Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ, получило доходы от реализации ценных бумаг, в отношении которых по налогу на доходы физических лиц предусмотрена ставка 30%. Подлежат ли указанные доходы уменьшению на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в порядке, предусмотренном ст. 214.1 НК РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 27 августа 2002 года № 04-04-06/177

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения доходов физического лица, не являющегося налоговым резидентом РФ, полученных по операциям с ценными бумагами, и сообщает следующее.

Согласно положениям п. 4 ст. 210 Налогового кодекса РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена ставка налога в размере 30%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 - 221 Налогового кодекса РФ, не применяются. Определение налоговой базы по указанным доходам с учетом особенностей, установленных гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ (в отличие от доходов, облагаемых по ставке 13%), законодательно не предусмотрено. Так, например, в соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ применительно к доходам, облагаемым по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 Налогового кодекса РФ, с учетом особенностей, установленных гл. 23 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, принимая во внимание положения ст. 3 Налогового кодекса РФ, согласно которым налоги не могут иметь дискриминационный характер, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, полагаем, что для целей налогообложения доходы от реализации ценных бумаг, полученные физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ (так же как и аналогичного рода доходы, полученные физическими лицами - налоговыми резидентами РФ), следует уменьшать на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (в соответствии со ст. 214.1 Налогового кодекса РФ).

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Организация, выполняющая функции заказчика-застрой-щика, получает от инвестора целевое финансирование в рублях на строительство объекта. Для обеспечения строительства заказчик-застройщик приобретает оборудование за рубежом. Оплата осуществляется с использованием аккредитива, открытого в иностранной валюте (долларах США) в российском банке.

В связи с изменением курса рубля к доллару США между датой открытия аккредитива и датой поставки оборудования образуются курсовые разницы.

Как учитываются в целях налогообложения прибыли такие курсовые разницы, возникшие до 01.01.2002 и в 2002 году?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 10 октября 2002 года № 04-02-06/1/128

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с п. 11 ст. 250 Налогового кодекса РФ в состав внереализационных доходов включаются доходы в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного Центральным банком РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ).

Положительной курсовой разницей в целях налогообложения прибыли признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке выраженных в иностранной валюте обязательств.

В соответствии со ст. 265 Налогового кодекса РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю. РФ, установленного Центральным банком РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ).

При этом отрицательной курсовой разницей в целях налогообложения прибыли признается курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, или при дооценке выраженных в иностранной валюте обязательств.

С учетом изложенного курсовые разницы по средствам целевого финансирования, полученным заказчиком-застрой-щиком от инвестора для приобретения оборудования у ино-

странного поставщика и размещенным в валютном аккредитиве в исполнительном банке, учитываются для целей налогообложения прибыли у организации-застройщика в порядке, установленном ст. 250 и 265 Налогового кодекса РФ.

Курсовые разницы, возникшие по указанным основаниям до 1 января 2002 года, учитываются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А. И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 09.05.2001) «О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

Вопрос. Банк выплачивает представительству иностранной некоммерческой организации доходы в виде процентов, начисляемых на остатки по расчетным (валютным) счетам организации, открытым в банке. В каких случаях банк, являясь налоговым агентом, может не исчислять и не удерживать суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранной организации?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 октября 2002 года № 04-06-05/1/29

Департамент налоговой политики рассмотрел запрос, касающийся обязанностей налоговых агентов, и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 310 Налогового кодекса РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производится налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением следующих случаев:

1) когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в РФ, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде;

2) когда в отношении дохода, выплачиваемого иностранной организации, предусмотрена нулевая ставка в соответствии со ст. 284 НК РФ;

3) выплаты доходов, полученных при выполнении соглашений о разделе продукции, если законодательством РФ о налогах и сборах предусмотрено освобождение таких до-

ходов от удержания налога в РФ при их перечислении иностранным организациям;

4) выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами не облагаются налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту надлежащим образом оформленного подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 24 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Российское АО осуществляет строительство волоконно-оптических линий связи на территории Казахстана. Срок строительства объекта - менее 12 месяцев. Правомерно ли в соответствии с положениями Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения налогообложение доходов российской организации на территории Казахстана?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 23 октября 2002 года № 04-06-05/1/32

Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ на запрос в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В межправительственных соглашениях об избежании двойного налогообложения определены конкретные сроки, в течение которых строительно-монтажная деятельность не будет приводить к образованию постоянного представительства.

