ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Кипрской строительной компанией, имеющей на территории РФ представительство и стоящей на учете в налоговых органах, осуществлялись на территории РФ работы по ремонту туалетов, ремонту переходной части зданий, подвальных входов, устройству гидроизоляции крыши по различным контрактам. Подпадает ли данная деятельность под определение строительной площадки в целях налогообложения?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 26 июня 2002 года № 04-06-05/3/строй
Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ на запрос в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 04.12.98 строительная площадка, строительный, сборочный или монтажный объект или связанная с ним надзорная деятельность образуют постоянное представительство, если такая площадка, объект или деятельность существуют в течение периода, превышающего двенадцать месяцев.
Таким образом, в международном Соглашении об избежании двойного налогообложения определены конкретные сроки, в течение которых строительно-монтажная деятельность приводит к образованию постоянного представительства (то есть определяется налоговый статус строительной площадки). И если продолжительность связанных с данной строительной площадкой работ превысит 12 месяцев, то деятельность компании приведет к образованию постоянного представительства и согласно п. 1 ст. 7 вышеуказанного Соглашения прибыль, полученная в России, может облагаться налогом в России, если только она получена через расположенное в России постоянное представительство и только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
По нашему мнению, выполняемые кипрской строительной компанией работы по ремонту туалетов, ремонту переходной части зданий, подвальных входов, устройству гидроизоляции крыши не подпадают под определение строительной площадки в смысле налогового законодательства.
Таким образом, деятельность кипрской строительной компании подпадает под п. 1 ст. 7 вышеназванного Соглашения.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАН ЕЕ В
Ссылки на нормативные акты:
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.98
«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»
Вопрос. Учитывая положения Типовой модели конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 28.05.92 № 352 «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества», просим предоставить разъяснения относительно действий налоговых органов в случае отсутствия на момент налоговой проверки у налоговых агентов, осуществляющих выплаты иностранным организациям доходов от источников в РФ, документов, подтверждающих постоянное местопребывание получателей доходов в государстве, заключившем соглашение с Правительством РФ об устранении двойного налогообложения.
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 10 июля 2002 года № 04-06-02/т. 1/12
Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ на запрос в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Обращаем Ваше внимание на то, что в Типовой модели конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 28.05.92 № 352 «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» не раскрывается механизм исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранными организациями от источников в РФ, удерживаемого налоговым агентом. Для получения материалов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рекомендуем обратиться на сайт www.oecd.org.
Однако с вступлением в силу второй части Налогового кодекса РФ в ст. 310 и 312 определен механизм и порядок исчисления и удержания налога с доходов, полученных иностранной организацией от источника в РФ, удерживаемого налоговым агентом. В целях избежания злоупотреблений положениями Налогового кодекса РФ и статьями межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения рекомендуем на момент проведения проверки письменно подтверждать отсутствие необходимых документов (что соответствует ст. 89 первой части Налогового кодекса) и, соответственно, применять к налоговым агентам штрафные санкции согласно ст. 123 первой части Налогового кодекса.
Кроме того, рекомендуем обратиться к постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», где определены взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков (налоговых агентов).
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.05.92 № 352 (ред. от 02.07.97)
«О ЗАКЛЮЧЕНИИ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ СОГЛАШЕНИЙ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вопрос. Учитывая положения Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Македония об избежании двойного налогообложения, просим разъяснить следующее.
В различных статьях Соглашения, в частности в п. 1 ст. 7, содержатся положения о том, что тот или иной вид доходов может облагаться соответствующим налогом в государстве, в котором такой доход возникает. Каково значение слова «может» в данном контексте?
Каков порядок налогообложения при получении македонским резидентом дивидендов, процентов, роялти от источников в РФ?
Каков порядок налогообложения имущества, доходов от прироста его стоимости, гонораров директоров, артистов и спортсменов?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 23 июля 2002 года ■ № 04-06-05/1/17
Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ рассмотрел обращение в отношении применения Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Македония об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на прибыль и имущество и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с общепринятой в международных налоговых отношениях практикой содержащиеся в различных статьях Соглашения положения о том, что тот или иной вид доходов может облагаться соответствующим налогом в государстве, в котором такой доход возникает, означают, что упомянутое государство имеет право обложить этот доход по ставкам, установленным в Соглашении или в налоговом законодательстве договаривающегося государства.
Таким образом, согласно российско-македонскому Соглашению об избежании двойного налогообложения прибыль, полученная в России в результате деятельности постоянного представительства македонской компании, подлежит в России обязательному налогообложению в соответствии с положениями гл. 25 Налогового кодекса РФ.
Соответственно дивиденды, проценты и роялти, возникающие в России и выплачиваемые македонскому резиденту, подлежат обязательному налогообложению в России по ставке 10% (ст. 10, 11, 12 вышеупомянутого Соглашения) и наоборот.
Абсолютно аналогично трактуется налогообложение имущества, доходов от прироста его стоимости, гонораров директоров, артистов и спортсменов и т.п.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Македония от 21.10.97 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)
Вопрос. Российская организация осуществляет транспортировку товаров (журналов), импортируемых в РФ. Каков порядок налогообложения НДС указанной деятельности?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 6 августа 2002 года № 04-03-08/29
В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по транспортировке товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, Департамент налоговой политики сообщает.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) услуги по транспортировке импортируемых в РФ товаров, в том числе журналов, оказываемые российскими перевозчиками, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0%. При этом для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в налоговые органы должны быть представлены документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 Кодекса.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)
Вопрос. Российская организация (доверительный управляющий) была учреждена кипрской компанией в РФ для цели получения дохода от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в России и принадлежащего на праве собственности резиденту Кипра. Приводит ли данная деятельность кипрской компании к образованию постоянного представительства для целей налогообложения прибыли? Если да, то с какого момента?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 8 августа 2002 года № 04-06-05/1/21
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения доходов резидента Кипра от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Как следует из письма, российская организация (доверительный управляющий) была учреждена кипрской компанией в РФ специально для цели получения дохода от использования
недвижимого имущества, нахоаящегося в России и принадлежащего на праве собственности резиденту Кипра.
