ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Организация — первичный держатель облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) IV серии — просит разъяснить следующее.
В бухгалтерском учете стоимость ОВГВЗ не пересчитывалась в рубли в связи с изменением курса ЦБ РФ, поскольку данные ценные бумаги учитывались на счете 06 «Долгосрочные финансовые вложения» и начиная с 01.01.95 (с введением Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 № 170) отсутствовали основания для пересчета данных активов. Кроме того, курсовые разницы, накопившиеся в учете до 01.01.95, можно было списать только при выбытии ОВГВЗ, а до выбытия согласно указаниям Минфина России они учитывались на счете 83 (98) «Доходы будущих периодов». В мае 2003 г. ОВГВЗ IV серии подлежат погашению.
Правомерно ли мы отразим в бухгалтерском учете суммы курсовых разниц, накопленных с 01.01.95 по 14.05.2003 (срок погашения), и учтем их при исчислении налога на прибыль за I полугодие 2003 г. ? Как в бухгалтерском учете отражается выбытие указанных облигаций?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 24 июля 2003 г. № 04- 02-05/1/76
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу правильности отражения в бухгалтерском учете облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) IV серии и сообщает следующее.
Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденным приказом Минфина России от 10.01.2000 № 2н, пересчет стоимости ОВГВЗ, числящихся на счете 06 «Долгосрочные финансовые вложения» (в том числе при списании их с бухгалтерского баланса), в связи с изменением курса иностранных валют по отношению к рублю не предусмотрен.
Таким образом, курсовые разницы за период с 1 января 1995 г. по 14 мая 2003 г. и при выбытии указанных облигаций в бухгалтерском учете не образуются. При выбытии указанных облигаций сумма курсовых разниц, образовавшихся в результате пересчета их стоимости на отчетные даты за период до 1 января 1995 г., числящаяся на счете 83 «Доходы будущих периодов», подлежит списанию на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Выбытие финансовых вложений, в том числе ОВГВЗ, в 2003 г. признается в бухгалтерском учете согласно правилам, установленным ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденным приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н.
Касательно налогового учета ОВГВЗ IV серии сообщаем следующее.
Утративший силу Федеральный закон от 03.03.99 № 45-ФЗ устанавливал особый порядок принятия для целей налогообложения курсовых разниц по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, образовавшимся за период с 1 августа 1998 г. по 31 декабря 1998 г.
Указанным Законом было установлено, что независимо от применяемой учетной политики отражения этих кур-
совых разниц на счетах бухгалтерского учета для целей налогообложения они учитывались в следующем порядке:
в случае, если у предприятий и организаций, включая кредитные организации, при сопоставлении суммы положительных курсовых разниц и суммы отрицательных курсовых разниц возникает превышение суммы положительных курсовых разниц над суммой отрицательных курсовых разниц, налогооблагаемая база для исчисления налога уменьшается на сумму указанного превышения;
в случае, если у предприятий и организаций, включая кредитные организации, при сопоставлении суммы положительных курсовых разниц и суммы отрицательных курсовых разниц возникает превышение суммы отрицательных курсовых разниц над суммой положительных курсовых разниц, налогооблагаемая база для исчисления налога определяется в общем порядке без дополнительной корректировки, а указанное превышение признается убытком по курсовым разницам.
Однако Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в части налогообложения ОВГВЗ (за исключением ОВГВЗ III серии, прошедшей новацию) был отменен Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ. Соответственно, был отменен и изложенный выше порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль при реализации (выбытии) ОВГВЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Принимая во внимание положения ст. 5 Кодекса, а также то, что ОВГВЗ IV и V серий выпускались соответственно на 10 и 15 лет, считаем, что первичные владельцы указанных облигаций вправе исключать из налоговой базы перечисленные выше суммы, что создаст равные условия при налогообложении доходов по операциям с облигациями III, IV и V траншей.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ» ПБУ 3/2000"
ПРИКАЗ Минфина РФ от ЮЛ2.2002 № 126н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ» ПБУ 19/02"
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.12.2002 №4085)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.03.99 № 45-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ» (принят ГД ФС РФ 10.02.99)
ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 03.03.99)
«О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.08.2001 № 110-ФЗ (ред. от 31.12.2002)
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ АКТОВ) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ» (принят ГД ФС РФ 06.07.2001)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 06.06.2003)
ПРИКАЗ Минфина РФ от 26.12.94 № 170 «О ПОЛОЖЕНИИ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.02.95 № 800)
Вопрос. Представительство иностранной компании осуществляет на территории РФ инвестиционную и коммерческую деятельность, имеет отдельный баланс и ведет бухгалтерский учет в рублях.
Денежные средства, получаемые от головного офиса в иностранной валюте, учитываются на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
Вправе ли представительство производить переоценку указанных
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 30 июля 2003 г. № 04- 02- 05/3/60
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и по существу вопросов сообщает следующее.
По официальному разъяснению Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, обособленные подразделения иностранных компаний (отделений) в России и головные организации в иностранных государствах для взаимных расчетов могут приме-
средств в связи с изменением курса валюты и учитывать курсовые разницы от переоценки в целях налогообложения прибыли?
