговым кодексом РФ дополнительно вставать на учет как плательщику НДС?

(ред. от 31.12.2001)

Ответ. Согласно ст. 144 Налогового кодекса РФ налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. 83, 84 части первой Кодекса и с учетом особенностей, предусмотренных гл. 21 Кодекса.

В соответствии с этой же статьей иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве плательщиков НДС по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. При этом следует учитывать, что при постановке на учет иностранных организаций в качестве плательщиков НДС налоговый орган осуществляет постановку на учет согласно Положению от 07.04.2000 № АП-3-06/124.

Пунктом 2.1 Положения предусмотрена постановка на учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения.

Иностранная организация, состоящая на учете по этому основанию, является плательщиком по всем налогам, предусмотренным российским законодательством, в том числе и плательщиком НДС.

Таким образом, для иностранных организаций, стоящих на налоговом учете в соответствии с п. 2.1 Положения, дополнительной постановки на учет как плательщика НДС не требуется.

К.В. ЗАЛАТА Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 29.12.2001)

Вопрос. Имеет ли право покупатель при приобретении импортного товара принять к вычету НДС, уплаченный посредником (комиссионером) при таможенном оформлении?

Ответ. Статьями 171 и 172 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности, перепродажи или иных операций, признаваемых объектами налогообложения на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.

При реализации товаров, переданных на комиссию иностранным комитентом, продавцом выступает комиссионер, заключающий с покупателем договор купли-продажи.

Порядок составления счетов-фактур предусмотрен постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (в ред. постановления Правительства РФ от 15.03.2001 № 189) и разъяснен письмом МНС России от 21.05.2001 № ВГ-6-03/404.

В частности, вышеназванным письмом разъяснено, что посредник, реализующий товары от своего имени, вправе перепредъявить покупателю суммы НДС, учтенные в их цене и подлежащие уплате комитентом.

Таким образом, в целях применения налоговых вычетов комиссионер может выставить покупателю от своего имени счет-фактуру с выделенными в нем суммами НДС на основании таможенной декларации на ввозимые товары и платежных документов, подтверждающих фактическую уплату НДС таможенному органу.

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (ред. от 15.03.2001)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА ПОЛУЧЕННЫХ И ВЫСТАВЛЕННЫХ СЧЕТОВ-ФАКТУР, КНИГ ПОКУПОК И КНИГ ПРОДАЖ ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

<ПИСЬМО> МНС РФ от 21.05.2001 № ВГ-6-03/404 «О ПРИМЕНЕНИИ СЧЕТОВ-ФАКТУР ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Может ли комиссионер, уплативший НДС при таможенном оформлении за иностранного комитента, выставить покупателю счет-фактуру с выделенными суммами налога?

Ответ. Порядок составления счетов-фактур предусмотрен постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (в ред. постановления Правительства РФ от 15.03.2001 № 189) и разъяснен письмом МНС России от 21.05.2001 № ВГ-6-03/404.

В частности, вышеназванным письмом разъяснено, что посредник, реализующий товары от своего имени, вправе перепредъявить покупателю суммы НДС, учтенные в их цене и подлежащие уплате комитентом.

Таким образом, комиссионер, уплативший НДС при таможенном оформлении за иностранного комитента, может выставить покупателю от своего имени счет-фактуру с выделенными в нем суммами НДС на основании таможенной декларации на ввозимые товары и платежных документов, подтверждающих фактическую уплату НДС таможенному органу.

М.Н. ОХЛОПКОВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (ред. от 15.03.2001)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА ПОЛУЧЕННЫХ И ВЫСТАВЛЕННЫХ СЧЕТОВ-ФАКТУР, КНИГ ПОКУПОК И КНИГ ПРОДАЖ ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

<ПИСЬМО> МНС РФ от 21.05.2001 № ВГ-6-03/404 «О ПРИМЕНЕНИИ СЧЕТОВ-ФАКТУР ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

Вопрос. Может ли российская организация быть привлечена к ответственности за непоступление выручки в иностранной валюте, полученной за реализацию рыбы и рыбопродуктов (морепродуктов), выловленных за пределами таможенной территории РФ, иностранным партнерам согласно п. 8 Указа Президента РФ от 14.06.92 № 629?

Ответ. Нет, не может.

