Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Просим дать разъяснения по следующему вопросу. Статья 12 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Союзным исполнительным вечем Скупщины Социалистической Федеративной Республики Югославии о воздушном сообщении, заключенного в Москве 07.06.90, содержит положение, в соответствии с которым каждая Сторона предоставляет назначенному авиапредприятию (авиапредприятиям) другой Договаривающейся Стороны право свободного перевода сумм превышения доходов над расходами, полученных этим авиа-предприятием (авиапредприятиями) на территории первой Договаривающейся Стороны за перевозку пассажиров, груза и почты на договорных линиях.

Учитывая данное положение, а также принимая во внимание то, что Конвенция между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, заключенная в Москве 12.10.95, содержит определенный перечень налогов, на которые она распространяется (налог на прибыль (доход) предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество предприятий; налог на имущество физических лиц), просим разъяснить, означает ли, что

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 5 мая 2003 г. № 04-06-02/08

В соответствии с п. 1 ст. 8 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 12.10.95 прибыль, полученная предприятием от эксплуатации воздушных судов в международных перевозках, облагается налогом только в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является это предприятие.

С учетом того, что:

1) действие Конвенции в России распространяется только на: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятий и налог на имущество физических лиц; и

2) Конвенция имеет большую силу, чем положения, касающиеся налогообложения, содержащиеся в любых других международных соглашениях, действующих между Россией и Югославией, -

свободный перевод доходов, установленный Соглашением о воздушном сообщении, освобождает от налогообложения прибыль, полученную югославским авиапредприятием на территории Российской Федерации, а не всю выручку (доходы) от соответствующих налогов.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии от 12.10.95 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

свободный перевод доходов, установленный Соглашением о воздушном сообщении, освобождает от налогообложения только прибыль, полученную югославским авиапредприятием на территории РФ (от уплаты налога на прибыль), а не всю выручку (доходы) от соответствующих налогов?

Вопрос. Просим дать разъяснения о порядке применения статьи «Дивиденды» отдельных соглашений об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и иностранными государствами.

В данных статьях указан предельный размер доли участия капитала резидента одного Договаривающегося государства в капитале резидента другого Договаривающегося государства, которая выражена в национальных валютах стран европейского Экономического и валютного союза, прекративших свое существование в связи с введением евро (в частности, в Соглашении с Германией - 160 ООО немецких марок). Кроме того, в ряде соглашений такая доля выражена в ЭКЮ, упраздненном с 01.01.99 (в Соглашениях с Люксембургом, Нидерландами, Испанией).

Каков порядок пересчета указанных долей в целях применения соглашений об избежании двойного налогообложения ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 8 мая 2003 г. № 04-06-02/09

В отношении пересчета доли участия капитала предприятия одного Договаривающегося Государства в капитале предприятия другого Договаривающегося Государства в смысле применения статьи «Дивиденды» Соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с Германией, Испанией, Люксембургом и Нидерландами, сообщаем следующее.

При применении данных соглашений для пересчета в евро национальных валют европейских государств - членов ЕС просим руководствоваться Информационным сообщением ЦБР № 15/01 (доведено письмом ЦБ РФ от 15.11.2001 № 29-5-18/3801).

Просим также учитывать, что при введении единой европейской валюты коэффициент пересчета существовавшей ранее расчетной единицы ЭКЮ равнялся 1:1, в связи с чем постановлением Правительства РФ от 17.12.99 № 1399 слово «ЭКЮ» в текстах решений Правительства Российской Федерации было заменено словом «евро».

Заместитель министра финансов Российской Федерации М.А. МОТОРИН

Ссылки на нормативные акты: <ПИСЬМО> ЦБ РФ

«ОПИСАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАНКНОТ И МОНЕТ ЕВРО»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.12.99 № 1399 (ред. от 22.02.2000)

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ РЕШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Королевства Испания от 16.12.98 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ

НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.96 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НАДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Великим Герцогством Люксембург от 28.06.93

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НАДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. Вправе ли российская организация при приобретении ценных бумаг у гражданина Украины, не являющегося налоговым резидентом РФ, предоставить данному гражданину имущественный налоговый вычет, предусмотренный ст. 220 НК РФ, учитывая положения п. 1 ст. 23 Российско-Украинского Соглашения об избежании двойного налогообложения и ст. 62 Конституции РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 19 мая 2003 г. № 04-06-05/1/29

Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 224 Налогового кодекса РФ в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, установлена налоговая ставка 30%.

В соответствии с п. 4 ст. 210 для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, чем установленная п. 1 ст. 224 НК РФ ставка 13%, налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 - 221 НК РФ, не применяются.