Если деятельность российской организации, связанная со сдачей имущества иностранного резидента в аренду, осуществляется регулярно, на постоянной основе, то такая деятельность считается активной и для целей налогообложения может рассматриваться как образующая постоянное представительство, в связи с чем возникает обязанность иностранной организации по уплате налога на прибыль организаций в РФ. В этом случае налогообложение прибыли резидента Кипра будет регулироваться ст. 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98.
В соответствии с п. 3 ст. 306 Налогового кодекса РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты: СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.98 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)
Вопрос. В целях правильного применения налогового законодательства просим дать разъяснения по следующему вопросу
Организация, определяющая в целях налогообложения прибыли доходы и расходы методом начисления, получила от иностранного поставщика товар, стоимость которого выражена в иностранной валюте, и оплатила его в иностранной валюте.
В соответствии с подп. Зп. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ на стоимость приобретения реализованных покупных товаров организация вправе уменьшить доходы от их реализации. Согласно п. 1.3 разъяснений по применению ст. 268 НК РФ, содержащихся в Методических рекомендациях по применению гл. 25
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 26 августа 2002 года № 04-02-06/3/63
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Налогоплательщики, осуществляющие торговую деятельность, формируют расходы на реализацию (издержки обращения) в соответствии со ст. 320 Налогового кодекса РФ. При этом к издержкам обращения не относится стоимость покупных товаров, которая учитывается при их реализации в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 268 настоящего Кодекса.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ установлен порядок включения в налоговую базу расходов организации по приобретению реализованных покупных товаров. Согласно вышеуказанной норме при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой
«Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 26.02.2002 № БГ-3-02/98, стоимость приобретения покупных товаров формируется как расходы налогоплательщика, связанные с приобретением этих товаров, предусмотренные договором. В соответствии с п. 10 ст. 272 НК РФ расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения прибыли пересчитывающей в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату признания соответствующего расхода.
Анализ приведенных норм гл. 25 НК РФ позволяет сделать вывод, что при реализации товаров, приобретенных за иностранную валюту, покупная стоимость этих товаров определяется исходя из договорной цены (выраженной в иностранной валюте), исчисленной по курсу соответствующей валюты на дату реализации этих товаров.
В связи с изложенным просим разъяснить порядок определения в целях налогообложения прибыли выраженной в иностранной валюте покупной стоимости товаров, как оплаченных иностранному поставщику, так и не оплаченных.
реализации на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения:
по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
по средней стоимости; по стоимости единицы товара.
Стоимость приобретения товаров формируется исходя из цен их приобретения, включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные обоснованные и документально подтвержденные затраты, связанные с приобретением товаров, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В соответствии со ст. 272 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по методу начисления расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком РФ на дату признания соответствующего расхода.
В соответствии с п. 11 ст. 250 Налогового кодекса РФ в состав внереализационных доходов организации включаются доходы в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного Центральным банком РФ. В связи с тем что товары, стоимость которых выражена в иностранной валюте, не относятся к валютным ценностям, они не переоцениваются. Расходы по приобретению товаров принимаются по курсу, установленному Центральным банком РФ на дату передачи права собственности на товары.
С учетом изложенного у организации, применяющей метод начисления, покупная стоимость товаров (как оплаченных, так и не оплаченных), приобретенных за иностранную валюту, для целей налогообложения определяется исходя из договорной стоимости их приобретения, пересчитанной в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату оприходования товаров.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 26.02.2002 № БГ-3-02/98 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 25 «НАЛОГ НА ПРИ-
БЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ» ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Организация осуществляет добычу руд черных металлов на участке недр, арендуемому Украины. Обязана ли в этом случае организация вставать на учет в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых, ведь используемый участок недр расположен за пределами Российской Федерации?
Ответ. В этом случае следует руководствоваться п. 2 ст. 335 Налогового кодекса РФ, где определено, что налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых за пределами территории РФ на арендуемом у иностранных государств участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по своему месту нахождения.
О .А. КОРОЛЕВА
Советник налоговой службы II ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)
Вопрос. Как учитываются в 2002 году в целях налогообложения прибыли курсовые разницы, возникшие в результате переоценки денежных средств в иностранной валюте, находящихся на специальном счете в исполнительном банке в аккредитиве до момента списания средств или раскрытия аккредитива, открытого в иностранной валюте в результате конвертации денежных средств, полученных от российской организации - инвестора в рублях в качестве целевого финансирования российской организацией, выполняющей функции заказчика - застройщика, и необходимых для оплаты импортного оборудования, приобретаемого заказчиком - застройщиком для выполнения его основной деятельности по организации строительства объекта, предусмотренной договорами с инвестором и подрядчиком (инвестиционным контрактом и договором подряда) ?