Пунктом 8 Указа Президента РФ от 14.06.92 № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» предусмотрена ответственность за нарушение порядка зачисления валютной выручки от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории РФ товаров (работ, услуг).

Вылов рыбы и морепродуктов, а также передача рыбопродукции за пределами таможенной территории РФ не подпадают под понятие экспорта согласно ст. 2 Федерального закона от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Соответственно п. 8 Указа Президента РФ от 14.06.92 в данной ситуации не может быть применен.

При проведении валютных операций, связанных с осуществлением юридическими лицами - резидентами РФ рыбного промысла за пределами таможенной территории, следует руководствоваться Положением ЦБ РФ от 15.11.99 № 96-П и Положением ЦБ РФ от 20.02.2001 № 134-П.

Ссылки на нормативные акты:

УКАЗ Президента РФ от 14.06.92 № 629 (ред. от 23.12.2000)

«О ЧАСТИЧНОМ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ ЧАСТИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ И ВЗИМАНИЯ ЭКСПОРТНЫХ ПОШЛИН»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.10.95 № 157-ФЗ (ред. от 10.02.99)

«О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (принят ГД ФС РФ 07.07.95)

«ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ-РЕЗИДЕНТАМИ РЫБНОГО ПРОМЫСЛА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. ЦБ РФ 15.11.99 № 96-П)

«ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РАСЧЕТОВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, ОСНОВАННЫХ НА ЗАЧЕТЕ ВЗАИМНЫХ ТРЕБОВАНИЙ МЕЖДУ РЕЗИДЕНТАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ, И НЕРЕЗИДЕНТАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ИХ АГЕНТСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ» (утв. ЦБ РФ 20.02.2001 № 134-П) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.03.2001 № 2629)

Вопрос. Может ли территориальная налоговая инспекция давать предписания и принимать соответствующие решения по акту выездной налоговой проверки о незамедлительном устранении выявленных нарушений валютного законодательства предприятием-экспортером?

Ответ. В соответствии с п. 14 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 (с изменениями и дополнениями) «О налоговых органах РФ» Министерство РФ по налогам и сборам является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля в порядке, определяемом Правительством РФ.

В своем решении Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (постановление от 20.05.97 № 5898/96) установил, что отсутствие порядка привлечения экспортера к ответственности по п. 2 ст. 14 Закона РФ от 09.10.92 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями) не лишает органы валютного контроля права применять такую ответственность.

Пунктом 2 Положения о Министерстве РФ по налогам и сборам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 783, определено, что Министерство РФ по налогам и сборам осуществляет возложенные на него функции и полномочия непосредственно через свои территориальные органы.

Исходя из вышеизложенного отсутствие порядка, установленного Правительством РФ, не является основанием для неисполнения МНС России возложенных на него Законом РФ от 21.03.91 № 943-1 функций органа валютного контроля и территориальный орган МНС России правомочен принимать решение по акту выездной проверки валютного законодательства и направлять предписания об устранении выявленных нарушений, обязательные к исполнению.

Ссылки на нормативные акты:

В.П. КОЛОДИЙ Советник налоговой службы II ранга

ЗАКОН РФ от 21.03.91 № 943-1 (ред. от 07.11.2000, с изм. от 05.07.2001) «О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РФ»

ЗАКОН РФ от 09.10.1992 № 3615-1 (ред. от 30.12.2001)

«О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.10.2000 № 783 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ»

Вопрос. Таможня вынесла постановление о привлечении организации к ответственности за нарушение таможенных правил, предусмотренных ч. 1 ст. 254 ТК РФ. Однако организация считает, что нарушения таможенных правил не произошло, так как товар не был доставлен в определенное таможенным органом место в связи с его хищением в результате разбойного нападения. При этом таможня не относит данное обстоятельство к действиям непреодолимой силы. Кто прав в данной ситуации?