Согласно ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В то же время согласно п. 2 ст. 3 Налогового кодекса РФ, являющегося федеральным законом, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства, физических лиц или места происхождения капитала. Статья 7 НК РФ устанавливает приоритет международного договора Российской Федерации, содер-

жащего положения о налогах и сборах, над положениями НК РФ.

Таким международным договором является межправительственное Российско-Украинское Соглашение об избежании двойного налогообложения, п. 1 ст. 23 которого предусматривает, что граждане Договаривающегося Государства не будут подвергаться в другом Договаривающемся Государстве какому-либо налогообложению или связанному с ним обязательству, иному или более обременительному, чем налогообложение и связанное с ним обязательство, которым подвергаются или могут подвергаться граждане этого другого Государства при тех же обстоятельствах.

В описанном вами случае гражданин Украины не находится «в тех же обстоятельствах» с российскими, украинскими и любыми другими гражданами, которые являются резидентами РФ.

И Налоговый кодекс РФ, и соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Россией с иностранными государствами, включая Украину, разрешают дифференциацию налогообложения лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации и не являющихся таковыми.

Исходя из изложенного вы не имеете права предоставить этому гражданину Украины, не являющемуся налоговым резидентом России, налоговые вычеты, предусмотренные ст. 220 Налогового кодекса, и это не будет противоречить ни ст. 3 и 7 НК РФ, ни вышеупомянутому Соглашению, ни ст. 62 Конституции Российской Федерации.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Украины от 08.02.95

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЙ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ»

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (с изм. от 09.06.2001)

(принята всенародным голосованием 12.12.93)

Вопрос. Российская компания выполняет работы по строительству подводных переходов трубопровода методом горизонтально направленного бурения на территории Республики Индия. Образует ли указанная деятельность постоянное представительство для целей налогообложения и подлежит ли прибыль компании обложению на территории Индии?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 21 мая 2003 г. № 04-06-05/1/29

Департамент налоговой политики' Министерства финансов на запрос в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 5 дается понятие «постоянное представительство» в целях Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 25 марта 1997 г.:

a) место управления;

b) отделение;

c) контора;

с1) фабрика;

е) мастерская;

О шахта, нефтяная или газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;

установка или сооружение, используемые для разведки или разработки природных ресурсов;

Ь) ферма, плантация или другое место, где осуществляется сельскохозяйственная, лесохозяйственная, плантационная или связанная с ними деятельность;

¡) помещение, используемое для сбыта продукции или получения или размещения заказов;

.0 строительная площадка или строительный, монтажный или сборочный объект или связанная с ними надзорная деятельность, если только такие площадки, объект или деятельность существуют в течение периода, превышающего 12 месяцев.

Если деятельность компании на территории Индии подпадает под действие подп. «)» п. 2 ст. 5 вышеуказанного Соглашения, то в течение периода, указанного в нем, налогообложение производится на территории России, если деятельность компании подпадает под действие подп. «Г», «%» п. 2 ст. 5 данного Соглашения, то деятельность компании подпадает под налогообложение на территории Индии, но в рамках ст. 7, где указано, что прибыль, полученная в одном Договаривающемся Государстве предприятием другого Договаривающегося Государства, может облагаться налогом в первом упомянутом Государстве, если только она получена через находящееся там постоянное представительство и только в той части, которая относится к деятельности такого постоянного представительства.

Таким образом, ввиду того, что из запроса не ясно, чем компания занималась на территории Индии, мы можем предположить, что перечисленная в письме деятель-

ность подпадает под действие подп. «§» п. 2 ст. 5 вышеуказанного Соглашения.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Индия от 25.03.97 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ»

Вопрос. Российское акционерное общество просит дать разъяснения относительно метода расчета минимальной доли участия для целей применения п. 1 ст. 10 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». Согласно указанному положению дивиденды, выплачиваемые российской компанией акционеру -резиденту Германии, могут облагаться налогом в РФ. При этом одним из критериев получения права на применение пониженной ставки (5%) является размер доли участия акционера в капитале - не менее 160 ООО нем. марок или эквивалентной суммы в рублях.

Просим разъяснить, какая сумма будет соответствовать доле участия в АО в случае, если пакет акций АО приобретен иностранным акционером на вторичном рынке по цене, отличной от их номинала: сумма, фактически уплаченная при покупке пакета акций, или номинальная стоимость этих акций?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 23 мая 2003 г. № 04-06-05/1/30

Департамент налоговой политики рассмотрел запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Статьей 10 «Дивиденды» Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» установлено, что если компания - резидент одного государства располагает по меньшей мере 10% уставного или складочного капитала компании - резидента другого государства и эта доля участия в капитале составляет не менее чем 160 000 немецких марок или эквивалентную сумму в рублях, то дивиденды, выплачиваемые первой упомянутой компании, облагаются в государстве источника выплаты дивидендов по ставке 5% от валовой суммы дивидендов.

