Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. В соответствии с письмом Минфина России от 15.04.2002 № 24-00/КП-52 договоры перестрахования, заключенные с организациями - нерезидентами РФ, не имеющими лицензии на осуществление страховой и перестраховочной деятельности, не должны учитываться в бухгалтерском учете и отражаться в бухгалтерской отчетности страховщика, как перестраховочные операции.

Между тем в ряде стран страховая и перестраховочная деятельность не относится к разряду лицензируемых видов деятельности, а условием осуществления указанной деятельности является наличие юридического заключения и иных документов. В связи с изложенным просим разъяснить порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций по договорам страхования и перестрахования со страховыми организациями-нерезидентами.

Правомерно ли учитывать в целях налогообложения прибыли на основании положений гл. 25 НК РФ в качестве перестраховочных операции по договорам перестрахования, заключенным со страховыми организациями - нерезидентами РФ, не имеющими лицензии на осуществление страховой и перестраховочной деятельности?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 16 августа 2002 года № 04-02-06/1/115

В связи с запросом Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии со ст. 30 Закона РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Государственный надзор за страховой деятельностью на территории РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующим на основании положения, утверждаемого Правительством РФ. В настоящее время это Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, который помимо прочего определяет и правила ведения бухгалтерского учета страховщиками.

Учитывая изложенное, решение вопроса о том, являются ли операции страховыми или перестраховочными, а также отражение этих операций в бухгалтерском учете относятся к компетенции Департамента страхового надзора.

Что касается применения положений гл. 25 Налогового кодекса РФ, касающихся вопросов налогообложения страховых организаций, то сообщаем следующее.

Страховые организации имеют некоторые особенности в формировании налоговой базы по налогу на прибыль. В частности, им разрешается исключать из налоговой базы страховые резервы. Однако, если отдельные страховщики заключают договоры перестрахования с организациями -нерезидентами РФ, которые страховщиками не являются, о чем свидетельствуют сообщения зарубежных органов страхового надзора, а также в случае, когда договоры перестрахования заключаются со страховыми организациями,

у которых лицензия отозвана, то и для целей налогообложения такие операции не могут, по нашему мнению, рассматриваться в качестве перестраховочных операций.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)

ЗАКОН РФ от 27.11.92 № 4015-1 (ред. от 25.04.2002)

«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2002)

<ПИСЬМО> Минфина РФ от 15.04.2002 № 24-00/КП-52 «О ДОГОВОРАХ ПЕРЕСТРАХОВАНИЯ»

Вопрос. Учитываются ли в целях обложения налогом па прибыль расходы российской организации, связанные с перевозками работников -вахтовиков, проживающих на Украине, в Ямало-Ненецкий автономный округ для осуществления геофизических работ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 25 сентября 2002 года № 04-02-06/2/66

Департамент налоговой политики на запрос об учете в целях налогообложения расходов, связанных с перевозками работников - вахтовиков, проживающих на Украине, к месту работы в Ямало-Ненецком автономном округе, сообщает следующее.

В соответствии со ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы должны быть пре-д ус м отре п ы кол л е кти в н ы м и до гово рам и.

Для принятия в целях налогообложения данных расходов необходимо соблюдение требований, определенных Основными положениями о вахтовом методе организации работ, утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.87 № 794/33-82, которыми, в частности, установлено, что вахтовый метод применяется в необжитых и отдаленных районах и в районах с высокими темпами работ при необеспеченности данного района соответствующими трудовыми ресурсами. Решение о введении вахтового метода орга-

низации работ принимается в установленном порядке на основании технико-экономических расчетов с учетом эффективности его применения по сравнению с другими методами ведения работ. Условия организации производства при вахтовом методе работ отражаются в разрабатываемой предприятием проектно-технологической документации.

Работа вахтовым методом должна выполняться, как правило, укрупненными бригадами и обеспечивать преемственность вахтового персонала.

Комплектование вахтового (сменного) персонала обеспечивается работниками, состоящими в штате предприятий, осуществляющих работы вахтовым методом, и проживающими в местах нахождения этих предприятий.

Комплектование вахтового (сменного) персонала вне места нахождения предприятия осуществляется по согласованию с местными органами по труду и социальным вопросам, которым подведомственна территория, где предусматривается набор работников.

Доставка работников на вахту осуществляется организованно от места нахождения предприятия или от пункта сбора до места работы и обратно экономически целесообразными видами транспорта на основе долгосрочных договоров, заключаемых предприятиями с организациями и предприятиями транспортных министерств. Для доставки работников может использоваться транспорт, принадлежащий предприятиям, применяющим вахтовый метод.

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с гл. 25 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 256 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Учитывая изложенное, в данном случае расходы, связанные с доставкой работников из другой страны, в целях налогообложения приниматься не должны.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № I 17-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.87 № 794/33-82 (ред. от 17.01.90, с изм. от 17.12.99)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О ВАХТОВОМ МЕТОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ»

Вопрос. В связи с вступлением в силу с 1 января 2003 года гл. 6.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ просим разъяснить порядок применения этого специального режима.