В связи с тем что российское акционерное общество на территории Казахстана осуществляет строительство объекта, эта деятельность регулируется подп. «а» п. 3 ст. 5 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.96, где определено, что строительная площадка, шщ строительный, монтажный или сборочный объект, или услуги, связанные с наблюдением этих работ, если только такая площадка или объект существуют в течение более 12 месяцев или такие услуги оказываются в течение более 12 месяцев, приводит к образованию постоянного учреждения (представительства).

Только при условии, когда превышается срок работ, указанный в Конвенции, деятельность российской компании образует постоянное представительство на территории Республики Казахстан, если деятельность российской компании на территории Республики Казахстан не привела к образованию постоянного представительства, то налогообложение происходит в соответствии с российским налоговым законодательством.

При наличии вышеназванной Конвенции иностранные лица вправе в случае противоречий с налоговыми органами государства, в котором осуществляется деятельность, обратиться в компетентный орган страны, резидентом которого они являются, в целях разрешения спорного вопроса (ст. 25 вышеназванной Конвенции).

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты: КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.96 «ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ НА ДОХОД И КАПИТАЛ»

Вопрос. Организация - резидент Армении по договору с постоянным представительством другой иностранной организации на территории РФ предоставляет персонал для работы в указанном представительстве. Подлежат ли налогообложению в РФ доходы организации - резидента Армении за предоставление персонала?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 23 октября 2002 года № 04-06-06/1

Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ на запрос в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с п. 7 ст. 306 Налогового кодекса РФ факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории России в другой организации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 вышеуказанной статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, предоставившей персонал, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен.

Согласно п. 2 ст. 309 Налогового кодекса доходы, полученные иностранной организацией от продажи иного имущества, кроме указанного в подп. 5 и 6 п. 1 указанной статьи, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 Налогового кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат (в ред. Фе-

дерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ). '

Таким образом, если иностранная организация, осуществляющая деятельность в России через постоянное представительство, перечисляет доход за предоставленный персонал юридическому лицу, созданному по законодательству Республики Армения (не имеющему представительства в России), то данный доход обложению налогом у источника выплаты не подлежит в соответствии с вышеуказанными статьями Налогового кодекса РФ.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. У организации в 2001 году при переоценке непогашенной кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, на дату составления бухгалтерской отчетности возникли курсовые разницы. Каков порядок учета указанных курсовых разниц для целей налогообложения прибыли?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 12 ноября 2002 года № 04-02-06/1/136

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте РФ - в рублях.

Согласно п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 10.01.2000 № 2н, курсовая разница - это разница между рублевой оценкой соответствующего актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу Центрального банка РФ, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этих актива и обязательства, исчисленной по курсу Центрального банка РФ на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.

В соответствии с п. 7 указанного Положения пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации, средств на счетах в кредитных организациях, денежных и платежных документов, краткосрочных ценных бумаг, средств в расчетах (включая по заемным обязательствам) с юридическими и физическими лицами, остатков средств целевого финансирования, полученных из бюджета или иностранных источ-

ников в рамках технической или иной помощи РФ в соответствии с заключенными соглашениями (договорами), выраженной в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности.

Пунктами 11,12 Положения установлено, что курсовые разницы, возникающие по операциям по пересчету стоимости вышеуказанных активов и обязательств отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, за который составлена бухгалтерская отчетность.

При этом курсовые разницы подлежат зачислению на финансовые результаты организации как внереализационные доходы или внереализационные расходы по мере их принятия к бухгалтерскому учету.