Меморандумом о взаимопонимании от 26.09.2001 по вопросам применения Соглашения об избежании двойною налогообложения между Россией и Германией в п. 1 подтверждается понимание того, что достаточным для реализации положении п. 1 ст. 10 Соглашения является соблюдение условия о минимальной доли участия (160 000 нем. марок или эквивалентной суммы в рублях) на момент осуществления инвестиции.

В соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранные инвестиции могут осуществляться посредством приобретения акций как на первичном, так и на вторичном рынках.

Касательно метода расчета минимальной доли участия (160 000 нем. марок или эквивалентной суммы в рублях) для целей реализации п. 1 ст. 10 Соглашения доводим до Вашего сведения следующее.

По нашему мнению, размер инвестиции следует оценивать исходя из суммы, которую инвестор фактически

уплачивает на дату приобретения, при условии, что сделка совершается на основе принципа «вытянутой руки» («arm's length» basis).

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.99 № 160-ФЗ (ред. от 25.07.2002)

«ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 25.06.99)

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. Организация ведет бухгалтерский учет доходов и расходов в соответствии с ЛБУ 9/99 «Доходы организации» и ЛБУ 10/99 «Расходы организации», а также налоговый учет доходов и расходов в соответствии с гл. 25 НК РФ.

С выходом ЛБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» потребовалось формирование еще одной системы учета с отражением в бухгалтерском учете разниц по признанию доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете в привязке к каждому активу и обязательству.

Для выполнения требований ЛБУ 18/02 была организована система учета разниц между доходами и расходами, признанными по правилам бухгалтерского учета и отраженными в форме №2, и доходами и расходами, признанными согласно требованиям НК РФ в налоговом учете и отраженными в декларации по налогу на прибыль. При этом выявленные разницы распределяются по совокупности на три категории: вычитаемые временные разницы, налогооблагаемые временные разницы и постоянные

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 5 июня 2003 г. № 04-02-05/1/60

Департамент налоговой политики совместно с Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности рассмотрели письмо и сообщают следующее.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, не предусматривает организацию какой-то самостоятельной системы учета и излагает правила формирования информации по ряду новых показателей в рамках системы бухгалтерского учета. Целью данного Положения является формирование ряда показателей, связанных с уплатой налога на прибыль.

Если система учета, разработанная организацией, позволяет получить эту информацию, которая на основании требований бухгалтерского учета должна носить полный и достоверный характер, то такая система учета может применяться.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ» ПБУ 18/02»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 31.12.2002 № 4090)

разницы. От выявленной общей суммы по каждой категории разниц рассчитываются и отражаются на отдельных синтетических счетах бухгалтерского учета соответственно: отложенные налоговые активы и обязательства и постоянные налоговые обязательства. Технология формирования разниц закреплена учетной политикой на 2003 г.

На основании вышеизложенного просим разъяснить, не противоречит ли порядок, предложенный выше, требованиям ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн (ред. от 30.03.2001)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ» ПБУ 10/99» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 31.05.99 № 1790)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 № 32н (ред. от 30.03.2001)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ» ПБУ 9/99» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 31.05.99 № 1791)

Вопрос. О применении подп. «а» п. 2 ст. 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр от 05.12.98 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал», касающегося минимальной доли участия в капитале для применения особого порядка налогообложения дивидендов.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 26 июня 2003 г. № 04-06-06/кипр

В соответствии со ст. 25 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр от 05.12.98 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» Минфин России и Министерство финансов Республики Кипр как компетентные органы Договаривающихся Государств согласовали ряд вопросов, касающихся применения отдельных положений Соглашения.

Между компетентными органами достигнуто общее понимание в отношении подп. «а» п. 2 ст. 10 Соглашения, касающегося минимальной доли участия в капитале для применения особого порядка налогообложения дивидендов.

Согласно подп. «а» п. 2 ст. 10 дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в первом упомянутом Государстве в размере, не превышающем 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100 000 дол.

Согласовано, что указанное условие должно быть соблюдено на момент первоначального осуществления инвестиций и не подлежит ежегодному перерасчету на момент выплаты дивидендов.