Вправе ли перейти на упрощенную систему налогообложения бюджетные организации, извлекающие доходы от оказания платных услуг, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 4 октября 2002 года № 04-00-11

В связи с вступлением в силу с 1 января 2003 года гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ в Департамент налоговой политики поступают запросы от налогоплательщиков по отдельным вопросам применения этого специального режима налогообложения. Сообщаем нашу позицию по некоторым из поступивших вопросов.

Поскольку в гл. 26.2 Кодекса не дано специальное определение понятия «организация» для целей этой главы, то применительно к упрощенной системе налогообложения должно использоваться определение этого понятия, приведенное в ст. 11 Кодекса. В соответствии с этой статьей к организациям для целей Кодекса отнесены «юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации)». Поскольку в гл. 26.2 Кодекса, и в частности в п. 3 ст. 346.12, не предусмотрено исключение для применения упрощенной системы для бюджетных и иностранных организаций, такие организации вправе при соблюдении иных условий, предусмотренных в гл. 26.2 Кодекса, перейти на упрощенную систему налогообложения.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 25.07.2002)

(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2003)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Общество оказывает транспортно-экспедиторские услуги при транзитных перевозках товаров в контейнерах железнодорожным транспортом из Южной Кореи в Финляндию через таможенную территорию РФ по Транссибирской магистрали.

Подтверждая в мае 2001 года право на получение возмещения налога на добавленную стоимость при налогообложении по налоговой ставке 0% указанных услуг, Обществом вместо грузовой таможенной декларации (ее копии) представлена копия листа накладной «Дорожная ведомость».

Правомерны ли действия Общества?

Ответ. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ налогообложение при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию, производится по налоговой ставке 0%.

Установленный п. 4 ст. 165 Кодекса порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0% при реализации указанных работ (услуг) предусматривает представление налогоплательщиком документов, одним из которых является грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы РФ.

В соответствии со ст. 2 Протокола ГТК России от 05.08.97 № 01-03/14906 и МПС России от 04.08.97 № ПК-12 «О совместной поддержке транзитных железнодорожных контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали» в качестве таможенной декларации на транзитные товары, перевозимые железнодорожным транспортом по Транссибирской магистрали, допускается использование дополнительного экземпляра дорожной ведомости.

Таким образом, по мнению автора, вместо грузовой таможенной декларации в качестве документа, подтверждающего право на получение возмещения налогообложении по налоговой ставке 0% при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию, допустимо представление дополнительного экземпляра дорожной ведомости.

А.А. БАСТРИКОВ

Советник налоговой службы РФ

/// ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)

УКАЗАНИЕ ГТК РФ от 28.08.97 № 01-14/1212 «О ТРАНЗИТНЫХ ТОВАРАХ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПО ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ»

(вместе с «ПРОТОКОЛОМ О СОВМЕСТНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ТРАНЗИТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПО ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ», утв. ГТК РФ 05.08.97 № 01-03/14906, МПС РФ 04.08.97 № ПК-12)

Вопрос. Необходимо ли начислять в 2002 шлжу страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на основании Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и единый социальный налог в федеральный бюджет в отношении вознаграждений, начисленных в пользу иностранных граждан, не постоянно проживающих в РФ?

Ответ. Статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон) определено, что застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом. Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

При наличии международного договора между РФ и иностранным государством следует руководствоваться нормами международного договора в части пенсионного, социального обеспечения и медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства.

При отсутствии международного договора между РФ и иностранным государством применение вышеуказанных норм регулируется законодательством РФ.

Статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Таким образом, определяющим обстоятельством для установления права иностранных граждан и лиц без гражданства на пенсионное обеспечение по законодательству РФ является статус постоянно проживающих на территории РФ.

В соответствии с законодательством РФ право граждан на получение базовой части трудовой пенсии неразрывно связано с обязанностью производить упдату единого социального налога в федеральный бюджет. Лица (работодатели), осуществляющие свою деятельность на территории РФ, независимо от форм собственности и финансово-хозяйствен-ной деятельности, могут уплачивать единый социальный налог в федеральный бюджет только за тех иностранных граждан, которые имеют статус постоянно проживающих в РФ.

С целью выяснения факта возникновения для лица (работодателя) обязанности производить уплату налога в феде-

ральный бюджет за иностранного гражданина, примеченного им для выполнения работ, необходимо установить, имеет ли иностранный гражданин статус постоянно проживающего в РФ (вид на жительство с правом постоянного проживания и отметку в паспорте о регистрации по месту жительства на территории РФ или наличие у него свидетельства о регистрации по месту жительства на территории РФ).

При этом в соответствии со ст. II НК РФ под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Таким образом, единый социальный налог в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ начисляются на выплаты и вознаграждения, выплачиваемые иностранным гражданам и лицам без гражданства постоянно проживающим в РФ и работающим как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам, а на выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, страховые взносы и единый социальный налог не начисляются.

