Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Каков порядок налогообложения лечебно-оздоровительных учреждений (санаториев) Украины, расположенных на территории РФ, в сравнении с существующим в РФ порядком взимания налогов с аналогичных российских лечебно-оздорови-тельных учреждений, включая предоставление льгот?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 9 октября 2002 года № 04-06-02/т. 1/25

Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ на запрос в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Действующим налоговым законодательством особого порядка взимания налогов с российских лечебно-оздоровительных учреждений, включая предоставление льгот, не предусмотрено.

При эксплуатации на территории РФ лечебно-оздоровительных учреждений, принадлежащих украинским организациям, следует руководствоваться, в частности, ст. 5 и 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 08.02.95.

Налогообложение недвижимого имущества и доходов от него регулируется ст. 6, 13 вышеназванного Соглашения.

Порядок налогообложения имущества (иного, чем недвижимое) закреплен ст. 13, 21 Соглашения.

В отношении налогов, на которые действие Соглашения не распространяется, следует руководствоваться положениями национального законодательства РФ.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Украины от 08.02.95 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЙ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ»

Вопрос. Государственное предприятие по договору с Госкомимуществом России оказывает этой организации услуги по управлению имуществом РФ, находящимся на территории Социалистической Республики Вьетнам. Оплата за указанные услуги осуществляется в форме вознаграждения, установленного в размере 5% от доли прибыли, получаемой РФ. Территория какой страны является местом реализации услуг предприятия? Каков порядок исчисления НДС с вознаграждения, получаемого предприятием? Применяется ли определение налога на добавленную стоимость, приведенное в письме Минфина России от 27.08.96 № 04-03-20 («НДС - косвенный налог, который включается в цену товаров (работ, услуг) и, таким образом, оплачивается потребителями товаров (работ, услуг)»), после 1 января 2001 года?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 10 октября 2002 года № 04-03-01/120

В связи с поручением Аппарата Правительства РФ Минфин России рассмотрел обращение государственного предприятия по вопросу применения налога на добавленную стоимость и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 146 части второй Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров, работ и услуг на территории РФ.

Как следует из письма государственного предприятия, данная организация в соответствии с договором с Госкомимуществом России оказывает этой организации услуги по управлению имуществом РФ, находящимся на территории Социалистической Республики Вьетнам.

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 148 Кодекса местом реализации указанных услуг признается территория РФ в случае, если деятельность организации, оказывающей такие услуги, осуществляется на территории РФ на основе государственной регистрации.

Учитывая изложенное, услуги по управлению имуществом РФ, находящимся на территории Социалистической Республики Вьетнам, оказываемые государственным предприятием, облагаются налогом на добавленную стоимость на территории РФ.

Принимая во внимание то, что оплата за указанные услуги осуществляется в форме вознаграждения, установленного в размере 5% от доли прибыли, получаемой Российской Федерацией, сумма налога на добавленную стоимость должна определяться государственным предприятием расчетным методом в соответствии с п. 4 ст. 164 Кодекса.

Что касается письма Минфина России от 27.08.96 № 04-03-20, то в данном письме приведено определение налога на добавленную стоимость, предусмотренное Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость», действующим до 1 января 2001 года. Главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса, действующей с 1 января 2001 года, определение налога на добавленную стоимость не установлено.

Первый заместитель Министра финансов Российской Федерации С.Д. ШАТАЛОВ

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 24.03.2001)

«О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

Вопрос. Компания является юридическим лицом по законодательству острова Гернси, зависимой территории Великобритании, и имеет представительство в РФ, зарегистрированное в налоговых органах г. Москвы. Компания намерена заключить договор с юридическим лицом Армении, не имеющим представительства в РФ, о предоставлении армянской компанией персонала для работы в московском представительстве.

Подлежит ли налогообложению у источника выплаты доход за предоставленный персонал, выплачиваемый указанной иностранной компанией юридическому лицу, созданному по законодательству республики Армения?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 23 октября 2002 года № 04-06-05/1/31

Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ на запрос в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Как следует из запроса, компания, юридическое лицо по законодательству острова Гернси, зависимой территории Великобритании, имеет представительство в России, зарегистрированное в налоговых органах России, намерена заключить договор с юридическим лицом Армении о предоставлении армянской компанией персонала для работы в московском представительстве.

В соответствии с п. 7 ст. 306 Налогового кодекса факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории РФ в другой организации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 вышеуказанной статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, предоставившей персонал, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен.

Согласно п. 2 ст. 309 Налогового кодекса доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров или иного имущества, кроме указанного в пп. 5 и 6 п. 1 указанной статьи, осуществление работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 Налогового кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежит (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ).

Таким образом, если иностранная организация, осуществляющая деятельность в России через постоянное представительство, перечисляет доход за предоставленный персонал юридическому лицу, созданному по законодательству Республики Армения (не имеющему представительства в России), то данный доход обложению налогом у источника выплаты не подлежит в соответствии с вышеуказанными статьями Налогового кодекса РФ.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Московское представительство некоммерческой организации-резидента США приобрело квартиры в жилых домах. В письме Минфина России от 29.10.93 № 118 указывается, что при приобретении отдельных квартир в объектах жилого фонда, которые продолжают числиться на балансе в составе отдельного объекта жилищного фонда предприятия-продавца, предприятие-покупатель отражает стоимость их по дебету счета 04 «Нематериальные активы». С учетом положения указанного письма каким образом московскому представительству следует учесть приобретенные квартиры: как нематериальные активы или как основные средства? Так как в соответствии с ПБУ 6/01 по квартирам начисление амортизации не предусмотрено, как должна определяться сумма износа по указанным квартирам для целей исчисления налога на имущество предприятий? Каков порядок налогообложения доходов московского представительства организации-резидента США от использования отдельных квартир?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 24 октября 2002 года № 04-06-05/1/30

Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ на запрос в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 16.10.2000 № 91н, квартиры в составе нематериальных активов не предусмотрены. Следовательно, движение жилого фонда в разрезе квартир, как отдельных объектов бухгалтерского учета, следует отражать на счете 01 «Основные средства» в общеустановленном порядке согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 и Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным соответственно приказами Министерства финансов РФ от 30.03.2001 № 26н и от 20.07.98 № ЗЗн.