Также согласовано, что размер инвестиции определяется суммой, фактически уплаченной на дату приобретения акций или других прав на участие в прибыли, при соблюдении принципа использования рыночных цен между независимыми участниками сделки.

Согласовано, что «прямое вложение» подразумевает как приобретение акций при первичной или последующих эмиссиях, так и при покупке акций на рынке ценных бумаг или непосредственно у их предыдущего владельца. При этом критерий «100 ООО дол.» применяется непосредственно к каждой отдельной компании без учета взаимоотношений между материнской и дочерней компаниями.

Вышеизложенное применяется ко всем правоотношениям, возникшим с начала применения Соглашения.

Заместитель министра финансов Российской Федерации М.А. МОТОРИН

Ссылки на нормативные акты:

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.98 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. В каком случае подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость услуга по сдаче в аренду помещения российской организацией иностранному юридическому лицу?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ.

При этом указанное положение применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан РФ и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) РФ. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отношения РФ с иностранными государствами и международными организациями, совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

В целях реализации п. 1 ст. 149 НК РФ приказом МИД России и МНС России от 13.11.2000 № 13747, № БГ-3-06/ 386 утвержден Перечень иностранных государств, в отношении которых применяется освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в РФ.

При этом согласно письму МНС России от 24.01.2001 № ВГ-6-06/62 впредь до внесения изменений и дополнений в соответствии с п. 2 указанного приказа в отношении государств, не поименованных в Перечне, продолжает действовать письмо Госналогслужбы России от 13.07.1994

№ ЮУ-6-06/80н «Об освобождении от налога на добавленную стоимость сдачи в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в Российской Федерации».

Таким образом, применение указанной льготы возможно в случае наличия факта аккредитации в РФ иностранного лица и включения в Перечень иностранных государств, в отношении которых применяется освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в РФ.

Ссылки на нормативные акты: <ПИСЬМО> МНС РФ от 24.01.2001 № ВГ-6-06/62 <ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ ПО СДАЧЕ В АРЕНДУ СЛУЖЕБНЫХ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ>

ПРИКАЗ МИД РФ № 13747, МНС РФ № БГ-3-06/386 от 13.11.2000

«ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ ПО СДАЧЕ В АРЕНДУ СЛУЖЕБНЫХ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002, с изм. 14.01.2003)

ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 13.07.94 № ЮУ-6-06/80н (ред. от 11.01.2000)

«ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ СДАЧИ В АРЕНДУ СЛУЖЕБНЫХ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, АККРЕДИТОВАННЫМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вопрос. Каков порядок уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении не зарегистрированным в налоговом органе Российской Федерации иностранным юридическим лицом строительно-монтажных работ, выполненных на основании договора субподряда строительства объекта недвижимости, находящегося на территории Российской Федерации, заключенного с российской организацией?

Ответ. Объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость в соответствии со ст. 146 Налогового кодекса РФ признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.

При этом местом реализации работ согласно ст. 148 НК РФ признается территория Российской Федерации, если работы связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам, в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению.

Статьей 161 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

При этом указанная налоговая база определяется налоговыми агентами, которыми признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ указанные работы у иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.

Учитывая изложенное, при осуществлении строительно-монтажных работ, выполненных не зарегистрированным в налоговом органе Российской Федерации иностранным юридическим лицом на основании договора субподряда строительства объекта недвижимости, находящегося на территории РФ, заключенного с российской организацией, налог на добавленную стоимость исчисляется, удерживается у иностранного лица и перечисляется в соответствующий бюджет российской организацией.

A.A. БАСТРИКОВ

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002, с изм. 14.01.2003)

Вопрос. Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Некоторые партнеры по бизнесу у данной организации находятся за рубежом, в связи с чем многие первичные документы составлены на иностранных языках.

Как следует пользоваться такими документами при ведении Книги учета доходов и расходов?

Ответ. При применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения следует соблюдать принципы налогового учета, изложенные в ст. 346.24 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 1 ст. 346.24 НК РФ определено, что налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Форма Книги учета доходов и расходов и Порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждены Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и

сборам от 28.10.2002 № БГ-3-22/606, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 28.11.2002 № 3969 (далее - Приказ).

Приложением № 2 к Приказу утвержден Порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - Порядок).

В соответствии с п. 1.3 Порядка ведение Книги учета доходов и расходов, а также документирование фактов предпринимательской деятельности осуществляются на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иностранном языке или языках народов РФ, должны иметь построчный перевод на русский язык.

В связи с изложенным организация вправе использовать первичные документы, составленные на иностранных языках, однако каждый из таких документов должен иметь построчный перевод на русский язык.