Ссылки на нормативные акты:

О.В. КОРМАЧКОВА

Советник налоговой службы II ранга

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 29.05.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (с изм. от 09.06.2001)

(принята всенародным голосованием 12.12.93)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 № 173-Ф3 (ред. от 25.07.2002)

«О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Российская организация заключила контракт с иностранной компанией на администрирование и лицензирование сетевых компьютерных клубов и интернет-кафе, расположенных на территории России. В соответствии с контрактом российская организация выдает компьютерным клубам и интернет-кафе сертификаты на право коммерческого использования программного обеспечения, принадлежащего иностранной компании. За выдачу сертификатов взимаются лицензионные сборы, которые аккумулируются на расчетном счете российской организации для дальнейшего их перечисления иностранной компании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Облагаются ли указанные сборы налогом на добавленную стоимость ?

Ответ. Статьей 146 Налогового кодекса РФ установлено, что операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 148 Кодекса установлено, что местом реализации услуг по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав для целей налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается территория РФ в случае, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории РФ.

Право коммерческого использования программного обеспечения, за которое взимаются лицензионные платежи, перечисляемые иностранному лицу, следует рассматривать для целей налогообложения по налогу на добавленную стоимость как услуги по уступке прав, налогообложение которых должно производиться в режиме, установленном указанным положением ст. 148 Кодекса.

Учитывая изложенное, лицензионные платежи за право коммерческого использования программного обеспечения, перечисляемые иностранному лицу, облагаются налогом на добавленную стоимость на территории РФ.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)

Вопрос. Облагаются ли налогом на добавленную стоимость суммы арендной платы, получаемые товариществом собственников жилья от сдачи в аренду помещений представительству польской компании, аккредитованной в РФ?

Ответ. Пунктом 1 ст. 149 Налогового кодекса РФ установлено, что реализация на территории РФ услуг по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным, в РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).

Реализация услуг, указанных в настоящем пункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан РФ и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) РФ. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти, регули-

рующим отношения РФ с иностранными государствами и международными организациями, совместно с Министерством РФ по налогам и сборам.

Таким образом, начиная с 01.01.2001 освобождение от налога на добавленную стоимость реализации услуг по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений, предусмотренное п. 1 вышеуказанной статьи Кодекса, действует при соблюдении следующих условий:

- иностранная организация - арендатор аккредитована в РФ;

- аналогичное освобождение предусмотрено национальным законодательством иностранного государства и фактически применяется в отношении граждан и юридических лиц РФ.

- арендуемое помещение используется иностранной организацией для обеспечения функционирования ее отделения - в нем располагается исключительно офис, а коммерческая деятельность не ведется (не служит складом, магазином и т.п.).

В целях реализации п. 1 ст. 149 Кодекса МИД России и МНС России выпущен совместный приказ от 13.11.2000 № 13747, БГ-3-06/386 «Об освобождении от налогообложения реализации услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и организациям».

Данный приказ доведен до сведения налоговых органов письмом МНС России от 24.01.2001 № ВГ-6-06/62.

Вышеуказанным письмом установлено, что в отношении государств, не поименованных в перечне - приложении к приказу, продолжает действовать письмо Госналогслужбы России от 13.07.94 ЮУ-6-06/80н «Об освобождении от налога на добавленную стоимость сдачи в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в Российской Федерации» и прилагаемый к нему список иностранных государств до того момента, пока в новый перечень не будут внесены соответствующие изменения и дополнения в порядке, предусмотренном п. 2 Приказа.

В соответствии с данным пунктом решение о включении конкретного иностранного государства в указанный перечень принимается МНС России после рассмотрения соответствующих положений национального законодательства этого государства и получения официального заключения МИД России, подтверждающего фактическое невзимание налога на добавленную стоимость при аренде помещений российскими гражданами и юридическим лицами в этом государстве, исходя из соблюдения принципа взаимности.

Таким образом, при решении вопроса о распространении льготы предусмотренной п. 1 ст. 149 Кодекса, на резидентов того или иного государства следует выяснить наличие страны их постоянного местопребывания в перечне, прилагаемом к приказу, а при отсутствии таковой в переч-

не обратиться к списку, приложенному к письму от 13.07.94 № ЮУ-6-06/80н. Польша входит в названный список.

Следовательно, при выполнении вышеназванных условий сумма арендной платы от сдачи в аренду помещений представительству польской компании, аккредитованной в РФ, освобождается от налогообложения.

