Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Иностранная компания, генеральный подрядчик по строительству магистрального трубопровода, осуществляет деятельность на территории РФ через российский филиал.

Компания просит дать разъяснения по вопросу обложения налогом на прибыль результатов ее деятельности по строительству газопровода на территории России, учитывая Протокол к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря.

В связи с существенными изменениями в налоговом законодательстве РФ в отношении исчисления налога на прибыль иностранных организаций была отменена возможность использования условного метода исчисления налога для указанных организаций исходя из валового дохода (или произведенных расходов) и законодательно установленной нормы рентабельности в размере 25%.

Полагаем, что данные изменения напрямую ухудшают положение компании. При этом нарушаются нормы ст. 9 Протокола к вышеуказанному межправительственному Соглашению, согласно которой «законодательные акты..., устанавливающие новые налоги и / или платежи и сборы, повышающие налоговые, таможенные и другие платежи или иным образом ухудшающие положение плательщиков налогов и сборов, не распространяются на организации, налоговый режим которых установлен Протоколом». Правомерна ли такая точка зрения?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 4 января 2003 года № 04-02-03/106

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Протокол к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря от 15.12.97, подписанный 27.11.99 и вступивший в силу 26.07.2000, не содержит каких-либо положений, касающихся метода расчета налога на прибыль предприятий, деятельность которых попадает в сферу применения указанных международных договоров, и, соответственно, данный вопрос регулируется налоговым законодательством Российской Федерации.

До 1 января 2001 года ст. 3 Закона «О налоге па прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 № 2116-1 предусматривалась возможность в случае, если не представляется возможным прямо определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от деятельности в РФ, рассчитать ее на основании валового дохода или произведенных расходов исходя из нормы рентабельности 25%. Глава 25 Налогового кодекса РФ не содержит норм, предусматривающих применение условного метода.

Доводы, приведенные компанией относительно того, что отмена условного метода нарушает положения ст. 9 Протокола «законодательные акты..., устанавливающие новые налоги и / или платежи и сборы, повышающие налоговые, таможенные и другие платежи или иным образом ухудшающие положение плательщиков налогов и сборов, не распространяются на организации, налоговый режим которых установлен Протоколом», не считаем обоснованными, тем более что гл. 25 Налогового кодекса установлена пониженная по сравнению с ранее действовавшей ставка налога на прибыль.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОЕ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 09.05.2001) «О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

Вопрос. Организация - резидент Республики Македония имеет строительную площадку в Российской Федерации, работы на которой ведутся уже более 12 месяцев. Образует ли данная стройплощадка постоянное представительство организации - резидента Республики Македония в РФ в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Македония об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество? Возникают ли у данной иностранной организации обязанности по уплате налога на прибыль и налога на имущество? Если да, то с какого момента? В случае уплаты указанных налогов в РФ, учитываются ли эти суммы уплаченных налогов при налогообложении организации в Республике Македония?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 9 января 2003 года № 04-06-05/1/02

Департамент налоговой политики рассмотрел запрос и в рамках своей компетенции, на основании Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Македония об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, сообщает следующее.

В соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 5 «Постоянное представительство» строительная площадка рассматривается как постоянное представительство, в случае если она существует в течение периода превышающего 12 месяцев. Стройплощадка просуществовала более 12 месяцев, таким образом, она рассматривается как постоянное представительство.

В соответствии с п. 1 ст. 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» прибыль, полученная через постоянное представительство, облагается налогом в том государстве, в котором расположено данное постоянное представительство. Таким образом, налог на прибыль должен быть уплачен в РФ с начала существования стройплощадки.

В соответствии с п. 2 ст. 23 «Имущество» имущество, составляющее часть имущества постоянного представительства, облагается налогом в том государстве, в котором расположено данное постоянное представительство. Таким образом, налог на имущество должен быть уплачен в РФ с начала существования стройплощадки.

В целях устранения двойного налогообложения, в соответствии с п. 2 ст. 24 «Устранение двойного налогообложения»: Республика Македония разрешает:

1) вычесть из налога на доход резидента Республики Македония сумму, равную сумме подоходного налога, уплаченного в РФ;

2) вычесть из налога на имущество резидента Республики Македония сумму, равную сумме налога на имущество, уплаченного в РФ.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты: СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Македония от 21.10.97 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Иностранная организация состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и намеревается открыть отделение на территории этого налогового органа.

Следует ли иностранной организации в соответствии с п. 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (в связи с осуществлением деятельности на территории РФ через отделение) осуществить новую постановку на учет?