О .А. КОРОЛЕВА

Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 28.10.2002 № БГ-3-22/606 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ КНИГИ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, И ПОРЯДКА ОТРАЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В КНИГЕ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 28.11.2002 № 3969)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. В соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, иностранная организация обязана встать на учет в налоговых органах Российской Федерации в связи с осуществлением деятельности через постоянное представительство.

Ответ. В соответствии с п. 9 ст. 306 Налогового кодекса РФ иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет деятельность через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в РФ, действует на территории РФ от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

Есть ли основания для присвоения ИНН и КПП российской организации в связи с тем, что она выполняет функции постоянного представительства иностранной организации?

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 7 ст. 84) налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

У российской организации, деятельность которой приводит к образованию постоянного представительства иностранной организации, уже существуют ИНН и КПП, так как она создана в соответствии с российским законодательством.

Кроме этого, Налоговым кодексом не предусмотрено такого основания постановки на учет, при котором присваивается ИНН одной организации в связи с тем, что в результате своей деятельности она выполняет все функции или часть функций другой организации.

В соответствии с п. 4.2 Положения, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, такие иностранные организации учитываются на основании уведомления без присвоения им ИНН.

К.В. ЗАЛАТА

Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002, с изм. 14.01.2003)

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Гражданин Российской Федерации планирует уехать работать в Италию на 3 года, в связи с чем задает вопрос: должен ли он уплачивать налог на доходы физических лиц с дохода, полученного от работы по найму в Италии, в Российской Федерации?

Ответ. В соответствии со ст. 207 и 209 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, по всем доходам, полученным ими в отчетном налоговом периоде, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, по доходам от источников в РФ.

На основании ст. 11 Кодекса налоговыми резидентами РФ являются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса установлено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязан-

ностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ.

Поскольку гражданин РФ планирует получить вознаграждение за выполненную работу на территории Италии, то на основании подп. 6 п. 3 ст. 208 Кодекса такие доходы будут относиться к доходам, полученным от источников за пределами РФ.

Исходя из изложенного полученный указанным лицом доход не подлежит налогообложению в РФ, если это лицо будет находиться за пределами РФ более 183 дней, то есть не будет являться налоговым резидентом РФ. Налогообложение доходов, полученных указанным лицом за выполнение трудовых обязанностей на территории Италии, осуществляется в соответствии с законодательством данного государства.

E.H. КОВЕХ

Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Является ли плательщиком налога на доходы физических лиц иностранный гражданин, не являющийся налоговым резидентом Российской Федерации? Иностранный гражданин получил выплату за работы (услуги), выполненные им на территории другого государства, выплата дохода осуществлена на территории другого государства представителем российской организации.

Ответ. Согласно ст. 207 гл. 23 «Налог на доходы» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Статьей 209 Кодекса установлено, что объектом налогообложения для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса определено, что для целей обложения налогом на доходы физических лиц к доходам, полученным от источников за пределами РФ, относятся вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ.

Следовательно, если российская фирма выплатила доход иностранному гражданину за границей и этот гражданин не является налоговым резидентом РФ, то при получении такого дохода за работу, осуществленную за грани-

цей, у иностранного гражданина не возникает обязанности уплачивать налог на доходы физических лиц.

H.A. ШОРОХОВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. При выплате сотрудникам заработной платы в рублевом эквиваленте, но которая установлена в валюте, отличной от валюты Российской Федерации, какой курс валюты следует использовать для исчисления единого социального налога: на дату фактической выплаты заработной платы (дату перечисления денежных средств на счета работников в банке) либо на дату начисления налога?

Ответ. В соответствии со ст. 242 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками, указанными в подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса.

Таким образом, при выплате заработной платы сотрудникам в рублях, но по соответствующему курсу следует использовать курс данной валюты на день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

Т.А. САВИНА

Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Физическое лицо, привлеченное в качестве переводчика для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, вынуждено было забронировать место в гостинице города, в который необходимо прибыть в связи с данным поручением.

Вправе ли физическое лицо получить возмещение затрат по бронированию места в гостинице и в каком размере?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 131 Налогового кодекса РФ свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные.

Постановлением Правительства РФ от 16.03.99 № 298 утверждено Положение «О порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля» (далее - Положение).

Согласно п. 3 Положения плата за бронирование места в гостинице возмещается в размере 50 процентов возмещаемой стоимости места за сутки.

Следовательно, физическое лицо вправе получить возмещение затрат по бронированию места в гостинице в размере, установленном п. 3 Положения.