нять счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты». При этом, поскольку указанный счет применяется для учета операций внутри одного юридического лица, сумма указанных расчетов принимается к бухгалтерскому учету представительства в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, и дальнейшим пересчетам в связи с изменениями курса иностранных валют не подлежит.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н
(ред. от 07.05.2003)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ»
Вопрос. Нефтяная компания привлекает для работы на территории Российской Федерации граждан республики Узбекистан, с которыми заключаются на срок до одного года трудовые договоры. Работники работают вахтово-экспе-диционным методом. В условиях трудового договора в соответствии с положениями п. 2 ст. 239 части второй Налогового кодекса, действующими до 01.01.2003, оговорено следующее: «Работодатель не начисляет ЕСН в Пенсионный фонд РФ, фонды социального и медицинского страхования РФ, если Работник не является гражданином РФ или является лицом без гражданства и соответственно не обладает правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение за счет соответствующих фондов».
С 01.01.2003 п. 2 ст. 239 гл. 24 части второй Налогового кодекса РФ утратил силу.
В соответствии с Законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ имеют иностранные граждане и лица без гражданства, по-
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 30 июля 2003 г. № 04-04-04/90
В связи с письмом по вопросам уплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат иностранным гражданам за трудовую деятельность в Российской Федерации Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2003 г. утратила силу норма п. 2 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в 2001 и в 2002 гг. освобождались от уплаты единого социального налога (далее — ЕСН) налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемые соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования.
стоянно проживающие на территории РФ. Как следует из нормы Закона, иностранные граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию только в случае их постоянного проживания на территории России.
Просим разъяснить, является ли компания плательщиком единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по выплатам, производимым в пользу иностранных граждан, работающих вахтово-эк-спедиционным методом по трудовому договору, если они временно проживают на территории РФ, согласны с условиями трудового договора и не претендуют на получение российских пенсий.
Вопросы применения ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении иностранных граждан, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, рассмотрены Минфином России совместно с МНС России, Минтрудом России, Пенсионным фондом Российской Федерации, и в результате анализа положений ст. II, 19, 235 и 236 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 11, 13, 56 — 59 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» решено следующее.
С 1 января 2003 г. налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам, а также иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают ЕСН в общеустановленном порядке. При этом объектом налогообложения по ЕСН являются любые начисленные в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства выплаты по упомянутым договорам, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) на территории Российской Федерации, независимо от статуса нанимателя (российское или иностранное юридическое или физическое лицо), статуса нанимаемого (постоянно проживающее или временно проживающее на территории Российской Федерации лицо), а также независимо от того, за границей или на территории Российской Федерации начисляются и производятся выплаты.
Что касается уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за своих ра-ботников-иностранцев, то согласно ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации (как временно, так и постоянно), если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. В связи с этим с выплат в пользу иностранных граждан, являющихся застрахованными лицами, должна производиться уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и, следовательно, должен применяться налоговый вычет при исчислении ЕСН.
В связи с вышеизложенным у организации возникает обязанность по уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с производимых выплат в пользу иностранных работников, занятых на территории
Российской Федерации, независимо от места заключения договора и порядка осуществления таких выплат, независимо от наличия или отсутствия права данных работников на пенсионное и социальное обеспечение в Российской Федерации за счет средств соответствующих фондов, а также статуса этих работников (постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации).
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.2001 № 198-ФЗ (ред. от 24.07.2002)
«О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ» (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 06.06.2003)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 № 173-Ф3 (ред. от 31.12.2002)
«О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003)
Вопрос. Просим дать разъяснения по вопросу исчисления ЕСН по заработной плате, выплачиваемой иностранному гражданину.
Московское представительство бельгийской компании осуществляет вспомогательную деятельность в пользу головного офиса и на территории РФ коммерческой деятельности не ведет.
Трудовой договор сотрудника указанного представительства, являющегося гражданином Бельгии, заключен непосредственно с головным офисом и содержит положение, в соответствии с которым все виды страхования работника (в том числе и социального) осуществляются в соответствии с законодательством Бельгии. Заработная плата выплачивается данному сотруднику в России за счет средств, предусмотренных сметой головного офиса для содержания представительства. При этом данный сотрудник является иностранным гражданином, временно пребывающим на территории РФ. Каков порядок начисления в 2003 г. ЕСН на рассматриваемые выплаты и применения налоговых вычетов в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, учитывая положения ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 14 августа 2003 г. № 04-04-04/96
В связи с письмом по вопросу уплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат иностранным гражданам за трудовую деятельность в Российской Федерации Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2003 г. утратила силу норма п. 2 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в 2001 и в 2002 гг. освобождались от уплаты единого социального налога (далее — ЕСН) налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования.
С 1 января 2003 г. налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам, а также иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают ЕСН в общеустановленном порядке. При этом объектом налогообложения по ЕСН являются любые начисленные в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства выплаты по упомянутым договорам, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) на территории Российской Федерации, независимо от статуса нанимателя (российское или иностранное юридическое или физическое лицо), статуса нанимаемого (постоянно проживающее или временно проживающее лицо на территории Российской Федерации), а также независимо от того, за границей или на территории Российской Федерации начисляются и производятся выплаты.
