Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Российская организация с целью продвижения товара отечественного производства участвует в выставках, проводимых за рубежом. Иностранные компании -организаторы выставок, оказывающие рекламные услуги нашей организации, в стоимости таких услуг и выставляемых счетах суммы налога на добавленную стоимость не учитывают.

Правомерно ли в данном случае применение нашей организацией как налоговым агентом ставки НДС в размере 20% к стоимости услуг без НДС?

За счет каких средств уплачивается НДС в данном случае и подлежит ли он возмещению из бюджета в соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 27 декабря 2001 года № 04-03-08/62

В связи с Вашим вопросом о порядке применения налога на добавленную стоимость Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ местом реализации рекламных услуг для целей налога на добавленную стоимость признается место осуществления деятельности покупателя таких услуг. Поэтому местом реализации рекламных услуг, оказываемых зарубежными организациями организациям, осуществляющим деятельность на территории РФ, считается территория РФ.

Как следует из Вашего письма, иностранные организации, оказывающие рекламные услуги Вашей организации, в стоимости таких услуг и выставляемых счетах суммы налога на добавленную стоимость не учитывают. В связи с эГим, а также принимая во внимание то, что согласно п. 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ операции по реализации рекламных услуг подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20%, применение Вашей организацией как налоговым агентом ставки налога на добавленную стоимость в размере 20% к стоимости услуг без учета налога не противоречит нормам гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ. В этом случае налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет не за счет средств, подлежащих перечислению иностранным организациям, а за счет прибыли, остающейся в распоряжении Вашей организации после уплаты налогов и других обязательных сборов. При этом, по нашему мнению, указанные суммы налога, уплаченные в бюджет РФ, подлежат вычету в общеустановленном порядке на основании п. 3 ст. 171 Налогового кодекса.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

Вопрос. Какой статьей Соглашения между РФ и ФРГ от 29.05.96 об избежании двойного налогообложения регулируется порядок налогообложения доходов от международных перевозок автомобильным транспортом ?

Ответ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 22 января 2002 года № 04-06-05/т. 1/2

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу применения российско-германского Соглашения об избежании двойного налогообложения от 29.05.96 и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Поскольку международные перевозки автомобильным транспортом не подпадают под действие ст. 8 «Доходы от международных морских и воздушных перевозок» указанного Соглашения, то режим налогообложения доходов от международных перевозок автомобильным транспортом регулируется положениями ст. 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» российско-германского Соглашения.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. Компания - резидент Люксембурга владеет более 30% уставного капитала российского АО.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Соглашения от 28.06.93 между РФ и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения если резидент Люксембурга - получатель дивидендов владеет в российской компании, выплачивающей дивиденды, не менее 30% капитала и при этом доля получателя дивидендов в уставном фонде компании составляет не менее 75 тыс.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 22 января 2002 года № 04-06-05/т. 1 /3

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу применения российско-люксембургского Соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 28.06.93 и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 10 вышеуказанного Соглашения если резидент Люксембурга - получатель дивидендов

экю или эквивалентную сумму в национальных валютах, то налог с выплачиваемых иностранному юридическому лицу дивидендов взимается в РФ по ставке 10%.

По какому курсу следует оценивать долю иностранной компании - получателя дивидендов в уставном капитале АО и каким образом соотносить различные валюты (экю, указанные в Соглашении, и доллары США, указанные в уставе АО) для целей применения указанного положения Соглашения?

владеет в российской компании, выплачивающей дивиденды, не менее 30% капитала и при этом доля получателя дивидендов в уставном фонде компании составляет не менее 75 тыс. экю или эквивалентную сумму в национальных валютах, то налог с выплачиваемых иностранному юридическому лицу дивидендов взимается в РФ по ставке 10%.

Для целей применения указанного Соглашения доля резидента Люксембурга - получателя дивидендов в уставном капитале российской компании оценивается по курсу Банка России на момент фактического вложения инвестиций. Соотношение различных валют (экю, указанных в Соглашении, и долларов США, указанных в уставе компании) также производится на дату фактического внесения денег в уставный капитал компании.

Если оплаченная доля резидента Люксембурга в уставном капитале компании составит не менее 75 тыс. экю или эквивалентную сумму в национальной валюте, то дивиденды, выплачиваемые этому резиденту, в соответствии с вышеназванным Соглашением подлежат налогообложению в РФ по ставке 10%.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Великим Герцогством Люксембург от 28.06.93

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. Организация реализует продукцию на экспорт в КНР через посредника - экспортера. Покупатель оплачивает поставленную продукцию частично в клиринговой валюте (доллары США по расчетам с КНР), которая учитывается на транзитном валютном счете посредника-экспортера.

