Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос: В целях правильного применения налогового законодательства просим проконсультировать по следующему вопросу.

Сотрудник российской туристической фирмы, не являющийся членом органа управления организации, в течение календарного года неоднократно направлялся в служебные командировки за пределы Российской Федерации. За выполняемую работу он получал заработную плату, а также суточные сверх законодательно установленных норм.

К какому виду доходов в соответствии со ст. 208 НК РФ (от источников в Российской Федерации или от источников за пределами Российской Федерации) будут относиться доходы сотрудника туристической фирмы, учитывая, что в силу ее специфики работа выполняется и на территории России, и на территории других государств?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 30 апреля 2003 г. № 04-06-05/1/26

В связи с обращением Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации сообщает следующее.

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

Поскольку в рассматриваемом случае физическое лицо, направлявшееся российской компанией в служебные командировки за пределы России, выполняло работу в интересах этой российской компании и источник выплаты его заработной платы также находился в России, можно рассматривать зарплату и суточные указанного физического лица, которые выплачивались ему российской компанией в связи с краткосрочными зарубежными командировками, как доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Руководитель Департамента налоговой политики А. И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос: Российская организация арендует морское судно у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах РФ, для его эксплуатации в российских портах и выплачивает иностранному арендодателю арендные платежи. Обязан ли арендатор как налоговый агент удерживать при выплате арендной платы иностранной организации следующие налоги:

1) налог на прибыль организаций;

2) налог на добавленную стоимость ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 4 сентября 2003 г. № 04-06-05/т.2/37

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает.

Из письма следует, что российское предприятие арендует морское судно у иностранной организации для осуществления его эксплуатации в российских портах и выплачивает иностранному арендодателю, не имеющему постановки на учет в налоговых органах Российской Федерации, арендные платежи.

1. В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы иностранной организации, подученные от предоставления в аренду морских судов, относятся к доходам от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов налоговым агентом.

В соответствии со ст. 310 Кодекса налог удерживается при каждой выплате дохода по ставке, установленной в подп. 2 п. 2 ст. 284, - 10%.

2. Услуги по предоставлению в аренду морских судов относятся к услугам, не предусмотренным в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 148 Кодекса. Местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации, если организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации.

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 148 местом осуществления деятельности организации, оказывающей услуги, не предусмотренные в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 148 Кодекса, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации или места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации.

Исходя из изложенного местом реализации услуг по предоставлению в аренду морского судна без экипажа не является территория Российской Федерации в случае несоответствия ни одному из условий, перечисленных в предыдущем абзаце.

В отношении услуг по сдаче в аренду морского судна с экипажем следует применять положения абз. 2 п. 2 ст. 148, в соответствии с которым местом осуществления деятельности не признается территория Российской Федерации только в случае, если суда используются для перевозки между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации. Поскольку, как указывается в письме, морское судно эксплуатируется в российских портах, местом осуществ-

ления деятельности иностранной организации и, соответственно, местом реализации данных услуг считается территория Российской Федерации. В этом случае в соответствии со ст. 166 и 174 Кодекса при выплате арендных платежей налоговый агент обязан исчислять и удерживать с иностранной организации суммы налога.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики М.И. ШИЕНОК

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 07.07.2003)

Вопрос: Российская организация арендует морское судно у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах РФ, для его эксплуатации в российских портах и выплачивает иностранному арендодателю арендные платежи. Обязан ли арендатор как налоговый агент удерживать при выплате арендной платы иностранной организации следующие налоги:

1) налог на прибыль организаций;

2) налог на добавленную стоимость ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 4 сентября 2003 г. № 04-06-05Д.2/37

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает.

Из письма следует, что российское предприятие арендует морское судно у иностранной организации для осуществления его эксплуатации в российских портах и выплачивает иностранному арендодателю, не имеющему постановки на учет в налоговых органах Российской Федерации, арендные платежи.

1. В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы иностранной организации, подученные от предоставления в аренду морских судов, относятся к доходам от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов налоговым агентом.

В соответствии со ст. 310 Кодекса налог удерживается при каждой выплате дохода по ставке, установленной в подп. 2 п. 2 ст. 284, - 10%.

2. Услуги по предоставлению в аренду морских судов относятся к услугам, не предусмотренным в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 148 Кодекса. Местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации, если организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации.

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 148 местом осуществления деятельности организации, оказывающей услуги, не предус-

мотренные в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 148 Кодекса, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации или места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации.

Исходя из изложенного местом реализации услуг по предоставлению в аренду морского судна без экипажа не является территория Российской Федерации в случае несоответствия ни одному из условий, перечисленных в предыдущем абзаце.