А.И. ЧЕРНЫЙ

Советник налоговой службы // ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

ПРИКАЗ МИД РФ № 13747, МНС РФ № БГ-3-06/386 от 13.11.2000

«ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕАЛ ИЗАЦИ И УСЛУГ ПО СДАЧЕ В АРЕНДУ СЛУЖЕБНЫХ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ»

<ПИСЬМО> МНС РФ от 24.01.2001 № ВГ-6-06/62 <ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ ПО СДАЧЕ В АРЕНДУ СЛУЖЕБНЫХ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ>

ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 13.07.94 № ЮУ-6-06/80н (ред. от 11.01.2000)

«ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ СДАЧИ В АРЕНДУ СЛУЖЕБНЫХ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, АККРЕДИТОВАННЫМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вопрос. Наша организация является международной организацией. На территории РФ действует в соответствии с уставом и соглашением об условиях пребывания на территории РФ. И устав, и соглашение прошли ратификацию в установленном порядке. Согласно положениям соглашения наша организация освобождается от налога на прибыль. В связи с тем, что вступила в силу гл. 25 «Налог на при-

Ответ. Статьей 7 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

В силу того, что на территории РФ международная организация действует в соответствии с уставом и соглашением об условиях пребывания на территории РФ, которые вступили в силу в установленном Федеральным законом

быль организаций» Налогового кодекса РФ, должна ли наша организация для получения льготы представлять налоговому агенту какие-либо документы, подтверждающие постоянное местонахождение организации в иностранном государстве?

от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» порядке, то есть ратифицированы, причитающиеся в рамках уставной деятельности доходы такой международной организации не подлежат налогообложению в РФ и могут выплачиваться без удержания налога у источника выплаты.

Принимая во внимание, что Ваша международная организация пользуется налоговыми льготами в соответствии с международным договором об условиях пребывания такой организации на территории России, предоставление налоговому агенту подтверждения постоянного местонахождения в каком-либо государстве не требуется.

E.H. СОРОКИНА

Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.07.95 № 101-ФЗ

«О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 16.06.95)

Вопрос. Иностранная организация в рамках контрактов с заказчиками - российскими организациями осуществляет проектные работы и инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, возводимых на территории России. При этом значительная часть проектных работ осуществляется на территории иностранного государства. На территории РФ проводятся только работы по инженерным изысканиям проектируемых объектов, которые носят кратковременный характер. Подлежит ли данная организация постановке на учет в налоговых органах РФ в соответ-

Ответ. В соответствии с п. 4.1.1 Положения в случае, если иностранная организация осуществляет деятельность в РФ в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности путем направления ею Уведомления о доходах от деятельности по форме 2503И (приложение № 11 к приказу МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124).

Однако в данном случае у иностранной организации отсутствует постоянное место регулярного осуществления деятельности на территории РФ. В рамках заключенных контрактов с российскими организациями значительная часть работ выполняется непосредственно на территории иностранного государства.

Деятельность иностранной организации по выполнению инженерных изысканий на территории РФ может быть отнесена к подготовительной или вспомогательной.

ствии с п. 4.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124?

В том случае, если иностранная организация осуществляет деятельность по оказанию услуг российской организации за пределами РФ, то такие доходы от деятельности не могут рассматриваться как доходы от источников в РФ и, соответственно, не могут подлежать обложению налогом в РФ.

Таким образом, у иностранной организации отсутствует основание для постановки на учет в налоговых органах РФ в соответствии с п. 4.1.1 Положения путем направления Уведомления о доходах от деятельности в РФ по форме 2503И.

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Вопрос. Подлежит ли изменению идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) иностранной организации, присвоенный ей в РФ, в случае изменения ее учетных реквизитов в стране регистрации (инкорпорации)?

Ответ. В соответствии с п. 5.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, при изменении сведений, содержащихся в заявлениях о постановке на учет, иностранные и международные организации обязаны письменно проинформировать об этом соответствующие налоговые органы по месту постановки на учет (учету) не позднее 10 дней с момента изменения сведений.

В структуре ИНН присваиваемый иностранной организации код иностранной организации (КИО) присутствует как составная часть, и в случае его изменения соответственно подлежит изменению и ИНН иностранной организации.

При изменении сведений, которые связаны с реорганизацией иностранной организации в стране регистрации, в Справочник КИО организация, прошедшая реорганизацию, должна быть внесена с новым значением КИО. Соответственно будет изменен и ИНН. В п. 7.3 Положения определено, что идентификационные номера налогоплательщиков иностранных и международных организаций, прекративших деятельность в результате реорганизации, признаются недействительными.

В случае изменения реквизитов иностранной организации, которые не являются следствием реорганизации в стране ее регистрации (инкорпорации), сохраняется ранее присвоенный ИНН.

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Вопрос. Просим разъяснить порядок заполнения форм, утвержденных приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124.

1. Вид деятельности, осуществляемый иностранной организацией в РФ, из столбца «В» п. «К» формы Заявления 2001И относится к отделению, которое ставится на учет, или ко всем ранее открытым в других регионах отделениям ?

2. Какой код налогоплательщика в сведениях об управляющем должен быть указан во всех формах заявлений и сообщений?

3. Как следует из форм Заявления о постановке на учет (форма 2004ИМ) и Сообщения о недвижимом имуществе и транспортных средствах (форма 2302ИМ), понятие «лицо, отчуждающее (передающее) имущество (транспортные средства)» является только юридическим лицом (наличие КПП в поле, где заполняется ИНН). Может ли им быть физическое лицо? Какие данные заносятся в соответствующие графы в последнем случае?