Транзитный валютный счет, открытый посреднической организации, в соответствии с режимом, установленным межправительственным соглашением, может быть использован только для закупки товаров в стране покупателя экспортной продукции. Далее эти товары

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 24 января 2002 года № 04-02-06/1/16

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и по существу вопросов сообщает следующее.

1. Как следует из Вашего письма, иностранная валюта, включая клиринговую валюту, поступившая в качестве выручки от продажи экспортной продукции, зачисляется на транзитный валютный счет посредника - экспортера.

Транзитный валютный счет, открытый посреднической организации, в соответствии с режимом, установленным межправительственным соглашением, может быть использован только для закупки товаров в стране покупателя экспортной продукции. Далее эти товары реализуются

реализуются посреднической организацией в третьих странах без завоза на таможенную территорию РФ.

После реализации указанных товаров за свободно конвертируемую валюту посредник зачисляет выручку на транзитный валютный счет организации.

1. Имеет ли право организация применять поправочный коэффициент к выручке, полученной в клиринговой валюте, при зачислении ее на спецсчет посредника - экспортера в уполномоченном банке, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.09.2000 № 658?

Каков порядок обязательной продажи выручки в свободно конвертируемой валюте, зачисленной на транзитный валютный счет организации?

2. Следует ли принимать к учету стоимость товаров, подлежащих реализации в третьи страны без завоза на таможенную территорию РФ, приобретенных за клиринговую валюту через посредника?

3. Подлежит ли обложению налогом на добавленную стоимость выручка от реализации товаров, указанных в п. 2?

посреднической организацией в третьих странах без завоза на таможенную территорию РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.09.2000 № 658 «Об установлении специальных поправочных коэффициентов к официальному курсу отдельных иностранных валют» специальные поправочные коэффициенты не применяются при определении размера валютной выручки, подлежащей зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках РФ, по операциям, связанным с поставками товаров для их реализации вне территории РФ.

Таким образом, при определении размера валютной выручки в клиринговой валюте, поступающей на транзитный валютный счет посреднической организации, специальные поправочные коэффициенты не применяются.

Согласно Вашему письму посредническая организация зачисляет на транзитный валютный счет организации выручку от продажи экспортной продукции в свободно конвертируемой валюте.

При этом в соответствии с п. 8 инструкции Центрального банка РФ от 29.06.92 № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ» (с учетом последующих изменений) при экспорте товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) через посреднические организации эти организации могут переводить валютную выручку по поручению юридических лиц - поставщиков экспортной продукции со своих транзитных валютных счетов на транзитные валютные счета юридических лиц за вычетом комиссионного вознаграждения, начисленного посредниками в свою пользу. В этом случае юридические лица самостоятельно оплачивают со своих транзитных валютных счетов в уполномоченных банках указанные в п. 8 Инструкции расходы в иностранной валюте, а также осуществляют обязательную продажу на внутреннем валютном рынке части валютной выручки, поступившей от посреднических организаций в порядке и сроки, предусмотренные указанной Инструкцией Банка России.

Посреднические организации по поручению юридических лиц - поставщиков экспортной продукции могут без осуществления обязательной продажи части экспортной выручки, причитающейся названным юридическим лицам, оплачивать указанные в п. 8 Инструкции расходы в иностранной валюте. Оставшаяся часть валютной выручки за вычетом комиссионного вознаграждения в свою пользу переводится посредническими организациями на транзитные валютные счета юридических лиц в уполномоченных банках для осуществления последующей обязательной продажи 75% переводимых сумм в порядке и сроки, установленные указанной Инструкцией.

Посреднические организации по поручению юридических лиц - поставщиков экспортной продукции могут осуществлять обязательную продажу части экспортной выручки, причитающейся указанным юридическим лицам после оплаты посредниками указанных в п. 8 Инструкции Банка России расходов в иностранной валюте, а также начисления последними комиссионного вознаграждения в свою пользу. Оставшаяся после обязательной продажи часть валютной выручки переводится посредническими организациями на текущие валютные счета указанных юридических лиц в уполномоченных банках.

Суммы комиссионного вознаграждения посреднических организаций, начисленные ими в соответствии с договорами на экспорт продукции, остаются на транзитных валютных счетах этих организаций и в качестве экспортной выручки подлежат частичной обязательной продаже в порядки и сроки, установленные вышеназванной Инструкции.

2. По заключению Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности имущество (в том числе приобретенные товары) организации, принадлежащие ей по праву собственности, отражаются на синтетических счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности организации. В случае если приобретаемые товары не ввозятся на территорию РФ и не приходуются на склад организации, такое имущество отражается в бухгалтерском учете на счете 41 «Товары» обособленно. Выручка от реализации таких товаров отражается в бухгалтерском учете в общем порядке.