В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то в целях исчисления налога на имущество предприятий сумма износа определяется исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, утвержденных в установленном порядке.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» одно из основных требований бухгалтерского учета определяет, что имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

В связи с этим в письмо Министерства финансов РФ от 29.10.93 № 118 «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве» были внесены изменения письмом Министерства финансов РФ от 03.04.96 № 37.

В бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности начиная с отчетности за 96 г. должно отражаться только имущество, являющееся собственностью организации, и это соответствует нормам Гражданского кодекса РФ.

Из запроса неясно, каким образом используются отдельные квартиры, которые находятся в собственности у

представительства в г. Москве, поэтому следует обратить внимание на то, что ст. 9 в Договоре между РФ и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 07.06.92 регулирует доходы, полученные лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от недвижимого имущества, находящегося в другом Договаривающемся Государстве.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты ПРИКАЗ Минфина РФ от 16.10.2000 № 91н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ» ПБУ 14/2000»

ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 18.05.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ» ПБУ 6/01»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 28.04.2001 № 2689)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 20.07.98 № ЗЗн (ред. от 28.03.2000)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 28.03.2002) «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» (принят ГД ФС РФ 23.02.96)

<ПИСЬМО> Минфина РФ от 29.10.93 № 118 (ред. от 03.04.96)

«ОБ ОТРАЖЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ»

ПИСЬМО Минфина РФ от 03.04.96 № 37 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ОКТЯБРЯ 1993 ГОДА № 118 «ОБ ОТРАЖЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ»

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 21.03.2002)

ДОГОВОР между РФ и США от 17.06.92 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»

Вопрос. Я являюсь гражданином РФ и прохожу военную службу в Молдавии. Прошу разъяснить подп. «Ъ» п. 2 ст. 18 Российско-Молдавского Соглашения об избежании двойного налогообложения.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 26 декабря 2002 года № 04-04-06/261

В связи с письмом Департамент налоговой политики по вопросу толкования подп. «Ь» п. 2 ст. 18 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонен™ от уплаты налогов в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 18 вышеназванного Соглашения вознаграждение, выплачиваемое органом власти, созданным в Договаривающемся Государстве (в данном случае - в РФ), или из его фондов любому физическому лицу за службу, осуществляемую для этого органа власти, облагается налогом только в этом Договаривающемся государстве (то есть в РФ).

Согласно п. 2 ст. 18 данного Соглашения, несмотря на положения п. 1 данной статьи, такое вознаграждение облагается налогом только в другом Договаривающемся Государстве (в данном случае - в Республике Молдова), если служба осуществляется в этом Государстве (Молдове), и физическое лицо, являющееся резидентом этого Государства (Молдовы):

а) является гражданином этого Государства (Молдовы); или

б) не стало резидентом этого Государства (Молдовы) только с целью осуществления службы.

Вы, безусловно, являясь резидентом Республики Молдовы, не являетесь гражданином этого государства (Молдовы) и стали его резидентом в связи и с целью прохождения службы.

Учитывая изложенное, ни одно из положений п. 2 ст. 18 Российско-Молдавского Соглашения об избежании двойного налогообложения к Вам применено быть не может. Согласно п. 1 ст. 18 данного Соглашения получаемое Вами денежное довольствие подлежит налогообложению только в России.

Для сведения сообщается, что согласно международной налоговой практике подп. «а» п. 2 ст. 18 Соглашения распространяется только на граждан одного Договаривающегося Государства, которые в этом же самом Государстве нанимаются на службу другим Договаривающимся Государством. Например, если бы Вы были не только молдавским резидентом, но и гражданином Республики Молдова, принятым на государственную службу РФ, то Ваше денежное довольствие, выплачиваемое российским органом власти или из его фондов, облагалось бы только налогом в Молдавии.

Следовательно, подп. «Ь» п. 2 ст. 18 распространяется только на лиц, которые уже были резидентами Договаривающегося Государства до поступления в этом Государстве на государственную службу другого Договаривающегося Государства. Вы к такой категории лиц не относитесь, поэтому Ваше денежное довольствие согласно п. 1 ст. 18 вышеназванного Соглашения должно подлежать налогообложению на территории РФ.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А. И. КОСОЛАПОЕ

Ссылки на нормативные акты СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова от 12.04.96 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ»

Вопрос. 1. Что означает выражение «при тех же обстоятельствах», в п. 1 ст. 21 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество?

2. Должно ли применяться Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения к физическим лицам-резидентам РФ, зарегистрированным в РФ в качестве индивидуальных предпринимателей, в той же мере, что и в отношении резидентов РФ - коммерческих организаций?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 27 декабря 2002 года № 04-04-0^/262

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо относительно применения Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения от 21.04.95 и по вопросам, поставленным в нем, сообщает следующее.