О.А. КОРОЛЕВА

Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.03.99 № 298 «О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ И РАЗМЕРАХ СУММ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫПЛАТЕ СВИДЕТЕЛЯМ, ПЕРЕВОДЧИКАМ, СПЕЦИАЛИСТАМ, ЭКСПЕРТАМ И ПОНЯТЫМ, ПРИВЛЕКАЕМЫМ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос. Предусмотрено ли нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательное применение таможенного сопровождения товаров, находящихся под таможенным контролем?

Ответ. Таможенный кодекс Российской Федерации в двух случаях предусматривает применение таможенного сопровождения: при помещении товаров под таможенный режим транзита (ст. 36) и при перевозке товаров до места их таможенного оформления (ст. 136). Однако в обоих случаях применение данной меры обеспечения осуществляется по усмотрению таможенного органа, то есть если имеются основания полагать, что перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Вместе с тем п. 10 Положения о таможенном сопровождении товаров и транспортных средств, утвержденного приказом ГТК России от 03.10.2000 № 897, определяет случаи, когда применение таможенного сопровождения обязательно вне зависимости от усмотрения таможенного органа. К таким случаям относятся:

- когда перемещаются товары, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию или к вывозу из РФ;

- когда перемещаются товары, подлежащие лицензированию, сертификации или контролю других государственных органов в иной форме, если не представлены соответствующие документы;

- когда пограничный таможенный орган принял решение о производстве досмотра товаров на приграничных складах временного хранения.

При этом указанный перечень не является закрытым. Иные случаи обязательного таможенного сопровождения

товаров, находящихся под таможенным контролем, могут быть предусмотрены актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле и нормативными правовыми актами ГТК России. Так, например, таможенное сопровождение в обязательном порядке применяется при доставке оставшейся части товаров после их частичной выгрузки, которая заранее не была известна (п. 7.4 Правил доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных приказом ГТК России от 20.05.96 № 304).

А.А. КОСОВ

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ ГТК РФ от 03.10.2000 № 897 (ред. от 27.11.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.12.2000 №-2485)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 20.05.96 № 304 (ред. от 25.07.2002)

«О ДОСТАВКЕ ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННЫМ КОНТРОЛЕМ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 15.04.97 № 1291)

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 30.06.2002)

Вопрос. В каком порядке осуществляются расчеты в иностранной валюте, связанные с предоставлением резидентами нерезидентам отсрочки платежа по экспорту товаров на срок свыше 90 календарных дней?

Ответ. Согласно п. 10 ст. 6 Закона РФ от 09.10.92 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) определяется Правительством РФ по согласованию с Банком России (за исключением расчетов на экспорт товаров, указанных в разд.ХУ1, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ, по которым предоставление резидентом отсрочки нерезиденту на срок свыше 90 дней осуществляется без ограничений при условии, что срок возврата валютной выручки от реализации этих товаров не превышает 3 лет с даты фактического пересечения товарами таможенной границы РФ.

Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 24.09.2002 № 699 «О порядке выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Согласно данному постановлению с 1 сентября 2002 г. предоставление указанной отсрочки платежа, вне зависимости от даты заключения внешнеторговой сделки (контракта), допускается только при нали-

чии разрешения, выдаваемого Минфин РФ, в соответствии с Правилами, утвержденными данным постановлением. При этом согласно п. 4 указанного постановления Правительства РФ разрешения на предоставление отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), выданные резидентам Банком России, действуют до окончания указанных в них сроков либо до завершения операций, предусмотренных этими разрешениями.

Согласно п. 1 Правил выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), утвержденных указанным постановлением Правительства РФ, эти Правила определяют порядок выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), за исключением валютных операций, указанных в абз. 3, 4 и 5 п. 2 ст. 6 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Таким образом, предоставление резидентом нерезиденту отсрочки платежа на экспорт товаров, указанных в разд.XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, на срок свыше 90 дней не требует получения разрешений при условии, что срок возврата валютной выручки от экспорта этих товаров не превышает 3 лет с даты фактического пересечения этими товарами таможенной границы РФ. На превышение указанных сроков свыше 3 лет при экспорте товаров, указанных в разд. XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, требуется получение резидентами соответствующих разрешений Минфина России.

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.09.2002 № 699 «О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ РЕЗИДЕНТАМ РАЗРЕШЕНИЙ НА ОТСРОЧКУ ПЛАТЕЖА НА СРОК БОЛЕЕ 90 ДНЕЙ ПО ЭКСПОРТУ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ, РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)»

ЗАКОН РФ от 09.10.92 № 3615-1 (ред. от 27.02.2003)

«О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»

Ответ. В соответствии с п. 13 ст. 1 Закона РФ от 09.10.92 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» отсчет сроков платежа при осуществлении расчетов, связанных с экспортом товаров, ведется с даты фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.