Ответ. Иностранная организация, имеющая недвижимое имущество на территории РФ, состоит на учете в налоговом органе РФ в соответствии с п. 2.4 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций от 07.04.2000 № АП-3-06/124.

В случае принятия иностранной организацией решения о начале деятельности через отделение на территории этого же налогового органа она обязана встать на налоговый учет в соответствии с п. 2.1 Положения.

С целью осуществления налоговыми органами контрольной работы требуется представление полного комплекта документов, определенного в п. 2.1.1.1 Положения.

В связи с тем, что иностранная организация уже состоит на учете в данном налоговом органе в связи с наличием недвижимого имущества, дополнительно к ранее представленным документам ей необходимо представить Заявление о постановке на учет по форме 2001 И, справку из налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога), решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в РФ или, в случае отсутствия такого решения - копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации, а также доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделением.

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Вопрос. Иностранная организация состоит на налоговом учете по месту нахождения своего обособленного отделения и одновременно имеет недвижимое имущество, находящееся на территории, подконтрольной другому налоговому органу.

В какой налоговый орган следует представлять расчет налога на имущество и среднегодовой стоимости имущества иностранной организации (код формы по КНД 1152003)?

Ответ. Согласно п. 2 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.

В соответствии с п. 1 разд. III Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных приказом МНС России от 05.08.2002 № БГ-3-10/411, налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 2.4 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, определено, что иностранные организации, имеющие в РФ недвижимое имущество, относящееся к таковому в соответствии с законодательством РФ, подлежат постановке на учет по месту нахождения вышеназванного имущества в налоговом органе, осуществляющем учет этих организаций.

Таким образом, если недвижимое имущество и отделение иностранной организации находятся на территориях, контролируемых разными налоговыми органами, то расчет налога на имущество и среднегодовой стоимости имущества иностранной организации направляется в налоговый орган, в котором иностранная организация состоит на учете в связи с наличием недвижимого имущества на территории РФ.

В случае же если недвижимое имущество иностранной организации относится к ее отделению и находится на территории, контролируемой одним и тем же налоговым органом, то расчет налога на имущество и среднегодовой стоимости имущества иностранной организации направляется в налоговый орган по месту нахождения отделения (месту нахождения недвижимого имущества) иностранной организации.

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ

ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. При снятии с учета иностранной организации предусматривается представление письма из банка о закрытии счетов (п. 6.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124).

Необходимо ли в этом случае также представлять Сообщение о закрытии счета?

Ответ. Иностранные и международные организации, поставленные на учет в соответствии с пп. 2.1 - 2.3 Положения от 07.04.2000 № АП-3-06/124, в целях снятия с учета представляют в налоговый орган по месту постановки на учет комплект документов, определенный в п. 6.1 Положения. В состав документов включено письмо из банка (филиала банка) о закрытии счетов иностранных и международных организаций.

Вместе с тем ст. 23 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика - организации письменно сообщать в налоговый орган по месту учета о закрытии счетов.

В соответствии с п. 3.5 Положения в случае закрытия счетов иностранными (международными) организациями они обязаны в десятидневный срок со дня закрытия счета

информировать соответствующий налоговый орган путем направления Сообщения по форме 2303ИМ.

Таким образом, наряду с письмом банка о закрытии счета в налоговый орган по месту постановки на учет иностранной организации необходимо представить Сообщение о закрытии счета по форме 2303ИМ.

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ

ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций от 07.04.2000 № АП-3-06/124 предусмотрен учет иностранных организаций, имеющих движимое имущество, подлежащее налогообложению.

Нужно ли представлять вместе с Уведомлением о движимом имуществе копию договора, подтверждающего основание его получения?

Ответ. В соответствии с п. 4.3 Положения от 07.04.2000 № АП-3-06/124 иностранные организации, имеющие по любым основаниям в РФ движимое имущество, подлежащее обложению налогом на имущество в РФ, не относящееся соответственно к отделениям и представительствам этих организаций в РФ, направляют Уведомление в налоговый орган по месту нахождения указанного движимого имущества в РФ и в Министерство РФ по налогам и сборам по форме 2502ИМ.

Учет иностранных организаций, имеющих движимое имущество на территории РФ, осуществляется налоговым органом на основании уведомлений, содержащих все необходимые учетные данные по этому имуществу.

В п. «3» разд. 2 «Сведения об имуществе» содержатся сведения о номере и дате договора, на основании которого движимое имущество приобретено (получено) на территории РФ.