Как следует из письма, на счет организации поступает от посредника не товар, приобретенный посредником в КНР, а валютная выручка в свободно конвертируемой валюте, которая подлежит зачислению на транзитный валютный счет (или текущий валютный счет) в уполномоченном банке.

3. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ операции по реализации товаров на территории РФ признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии со ст. 147 Налогового кодекса РФ местом реализации товара считается территория РФ в случае, если в момент начала отгрузки или транспортировки товар находится на территории РФ.

Учитывая это, местом реализации товаров, приобретаемых уполномоченным посредником организации на территории КНР и реализуемых в третьи страны без ввоза на таможенную территорию РФ, территория РФ не признается. Поэтому на территории РФ выручка от реализации этих товаров налогом на добавленную стоимость не облагается.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04.09.2000 № 658 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОПРАВОЧНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ К ОФИЦИАЛЬНОМУ КУРСУ ОТДЕЛЬНЫХ ИНОСТРАННЫХ ВАЛЮТ»

ПРИКАЗ ЦБ РФ от 29.06.92 № 02-104А (ред. от 18.06.99)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОБЪЕДИНЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЧАСТИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ЧЕРЕЗ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ БАНКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ НА ВНУТРЕННЕМ ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ ЦБ РФ от 29.06.92 № 7)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Для выполнения определенных видов работ российская организация (Заказчик) привлекает иностранную фирму. Контрактом предусмотрено, что расходы по проезду и проживанию представителя фирмы - физического лица (Исполнителя) оплачиваются Заказчиком. Возникает ли в данном случае объект налогообложения по налогу на доходы физических лиц?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 20 февраля 2002 года № 04-04-06/32

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ от налогообложения освобождаются все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решением представительных органов местного самоуправления и осуществляемых в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, включая возмещение расходов, связанных с исполнением трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Таким образом, по смыслу данной нормы только при наличии трудовых отношений компенсация налогоплательщику расходов, связанных с исполнением указанных обязательств, не является объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц.

В рамках иных договорных отношений, например гражданско-правовых, оплата Заказчиком физическому лицу (Исполнителю) расходов на проезд, проживание и питание подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Подлежат ли налогообложению в РФ доходы в виде заработной платы сотрудников представительств банка за рубежом, которые находятся за пределами РФ в течение периода, превышающего 183 дня в календарном году? Является ли заработная плата вознаграждением за выполнение ими трудовых и иных обязанностей в представительстве ?

Является ли правомерным применение банком в качестве налогового агента следующих ставок при налогообложении дохода сотрудника при выполнении им в течение календарного года трудовых обязанностей как в головном офисе банка, так и в представительстве банка за рубежом:

а) в размере 13% - к доходам, полученным за работу в головном офисе вплоть до момента пребывания сотрудника за рубежом более 183 дней с последующим перерасчетом и доплатой неуплаченных сумм налога;

Ответ. 1. Согласно ст. 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

- от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

- от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

К физическим лицам - налоговым резидентам РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

В соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 208 Налогового кодекса РФ к доходам, полученным от источников, находящихся за пределами РФ, относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ.

Учитывая изложенное, доходы физических лиц, полученные от представительств, финансируемых российской организацией и расположенных за пределами РФ, в целях гл. 23 следует рассматривать как доходы, полученные от источников, находящихся за пределами РФ.

Таким образом, у представительств, финансируемых российской организацией и расположенных за пределами РФ, не возникает обязанности исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму налога.

Одновременно обращаем Ваше внимание, что вознаграждения директоров и иные аналогичные выплаты, по-

б) в размере 30% - к доходам, полученным за работу в головном офисе вплоть до момента пребывания сотрудника на территории РФ в течение 183 дней с последующим пересчетом и возвратом излишне удержанных сумм налога?

Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц суммы возмещения расходов на командировки внутри страны в виде фактически произведенных и документально подтвержденных целевых расходов по проезду на такси как до места назначения и обратно, так и до аэропорта или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок?

лучаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, на основании подп. 6 п. 1 ст. 208 рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы из источников, находящихся за пределами РФ, в соответствии со ст. 228 Кодекса производят исчисление и уплату налога, исходя из сумм таких доходов, посредством декларирования.