Что касается уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за своих ра-
ботников-иностранцев, то согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации (как временно, так и постоянно), если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. В связи с этим с выплат в пользу иностранных граждан, являющихся застрахованными лицами, должна производиться уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и, следовательно, применяться налоговый вычет при исчислении ЕСН.
В связи с вышеизложенным у организации возникает обязанность по уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с производимых выплат в пользу иностранных работников, занятых на территории Российской Федерации, независимо от места заключения договора и порядка осуществления таких выплат, независимо от наличия или отсутствия права данных работников на пенсионное и социальное обеспечение в Российской Федерации за счет средств соответствующих фондов, а также статуса этих работников (постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации).
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.2001 № 198-ФЗ (ред. от 24.07.2002)
«О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ» (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от-24.07.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
МИНИСТЕРСЦ
Вопрос. Иностранной организацией, >> которой отсутствуют отделения на территории Российской Федерации, приобретено в собственность воздушное судно, находящееся на территории Российской Федерации.
В каком налоговом органе необходимо встать на учет иностранной организации в связи с наличием воздушного судна?
ВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Ответ. Согласно п. 2.4.2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, иностранные и международные организации, имеющие транспортные средства, в том числе транспортные средства, относящиеся к недвижимому имуществу в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации этих транспортных средств.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся подлежащие государственной регистрации воздушные суда.
Государственная регистрация воздушных судов осуществляется в соответствии с порядком, установленным ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей Свидетельства о государственной регистрации.
Таким образом, иностранная организация обязана встать на налоговый учет в налоговом органе по месту регистрации воздушного судна (по местонахождению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации) вне зависимости от его фактического месторасположения на территории Российской Федерации.
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)
«ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 19.03.97 № 60-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.97) (ред. от 08.07.99)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 10.01.2003)
Вопрос. Правомерны ли требования налогового органа о представлении положения о филиале иностранного юридического лица, предусмотренного Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в
Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» филиал иностранной организации имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации.
Российской Федерации» при поста новке на учет иностранной органи зации, осуществляющей деятель ность в Российской Федерации че рез филиал?
Филиал иностранной организации согласно пп. I и 2 ст. 22 Закона осуществляет свою деятельность на основании положения о филиале, в котором должны быть указаны наименования филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Постановка на учет иностранной организации, осуществляющей деятельность через свой филиал на территории Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с п. 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (далее — Положение).
В соответствии с п. 1.7 Положения требование налоговыми органами дополнительных документов, не предусмотренных Положением, для постановки на учет иностранных организаций не допускается. Таким образом, требование налогового органа представления положения о филиале иностранной организации является неправомерным.
Вместе с тем Положением предусматривается представление решения уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации, и в случае отсутствия этого документа может быть представлено положение о филиале.
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 N9 2258)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.99 № 160-ФЗ (ред. от 25.07.2002)
«ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 25.06.99)
Вопрос. Является ли государственный орган, осуществляющий регистрацию иностранной организации в стране инкорпорации, аналогом налогового органа (при его от-
Ответ. В соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, при постановке на учет в налоговых органах иностранные организации, осуществляющие деятельность в
сутствии) в контексте исполнения Положения от 07.04.2000 № АП-3-06/124?
Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения (п. 2.1) либо открывающие счета в банках на территории Российской Федерации (разд. 3), обязаны представить справку налогового органа иностранного государства о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).
Такая справка представляется из уполномоченного органа иностранного государства, на который в соответствии с национальным законодательством возложены функции по учету организаций как налогоплательщиков.
В случае если эти функции возложены на государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию иностранных организаций в стране регистрации, а также если в данном государстве в целом отсутствует регистрация организаций в налоговых целях, то налогоплательщик должен предоставить соответствующее этому письменное подтверждение.
Код налогоплательщика в стране регистрации (инкорпорации) иностранной организации не может быть идентичен его государственному регистрационному номеру, даже в случае если эти функции возложены на государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию иностранных организаций в стране регистрации, а также если в данном государстве в целом отсутствует регистрация организаций в налоговых целях.
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)
Вопрос. Иностранной организацией, осуществляющей строительно-монтажные работы на территории Российской Федерации, начаты работы на строительной площадке по истечении одного месяца после приема работ по подготовке строительной площадки у субподрядной организации.
В какой период времени необходимо осуществлять постановку на учет в налоговых органах?
С какой даты будет считаться образованным постоянное представительство ?
Ответ. В соответствии с п. 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через отделения (в том числе осуществляющие строительные и монтажные работы), подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала. При этом каждая строительная площадка рассматривается как образующая отдельное постоянное представительство иностранной организации.