4. Какой счет должен быть указан в разд. 2 «Сведения о представительстве международной организации в Российской Федерации» в разделе «Обслуживающий банк» (п. «Ж» Заявления о постановке на учет международной организации (форма 2002М)), если международная организация сможет открыть счет в российском банке только после получения Свидетельства, то есть на данный момент у нее отсутствует счет в российском банке.

Ответ. 1. В Заявлении о постановке на учет иностранной организации (форма 2001 И) вид деятельности, осуществляемый иностранной организацией в РФ (столбец «В» п. «К»), указывается только относительно того отделения, которое ставится на учет по данному Заявлению.

2. При внесении данных о главе (управляющем) отделения в поле «Код налогоплательщика» следует иметь в виду, что для управляющего, который является иностранным физическим лицом, речь идет об ИНН в стране его местопребывания, а в случае, если управляющий является гражданином России - российский ИНН в том случае, если он его имеет.

3. Лицо, отчуждающее имущество, может быть как юридическим, так и физическим лицом. В случае если лицо, отчуждающее имущество, будет физическим лицом, поле КПП в вышеуказанных формах не заполняется.

4. В этом разделе указывается любой счет международной организации, открытый в каком-либо банке на момент заполнения Заявления.

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Вопрос. Пунктом 4.2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, предусмотрен учет в налоговых органах иностранных организаций, постоянными представительствами которых являются иные лица.

Ответ. В случае если в соответствии с законодательством РФ и соглашениями об избежании двойного налогообложения деятельность российской организации или физического лица приводит к образованию постоянного представительства иностранной организации, то учет этих иностранных организаций осуществляется на основании Уведомлений о постоянном представительстве иностранной организации по форме 2501 И(2000) (приложение № 10 к приказу МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124). В этом случае иностранной организации ИНН и КПП не присваиваются.

Необходимо ли физическому лицу, деятельность которого образует постоянное представительство иностранной организации, встать на учет в налоговых органах РФ?

Уведомление направляется представителем иностранной организации в налоговый орган, в котором осуществляется учет иностранных организаций, и в МНС России в течение 30 дней с даты подписания договора (соглашения, контракта) о представлении интересов иностранной организации (в случае отсутствия вышеуказанного договора - в течение 30 дней с момента осуществления такой деятельности).

Вместе с Уведомлением направляется копия договора или иного документа, определяющего обязательства сторон, а также легализованные копии учредительных документов иностранной организации в случае, если российская организация или физическое лицо является одним из ее учредителей или владельцем доли уставного (складочного) капитала.

При этом Положением не предусмотрено предоставление документов, подтверждающих постановку на налоговый учет физических лиц, представляющих интересы иностранных организаций в РФ.

Сведения о присвоенном представителю иностранной организации - физическому лицу ИНН (только в случае его наличия) указываются в разделе «С» Уведомления о постоянном представительстве иностранной организации (форма 2501 И).

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Вопрос. В соответствии с п. 4.1.1 разд. 4 приказа МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» производится учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ, в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году.

Подлежат ли в этом случае иностранные организации включению в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН)? Необходимо ли иностранной организации, направившей Уведомление о доходах от деятельности в РФ, по мере прекращения деятельности в целях снятия с учета направлять Заявление о снятии с учета?

Ответ. Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) представляет собой систему государственных баз данных учета налогоплательщиков.

В соответствии с Положением идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) присваиваются иностранным и международным организациям, а также дипломатическим представительствам в связи с осуществлением ими деятельности в РФ через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения (продолжительностью более 30 календарных дней в году), а также в связи наличием недвижимого имущества и транспортных средств на территории РФ с последующим их включением в состав ЕГРН.

Направление Уведомления о доходах от деятельности в РФ (п. 4.1.1 Положения) не связано с постановкой на учет иностранной организации в налоговых органах РФ с присвоением ИНН и КПП и, соответственно, включением их в ЕГРН.

Цель учета данной категории налогоплательщиков -получение сведений о суммах выплаченных иностранным

организациям доходов с последующим контролем за удержанием налогов налоговыми агентами.

При снятии с учета иностранных, международных организаций, дипломатических представительств, поставленных на учет с присвоением ИНН и КПП в соответствии с п.п. 2.1 - 2.4 Положения, направляется Заявление о снятии с учета по форме 2006ИМД.

Что касается иностранных организаций, учитываемых налоговыми органами на основании вышеуказанного Уведомления, то они не подлежат снятию с налогового учета на основании Заявления о снятии с учета.

Ссылки на нормативные акты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К.В. 3AJIATA

Советник налоговой службы I ранга

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Вопрос. Является ли правомерным привлечение банка к ответственности за открытие счета без предъявления лицом, не признаваемым налогоплательщиком, свидетельства о постановке на учет, например иностранным юридическим лицом, не признаваемым налогоплательщиком ?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 132 Налогового кодекса РФ открытие банком счета без предъявления лицом свидетельства о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

При этом постановке на учет в налоговых органах подлежат налогоплательщики (ст. 23, 83 Кодекса). Свидетельство о постановке на учет выдается лицу, зарегистрированному в качестве налогоплательщика (ст. 11, 84 Кодекса).

