Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. В целях правильного применения налогового законодательства просим проконсультировать по следующему вопросу.

Сотрудник российской туристической фирмы, не являющийся членом органа управления организации, в течение календарного года неоднократно направлялся в служебные командировки за пределы Российской Федерации. За выполняемую работу он получал заработную плату, а также суточные сверх законодательно установленных норм.

К какому виду доходов в соответствии со ст. 208 НК РФ (от источников в Российской Федерации или от источников за пределами Российской Федерации) будут относиться доходы сотрудника турфирмы, учитывая, что в силу ее специфики работа выполняется и на территории России, и на территории других государств?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 30 апреля 2003 г. № 04-06-05/1/26

В связи с обращением Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации сообщает следующее.

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

Поскольку в рассматриваемом случае физическое лицо, направлявшееся российской компанией в служебные командировки за пределы России, выполняло работу в интересах этой российской компании, и источник выплаты его заработной платы также находился в России, можно рассматривать зарплату и суточные указанного физического лица, которые выплачивались ему российской компанией в связи с краткосрочными зарубежными командировками, как доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Вопрос. Организация, имеющая свои представительства за рубежом, командирует своих специалистов за границу на строящиеся объекты для обеспечения надзора за строительством, выполнения про-ектно-изыскательских и других работ на срок до года и более года. В представительствах на основании смет расходов работникам выпла-

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 23 сентября 2003 г. № 04-04-04/105

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу обложения единым социальным налогом выплат, начисляемых работникам российских организаций, направленным для работы за границу, и сообщает следующее.

чивается заработная плата в иностранной валюте. Доходы физических лиц облагаются налогом в пользу иностранного государства. В смету расходов также включаются расходы на медицинское обслуживание. Больничные листы этим работникам не выдаются и не оплачиваются. Все сотрудники застрахованы от несчастных случаев.

Подлежат ли обложению единым социальным налогом выплаты (заработная плата) в иностранной валюте, производимые организацией в пользу сотрудников, командированных за рубеж? Начисляются ли на указанные выплаты страховые взносы на обязательное пенсионное страхование?

В соответствии с положениями ст. 235 и 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) обложению единым социальным налогом подлежат выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам, производимые российскими юридическими лицами в пользу физических лиц. При этом не устанавливается каких-либо условий в отношении места выполнения работ или оказания услуг по указанным договорам и гражданства лиц, которым производятся выплаты по таким договорам. Таким образом, выплаты работникам российских организаций, занятым как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами (в зарубежных филиалах, представительствах, отделениях, бюро, корпунктах и т.п.), подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Одновременно необходимо учитывать, что согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на граждан Российской Федерации на период их работы за границей не распространяется обязательное пенсионное страхование и данный период работы не засчитывается в страховой стаж при определении права на получение трудовой пенсии. Следовательно, по выплатам, производимым работникам, направленным для работы за границу, не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и, соответственно, при исчислении единого социального налога налоговый вычет, предусмотренный п. 2 ст. 243 Кодекса, не применяется. Однако следует отметить, что в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и самостоятельно осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. КОМОВА

Вопрос. Российская организация на основании трудовых договоров привлекает граждан стран СНГ в качестве работников для осуществления строительных работ в Индии и Ираке. Следует ли организации уплачивать ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу работников — иностранных граждан?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 30 сентября 2003 г. № 04-04-04/110

В связи с письмами по вопросу уплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование российской организацией с выплат своим работникам — иностранным гражданам, направляе-

мым для работы за границу, Департамент налоговой политики сообщает.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2003 г. утратила силу норма п. 2 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в соответствии с которой в 2001 и в 2002 гг. освобождались от уплаты единого социального налога (далее — ЕСН) налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае если такие иностранные граждане и лица без гражданства, в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем, не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемые, соответственно, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования.

Вопросы применения ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении иностранных граждан, осуществляющих деятельность как в Российской Федерации, так и в представительствах российских организаций за рубежом, рассмотрены Минфином России совместно с МНС России, Минтрудом России, Пенсионным фондом Российской Федерации, и в результате анализа положений ст. 11, 19, 235 и 236 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 11, 13, 56 — 59 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» решено следующее.

С 1 января 2003 г. налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, уплачивают ЕСН в общеустановленном порядке. При этом объектом налогообложения по ЕСН для российских организаций являются любые начисленные в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства выплаты по упомянутым договорам, в том числе связанные с выполнением работ (оказанием услуг) за пределами территории Российской Федерации (в филиалах, представительствах, отделениях, бюро, на стройплощадках, в корпунктах этих организаций).

Таким образом, у организации возникает обязанность по уплате ЕСН с производимых выплат в пользу иностранных работников, занятых за пределами Российской Федерации (на стройплощадках организации в Индии, Ираке), независимо от наличия или отсутствия прав дан-

ных работников на пенсионное и социальное обеспечение в Российской Федерации за счет средств соответствующих фондов.