В соответствии с п. 2 ст. 308 Налогового кодекса Российской Федерации при определении срока существования строительной площадки в целях исчисления налога, а также постановки на учет иностранной организации в налоговых органах работы и иные операции, продолжитель-
ность которых включается в этот срок, включают все виды производимых иностранной организацией на этой строительной площадке подготовительных, строительных и (или) монтажных работ, в том числе работ по созданию подъездных путей, коммуникаций, электрических кабелей, дренажа и других объектов инфраструктуры, кроме объектов инфраструктуры, изначально создаваемых для иных целей, не связанных с данной строительной площадкой.
В случае если иностранная организация, являясь генеральным подрядчиком, поручает выполнение части подрядных работ другим лицам (субподрядчикам), то период времени, затраченный субподрядчиками на выполнение работ, считается временем, затраченным самим генеральным подрядчиком.
В соответствии с п. 3 этой же статьи началом существования строительной площадки в налоговых целях считается более ранняя из следующих дат: дата подписания акта о передаче площадки подрядчику (акта о допуске персонала субподрядчика для выполнения его части совокупного объема работ) или дата фактического начала работ.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)
Вопрос. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации вспомогательная или подготовительная деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации не приводит к образованию постоянного представительства. Каким образом должна учитываться в налоговых органах Российской Федерации иностранная организация, осуществляющая вспомогательную или подготовительную деятельность?
Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 306 Налогового кодекса Российской Федерации факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства не может рассматриваться как деятельность, приводящая к образованию постоянного представительства.
Исходя из п. 2.1.1. 1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (далее — Положение), иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.
Пунктом 2.1 Положения предусмотрена постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через отделения.
При этом постановка иностранной организации на учет в соответствии с этим пунктом должна быть произведена вне зависимости от того, приведет ли деятельность иностранной организации через это отделение к образованию постоянного представительства или нет.
Таким образом, постановка на учет иностранной организации, осуществляющей вспомогательную или подготовительную деятельность (продолжительностью более 30 календарных дней в году), не приводящую к образованию постоянного представительства иностранной организации, должна производиться в соответствии с п. 2.1 Положения.
Если период деятельности иностранной организации не превышает 30 календарных дней в году, то учет такой организации осуществляется в соответствии с разд. 4 Положения.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.05.2003)
ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)
Вопрос. Иностранная организация имеет в собственности стационарные емкости для хранения нефтепродуктов и предполагает в дальнейшем сдавать их в аренду.
Каким образом она должна быть учтена в налоговых органах Российской Федерации?
Ответ. В соответствии с п. 2.4 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (далее — Положение), иностранная организация, имеющая в Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее ей на праве собственности или на правах владения и (или) пользования и (или) распоряжения, подлежит постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации.
Постановка на учет осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества.
Особенности постановки на учет иностранной организации при наличии у нее недвижимого имущества на территории Российской Федерации связаны с наличием отделений этой иностранной организации в Российской Федерации и отношением этого имущества к какому-либо ее отделению.
В случае если на данный момент иностранная фирма осуществляет свою деятельность в Российской Федерации через отделение и стационарные емкости относятся к этому отделению, постановка на налоговый учет этой иностранной организации должна производиться в соответствии с пп. 2.4.4 и 2.4.5 Положения.
В случае если на данный момент у иностранной организации отсутствуют отделения на территории Российской Федерации или емкости для хранения нефтепродуктов не относятся к какому-либо ее отделению, постановка на учет должна осуществляться в соответствии с п. 2.4.3 Положения.
При отсутствии у иностранной организации отделений на территории Российской Федерации в случае сдачи стационарных емкостей для нефтепродуктов в аренду на постоянной основе, производства работ по их ремонту, техническому обслуживанию и т.д., т.е. при осуществлении деятельности иностранной организации, приводящей к образованию постоянного представительства (ст. 306 Налогового кодекса Российской Федерации), иностранной организации необходимо встать на учет в налоговых органах в Российской Федерации в соответствии с п. 2.1 Положения (в связи с осуществлением деятельности в Российской Федерации через отделение).
К.В. ЗАЛАТА
Советник налоговой службы / ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)
Вопрос. Учитываются ли дни нахождения в отпуске при определении налогового статуса сотрудников, выполняющих свои должностные обязанности за рубежом?
Ответ. Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
При исчислении сроков пребывания физического лица на территории Российской Федерации суммируются все дни фактического присутствия такого лица в Российской Федерации — рабочие, выходные, праздничные дни, отпуск, а также дни, пропущенные на работе по причине болезни, и т.п.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Гражданин Республики Молдова работает на территории России по трудовому договору с января 2003 г. В мае 2003 г. указанное лицо расторгает трудовой договор в связи с переходом на иное место работы. Правомерно ли организация удерживала налог по ставке 30% с доходов, получаемых гражданином Республики Молдова в связи с выполнением своих трудовых обязанностей ?
Ответ. В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговыми резидентами Российской Федерации являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Поскольку в 2003 г. гражданин Республики Молдова находился на территории Российской Федерации с января по май, что составляет менее 183 дней, то он не является налоговым резидентом Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 224 Кодекса налоговая ставка в размере 30% устанавливается в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
В связи с изложенным доход, полученный за период с января по май 2003 г. гражданином Республики Молдова в связи с выполнением трудовых обязанностей в Российской Федерации, подлежит обложению налогом по ставке 30%.