В отношении услуг по сдаче в аренду морского судна с экипажем следует применять положения абз. 2 п. 2 ст. 148, в соответствии с которым местом осуществления деятельности не признается территория Российской Федерации только в случае, если суда используются для перевозки между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации. Поскольку, как указывается в письме, морское судно эксплуатируется в российских портах, местом осуществления деятельности иностранной организации и, соответственно, местом реализации данных услуг считается территория Российской Федерации. В этом случае в соответствии со ст. 166 и 174 Кодекса при выплате арендных платежей налоговый агент обязан исчислять и удерживать с иностранной организации суммы налога.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики М.И. ШИЕНОК

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от07.07.2003)

Вопрос: Облагается ли НДС ввоз воздушного судна в качестве вклада иностранного участника в уставный капитал российского ООО, учитывая положение подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 9 сентября 2003 г. № 04-03-08/39

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении воздушного судна, ввозимого на территорию Российской Федерации в качестве вкла-

да иностранного участника в уставный капитал российского общества, Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, установлен ст. 150 Кодекса. В данный перечень включено технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Ввоз на территорию Российской Федерации других товаров, предназначенных для внесения в уставный (складочный) капитал, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Учитывая изложенное, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации вышеуказанного воздушного судна необходимо уплатить налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Что касается подп. 12 п. 2 ст. 149 Кодекса, на который ссылаются в письме, то на основании указанного подпункта от налога на добавленную стоимость освобождается реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций их владельцами на территории Российской Федерации.

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 07.07.2003)

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

Вопрос: С 01.01.2003 утратил силу п. 2 ст. 239 НКРФ, устанавливающий освобождение от уплаты ЕСН с выплат иностранным гражданам, не обладающим правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 19 сентября 2003 г.

№ 04-04-04/104

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат иностранным гражданам за трудовую деятельность на территории Российской Федерации и сообщает следующее.

Просим разъяснить, возникает ли у организации обязанность по уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат, производимых в пользу работников - иностранных граждан, не постоянно проживающих на территории РФ (не имеющих вид на жительство).

В чьей компетенции находятся вопросы о порядке получения пенсий иностранными гражданами при наступлении пенсионного возраста?

Как правильно указано в письме, согласно ст. 8 Федерального закона от31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2003 г. утратила силу норма п. 2 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в 2001 и 2002 гг. освобождались от уплаты единого социального налога (далее - ЕСН) налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования.

Вопросы применения ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении иностранных граждан, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, рассмотрены Минфином России совместно с МНС России, Минтрудом России, Пенсионным фондом Российской Федерации и в результате анализа положений ст. 11, 19, 235 и 236 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 11, 13, 56 - 59 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» решено следующее.

С 1 января 2003 г. налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам, а также иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают ЕСН в общеустановленном порядке. При этом объектом налогообложения по ЕСН являются любые начисленные в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства выплаты по упомянутым договорам, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) на территории Российской Федерации, независимо от статуса нанимателя (российское или иностранное юридическое или физическое лицо), статуса нанимаемого (постоянно проживающее или временно проживающее лицо на территории Российской Федерации), а также независимо от того, за границей или на территории Российской Федерации начисляются и производятся выплаты.

Что касается уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за своих работников-иностранцев, то согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации (как временно, так и постоянно), если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. В связи с этим с выплат в пользу иностранных граждан, являющихся застрахованными лицами, должна производиться уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и, следовательно, применяться налоговый вычет при исчислении ЕСН.

В связи с вышеизложенным у организации возникает обязанность по уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с производимых выплат в пользу иностранных работников, занятых на территории Российской Федерации, независимо от места заключения договора и порядка осуществления таких выплат, независимо от наличия или отсутствия права данных работников на пенсионное и социальное обеспечение в Российской Федерации за счет средств соответствующих фондов, а также статуса этих работников (постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации).

Одновременно сообщаем, что вопрос о порядке получения пенсии иностранным гражданином при наступлении пенсионного возраста находится в компетенции Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА

Вопрос: Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ с 1 января 2003 г. утратил силу п. 2 ст. 239 НКРФ, в соответствии с которым освобождались от уплаты ЕСН налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответ-

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 25 сентября 2003 г. № 04-04-04/107

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат иностранным гражданам за трудовую деятельность на территории Российской Федерации и сообщает следующее.

Как правильно указано в письме, согласно ст. 8 Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении измене-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ствии с законодательством РФ или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и фондов обязательного медицинского страхования.