Вопрос. С какого дня начинается течение срока платежа по внешнеэкономическому договору при экспорте и импорте товаров?

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 21.11.95 № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» импортеры - резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалента сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в установленные сроки с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации.

При этом согласно ст. 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, срок предоставления резидентом нерезиденту отсрочки платежа (отсрочки ввоза товаров в счет осуществленных платежей) должен исчисляться:

а) при экспорте - со дня, следующего за датой фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы РФ;

б) при импорте - со дня, следующего за датой оплаты импортируемых товаров в иностранной валюте.

Ссылки на нормативные акты:

УКАЗ Президента РФ от 21.11.95 № 1163

(ред. от 08.04.2003)

«О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ СИСТЕМЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 10.01.2003)

ЗАКОН РФ от 09.10.92 № 3615-1 (ред. от 27.02.2003)

«О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»

Вопрос. В каком порядке осуществляются валютные операции, связанные с кредитованием импортных операций с товарами?

Ответ. Согласно п. 10 ст. 6 Закона РФ от 09.10.92 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. Однако ввиду экономической нецелесообразности регулирования (в том числе путем введения разрешительного порядка) предоставления отсрочки платежа при импорте товаров (то есть

когда оплата резидентом импортируемых товаров производится после их фактического ввоза на территорию РФ), так как в этом случае нерезидент кредитует резидента, а не наоборот, Правительство РФ не утверждало такой порядок. В связи с этим в отношении указанных импортных операций действует порядок, установленный в соответствии с подп. «г» п. 9 ст. 1, подп. 1 и 2 ст. 6, п. 2 ст. 9 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Положением Банка России «О порядке проведения в Российской федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций», утвержденным приказом Банка России от 24.04.96 № 02-94.

Согласно подп. 3.1 указанного Положения перевод резидентами иностранной валюты из РФ, а также на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты импортируемых товаров после их ввоза в РФ (таможенного оформления), независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в РФ) до даты платежа, может осуществляться без разрешений Банка России в соответствии с заключенными договорами.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 21.11.95 № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РФ в связи с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях» от 08.04.2003 № 410) импортеры - резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из РФ иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком РФ. Таким образом, если условиями внешнеторгового контракта предусмотрен ввоз товаров на таможенную территорию РФ в сроки, превышающие 90 дней с даты их оплаты, для проведения соответствующих внешнеэкономических операций требуется получение разрешения Банка России. Указанные разрешения выдаются Банком России в соответствии с Временным порядком предоставления главными управлениями (национальными банками) Центрального Банка РФ разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, утвержденным приказом Банка России от 11.10.96 № 02-378.

Е.Ю. ЛАДОЖИНА

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ ЦБ РФ от 11.10.96 № 02-378 (с изм. от 22.04.97)

«О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ «ВРЕМЕННОГО ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМИ УПРАВЛЕНИЯМИ (НАЦИОНАЛЬНЫМИ БАНКАМИ) ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАЗРЕШЕНИЙ НА ПРОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ»

(вместе с ВРЕМЕННЫМ ПОРЯДКОМ от 11.10.96 № 341)

ПРИКАЗ ЦБ РФ от 24.04.96 № 02-94 (ред. от 20.08.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ОБ УЧЕТЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТНОСТИ ПО НЕКОТОРЫМ ВИДАМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ» (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ от 24.04.96 № 39) (Зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.96 № 1087)

УКАЗ Президента РФ от 21.11.95 № 1163 (ред. от 08.04.2003)

«О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ СИСТЕМЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЗАКОН РФ от 09.10.92 № 3615-1 (ред. от 27.02.2003)

«О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «АГЕНТСТВО ПО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ»

Ответ. Хотя требования Закона и позволяют пока Вашим акционерам не оплачивать переданные им акции и нарушений законодательства о ценных бумагах в данном случае не допущено, тем не менее их неполная оплата является одним из оснований для отказа ФКЦБ России в допуске ценных бумаг российских эмитентов к обращению за пределами РФ (п. 7 Положения о порядке допуска эмиссионных ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации, и обращение которых предполагается через иностранных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, к первичному размещению за пределами Российской Федерации и к обращению через иностранных организаторов торговли на рынке ценных бумаг). Кроме того, регистратор не вправе исполнять распоряжения акционера в отношении не полностью оплаченных акций (п. 8 постановления ФКЦБ России от 30.08.2001 № 21).