Пунктом 1 ст. 231 Кодекса установлено, что излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком заявления о перерасчете налога на доходы физических лиц.
Таким образом, в случае если гражданин Республики Молдова представит документы, из которых можно сделать вывод о том, что он находился на территории Российской Федерации более 183 дней в 2003 г., то есть являлся налоговым резидентом Российской Федерации, то организация, в которой работал гражданин Республики Молдова, должна произвести перерасчет по ставке 13% и возврат излишне удержанных сумм налога с выплаченных ему с января по май 2003 г. доходов.
E.H. КОВЕХ
Советник налоговой службы III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.05.2003)
Вопрос. Требуют ли регистрирующие (налоговые) органы разрешение на привлечение и использование иностранных работников на вновь назначенного генерального директора — иностранного гражда-
Ответ. В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, его территориальными
нина для государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица?
органами во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» не предусмотрено обязательного представления в регистрирующий (налоговый) орган для государственной регистрации документов, разрешающих привлечение и использование иностранных работников.
Таким образом, регистрирующие (налоговые) органы не требуют упомянутые документы.
C.B. ГЛАДИЛИН
Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 21.06.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»
(принят ГД ФС РФ 13.07.2001)
Вопрос. Грузовой автомобиль, зарегистрированный в иностранном государстве, эксплуатируется в период с 15.01.2003 по 15.05.2003 на территории России.
Кто будет являться плательщиком транспортного налога на указанный автомобиль за этот период?
Ответ. Частью 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ определено, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 358 НК РФ автомобили, зарегистрированные в установленном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются объектом налогообложения.
Приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ (далее — Методические рекомендации).
Пунктом 4 Методических рекомендаций разъяснено, что транспортные средства, зарегистрированные в других странах и временно находящиеся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, регистрируются на владельцев указанных транспортных средств (п. 3.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, утвержденных приказом ГТК России от 02.03.95 № 137, зарегистрированных в Минюсте России 18.04.95 № 836).
Указанные владельцы транспортных средств будут являться плательщиками транспортного налога.
С учетом изложенного плательщиком транспортного налога будет являться владелец автомобиля, зарегистрированного в иностранном государстве.
O.A. КОРОЛЕВА
Советник налоговой службы II ранга
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 28 «ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ» ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
ПРИКАЗ ГТК РФ от 02.03.95 № 137 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В ДРУГИХ СТРАНАХ И ВРЕМЕННО НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СРОКОМ ДО 6 МЕСЯЦЕВ»
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 18.04.95 № 836)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ
Вопрос. Команда иностранных спортсменов приглашена в Россию для участия в соревнованиях. В этой связи какие существуют правила ввоза спортивного оружия на территорию Российской Федерации?
Ответ. Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.12.96 № 150-ФЗ «Об оружии» спортивное оружие может ввозиться иностранными гражданами на территорию Российской Федерации при наличии приглашения для участия в спортивных мероприятиях и соответствующего разрешения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указанное оружие должно быть вывезено из Российской Федерации в сроки, установленные контрактом или приглашением.
Нарушение иностранными гражданами сроков вывоза оружия из Российской Федерации, а также порядка его ввоза на территорию Российской Федерации и использования на территории Российской Федерации влечет изъятие и конфискацию оружия в установленном порядке.
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.12.96 № 150-ФЗ
(ред. от 10.01.2003)
«ОБ ОРУЖИИ»
(принят ГД ФС РФ 13.11.96)
Вопрос. Я являюсь гражданином Российской Федерации. Скоро собираюсь съездить в командировку за границу. Могу ли я ввезти в Россию охотничье оружие? Какие документы для этого необходимо иметь при себе?
Ответ. Ввоз оружия (гражданами России) на территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.12.96 № 150-ФЗ «Об оружии» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Так, ввоз единичных экземпляров охотничьего оружия производится с разрешения органов внутренних дел.
Получение разрешения на ввоз оружия гражданами России осуществляется при представлении документов, указанных в п. 56 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.99 № 288 (зарегистрирован Минюстом России 24.06.99, рег. № 1814).
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МВД РФ от 12.04.99 № 288 «О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21 ИЮЛЯ 1998 г. №814"
(вместе с «ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО И СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ И ПАТРОНОВ К НЕМУ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ») (Зарегистрирован в Минюсте РФ 24.06.99 № 1814)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.12.96 № 150-ФЗ
(ред. от 10.01.2003)
«ОБ ОРУЖИИ»
(принят ГД ФС РФ 13.11.96)
Вопрос. Организация занимается внешнеторговой деятельностью. Просим разъяснить, могут ли таможенники входить в здания (помещения) организаций и на основании каких документов.
Ответ. В соответствии со ст. 184 Таможенного кодекса Российской Федерации в целях проведения таможенного контроля должностные лица таможенных органов Российской Федерации на основании служебного удостоверения имеют право доступа на территорию и в помещения любых лиц (в том числе организаций), где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие такому контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.