Ответ. В данном случае таможенный орган привлекает организацию к ответственности по ч. 1 ст. 254 Таможенного кодекса РФ за недоставление товара, находящегося под таможенным контролем, в определенное таможенным органом место. При этом следует учитывать, что согласно ст. 230, 231 ТК РФ, а также постановлению Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса РФ» юридическое лицо несет ответственность за нарушение таможенных правил только при наличии вины. Отсутствие вины является обстоятельством, исключающим производство по делу о нарушении таможенных правил, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава таможенного правонарушения. В связи с этим организация должна доказать, что недоставление товара, перемещаемого через границу, в определенное таможенным органом место, произошло не по его вине при соблюдении всех требований закона по его

сохранности. В данном случае такими доказательствами может являться постановление следственных органов о возбуждении уголовного дела по данному факту, постановление о признании организации потерпевшей и гражданским истцом, постановление о приостановлении уголовного дела в связи с нерозыском лиц, совершивших разбойное нападение, и т.д.

М. ФЕДОРИНОВА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 10.02.99, с изм. от 30.12.2001)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П

«ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РФ В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ АРБИТРАЖНОГО СУДА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ЖАЛОБАМИ ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ «АВТОВАЗ» И «КОМБИНАТ «СЕВЕРОНИКЕЛЬ», ОБЩЕСТВ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ВЕРНОСТЬ», «ВИТА-ПЛЮС» И «НЕВСКО-БАЛТИЙС-КАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ», ТОВАРИЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СОВМЕСТНОЕ РОССИЙСКО-ЮЖНОАФРИКАНСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ЭКОНТ» И ГРАЖДАНИНА А.Д. ЧУЛКОВА»

Ответ. Нет, нельзя.

В соответствии с пп. 4 и 9 ст. 40 Налогового кодекса РФ рыночной ценой товаров признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров в сопоставимых коммерческих условиях, в частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объемы) поставляемых товаров (например, объемы товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, а также иные разумные условия.

Официальные котировки цен на товары Лондонской биржи и данные цен на товары Торгово-промышленной палаты РФ носят информационный характер и представляют собой базовый уровень текущих цен на отдельные, в основном биржевые, товары. Контрактные цены определяются на базе расчетов (обоснований) цен, являющихся исходными документами для проведения коммерческих переговоров, и формируются с учетом ряда факторов, основ-

Вопрос. Можно ли считать котировки цен на товары Лондонской биржи и данные цен на товары Торгово-промышленной палаты рыночными ценами для оценки соответствия контрактных цен на товары рыночным ценам в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации?

ными из которых являются: качество и характеристика товара (химические, физические, технические показатели), объем, условия поставки, валюта платежа и т.д. Размер отклонения контрактных цен от публикуемых цен международной торговли может быть значительным и зависит от вышеуказанных и других факторов.

В .А. ПОЛЫХАЛОВ Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 29.12.2001)

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Между российской организацией и английским литературным агентством, не имеющим на территории РФ представительства, заключен авторский договор, по которому агентство передает российской организации исключительное право воспроизводить в виде книги, издавать и распространять на русском языке произведение. Облагается ли причитающийся к выплате гонорар налогом на добавленную стоимость?

Ответ. На основании ст. 16 Закона РФ от 09.07.93 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в частности: воспроизводить произведение (право на воспроизведение), распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение). Указанные имущественные права могут передаваться только по авторскому договору, за исключением случаев, предусмотренных ст. 18 - 26 Закона № 5351-1 (п. 1 ст. 30 Закона № 5351-1).

Организации, в том числе иностранные юридические лица (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ), являются налогоплательщиками НДС (ст. 143 НК РФ).

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ признается объектом обложения НДС.

При передаче в собственность или переуступке авторских прав или иных аналогичных прав местом реализации услуг в целях исчисления НДС признается территория РФ, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Согласно ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговым агентом как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по ре-

ализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. В данном случае при удержании НДС налоговым агентом налогообложение производится по расчетной налоговой ставке 16,67% (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Из изложенного следует, что гонорар за предоставленные авторские права, выплачиваемый российской организацией литературному агентству - резиденту Великобритании, подлежит обложению НДС.

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 09.07.93 № 5351-1 (ред. от 19.07.95)

«ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 29.12.2001)

Вопрос. Между российской организацией и английским литературным агентством, не имеющим на территории РФ представительства, заключен авторский договор, по которому агентство передает российской организации исключительное право воспроизводить в виде книги, издавать и распространять на русском языке произведение. Облагается ли причитающийся к выплате гонорар налогом на прибыль организаций?