Банк просит разъяснить порядок обложения ЕСН и уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование по выплатам иностранным гражданам на основании заключенных с ними трудовых договоров.

Как влияет на порядок обложения ЕСН и уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование по указанным выплатам продолжительность пребывания иностранных граждан на территории РФ?

ний и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2003 г. утратила силу норма п. 2 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которой в 2001 и 2002 гг. освобождались от уплаты единого социального налога (далее - ЕСН) налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования.

Вопросы применения ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении иностранных граждан, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, рассмотрены Минфином России совместно с МНС России, Минтрудом России, Пенсионным фондом Российской Федерации и в результате анализа положений ст. 11, 19, 235 и 236 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 11, 13, 56 - 59 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» решено следующее.

С 1 января 2003 г. налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам, а также иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают ЕСН в общеустановленном порядке. При этом объектом налогообложения по ЕСН являются любые начисленные в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства выплаты по упомянутым договорам, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) на территории Российской Федерации, независимо от статуса нанимателя (российское или иностранное юридическое или физическое лицо), статуса нанимаемого (постоянно проживающее или временно проживающее лицо на территории Российской Федерации), а также независимо от того, за границей или на территории Российской Федерации начисляются и производятся выплаты.

Что касается уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за своих работни-

ков-иностранцев, то согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации (как временно, так и постоянно) , если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. В связи с этим с выплат в пользу иностранных граждан, являющихся застрахованными лицами, должна производиться уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и, следовательно, применяться налоговый вычет при исчислении ЕСН.

В связи с вышеизложенным у организации возникает обязанность по уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с производимых выплат в пользу иностранных работников, занятых на территории Российской Федерации, независимо от места заключения договора и порядка осуществления таких выплат, независимо от наличия или отсутствия права данных работников на пенсионное и социальное обеспечение в Российской Федерации за счет средств соответствующих фондов, а также статуса этих работников (постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации).

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. КОМОВА

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос: Иностранная компания (резидент Швеции) сдает в аренду недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации. При перечислении оплаты за аренду российская организация-арендатор удерживает из перечисляемой суммы налог на доходы у источника выплаты. Правомерны ли действия российской организации?

Ответ: В соответствии со ст. 246 гл. 25 Налогового кодекса РФ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ, признаются плательщиками налога на прибыль в РФ.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, согласно ст. 247 НК РФ признаются доходы, полученные от источников в РФ, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Доходы, полученные иностранной организацией от сдачи в аренду имущества, используемого на территории РФ (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой иностранной организации через постоянное представительство в РФ), в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ относятся к доходам иностранной организа-

ции от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

В связи с тем что иностранная компания является резидентом государства, с которым у Российской Федерации имеется действующая Конвенция об избежании двойного налогообложения, при решении вопроса о порядке налогообложения доходов этой иностранной компании на территории РФ следует руководствоваться также правилами и нормами Конвенции между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15.06.93, ст. 6 которой также предусмотрено, что доходы, получаемые резидентом Швеции от недвижимого имущества, находящегося в РФ, облагаются налогами только в РФ.

Указанное положение Конвенции применяется к доходам, получаемым от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме недвижимого имущества.

Термин «недвижимое имущество» в соответствии с п. 2 ст. 3 Конвенции имеет то значение, которое он имеет по законодательству РФ. Понятие указанного термина содержится в ст. 130 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 310 НК РФ исчисление и удержание сумм налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производится налоговым агентом, выплачивающим доход иностранной организации, во всех случаях выплаты доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, при каждой выплате таких доходов в валюте выплаты дохода. Исключение составляют лишь случаи выплаты доходов, указанные в п. 2 ст. 310 НК РФ, одним из которых является случай, когда налоговый агент уведомлен получателем дохода о том, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в РФ, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах РФ.

Учитывая изложенное, если российская организация -налоговый агент, выплачивающая доход иностранной компании - резиденту Швеции, не уведомлена получателем дохода о том, что выплачиваемый ему доход относится к постоянному представительству получателя дохода в РФ, и на момент выплаты дохода не располагает документами, предусмотренными подп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ, то она в соответствии со ст. 310 НК РФ обязана удержать налог с доходов, выплачиваемых этой иностранной компании, в порядке, установленном ст. 310 НК РФ.

Налог с доходов иностранного юридического лица от сдачи в аренду имущества иного, чем транспортные средства и контейнеры, используемые в международных перевозках, согласно п. 1 ст. 310 НК РФ исчисляется по ставке, предусмотренной подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ, т.е. по ставке 20%.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 23.06.2003)

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеции от 15.06.93 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ»

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 30.11.94 №51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.94)

(ред. от 10.01.2003)

Вопрос: Возникают ли налоговые обязательства по налогу на прибыль у иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в РФ через постоянное представительство, в связи с безвозмездным получением имущества?