Кроме того, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо (должност-
ное лицо таможенного органа) вправе в пределах своих полномочий применять такую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Ссылки на нормативные акты:
«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 06.06.2003)
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2002) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Вопрос. Я проживаю в г. Санкт-Петербурге. Собираюсь на отдых за рубеж. Какое количество иностранной валюты я могу с собой вывезти?
Ответ. В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 09.10.92 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» физические лица — резиденты (физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации) могут единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) дол. США. При этом не требуется представление таможенным органам Российской Федерации документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее переведена, ввезена или переслана в Российскую Федерацию или приобретена в Российской Федерации.
Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами — резидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) дол. США, не допускается.
Исключением являются случаи вывоза из Российской Федерации ранее ввезенной в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты в пределах суммы, указанной в таможенной декларации, подтверждающей ее ввоз в Российскую Федерацию.
А.Ю. ПОЛАЭТИДИ
Ссылки на нормативные акты: ЗАКОН РФ от 09.10.92 № 3615-1 (ред. от 27.02.2003)
«О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»
Вопрос. Могут ли должностные лица таможенных органов в соответствии с п. 13 Правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации отдельными категориями иностранных лиц, утвержденных приказом ГТК России от 10.10.2002 №1087, осуществлять таможенный контроль на территории и в помещениях иностранных посольств и консульств в Российской Федерации?
Ответ. Пункт 13 упомянутых Правил подлежит применению исключительно с учетом положений п. 8 Правил, ст. 6 Таможенного кодекса РФ, а также положений ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.61. Иными словами, с учетом п. 1 ст. 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.69, в соответствии с которым «договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте», в целях проведения таможенного контроля должностные лица таможенных органов Российской Федерации на основании служебного удостоверения имеют право доступа на территорию и в помещения любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие такому контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, в соответствии с которыми на данную территорию и (или) помещение распространяется принцип экстерриториальности.
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ ГТК РФ от 10.10.2002 № 1087 (ред. от 26.03.2003)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОВАРОВ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ»
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 15.12.2002 №4030)
«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 06.06.2003)
Вопрос. Российская компания намерена заключить контракт с киргизским предприятием, который предусматривает расчеты за выполнение российской стороной работ по переработке киргизского сырья, а также оплату понесенных исполнителем транспортных расходов по таможенному оформлению тары для произведенной продукции и не предусматривает расчеты за перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации сырье и продукты переработки. Какой таможенный режим возможно зая-
Ответ. В соответствии со ст. 25 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу.
Технология таможенно-банковского валютного контроля в области контроля обоснованности платежей, осуществляемых резидентами в оплату импортируемых товаров, определена Инструкцией Банка России и ГТК России от 04.10.2000 № 91-И и № 01-11/28644 (соответственно) «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» (далее — Инструкция №91-И, действует с 01.01.2001 по
вить в данном случае? Требуется ли в данном случае оформление паспорта сделки (паспорта импортной сделки) в отношении данного контракта?
настоящее время, зарегистрирована Минюстом России 27.10.2000, рег. № 2431). Как это следует из содержания п. 10.1 Инструкции № 91-И, данная Инструкция направлена на обеспечение контроля валютных операций, проводимых резидентами в связи с оплатой непосредственно ввозимых на таможенную границу Российской Федерации товаров.
Технология таможенно-банковского валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров, определенная Инструкцией Банка России и ГТК России от 13.10.99 № 86-И и № 01-23/26541 (соответственно) «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» (далее — Инструкция № 86-И), согласно п. 1 Положения Банка России и ГТК России от 22.12.99 № 101-П и № 01-23/32005 «О применении Инструкции Банка России и ГТК России «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров от 13.10.99 № 86-И и №01-23/26541 (соответственно)» (зарегистрировано Минюстом России 28.12.99, рег. №2030), распространяется на сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие расчеты полностью или частично за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации и передаваемые в собственность нерезиденту товары, которые помещаются под таможенные режимы экспорта, реэкспорта, временного вывоза и переработки товаров вне таможенной территории. Кроме того, подп. 2.3 п. 2 данного Положения установлено, что действие Инструкции № 86-И не распространяется на экспорт работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности.
Как это следует из вопроса, контракт предусматривает расчеты за выполнение российской стороной работ по переработке киргизского сырья, а также оплату понесенных исполнителем транспортных расходов по таможенному оформлению тары для произведенной продукции и не предусматривает расчеты за перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации сырье и продукты переработки.
Таким образом, в соответствии с положениями указанных нормативных правовых актов оформление паспорта сделки (паспорта импортной сделки) на указанный контракт не требуется (вне зависимости от таможенного режима, заявленного в отношении ввозимого сырья и вывозимых продуктов переработки).