В п. «П» разд. 4 «Сведения о лице, получившем имущество от иностранной организации» Уведомления содержатся сведения о номере и дате договора, на основании которого имущество иностранной организации передано во временное пользование иному лицу в РФ.

Представление копий вышеуказанных договоров п. 4.3 Положения от 07.04.2000 № АП-3-06/124 не предусмотрено.

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Вопрос. Применяются ли в отношении иностранных компаний, владельцами которых являются частные иностранные предприниматели, нормы Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124?

Ответ. В соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/ 124, учету в налоговых органах подлежат иностранные организации, компании, фирмы, иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, а также любые другие организации (включая полные товарищества и личные компании), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств.

Как правило, у иностранных компаний, владельцами которых являются частные иностранные предприниматели, имеются Свидетельство о занесении в реестр субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность, либо Справка о предприятии, либо иной другой документ, подтверждающий регистрацию организации в иностранном государстве.

Кроме того, в целях налогообложения и, соответственно, учета в налоговых органах не имеет значения организационно - правовая форма иностранного предприятия.

Таким образом, в отношении иностранных компаний, владельцами которых являются частные иностранные предприниматели, будет применим статус «иностранная организация», а учет таких компаний в налоговых органах РФ должен проводиться в соответствии с Положением от 07.04.2000 № АП-3-06/124.

К.В. Залата

Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Вопрос. Российский писатель получил гонорар за издание его книг в Германии. В какой стране будет производиться налогообложение его доходов, если он в 2002 году за пределы РФ не выезжал?

Ответ. С 1 января 2001 года налогообложение доходов физических лиц в РФ осуществляется в соответствии с положениями гл. 23 Налогового кодекса РФ. При этом в случае, когда международным договором, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Согласно ст. 12 «Авторские вознаграждения и лицензионные платежи» Соглашения между РФ и Федеративной

Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.96 авторские вознаграждения, возникающие в одном Договаривающемся государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося государства, могут облагаться налогом только в этом другом Договаривающемся государстве, то есть в России.

Согласно п. 2 ст. 11 Кодекса физическое лицо, находящееся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году, является налоговым резидентом РФ.

У физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения является как доход, полученный от источников в РФ, так и доход, полученный налогоплательщиками от источников за пределами РФ (п. 1 ст. 209 Кодекса).

В данном случае уплата налога с авторского вознаграждения от издания книг в Германии должна быть осуществлена на основании налоговой декларации, представленной налогоплательщиком в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным календарным годом.

Т.В. Богданова

Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (npnraf ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. Российской организацией заключен договор простого товарищества с иностранной организацией. Предметом договора простого товарищества является оказание юридических услуг на территории РФ, при этом деятельность товарищества, непосредственно связанная с оказанием юридических услуг, осуществляется только российской организацией.

Создает ли указанный договор простого товарищества постоянное

Ответ. Основные условия договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) определены гл. 55 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

В случае если хотя бы одним из участников товарищества является российская организация либо физическое лицо, являющееся налоговым резидентом РФ, то в соответствии

представительство иностранной организации для целей налогообложения в РФ? Каким образом (кем и по какой ставке) должен уплачиваться налог на прибыль в отношении доходов, распределяемых по договору простого товарищества в пользу иностранной организации?

со ст. 278 Налогового кодекса РФ ведение учета доходов и расходов такого товарищества для целей налогообложения должно осуществляться российским участником независимо от того, на кого на основании ст. 1043 ГК РФ возложено ведение дел товарищества в соответствии с договором.

Прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, согласно ст. 1048 ГК РФ распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей.

В соответствии со ст. 278 НК РФ участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов этого товарищества для целей налогообложения, обязан определять нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового) периода доход каждого участника товарищества пропорционально доле соответствующего участника товарищества, установленной соглашениями, в доходе товарищества, полученном за отчетный (налоговый) период от деятельности всех участников в рамках товарищества. О суммах причитающихся (распределяемых) доходов каждому участнику товарищества участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов, обязан ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, сообщать каждому участнику этого товарищества.

Согласно п. 6 ст. 306 НК РФ факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории РФ, сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в РФ.

Таким образом, если иностранная организация в рамках договора о совместной деятельности не занимается осуществлением самостоятельной предпринимательской деятельности в РФ, приводящей к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, а только получает доходы в виде распределения прибыли от совместной деятельности, то подобные доходы относятся к доходам от источников в РФ.

Иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, в соответствии со ст. 246 НК РФ являются плательщиками налога на прибыль в РФ.