Ответ. Порядок отражения в целях налогообложения прибыли курсовых разниц, возникающих после 01.01.2002 в связи с переоценкой находящихся на счетах в банках денежных средств в иностранной валюте российских организаций, использующих в 2002 году метод начисления при налоговом учете доходов и расходов, в том числе российской организации, являющейся заказчиком - застройщиком, определен гл. 25 части второй Налогового кодекса РФ с учетом изменений и дополнений, внесенных в часть вторую НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Действие положений указанного Закона в отношении курсовых разниц распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
Пунктом 1 ст. 286 НК РФ части второй (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 274 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 274 части второй НК РФ (с изменениями и дополнениями) налоговой базой по налогу на прибыль признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 Кодекса, подлежащей налогообложению.
На основании ст. 315 гл. 25 части второй НК РФ (с изменениями и дополнениями) расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными этой главой, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
При этом расчет налоговой базы (помимо сумм доходов и расходов от реализации) должен содержать суммы внереализационных доходов и расходов.
В соответствии с п. 11 ст. 250 Кодекса (с изменениями и дополнениями) внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного Центральным банком РФ.
При этом положительной курсовой разницей в целях налогообложения прибыли признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке выраженных в иностранной валюте обязательств.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 265 части второй НК РФ (с изменениями и дополнениями) к внереализационным расходам налогоплательщика относятся расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного Центральным банком РФ.
При этом отрицательной курсовой разницей в целях налогообложения прибыли признается курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, или при дооценке выраженных в иностранной валюте обязательств.
Подпунктом 7 п. 4 ст. 271 и подп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ (с изменениями и дополнениями) соответственно для организаций, учитывающих в целях налогообложения прибыли доходы и расходы методом начисления, предусмотрена возможность признания датой получения внереализационных доходов и осуществления внереализационных расходов, в частности по доходам (расходам) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, последнего дня текущего месяца.
Исключений из действующего порядка налогообложения прибыли не предусмотрено для курсовых разниц (положительных и отрицательных), возникших после 01.01.2002 в учете налогоплательщика в связи с переоценкой денежных средств в иностранной валюте, находящихся на специальном счете в исполнительном банке в аккредитиве до момента списания
средств или раскрытия аккредитива, открытого в иностранной валюте в результате конвертации денежных средств, полученных от российской организации - инвестора в рублях в качестве целевого финансирования российской организацией, выполняющей функции заказчика - застройщика, и необходимых для оплаты импортного оборудования, приобретаемого заказчиком - застройщиком для выполнения его основной деятельности по организации строительства объекта, предусмотренной договорами с инвестором и подрядчиком (инвестиционным контрактом и договором подряда).
Г.Ч. Парфенова
Советник налоговой службы III ранга
Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»(принят ГД ФС РФ 24.05.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)
Вопрос. Наша организация приняла на работу граждан Белоруссии, у нас с ними заключены трудовые контракты. Однако специфика работы такова, что эти граждане постоянно в течение 183 дней не находятся на территории России, то есть не являются налоговыми резидентами России. Налоговые органы требуют исчислять налог на доходы с физических лиц с доходов этих работников по ставке 30%. По Соглашению об избежании двойного налогообложения между Правительством РФ с Правительством Республики Беларусь граждане Республики Беларусь не должны подвергаться налоговой дискриминации на территории России. Не будет ли удержание с граждан Республики Беларусь, имеющих трудовые контракты с организацией, налога по ставке 30% являться налоговой дискриминацией?
Ответ. В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ Федерации (далее - НК РФ) к физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Физические лица - налоговые резиденты РФ - физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Согласно ст. 209 для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ.
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в РФ относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 224 НК РФ определено, что налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.
Таким образом, доходы физического лица, не являющегося резидентом РФ, вне зависимости, от того является это лицо гражданином России или иностранного государства (например, Республики Беларусь), облагаются налогом по ставке 30%.
Следовательно, если работники Вашей организации не являются налоговыми резидентами РФ, вне зависимости от
того, гражданами какого государства эти физические лица являются, с получаемых ими доходов от источника в РФ налог на доходы физических лиц они должны платить по ставке 30%. Поэтому положения НК РФ не допускают дискриминации граждан Республики Беларусь по налогообложению их доходов в РФ. В одних и тех же обстоятельствах доходы российских граждан и иностранных граждан облагаются по одним и тем же налоговым ставкам.
H.A. ШОРОХОВА
Советник налоговой службы РФ III ранга
Ссылки на нормативные акты: СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.95 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)
Вопрос. В Приложении к письму МНС России от 27.03.2002 № ФС-6-26/360 *Обмен информацией» в перечне государств, с которыми у РФ отсутствуют соглашения об избежании двойного налогообложения и (или) соглашения о сотрудничестве и обмене информацией, предусматривающие обмен налоговой информацией, не указана Республика Чили. С какого времени применяется соглашение об избежании двойного налогообложения с Республикой Чили?
Ответ. Список иностранных государств, с которыми у РФ отсутствуют соглашения об избежании двойного налогообложения, доведенный письмом МНС России от 27.03.2002 ФС-6-26/360, не является исчерпывающим.
В настоящее время соглашения между РФ и Республикой Чили об избежании двойного налогообложения не существует.
E.H. Сорокина
Советник налоговой службы РФ II ранга
Ссылки на нормативные акты:
<ПИСЬМО> МНС РФ от 27.03.2002 № ФС-6-26/360
«ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ»
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопрос. Организация ввезла на территорию России товар, приобретенный у резидента Украины. Принимается ли к вычету сумма НДС, уплаченная при ввозе, в случае реализации данного товара на территорию Республики Беларусь?
Ответ. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи. При этом вычетам подлежат только суммы налога, фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом некоторых особенностей и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (ред. от 29.05.2002) для целей исчисления НДС реализация товаров в Республику Беларусь приравнивается к реализации данных товаров на территории России.