Что касается уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за своих работников-иностранцев, то согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются только иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. Поэтому страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по выплатам в пользу иностранных работников, не являющихся застрахованными лицами, не уплачиваются, и, соответственно, налоговый вычет, предусмотренный при исчислении ЕСН п. 2 ст. 243 Кодекса, не производится.

Руководитель Департамента налоговой политики А. И. ИВАНЕЕВ

Вопрос. Российская организация в качестве поверенного по договору поручения с организацией — резидентом Германии (доверитель) заключила от имени доверителя договор с узбекской фирмой на оказание инжиниринговых услуг. В соответствии сп. 1 ст. 971 ГК РФ права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. В связи с изложенным просим разъяснить, возникает ли у российской организации — поверенного обязанность по уплате НДС в России и если да, то каким образом определяется налоговая база?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 26 ноября 2003 г. № 04-03-08/49

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании узбекской фирмой инжиниринговых услуг в рамках договора поручения, заключенного российским поверенным с иностранным лицом (доверителем), и сообщает следующее.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса местом реализации инжиниринговых услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, местом реализации инжиниринговых услуг, оказанных узбекской фирмой по договору с российской организацией, совершающей действия от имени и за счет немецкого доверителя в рамках договора поручения, территория Российской Федерации не признается, и, соответственно, указанные услуги на территории Рос-

сийской Федерации налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Что касается посреднических услуг, оказываемых организацией в рамках договора поручения, заключенного с немецким доверителем, то место реализации таких работ следует определять на основании подп. 5 п. 1 ст. 148 Кодекса. Так, в соответствии с нормой, установленной данным подпунктом, местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации, которая выполняет работы (оказывает услуги), осуществляется на территории Российской Федерации. При этом согласно п. 2 ст. 148 Кодекса местом осуществления деятельности организации считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.

Таким образом, местом реализации услуг, оказываемых организацией в рамках указанного договора, признается территория Российской Федерации.

На основании ст. 156 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица в рамках договора поручения, определяют налоговую базу по налогу на добавленную стоимость как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении этого договора.

Учитывая изложенное, выручка, полученная организацией по договору с немецкой компанией, включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в части полученного вознаграждения.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Иностранная организация сдает российской организации в аренду судно на условиях «бербоут-чартер». Как уплачивается в указанном случае НДС, если:

1) судну предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

2) судно зарегистрировано в бер-боут-чартерном реестре;

3) судно эксплуатируется в пределах территории Российской Федерации и не выходит за ее пределы;

4) срок аренды судна составляет 2 года?

Ответ. В соответствии с нормами гражданского законодательства договор аренды является договором, по которому одна сторона (арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (арендатору) какое-либо имущество в пользование за определенное вознаграждение — арендную плату.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Бербоут-чартер является договором фрахтования, согласно условиям которого судовладелец передает фрахтователю судно без экипажа на условиях аренды. На время аренды фрахтователь является временным владельцем судна и несет все расходы по его эксплуатации.

Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрена обязательная регистрация судов в одном из реестров судов Российской Федерации (включая бербоут-чартерный реестр).

В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Следовательно, предоставление иностранными лицами в пользование морских судов или судов внутреннего плавания по договору аренды без экипажа (бербоут-чартер) российским налогоплательщикам следует относить к услугам по сдаче в аренду недвижимого имущества.

Порядок обложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг), приобретаемых российскими налогоплательщиками у иностранных лиц, регулируется гл.21 Налогового кодекса РФ и зависит от места реализации выполняемых работ (оказываемых услуг).

При рассмотрении вопросов, связанных с определением места реализации по предоставлению в пользование иностранными лицами морских судов или судов внутреннего плавания по договору фрахтования судна без экипажа (бер-боут-чартер) российским налогоплательщикам, следует руководствоваться под п. 5 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ.

При этом п. 4 ст. 148 НК РФ установлено, что документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Вопрос. Уплачивается ли НДС при осуществлении российскими организациями международных автомобильных перевозок?

Ответ. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения работ (оказания услуг), не предусмотренных подп. 1 — 4 данного пункта).

В соответствии с п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих услуги), не предусмотренные подп. 1 — 4 п. 1 настоящей статьи, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а

при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя.

В подп. 1 — 4 п. 1 ст. 148 НК РФ не перечислены услуги по перевозке автомобильным транспортом.

Соответственно, при осуществлении российской организацией международных автомобильных перевозок местом реализации указанных услуг признается территория Российской Федерации, и, таким образом, данные услуги подлежат налогообложению в Российской Федерации в общеустановленном порядке.

H.A. ЗАХАРОВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Иностранная организация — владелец морского судна пользуется услугами российских судоремонтных заводов, оплачивая стоимость ремонта с учетом НДС. При этом сама иностранная организация не осуществляет деятельность и не получает доходов от источников в Российской Федерации. Вправе ли такая иностранная организация претендовать на получение возмещения таких сумм НДС, если с этой целью она встанет на учет в налоговом органе?

Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 171 Налогового кодекса РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику — иностранному лицу при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности, подлежат возврату такому лицу только после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого лица, в той части, в которой приобретенные товары (работы, услуги) использованы при производстве товаров (работ, услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту, и при условии постановки иностранной организации на учет в налоговом органе.

Пункт 1 ст. 176 НК РФ предусматривает возможность возмещения сумм НДС только налогоплательщику и только для случаев, когда по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения.

Таким образом, право на применение вычета или получение возврата указанных сумм налога Кодекс предоставляет только налогоплательщикам — иностранным организациям, которые реализуют на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) самостоятельно или через свои подразделения и состоят на учете в налоговом органе в связи с осуществлением такой деятельности.

При этом Кодекс не содержит норм, предусматривающих возможность возмещения НДС по приобретенным в России товарам (работам, услугам) в случае, если их покупатель является конечным потребителем услуг, а сам при этом не реализует на территории России товары (работы, услуги), признаваемые объектом налогообложения по НДС (за исключением установленных Кодексом случаев).

Учитывая тот факт, что в рассматриваемой ситуации иностранная компания не осуществляет никакой предпринимательской деятельности на территории России и не извлекает доходов из российских источников, она не является плательщиком НДС, вследствие чего оснований для возмещения сумм НДС не имеется вне зависимости от факта постановки на учет.

Вопрос. Каким образом следует представлять декларацию и уплачивать НДС иностранной организации, осуществляющей деятельность на строительных площадках, расположенных в нескольких регионах Российской Федерации, подконтрольных разным налоговым органам, в каждом из которых нерезидент состоит на учете?

Ответ. Статьей 144 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Это означает, что постановка на учет привязана к обособленному подразделению иностранной организации, непосредственно осуществляющему предпринимательскую деятельность.

В то же время в настоящее время российским законодательством не установлено специальной процедуры постановки на учет в налоговом органе таких иностранных организаций в качестве плательщиков НДС.

Вместе с тем в силу п. 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (утв. Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124) иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году, через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, подлежат постановке на учет в налоговых органах в каждом из мест осуществления деятельности с присвоением ИНН.

Таким образом, иностранная организация, реализующая на территории России облагаемые НДС работы, услуги и состоящая на учете в налоговом органе в каждом из мест осуществления деятельности своих подразделений, является плательщиком НДС, который должен самостоятельно рассчитывать налоговые обязательства по НДС в налоговых декларациях, составленных каждым подразделением отдельно, представлять их в соответствующий налоговый орган и уплачивать в бюджет сумму налога, определенную в этих декларациях, по месту постановки на учет.

Представлять консолидированную декларацию по НДС, составленную, в частности, по нескольким строительным объектам, и централизованно уплачивать НДС, исчисленный в такой декларации, через одно из подразделений иностранной организации (например, московский филиал) неправомерно.

Вопрос. В рамках внешнеторгового контракта на поставку оборудования с российской организацией фирма — резидент Германии проводит на территории Германии

Ответ. В связи с тем что услуги по организации отправки оборудования российскому заказчику, оказываемые иностранной организацией на территории Германии, не подпадают под перечень услуг, поименованных в подп. 1 — 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации,

организационно-подготовительные мероприятия, связанные с отправкой экспортируемого оборудования, а также оказывает инжиниринговые услуги, связанные с управлением проектом и настройкой ввезенного оборудования, посредством своего отделения в Москве. Какие из данных операций, реализуемых немецкой фирмой, облагаются НДС в России?

место их реализации определяется в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 148 Кодекса как место деятельности организации, которая выполняет работы (оказывает услуги).

При этом согласно п. 2 указанной статьи местом осуществления деятельности организации — продавца услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство).

В связи с тем, что рассматриваемые услуги оказываются специалистами головного офиса немецкой компании на территории Германии без привлечения ее московского представительства, местом реализации данных услуг территория Российской Федерации признана не будет, и, следовательно, реализация указанных услуг не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Что касается инжиниринговых услуг, оказанных специалистами российского отделения, они подлежат налогообложению в Российской Федерации на основании подп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса, поскольку в данном случае покупатель услуг — российская организация, действующая в России на основе государственной регистрации.

Вопрос. Облагаются ли НДС услуги, оказанные российской организации иностранной компанией, не имеющей отделений и не осуществляющей деятельность в Российской Федерации, которые заключаются в организации проведения экспертизы российского товара, проводимой иностранными экспертами на территории зарубежных государств?

Ответ. По общему правилу, установленному подп. 5 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации, местом реализации работ (услуг), не предусмотренных подп. 1 — 4 п. 1 той же статьи, является место деятельности организации, выполняющей работы (оказывающей услуги). При этом местом деятельности организации — исполнителя работ (услуг) п. 2 ст. 148 Кодекса определяет территорию Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории России на основании государственной регистрации, а при отсутствии таковой — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа или места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации, если работы выполнены (услуги оказаны) через это представительство.

При этом услуги считаются оказанными через постоянное представительство или иное обособленное подразделение иностранной организации в том случае, если они связаны с деятельностью такого подразделения, что может быть подтверждено документами, определенными п. 4 ст. 148 Кодекса, к которым относятся договор об оказании

услуг и документы, подтверждающие факт оказания услуг (акты приемки, протоколы и т.п. ).