1. В соответствии с комментариями к статье «Недискриминация» модели конвенции по налогам на доход и капитал, на основании которой разрабатывалось российско-белорусское налоговое Соглашение, выражение «при тех же обстоятельствах» касается налогоплательщиков, помещенных с точки зрения применения обычного налогового законодательства и налоговых правил в одинаковые условия в правовых и фактических обстоятельствах. Так, налогоплательщик - резидент Договаривающегося Государства и налогоплательщик -

3. Что означает в ст. 18 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения указание на виды «доходов, о которых не говорится в предыдущих статьях» ?

нерезидент Договаривающегося Государства не находятся в одинаковых обстоятельствах. То есть если Вы не являетесь резидентом Республики Беларусь для налоговых целей, то можете быть подвергнуты иному налогообложению, чем резиденты Белоруссии при аналогичных обстоятельствах.

2. Согласно ст. 1 Соглашения между Россией и Белоруссией об избежании двойного налогообложения его положения применяются к резидентам одного или обоих Договаривающихся Государств, то есть в одинаковой мере и к резидентам - физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, и к резидентам - юридическим лицам (коммерческим организациям).

3. Указание в ст. 18 «Другие доходы» российско-бело-русского налогового Соглашения на «виды доходов, о которых не говорится в предыдущих статьях настоящего Соглашения» означает, что данная статья не регулирует налогообложение доходов, упомянутых в предыдущих статьях данного Соглашения.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылки на нормативные акты

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и

Правительством Республики Беларусь от 21.04.95

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ

НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И

ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. На основании разрешений Миграционной службы в нашей организации работают иностранные граждане - украинцы и белорусы. В связи с тем что п. 2 ст. 239 НК РФ утрачивает силу с 01.01.2003, просим разъяснить, в каком размере и в какие бюджеты с 2003 года следует начислять ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в отношении вознаграждений, начисленных в пользу указанных иностранных граждан, не постоянно проживающих в РФ.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 30 декабря 2002 года № 04-04-04/178

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо о порядке применения отдельных положений гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ (далее -Кодекс) и Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в отношении иностранных граждан и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах» с 01.01.2003 утрачивает силу п. 2 ст. 239 Налогового кодекса РФ. Положения этого пункта предусматривают в настоящее время возможность неуплаты единого социального налога (далее - ЕСН) с выплат и вознаг-

раждений, произведенных на территории РФ, в пользу наемных работников - иностранных граждан.

Однако со следующего года упомянутые виды доходов иностранных граждан, полученные из источников на территории РФ, станут объектом налогообложения ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Уплата налога будет производиться в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования по ставкам в соответствии с положениями ст. 241 Кодекса и в порядке, предусмотренном ст. 243 Кодекса. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет производиться в бюджет Пенсионного фонда РФ исходя из возрастной группы иностранного гражданина в порядке, определяемом вышеуказанным Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, то есть застрахованными лицами, являются также проживающие на территории РФ иностранные граждане, то есть располагающие обычной регистрацией.

При этом надо иметь в виду, что эти доходы могут быть объектом аналогичных социальных отчислений (налогов, взносов или платежей), установленных в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства, и в связи с этим встает проблема двойного налогообложения, которую предстоит решать путем заключения специальных межправительственных соглашений.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. И ВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 29.05.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.2001 № 198-ФЗ (ред. от 24.07.2002)

«О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ» (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Пунктом 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ установлено, что исчисление и уплату налога в соответствии с указанной статьей производят, в частности, физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников за пределами РФ, исходя из сумм таких доходов (подп. 3).

Следует ли рассматривать доходы, получаемые физическими лицами - налоговыми резидентами РФ за выполнение трудовых обязанностей в РФ (работа в представительствах иностранных компаний) при оплате труда головным офисом в соответствии с заключенными между ними договором (контрактом) путем перечисления из-за рубежа денежных средств на личные счета таких лиц, открытые в РФ или за рубежом, как доходы, не относящиеся к полученным от источников в РФ, или такие доходы следует рассматривать как полученные от источников в РФ, исходя из определения, данного в подп. 6 п. 1 ст. 208 Кодекса?

Ответ. Доходы, получаемые физическими лицами - налоговыми резидентами РФ за выполнение трудовых обязанностей в РФ (работа в представительстве иностранной компании) при оплате труда головным офисом в соответствии с заключенным между ними договором (контрактом) путем перечисления из-за рубежа денежных средств на личные счета таких лиц следует рассматривать в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ как доходы, полученные от источников в РФ.

Т.П. ТУЗОВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Если в организации работает иностранец и с ним российская организация заключила договор подряда сроком на месяц (у самого иностранного физического лица есть временная регистрация на три месяца), нужно ли российской организации платить единый социальный налог?

Ответ. С 01.01.2003 утратил силу п. 2 ст. 239 части второй Налогового кодекса РФ, устанавливающий освобождения от уплаты единого социального налога иностранным гражданам и лицам без гражданства, не обладающим правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования (Федеральный закон от 31.12.2001 № 198-ФЗ).

Таким образом, начиная с 1 января 2003 года все выплаты, начисленные иностранцам и лицам без гражданства, облагаются единым социальным налогом, в том числе иностранным физическим лицам с временной регистрацией.