Ответ. На основании ст. 16 Закона РФ от 09.07.93 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в частности: воспроизводить произведение (право на воспроизведение), распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение). Указанные имущественные права могут передаваться только по авторскому договору, за исключением случаев, предусмотренных ст. 18 - 26 Закона № 5351-1 (п. 1 ст. 30 Закона № 5351-1).

Иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций (ст. 246 НК РФ).

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы иностранной организации от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности, в частности платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, относятся к доходам от источников в РФ и облагаются налогом на прибыль по ставке 20% (п. 1 ст. 310, подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, ис-

числяется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации при каждой выплате дохода в валюте выплаты. Исключение составляют случаи, перечисленные в п. 2 ст. 310 НК РФ, в том числе выплата доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом на прибыль в РФ, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту до даты выплаты дохода подтверждения того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства (п. 1 ст. 312 НК РФ).

Статьей 12 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.94 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества» определено, что платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права пользования любого авторского права на произведения литературы, возникающие в России и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в Великобритании, подлежат обложению налогом на прибыль только в Великобритании, если получатель имеет фактическое право на такие доходы. Компетентным органом Великобритании, уполномоченным заверять подтверждения постоянного местонахождения организаций, является Служба внутренних доходов или уполномоченный ею представитель (подп. «Ь> п. 1 ст. 3 Конвенции).

Из изложенного следует, что гонорар за предоставленные авторские права, выплачиваемый российской организацией литературному агентству - резиденту Великобритании, подлежит обложению налогом на прибыль организаций. Учитывая положения Конвенции между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.94 данные доходы могут не облагаться налогом на прибыль, если литературное агентство предоставит налоговому агенту до даты выплаты дохода надлежащим образом оформленное подтверждение своего постоянного местонахождения.

М.П. ТАВШАНЖИ

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 09.07.93 № 5351-1 (ред. от 19.07.95)

«ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.94

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ПРИРОСТ СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА» (вместе с НОТОЙ РФ от 15.02.94)

Вопрос. Как произвести пересчет в рубли суммы, выраженной в немецких марках, учитывая, что данной валюты в связи с введением евро в настоящее время нет?

Ответ. В соответствии со ст. 14 Решения Совета Европейского союза от 03.05.98 № 974/98/ЕС «О переходе на евро» упоминания в юридических документах (законодательные, подзаконные, административные акты, договоры, платежные документы и иные документы, влекущие юридические последствия) национальных денежных единиц стран - участниц Экономического и валютного союза (Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания) после 31.12.2001 должны читаться как упоминания евро с учетом соответствующих обменных курсов (письмо ЦБ РФ от 18.12.2001 № 150-Т «О применении некоторых нормативных актов Банка России в сфере валютного регулирования и валютного контроля в связи с завершением перехода стран - участниц Экономического и валютного союза на единую европейскую валюту (евро)»).

Согласно п. 1.2 Положения «Об установлении Центральным банком РФ официальных курсов иностранных валют к российскому рублю», утвержденного ЦБ РФ 19.12.2001 № 169-П, официальными курсами национальных валют стран - участниц Экономического и валютного союза к российскому рублю с 1 января 2002 года считаются курсы, рассчитанные на основе официального курса евро к российскому рублю с использованием соответствующих коэффициентов пересчета указанных валют в евро. На основании приложения 3 к указанному Положению 1 немецкая марка = 1 евро : 1,95583 = ХХ,ХХХХ руб.

А.И. ДЫБОВ

Ссылки на нормативные акты:

<ПИСЬМО> ЦБ РФ от 18.12.2001 № 150-Т «О ПРИМЕНЕНИИ НЕКОТОРЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В СВЯЗИ С ЗАВЕРШЕНИЕМ ПЕРЕХОДА СТРАН - УЧАСТНИЦ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ВАЛЮТНОГО СОЮЗА НА ЕДИНУЮ ЕВРОПЕЙСКУЮ ВАЛЮТУ (ЕВРО)»

«ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ РФ ОФИЦИАЛЬНЫХ КУРСОВ ИНОСТРАННЫХ ВАЛЮТ К РОССИЙСКОМУ РУБЛЮ» (утв. ЦБ РФ 19.12.2001 № 169-П)

Вопрос. Организация планирует в 2002 году приобрести товар на Украине и реализовать его в Грузию минуя территорию России, все платежи по сделке будут проходить через банковские счета организации. Учетная политика для целей налогообложения - «по оплате». В связи с тем что товар не пересекает границу РФ, надо ли уплачивать организации с этой операции налог на прибыль?