В случае если иностранная компания оказывает услуги по организации экспертизы на территории зарубежного государства и не имеет при этом в России отделения или иного места деятельности, через которое эти услуги оказываются, местом реализации данных услуг территория Российской Федерации являться не будет. На этом основании реализация рассматриваемых услуг не облагается НДС в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.Б. ПОКРОВСКАЯ

Советник налоговой службы I ранга

Вопрос. Подлежат ли включению в налоговую базу по НДС суммы, перечисляемые российской организацией иностранной компании за размещение рекламы в справочнике, издаваемом за рубежом?

Ответ. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ местом реализации рекламных услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации.

Учитывая изложенное, суммы, перечисляемые российской организацией за рекламные услуги иностранной компании, подлежат включению в налоговую базу по НДС.

A.B. КРАШЕНИННИКОВ

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. С какой суммы физическое лицо — резидент Российской Федерации уплачивает налог с дохода в виде процента по вкладу, открытому в иностранном банке, находящемся за пределами Российской Федерации?

Ответ. Подпунктом 1 п. 3 ст. 208 Налогового кодекса РФ установлено, что к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исходя из сумм таких доходов.

При этом положения абз. 3 подп. 27 п. 1 ст. 217 НК РФ, предусматривающие, что не подлежат налогообложению доходы физических лиц в виде процентов, получаемых ими по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если установленная ставка не превышает 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте, не распространяются на физических лиц, получающих доходы в виде процентов от иностранных банков, находящихся за пределами Российской Федерации.

Таким образом, физическое лицо — резидент Российской Федерации уплачивает налог со всей суммы дохода в виде процента по вкладу, открытому в иностранном банке.

Вместе с тем положениями п. 1 ст. 232 НК РФ установлено, что фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся резидентом Российской Федерации, за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не зас-читываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.

Следовательно, если с процента по банковскому счету налогоплательщика — резидента Российской Федерации, открытому в иностранном банке, был удержан налог в соответствии с законодательством другого государства и в случае если между этим государством и Российской Федерацией заключен договор об избежании двойного налогообложения, налогоплательщик вправе уменьшить доход от процента на сумму удержанного налога.

Л.А. БРАНДТ

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Финская строительная компания осуществляет строительно -монтажные работы на территории г. Москвы. Строительная площадка зарегистрирована в налоговом органе г. Москвы, работы на стройплощадке начаты в феврале 2000 г. и ведутся по настоящее время. В соответствии с положениями Соглашения между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики от 06.10.1987 указанная строительная площадка с февраля 2003 г. представляет собой постоянное представительство. На стройплощадке работают граждане Финляндии, которые имеют контракты на работу, заключенные с головным офисом, зарплата выплачивается им в Финляндии, никаких выплат на территории России им не производится.

Можно ли представительству при определении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль в РФ учитывать расходы по заработной плате, произведенные за границей головным офисом?

Ответ. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в соответствии со ст. 246 гл. 25 Налогового кодекса РФ признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанной категории налогоплательщиков согласно ст. 247 НК РФ признаются полученные через постоянное представительство доходы, уменьшенные на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, которые определяются в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ.

Для целей налогообложения принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно: расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными и при этом произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

К расходам, связанным с производством и реализацией и учитываемым при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, в частности, относятся расходы на оплату труда, в которые согласно ст. 255 НК РФ включаются начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Инструкцией по заполнению Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, утверж-

денной Приказом МНС России от 07.03.2002 № БГ-3-23/118, предусмотрено, что суммы расходов, указываемые по строкам разд. 5 Декларации (в том числе расходы на оплату труда, отражаемые по строке 010), включают в себя соответствующие расходы, переданные головным офисом, в случае если такая возможность передачи предусмотрена соответствующим соглашением об избежании двойного налогообложения.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 04.05.1996, вступившего в силу с 14.12.2002, при определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая управленческие и общие административные расходы, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте.

Учитывая изложенное, иностранное юридическое лицо — резидент Финляндии, осуществляющее деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, вправе при определении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль в Российской Федерации учитывать документально подтвержденные расходы на оплату труда работников постоянного представительства, произведенные головным офисом в соответствии с трудовым контрактом (договором).

Вопрос. Российская организация по договору аренды имущества арендует у белорусской организации имущество (полиграфическое оборудование), находящееся на территории г. Москвы. Договором аренды предусмотрено, что арендная плата может вноситься российской организацией следующим образом:

- путем перечисления денежных средств на расчетный счет арендодателя (белорусской организации);

- путем предоставления арендатором арендодателю согласованных услуг;

- путем передачи арендатором в собственность арендодателю согласованных товаров.

Просим разъяснить порядок исчисления и уплаты налога с доходов белорусской организации — арендодателя.

Ответ. Статьей 246 гл. 25 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации. Объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанной категории организаций признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты, если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации, относятся, в частности, доходы от сдачи в аренду имущества, используемого на территории Российской Федерации.