E.H. И САКИ IIA

Советник налоговой службы II ранга

Ссшки на нормативные акты ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.2001 № 198-ФЗ (ред. от 24.07.2002)

«О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ»

(принят ГД ФС РФ 21.12.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Вправе ли предприятия-резиденты РФ, выступающие продавцами предметов лизинга, выставить международной кредитной организации, не являющейся резидентом РФ и действующей на территории РФ на основании международного договора (соглашения), счет на оплату товаров без НДС?

Ответ. В соответствии со ст. 143 Налогового кодекса РФ предприятия, реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ, признаются плательщиками налога на добавленную стоимость и на основании ст. 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязаны предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.

Возможность реализации предприятиями-резидентами каким-либо международным, в том числе кредитным, организациям товаров (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость действующим законодательством не предусмотрена.

В.П. КОЛОДИЙ

Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 24.07.2002)

Вопрос. В Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, утвержденной приказом МНС России от 26.07.2002 № БГ-3-23/398, а также в учетных формах, используемых для постановки на учет иностранных организаций, применя-

Ответ. Международный код стран мира из справочника «В1С directory» применяется в формах налоговой отчетности иностранных организаций с целью обеспечения удобства работы с ним организаций - нерезидентов РФ, и его значение можно получить непосредственно из сборника «В1С directory» (издание S.W.I.F.T.), при разработке которого использованы международные стандарты ИСО.

ется код страны из справочника «В1С directory».

Вместе с тем в налоговой отчетности иностранных организаций одновременно применяются коды стран мира из справочника ОКСМ (Расчет налога на имущество и среднегодовой стоимости имущества иностранной организации, утвержденный приказом МНС России от 12.03.2002 № БГ-3-23/128).

Являются ли коды стран мира из указанных справочников совместимыми?

Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ), введенный постановлением Госкомстата России от 14.12.2001 № 529-ст, содержит трехзначный цифровой код страны, двухзначный код альфа-2 и трехзначный код аль-фа-3, знаками которых являются буквы латинского алфавита, и применяется также для идентификации стран мира и используется в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных связей и т.д.

Объектами классификации ОКСМ являются страны мира, под которыми понимаются суверенные государства и территории, имеющие политические, экономические, географические, исторические особенности и представляющие интерес с точки зрения внешнеторговых операций, транспортных перевозок и т.д.

При этом двузначные буквенные коды в ОКСМ рекомендуются для международных обменов.

Поскольку ОКСМ гармонизирован с Международным стандартом ИСО 3166-97 «Коды для представления наименования стран», разработанной международной организацией по стандартизации (ИСО), и Межгосударственным классификатором стран мира МК (ИСО 3166) 004-97, которые использованы и при разработке справочника «В1С directory», возможно его применение в налоговой отчетности иностранных организаций в части двухзначных кодов стран мира альфа-2 наряду со справочником «В1С directory».

Ссылки на нормативные акты ПРИКАЗ МНС РФ от 26.07.2002 № БГ-3-23/398 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.08.2002 № 3701)

ПРИКАЗ МНС РФ от 12.03.2002 № БГ-3-23/128 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ РАСЧЕТА НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО И СРЕДНЕГОДОВОЙ СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 01.04.2002 № 3337)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 14.12.2001 № 529-ст

«О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО КЛАССИФИКАТОРА СТРАН МИРА»

(вместе с «ОБЩЕРОССИЙСКИМ КЛАССИФИКАТОРОМ СТРАН МИРА» ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001) (дата введения 01.07.2002)

Вопрос. Вправе ли филиал иностранной организации не имеющий статуса юридического лица, создавать на территории России свои структурно-обособленные отделения?

Ответ. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (п. 3 ст. 55) филиал организации не является юридическим лицом и, соответственно, не может создавать отдельные структурно - обособленные отделения.

Вместе с тем в ряде иностранных государств в соответствии с национальным законодательством филиал организации может являться юридическим лицом и правомочен создавать отделения, конторы, другие структурно-обособленные подразделения.

В РФ в отношении этих организаций будут применимы нормы законодательства иностранного государства, в соответствии с которыми их филиалы на территории РФ могут создавать свои структурно-обособленные подразделения.

В связи с этим в качестве одного из кодов причин постановки на учет иностранных организаций определен код со значением «53» для отделений иностранных организаций, созданных филиалом этой иностранной организации в РФ, (приложение № 2 к письму МНС России от 25.07.2000 № ВГ-6-06/562@).

В случае постановки на учет в налоговых органах структурно-обособленных подразделений филиалов иностранных организаций, находящихся на территории РФ, применим п. 2.1.2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций от 07.04.2002 № АП-3-06/124.

Ссылки на нормативные акты

<ПИСЬМО> МНС РФ от 25.07.2000 № ВГ-6-06/562@ <ОБ УЧЕТЕ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ>

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 26.11.2002)

Вопрос. При изменении места нахождения представительства иностранной организации нужно ли в налоговый орган по прежнему месту нахождения представлять Заявление о снятии с учета? Что в этом случае указывается в качестве причины снятия с учета?

Ответ. В общем случае процедура постановки на учет по новому месту нахождения иностранной организации представляет собой снятие представительства с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения иностранной организации и постановку на налоговый учет по новому месту.

Здесь необходимо рассмотреть два случая.

Если иностранная организация меняет месторасположение своего отделения в пределах территории, контроли-

руемой одним налоговым органом, то предоставляются Заявление о снятии с учета отделения по данному адресу (форма 2006ИМД) и Сообщение по форме 2301И с указанием в разделе «Ж» нового адреса отделения.

В Заявлении о снятии с учета в поле, где указывается причина прекращения деятельности, должно быть указано «в связи с изменением места нахождения отделения».