Ответ: В соответствии со ст. 246 гл. 25 Налогового кодекса РФ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанных категорий организаций в соответствии со ст. 307 НК РФ признается доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов.

К доходам в целях гл. 25 НК РФ и согласно ст. 248 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Доходы налогоплательщика в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг), имущественных прав (за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ) в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ признаются внереализационными доходами.

Согласно ст. 248 НК РФ для целей гл. 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Сумма доходов в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав в соответствии с Инструкцией по заполнению Налоговой декларации по налогу на прибыль

иностранной организации, утвержденной приказом МНС России от 07.03.2002 № БГ-3-23/118, должна быть отражена в строке А2.5 разд.4 Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, утвержденной приказом МНС России от 26.07.2002 № БГ-3-23/398.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 23.06.2003)

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.03.2002 № БГ-3-23/118 (ред. от 29.11.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 15.04.2002 № 3368)

ПРИКАЗ МНС РФ от 26.07.2002 № БГ-3-23/398 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.08.2002 № 3701)

Вопрос: Финская строительная компания осуществляет строительно-монтажные работы на территории г. Москвы. Строительная площадка зарегистрирована в налоговом органе г. Москвы, работы на стройплощадке начаты в феврале 2000 г. и ведутся по настоящее время. В соответствии с положениями Соглашения между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики от 06.10.87указанная строительная площадка с февраля 2003 г. представляет собой постоянное представительство. На стройплощадке работают граждане Финляндии, которые имеют контракты на работу, заключенные с головным офисом, зарплата выплачивается им в Финляндии, никаких выплат на территории России им не производится.

Ответ: Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в соответствии со ст. 246 гл. 25 Налогового кодекса РФ признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанной категории налогоплательщиков согласно ст. 247 НК РФ признаются полученные через постоянное представительство доходы, уменьшенные на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, которые определяются в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ.

Для целей налогообложения принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно: расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными и при этом произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

К расходам, связанным с производством и реализацией и учитываемым при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, в частности, относятся расходы на оплату труда, в которые согласно ст. 255 НК РФ включаются начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, предус-

Можно ли представительству при определении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль в РФ учитывать расходы по заработной плате, произведенные за границей головным офисом?

мотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Инструкцией по заполнению Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, утвержденной приказом МНС России от 07.03.2002 № БГ-3-23/118, предусмотрено, что суммы расходов, указываемые по строкам разд. 5 Декларации (в том числе расходы на оплату труда, отражаемые по строке 010), включают в себя соответствующие расходы, переданные головным офисом, в случае если такая возможность передачи предусмотрена соответствующим соглашением об избежании двойного налогообложения.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 04.05.96, вступившего в силу с 14.12.2002, при определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая управленческие и общие административные расходы, понесенные как в государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте.

Учитывая изложенное, иностранное юридическое лицо -резидент Финляндии, осуществляющее деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, вправе при определении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль в Российской Федерации учитывать документально подтвержденные расходы на оплату труда работников постоянного представительства, произведенные головным офисом в соответствии с трудовым контрактом (договором).

Ссылки на нормативные акты: СОГЛАШЕНИЕ между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики от 06.10.87 «ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПОДОХОДНЫХ НАЛОГОВ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 23.06.2003)

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.03.2002 № БГ-3-23/118 (ред. от 29.11.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 15.04.2002 № 3368)

ПРИКАЗ МНС РФ от 26.07.2002 № БГ-3-23/398 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.08.2002 № 3701)

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики от 04.05.96 (ред. от 14.04.2000)

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ»

Вопрос: Российская организация по договору аренды имущества арендует у белорусской организации имущество (полиграфическое оборудование), находящееся на территории г. Москвы. Договором аренды предусмотрено, что арендная плата может вноситься российской организацией следующим образом:

- путем перечисления денежных средств на расчетный счет арендодателя (белорусской организации);

- путем предоставления арендатором арендодателю согласованных услуг;

- путем передачи арендатором в собственность арендодателю согласованных товаров.

Просим разъяснить порядок исчисления и уплаты налога с доходов белорусской организации - арендодателя.

Ответ: Статьей 246 гл. 25 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации. Объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанной категории организаций признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты, если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации, относятся, в частности, доходы от сдачи в аренду имущества, используемого на территории Российской Федерации.

Налог с указанного вида дохода исчисляется по ставке, предусмотренной подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ, т.е. по ставке 20%.

Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то в соответствии со ст. 7 части первой НК РФ применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В отношениях с Республикой Беларусь действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95, ст. 18 которого предусмотрено, что виды доходов, возникающие из источников в Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации), о которых не говорится в специальных статьях Соглашения, могут облагаться налогом в этом государстве (в Российской Федерации).

В связи с тем что специальными статьями Соглашения не определен порядок налогообложения доходов, получаемых резидентами договаривающихся государств от использования движимого имущества, налогообложение таких доходов должно производиться в соответствии с положениями ст. 18 Соглашения, т.е. доходы белорусской организации от сдачи в аренду движимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению в Российской Федерации.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, в порядке, установленном ст. 310 НК РФ.

При этом п. 3 ст. 309 НК РФ предусмотрено, что доходы, перечисленные в п. 1 ст. 309 НК РФ, являются объектом налогообложения по налогу на прибыль независимо от формы, в которой получены такие доходы, в частности в натуральной форме, путем погашения обязательств, в виде прощения долга или зачета требований. В таких случаях налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме (п. 7 разд. 2 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150).

Налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов (декларации) ст. 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, утвержденной приказом МНС России от 24.01.2002 № БГ-3-23/31.

E.H. СОКОЛОВА

Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 23.06.2003)

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.95

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

ПРИКАЗ МНС РФ от 28.03.2003 № БГ-3-23/150 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛАВЫ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИХСЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ (ДОХОДОВ) ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

ПРИКАЗ МНС РФ от 24.01.2002 № БГ-3-23/31

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАЛОГОВОГО РАСЧЕТА

(ИНФОРМАЦИИ) О СУММАХ ВЫПЛАЧЕННЫХ

ИНОСТРАННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ДОХОДОВ И

УДЕРЖАННЫХ НАЛОГОВ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 01.04.2002 № 3340)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 07.07.2003)

Вопрос: Российский специалист командирован для выполнения монтажных работ на АЭС в Исламскую республику Иран сроком на 382 дня. На период командирования за данным физическим лицом сохраняется заработная плата, которая перечисляется на расчетный счет этого лица в банке, расположенном на территории Российской Федерации. В каком порядке подлежат налогообложению доходы, полученные российским специалистом в связи с выполнением своих трудовых обязанностей на территории Исламской республики Иран?

Ответ: В соответствии со ст. 207 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по всем доходам, полученным ими в отчетном налоговом периоде, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам от источников в Российской Федерации.

На основании ст. 11 Кодекса физические лица являются налоговыми резидентами Российской Федерации, если они фактически находятся на ее территории не менее 183 дней в календарном году.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса установлено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Поскольку специалист получает вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории Исламской республики Иран, то на основании подп. 6 п. 3 ст. 208 Кодекса

такие доходы относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Исходя из изложенного вознаграждение, получаемое сотрудником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей на территории Исламской республики Иран, не подлежит налогообложению в Российской Федерации, если это лицо находится на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, то есть не является налоговым резидентом Российской Федерации.

В противном случае, если данное физическое лицо находится на территории Российской Федерации более 183 дней в календарном году, то есть является налоговым резидентом России, то полученное им вознаграждение в связи с выполнением своих трудовых обязанностей на территории Исламской республики Иран подлежит налогообложению в Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 228 Кодекса.

E.H. КОВЕХ

Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 23.06.2003)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 06.06.2003)

Вопрос: Будут ли уплачиваться налоги при ввозе на территорию России запасных частей, предназначенных для ремонта временно ввезенного транспортного средства, например автомобиля иностранного гражданина?

Ответ: В соответствии с п. 13 Положения об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза), применяемого к транспортным средствам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 № 517, запасные части и оборудование, предназначенные для технического обслуживания или ремонта временно ввезенных транспортных средств, временно ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами, если они ввозятся в целях замены частей и оборудования, встроенных в транспортные средства или используемых при их эксплуатации.

При ввозе на территорию России запасных частей, предназначенных для ремонта временно ввезенного транспортно-

го средства, например автомобиля иностранного гражданина, налоги не уплачиваются.

H.A. ЗАХАРОВА

Советник налоговой службы РФ III ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.07.2001 № 517 «О ВРЕМЕННОМ ВВОЗЕ (ВЫВОЗЕ) ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

(вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО РЕЖИМА ВРЕМЕННОГО ВВОЗА (ВЫВОЗА), ПРИМЕНЯЕМОГО К ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ»)

Вопрос: Имеет ли право гражданин Российской Федерации открыть валютный счет в иностранном (зарубежном) банке за пределами Российской Федерации, а также осуществлять перечисление (перевод) на него денежных средств в иностранной валюте?

Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона РФ от 09.10.92 № 3615 -1 гражданин Российской Федерации как физическое лицо признается (является) резидентом, а согласно ст. 5 и 9 вышеуказанного Закона резидентам предоставлено право открывать (иметь) счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации, а также осуществлять переводы, ввоз и пересылку иностранной валюты в случаях и на условиях, устанавливаемых Центральным банком РФ.

Случаи и условия открытия валютных счетов (счетов в иностранной валюте) физическими лицами-резидентами в иностранных банках за пределами Российской Федерации, а также порядок осуществления переводов денежных средств в иностранной валюте из Российской Федерации для зачисления на указанные счета предусмотрены Инструкцией Банка России от 29.08.2001 № 100-И.

Подробная информация по данному вопросу также содержится в Информационном письме Банка России от 06.09.2002 № 19.

В.П. КОЛОДИЙ

Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты: ЗАКОН РФ от 09.10.92 № 3615-1 (ред. от 27.02.2003)

«О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»

ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 29.08.2001 № 100-И «О СЧЕТАХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - РЕЗИДЕНТОВ В

БАНКАХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Зарегистрирована в Минюсте РФ 14.09.2001 № 2937)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ЦБ РФ от 06.09.2002 № 19

«ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос: Глава представительства иностранной компании в России является гражданином Канады и работает в представительстве на основании трудового контракта. Вознаграждение по контракту ему выплачивается представительством. Следует ли начислять на вознаграждение иностранному гражданину страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат: физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем, и физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

При этом страхователем признается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) (ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ).

Действие Федерального закона № 125-ФЗ распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ).

Из запроса следует, что глава представительства работает по найму в иностранной компании (представительстве) и с ним заключен трудовой контракт. Следовательно, иностранная организация (представительство) будет являться страхователем и должна начислять с вознаграждения главы представительства взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По данному вопросу разъяснения даны также ФСС РФ в письме от 06.02.2003 № 02-18/07-832.

А.В. РЫМКЕВИЧ

Вопрос: Предприятие производит продукцию, операции по реализации которой на территории Российской Федерации не подлежат обложению НДС. Указанные товары реализуются не только в Российской Федерации, но и контрагентам, расположенным в странах СНГ. Следует ли вести раздельный учет указанных операций?

Ответ: Операции, не подлежащие обложению (освобождаемые от обложения) налогом на добавленную стоимость, перечислены в ст. 149 НК РФ. В соответствии с п. 4 указанной статьи в случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, освобождаемые от налогообложения в соответствии с положениями данной статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

При этом в соответствии со ст. 147 НК РФ в целях гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств: товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется; товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Таким образом, вне зависимости от того, что контрагент расположен на территории СНГ, указанные операции считаются произведенными на территории России.

Статьей 164 НК РФ, устанавливающей ставки налога на добавленную стоимость, предусмотрено, что налогообложение операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0%.

Согласно ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Поскольку рассматриваемые операции не подлежат налогообложению, в данном случае отсутствует налоговая база для применения какой-либо ставки.

Учитывая изложенное, считаем, что у организации в сложившейся ситуации не возникает обязанности вести раздельный учет.

Вопрос: Предприятие производит продукцию, операции по реализации которой на территории Российской Федерации не подлежат обложению НДС. Однако продукция реализуется не только на территории России, но и контрагентам, расположенным на территориях стран-участниц Содружества Независимых Государств. Отгружается товар на территории Российской Федерации.

При производстве указанной продукции используется материал, приобретаемый как с НДС, так и без

Ответ: В ст. 149 НК РФ дан перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от уплаты) налогом на добавленную стоимость.

При этом в соответствии со ст. 147 НК РФ целях гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств: товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется; товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Таким образом, вне зависимости от того что контрагент расположен на территории СНГ, указанные операции считаются произведенными на территории России.

НДС. Подлежат ли возмещению суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам при реализации товаров контрагентам, расположенным на территории СНГ?

В соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

В случае если согласно ст. 149 НК РФ реализация производимой продукции на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС, суммы налога, предъявленные поставщиками при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

Вопрос: Предприятие производит продукцию, операции по реализации которой на территории Российской Федерации освобождаются от налогообложения НДС. В момент начала отгрузки товар находится на территории Российской Федерации. Подлежат ли налогообложению указанные товары в случае их реализации контрагентам, расположенным на территориях государств - участников СНГ? Если да, то какую ставку следует применять ?