Налог с указанного вида дохода исчисляется по ставке, предусмотренной подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ, то есть по ставке 20 процентов.

Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятыми в

соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то в соответствии со ст. 7 части первой НК РФ применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В отношениях с Республикой Беларусь действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, ст. 18 которого предусмотрено, что виды доходов, возникающие из источников в Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации), о которых не говорится в специальных статьях Соглашения, могут облагаться налогом в этом Государстве (в Российской Федерации).

В связи с тем, что специальными статьями Соглашения не определен порядок налогообложения доходов, получаемых резидентами договаривающихся государств от использования движимого имущества, налогообложение таких доходов должно производиться в соответствии с положениями ст. 18 Соглашения, то есть доходы белорусской организации от сдачи в аренду движимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению в Российской Федерации.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, в порядке, установленном ст. 310 НК РФ.

При этом п. 3 ст. 309 НК РФ предусмотрено, что доходы, перечисленные в п. 1 ст. 309 НК РФ, являются объектом налогообложения по налогу на прибыль независимо от формы, в которой получены такие доходы, в частности в натуральной форме, путем погашения обязательств, в виде прощения долга или зачета требований. В таких случаях налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме (п. 7 разд.2 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150).

Налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов (декларации) ст. 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, утвержденной Приказом МНС России от 24.01.2002 № БГ-3-23/31.

E.H. СОКОЛОВА

Советник налоговой службы III ранга

Вопрос. В соответствии с российским законодательством для отделений иностранных организаций, участвующих в едином технологическом процессе, предусмотрена возможность расчета налогооблагаемой прибыли в целом по группе таких отделений.

Может ли иностранная организация состоять на учете только по месту нахождения отделения, ведущего учет по группе отделений, участвующих в едином технологическом процессе?

Ответ. В соответствии со ст. 307 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению.

Этой же статьей предусматривается, что, в случае если иностранная организация, имеющая несколько отделений на территории Российской Федерации, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, осуществляет через такие отделения деятельность в рамках единого технологического процесса, такая организация вправе рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям).

Исходя из п. 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (далее — Положение), в случае если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.

При этом, если иностранная организация осуществляет деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, она подлежит постановке на учет в каждом из них.

При этом иностранная организация обязана встать на учет по каждому месту осуществления деятельности независимо от вида этой деятельности и характера взаимосвязи отдельных ее подразделений.

Вместе с тем в Положении отсутствует как самостоятельное основание постановки на учет иностранной организации осуществление ею деятельности через отделения в рамках единого технологического процесса.

Кроме того, если иностранная организация осуществляет деятельность через отделения в рамках единого технологического процесса, определение такой деятельности производится по согласованию с МНС России, то есть каждый такой случай рассматривается отдельно с учетом всех представленных материалов, то есть фактически после того, как эти отделения должны уже состоять на учете в налоговых органах Российской Федерации.

Вопрос. Изменится ли в связи с Приказом МНС России от 28.07.2003 № БГ-3-09/426 «Об учете иностранных организаций в налоговых органах» установленный порядок

Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 307 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более чем одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая

расчета налоговой базы и сумм налогов иностранных организаций при осуществлении ими деятельности в Российской Федерации через несколько отделений?

база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению, при этом консолидация расчетов налоговой базы и суммы налога по разным отделениям иностранной организации не допускается.

Однако это положение не относится к отделениям иностранной организации, осуществляющим деятельность в рамках единого технологического процесса.

Законодательством Российской Федерации предусматривается представление налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации в каждый из налоговых органов по месту постановки на учет отделений иностранных организаций.

Приказ МНС России от 28.07.2003 № БГ-3-09/426 устанавливает новый порядок формирования ИНН иностранных организаций с использованием Справочника КИО. В соответствии с этим порядком предполагается, что у всех отделений иностранной организации на всей территории Российской Федерации будет сформирован единый идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Вместе с тем использование кода причины постановки на учет (КПП) позволит идентифицировать каждое отделение иностранной организации, и наличие у иностранной организации единого ИНН не приведет к изменению установленного порядка расчета налоговой базы и сумм налогов, а также формирования и представления налоговой отчетности иностранными организациями.

Вопрос. Обязаны ли международные организации произвести замену документов, подтверждающих постановку на учет в налоговых органах Российской Федерации, в связи с введением в действие Приказа МНС России от 28.07.2003 № БГ-3-09/426 «Об учете иностранных организаций в налоговых органах»?

Ответ. Приказом МНС России от 28.07.2003 № БГ-3-09/ 426 утвержден Порядок замены иностранным организациям ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет/учет в налоговых органах (далее — Порядок).

Введение Порядка обусловлено необходимостью переформирования идентификационных номеров налогоплательщика (ИНН) в связи с началом применения Справочника КИО и, соответственно, заменой ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет иностранных организаций.

Порядок разработан в соответствии с Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» (далее — Положение).