Если новое месторасположение отделения иностранной организации находится на территории другого налогового органа, то по прежнему месту учета представляется Заявление о снятии с учета по форме 2006ИМД с приложением полного комплекта документов, определенных п. 6.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций от 07.04.2002 № АП-3-06/124. При этом копия решения уполномоченного органа иностранной организации о закрытии отделения может не представляться.

В Заявлении о снятии с учета указывается причина «в связи с изменением места нахождения отделения».

В налоговый орган по новому месту постановки на учет иностранной организации в связи с осуществлением деятельности в РФ через ее отделение представляется комплект документов, предусмотренный п. 2.1.1.2 Положения. В Заявлении о постановке на учет иностранной организации указываются новые реквизиты отделения.

К.В. ЗАЛАТА

Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Вопрос. Сотрудник дипломатического представительства иностранного государства открыл в банке, расположенном на территории РФ, срочный вклад. Освобождаются ли от налогообложения суммы процентного дохода, выплачиваемые указанному лицу по такому вкладу?

Ответ. Особенности определения доходов отдельных категорий иностранных граждан установлены в ст. 215 Налогового кодекса РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании п. 1 указанной статьи не подлежат налогообложению доходы персонала дипломатических представительств иностранных государств, если они не являются гражданами РФ или не проживают в РФ постоянно, за исключением доходов от источников в РФ, не связанных с выполнением этими лицами своих должностных обязанностей.

При этом освобождение предоставляется только в тех случаях, когда законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок, либо такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) РФ.

Освобождение от налогообложения частного дохода дипломатического и консульского персонала, источник которого находится в государстве пребывания, также не установлено ни Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18.04.61 (ст. 34), ни Венской конвенцией о консульских сношениях от 24.04.63 (ст. 49).

Процентный доход, выплачиваемый сотруднику дипломатического представительства иностранного государства по срочному вкладу в банке, расположенном на территории РФ, не является доходом, связанным с выполнением служебных обязанностей этим лицом в дипломатическом представительстве, и поэтому подлежит налогообложению в установленном порядке с учетом положений п. 27 ст. 217 Кодекса.

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Наш банк выплачивает процентные доходы иностранным и международным организациям, в том числе и культурным центрам иностранных государств. Должен ли банк удерживать налог с сумм доходов, выплачиваемых культурному центру Испании?

Ответ. Деятельность культурных центров иностранных государств на территории РФ регламентируется соглашениями между Россией и иностранными государствами об учреждении и условиях деятельности культурно-информационных центров.

Испанский центр - Институт имени Сервантеса осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Королевством Испания о деятельности культурных центров от 15.11.2001.

Центр является государственным учреждением Испании. Согласно положениям ст. 10 названного Соглашения на территории России налогообложение доходов и имущества центра, а также его персонала осуществляется в соответствии с законодательством Сторон, а также положениями Конвенции между Правительством РФ и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 16.12.98.

Пунктом 2 ст. 11 Конвенции установлено, что проценты, возникающие в России и выплачиваемые резиденту Испании, подлежат налогообложению в соответствии с законодательством РФ, однако налог не должен превышать 5% от общей суммы процентов.

При этом термину «проценты» придается то значение, которое определено в п. 4 ст. 11 Конвенции.

Следовательно, при выплате центру процентного дохода банку следует исчислить и удержать налог по ставке 5%.

Для применения положений Конвенции подтверждение постоянного местонахождения центра в Испании не требуется, так как его статус определен в Соглашении между РФ и Королевством Испания о деятельности культурных центров от 15.11.2001.

Ссылки на нормативные акты КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Королевства Испания от 16.12.98

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»

Вопрос. В сентябре 2002 года при выплате процентного дохода по средствам, размещенным иностранной организацией (страна регистрации - Иран) в депозит в российском банке, был удержан налог на доходы у источника выплаты по ставке 20%, а не 7,5%, как это установлено вступившим в силу в апреле 2002 года Соглашением об избежании двойного налогообложения между Россией и Ираном. При этом налоговый агент ссылается на разъяснения налоговых органов о применении положений Соглашения в отношении налогов, удерживаемых у источника выплаты дохода. Правомерны ли действия налогового агента? Коммерческой деятельности в РФ иранская организация не осуществляет.

Ответ. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ процентный доход от долговых обязательств любого вида (в том числе и доход от средств, размещенных в депозит), полученный иностранной организацией, который не связан с ее предпринимательской деятельностью в РФ, относится к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежит обложению налогом на прибыль организаций, удерживаемым у источника выплаты дохода по ставке 20% (подп. 1 п. 2 ст. 284 Кодекса), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Исламской Республики Иран об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 06.03.98 действительно вступило в силу 5 апреля 2002 года, и в соответствии с п. 2 ст. 11 «Проценты» Соглашения налог, взимаемый с процентов в стране - источнике дохода, не будет превышать 7,5%.

Однако подп. «а» п. 2 ст. 29 «Вступление в силу» Соглашения установлено, что его положения в отношении налогов, удерживаемых у источника, будут применяться к суммам доходов, полученным 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом, в котором Соглашение вступает в силу.

МНС России письмом от 31.05.2002 № ВГ-6-23/772 довело до сведения и использования в работе текст Соглашения и указало, что его положения начинают применяться в отношении налогов, удерживаемых у источника, к суммам доходов, полученным с 1 января 2003 года.

Таким образом, налоговый агент при выплате процентного дохода Вашей организации в 2002 году правомерно удержал налог по ставке 20%.