Ответ. Согласно ст. 246 Налогового кодекса РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль организаций.

Объектом обложения по налогу на прибыль для российских организаций признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ).

Согласно ст. 249 НК РФ доходы от реализации - это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права и выраженных в денежной и (или) натуральной формах, с учетом положений ст. 271 либо ст. 273 НК РФ.

Доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами (п. 1 ст. 311 НК РФ).

Следовательно, можно сделать вывод о том, что при осуществлении подобной операции у организации возникает объект налогообложения по налогу на прибыль организаций.

В заключение находим необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что с 01.01.2002 в связи с вступлением в силу гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ понятия «учетная политика для целей налогообложения прибыли «по оплате» более не существует. Налогоплательщики определяют дату получения доходов и осуществления расходов по методу начисления либо по кассовому методу (ст. 271, 272, 273 НК РФ).

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Организация планирует в 2002 году приобрести товар на Украине и реализовать его в Грузию минуя территорию России, все платежи по сделке будут проходить через банковские счета организации. Учетная политика для целей исчисления НДС - «по оплате». В связи с тем что товар не пересекает границу РФ, какие документы необходимо представить для применения ставки НДС 0% и получения налоговых вычетов?

Ответ. Объектом обложения НДС признаются, помимо прочего, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств: 1) товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется; 2) товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ (ст. 147 НК РФ).

Статьей 171 НК РФ определено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Из изложенного следует, что объект обложения НДС при осуществлении операций, описанных в вопросе, не возникает. Учитывая, что объект обложения НДС отсутствует, у организации нет оснований применять ставку НДС в размере 0% и производить вычеты сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), использованных в процессе не облагаемой НДС деятельности.

М.П. ТАВШАНЖИ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

ГОСУДАРСТВЕНЙ

Вопрос. Может ли физическое лицо-резидент по доверенности вывезти из РФ наличную иностранную валюту, принадлежащую другому физическому лицу, на основании справки формы № 0406007, оформленной на имя физического лица, выдавшего доверенность?

ЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Ответ. Нет. Физическое лицо, на имя которого выдана справка, не может передавать свои права по ней другим лицам (п. 3.9 инструкции Банка России от 27.02.95 № 27 «О порядке организации работы обменных пунктов на территории РФ, совершения и учета валютно-обменных операций). Таким образом, вывоз иностранной валюты из РФ возможен только тем лицом, которое производило непосредственную покупку иностранной валюты и на имя которого выдана справка.

Ссылки на нормативные акты:

ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 27.02.95 № 27 (ред. от 28.09.99)

«О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБМЕННЫХ ПУНКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, СОВЕРШЕНИЯ И УЧЕТА ВАЛЮТНО-ОБМЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ»

Вопрос. Существуют ли ограничения на вывоз из РФ физическими лицами ранее ввезенной наличной иностранной валюты?

Ответ. В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» физические лица-резиденты вправе вывозить из РФ наличную иностранную валюту (в том числе ранее ввезенную) в сумме, не превышающей 10 ООО дол. США. Для вывоза большей суммы необходимо разрешение ЦБ РФ, выдаваемое в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ по согласованию с Правительством РФ.

Физические лица-нерезиденты могут вывозить любую сумму ранее ввезенной наличной иностранной валюты при наличии документов, подтверждающих такой ввоз.

Л.М. СИМОНОВА

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 09.10.92 № 3615-1 (ред. от 30.12.2001)

«О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»

Вопрос. Могут ли в соответствии с таможенным законодательством выступать в качестве получателей (отправителей) товаров структурные подразделения юридических лиц (в том числе иностранных), не являющиеся филиалами либо представительствами? Если да, то каковы особенности заполнения графы 8 «Получатель» грузовой таможенной декларации в час-

Ответ. В соответствии со ст. 127 Таможенного кодекса РФ таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа РФ, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение. При этом, поскольку законодательством по таможенному делу не установлено иного, имеются в виду не только филиалы и представительства организации-отправителя или организации-получателя, но и любые другие обособленные подразделения данных организаций, в том числе и не указанные в учредительных документах.

ти указания идентификационного номера налогоплательщика?