Для целей налогообложения доходы (убытки) от изменения рублевой оценки активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в результате изменения официального курса рубля по отношению к иностранным валютам, котируемым Центральным банком РФ, учитываются в составе налогооблагаемой базы в порядке и на условиях, определенных Законом РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Таким образом, курсовые разницы в полном объеме относятся на финансовый результат, определяющий валовую прибыль.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОЕ

Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 28.03.2002) «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» (принят ГД ФС РФ 23.02.96)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ» ПБУ 3/2000»

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 09.05.2001) «О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

Вопрос. У российской организации-импортера в процессе получения и оплаты товаров по импортным контрактам возникает кредиторская задолженность и, как следствие, - курсовые разницы.

По результатам камеральной проверки отчета за 2001 год налоговая инспекция считает, что отрицательные курсовые разницы не должны уменьшать налогооблагаемую прибыль.

Правомерно ли это?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 13 ноября 2002 года № 04-02-06/2/88

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте РФ - в рублях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 10.01.2000 № 2н, курсовая разница - это разница между рублевой оценкой соответствующего актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу Центрального банка РФ на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этих актива и обязательства, исчисленной по курсу Центрального банка РФ на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.

Пунктом 7 указанного Положения предусмотрено, что пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации, средств на счетах в кредитных организациях, денежных и платежных документов, краткосрочных ценных бумаг, средств в расчетах (включая по заемным обязательствам) с юридическими и физическими лицами, остатков средств целевого финансирования, полученных из бюджета или иностранных источников в рамках технической или иной помощи РФ в соответствии с заключенными соглашениями (договорами), выраженной в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности.

Пунктами 11,12 Положения установлено, что курсовые разницы, возникающие по операциям по пересчету стоимости вышеуказанных активов и обязательств, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, за который составлена бухгалтерская отчетность.

При этом курсовые разницы подлежат зачислению на финансовые результаты организации как внереализационные доходы или внереализационные расходы по мере их принятия к бухгалтерскому учету.

Для целей налогообложения доходы (убытки) от изменения рублевой оценки активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в результате изменения официального курса рубля по отношению к иностранным валютам, котируемым Центральным банком РФ, возникшие

до 1 января 2002 года, учитываются в составе налогооблагаемой базы в порядке и на условиях, определенных Законом РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Таким образом, курсовые разницы в полном объеме относятся на финансовый результат, определяющий валовую прибыль.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 28.03.2002) «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» (принят ГД ФС РФ 23.02.96) ПРИКАЗ Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ» ПБУ 3/2000»

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 06.08.2001) «О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

Вопрос. Иностранным учредителем в качестве вклада в уставный капитал российского ЗАО внесена сумма в долларах США. При выходе учредителя из общества принято решение о выплате вклада в рублевом эквиваленте на дату выхода учредителя из общества. Уменьшают ли расходы по выплате учредителю разницы между рублевой оценкой вклада на момент выхода и рублевой оценкой вклада в учредительных документах налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 22 ноября 2002 года № 04-02-06/1/144

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте РФ - в рублях.

Согласно п. 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 10.01.2000 № 2н, курсовой разницей, связанной с формированием уставного (складочного) капитала организации, признается разность между рублевой оценкой задолженности учредителя (участника) по вкладу в уставный (складочный) капитал организации, оцененному в учредительных документах в иностранной валюте, исчисленной по курсу Центрального банка РФ на дату поступления суммы вкладов, и рублевой оценкой этого вклада в учредительных документах.

При этом курсовая разница, связанная с формированием уставного (складочного) капитала организации, подле-

жит отнесению на ее добавочный капитал. В дальнейшем в бухгалтерском учете уставный (складочный) капитал учитывается в рублях и переоценке не подлежит. Следовательно, при выходе из состава общества учредителю должна быть возвращена сумма, соответствующая рублевой оценке вклада в учредительных документах.

В том случае, если будет принято решение о выплате вклада в рублевом эквиваленте на дату выхода учредителя из общества, для целей налогообложения расходы по выплате учредителю разницы между рублевой оценкой вклада на момент выхода и рублевой оценкой вклада в учредительных документах не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 28.03.2002) «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» (принят ГД ФС РФ 23.02.96)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ» ПБУ 3/2000»

Вопрос. Просим дать разъяснения по вопросу применения положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98.