Объектом налогообложения для указанных организаций признаются доходы, полученные от источников в РФ, определяемые в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам иностранной организации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, относятся доходы иностранной организации (не связанные с ее предпринимательской деятельностью в РФ через постоянное представительство), получаемые в результате распределения в пользу этой иностранной организации прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений.

Налог с указанных видов доходов исчисляется по ставке, предусмотренной подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ, а именно по ставке 20%.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, согласно п. 1 ст. 310 НК РФ исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации при каждой выплате доходов, в валюте выплаты дохода.

Одновременно сообщаем, что при налогообложении доходов иностранной организации необходимо учитывать (в случае наличия) положения международных договоров РФ, касающихся вопросов избежания двойного налогообложения.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 26.11.2002)

Вопрос. Российская организация выплачивает иностранному юридическому лицу (резиденту Республики Черногория) доходы в виде процентов. Имеет ли она право при налогообложении доходов указанной иностранной компании применять Конвенцию об избежании двойного налогообложения между РФ и Союзной Республикой Югославией? Если да, то по какой ставке должны облагаться доходы резидента Черногории в виде процентов и каков порядок применения международных договоров, регулирующих вопросы налогообложения, после 01.01.2002?

Ответ. В настоящее время Республика Черногория не имеет самостоятельного международно-правового статуса и является составной частью Союзной Республики Югославии. В связи с этим на Республику Черногория в полном объеме распространяется действие Конвенции между Правительством РФ и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 12.10.95.

В соответствии со ст. 7 Налогового кодекса РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем правила, предусмотренные НК РФ, то применяются правила международного договора, следовательно, при налогообложении доходов иностранного юридического лица - резидента Республики Черногория необходимо в первую очередь учитывать положения вышеуказанной Конвенции, в соответствии со ст. 11 которой проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.

Однако такие проценты могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но, если получатель имеет фактическое право на проценты, взимаемый в таком случае налог не должен превышать 10% валовой суммы процентов. Компетентные органы Договаривающихся Государств по взаимному согласию установят способ применения этого ограничения.

Ограничение возможности налогообложения, предусмотренное ст. 11 указанной Конвенции, означает, что в государстве - источнике дохода ограничивается право применять его национальное законодательство, то есть, в частности, ограничивается право применять ставку 20% при налогообложении процентных доходов, установленную законодательством РФ.

Термин «проценты» для целей Конвенции означает доход от долговых требований любого вида вне зависимости от ипотечного обеспечения и вне зависимости от владения правом на участие в прибылях должника и, в частности, доход от правительственных ценных бумаг и доход от облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по этим ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам.

Таким образом, доходы иностранного юридического лица (резидента Республики Черногория) в виде процентов подлежат налогообложению у источника выплаты в РФ по ставке, предусмотренной ст. 11 Конвенции, то есть по ставке 10%.

Практическое исполнение положений налоговых соглашений предполагает выполнение ряда специальных процедур, которые устанавливаются и реализуются в соответствии с национальным налоговым законодательством.

Статьей 312 НК РФ предусмотрено, что удержание налога с доходов иностранного юридического лица у источника выплаты в РФ производится по пониженной ставке только в случае, если иностранная организация, имеющая право на получение дохода, представила налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение, предусмотренное п. 1 ст. 312 НК РФ, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 24.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Союзным

Правительством Союзной

Республики Югославии от 12.10.95

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И

ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. Начиная с 01.01.2002 иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, должны исчислять налог на прибыль и подавать налоговые декларации в соответствии с порядком, установленным гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Учитывая изложенное, просим разъяснить, какой порядок уплаты налога на прибыль установлен гл. 25 НК РФ для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства.

Ответ. В соответствии со ст. 286 гл. 25 Налогового кодекса РФ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянное представительство, уплачивают квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода согласно ст. 287 НК РФ уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период, то есть не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Учитывая изложенное, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянное представительство, уплачивают квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года.

Налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного ст. 289 НК РФ для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Вместе с тем п. 2 ст. 286 НК РФ и приказом МНС России от 26.07.2002 № БГ-3-23/398 «Об утверждении формы Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации» для налогоплательщиков - иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через постоянные представительства, предусмотрена возможность перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению.

При этом необходимо учитывать, что налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, уведомив об этом налоговый орган в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом выбранный налогоплательщиком метод уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.

В этом случае исчисление и уплата сумм авансовых платежей производятся налогоплательщиками в порядке, установленном ст. 286, 287 НК РФ.