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ № 91-И, ГТК РФ № 01-11/28644 от 04.10.2000 (ред. от 26.06.2002)
«О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОПЛАТЫ РЕЗИДЕНТАМИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 27.10.2000 №2431)
«ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИМЕНЕНИИ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВЫРУЧКИ ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ» от 13 октября 1999 года № 86-И И № 01-23/26541 (СООТВЕТСТВЕННО)» (утв. ЦБ РФ № 101-П, ГТК РФ № 01-23/32005 22.12.99) (ред. от 15.02.2002)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.12.99 №2030)
ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ № 86-И, ГТК РФ № 01-23/26541
от 13.10.99
(ред. от 26.06.2002)
«О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВЫРУЧКИ ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 18.11.99 № 1981)
«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 06.06.2003)
Вопрос. Я являюсь гражданином Российской Федерации, проживающим в Эстонии, и собираюсь переехать на постоянное место жительства в Россию. Будут ли мне предоставлены таможенные льготы в отношении моего имущества, которое я намереваюсь перевезти в Россию, в частности в отношении моего грузового автомобиля-рефрижератора? Надо ли мне заблаговременно обратиться с соответствующей просьбой в ГТК России или данная ситуация урегулирована российскими таможенными правилами (если да, то какими)?
Ответ. Основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам при перемещении физическими лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации определены приказами ГТК России от 24.11.99 № 814 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2000, per. №2125) и от 24.11.99 №815 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации (зарегистрирован Минюстом России 14.01.2000, per. № 2048).
В соответствии с установленным порядком разрешение ГТК России в качестве основания или условия для таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в упрощенном, льготном порядке, не требуется. В соответствии с названными приказами ГТК России, а также положениями Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной приказом ГТК России от 25.01.99 №38 (зарегистрирован Минюстом России 16.04.99, per. № 1756), решение при установлении предназначения товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, принимается должностным ли-
цом таможенного органа, производящим таможенное оформление таких товаров.
Вместе с тем следует отметить, что не все личное имущество, ввозимое физическими лицами в Российскую Федерацию, рассматривается российскими таможенными органами как товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности. Так, например, на основании п. 2.2 Правил, утвержденных приказом ГТК России от 24.11.99 № 815, при установлении предназначения товаров грузовые автомобили могут не рассматриваться должностными лицами таможенных органов Российской Федерации как не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности.
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.11.99 № 815 (ред. от 10.03.2000)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ, ЛЬГОТНОМ ПОРЯДКЕ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.01.2000 №2048)
ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.11.99 № 814 (ред. от 06.06.2003)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ, ЛЬГОТНОМ ПОРЯДКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 18.02.2000 №2125)
ПРИКАЗ ГТК РФ от 25.01.99 № 38 (ред. от 25.03.2003)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ И ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИЛИ ИНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 16.04.99 № 1756)
Вопрос. Детская туристическая группа с сопровождающим гидом намерена выехать в автобусный тур по Европе. Что необходимо учитывать при вывозе и декларировании валюты, принадлежащей указанным детям?
Ответ. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами (в том числе наличной иностранной валюты), производится в соответствии с положениями Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной
приказом ГТК России от 25.01.99 № 38 (зарегистрирован Минюстом России 16.04.99, per. № 1756).
Исходя из положений п. 2.19 указанной Инструкции заполнение таможенной декларации осуществляется лицом, сопровождающим лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста.
В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 09.10.92 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу Российской Федерации в случае, если при единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами — нерезидентами сумма наличной иностранной валюты не превышает в эквиваленте 3000 (три тысячи) дол. США.
Следовательно, физическое лицо, сопровождающее лиц, не достигших 16-летнего возраста, может не декларировать наличную иностранную валюту указанных лиц в случае, если каждое лицо, не достигшее 16-летнего возраста, перемещает сумму наличной иностранной валюты, в эквиваленте не превышающую 3000 дол. США.
Однако следует иметь в виду, что в случаях, когда сумма наличной иностранной валюты, вывозимой любым из сопровождаемых лиц, не достигших 16-летнего возраста, в эквиваленте превышает 3000 дол. США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию сопровождающим лицом путем заявления сведений о ней в таможенной декларации.
Е.А. РЯЗАНОВА
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ ГТК РФ от 25.01.99 № 38 (ред. от 25.03.2003)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ И ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИЛИ ИНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 16.04.99 № 1756)
ЗАКОН РФ от 09.10.92 № 3615-1 (ред. от 27.02.2003)
«О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос. Применяется ли Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации, утвержденное ЦБ РФ от 01.04.2003 №222-П, к иностранным гражданам?
Ответ.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 27 июня 2003 г.
№24
В преамбуле нормативного акта указан перечень федеральных законов, на основании которых он разработан. Учитывая, что ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяет правила, установленные гражданским законодательством, на отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, Положение № 222-П применяется к указанным лицам в части порядка использования форм безналичных расчетов и расчетных документов, предусмотренных Положением, на территории и в валюте Российской Федерации при осуществлении ими операций, не затрагивающих применение норм валютного законодательства.