2. Доходы сотрудников банка, работающих в головном офисе банка и предполагающих находиться на территории РФ менее 183 дней в году, облагаются по ставке 30%. Если заведомо известно, что сотрудник банка будет находиться на территории РФ не менее 183 дней в году, то налогообложение его доходов от выполнения трудовых обязанностей осуществляется по ставке 13%. По истечении 183 календарных дней пребывания или отсутствия налогоплательщика в налоговом периоде на территории России производится уточнение его налогового статуса и в необходимых случаях перерасчет сумм удержанного налога.

3. В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются в том числе фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок.

Таким образом, если целевые расходы по проезду на такси как до места назначения и обратно, так и до аэропорта или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок документально подтверждены, то они не подлежат налогообложению.

Г.Н. МОЛЧАНОВА

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

Возрос. Каковы действия налогового органа в случае если филиал иностранной организации, образованный в соответствии с Законом «Об иностранных инвестициях в РФ», прошел аккредитацию, но уклоняется от постановки на учет? Возможна ли постановка на учет филиала, если он не прошел государственную регистрацию (аккредитацию) ?

Ответ. Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (далее -Положение), определено, что в налоговых органах РФ подлежат учету иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через обособленные подразделения, в том числе и через свои филиалы на территории РФ.

Пунктом 1 ст. 85 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие регистрацию организаций, для целей осуществления контроля за полнотой постановки этих организаций на налоговый учет обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о зарегистрированных организациях. Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию, обязаны принимать меры к постановке на учет иностранных организаций, не вставших самостоятельно в установленном порядке на налоговый учет.

В случае постановки на налоговый учет филиалов иностранных организаций, не прошедших регистрацию в регистрирующих органах РФ, следует учитывать, что в налоговых целях не имеет значение наличие государственной регистрации (аккредитации) филиала иностранной организации в РФ. В соответствии с этим налоговый орган должен осуществить постановку на учет такой иностранной организации согласно п. 2.1.1.1 Положения.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 24.03.2001)

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.99 № 160-ФЗ «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 25.06.99)

Вопрос. Иностранной организации, поставленной на налоговый учет в 1995 году в связи с осуществлением инвестиционной деятельности (без создания филиала, представительства), был присвоен идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (иностранная организация имеет только счета типа «И» в банках на территории РФ). Подлежит ли переучету данная организация в связи со вступлением в силу Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124?

Ответ. Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (далее - Положение), предусмотрена постановка на налоговый учет иностранной организации в связи с осуществлением деятельности в РФ через обособленные подразделения с присвоением этой иностранной организации идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП).

Таким образом, в соответствии с действующим Положением осуществление инвестиционной деятельности в случае отсутствия у иностранной организации обособленных подразделений на территории РФ не может являться основанием для постановки на учет иностранной организации с присвоением ИНН и КПП.

В нашем случае ИНН, присвоенный иностранной организации ранее, должен быть признан недействительным, а сама организация снята с учета. При этом значение кода причины снятия с учета будет равно «53» (снятие с учета иностранной организации в связи с изменением методологии учета).

В дальнейшем иностранной организации в целях осуществления инвестиционной деятельности необходимо переоформить счета типа «И» (в связи со вступлением в силу Инструкции Банка России № 93-И) и эта организация должна быть учтена в налоговом органе по месту нахождения банка, в котором открыты новые счета в соответствии с п. 3 Положения.

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 12.10.2000 № 93-И «О ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ НЕРЕЗИДЕНТОВ В ВАЛЮТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ЭТИМ СЧЕТАМ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 28.11.2000 № 2469)

Вопрос. Можно ли снять с налогового учета иностранные организации, которые длительное время не представляют отчетность в налоговый орган, доверенных лиц не имеют, задолженности перед бюджетом не имеют, счетов в банках не открывали?

Ответ. В соответствии с п. 5 ст. 84 НК РФ в случае ликвидации или реорганизации организации, принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

В нашем случае, во-первых, отсутствует решение уполномоченного органа иностранной (международной) организации о закрытии отделения (представительства международной организации).

Кроме того, не представлено заявление самой иностранной организации о снятии с учета по форме 2006ИМД (приложение № 7 к приказу МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124), которое является одним из необходимых условий снятия налогоплательщика с учета.

Таким образом, в соответствии с Налоговым кодексом в данном случае отсутствуют должные основания для снятия с учета иностранной (международной) организации налоговым органом.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 24.03.2001)

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Ответ. Действительно, применяемый в настоящее время относительно формирования ИНН иностранной организации порядок, определенный письмом МНС России от 25.07.2000, не позволяет формировать единый ИНН для одной иностранной организации на всей территории РФ.

Однако этот порядок является временным и будет применяться до разработки специального Справочника кодов иностранных организаций (Справочника КИО), представляющего собой перечень всех иностранных организаций, осуществляющих деятельность или имеющих недвижимое имущество и транспортные средства на территории РФ, и соответствующих им кодов.