Таким образом, Порядок должен применяться в отношении всех организаций, определенных Положением, в том числе международных организаций, то есть организаций, созданных на основе международного договора, обладающих международной правосубъектностью и имеющих статус юридического лица, располагающих в Российской Федерации своими постоянными органами, филиалами или представительствами.

К организациям, на которые распространяется действие Приказа № БГ-3-09/426, относятся также дипломатические и приравненные к ним представительства иностранных государств в Российской Федерации.

Вопрос. В соответствии с российским законодательством для отделений иностранных организаций, участвующих в едином технологическом процессе, предусмотрена возможность расчета налогооблагаемой прибыли в целом по группе таких отделений.

Может ли иностранная организация состоять на учете только по месту нахождения отделения, ведущего учет по группе отделений, участвующих в едином технологическом процессе?

Ответ. В соответствии со ст. 307 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению.

Этой же статьей предусматривается, что, в случае если иностранная организация, имеющая несколько отделений на территории Российской Федерации, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, осуществляет через такие отделения деятельность в рамках единого технологического процесса, такая организация вправе рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям).

Исходя из п. 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (далее — Положение), в случае если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.

При этом, если иностранная организация осуществляет деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, она подлежит постановке на учет в каждом из них.

При этом иностранная организация обязана встать на учет по каждому месту осуществления деятельности независимо от вида этой деятельности и характера взаимосвязи отдельных ее подразделений.

Вместе с тем в Положении отсутствует как самостоятельное основание постановки на учет иностранной организации осуществление ею деятельности через отделения в рамках единого технологического процесса.

Кроме того, если иностранная организация осуществляет деятельность через отделения в рамках единого технологического процесса, определение такой деятельности производится по согласованию с МНС России, то есть каждый такой случай рассматривается отдельно с учетом всех представленных материалов, то есть фактически после того, как эти отделения должны уже состоять на учете в налоговых органах Российской Федерации.

К.В. ЗАЛАТА

Советник налоговой службы I ранга

Вопрос. Иностранная организация с марта 2001 г. осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и имеет все необходимые документы, связанные с постановкой на учет/учетом в налоговом органе по месту нахождения, которые с 01.10.2003 подлежат замене в связи с изменениями в налоговом законодательстве Российской Федерации.

Какая дата постановки на учет в налоговом органе будет указываться в новом Свидетельстве об учете в налоговом органе: дата, указанная в старом (замененном) Свидетельстве, или дата выдачи нового Свидетельства?

Ответ. В соответствии с п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Согласно Письму МНС России от 25.07.2000 № ВГ-6-0б/562@ структура идентификационного номера налогоплательщика (далее — ИНН), присваиваемого иностранным и международным организациям и дипломатическим представительствам, в соответствии с Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций», зарегистрированным в Минюсте России от 02.06.2000 № 2258, соответствует структуре ИНН, установленной разд.2 Приложения № 1 к Приказу МНС России от 27.11.1998 № ГБ-3-12/309 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» (далее — Приказ).

Приказом определено, что ИНН организации формируется как цифровой десятизначный код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо:

- код налогового органа, который присвоил налогоплательщику идентификационный номер налогоплательщика (4 знака);

- собственно порядковый номер (5 знаков);

- контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному МНС России (1 знак).

Вместе с тем в соответствии с Письмом МНС России от 25.07.2000 № ВГ-6-06/5б2@ учет иностранных организаций ведется в Журнале учета в налоговых органах путем присвоения кода иностранной организации (КИО).

Код иностранной организации (КИО) определяется как порядковый номер записи в Журнале и входит в структуру ИНН как пятизначный собственно порядковый номер.

Данный порядок формирования и присвоения ИНН и КИО применялся временно до разработки и утверждения специального справочника и алгоритма формирования ИНН и КИО иностранных организаций.

Приказом МНС России от 28.07.2003 № БГ-3-09/426 «Об учете иностранных организаций в налоговых органах» (зарегистрирован в Минюсте России 14.08.2003 № 4975) утверждены Порядок формирования и применения в налоговых органах Справочника «Коды иностранных организаций» и Порядок замены иностранным организациям ра-

нее выданных документов, подтверждающих постановку на учет/учет в налоговых органах.

В соответствии с п. 2 Порядка замены иностранным организациям ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет/учет в налоговых органах, Свидетельство об учете в налоговом органе (форма № 2402ИМ) выдается налоговым органом иностранной организации по Заявлению о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе по форме № 2005ИМ, утвержденной Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124.

Абзацем 3 п. 2 Порядка замены иностранным организациям ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет/учет в налоговых органах, в Свидетельстве об учете в налоговом органе указывается первоначальная дата постановки на учет.

Таким образом, при замене иностранной организации Свидетельства об учете в налоговом органе в новом документе будет указываться дата, указанная в старом (замененном) Свидетельстве (первоначальная дата постановки организации на учет).

O.A. КОРОЛЕВА

Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Возможен ли зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению налогоплательщику-организации в порядке ст. 176 НК РФ, в счет обязательств данной организации как налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость за иностранных юридических лиц?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налогов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с п. 4 ст. 24 Кодекса налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком.