В соответствии со ст. 10 Соглашения дивиденды могут облагаться налогом в том государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать:

- 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100 000 дол. США;

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 6 декабря 2002 года № 04-06-05/1/35

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений ст. 10 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения от 05.12.98 и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с подп. «а» п. 2 ст. 10 указанного Соглашения дивиденды могут облагаться налогом в том государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100 000 дол. США.

Понятие термина «прямое вложение капитала» в соответствии с Меморандумом, подписанным 10.08.2001 по итогам двусторонних консультаций между компетентными орга-

- 10% - во всех остальных случаях.

В связи с тем что в Соглашении не раскрыто понятие «прямое вложение в капитал», просим разъяснить следующее.

Нормами какого законодательства следует руководствоваться российской компании, выплачивающей дивиденды резиденту Кипра, при применении понятия «прямые вложения» ?

Может ли приобретение акций на вторичном рынке рассматриваться как прямое вложение в капитал, если да, то как долго должна кипрская компания быть собственником акций российской компании на момент получения дивидендов: в течение определенного времени или приобретение может носить краткосрочный характер?

нами России и Кипра о применении некоторых положений вышеуказанного Соглашения, включает покупку акций компании на первичном рынке, приобретение акций непосредственно у компании во время последующих выпусков, а также покупку акций компании на вторичном рынке.

При этом в соответствии с указанным Меморандумом минимальным периодом владения такими акциями для применения положений подп. «а» п. 2 ст. 10 российско-кип-рского налогового Соглашения стороны договорились считать весь налогооблагаемый период, в котором доход, из которого выплачиваются дивиденды, был получен.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты: СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.98 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»

Вопрос. С введением в действие Трудового кодекса РФ возникла проблема с отнесением выплат членам экипажей судов заграничного плавания иностранной валюты взамен суточных к категории командировочных расходов, поскольку в указанном Кодексе данный вид выплат не упомянут.

Союз российских судовладельцев считает, что возникшая проблема может быть решена путем принятия постановления Правительства взамен изданных ранее распоряжений, в частности распоряжения Правительства от 01.06.94№ 819-р. В этом постановлении должен быть урегулирован вопрос об отнесении указанных выплат к командировочным расходам и установлены нормы этих расходов для целей налогообложения прибыли.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 19 декабря 2002 года № 04-02-04/155

Министерство финансов РФ рассмотрело письмо по вопросу выплат в иностранной валюте членам экипажей предприятий и учреждений морского и речного флота.

В соответствии со ст. 1,17 Налогового кодекса РФ все элементы налогообложения по федеральным налогам устанавливаются законодательством РФ по налогам и сборам, которое состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций определен введенной в действие с 1 января 2002 года гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ.

В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности на:

- проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

- наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

- суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ;

- оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

- консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

При определении норм суточных для целей налогообложения прибыли следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией». Данное постановление предусматривает значительное увеличение размеров суточных, в том числе выплачиваемых в иностранной валюте, по сравнению с действующими до введения гл. 25 Налогового кодекса РФ нормами.

С учетом изложенного, принятие нового постановления Правительства РФ считаем нецелесообразным.

Заместитель министра финансов Российской Федерации М.А. МОТОРИН

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.02.2002 №93 (ред. от 15.11.2002) «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ВЫПЛАТУ СУТОЧНЫХ ИЛИ ПОЛЕВОГО ДОВОЛЬСТВИЯ, В ПРЕДЕЛАХ КОТОРЫХ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ТАКИЕ РАСХОДЫ ОТНОСЯТСЯ К ПРОЧИМ РАСХОДАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ»

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Физическим лицом за 700 дол. США приобретен вексель банка, при погашении которого этому же физическому лицу банком будет выплачена вексельная сумма в размере 720 дол. США по курсу ЦБ РФ на дату погашения векселя. Должен ли декларировать налогоплательщик такой доход по окончании года, и зависит ли это от фактического нахождения его на территории России, то есть резидент-ства?