Таким образом, положения ст. 132 Кодекса не распространяются на случаи открытия счета лицом, не подлежащим постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

Данный вывод подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 10.04.2002 № 5985/01.

C.B. РАЗГУЛИН

Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. До принятия Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» регистрация организации с иностранными инвестициями осуществлялась в Государственной регистрационной палате. В настоящее время ГРП продолжает действовать, а ее функции переданы налоговым инспекциям. Возникает вопрос: будет ли достаточно зарегистрироваться в ГРП для того, чтобы коммерческая организация с иностранными инвестициями считалась право- и дееспособной?

Ответ. В связи с внесением изменений в ст. 20 Федерального закона от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 № 117-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ») полномочия по государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями переданы в ведение Министерства РФ по налогам и сборам.

Регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется территориальными налоговыми органами по месту нахождения юридических лиц в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

E.H. СИВОШЕНКОВА

Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

(принят ГД ФС РФ 13.07.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.99 № 160-ФЗ (ред. от 25.07.2002)

«ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 25.06.99)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос. Требуется ли оформление паспорта бартерной сделки по договорам, предусматривающим перемещение товаров между РФ и Республикой Беларусь, в отношении которых в РФ отменены таможенное оформление и таможенный контроль?

Ответ. Пунктом 5 Указа Президента РФ от 18.08.96 № 1209 установлено, что при совершении внешнеторговых бартерных сделок экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки в соответствии с п. 8 настоящего Указа. Таким образом, законодательство РФ не предусматривает исключений по оформлению паспортов бартерных сделок в зависимости от наличия либо отсутствия таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ с отдельными государствами.

Ссылки на нормативные акты:

УКАЗ Президента РФ от 18.08.96 № 1209 «О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ БАРТЕРНЫХ СДЕЛОК»

Вопрос. Распространяются ли положения инструкций Банка России и ГТК России от 13.10.99 № 86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» и от 04.10.2000 № № 91-И, 01-11/28644 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» на товары, происходящие из РФ и Республики Беларусь, перемещаемые через границу России и Беларуси?

Ответ. Согласно п. 1 Положения Банка России и ГТК России от 22.12.99 № 101-П, 01-23/32005 «О применении Инструкции Банка России и ГТК России от 13 октября 1999 года № 86-И и № 01-23/26541 (соответственно) «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» и п. 10.1 инструкции Банка России и ГТК России от 04.10.2000 № 91-И, 01-11/28644 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» действие указанных Инструкций Банка России и ГТК России распространяется на товары, помещаемые под любой из таможенных режимов, указанных в п. 4.1 обеих инструкций. Таким образом, требования, установленные вышеуказанными инструкциями Банка России и ГТК России, в том числе касающиеся оформления паспортов сделок, не применяются в отношении сделок, по которым перемещение товаров через таможенную границу РФ осуществляется без таможенного оформления, то есть без помещения товаров под заявляемый таможенный режим.

Согласно Указу Президента РФ от 25.05.95 № 525 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь» (приказ ГТК России от 07.07.95 № 443) и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.06.95 № 583 (в ред. постановления Правительства РФ от 22.08.2000 № 619) не осуществляется таможенный контроль и не производится таможенное оформление российских и белорусских товаров на границе России и Беларуси. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.08.2000 № 619 ГТК России разработан и утвержден упрощенный порядок декларирования товаров, происходящих из РФ и Республики Беларусь (приказы ГТК России

19.09.2000 № 843 «Об утверждении Инструкции «О порядке декларирования товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Белоруссия, и товаров, происходящих из Республики Белоруссия и ввозимых в Российскую Федерацию» и от 09.12.2000 № 1146 «О порядке таможенного оформления товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Белоруссия, и товаров, происходящих из Республики Белоруссия и ввозимых в Российскую Федерацию», действие которых в настоящее время приостановлено телетайпограммами ГТК России от 01.02.2001 № ТФ-2609 и от 02.04.2001 № ТФ-7921). Однако на основании телетайпограмм ГТК России от

08.06.2001 № ТФ-13878 и от 13.11.2001 № ТФ-30627 положения названных приказов ГТК России применяются в отношении нефти, нефтепродуктов, природного газа (код ТН ВЭД России 2711 21 000 0) и электроэнергии (код ТН ВЭД России 2716 00 000 0), вывозимых из РФ в Республику Беларусь и ввозимых из Республики Беларусь в РФ.

В связи с вышеизложенным положения вышеуказанных инструкций Банка России и ГТК России распространяются на товары, происходящие из РФ и Республики Бе-

ларусь, подлежащие таможенному оформлению и таможенному контролю, то есть на нефть, нефтепродукты, природный газ (код ТН ВЭД России 2711 21 ООО 0) и электроэнергию (код ТН ВЭД России 2716 00 ООО 0).