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 26.07.2002 № БГ-3-23/398 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.08.2002 № 3701)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Наша организация выплачивает американской компании роялти за пользование компьютерной программой. Американская компания - получатель дохода в установленном порядке предоставила нам подтверждение своего постоянного местопребывания в США, в связи с чем, применяя положения ст. 12 Договора между РФ и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.92 и гл. 25 Налогового кодекса РФ при выплате доходов американской компании в виде роялти, мы не производим удержания налогов с ее доходов.

В связи с изложенным просим разъяснить, должны ли мы представлять какую-либо отчетность в налоговые органы РФ.

Ответ. В соответствии со ст. 310 Налогового кодекса РФ налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов ст. 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой Министерством РФ по налогам и сборам.

Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена приказом МНС России от 24.01.2002 № БГ-3-23/31.

Инструкцией по заполнению формы Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, утвержденной приказом МНС России от 03.06.2002 № БГ-3-23/275, предусмотрено, что указанный Налоговый расчет составляется в отношении любых выплат доходов от источников в РФ в пользу иностранной организации.

При этом, если международным договором РФ установлен льготный режим налогообложения или в соответствии с положениями соглашений об избежании двойного налогообложения какой-либо вид доходов в целях устранения двойного налогообложения не подлежит налогообложению в РФ, в графе 8 страницы 03 Налогового расчета (при условии соблюдения иностранной организацией процедур, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, в целях применения международных договоров) проставляется соответственно льготная ставка или прочерк.

Таким образом, в случае применения положения международных договоров РФ налоговый агент не освобождается от обязанности представления в налоговые органы по окончании отчетного (налогового) периода Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

За непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, к налоговому агенту применяется ответственность, установленная ст. 126 НК РФ.

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 03.06.2002 № БГ-3-23/275 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ НАЛОГОВОГО РАСЧЕТА (ИНФОРМАЦИИ) О СУММАХ ВЫПЛАЧЕННЫХ ИНОСТРАННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ДОХОДОВ И УДЕРЖАННЫХ НАЛОГОВ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.06.2002 № 3526)

ПРИКАЗ МНС РФ от 24.01.2002 № БГ-3-23/31 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАЛОГОВОГО РАСЧЕТА (ИНФОРМАЦИИ) О СУММАХ

ВЫПЛАЧЕННЫХ ИНОСТРАННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ДОХОДОВ И УДЕРЖАННЫХ НАЛОГОВ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 01.04.2002 № 3340)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

ДОГОВОР между РФ и США от 17.06.92 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»

Вопрос. Наша организация производила выплаты процентов иностранной организации по предоставленному кредиту, при этом не производила удержание налога с указанных доходов иностранной организации. Будут ли к нам, как к налоговому агенту, применены какие-либо виды ответственности?

Ответ. Иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, в соответствии со ст. 246 Налогового кодекса признаются плательщиками налога на прибыль.

При этом согласно п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации.

Лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов, согласно ст. 24 НК РФ признаются налоговыми агентами, в обязанности которых входит:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджет налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подле-

жащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание с него штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогового агента на счетах в банках (ст. 46 НК РФ).

Кроме того, в случае уплаты налоговым агентом причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки к нему в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ применяются пени.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Кипрская компания предоставляет коммерческий кредит российской организации. Должна ли российская организация, как налоговый агент, удерживать налог с доходов, выплачиваемых кипрской компании? Возможно ли освобождение от налогообложения в РФ таких доходов кипрской компании?

Ответ. Под коммерческим кредитом в соответствии со ст. 823 ГК РФ понимается предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, предусмотренное договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками.

В соответствии со ст. 269 гл. 25 НК РФ коммерческие кредиты для целей гл. 25 Налогового кодекса отнесены к долговым обязательствам.

Иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, в соответствии со ст. 246 гл. 25 НК РФ признаются плательщиками налога на прибыль. Объектом налогообложения по налогу на прибыль для таких организаций согласно ст. 247 НК РФ признаются доходы, полученные от источников в РФ, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Статьей 309 Налогового кодекса определены виды доходов, полученных иностранной организацией (получение которых не связано с осуществлением предпринимательской деятельности в РФ через постоянное представительство), которые относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. К таким доходам согласно подп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ, в частности, относится процентный доход, полученный иностранной организацией по долговым обязательствам российских организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, согласно ст. 310 НК РФ, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, в валюте выплаты дохода во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогами в РФ, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждения того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ. Указанное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

В соответствии со ст. 11 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98 проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве.