Ответ: Операции, не подлежащие обложению (освобождаемые от обложения) налогом на добавленную стоимость, перечислены в ст. 149 НК РФ.

При этом в соответствии со ст. 147 НК РФ в целях гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств: товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется; товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Таким образом, вне зависимости от того что контрагент расположен на территории СНГ, указанные операции считаются произведенными на территории России.

Статьей 164 НК РФ, устанавливающей ставки налога на добавленную стоимость, предусмотрено, что налогообложение операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0%.

Согласно ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Поскольку рассматриваемые операции не подлежат налогообложению, в данном случае отсутствует налоговая база для применения какой-либо ставки. Учитывая изложенное, считаем, что у организации в сложившейся ситуации не возникает обязанности исчислять налог на добавленную стоимость с применением налоговой ставки 0%.

О.Г. ХМЕЛЕВСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И ТОРГОВЛИ РФ

Вопрос: Охватывает ли Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980г.) контракты на все виды продаж?

Ответ: Согласно гл. I Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.) сфера ее применения ограничена. Конвенция не охватывает контракты на ряд видов продаж. В частности, Конвенция не применяется к продаже:

- товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования, за исключением случаев, когда продавец в любое время до или в момент заключения договора не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого использования;

- с аукциона;

- в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона;

- фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег;

- судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке;

- электроэнергии.

Договоры купли-продажи, заключаемые на перечисленные выше виды продаж, должны регулироваться национальными законодательными актами государств - участников сделки.

H.H. ГОЛЯКОВА

Ссылки на нормативные акты:

«КОНВЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ

НАЦИЙ О ДОГОВОРАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-

ПРОДАЖИ ТОВАРОВ»

(заключена в Вене 11.04.80)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(вместе со «СТАТУСОМ КОНВЕНЦИИ ООН О

ДОГОВОРАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

ТОВАРОВ» (по состоянию на 30 октября 2001 г.))

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос: Требуется ли оформление паспорта импортной сделки для оплаты резидентом стоимости запасных частей по договору на выполнение на территории иностранного государства работ по ремонту оборудования, которое после ремонта будет ввозиться на территорию Российской Федерации?

Ответ: Согласно п. 10.1 Инструкции Банка России и ГТК России от 04.10.2000 № 91 -И и № 01 -11/28644 (соответственно) «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» (далее - Инструкция № 91-И) действие Инструкции распространяется на контракты между резидентами и нерезидентами, на основании которых осуществляется ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, помещаемых под любой из таможенных режимов, указанных в п. 4.1 Инструк-

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ

Вопрос: Необходимо ли включать в отчет по форме № 652 «Отчет о движении средств в иностранной валюте на транзитных валютных счетах резидентов» данные по зачисленной на транзитный валютный счет резидента иностранной валюте, поступившей от резидента по договорам комиссии?

ции № 91 -И, либо осуществляется оплата этих товаров. Следовательно, непременным условием распространения на соответствующие контракты действия Инструкции № 91-И является помещение оплачиваемых товаров под какой-либо таможенный режим. В рассматриваемой ситуации предметом оплаты являются товары (запчасти, узлы, механизмы и т.п.), используемые при выполнении ремонта комплектного объекта (товара), который и будет при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации помещаться под заявляемый таможенный режим. Таким образом, сами использованные при ремонте запчасти отдельному декларированию и помещению под какой-либо таможенный режим не подлежат. В связи с этим на валютные операции, связанные с оплатой резидентом стоимости запчастей, используемых при ремонте ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации оборудования, Инструкция № 91-И не распространяется.

Е.Ю. ЛАДОЖИНА

Ссылки на нормативные акты:

ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ № 91-И, ГТК РФ № 01-11/28644 от

04.10.2000

(ред. от 26.06.2002)

«О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОПЛАТЫ РЕЗИДЕНТАМИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 27.10.2000 № 2431)

БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 10 сентября 2003 г. №25

Ответ: Согласно п. 6 разд. II инструкции Банка России от 29.06.92 № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» любые поступления в иностранной валюте в пользу юридических лиц-резидентов, в том числе не подлежащие обязательной продаже, должны быть предварительно зачислены на транзитный валютный счет этого лица, поскольку по своей сути транзитный валютный счет предназначен для идентификации средств в иностранной валюте, поступающих юридическому лицу-резиденту.

В соответствии с Порядком составления и представления Отчета о движении средств в иностранной валюте на транзитных валютных счетах резидентом (форма № 652), установленного Указанием Банка России от 24.10.97 № 7-У «О порядке

составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации», в строке 2 Отчета отражается общая сумма поступлений средств в иностранной валюте на транзитные валютные счета резидентов в течение операционного дня.