После разработки и введения Справочника КИО код иностранной организации, который присутствует в структуре ИНН для иностранной организации, будет единым для всех ее отделений и для всех объектов недвижимого имущества и транспортных средств.

Введение Справочника КИО позволит произвести переформирование всех ИНН, присвоенных иностранным организациям ранее.

После выполнения этой процедуры ИНН у каждой иностранной организации будет единым на всей территории РФ для всех случаев постановки на учет иностранных организаций с присвоением ИНН, предусмотренных Положением об особенностях учета в налоговых органах иностран-

Вопрос. В соответствии с п. 7 ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику должен быть присвоен единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Соответствует ли положениям НК РФ письмо МНС России от 25.07.2000 № ВГ-6-06/ 562@, которое предусматривает, что код иностранной организации (КИО), который присутствует в структуре ИНН для иностринных организаций, формируется как порядковый номер в Журнале учета движения документов, принятых от налогоплательщика - организации для постановки на учет в налоговом органе, и, соответственно, будет различным в различных налоговых органах?

ных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 24.03.2001)

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

<ПИСЬМО> МНС РФ от 25.07.2000 № ВГ-6-06/562@ <ОБ УЧЕТЕ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Вопрос. Иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории России через постоянное представительство, получено свидетельство об учете в налоговом органе по форме 2402ИМ для открытия счета в московском банке, состоящем на налоговом учете в инспекции МНС России.

Может ли этот банк открыть на основании данного свидетельства несколько счетов? Могут ли другие банки, состоящие на налоговом учете в той же инспекции МНС России, открывать иностранной организации счета на основании данного свидетельства?

Ответ. Учет иностранных и международных организаций, не имеющих отделений в РФ, в связи с открытием ими счетов в банках на территории РФ осуществляется в соответствии с разд. 3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124.

Вышеназванные организации подлежат учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка, в котором они открывают счета в рублях или иностранной валюте.

При этом если иностранная (международная организация) уже получила свидетельство об учете в налоговом органе в целях открытия первого счета (рублевого или валютного) в банке, то в последующем при открытии такой организацией второго и любого последующего счета в том же банке или ином банке, состоящем на учете в том же налоговом органе, который выдал вышеназванное свидетельство, выдача еще одного свидетельства не производится.

Таким образом, на основании одного свидетельства об учете в налоговом органе по форме 2402ИМ, выданного иностранной организации, допускается открытие нескольких счетов в одном банке или в нескольких банках, состоящих на учете в одном налоговом органе.

К.В. ЗАЛАТА

Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Вопрос. Мною заключен договор с иностранным издательством на публикацию ряда статей в этом иностранном государстве. Представительства в России издательство не имеет. Я - российский гражданин и за пределы России в этом году не выезжал. Имею ли я право на получение профессионального налогового вычета при определении моих налоговых обязательств по авторским гонорарам, поступающим из-за рубежа?

Ответ. Пунктом 3 ст. 221 Налогового кодекса РФ установлено, что при исчислении налоговой базы на получение профессиональных налоговых вычетов имеют право налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание или иное использование произведений литературы в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. В случае если расходы не могут быть подтверждены документально, то они принимаются к вычету в размере 20% от суммы начисленного дохода.

При этом профессиональные налоговые вычеты таким налогоплательщикам предоставляются на основании их письменного заявления налоговыми агентами, определенными в соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса. В рассматриваемом случае иностранное издательство не является налоговым агентом в смысле применения гл. 23 Кодекса и на него не возложена обязанность предоставить Вам профессиональные налоговые вычеты в соответствии с положениями российского законодательства о налогах и сборах.

В то же время, положения ст. 221 Кодекса не содержат норм, ограничивающих право налогоплательщика на получение профессиональных налоговых вычетов по авторским вознаграждениям по каким-либо основаниям.

Разъяснения по данному вопросу содержатся в п. 5 разд. VII «Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации», утвержденных приказом МНС России от 29.11.2000 № БГ-3-08/415, с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом МНС России от 05.03.2001 № БГ-3-08/73.

Если налогоплательщиками заявления на предоставление профессиональных налоговых вычетов налоговым агентам не представлялись, соответствующие профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам на основании их письменного заявления при подаче ими налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

ПРИКАЗ МНС РФ от 29.11.2000 № БГ-3-08/415 (ред. от 05.03.2001)

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ГЛАВЫ 23 «НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЦДЕРАЦИИ»

Вопрос. Каковы ставка и порядок налогообложения в РФ авторских гонораров за публикацию в зарубежных научных журналах?