Для целей применения Соглашения термин «проценты» означает доход от долговых требований любого вида.

Таким образом, доход кипрской компании по предоставленному коммерческому кредиту подлежит налогообложению в стране постоянного местопребывания этой компании.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждения, указанного в п. 1 ст. 312 НК РФ, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.98

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 26.11.2002)

Вопрос. Наша организация получила доход на территории Республики Казахстан, с которого там был удержан налог. Возможен ли зачет уплаченной суммы налога в Республике Казахстан при уплате нами налога на прибыль в России?

Ответ. В соответствии со ст. 311 гл. 25 Налогового кодекса РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами.

При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, вычитаются в порядке и размерах, установленных гл. 25 Налогового кодекса.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ.

В соответствии со ст. 7 Налогового кодекса РФ, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Статьей 23 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.96 установлено, что в России двойное налогообложение будет устраняться следующим образом: если резидент России получает доход или владеет капиталом в Казахстане, которые в соответствии с положениями указанной Конвенции могут облагаться налогом в Казахстане, сумма налога на этот доход или капитал, уплачиваемая в Казахстане, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в России. Такой вычет, однако, не будет превышать российского налога, исчисленного с такого дохода или капитала в России в соответствии с ее налоговыми законами и правилами.

Согласно ст. 7 указанной Конвенции прибыль предприятия Договаривающегося Государства (резидента РФ) облагается налогом только в этом Государстве (в РФ), если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве (в Республике Казахстан) через расположенное там постоянное учреждение.

Кроме того, виды доходов резидента Договаривающегося Государства (резидента РФ), независимо от источника их возникновения, иные, чем поименованные в ст. 6, 8 - 13 вышеуказанной Конвенции, подлежат обложению налогом только в этом Государстве (в РФ) - ст. 21 Конвенции.

Учитывая изложенное, зачет российской организации при уплате ею налога на прибыль в РФ на удержанную в Республике Казахстан сумму налога с доходов предоставляется, если такие доходы подлежали налогообложению в Республике Казахстан в соответствии с положениями Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложе-

ния и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.96.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 23 указанной Конвенции и п. 3 ст. 311 Налогового кодекса РФ размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных российской организацией за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ.

Согласно п. 3 ст. 311 Налогового кодекса зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами РФ: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.

Указанное подтверждение действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налоговому агенту.

В целях зачета в соответствии с налоговым законодательством РФ и соглашениями об избежании двойного налогообложения сумм налога на прибыль (доход), уплаченного (удержанного) в иностранном государстве, российская организация - налогоплательщик должна представить в налоговый орган по месту постановки на учет Налоговую декларацию о доходах, полученных от источников за пределами РФ (форма Декларации утверждена приказом МНС России от 21.01.2002 № БГ-3-23/23, Инструкция по заполнению Декларации утверждена приказом МНС России от 07.08.2002 № БГ-3-23/420).

В случае если доход российской организации в соответствии с положениями Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.96 не подлежал налогообложению в Республике Казахстан, то устранение двойного налогообложения возможно путем возврата удержанного казахстанской стороной налога, для чего российской организации следует обратиться в соответствующий налоговый орган Республики Казахстан.

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.08.2002 № БГ-3-23/420

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО

ЗАПОЛНЕНИЮ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ О

ДОХОДАХ, ПОЛУЧЕННЫХ РОССИЙСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОТ ИСТОЧНИКОВ ЗА ПРЕДЕЛАМИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.08.2002 № 3703)

ПРИКАЗ МНС РФ от 21.01.2002 № БГ-3-23/23 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ О ДОХОДАХ, ПОЛУЧЕННЫХ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОТ ИСТОЧНИКОВ

ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2002 № 3240)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и

Правительством Республики

Казахстан от 18.10.96

«ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ

УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ НА ДОХОД И

КАПИТАЛ»

Вопрос. Российская организация является плательщиком налога на прибыль и перешла на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В то же время она является налоговым агентом и производит удержание налога на прибыль с доходов иностранных юридических лиц. Что для нее является отчетным периодом в целях представления налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов?

Ответ. Главой 25 НК РФ до внесения в нее изменений Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ было предусмотрено, что отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 285).

Инструкцией по заполнению Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, утвержденной приказом МНС России от 03.06.2002 № БГ-3-23/275, установлено, что Налоговый расчет составляется в отношении выплат, произведенных в отчетном периоде, и представляется в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ в гл. 25 Налогового кодекса внесены изменения и дополнения, в том числе и в ст. 285, п. 2 которой изложен в следующей редакции: «Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года».