Вопрос. Акционерное общество намерено получить допуск на обращение своих акций за пределами РФ. Общество совершило всего одну эмиссию акций при учреждении. В соответствии с Законом об акционерных обществах срок оплаты акций еще не истек, и поэтому полностью уставный капитал пока не оплачен. Вправе ли мы получить допуск на обращение своих акций за пределами РФ?

Ссылки на нормативные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФКЦБ РФ от 23.11.2001 № 29 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, ВЫПУЩЕННЫХ ЭМИТЕНТАМИ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ОБРАЩЕНИЕ КОТОРЫХ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАТОРОВ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, К ПЕРВИЧНОМУ РАЗМЕЩЕНИЮ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И К ОБРАЩЕНИЮ ЧЕРЕЗ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАТОРОВ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.01.2002 № 3164)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФКЦБ РФ от 30.08.2001 № 21 «О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В СИСТЕМЕ ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА НЕ ПОЛНОСТЬЮ ОПЛАЧЕННЫХ АКЦИЙ И ВНЕСЕНИЯ В СИСТЕМУ ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ИЗМЕНЕНИЙ, КАСАЮЩИХСЯ ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ АКЦИЙ, ПЕРЕХОДЯЩИХ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ЭМИТЕНТА В СЛУЧАЕ ИХ НЕПОЛНОЙ ОПЛАТЫ В ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ЗАКОНОМ СРОК»

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.10.2001 № 2982)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.95 № 208-ФЗ (ред. от 27.02.2003)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ» (принят ГД ФС РФ 24.11.95)

Ответ. Такие возможности предоставляют срочные сделки на рынке ценных бумаг. К срочным сделкам относятся фьючерсные сделки и опционы (п. 1.1 Положения о требованиях к операциям, связанным с совершением срочных сделок на рынке ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 27.04.2001 № 9). Основной финансовый смысл срочных сделок - это исполнение срочного обязательства по фиксированной цене на фоне меняющихся параметров базисного актива. При этом в качестве базисного актива могут выступать только эмиссионные ценные бумаги (п. 1.3 Положения о требованиях к операциям, связанным с совершением срочных сделок на рынке ценных бумаг), список которых утвержден ФКЦБ России (постановление от 07.06.2002 № 19/пс). Ввиду того что для проведения таких сделок Вам потребуются дополнительные расходы на брокера, данные сделки могут выглядеть как непривлекательные. В этом случае для достижения интересующих Вас целей Вы можете использовать вексель. С учетом вышесказанного вполне понятно, что вексель не может выступать базисным активом срочных сделок. С другой стороны, рассматривая поставленный вопрос и следуя финансово-юридическим аналогиям, можно отметить, что век-

Вопрос. Наша организация заключила срочный договор купли-продажи импортируемых нами товаров. Ввиду того что срок исполнения по оплате в указанном договоре определен как довольно продолжительный, каким образом мы могли бы обезопасить себя от курсовых валютных рисков, используя ценные бумаги?

сель может быть составлен таким образом, что приведет к установлению между векселедателем (плательщиком) и векселедержателем отношений, схожих с отношениями, возникающими между сторонами срочных сделок. Так, в качестве примера можно описать ситуацию, при которой платеж по векселю может быть предусмотрен в привязке к определенному курсу валют, по которому и будет совершаться платеж (п. 41 Положения о переводном и простом векселе, утв. постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 № 104/1341). Тем самым Вы избежите потерь от изменения курса валюты.

В.Н. БЫКОВ

Ссылки на нормативные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФКЦБ РФ от 27.04.2001 № 9 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРЕБОВАНИЯХ К ОПЕРАЦИЯМ, СВЯЗАННЫМ С СОВЕРШЕНИЕМ СРОЧНЫХ СДЕЛОК НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.07.2001 № 2811)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 № 104/1341

«О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРЕВОДНОМ И ПРОСТОМ ВЕКСЕЛЕ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФКЦБ РФ от 07.06.2002 № 19/пс (ред. от 31.07.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЦЕННЫХ БУМАГ, С КОТОРЫМИ МОГУТ СОВЕРШАТЬСЯ СРОЧНЫЕ СДЕЛКИ И СДЕЛКИ КУПЛИ - ПРОДАЖИ ЦЕННЫХ БУМАГ, РАСЧЕТ ПО КОТОРЫМ ПРОИЗВОДИТСЯ БРОКЕРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ЦЕННЫХ БУМАГ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ КЛИЕНТУ БРОКЕРОМ С ОТСРОЧКОЙ ИХ ВОЗВРАТА»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.