Ответ. При погашении банком собственных векселей первому векселедержателю - резиденту (нерезиденту) РФ банк удерживает налог с суммы процента (дисконта) по ставке 13% (30% у нерезидентов).

О сумме произведенной выплаты банк обязан сообщить в налоговый орган в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ. Причем согласно п. 5 ст. 210 Кодекса доходы налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату фактического получения доходов.

Учитывая изложенное, при погашении банком векселя, номинированного в иностранной валюте, доход, полученный физическим лицом в виде дисконта (процента), в целях определения налоговой базы пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату погашения векселя, и подлежит налогообложению у источника выплаты. Обязанности декларировать такие доходы и суммы удержанного налога у такого физического лица не возникает.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Подлежат ли налогообложению доходы физических лиц, полученные в виде страховых выплат по договорам добровольного пенсионного страхования по достижении этими лицами пенсионного возраста, установленного законодательством Российской Федерации, в случае если на момент получения страховых выплат эти физические лица - граждане Литовской Республики, имеющие пенсионные удостоверения, не являются налоговыми резидентами РФ?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 213 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховщиками, в случае если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 213 Кодекса не предусмотрен особый режим налогообложения доходов, полученных нерезидентами РФ, следовательно, страховые выплаты, подпадающие под п. 1 ст. 213 Кодекса, выплачиваемые как резидентам, так и нерезидентам РФ, не подлежат налогообложению.

Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные названными Федеральными законами, применяются правила международного договора РФ.

Соглашением между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29.06.99 установлено, что основание для назначения пен-

сий - установленные законодательством государства соответствующей Стороны условия, необходимые для приобретения права на пенсионное обеспечение.

Статьей 18 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал определено, что пенсии и другие подобные вознаграждения, выплачиваемые резиденту Договаривающегося государства в связи с прошлой работой по найму, подлежат налогообложению только в этом государстве. Однако такие пенсии и другие подобные вознаграждения, выплачиваемые другим Договаривающимся государством, или его политическим подразделением, или местным органом власти, или из фондов, созданных ими, подлежат налогообложению только в этом другом государстве.

С учетом изложенного страховые выплаты по договорам добровольного пенсионного страхования не включаются в налоговую базу граждан Литвы, если основания для выдачи пенсионных удостоверений совпадают с предусмотренными российским законодательством.

Л.И. ОСИПЧУК

Советник налоговой службы I ранга

Ссыпки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 25.07.2002) «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 № 173-Ф3 (ред. от 25.07.2002) «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

Вопрос. В российской организации работают по контракту граждане, приехавшие из Латвии, по визе, выданной сроком на один год. В течение года по необходимости эти работники совершают кратковременные выезды из Калининграда в Латвию. Прерывают ли такие кратковременные поездки 183-дневный срок статуса постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина?

Ответ. В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ к физическим лицам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Физические лица - налоговые резиденты РФ - физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году.

Исходя из норм Кодекса налоговый режим в отношении физических лиц устанавливается не из гражданства, а из факта постоянного нахождения в РФ.

Следовательно, если работники организации в течение года выезжают за пределы РФ, то дни отсутствия в РФ вли-

яют на определение их налогового статуса. В таком случае они могут быть признаны нерезидентами, если количество дней нахождения на территории России составляет менее 183 дней и, соответственно, с получаемых ими доходов от источника в РФ налог на доходы физических лиц они должны платить по ставке 30%.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей морских судов заграничного плавания?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению компенсационные выплаты, установленные действующим законодательством, связанные с выполнением работником трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Согласно ст. 166 Трудового кодекса РФ служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Следовательно, работа экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний является работой, имеющей разъездной характер, а не командировкой. Поэтому членам экипажей судов морского флота должна быть установлена система оплаты труда, учитывающая их специфику. Выплата суточных при этом не должна предусматриваться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, выплаты взамен суточных являются составной частью заработной платы и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме.