E.H. СОРОКИНА

Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Исламской Республики Иран от 06.03.98 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»

<ПИСЬМО> МНС РФ от 31.05.2002 № ВГ-6-23/772 <0 СОГЛАШЕНИИ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ>

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Может ли организация, в уставном капитале которой доля иностранной организации составляет 100%, применять упрощенную систему налогообложения?

Ответ. В соответствии с подп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, не могут применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную гл. 26.2 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ к организациям для целей Кодекса отнесены юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации).

Таким образом, поскольку более 25% уставного капитала российской организации принадлежит иностранному юридическому лицу, российская организация перейти на упрощенную систему налогообложения не вправе.

А.И. ДЫБОВ

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос. В случае осуществления транзита товаров через территорию иностранного государства будут ли рассматриваться согласно ст. 40 Таможенного кодекса РФ в качестве основания для освобождения перевозчика от ответственности неправомерные действия его иностранного контрагента?

Ответ. Ссылка в ст. 40 Таможенного кодекса РФ на должностных лиц иностранного государства предполагает, что таковым является лицо, исполняющее в порядке, установленном национальным законодательством, организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные властные полномочия от имени государства и государственных органов. Данный вывод подтверждается, в частности, постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.11.99 № 5853/99. С учетом этого постановления Президиума ВАС РФ в качестве неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, последствия которых являются основанием для освобождения от предусмотренной законодательством РФ ответственности, не могут рассматриваться действия контрагента (его должностных лиц) перевозчика, связанные с неисполнением обязательств по соответствующему гражданско-правовому договору. Такие действия дают основание перевозчику применить к такому контрагенту меры по обеспечению обязательства вплоть до взыскания санкций, убытков и т.д., предусмотренных договором или применимых законодательством, а поэтому не могут рассматриваться в качестве непреодолимого препятствия к получению товаров или уплате в отношении них причитающихся таможенных платежей.

При определении критерия неправомерности действий указанных должностных лиц следует исходить из того, что их действия должны признаваться неправомерными (и соответственно являющимися основанием для освобождения перевозчика от ответственности за уплату таможенных платежей), если в аналогичных правоотношениях, но связанных с действиями российских государственных служащих, в соответствии с законодательством РФ такие действия расценивались бы как неправомерные.

А.А. КОСОВ

Ссылки на нормативные акты

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1)

(ред. от 30.06.2002)

Вопрос. Приказ ГТК России от 09.04.2002 № 346 лишает возможности вывозить лом цветных металлов через российско-корейский участок границы. Насколько законно такое решение, учитывая, что в итоге организации, вывозящие лом металлов в другие государства, получили существенные преимущества, а мой бизнес серьезно пострадал?

Ответ. ГТК России приказом от 27.12.2000 № 1219 «Об определении мест таможенного оформления и вывоза лома и отходов черных и цветных металлов» (зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2001 № 2535) ограничил число пунктов пропуска через государственную границу РФ, через которые допускается вывоз лома и отходов черных и цветных металлов, сделав при этом исключение для ряда железнодорожных пунктов пропуска. Такие пункты пропуска поименованы в Перечне железнодорожных пунктов пропуска и таможенных органов РФ, также утвержденном данным приказом.

Приказом ГТК России от 09.04.2002 № 346 «О внесении изменений в приказ ГТК России от 27 декабря 2000 года № 1219» из Перечня железнодорожных пунктов пропуска и таможенных органов РФ был исключен железнодорожный пункт пропуска «Хасан», расположенный на российско-корейском участке государственной границы, а также ряд иных пунктов пропуска, вследствие чего экспортеры действительно утратили возможность вывозить товары указанной категории через этот, а также через ряд иных пунктов пропуска.

Однако рассматривать данный факт как нарушение законных прав экспортеров нельзя. Рассматриваемый приказ издан ГТК России в соответствии со своей компетенцией в пределах полномочий, предоставленных ГТК России Таможенным кодексом РФ и Положением о Государственном таможенном комитете РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 25.10.94 № 2014.

Так, в соответствии со ст. 27 Кодекса пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ допускается в местах, определяемых таможенными органами РФ. А в соответствии с ч. 3 ст. 127 Кодекса ГТК России вправе устанавливать, что таможенное оформление отдельных категорий товаров может производиться только определенными таможенными органами РФ.

Данные нормы обеспечивают таможенным органам возможность осуществлять на надлежащем уровне таможенный контроль и выполнять должным образом иные функции, возложенные на них законодательством РФ. Так и положения приказа ГТК России от 09.04.2002 № 346 направлены на предотвращение нарушений законодательства РФ о таможенном деле, а также на обеспечение надлежащего радиационного и иных видов государственного контроля.

Приказ адресован неопределенному числу участников внешнеторговой деятельности, издан в соответствии с законодательством РФ о таможенном деле. Данный приказ не содержит запрета субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность по экспорту лома и отходов цветных и черных металлов в те или иные государства, а лишь корректирует ранее установленный перечень мест таможенного оформления данных товаров.

Рассматривая вопрос правомерности издания приказа ГТК России от 09.04.2002 № 346, следует также отметить,

что в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительством РФ от 13.08.97 № 1009, приказ был направлен на государственную регистрацию в Минюст России. По итогам проведенной экспертизы на соответствие положений приказа актам законодательства РФ приказ был зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2002 под регистрационным номером 3369.