Следовательно, в случае реализации товара на территорию Республики Беларусь суммы НДС, уплаченные при ввозе товара с территории Украины на территорию России, принимаются к вычету.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.08.2000 № 118-ФЗ (ред. от 29.05.2002) «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ» (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
Вопрос. Организация в мае 2002года приобрела у иностранного продавца товар, соответствующий коду Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 94 0000 «Медицинская техника». При ввозе данного товара таможенный орган заявил о необходимости обложения данной операции налогом на добавленную стоимость в связи с тем, что в регистрационном удостоверении Минздрава России товар указан как изделие медицинского назначения. Правомерны ли действия таможенного органа?
Ответ. Согласно подп. 1 п. 2 ст. 149 и подп. 2 п. 1 ст. 150 НК РФ и на основании ст. 3 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2002 года не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную территорию РФ важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
Указанный Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 № 19. Данное постановление опубликовано в «Российской газете» 23.01.2002 и вступило в силу 31.01.2002.
В примечании 1 к Постановлению № 19 сказано, что к перечисленной в Перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
Порядок получения регистрационных удостоверений для медицинской техники приведен в Инструкции об организации и порядке проведения государственной регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники зарубежного производства в Российской Федерации, утвержденной приказом Минздрава России от 29.06.2000 № 237.
Регистрационное удостоверение действительно содержит формулировку: «Настоящее удостоверение выдано организации (название организации, страна) в том, что в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения РФ, изделие медицинского назначения под названием (название изделия) производства организации (название организации, страна) после испытания зарегистрировано и может применяться в медицинской практике на территории Российской Федерации». К регистрационному удостоверению прилагается также перечень регистрируемых медицинских изделий с указанием их названий (приложения № 4, 5 к приказу Минздрава России от 29.06.2000 № 237). Разъяснения о порядке заполнения регистрационных удостоверений даны также в письме Минздрава России от 25.03.2002 № 2510/2698-02-23 «О принадлежности отдельных видов медицинской техники к Перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники».
Таким образом, регистрационное удостоверение Минздрава России имеет общую форму для всех изделий медицинского назначения, при этом в удостоверении есть прямое указание на вид изделия, что позволяет четко идентифицировать, выдано ли это удостоверение на медицинскую технику, либо на какие-либо иные изделия медицинского назначения.
Следовательно, по нашему мнению, требование таможенных органов об уплате НДС при ввозе медицинской техники, в случае если данная техника указана в Перечне правительства, является неправомерным.
Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.08.2000 № 118-ФЗ (ред. от 29.05.2002)
«О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ» (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
ПРИКАЗ Минздрава РФ от 29.06.2000 № 237 (ред. от 13.12.2001) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ ЗАРУБЕЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 26.07.2000 № 2326)
<ПИСЬМО> Минздрава РФ от 25.03.2002 № 2510/2698-02-23 «О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ К ПЕРЕЧНЮ ВАЖНЕЙШЕЙ И ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)
«ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ПРОДУКЦИИ» ОК 005-93 (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 № 301) (дата введения 01.07.94) (коды 520000 - 989934) (ред. от 20.02.2002, с изм. от 01.04.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.01.2002 № 19 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ВАЖНЕЙШЕЙ И ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ПОДЛЕЖИТ ОБЛОЖЕНИЮ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
Вопрос. Организации были оказаны консультационные услуги по подготовке к сертификации в области системы менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000. Уменьшают ли указанные расходы налогооблагаемую прибыль?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 247 НК РФ объектом налогообложения налогом на прибыль признаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на сертификацию продукции и услуг признаются прочими расходами организации и относятся в состав косвенных расходов, учитывающихся полностью в том отчетном периоде, в котором они были произведены (п. 1 ст. 272, п. 1 ст. 318 НК РФ).
При этом гл. 25 НК РФ также относит к прочим расходам расходы на консультационные и иные аналогичные услуги, оказываемые налогоплательщику (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ), и не содержит исчерпывающего перечня расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Для того чтобы расходы были учтены при налогообложении прибыли, они должны соответствовать критериям, указанным в ст. 252 НК РФ (п. 49 ст. 270 НК РФ).
Таким образом, по нашему мнению, указанные в вопросе пользователя расходы организация вправе отнести в
состав расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода, если они документально подтверждены, экономически обоснованы и необходимы для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Вопрос. У организации открыт счет в долларах США. В каком порядке для целей налогообложения прибыли учитываются результаты от переоценки остатка по счету?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ.
К внереализационным доходам организации, в частности, относится положительная курсовая разница, возникающая от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного Центральным банком РФ. Положительной курсовой разницей, в свою очередь, признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке выраженных в иностранной валюте обязательств (п. 11 ст. 250 НК РФ).
Внереализационными расходами организации, помимо прочих, признаются расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного Центральным банком РФ. При этом отрицательной курсовой разницей признается курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, или при дооценке выраженных в иностранной валюте обязательств (подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Отрицательная и положительная курсовые разницы, полученные от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, определяются по правилам бухгалтерского учета (см. разъяснения по применению подп. 8 и 11 ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ, изложенные в Методических рекомендациях по применению гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 26.02.2002 № БГ-3-02/98).
Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 26.02.2002 № БГ-3-02/98 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 25 «НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ» ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вопрос. Организация-экспортер представила налоговому органу все документы, указанные в ст. 165 НК РФ, а также счета-фактуры и документы, подтверждающие факт оплаты товаров поставщику. Налоговый орган отказывает в возмещении организации НДС. В качестве нарушения в решети указано, что отсутствуют документы, подтверждающие поставку данного товара продавцу поставщика экспортера. Проверка поставщика экспортера никаких нарушений не выявила. Правомерны ли действия налогового органа?