Т.В. БОГДАНОВА

Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 24.07.2002)

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Организация-экспортер представила в налоговый орган пакет документов, подтверждающих применение налоговой ставки по НДС 0%. Однако налоговый орган отказал в возмещении НДС, уплаченного поставщикам экспортированных товаров. В каком порядке организации следует отразить в бухгалтерском учете «входной» НДС по таким товарам?

Ответ. В соответствии с п. 9 ст. 167 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт (облагаемой НДС по ставке 0% - п. 1 ст. 164 НК РФ) моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В случае если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы определяется как день их отгрузки и организации-экспортеру необходимо исчислить НДС по ставке 20%/120% (см. разд. II «Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждено» Декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0%, утвержденной приказом МНС России от 03.07.2002 № БГ-3-03/338).

Считаем, что НДС, уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг), учитывающийся на счете 19, следовало списать в дебет счета 68 (принять к вычету) в момент подачи отдельной налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 164 НКРФ (п. Зет. 172 НКРФ).

При этом в случае если организация-экспортер получила правомерный отказ в праве применения ставки НДС 0%, то для целей исчисления данного налога подобную реализацию товара за рубеж нельзя признать реализацией товаров на экспорт, то есть п. 9 ст. 167 в этом случае не применяется и, как следствие, исчислять НДС необходимо в обычном режиме, как если бы товар был реализован на территории России.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 24.07.2002)

ПРИКАЗ МНС РФ от 03.07.2002 № БГ-3-03/338 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.07.2002 № 3597)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ»

Вопрос. По какой ставке НДС следует облагать издания (СМИ), отправляемые на экспорт на Украину, в случае непредставления в налоговый орган пакета документов, подтверждающих применения налоговой ставки по НДС 0%?

Ответ. В соответствии с подл. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ реализация товаров в таможенном режиме экспорта подлежит обложению НДС по ставке 0%. Для подтверждения обоснованности применения указанной налоговой ставки организация обязана сформировать пакет документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ, и представить его в налоговый орган вместе с Декларацией по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по ставке 0% (утв. приказом МНС России от 03.07.2002 № БГ-3-03/338).

Согласно п. 9 ст. 165 НК РФ указанные документы (их копии) представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в срок не позднее 180 дней считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта. Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 или 20%.

Реализация периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, облагается НДС по ставке 10% (п. 2 ст. 164 НК РФ).

При реализации товаров на экспорт моментом определения налоговой базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет соответствующих документов (п. 9 ст. 167 НК РФ). В случае если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режимы экспорта, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является дата их отгрузки.

В то же время в случае, если организации достоверно известно, что требуемый пакет документов собрать не удастся, при реализации печатных изданий на территорию Украины необходимо применять ставку НДС 10%, установленную п. 2 ст. 164 НК РФ (подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ), поскольку ст. 164 «Налоговые ставки» НК РФ не содержит каких-либо уточнений, согласно которым товары, реализуемые на экспорт без подтверждения факта экспорта соответствующими документами, должны облагаться НДС по иной ставке.

Ссылки на нормативные акты: '

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ПРИКАЗ МНС РФ от 03.07.2002 № БГ-3-03/338 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.07.2002 № 3597)

Вопрос. В связи с приказом Минфина России от 18.05.2002 № 45н «О внесении Дополнений и изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ЛБУ 6/01» объектами списания основных средств стали объекты стоимостью до 10 ООО руб. Можно ли в 2002 году единовременно списать в бухгалтерском учете такие основные средства?

Ответ. Прежде всего необходимо отметить, что согласно мнению МНС России, изложенному в письме МНС России от 19.07.2001 № ВГ-6-02/559@ «О критериях отнесения имущества к основным средствам или к средствам в обороте» (действовало в 2001 году), приобретаемое до 01.01.2002 организацией имущество стоимостью не более 100-кратного МРОТ за единицу можно было учитывать в составе МБП (со всеми вытекающими последствиями) как для целей бухгалтерского учета, так и для целей исчисления налога на имущество. В случае если организация учла приобретенное имущество в составе ОС, порядок учета данных объектов в 2002 году будет следующим.