Пунктом 1 ст. 58 Кодекса установлено, что уплата налога производится разовой уплатой налога либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

При этом согласно п. 4 ст. 58 Кодекса конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с данной статьей применительно к каждому налогу.

Пунктом 2 ст. 161 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговыми агентами. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные I обязанности, установленные гл. 21 Кодекса.

Статьей 176 Кодекса установлено, что в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. Согласно п. 2 ст. 176 Кодекса подлежащая возмещению сумма налога на добавленную стоимость направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Таким образом, Кодекс разграничивает исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налога на добавленную стоимость и исполнение обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и уплате в бюджет данного налога за налогоплательщиков — иностранных юридических лиц, независимо от исполнения налоговым агентом обязанности по уплате налога, в случае, когда он сам выступает как налогоплательщик.

В связи с этим, учитывая, что исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов не может приравниваться к исполнению обязанностей налогового агента по удержанию и перечислению налогов в бюджет, для проведения зачета налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению налогоплательщику из бюджета, в счет исполнения его обязанности как налогового агента по удержанию и перечислению указанного налога за других юридических лиц оснований не имеется.

Кроме того, следует учитывать, что ст. 176 Кодекса не предусматривает возможность возмещения налога на добавленную стоимость путем зачета налоговых платежей за других юридических лиц, по отношению к которым налогоплательщик выступает как налоговый агент.

М.И. ПАВЛОВ

Советник налоговой службы III ранга

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Иностранная организация имеет в России оборудование, которое сдает в аренду российской организации.

Будет ли образовано постоянное представительство в связи с указанной деятельностью?

Ответ. В соответствии со ст. 246 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются: иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Статьей 306 гл. 25 НК РФ установлено, что под постоянным представительством иностранной организации в

международный бухгалтерский учет

2 (62) февраль 2004

Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную:

- с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

- с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

- с продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

- с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 указанной статьи.

Следует отметить, что, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (ст. 7 НК РФ).

При применении Соглашений компетентные органы договаривающихся государств (со стороны Российской Федерации — это Минфин России (Письмо Минфина России от 19.01.1996 № 04-06-02)), в частности, руководствуются комментариями к модели Конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Письмо УМНС России по г. Москве от 13.02.2002 № 26-12/6754). Определение постоянного представительства в ст. 5 модели Конвенции ОЭСР близко к определению этого термина, которое дается в ст. 306 НК РФ.

В соответствии с указанными комментариями определение «постоянного представительства» как постоянного места бизнеса, через которое предприятие проводит всю или часть своей коммерческой деятельности, содержит следующие условия:

- существование места бизнеса, то есть помещения или в некоторых случаях станков, оборудования;

- это место бизнеса должно быть фиксированным, то есть должно быть установлено в определенном месте с определенной степенью постоянства;

- осуществление коммерческой деятельности предприятия через это фиксированное место бизнеса. Это означает, что лица, которые тем или иным образом зависят от предприятия (персонал), проводят бизнес предприятия в государстве, в котором находится фиксированное место.

Таким образом, когда материальное имущество (в данном случае — оборудование) передается или сдается в аренду третьим лицам через фиксированное место бизнеса, содержимого предприятием одного договаривающегося государства в другом, то эта деятельность делает из места бизнеса постоянное представительство. Указанная позиция изложена и в п. 2.4.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150, согласно которому, если сам по себе факт владения иностранной организацией имуществом на территории Российской Федерации не может рассматриваться как приводящий к образованию ее постоянного представительства на территории Российской Федерации (п. 5 ст. 306 НК РФ), то использование такого имущества в коммерческих целях может при определенных условиях создавать постоянное представительство иностранной организации.

Например, если иностранная организация систематически сдает в аренду принадлежащее ей имущество, осуществляя поиск арендаторов, заключая с ними договоры аренды, заключая договоры на проведение текущего ремонта и поддержания помещений в нормальном состоянии и т.п., то такая деятельность иностранной организации может привести к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

A.B. РЫМКЕВИЧ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос. С какой даты должен исчисляться срок выполнения обязанности по зачислению экспортной валютной выручки на счета экспортера?

Ответ. Ответ на поставленный вопрос зависит от того, относится ли платеж по экспортной сделке к текущей валютной операции или к валютной операции, связанной с движением капитала. В зависимости от этого Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлены сроки обязательного зачисления в установленном порядке на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров:

- срок исполнения текущих валютных операций (применительно к расчетам в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров — не более 90 дней (Федеральный закон от 29.12.1998 № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»));

- сроки, определяемые Центральным банком РФ или его территориальными подразделениями для валютных операций, связанных с движением капитала, при выдаче соответствующего разрешения;

- специальные сроки в отношении отдельных товаров (например, товары, указанные в разд.XVI (машины, оборудование и механизмы), XVII (средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование) и XIX (оружие и боеприпасы; их части и принадлежности) ТН ВЭД России — три года; предметы лизинга — срок действия договора лизинга (ст. 34 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)») и др.).