С учетом изложенного налоговые агенты, исчисляющие авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, составляют Налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в отношении выплат, произведенных в

течение месяца, и представляют его в налоговые органы по месту своего нахождения по истечении месяца, двух месяцев, трех месяцев и так далее до окончания соответствующего календарного года в сроки, установленные п. 3 ст. 289 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ), то есть не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога (данное положение применяется с 01.06.2002).

При этом указанный Налоговый расчет нарастающим итогом с начала года не составляется.

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 03.06.2002 № БГ-3-23/275 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ НАЛОГОВОГО РАСЧЕТА (ИНФОРМАЦИИ) О СУММАХ ВЫПЛАЧЕННЫХ ИНОСТРАННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ДОХОДОВ И УДЕРЖАННЫХ НАЛОГОВ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.06.2002 № 3526)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.05.2002 № 57-ФЗ (ред. от 24.07.2002)

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В

ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ОТДЕЛЬНЫЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 24.05.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

Вопрос. Наша компания выплачивает дивиденды иностранному участнику - организации. Как и в каком порядке производится налогообложение таких доходов иностранного участника с 01.01.2002?

Ответ. В соответствии со ст. 246 гл. 25 Налогового кодекса, вступившей в силу с 01.01.2002, иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются плательщиками налога на прибыль.

Статьей 309 НК РФ определены виды доходов, которые относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в РФ.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 309 НК РФ дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций, отнесены к доходам иностранной организации, подлежащим налогообложению у источника выплаты в РФ.

Налоговая база налогоплательщика (иностранной организации) - получателя дивидендов по каждой такой выплате в соответствии с п. 3 ст. 275 Налогового кодекса определяется как сумма выплачиваемых дивидендов.

Дивидендом в соответствии со ст. 43 Налогового кодекса признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Таким образом, налогообложению у источника выплаты подлежит сумма дивидендов, выплачиваемых иностранной организации - акционеру (участнику) российской организации.

Налог с таких видов доходов иностранных организаций в соответствии со ст. 310 НК РФ исчисляется по ставке, предусмотренной подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ, то есть по ставке 15%.

В соответствии со ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, в валюте выплаты дохода.

По доходам, выплачиваемым налогоплательщиком в виде дивидендов, налог, удержанный при выплате дохода, в соответствии с п. 4 ст. 287 НК РФ перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода.

Согласно ст. 310 НК РФ сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет в валюте выплаты этого дохода либо в валюте РФ по официальному курсу Центрального банка РФ на дату перечисления налога.

Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в порядке и сроки, установленные ст. 289 НК РФ, по форме, устанавливаемой МНС России.

Форма Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена приказом МНС России от 24.01.2002 № БГ-3-23/31.

Кроме того, необходимо отметить, что при налогообложении доходов иностранных юридических лиц в РФ также следует учитывать положения международных договоров РФ, регулирующих вопросы избежания двойного налогообложения.

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 24.01.2002 № БГ-3-23/31 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАЛОГОВОГО РАСЧЕТА (ИНФОРМАЦИИ) О СУММАХ ВЫПЛАЧЕННЫХ ИНОСТРАННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ДОХОДОВ И УДЕРЖАННЫХ НАЛОГОВ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 01.04.2002 № 3340)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 24.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Просим подтвердить, в какие сроки налоговый агент (российская организация), выплативший доход иностранной организации и удержавший при этом налог, должен перечислить его в бюджет, так как ст. 310 и 287 Налогового кодекса установлены разные сроки для перечисления налогов, удержанных с доходов иностранных организаций.

Ответ. Действительно, двумя статьями - 287 и 310 гл. 25 Налогового кодекса, вступившей в силу с 01.01.2002, предусмотрены различные сроки для перечисления в бюджет налога с доходов иностранных юридических лиц, удержанного налоговым агентом, в связи с чем следует учитывать следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода.

Пунктом 2 ст. 287 НК РФ определено, что налоговый агент, выплативший доход иностранной организации и удержавший налог из доходов этой иностранной организации, обязан перечислить соответствующую сумму налога в бюджет в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией (за исключением суммы налога с доходов иностранной организации в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, в отношении которых применяется порядок, установленный п. 4 ст. 287 НК РФ).