Ответ. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 208 Налогового кодекса РФ доходы от использования за пределами РФ авторских прав относятся к доходам, полученным от источников за пределами РФ.

Согласно ст. 209 доходы, полученные от источников за пределами РФ, признаются объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ. Налоговая ставка в отношении доходов от использования авторских прав за рубежом, полученных налоговыми резидентами РФ, установлена в размере 13% (ст. 224 Кодекса).

Особенности исчисления и порядок уплаты в отношении рассматриваемых доходов определены в ст. 225 и 228 Кодекса. Налоговая база определяется в соответствии с положениями ст. 210 Кодекса.

В случае если в соответствии с положениями действующих в отношениях между Россией и иностранными государствами соглашениях об избежании двойного налогообложения доходы от авторских прав подлежали налогообложению в другом государстве - источнике дохода, то для устранения двойного налогообложения авторам необходимо представить в налоговый орган по месту своего жительства документ о полученном им доходе и об уплате налога в иностранном государстве (ст. 232 Кодекса). При этом такой документ должен быть обязательно заверен компетентным налоговым или финансовым органом иностранного государства.

Порядок устранения двойного налогообложения в каждом конкретном случае будет определяться исходя из соответствующих положений соглашений об избежании двойного налогообложения.

Например, если российским автором заключен договор с белорусским издательством, то при выплате белорусской стороной вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на любое произведение литературы налог, взимаемый в соответствии с белорусским законодательством, не будет превышать 10% от валовой суммы дохода. Такой порядок установлен ст. 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95.

На основании положений ст. 20 Соглашения сумма налога, уплаченная в Белоруссии, будет вычтена из суммы налога, подлежащего уплате в Российской Федерации с такого дохода.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.95 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. Меня пригласили на работу в качестве преподавателя университета в Грецию. Слышал, что Конвенция об избежании двойного налогообложения с Грецией уже подписана, поэтому для получения освобождения от налогообложения моей заработной платы в Греции обратился за подтверждением статуса налогового резидента РФ. Однако мне было отказано по причине того, что соглашение еще не применяется, так как не выполнены необходимые процедуры для вступления соглашения в силу. Прошу разъяснить, что это за процедуры?

Ответ. Действительно, Конвенция между Правительством РФ и Правительством Греческой Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал подписана 26 июня 2000 года, однако до настоящего времени в силу не вступила.

В РФ порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров установлен Федеральным законом от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах РФ».

Для того чтобы международный договор вступил в силу, Российская Федерация должна выразить согласие на обязательность для нее такого договора. В зависимости от случая формой выражения согласия может быть «ратификация», «утверждение», «принятие» и «присоединение».

В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 15 вышеназванного Закона международные договоры, устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом, подлежат ратификации.

В силу того что Конвенция, как и другие соглашения об избежании двойного налогообложения, содержит иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством о налогах и сборах, она подлежит ратификации.

В соответствии с Конституцией РФ ратификация международных договоров РФ осуществляется в форме федерального закона.

До настоящего времени Конвенция Российской Федерацией не ратифицирована.

При этом обращаем внимание на то, что принятие федерального закона о ратификации Конвенции в данном случае не будет означать вступление ее в силу. Конвенция вступит в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении необходимых внутригосударственных процедур, как это установлено п. 2 ст. 28 Конвенции - «Вступление в силу».

E.H. СОРОКИНА

Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.07.95 № 101-ФЗ «О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ РФ» (принят ГД ФС РФ 16.06.95)

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (с изм. от 09.06.2001)

(принята всенародным голосованием 12.12.93)

Вопрос. Существуют ли особенности постановки на налоговый учет филиалов иностранных организаций, прошедших аккредитацию в соответствии с Законом РФ от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» ?

Ответ. В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ через постоянное представительство, являются плательщиками налога на прибыль. В соответствии с п. 1.9 Инструкции термин «постоянное представительство» применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно - правового значения.

Постоянным представительством может быть признан филиал иностранного юридического лица, представительство, любое иное место осуществления деятельности иностранного юридического лица в зависимости от того, подпадает ли такая деятельность иностранного юридического лица в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями об избежании двойного налогообложения под определение постоянного представительства.

Таким образом, в случае постановки на налоговый учет филиалов иностранных организаций, прошедших регистрацию в регистрирующих органах РФ, налоговый орган должен осуществить постановку на учет такой иностранной организации согласно п. 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124.