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Ответ. В соответствии с подп. 1, 2 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в специально оговоренных случаях (п. 1 ст. 172 НК РФ).
При этом вычеты сумм налога, предусмотренных ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) в таможенном режиме экспорта производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, и отдельной налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 164 НК РФ (п. 3 ст. 172 НК РФ). Также налоговые органы вправе на основании ст. 31 и 88 НК РФ проверить наличие счетов-фактур российских поставщиков и документов, подтверждающих факт оплаты товаров (работ, услуг), использованных в процессе производства экспортных товаров (п. 3 ст. 172, п. 4 ст. 176 НК РФ).
Считаем указанную в решении ИМНС причину отказа в возмещении НДС противоречащей действующему законодательству о налогах, поскольку организация не может нести ответственность за действия своих контрагентов во взаимоотношениях с третьими лицами и за действия третьих лиц, не являющихся контрагентами организации.
Приведенные доводы о неправомерности установления дополнительных, отличных от норм НК РФ, условий для возмещения НДС подтверждаются арбитражной практикой (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2002 № А26-5319/01 -02-10/234, от 03.04.2002 № А56-26709/01, от 24.12.2001 №А05-7175/01-358/10, от 13.11.2001 № А56-18 931/ 01, от 11.07.2001 № А56-5147/01 и др.).
В заключение напоминаем, что в случае если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать их в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. 137, 138 НКРФ).
А.И. ДЫБОВ
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.05.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. В мае 2002 года организация реализовала товар иностранной организации. Согласно контракту право собственности на товар переходит к иностранному покупателю при сдаче товара перевозчику. Покупатель от получения товара отказался, поскольку качество товара не соответствовало условиям контракта. Письменный отказ от получения товара организация получила в июне, в таможенном режиме реимпорта товар оформлен в июле 2002 года. Как отразить данную операцию в бухгалтерском учете? В какой момент возвращенный товар подлежит приходованию?
Ответ. В соответствии со ст. 32 Таможенного кодекса РФ (ред. от 10.02.99, с изменениями от 10.01.2002) реимпорт товаров - это таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Статьей 34 Таможенного кодекса РФ, в частности, установлено, что при реимпорте товаров в течение трех лет с момента вывоза таможенный орган РФ возвращает уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин, налогов. При реимпорте товаров лицо, перемещающее товары, возвращает суммы, полученные в качестве выплат или в результате иных льгот, предоставленных при вывозе товаров.
В Вашем случае иностранный покупатель от получения товара отказался, перевозчик привез товар назад. Для определения момента отражения возвращенного товара в учете поставщика необходимо учитывать условия заключенного договора, в частности: законодательством какой страны регулируются в данном случае отношения сторон.
Вместе с тем можно предложить следующий вариант. Учитывая, что право собственности на товар перешло к покупателю в момент передачи поставщиком товара перевозчику, возвращенный товар в учете поставщика следует, на наш взгляд, отразить при его получении, то есть в июле 2002 года.
В описанной ситуации в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, возможна следующая схема бухгалтерских проводок: Оприходован товар, поступивший по реимпорту Кт=41 Дт=62 СТОРНО
Выручка от продажи в части стоимости реимпортного
товара Кт=62 Дт=90-1
СТОРНО
Покупная стоимость реимпортного товара Кт=90-2 Дт=41
СТОРНО
Таможенные пошлины Кт=90-5 Дт=68
СТОРНО
Начисление налога на пользователей автодорог Кт=44 Дт=68 СТОРНО
Списание налога на пользователей автодорог Кт=90-2 Дт=44
C.B. СУПОТНИЦКИЙ
Ссылки на нормативные акты:
«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 10.02.99, с изм. от 10.01.2002)
ПРИКАЗ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ
Вопрос. Я намерен ввезти для личных целей (для строительства и оборудования дачи) строительные и отделочные материалы, кондиционер и другую бытовую технику из Италии. Подлежат ли уплате в таком случае таможенные платежи? Если да, то каков порядок их начисления?
Ответ. В соответствии со ст. 19 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном ТК РФ.
Порядок перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу РФ установлен Положением о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.07.99 № 783 в соответствии со ст. 109 ТК РФ.
Во исполнение указанного Постановления издан приказ ГТК России от 24.11.99 № 815 (зарегистрирован Минюстом России 14.01.2000 № 2048), которым утверждены Правила перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу РФ (далее - Правила).
Ввоз товаров физическими лицами на таможенную территорию РФ и вывоз ими товаров с этой территории осуществляется при условии уплаты таможенных пошлин и налогов, соблюдения мер экономической политики, а также выполнения других требований, установленных таможенным законодательством, если иное не предусмотрено указанными Правилами.
В соответствии с Правилами физические лица могут перемещать через таможенную границу РФ любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в РФ и вывозу из РФ, с соблюдением требований, установленных Таможенным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.
Правилами определен упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.
В соответствии с п. 3.1 Правил физические лица могут ввозить товары с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов при одновременном соблюдении следующих условий:
товары ввозятся при следовании лица через таможенную границу РФ в сопровождаемом или несопровождаемом багаже;
их количество не превышает размеры, установленные в приложении 1 к Правилам;
общая стоимость товаров, ввозимых в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, в эквивалентном выражении не превышает 1 000 дол. США включительно при условии, что общий вес товаров не превышает 50 кг включительно.