В соответствии с п. «г» Дополнений и изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденных приказом Минфина России от 18.05.2002 № 45н, лимит стоимости объектов основных средств, которые для целей бухгалтерского учета разрешается списывать на затраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию, увеличен до 10 000 руб.

У организации есть право изменения положений своей учетной политики в связи с изменением законодательства (п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н). По общему правилу изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения, соответствующим организационно-распорядительным документом (п. 18 ПБУ 1/98).

Изменения, вносимые в учетную политику, должны быть оформлены приказом (распоряжением) по организации.

Но поскольку сам приказ Минфина России от 18.05.2002 № 45н вводится задним числом, то использовать новое положение, касающееся возможности применения нового лимита при единовременном списании стоимости объектов основных средств, можно начиная с 01.01.2002. Однако это относится только к ОС, приобретенным после этой даты, так как способ начисления амортизации, избранный организацией в отношении ОС, приобретенных и поставленных на баланс, применяется в течение всего срока полезного использования данных объектов (п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (ред. от 18.05.2002)).

Следовательно, в 2002 году для целей бухгалтерского учета организация обязана продолжать начислять амортизацию по объектам ОС, приобретенным до 01.01.2002 и первоначальная стоимость которых более 2 000 руб., но менее 10 000 руб., в том порядке, который избрала при постановке данных объектов на баланс в 2001 году Единовременному списанию в состав затрат на производство указанные объекты не подлежат.

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ Минфина РФ от 18.05.2002 № 45н «О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ» ПБУ 6/01» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 10.06.2002 № 3505)

<ПИСЬМО> МНС РФ от 19.07.2001 № ВГ-6-02/559@ <0 КРИТЕРИЯХ ОТНЕСЕНИЯ ИМУЩЕСТВА К ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ ИЛИ К СРЕДСТВАМ В ОБОРОТЕ>

ПРИКАЗ Минфина РФ от 09.12.98 № 60н (ред. от 30.12.99)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ» ПБУ 1/98» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 31.12.98 № 1673)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 18.05.2002) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ» ПБУ 6/01»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 28.04.2001 № 2689)

Вопрос. Может ли организация, учрежденная гражданами России и организацией, зарегистрированной в Чехии, являться субъектом малого предпринимательства ?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 21.03.2002) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является

наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Таким образом, организация может быть отнесена к субъектам малого предпринимательства, если доля в уставном капитале российской организации, принадлежащая чешской организации, не превышает 25% при соблюдении иных условий.

Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.06.95 № 88-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 12.05.95)

Вопрос. По договору купли-продажи фирма-турагент реализовала физическому лицу полученную по договору комиссии, заключенному с туроператором, туристическую путевку по указанной в ней стоимости 31 500 руб. Физическое лицо оплату производит в наличной форме. Ставка налога с продаж в регионе 5%. В каком порядке фирма должна исчислить налог с продаж: включить его в стоимость путевки (31 500руб.) или увеличить на сумму налога ее стоимость (31 500руб. + 5%)?

Ответ. Согласно ст. 351 НК РФ налоговая база по налогу с продаж определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю) (п. 1 ст. 354 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 354 НК РФ в случае, если в соответствии с условиями договора комиссии фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет - если оплата производится расчетной или кредитной банковской картой) комиссионера, обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера, который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера.

Таким образом, по нашему мнению, организация-тур-агент обязана исчислить налог с продаж исходя из стоимости путевки - 31 500 руб., увеличив на сумму налога цену путевки, предъявляемую к оплате покупателю.

А.И. ДЫБОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Фирма выполняет субподрядные работы по монтажу систем вентиляции и кондиционирования для объектов на территории посольства России в Чехии (г. Прага) и в Бельгии (г. Брюссель) непосредственно для посольства РФ. Имеется договор на эти работы с генеральным подрядчиком (российская строительная компания) с указанием места проведения работ.

Является ли территория посольства РФ территорией России для целей налогообложения и облагаются ли данные работы налогами?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 39 Налогового кодекса РФ место реализации товаров, работ или услуг определяется в соответствии с частью второй НК РФ.