К.В. ЗАЛАТА

Советник налоговой службы I ранга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылки на нормативные акты:

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)

«О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.99 № 160-ФЗ

«ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 25.06.99)

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Организация получила от иностранного учредителя в счет взноса в уставный капитал инструмент и материалы. Основным видом деятельности является экспорт продукции в Финляндию (свыше 90%), и в соответствии со ст. 164, 165 НК РФ налогообложение производится по ставке 0%. Перечисленные товарно-материальные ценности будут использоваться для производства экспортируемой продукции. Можно ли принять к вычету уплаченный на таможне НДС со стоимости материалов и инструмента, а также НДС, уплаченный складу временного хранения и транспортной организации за хранение и доставку указанного имущества?

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, осуществляется по ставке 0%.

Следовательно, реализация товаров на экспорт является облагаемой НДС операцией. В соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров, приобретаемых для осуществления производственной деятельности, иных операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость, или для перепродажи. Учитывая изложенное, считаем, что указанные в запросе суммы НДС организация, реализующая товары на экспорт, вправе предъявить к вычету в установленном порядке.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. По какой ставке НДС (10 или 20%) облагаются импортные продовольственные товары, реализуемые на территории России?

Ответ. Перечень продовольственных товаров, операции по реализации которых на территории России облагаются НДС по ставке 10%, приведен в п. 2 ст. 164 НК РФ. Реализация в России всех остальных, то есть не указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ, продовольственных товаров облагается по ставке 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не ставит величину ставки НДС в зависимость от страны происхождения товаров, реализуемых на территории РФ.

Таким образом, к реализуемым на территории России импортным продовольственным товарам применяются те же ставки НДС, что и к отечественным.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Организация поставляет на экспорт продукцию собственного производства. Согласно ст. 164 Налогового кодекса налогообложение реализации данной продукции производится по ставке 0% НДС. По какой ставке НДС производится налогообложение услуг по доставке продукции, если согласно условиям внешнеторгового контракта договор перевозки заключает поставщик и он же оплачивает перевозку?

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС операций по реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, производится по ставке 0%. Работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории РФ товаров, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги) также облагаются НДС по ставке 0% (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ) вне зависимости от того, кто осуществляет оплату транспортировки экспортируемого товара.

А.И. ДЫБОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 июня 2001 года № 13-15/23253

Приложение

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ

ОТ 13 ОКТЯБРЯ 1999 ГОДА № 86-И И № 01-23/26541 (СООТВЕТСТВЕННО) «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВЫРУЧКИ ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ»

Вопрос. Могут ли резиденты осуществлять продажу своей продукции за рубеж путем размещения в сети Интернет информации о параметрах и стоимости продаваемых товаров при условии их поставки иностранному покупателю после оплаты последним их полной стоимости?

Ответ. Частью 2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ предусматривается, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

В данном случае для заключения сделки резидент - экспортер размещает в сети Интернет информацию о предлагаемом товаре (публичная оферта). При этом сделка считается заключенной после получения экспортером от нерезидента полной оплаты товаров на свой счет, открытый в уполномоченном банке.

Учитывая указанное обстоятельство, уполномоченный банк может оформить ПС по такого рода сделкам на основании следующих документов:

- заявление экспортера в письменной форме об осуществлении продажи товаров с использованием сети Интернет с указанием сведений о поставляемом товаре (включая код ТН ВЭД СНГ), его цене, условиях оплаты и поставки, а также адреса в сети Интернет;

- распечатанный на бумажном носителе бланк заказа на поставку товара, полученный экспортером от иностранного покупателя по электронным каналам связи и содержащий необходимые для оформления ПС сведения об иностранном покупателе;

- копия межбанковского сообщения, подтверждающего поступление денежных средств от нерезидента в оплату продаваемых товаров на счет экспортера в уполномоченном банке, осуществляющем оформление ПС.

По каждой из вышеуказанных сделок формируются два комплекта документов, один из которых остается в Досье уполномоченного банка, а другой передается экспортеру.

При подписании ПС на экземплярах бланка заказа и / или копии межбанковского сообщения, передаваемых эк-

спортеру, уполномоченный банк в соответствии с требованиями п. 3.6 Инструкции № 86-И делает запись о принятии сделки на расчетное обслуживание.

Копии межбанковского сообщения заверяются подписью ответственного лица уполномоченного банка и оттиском печати банка, образец которого зарегистрирован в Банке России в соответствии с требованиями разд. 7 Инструкции № 86-И.

Остальные документы заверяются (подписываются) подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера, и оттиском круглой печати экспортера, образец которой имеется в банке.

В остальном осуществление валютного контроля за исполнением сделок на экспорт товаров из РФ, заключенных с использованием сети Интернет, осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией № 86-И.