В случае ввоза товаров при следовании лица через таможенную границу РФ в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары облагаются таможенными пошлинами и налогами по единой ставке в размерах, предусмотренных Правилами, в части превышения стоимостных и весовых квот, установленных Правилами. Таможенные платежи в таком случае начисляются и взимаются с приложением таможенного приходного ордера.
В соответствии с п. 7.1 Правил общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования, налогообложения и таможенного оформления применяются, если физическим лицом, перемещающим товары, заявлено либо таможенным органом установлено, что товары предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности; если количество ввозимых товаров превышает размеры, указанные в приложении 1 к Правилам, - в части такого превышения.
Ссшки на нормативные акты:
«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 30.06.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.99 № 783 (ред. от 30.11.2001) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.11.99 № 815 (ред. от 10.03.2000) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ, ЛЬГОТНОМ ПОРЯДКЕ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.01.2000 №1 2048)
Вопрос. Я являюсь гражданином Белоруссии и работаю в Москве. Каков порядок временного ввоза на территорию РФ автомобиля, зарегистрированного в Республике Беларусь? Определены ли какие-либо ограничения при ввозе таких автомобилей?
Ответ. Порядок перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу РФ установлен Положением о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.07.99 № 783.
Во исполнение указанного Постановления приказом ГТК России от 24.11.99 № 814 (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2000, рег. № 2125) утверждены Правила перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ (далее -Правила), определяющие порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу РФ транспортных средств, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.
В соответствии с п. 2.6 Правил физические лица, постоянно проживающие за пределами РФ, могут временно ввозить на территорию РФ одно транспортное средство, зарегистрированное в иностранном государстве, на срок пребывания на территории РФ, но не более одного года включительно без уплаты
таможенных пошлин и налогов при условии, что в течение этого срока данное транспортное средство не будет отчуждаться, передаваться во владение, пользование либо распоряжение другим лицам.
Отчуждение, передача в пользование, владение либо распоряжение транспортного средства другому лицу допускаются с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных пошлин и налогов и выполнения других требований, предусмотренных таможенным законодательством.
В случае временного ввоза транспортных средств на срок свыше одного года допускается два оформления продления срока временного ввоза на срок до одного года и при условии уплаты 50% совокупного таможенного платежа при каждом таком продлении. Временно ввезенные транспортные средства подлежат обязательному вывозу за пределы РФ до дня истечения срока временного ввоза. При вывозе за пределы РФ уплаченные суммы не возвращаются.
Повторный временный ввоз физическим лицом транспортного средства, возвращенного за пределы РФ после временного ввоза на срок не менее 6 месяцев, не допускается без уплаты таможенных пошлин и налогов в течение 6 месяцев со дня вывоза транспортного средства.
К.Л. КУРОЧКИН
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.99 № 783 (ред. от 30.11.2001) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.11.99 № 814 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ, ЛЬГОТНОМ ПОРЯДКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 18.02.2000 № 2125)
АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ
Вопрос. Какие виды счетов в иностранной валюте вправе иметь юридические лица - резиденты РФ?
Ответ. Юридические лица могут открывать счета в иностранных банках, во-первых, в случаях и порядке, установленных законодательством, во-вторых, по индивидуальным разрешениям Банка России. Законодательство предоставило резидентам следующие возможности по открытию счетов в иностранных банках.
1. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.10.92 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты могут иметь счета в иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой валютой, в банках за пределами территории РФ для расчетов по договорам международного строительного подряда, заключенным с субподрядчиками, выполняющими
отдельные виды работ (услуг), расчетов, связанных с закупкой необходимых для исполнения указанных договоров товаров, и расчетов с командированными специалистами - гражданами РФ, осуществляемых в соответствии с этими договорами. Резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии рассматриваемых счетов на основании указанных выше договоров и ежемесячно отчитываться перед налоговыми органами о движении денежных средств на этих счетах с приложением банковских выписок по таким счетам. Понятие иностранной валюты, не являющейся свободно конвертируемой, раскрывается в п. 12 ст. 1 Закона о валютном регулировании. Это иностранная валюта (п. 3 ст. 1 Закона о валютном регулировании), которая без ограничений не обменивается на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций. Указанием ЦБ РФ от 03.08.2001 № 1010-У установлен Перечень иностранных государств (территорий) и их валют, не являющихся свободно конвертируемыми, в которых резиденты могут в уведомительном порядке открывать счета за пределами РФ для обеспечения расчетов по договорам международного строительного подряда.
2. В соответствии с п. 2.1 Положения ЦБ РФ от 22.04.97 № 436 «О порядке выдачи разрешений на открытие и ведение валютных счетов, открываемых юридическими лицами-резидентами для оплаты расходов на содержание их заграничных представительств» юридическое лицо, имеющее валютные счета в уполномоченных банках РФ, может открывать валютные счета в банке-нерезиденте в стране местонахождения представительства для целей оплаты расходов на содержание представительства. По указанным счетам не допускается проведение расчетов по коммерческим операциям, а также осуществление расходов по операциям, не предусмотренным сметой расходов на содержание представительства.
Положение установило разрешительный порядок открытия рассматриваемых счетов. Разрешения на открытие и ведение валютных счетов за границей выдаются территориальными учреждениями ЦБ РФ по месту государственной регистрации юридического лица.