Относительно выполнения требований Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 16.12.98 № 848, в части указания в грузовой таможенной декларации индивидуального идентификационного номера налогоплательщика в отношении обособленного подразделения необходимо иметь в виду следующее.

На основании п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика.

Налогоплательщиками в соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ признаются организации, на которые в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В соответствии с п. 7 ст. 84 и п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ порядок и условия присвоения, применения, изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются и особенности учета иностранных организаций устанавливаются МНС России.

В соответствии с п. 3.1 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденного приказом МНС России от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.98, регистрационный номер 1664) (далее - Порядок), идентификационный номер налогоплательщика присваивается организациям и физическим лицам, но не структурным подразделениям организаций.

На основании п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. При этом в соответствии с разд. 2 Порядка в дополнение к десятизначному цифровому коду ИНН данной организации вводится девятизначный код причины постановки на учет.

В соответствии с п. 1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/ 124 (зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000, регистрационный номер 2258), при наличии оснований, предусмотренных в данном Положении, учету в налоговых органах с присвоением идентификационного номера налогоплательщика и указанием кода причины постановки на учет подлежат иностранные юридические лица, компании, фирмы, иные корпоративные образования, обладающие граж-

данской правоспособностью, а также любые другие организации (включая полные товарищества и личные компании), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, созданные на основании международного договора, обладающие международной правосубъектностью и имеющие статус юридического лица, располагающие в РФ своими постоянными органами, филиалами и представительствами, дипломатические и приравненные к ним представительства иностранных государств в РФ.

Таким образом, действующим законодательством РФ о налогах и сборах и изданными на основании данного законодательства правовыми нормативными актами МНС России присвоение идентификационного номера налогоплательщика обособленным подразделениям юридического лица не предусмотрено.

На основании изложенного в графе 8 «Получатель» грузовой таможенной декларации идентификационный номер налогоплательщика для структурного подразделения организа-ции-получателя (организации - отправителя) не указывается.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 29.12.2001)

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 10.02.99, с изм. от 10.01.2002)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 16.12.98 № 848 (ред. от 09.08.2001, с изм. от 10.09.2001) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ГРУЗОВОЙ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 05.02.99 № 1699)

ПРИКАЗ МНС РФ от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 (ред. от 24.12.99)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ПРИСВОЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ, А ТАКЖЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА И ФОРМ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ УЧЕТЕ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.98 № 1664)

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Вопрос. Я являюсь иностранным гражданином, работающим в РФ уже длительное время (более чем 2 года). Могу ли я на том основании, что являюсь налоговым резидентом, вывезти за границу заработанную мною в России наличную иностранную валюту по таможенным правилам, действующим в отношении резидентов? Какие условия должны быть соблюдены?

Ответ. В российском законодательстве отсутствуют единое определение понятия «резидент» и единые условия, необходимые для получения статуса резидента.

Для целей налогообложения используется понятие «налоговый резидент». В соответствии со ст. 11 части первой Налогового кодекса РФ налоговыми резидентами РФ являются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

В данном случае основным условием признания лица налоговым резидентом является нахождение его на территории РФ в течение установленного законом промежутка времени.

Для целей валютного регулирования, в том числе осуществления валютных операций, следует руководствоваться понятием «резидент», установленным Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с подп. «а» п. 5 ст. 1 названного выше Закона резидентами являются физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ.

В указанном случае для признания лица резидентом необходимо его постоянное проживание на территории РФ.

Правовое положение иностранных граждан в РФ определяется Законом СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» и Постановлением Совета Министров СССР от 26.04.91 № 212 «Об утверждении Правил пребывания иностранных граждан в СССР», применяемыми на территории РФ в части, не противоречащей законодательству РФ.

Иностранные граждане признаются постоянно проживающими в РФ, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные компетентными органами.

Иностранные граждане, находящиеся в РФ на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РФ.

В соответствии с постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 15.02.93 № 124 «О реорганизации подразделений виз, регистраций и паспортной работы милиции в паспортно-визовую службу органов внутренних дел» заявления о выдаче разрешения на постоянное проживание подаются иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими на территорию РФ, непосредственно в паспортно-визовую службу органов внутренних дел по месту жительства.