В соответствии с п. 13 ст. 1 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» исчисление указанных сроков осуществляется с даты фактического пересечения товарами таможенной границы Российской Федерации.

Вопрос. Несет ли экспортер обязанность по зачислению выручки от экспорта товаров на свой счет в банке, если в соответствии с паспортом сделки расчеты по контракту осуществлялись в валюте Российской Федерации?

Ответ. Пункт 1 ст. 5 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и п. 8 Указа Президента РФ от 14.06.1992 № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» устанавливают обязанность зачисления на счета организаций-резидентов в уполномоченных банках только в отношении иностранной валюты, получаемой ими по условиям внешнеторговых договоров.

Вместе с тем в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ и ГТК России от 13.10.1999 № 86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» на экспортера возложена обязанность зачислить и руб.левую выручку от экспорта товаров на свой руб.левый счет в уполномоченном банке, если внешнеторговый договор предусматривает оплату товаров в валюте Российской Федерации (пп. 1.2 и 2.1 Инструкции). Данное требование, установленное подзаконным нормативным правовым актом, выходит за рамки, определенные Законом РФ, который не предусматривает такую возможность. Согласно же пп. 1 и 9 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти должны издаваться на основе, во исполнение и в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и в пределах их компетенции. Пункт 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», п. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривают, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнан-

международный бухгалтерский учет

2 (62) февраль 2004

ным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, выразившееся в том числе в его издании с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

Статья 16.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за незачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров. Из анализа положений п. 1 ст. 5 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» следует, что под валютной выручкой понимается исключительно иностранная валюта, получаемая экспортером в счет поставки товаров.

Вопрос. Является ли основанием для освобождения экспортера от административной ответственности за незачисление валютной выручки то обстоятельство, что его контрагент не мог выполнить свои договорные обязательства вследствие решения государственного органа иностранного государства о наложении ареста на банковские счета?

Ответ. Пунктом 2.2 Инструкции ЦБ РФ и ГТК России от 13.10.1999 № 86-И/01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» предусмотрено право экспортера без дополнительного разрешения осуществлять обратный перевод денежных средств в иностранной валюте своему контрагенту по внешнеторговому договору в случаях, если товары выбыли из ведения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. То есть данное положение устанавливает законное основание незачисления валютной выручки от экспортированных товаров. Однако поставленный вопрос исходит из иных обстоятельств, когда экспортированные товары благополучно перешли во владение иностранного лица, но последнее не может осуществить за них оплату вследствие действий иностранного государственного органа.

Вместе с тем изложенная ситуация предполагает отсутствие у экспортера реальной возможности для исполнения требований и условий таможенного режима экспорта об обязательном зачислении валютной выручки на счета в уполномоченном банке. Данное обстоятельство находится вне контроля лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей. Неисполнение обязательств по соответствующему гражданско-правовому договору не связано с действиями или бездействием контрагента экспортера, которые являлись бы основанием для применения к такому контрагенту мер по обеспечению обязательства вплоть до взыскания санкций, убытков и т.д., предусмотренных договором или применимым законодательством. Вследствие этого наложение ареста на счета иностранного лица государственным органом представляет собой непреодолимое препятствие для уплаты причитающихся денежных средств за экспортированные товары.

В этой связи в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ указанные обстоятельства могут свидетельствовать о невиновности лица, что на основании п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ влечет за собой прекращение производства по делу.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 10 сентября 2003 г. № 25

Вопрос. С какого типа счета, открытого в валюте Российской Федерации, нерезидент вправе осуществить платеж за реализуемое юридическим лицом — резидентом недвижимое имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации?

Ответ. Оплата нерезидентом в валюте Российской Федерации за реализуемое резидентом недвижимое имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном Инструкцией № 93-И.

Поскольку недвижимое имущество находится за пределами территории Российской Федерации, то в этом случае валюта Российской Федерации переводится юридическим лицом — нерезидентом со своего счета типа «К» в уполномоченном банке либо через счет банка-нерезидента типа «К» на расчетный счет юридического лица — резидента с проставлением в расчетном документе цифрового обозначения операции — 502 «Прочие платежи нерезидентов в пользу резидентов по операциям, которые прямо не указаны под цифровыми обозначениями групп операций 100 - 400».

Департамент валютного регулирования и валютного контроля

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «АГЕНТСТВО ПО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Вопрос. Нашей организации был передан белорусским партнером простой вексель «по предъявлении» с вексельной суммой, выраженной в рублях без оговорки эффективного платежа, во исполнение обязанностей контрагента по договору купли-продажи. По какому курсу должен быть оплачен указанный вексель, учитывая различные курсы российского и белорусского рубля?

Ответ. В случае если валюта, в которой выписан вексель, имеет одинаковое наименование и в стране выдачи векселя, и в стране векселедержателя, то платеж совершается по курсу места платежа, обозначенному в векселе (ст. 41, 77 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 № 104/1341).

В.Н. БЫКОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.