Ссылки на нормативные акты

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1)

(ред. от 30.06.2002)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 27.12.2000 № 1219 (ред. от 09.04.2002)

«ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ МЕСТ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫВОЗА ЛОМА И ОТХОДОВ ЦВЕТНЫХ И ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 22.01.2001 № 2535)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 09.04.2002 № 346 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ГТК РОССИИ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 2000 ГОДА-№ 1219»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 16.04.2002 № 3369)

УКАЗ Президента РФ от 25.10.94 № 2014 (ред. от 16.09.99)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ТАМОЖЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 (ред. от 30.09.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ»

Вопрос. Я житель Белоруссии, хочу въехать из Белоруссии в Россию на иномарке, а впоследствии выехать обратно. На каких условиях я могу это сделать?

Ответ. Порядок ввоза на территорию РФ транспортных средств физическими лицами урегулирован Правилами перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденными приказом ГТК России от 24.11.99 № 814 (зарегистрирован в Минюсте России 18.02.2000 № 2125).

В соответствии с п. 2.6 указанных Правил физические лица, постоянно проживающие за пределами РФ, могут вре-

менно ввозить при следовании через таможенную границу РФ одно транспортное средство, зарегистрированное в иностранном государстве, на срок пребывания на территории РФ. При этом такой срок не может быть более одного года включительно.

В соответствии с указанным положением при использовании данной процедуры таможенные пошлины и налоги не взимаются при условии, что в течение всего срока временно ввезенное транспортное средство не будет использоваться для производственной или иной коммерческой деятельности, отчуждаться, передаваться в пользование, владение либо распоряжение другим лицам.

Обязательным условием применения описанного порядка является обратный вывоз временно ввезенных транспортных средств за пределы РФ до дня истечения срока временного ввоза.

При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 2.7 Правил физические лица, постоянно проживающие в РФ, не могут временно ввозить транспортные средства. Из этого следует, что лицо, даже имея иностранное гражданство, как правило, не сможет воспользоваться описанной процедурой в том случае, если оно постоянно проживает на территории РФ.

Ссылки на нормативные акты ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.11.99 № 814 (ред. от 30.09.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ, ЛЬГОТНОМ ПОРЯДКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 18.02.2000 № 2125)

Вопрос. Могут ли российские таможенные органы запрашивать у декларанта подлинники зарубежных таможенных деклараций или оригиналов других документов, если по законодательству соответствующей страны такие подлинники остаются в делах иностранного таможенного органа и не могут быть вручены перевозчику?

Ответ. Частью 2 ст. 174 Таможенного кодекса РФ установлено право таможенного органа РФ запросить дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, представленных документах и для иных таможенных целей. Перечень таких документов и дополнительных сведений определяется ГТК России.

Исчерпывающего перечня документов и сведений, которые могут быть затребованы таможенным органом РФ, не существует. Указания на необходимость представления тех или иных документов и сведений содержатся в отдельных нормативных правовых актах ГТК России.

В связи с изложенным необходимо в первую очередь отметить следующий нормативный правовой акт, несколько конкретизирующий порядок истребования документов и сведений таможенными органами. В соответствии с п. 2.8

Временных правил приема, регистрации и хранения таможенных деклараций, утвержденных приказом ГТК России от 28.11.94 № 624 (зарегистрирован в Минюсте России 09.12.94 № 743), должностное лицо таможенного органа, производящее таможенное оформление, вправе потребовать от декларанта представить дополнительные документы, необходимые для таможенных целей. При этом перечень таких документов устанавливается таможенными органами исходя из целей таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, и доводится до декларантов и иных заинтересованных лиц в письменном виде.

Однако в случае возложения на лицо обязанности представить таможенному органу РФ оригинал документа, выдаваемого зарубежными таможенными органами, необходимо учитывать наличие у лица объективной возможности представить такой документ, обусловленной нормами законодательства соответствующего государства.

Ссылки на нормативные акты

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1)

(ред. от 30.06.2002)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 28.11.94 № 624 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ, ХРАНЕНИЯ ГТД» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 09.12.94 № 743)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос. У нас появились сведения, что наш зарубежный контрагент при реализации сделки действовал недобросовестно. Для судебного разбирательства нам необходим ряд сведений, в том числе относящихся к таможенному оформлению товаров. В каком порядке мы можем получить такие сведения?

Ответ. В соответствии со ст. 16 Таможенного кодекса РФ информация, предоставленная таможенным органам РФ предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с Кодексом и иными актами законодательства РФ по таможенному делу, может использоваться исключительно в таможенных целях. Информация, составляющая коммерческую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальная информация (информация, не являющаяся общедоступной и могущая нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам предоставившего ее лица) не должна разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательными актами РФ.

В связи с этим обращаем внимание на то, что в соответствии со ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ лицо, участвующее в деле, не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от не участвующего в деле лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.

В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.

При удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится.

В случае непредставления органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами доказательств по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд истребует доказательства от этих органов по своей инициативе.

Копии документов, истребованных арбитражным судом по своей инициативе, направляются судом лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют.

Ссылки на нормативные акты «ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 30.06.2002)

«АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 24.07.2002 № 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002)

Вопрос. Я хотел ввезти товары из Канады в Россию, но в силу ряда обстоятельств был вынужден отказаться от своих планов в тот момент, когда товары уже находились на таможенной территории РФ. Мне выгоднее уничтожить товары, чем везти их обратно. Могут ли мне отказать в помещении товаров под таможенный режим уничтожения товаров?

Ответ. Основы правового регулирования применения таможенного режима уничтожения товаров закреплены в Таможенном кодексе РФ (гл. 16, ст. 102 - 104).