Письмом МНС России от 26.07.2002 № 23-1-13/34-1005-Ю274 разъяснено, что, так как понятие «одновременности», на которое ссылается ст. 310 Налогового кодекса, не содержится в законодательстве РФ о налогах и сборах, а трех-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дневный срок, установленный п. 2 ст. 287 НК РФ, является вполне определенным и в связи с тем что п. 7 ст. 3 части первой Налогового кодекса предусмотрено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), при применении ст. 287 и 310 Налогового кодекса необходимо исходить из того, что налоговый агент обязан перечислить сумму налога, удержанного с доходов (за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) иностранной организации от источников в РФ, в бюджет в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, в соответствии с п. 4 ст. 287 НК РФ перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода.

E.H. Соколова

Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПИСЬМО МНС РФ от 26.07.2002 № 23-1-13/34-1005-

Ю274

<0 СРОКАХ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВ НАЛОГОВЫМИ АГЕНТАМ И >

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 24.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Представительство испанской некоммерческой организации просит разъяснить, будет ли оно уплачивать налог на прибыль с курсовой разницы, получаемой на территории РФ в 2002 году Предпринимательскую деятельность представительство не ведет, лишь заключает договоры от лица иностранной организации, занимается сбором информации и иной аналогичной деятельностью.

ЗАО «Юринформ В»

Ответ. Согласно ст. 246 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 16.12.98 независимо от предыдущих положений ст. 5 считается, что термин «постоянное представительство» не включает:

a) использование сооружений исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих предприятию;

b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки;

c) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели переработки другим предприятием;

(1) содержание постоянного места деятельности исключительно для цели закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;

е) содержание постоянного места деятельности исключительно для цели осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;

О содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, упомянутых в подпунктах от «а» до «е», при условии, что совокупная деятельность постоянного места деятельности, являющаяся результатом такой комбинации, имеет подготовительный или вспомогательный характер.

Также согласно п. 4 ст. 306 НК РФ факт осуществления иностранной организацией на территории РФ деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 ст. 306 НК РФ, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

1) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

2) содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

3) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;

4) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

5) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

Поскольку представительство не осуществляет предпринимательскую деятельность, а занимается заключением договоров, сбором информации, то на основании подп. «с1», «е» п. 4 ст. 5 приведенной выше Конвенции и подп. 4, 5 п. 4 ст. 306 НК РФ оно не будет признаваться постоянным представительством для целей налогообложения.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для иностранных организаций, не имеющих в РФ постоянного представительства, прибылью признаются доходы, полученные от источников в РФ. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 309 НК РФ определены виды доходов, которые относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. Курсовые разницы не относятся к приведенным в этом пункте доходам.

В связи с этим с 1 января 2002 года у представительства не возникает обязанности по уплате налога на прибыль организаций с курсовых разниц на территории РФ.

Н.В. Михалева

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 24.07.2002)

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Королевства Испания от 16.12.98

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»

Вопрос. Иностранная компания, не имеющая на территории РФ постоянного представительства, намерена осуществить продажу принадлежащих ей акций российской организации на территории РФ. У этой российской организации недвижимого имущества в РФ нет.

Возникает ли у иностранной компании при продаже акций российской организации обязанность уплатить налог на прибыль у источника выплаты в РФ?

Ответ. Согласно ст. 246 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются в том числе иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ.

При этом в соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства, прибылью считаются доходы, полученные от источников в РФ. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Поскольку у российской организации, акции которой намеревается продать иностранная компания, как указано в вопросе, недвижимого имущества в РФ нет, то данный подпункт не будет применяться.

В силу п. 2 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подп. 5 и 6 п. 1 ст. 309 НК РФ, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Статья 38 НК РФ к имуществу относит виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Согласно ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги (в том числе акции), иное имущество.

Таким образом, в случае продажи в РФ иностранной компанией акций российской организации, которая не имеет недвижимого имущества в РФ, доходы, полученные иностранной компанией, не будут облагаться налогом у источника выплаты в РФ.

Л.Г. Коробова

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 26.11.2002)

Ф.СГТ-1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

X X X X X

Куда

АБОНЕМЕНТ

Международный

48997

(ИНДЕКС издм-шя,

Количество комплектов

Кому

(ФАМИЛИЯ. ИНИЦИАЛЫ)

Куда

Кому

литер

пв место

ДОСТАВОЧНАЯ КАРТОЧКА

48997

<индекс издания)

Международный бухгалтерский учет

(нли.м1-;н()й\нмь: изцлн] Ш)

Стои- подписки | Руб. коп. Количество 1

мость переадресовки | Руб. КОП. комплектов

На 2003 год по месяцам:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

X X X X X X

(ФАМИЛИЯ. ИНИЦИАЛЫ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.