Уполномоченные банки РФ открывают юридическим лицам - резидентам РФ три вида валютных счетов: текущий валютный счет, транзитный валютный счет (п. 6 Инструкции ЦБ РФ от 29.06.92 № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации») и специальный транзитный валютный счет (п. 1.3 указания ЦБ РФ от 20.10.98 № 383-У «О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»), Соответственно в практике возник вопрос, сколько договоров банковского счета заключает уполномоченный банк и его клиент при открытии указанных видов счетов - один или три. Правовой режим транзитного и специального транзитного валютного счета предусматривает осуществление
определенного круга банковских операций, которые могут совершаться по поручению клиента. Поскольку клиент распоряжается указанными счетами (хотя и в ограниченных пределах), нельзя сделать вывод о том, что транзитный и специальный транзитный валютные счета являются внутренними счетами бухгалтерского учета банка. Однако рассматриваемые счета не могут быть открыты при отсутствии текущего валютного счета. Отсюда очевиден их несамостоятельный характер. Круг операций, проводимых по рассматриваемым счетам, непосредственно связан с конкретными задачами валютного контроля. Именно поэтому указанные операции были искусственно изъяты из режима текущего валютного счета. Отсюда следует, что уполномоченный банк заключает с клиентом -юридическим лицом один договор банковского счета, который исполняется путем открытия трех видов счетов с разным правовым режимом: текущего валютного счета (основной) и двух счетов-сателлитов - транзитного валютного и специального транзитного валютного счета.
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 09.10.92 № 3615-1 (ред. от 30.12.2001)
«О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ
КОНТРОЛЕ»
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 03.08.2001 № ЮЮ-У «О ПЕРЕЧНЕ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ (ТЕРРИТОРИЙ) И ИХ ВАЛЮТ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ СВОБОДНО КОНВЕРТИРУЕМЫМИ, В КОТОРЫХ РЕЗИДЕНТЫ МОГУТ В УВЕДОМИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ОТКРЫВАТЬ СЧЕТА ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСЧЕТОВ ПО ДОГОВОРАМ МЕЖДУНАРОДНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА»
ПРИКАЗ ЦБ РФ от 22.04.97 № 02-193 (ред. от 22.02.2000) «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ «О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ НА ОТКРЫТИЕ И ВЕДЕНИЕ ВАЛЮТНЫХ СЧЕТОВ, ОТКРЫВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ -РЕЗИДЕНТАМИ ДЛЯ ОПЛАТЫ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ИХ ЗАГРАНИЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ» (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ от 22.04.97 № 436)
ПРИКАЗ ЦБ РФ от 29.06.92 № 02-104А (ред. от 18.06.99) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОБЪЕДИНЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЧАСТИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ЧЕРЕЗ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ БАНКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ НА ВНУТРЕННЕМ ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ ЦБ РФ от 29.06.92 № 7)
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 20.10.98 № 383-У (ред. от 21.06.2000) «О ПОРЯДКЕ СОВЕРШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ - РЕЗИДЕНТАМИ ОПЕРАЦИЙ ПОКУПКИ И ОБРАТНОЙ ПРОДАЖИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ НА ВНУТРЕННЕМ ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вопрос. Какие виды счетов в рублях вправе открывать нерезиденты в уполномоченных банках?
Ответ. Юридические и физические лица - нерезиденты РФ могут иметь счета в валюте РФ в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и валюте РФ устанавливает Банк России (пп. 1 и 2 ст. 7 Закона РФ от 09.10.92 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»).
1. В соответствии с инструкцией ЦБ РФ от 12.10.2000 № 93-И «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам» уполномоченные банки вправе открывать нерезидентам три типа счетов: «К», «Н» и «Ф».
Счет типа «К» («конвертируемый счет») открывается физическим и юридическим лицам - нерезидентам, в том числе банкам - нерезидентам, и официальным представительствам для расчетов в валюте РФ по операциям, круг которых императивно определен в приложении № 1 к Инструкции ЦБ РФ от 12.10.2000 № 93-И. Денежные средства на счетах типа «К» могут свободно использоваться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ и после конвертации переводиться за границу.
Счет типа «Н» («неконвертируемый счет») открывается физическим и юридическим лицам - нерезидентам, в том числе банкам - нерезидентам, и официальным представительствам для расчетов в валюте РФ по операциям, круг которых императивно определен в приложении № 1 к Инструкции ЦБ РФ от 12.10.2000 № 93-И. Денежные средства на счетах типа «Н» не могут свободно использоваться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ. Покупка иностранной валюты за счет средств, находящихся на счетах типа «Н», может быть осуществлена в порядке, установленном п. 3.8 указанной Инструкции, только через 365 дней после получения уполномоченным банком поручения нерезидента на покупку валюты.
Счет типа «Ф» (счет «физического лица») открывается физическим лицам - нерезидентам для совершения операций, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
2. Определенные виды инвестиций нерезидентов в экономику РФ (покупка долей участия в уставном капитале резидентов, операции с определенными видами ценных бумаг, предоставление резиденту целевого рублевого кредита) могут осуществляться только в валюте РФ со счетов типа «С». Правовой режим указанных счетов определен постановлением Правительства РФ от 20.11.99 № 1272 «Об осуществлении иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа «С»; Инструкцией ЦБ РФ от 28.12.2000 № 96-И «О специальных счетах нерезидентов типа «С»; Положением ЦБ РФ от 03.10.2000
№ 123-П «О порядке осуществления иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа «С»; указанием ЦБ РФ от 23.03.99 №520-У «О порядке перевода банками, имеющими разрешение Банка России на открытие и ведение счетов типа «С», денежных средств нерезидентов со счетов типа «С» (инвестиционных) на счета типа «С» (конверсионные)»; указанием ЦБ РФ от 31.01.2001 № 913-У; указанием ЦБ РФ от 27.06.2001 № 987-У «О переводе денежных средств по специальным счетам нерезидентов типа «С» (инвестиционным) и сроке нахождения денежных средств нерезидентов на транзитных счетах»; указанием ЦБ РФ от 27.06.2001 № 985-У «О порядке зачисления дивидендов, процентов и дохода по бескупонным облигациям на специальные счета нерезидентов типа «С» (конверсионные)»; указанием ЦБ РФ от 02.07.2001 № 991-У «О перечне ценных бумаг, операции с которыми осуществляются нерезидентами с использованием специальных счетов нерезидентов типа «С».