Ссылки на нормативные акты:

<ПИСЬМО> ГТК РФ от 14.06.2001 № 13-15/23253 «О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПИСЕМ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУКЦИЙ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ» (вместе с ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПИСЬМАМИ ЦБ РФ «ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ ОТ 13 ОКТЯБРЯ 1999 ГОДА № 86-И И № 01-23/26541 (СООТВЕТСТВЕННО) «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВЫРУЧКИ ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ», « ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ ОТ 4 ОКТЯБРЯ 2000 Г. № 91-И И № 01-11/28644 «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОПЛАТЫ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ»)

ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ № 86-И, ГТК РФ № 01-23/26541 от 13.10.99 (ред. от 22.12.99)

«О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВЫРУЧКИ ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 18.11.99 № 1981)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 15.05.2001)

«ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (ТН ВЭД СНГ)» (принята на основании Соглашения стран СНГ от 03.11.95) (Разделы I - X, группы 01 - 49)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 июня 2001 года № 13-15/23253

Приложение

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ ОТ 13 ОКТЯБРЯ 1999 ГОДА

№ 86-И И № 01-23/26541 (СООТВЕТСТВЕННО) «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВЫРУЧКИ ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ»

Вопрос. Распространяются ли требования Инструкции № 86-И на сделки, предусматривающие экспорт товаров в Республику Беларусь?

Ответ. В соответствии с п. 1 Положения № 101-П действие Инструкции 86-И распространяется на сделки, заключенные между резидентами (юридическими лицами или физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и нерезидентами и предусматривающие осуществление расчетов полностью или частично в иностранной валюте и / или в валюте РФ за экспортируемые резидентом товары, которые помещаются под таможенный режим экспорта.

На основании Указа Президента РФ от 25.05.95 № 525 «Об отмене таможенного контроля на границе РФ с Республикой Беларусь» и в соответствии с приказом ГТК России от 07.07.95 № 443 с 15.07.95 не осуществляется таможенный контроль и не производится таможенное оформление перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь.

В связи с этим на сделки, предусматривающие вывоз российских товаров на территорию Республики Беларусь без их таможенного оформления в соответствии с требованиями таможенного режима экспорта, в настоящее время действие Инструкции № 86-И не распространяется.

Для подтверждения факта экспорта товаров в Республику Беларусь экспортеры представляют в уполномоченные банки, принявшие соответствующие контракты на расчетное обслуживание, заверенные копии товаросопроводительных (товарораспорядительных) и иных документов, подтверждающих поставку товаров в Республику Беларусь.

Ссылки на нормативные акты:

<ПИСЬМО> ГТК РФ от 14.06.2001 № 13-15/23253 «О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПИСЕМ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУКЦИЙ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ» (вместе с ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПИСЬМАМИ ЦБ РФ «ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ ОТ 13 ОКТЯБРЯ 1999 ГОДА № 86-И И № 01-23/26541 (СООТВЕТСТВЕННО) «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВЫРУЧКИ ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ», «ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ ОТ 4 ОКТЯБРЯ 2000 Г. № 91-И И № 01-11/ 28644 «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОПЛАТЫ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ»)

ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ № 86-И, ГТК РФ № 01-23/26541 от 13.10.99 (ред. от 22.12.99)

«О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВЫРУЧКИ ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 18.11.99 № 1981)

«ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИМЕНЕНИИ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВЫРУЧКИ ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ» ОТ 13 ОКТЯБРЯ 1999 ГОДА № 86-И И № 01-23/26541 (СООТВЕТСТВЕННО)» (утв. ЦБ РФ № 101-П, ГТК РФ № 01-23/32005 22.12.99) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.12.99 № 2030)

УКАЗ Президента РФ от 25.05.95 № 525 «ОБ ОТМЕНЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ НА ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ»

ПРИКАЗ ГТК РФ от 07.07.95 № 443 (ред. от 24.04.2000)

«ОБ ОТМЕНЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ»

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Вопрос. Правомерно ли установление тарифов на гостиничное обслуживание для иностранных граждан, размер которых превышает тарифы на гостиничное обслуживание для граждан России?

Ответ. При размещении туристов в гостиницах заключается договор гостиничного обслуживания, который в соответствии со ст.426 Гражданского кодекса РФ (далее -ГК РФ) является публичным.

Согласно п. 2 ст. 426 ГК РФ цена товаров, работ, услуг, в том числе услуг по размещению туристов в гостиницах, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

Если в гражданско-правовых отношениях на территории РФ участвуют иностранные граждане, то к таким отношениям применяются правила, установленные гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Федеральными законами не установлено правило, разрешающее превышать тарифы (цены) за гостиничное обслуживание в отношении иностранцев; соответственно, такие действия являются неправомерными.

С.Р. БАТКАЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 15.05.2001)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.