Виды на жительство в РФ иностранным гражданам, достигшим 16-летнего возраста, выдаются органами внутренних дел по месту их постоянного жительства на срок действия заграничных паспортов, но не более чем на пять лет, а достигшим 45-летнего возраста - на весь срок действия заграничных паспортов.

Таким образом, наличие статуса налогового резидента не является достаточным основанием для вывоза иностранной валюты в рамках правил, установленных для резидентов, то есть физических лиц, имеющих постоянное место жительства в РФ.

К.Л. КУРОЧКИН

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 09.10.92 № 3615-1 (ред. от 30.12.2001)

«О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 29.12.2001)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 26.04.1991 № 212 (ред. от 04.11.1991)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В СССР»

ЗАКОН СССР от 24.06.81 № 5152-Х (ред. от 15.08.96, с изм. от 17.02.98)

«О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В СССР»

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И ТОРГОВЛИ РФ

Ответ. В соответствии с подп. «е» п. 5 Положения «О государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства», утвержденного постановлением РФ от 09.11.2001 № 782, регистрируемые Минздравом России предельные отпускные цены на лекарственные средства иностранного производителя включают в себя цену производителя на условиях «поставка без оплаты пошлины» и расходы, связанные с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление).

2. Контрактной ценой иностранного производителя является цена поставки лекарственного средства иностранным поставщиком, которая указывается в контракте при его заключении.

И.В. БОДЯГИН

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 09.11.2001 № 782 «О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА»

(вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ И ВАЖНЕЙШИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА»)

Вопрос. Просим дать разъяснения по постановлению Правительства РФ от 09.11.2001 № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства».

1. Что включает в себя цена государственного реестра на лекарственные средства иностранного производителя? Включены ли в эту цену расходы, связанные с таможенным оформлением груза?

2. Что следует понимать под «контрактной ценой иностранного производителя», указанной в подп. «а» п. 14 Положения, утвержденного постановлением № 782?

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ

Вопрос. В каких случаях возможна продажа коммерческими банками еврооблигаций РФ физическим лицам - резидентам РФ?

БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ответ.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 24 декабря 2001 года № 09-28-1/4653

Рассмотрев письмо о возможности продажи коммерческими банками еврооблигаций РФ физическим лицам -резидентам РФ, Банк России сообщает следующее.

Приобретение указанных ценных бумаг физическими лицами-резидентами возможно в следующих случаях.

В соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 6 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и п. 1.1.11 Положения Банка России от 24.04.96 № 39 (с последующими изменениями и дополнениями) «О порядке проведения в РФ некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций» переводы физическим лицам-резидентам иностранной валюты из РФ на сумму, не превышающую 75 тыс. дол. США, осуществляемые в течение календарного года в целях приобретения физическим лицом-резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом-резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги осуществляются без ограничений. При этом Закон не устанавливает ограничений в отношении эмитента ценных бумаг. Учитывая изложенное, физические лица-резиденты могут приобретать указанные еврооблигации на сумму, не превышающую 75 тыс. дол. США.

В соответствии с п. 1.1.10 Положения Банка России приобретение и отчуждение резидентами (в том числе физическими лицами) через уполномоченные банки на организованном рынке ценных бумаг за иностранную валюту выпущенных резидентами эмиссионных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, осуществляется без разрешения Банка России. При этом хранение и учет прав на указанные ценные бумаги осуществляется профессиональными участниками рынка ценных бумаг - резидентами, имеющими лицензию на осуществление депозитарной деятельности.

Таким образом, указанные выше еврооблигации могут ббггь приобретены физическими лицами-резидентами на организованном рынке ценных бумаг на территории РФ без разрешения Банка России в случае, если хранение и учет прав на указанные ценные бумаги осуществляется профессиональными участниками рынка ценных бумаг - резидентами, имеющими лицензию на осуществление депозитарной деятельности.

Заместитель Председателя Банка России В.О. МОЖАЙСКОВ

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 09.10.92 № 3615-1 (ред. от 08.08.2001)

«О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»

ПРИКАЗ ЦБ РФ от 24.04.96 № 02-94 (ред. от 17.09.2001)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ОБ УЧЕТЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТНОСТИ ПО НЕКОТОРЫМ ВИДАМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ» (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ от 24.04.96 № 39) (Зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.96 № 1087)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.