Для осуществления указанных инвестиций нерезидентам открываются следующие виды счетов типа «С» в валюте РФ: счет типа «С» (конверсионный) - предназначен для осуществления сделок по покупке и продаже нерезидентом иностранной валюты за валюту РФ для целей осуществления рассматриваемых инвестиций. Сделки по покупке ценных бумаг не могут оплачиваться с указанного счета. На него могут быть зачислены денежные средства от продажи (погашения) ценных бумаг, в том числе выплаты процентного дохода и дивидендов;
счет типа «С» (инвестиционный) - предназначен для осуществления нерезидентом установленных законодательством инвестиционных операций. Со счета типа «С» (инвестиционного) денежные средства не могут использоваться для осуществления операций по купле-продаже нерезидентом иностранной валюты; счет типа «С» (проектный) - предназначен для осуществления нерезидентом инвестиций в экономику РФ в соответствии с Положением ЦБ РФ от 03.10.2000 № 123-П «О порядке осуществления иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа «С».
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 09.10.92 №3615-1 (ред. от 30.12.2001)
«О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ
КОНТРОЛЕ»
ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 12.10.2000 № 93-И (с изм. от 23.03.99) «О ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ НЕРЕЗИДЕНТОВ В ВАЛЮТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ЭТИМ СЧЕТАМ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 28.11.2000 № 2469)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 20.11.99 № 1272 «ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ СЧЕТАХ НЕРЕЗИДЕНТОВ ТИПА «С»
ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 28.12.2000 № 96-И «О СПЕЦИАЛЬНЫХ СЧЕТАХ НЕРЕЗИДЕНТОВ ТИПА «С» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 26.02.2001 № 2588)
«ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ СЧЕТАХ НЕРЕЗИДЕНТОВ ТИПА «С» (утв. ЦБ РФ 03.10.2000 № 123-П) (ред. от 12.10.2001) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2001№ 2567)
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 23.03.99 № 520-У (ред. от 27.06.2001, с изм. от 05.11.2001) «О ПОРЯДКЕ ПЕРЕВОДА БАНКАМИ, ИМЕЮЩИМИ РАЗРЕШЕНИЕ БАНКА РОССИИ НА ОТКРЫТИЕ И ВЕДЕНИЕ СЧЕТОВ ТИПА «С», ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НЕРЕЗИДЕНТОВ СО СЧЕТОВ ТИПА «С» (ИНВЕСТИЦИОННЫХ) НА СЧЕТА ТИПА «С» (КОНВЕРСИОННЫЕ)»
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 31.01.2001 № 913-У <0 ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЯ УКАЗАНИЯ ЦБ РФ ОТ 23.03.99 № 520-У>
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 27.06.2001 № 987-У «О ПЕРЕВОДЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ СЧЕТАМ НЕРЕЗИДЕНТОВ ТИПА «С» (ИНВЕСТИЦИОННЫМ) И СРОКЕ НАХОЖДЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НЕРЕЗИДЕНТОВ НА ТРАНЗИТНЫХ СЧЕТАХ»
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 27.06.2001 № 985-У (ред. от 05.11.2001) «О ПОРЯДКЕ ЗАЧИСЛЕНИЯ ДИВИДЕНДОВ, ПРОЦЕНТОВ И ДОХОДА ПО БЕСКУПОННЫМ ОБЛИГАЦИЯМ НА СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЧЕТА НЕРЕЗИДЕНТОВ ТИПА «С» (КОНВЕРСИОННЫЕ)»
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 02.07.2001 № 991-У «О ПЕРЕЧНЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, ОПЕРАЦИИ С КОТОРЫМИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ НЕРЕЗИДЕНТАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ СЧЕТОВ НЕРЕЗИДЕНТОВ ТИПА «С»
Вопрос. Какие виды счетов в Ответ. Юридические лица и граждане - резиденты РФ
иностранной валюте вправе иметь вправе иметь валютные счета в уполномоченных банках РФ, а в резиденты РФ? банках за пределами РФ - в случаях и на условиях, установлен-
ных ЦБ РФ (пп. 1 и 2 ст. 5 Закона РФ от 09.10.92 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Граждане - резиденты РФ вправе открывать счета в иностранной валюте в зарубежных банках на время их пребывания за рубежом (п. 11 разд. VIII Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР, утвержденных письмом Госбанка СССР от 24.05.91 № 352), а также вне связи со своим пребыванием за границей - в случаях и порядке, установленных Инструкцией ЦБ РФ от 29.08.2001 № 100-И «О счетах физических лиц - резидентов в банках за пределами Российской Федерации».
Л.Г. ЕФИМОВА
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 09.10.92 № 3615-1 (ред. от 30.12.2001)
«О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ
КОНТРОЛЕ»
ПИСЬМО Госбанка СССР от 24.05.91 № 352 (ред. от 02.09.94) «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГУЛИРОВАНИИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СССР»
ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 29.08.2001 № 100-И «О СЧЕТАХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - РЕЗИДЕНТОВ В БАНКАХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 14.09.2001 № 2937)