Согласно подп. I п. 1 ст. 146 НК РФ реализация работ (услуг) на территории РФ является объектом налогообложения по НДС. Место реализации работ (услуг) в целях исчисления НДС определяется по правилам ст. 148 НК РФ. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг), связанных непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ, признается территория РФ. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению.

Пределы территории РФ определены ст. 1 Закона РФ от 01.04.93 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 30.12.2001), из которой следует, что территорией РФ является суша, воды, недра и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ.

При этом помещения дипломатического представительства (посольства), несмотря на то что на них распространяется дипломатический иммунитет, находятся на территории иностранного государства (см. ст. 1, 21, 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях, заключена в г. Вене 18.04.61).

Поскольку в данном случае монтажные работы выполнялись в зданиях российских посольств, расположенных на территории иностранных государств, то есть за пределами РФ, они, по нашему мнению, не облагаются НДС.

Пункт 4 ст. 148 НК РФ предусматривает, что документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются: контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами; документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Что касается налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных дорог, то гл.25 НК РФ и Закон РФ от 18.10.91 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» не предусматривают каких-либо особенностей налогообложения в описанной ситуации.

О.Г. ХМЕЛЕВСКОЙ

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 01.04.93 № 4730-1 (ред. от 30.12.2001)

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

ЗАКОН РФ от 18.10.91 № 1759-1 (ред. от 25.07.2002) «О ДОРОЖНЫХ ФОНДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Иностранная организация имеет несколько постоянных представительств на территории, подконтрольной одному налоговому органу. Должны ли декларации по налогу на прибыль предоставляться консолидированно ?

Ответ. В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Под организацией для целей налогообложения понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, под лежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

На основании п. 4 ст. 307 НК РФ при наличии у иностранной организации на территории РФ более чем одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства (условия, при соблюдении которых отделение признается постоянным представительством иностранной организации, указаны в ст. 306 НК РФ), налоговая база и сумма налога на прибыль организаций рассчитываются отдельно по каждому отделению.

Из данного правила есть исключение: в случае если иностранная организация осуществляет через такие отделения деятельность в рамках единого технологического процесса или в других аналогичных случаях по согласованию с Министерством РФ по налогам и сборам, такая организация вправе рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории РФ, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения.

М.П. ТАВШАНЖИ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Организация-туропера-тор оплачивает консульский сбор при оформлении виз для своих клиентов. Однако, посольства не выдают документы, подтверждающие факт оплаты консульского сбора. Каким образом следует отразить в бухучете погашение задолженности по оплате консульских сборов, выданных под отчет сотруднику организации?

Ответ. При формировании себестоимости турпакета туристические организации в настоящее время могут руководствоваться Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью, утвержденными приказом ГКФТ России от 04.12.98 № 402 (письмо Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)»).

Согласно подп. «е» п. 22 указанных Рекомендаций затраты на оформление турпоездки (в данном случае консульский сбор при оформлении визы) относятся к производственным затратам, формирующим себестоимость туристического продукта.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

По общему правилу виза выдается только при оплате консульского сбора. В рассматриваемом случае посольства не выдают документы, подтверждающие факт оплаты консульского сбора. На наш взгляд, в такой ситуации подтвердить расходы на визовое обслуживание можно полученной в посольстве квитанцией о приеме документов на оформление визы, ксерокопией страницы паспорта туриста, где проставлена виза, актом, подтверждающим факт оплаты консульского сбора и передачи документов в посольство, документом с расценками посольства на оформление виз.

Оплата подотчетным лицом расходов на визовое обслуживание согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, отражается по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

С.С. ЛЫСЕНКО

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ ГКФТ РФ от 04.12.98 № 402 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, УЧЕТУ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ

ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА И ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

<ПИСЬМО> Минфина РФ от 29.04.2002 № 16-00-13/03 «О ПРИМЕНЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 31.12.2002) «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» (принят ГД ФС РФ 23.02.96)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.