Е.Ю. ЛАДОЖИНА

Ссылки на нормативные акты:

<ТЕЛЕФОНОГРАММА> ГТК РФ от 02.04.2001 №ТФ-7921 <0 ПРИКАЗЕ ГТК РФ ОТ 09.12.2000 № 1146>

<ТЕЛЕФОНОГРАММА> ГТК РФ от 13.11.2001 № ТФ-30627 <0 ПРИМЕНЕНИИ ТЕЛЕТАЙПОГРАММЫ ГТК РФ ОТ 08.06.2001 № ТФ-13878>

<ТЕЛЕФОНОГРАММА> ГТК РФ от 08.06.2001 №ТФ-13878 (с изм. от 13.11.2001)

<0 ПРИМЕНЕНИИ ПРИКАЗА ГТК РФ ОТ 19.09.2000 № 843 И ПРИКАЗА ГТК РФ ОТ 09.12.2000 № 1146>

<ТЕЛ ЕФОНОГРАММА> ГТК РФ от 01.02.2001 № ТФ-2609 <0 ПРИКАЗЕ ГТК РФ ОТ 19.09.2000 № 843>

ПРИКАЗ ГТК РФ от 09.12.2000 № 1146 «О ПОРЯДКЕ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫВОЗИМЫХ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛОРУССИЯ, И ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУССИЯ И ВВОЗИМЫХ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 11.03.2001 № 2602)

ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ № 91-И, ГТК РФ № 01-11/28644 от 04.10.2000

«О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОПЛАТЫ РЕЗИДЕНТАМИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 27.10.2000 № 2431)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 19.09.2000 № 843 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫВОЗИМЫХ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛОРУССИЯ, И ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУССИЯ И ВВОЗИМЫХ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.12.2000 № 2495)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 22.08.2000 № 619 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 ИЮНЯ 1995 ГОДА № 583»

«ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИМЕНЕНИИ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВЫРУЧКИ ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ» ОТ 13 ОКТЯБРЯ 1999 ГОДА № 86-И И № 01-23/26541 (СООТВЕТСТВЕННО)» (утв. ЦБ РФ № 101-П, ГТК РФ № 01-23/32005 22.12.99) (ред. от 15.02.2002)

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.12.99 № 2030)

ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ № 86-И, ГТК РФ № 01-23/26541

от 13.10.99

(ред. от 15.02.2002)

«О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВЫРУЧКИ ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 18.11.99 № 1981)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 07.07.95 № 443 (ред. от 24.04.2000)

«ОБ ОТМЕНЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.06.95 № 583 (ред. от 22.08.2000)

«О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 25 МАЯ 1995 ГОДА № 525 «ОБ ОТМЕНЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ НА ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ»

УКАЗ Президента РФ от 25.05.95 № 525 «ОБ ОТМЕНЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ НА ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ»

Вопрос. В каком порядке осуществляется перемещение товаров через границу РФ, заказанных по сети Интернет на сумму не более 100 евро, в частности их таможенное оформление? Необходим ли паспорт сделки?

Ответ. При перемещении лицами (как физическими, так и юридическими) через таможенную границу РФ товаров, заказанных по сети Интернет, применяются общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики), налогообложения и таможенного оформления, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, при перемещении через таможенную границу РФ юридическим лицом товара, заказанного по сети Интернет, необходимо руководствоваться совместной инструкцией Банка России и ГТК России от 13.10.99 № 86-И и № 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федера-

цию выручки от экспорта товаров», действие которой распространяется на сделки, заключенные резидентами (юридическими и физическими липами) с нерезидентами и предусматривающие осуществление расчетов полностью или частично в иностранной валюте и / или в валюте РФ за экспортируемые резидентом товары независимо от даты заключения внешнеторгового договора и начала исполнения договорных обязательств. Таможенное оформление товаров, экспортируемых в соответствии с вышеуказанными сделками, осуществляется при обязательном представлении паспорта сделки (далее - ПС).

Представление документов, предусмотренных п. I совместного приказа ГТК России и МНС России № 830/ БГ-3-06/299 от 21.08.2001 «Об усилении таможенного и налогового контроля при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта» (зарегистрирован Минюстом России 12.10.2001, per. № 2967) не требуется при таможенном оформлении в соответствии с таможенным режимом экспорта товаров, таможенная стоимость которых менее или эквивалентна 100 евро, если их экспорт осуществляется без ограничений, установленных законодательством РФ, при условии их вывоза специализированными транспортными организациями (экспресс-перевозчиками) или в международных почтовых отправлениях.

Следовательно, при декларировании указанных выше товаров в таможенные органы РФ, кроме заявления, предусмотренного инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 16.12.98 № 848 (зарегистрирован Минюстом России 05.02.99, per. № 1699), представляется копия ПС, а также в случае необходимости, возникшей у таможенного органа при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, в соответствии со ст. 174 Таможенного кодекса РФ у декларанта (экспортера) могут быть запрошены другие дополнительные документы и/или сведения.

Расчеты по экспортно-импортным операциям осуществляются в форме банковских переводов, аккредитивов, а также в других формах, применяемых в международной банковской практике.