В развитие норм Таможенного кодекса РФ Государственным таможенным комитетом РФ разработано Положение о таможенном режиме уничтожения товаров, утвержденное приказом ГТК России от 10.01.2000 № 3 (зарегистрирован в Минюсте России 08.06.2000 № 2263).

Существенным ограничением возможности помещения товаров под данный таможенный режим является норма, закрепленная в ст. 102 Кодекса, в соответствии с которой под таможенный режим уничтожения товаров могут быть помещены только иностранные товары.

Согласно ст. 18 Кодекса под иностранными товарами понимаются все товары, за исключением происходящих из РФ или выпущенных на таможенной территории РФ в свободное обращение.

При этом, как следует из ст. 26 Закона РФ «О таможенном тарифе», страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными данным Законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 102 Кодекса разрешение на уничтожение товаров не предоставляется таможенными органами в случае, если уничтожение товаров может причинить существенный вред окружающей природной среде.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 102 Кодекса ряд ограничений установлен Положением о таможенном режиме уничтожения товаров. Так, в соответствии с п. 1.5 Положения под таможенный режим уничтожения товаров не могут быть помещены иностранные товары, отнесенные к одной из следующих категорий: запрещенные к ввозу на таможенную территорию РФ; являющиеся радиоактивными или опасными отходами; либо являющиеся культурными ценностями в соответствии с законодательством РФ.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 104 Таможенного кодекса РФ отходы, образовавшиеся в результате уничтожения, должны быть помещены под соответствующий таможенный режим как иностранные товары, находящиеся под таможенным контролем. Данное требование не распространяется только на отходы уничтожения, дальнейшее использование которых невозможно в силу того, что такие отходы захоронены (затоплены). Такое исключение установлено в п. 5.3 Положения о таможенном режиме уничтожения.

Ссылки на нормативные акты

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1)

(ред. от 30.06.2002)

ЗАКОН РФ от 21.05.93 № 5003-1 (ред. от 29.12.2001, с изм. от 30.12.2001) «О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ»

ПРИКАЗ ГТК РФ от 10.01.2000 № 3 (ред. от 27.12.2001)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННОМ РЕЖИМЕ УНИЧТОЖЕНИЯ ТОВАРОВ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.06.2000 № 2263)

Вопрос. Организация намерена ввезти из Германии агрегат под таможенный режим переработки на таможенной территории. Может ли она это сделать, учитывая, что ранее он был вывезен с таможенной территории РФ?

Ответ. В соответствии со ст. 58 Таможенного кодекса РФ под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории допускается помещение только иностранных товаров.

Согласно ст. 18 Таможенного кодекса РФ под иностранными товарами понимаются все товары, за исключением происходящих из РФ или выпущенных на таможенной территории РФ в свободное обращение.

При этом, как следует из ст. 26 Закона РФ «О таможенном тарифе», страной происхождения товара считается стра-

на, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными данным Законом.

Критериями достаточной переработки товара являются:

а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;

б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;

в) правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.

При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:

операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;

операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

простые сборочные операции;

смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.

В том случае, если ввозимый агрегат подпадает под определение иностранного товара, для его помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории имеются достаточные правовые основания.

Ссылки на нормативные акты

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1)

(ред. от 30.06.2002)

ЗАКОН РФ от 21.05.93 № 5003-1 (ред. от 29.12.2001, с изм. от 30.12.2001) «О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ»

Вопрос. Я живу в Калининграде, а мои родственники - в Санкт-Петербурге. Какие нормы законодательства мне следует учитывать, если я поеду к ним в гости на своей машине, зарегистрированной в Калининграде?

Ответ. Как следует из вопроса, физическое лицо намерено осуществить временный ввоз автомобиля из Калининградской области на остальную часть таможенной территории РФ.

Основным актом ГТК России, регулирующим порядок ввоза автомобилей физическими лицами, являются Правила перемещения в упрощенном, льготном порядке транс-

портных средств физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденные приказом ГТК России от 24.11.99 № 814 (зарегистрирован в Минюсте России 18.02.2000 № 2125).

В соответствии с п. 2.7 названных Правил физические лица, постоянно проживающие в РФ, как правило, не могут временно ввозить транспортные средства. Однако для физических лиц, постоянно проживающих в Калининградской области, сделана специальная оговорка.

Так, в соответствии с п. 2.8.1 Правил такие лица могут временно, на срок не более 2 месяцев включительно, ввозить без уплаты таможенных пошлин и налогов на остальную часть таможенной территории РФ транспортные средства, ранее ввезенные на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны и зарегистрированные в установленном порядке в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения на указанной территории, при условии обеспечения уплаты таможенных платежей или представления обязательства об обратном ввозе транспортных средств в Калининградскую область в порядке, определяемом ГТК России.

При этом Правилами установлено ограничение, согласно которому такие транспортные средства не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение либо распоряжение другим лицам за пределами территории Калининградской области. В случае невыполнения таких условий, а также в случае, если автомобили не ввозятся обратно на указанную территорию, из которой они были ранее вывезены, до истечения установленного срока, в отношении таких транспортных средств взимаются таможенные пошлины и налоги в соответствии с порядком, установленным пп. 2.1 и 2.2 Правил.

М.К. АНТИПОВ

Ссылки на нормативные акты ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.11.99 № 814 (ред. от 30.09.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ, ЛЬГОТНОМ ПОРЯДКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 18.02.2000 № 2125)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.