Департамент платежных систем и расчетов
Банка России
Ссылки на нормативные акты:
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ЦБ РФ от 27.06.2003 № 24 <ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ>
«ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. ЦБ РФ 01.04.2003 № 222-П) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.04.2003 № 4468)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 10.01.2003)
Вопрос. Возможно ли осуществление расчетов в соответствии с Положением о порядке проведения расчетов юридических лиц — резидентов с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим приобретение и последующую продажу товаров за рубежом без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ от 29.01.2003 № 214-П (далее — Положение № 214-П), в случае если после осуществления авансового платежа по контрактам,
Ответ.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 27 июня 2003 г. № 24
В случае если в отношении товаров, за которые были произведены авансовые платежи в рамках экспортных или импортных контрактов, резидентом дополнительно заключены новые контракты (дополнения или изменения к экспортным или импортным контрактам), предусматривающие приобретение у нерезидента указанных товаров без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации или продажу этих товаров нерезиденту за пределами таможенной территории Российской Федерации, то расчеты между юридическим лицом — резидентом и нерезидентом долж-
предусматривающим экспорт или импорт товаров, в указанные контракты вносятся изменения и дополнения, предусматривающие приобретение у нерезидента товара за рубежом либо его продажу нерезиденту за пределами таможенной территории Российской Федерации?
ны осуществляться в соответствии с Положением № 214-П. При этом уполномоченный банк открывает Досье, предусмотренное п. 1.3 Положения № 214-П (далее — Досье). Досье, ранее сформированное уполномоченным банком по паспорту сделки (ПС) или паспорту импортной сделки (ПСи) в соответствии с требованиями Инструкции Банка России и ГТК России «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» от 13.10.99 № 86-И, № 01-23/ 26541 (далее — Инструкция № 86-И) или Инструкции Банка России и ГТК России «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» от 04.10.2000 № 91-И, № 01-11/28644 (далее — Инструкция № 91-И), может быть закрыто и сдано в архив уполномоченного банка.
Одновременно с открытием Досье сведения о платежах, осуществленных ранее в счет исполнения обязательств по экспортным или импортным контрактам, отражаются уполномоченным банком в Ведомости учета операций по контрактам в порядке, установленном приложением к Положению № 2141П.
Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России
Ссылки на нормативные акты:
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ЦБ РФ от 27.06.2003 №24
СОБОБГЦЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ>
«ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РАСЧЕТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - РЕЗИДЕНТОВ С НЕРЕЗИДЕНТАМИ ПО ВНЕШНЕТОРГОВЫМ СДЕЛКАМ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИМ ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОСЛЕДУЮЩУЮ ПРОДАЖУ ТОВАРОВ ЗА РУБЕЖОМ БЕЗ ВВОЗА НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(утв. ЦБ РФ 29.01.2003 № 214-П) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.03.2003 №4258)
ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ № 86-И, ГТК РФ №01-23/26541
от 13.10.99
(ред. от 26.06.2002)
«О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВЫРУЧКИ ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 18.11.99 № 1981)
ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ № 91-И, ГТК РФ № 01-11/28644 от 04.10.2000 (ред. от 26.06.2002)
«О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОПЛАТЫ РЕЗИДЕНТАМИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 27.10.2000 № 2431)
Вопрос. Возможно ли осуществление расчетов в соответствии с Положением о порядке проведения расчетов юридических лиц — резидентов с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим приобретение и последующую продажу товаров за рубежом без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ от 29.01.2003 № 214-П (далее — Положение № 214-П), при представлении юридическим лицом — резидентом в обслуживающий уполномоченный банк только контракта на приобретение у нерезидента товаров за рубежом без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации или только контракта на реализацию товаров нерезиденту за пределами таможенной территории Российской Федерации?
Ответ.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 27 июня 2003 г. № 24
Согласно п. 3.1 Положения № 214-П для осуществления Операций по контрактам Резидент обязан представить в Банк копии Контрактов.
В соответствии с п. 1.1 Положения № 214-П под Контрактом понимается контракт (договор купли-продажи, поставки, комиссии, агентский договор), заключенный между юридическим лицом — резидентом и нерезидентом, предусматривающий приобретение у нерезидента товаров за рубежом без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и/или продажу нерезиденту за пределами таможенной территории Российской Федерации указанных товаров.
Таким образом, Положение № 214-П не содержит требований об осуществлении Резидентом расчетов по Контракту (Контрактам) лишь при наличии в нем условий, предусматривающих последующую продажу за рубежом товара, приобретенного у нерезидента без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. Следовательно, Резидент вправе осуществлять Операции по контракту при представлении в Банк только контракта на приобретение у нерезидента товаров за рубежом без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации или только контракта на реализацию товаров нерезиденту за пределами таможенной территории Российской Федерации при соблюдении требований Положения № 214-П (подп. 2.1.2 и 2.1.3).
Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России
Ссылки на нормативные акты:
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ЦБ РФ от 27.06.2003 № 24 СОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ>
«ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РАСЧЕТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - РЕЗИДЕНТОВ С НЕРЕЗИДЕНТАМИ ПО ВНЕШНЕТОРГОВЫМ СДЕЛКАМ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИМ ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОСЛЕДУЮЩУЮ ПРОДАЖУ ТОВАРОВ ЗА РУБЕЖОМ БЕЗ ВВОЗА НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(утв. ЦБ РФ 29.01.2003 № 214-П) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.03.2003 №4258)