С учетом вышеизложенного поступления иностранной валюты от резидентов по договорам комиссии, зачисленные на транзитный валютный счет юридического лица-резидента, подлежат отражению в Отчете по форме № 652 по строке 2 в общей сумме поступлений средств в иностранной валюте на транзитные валютные счета резидентов в течение операционного дня.

Департамент валютного регулирования и валютного контроля

Ссылки на нормативные акты: ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ЦБ РФ от 10.09.2003 № 25

«ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ»

ПРИКАЗ ЦБ РФ от 29.06.92 № 02-104А (ред. от 18.06.99)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОБЪЕДИНЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЧАСТИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ЧЕРЕЗ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ БАНКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ НА ВНУТРЕННЕМ ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ ЦБ РФ от 29.06.92 № 7)

ПРИКАЗ ЦБ РФ от 24.10.97 № 02-469 (ред. от 11.04.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ «О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (вместе с «ПЕРЕЧНЕМ ОТЧЕТНОСТИ И ДРУГОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИХ ФИЛИАЛАМИ В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», УКАЗАНИЯМИ ЦБ РФ от 24.10.97 № 7-У)

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ

Вопрос: Распространяется ли обязательное пенсионное страхование на иностранных граждан?

Ответ: В соответствии со ст. 7 Федерального закона от

15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, если они:

работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

самостоятельно обеспечивают себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

являются членами крестьянских (фермерских) хозяйств и др.

Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.

Согласност. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом оговаривается, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Таким образом, обязательное пенсионное страхование распространяется на иностранных граждан, если они имеют статус постоянно проживающих в Российской Федерации. Следовательно, страхователи, осуществляющие свою деятельность на территории нашей страны, должны уплачивать страховые взносы за указанных иностранных граждан на общих основаниях независимо от формы собственности.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от

25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

На основании ст. 2 названного Федерального закона документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на сво-

бодный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, является вид на жительство. При этом данный документ, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Из этого следует, что постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее в установленном порядке вид на жительство.

Отметим, что согласно ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. При этом вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Описание бланка формы вида на жительство утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 № 794 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство».

А.Н. ПУДОВ С.А. ЧИРКОВ

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.11.2002 №794

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ВИДА НА ЖИТЕЛЬСТВО»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 21.06.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 № 173-Ф3 (ред. от 31.12.2002)

«О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

АДВОКАТСКАЯ ПАЛАТА

Вопрос: Требуется ли лицензия на ввоз (вывоз) кредитных карточек иностранных или российских платежных систем при перемещении через таможенную границу Российской Федерации ?

Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона РФ от 09.10.92 №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» кредитные карточки не относятся к валютным ценностям и подлежат пропуску через таможенную границу без каких-либо ограничений.

При ввозе лицами на территорию и вывозе с территории Российской Федерации кредитных карточек как российских, так и иностранных платежных систем лицензий и разрешений, выдаваемых органами валютного контроля Российской Федерации, не требуется.

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 09.10.92 № 3615-1 (ред. от 27.02.2003)

«О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ

КОНТРОЛЕ»

Вопрос: Фирма, являющаяся иностранным лицом, была привлечена российской таможней к административной ответственности в связи с нарушением таможенных правил. В каком порядке в соответствии с российским законодательством может быть обжаловано данное решение о привлечении к административной ответственности и в какой орган можно подать жалобу?

Ответ: В соответствии с § 2 гл. 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений административных органов (в том числе таможенных органов) о привлечении к административной ответственности подведомственны арбитражным судам.

Порядок обжалования установлен также указанным Кодексом. При этом установленная им процедура обжалования предполагает направление искового заявления (заявления) непосредственно в арбитражный суд. В соответствии со ст. 208 упомянутого Кодекса заявление об оспаривании решений административных органов (в том числе таможенных органов) о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.

Порядок арбитражного судопроизводства с участием иностранных лиц определен гл.33 указанного Кодекса. Учитывая то, что ни данная глава, ни Кодекс в целом не содержат каких-либо особенностей, связанных с определением подсудности дел, по которым одной из сторон является иностранное лицо, а также то, что законодательством Российской Федерации не установлено иное, иностранные лица могут обращаться с заявлением в арбитражный суд по месту нахождения ответчика (в данном случае - таможенного органа, чьи действия (решение) обжалуются) в соответствии с общим правилом подсудности, установленным ст. 35 упомянутого Кодекса.

К.Л. КУРОЧКИН

Ссылки на нормативные акты: «АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 24.07.2002 № 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.