Перечисление средств с валютных счетов клиентов производится в соответствии с формами расчетов, предусмотренными в договорах (контрактах), заключаемых между клиентами уполномоченных банков и их партнерами.

Сроки подачи таможенной декларации установлены ст. 171 Таможенного кодекса РФ.

Ссылки на нормативные акты:

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 30.06.2002)

ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ № 86-И, ГТК РФ № 01-23/26541

от 13.10.99

(ред. от 26.06.2002)

«О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВЫРУЧКИ ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 18.11.99 № 1981)

ПРИКАЗ ГТК РФ № 830, МНС РФ № БГ-3-06/299 от 21.08.2001

«ОБ УСИЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО И НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ДЕКЛАРИРОВАНИИ ТОВАРОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТАМОЖЕННЫМ РЕЖИМОМ ЭКСПОРТА» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 12.10.2001 № 2967)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 16.12.98 № 848 (ред. от 25.06.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ГРУЗОВОЙ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 05.02.99 № 1699)

Вопрос. Могут ли ранее вывезенные за пределы РФ российские товары быть помещены под таможенный режим реимпорта при ввозе в РФ?

Ответ. В соответствии со ст. 25 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными актами законодательства.

Согласно ст. 32 ТК РФ реимпорт товаров - это таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Таким образом, ранее вывезенные за пределы РФ российские товары могут быть помещены под таможенный режим реимпорта при ввозе в РФ в порядке, определяемом Положением о таможенном режиме реимпорта товаров, утвержденным приказом ГТК России от 09.12.93 № 525 (зарегистрирован Минюстом России 20.12.93, per. № 436).

К.Л. КУРОЧКИН

Ссылки на нормативные акты:

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 30.06.2002)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 09.12.93 № 525 (ред. от 01.06.99)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННОМ РЕЖИМЕ РЕИМПОРТА ТОВАРОВ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.12.93 № 436)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ

Вопрос. Российская организация - дистрибьютор закупила у украинской организации за счет собственных валютных средств партию лекарственных средств, входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Каков порядок формирования цены и применения торговой надбавки при дальнейшей реализации указанных лекарственных средств российской организацией?

Ответ. Лекарственные средства, произведенные за пределами РФ (в том числе на Украине), включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, регистрируются Минздравом России в иностранной валюте и в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату их государственной регистрации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 № 782 оптовый дистрибьютор, закупивший лекарственные средства за счет собственных валютных средств, должен формировать цену на него исходя из контрактной стоимости лекарственного средства (не выше зарегистрированной в валюте) и оптовой надбавки, установленной органом исполнительной власти субъекта РФ. При этом оптовая надбавка применяется к фактической цене приобретения товара, по которой он оприходован на складе дистрибьютора.

И.В. БОДЯГИН

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 09.11.2001 № 782 «О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА»

(вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ И ВАЖНЕЙШИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА»)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАСПОРЯЖЕН ИЕ Правительства РФ от 04.04.2002 № 425-р <ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ И ВАЖНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ>

АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ

Вопрос. Какие существуют виды договорных гарантий в международной практике?

Ответ. В зависимости от обеспечиваемого обязательства ст. 2 Унифицированных правил по договорным гарантиям (ред. 1978 года) различает:

а) тендерную гарантию. Она представляет собой обязательство, выданное банком, страховой компанией или другой стороной (гарантом) по просьбе участника торгов (принципала) стороне, объявившей торги (бенефициару). В случае неисполнения принципалом как победителем конкурса обязательств, вытекающих из заявленного им предложения, гарант обязуется произвести платеж бенефициару в пределах указанной суммы денег. За счет получения платежа по гарантии организатор торгов намеревается покрыть свои издержки по их проведению;

б) гарантию исполнения. Она представляет собой обязательство, выданное банком, страховой компанией или другой стороной (гарантом) по просьбе поставщика товаров или услуг либо другого подрядчика (принципала) покупателю или заказчику (бенефициару). В случае ненадлежащего исполнения принципалом условий контракта, заключенного между ним и бенефициаром, гарант обязуется произвести платеж бенефициару в пределах указанной в гарантии суммы денег или, если это предусмотрено, по выбору гаранта исполнить контракт вместо принципала;

в) гарантию возврата платежей. Она представляет собой обязательство банка, страховой компании или другой стороны (гаранта), которое предоставляется по просьбе поставщика товаров или услуг или другого подрядчика (принципала) покупателю или заказчику (бенефициару). В случае невыполнения принципалом обязательств по договору между ним и бенефициаром гарант обязуется возместить последнему сумму, авансированную принципалу, которую последний не возвратил.

Л.Г. ЕФИМОВА

Ссылки на нормативные акты:

«УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА ПО ДОГОВОРНЫМ ГАРАНТИЯМ»

(Публикация Международной Торговой Палаты № 325) (Приложение № 23 к инструкции Внешторгбанка СССР от 25.12.85 № 1) (ред. 1978 года)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.