Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Представительство иностранной организации просит разъяснить, правомерно ли начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на заработную плату работников представительства, являющихся иностранными гражданами, временно проживающих на территории РФ, учитывая что данные иностранные граждане не претендуют на пенсионное обеспечение в РФ.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от I июля 2004г. № 03-05-04/83

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обязательного пенсионного страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации (как временно, так и постоянно), если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. При этом Законом № 167-ФЗ не установлено зависимости для признания иностранного гражданина или лица без гражданства застрахованным лицом от того, временно или постоянно он проживает на территории Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 17Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации.

Для увязки решения вопроса об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу иностранных граждан с вопросом о возникновении права этих граждан на трудовую пенсию нет правовых оснований, так как такую увязку невозможно осуществить в практическом плане, принимая во внимание, что даже постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане на момент уплаты страховых взносов впоследствии могут при утрате этого статуса не иметь права на трудовую пенсию, и наоборот.

Таким образом, на выплаты по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам в пользу иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование независимо от статуса иностранного гражданина или лица без гражданства на момент уплаты страховых взносов.

Вопрос. Организация, зарегистрированная на территории России, собирается нанять сотрудницу с двойным гражданством (Сирия — Россия), которая постоянно проживает и будет выполнять свои трудовые обязанности на территории Сирии, пенсию в России не получает и получать не собирается. Надо ли будет организации-работодателю уплачивать ЕСН, взносы в ПФР на обязательное пенсионное страхование и взносы в ФСС РФ на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 июля 2004 г. № 03-05-06/193

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты единого социального налога и взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения единым социальным налогом (далее — ЕСН) для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

При этом не устанавливается каких-либо условий в отношении места выполнения работ или оказания услуг по указанным договорам.

В связи с этим выплаты, производимые работникам, выполняющим свои трудовые обязанности за пределами Российской Федерации, подлежат обложению ЕСН на общих основаниях.

Что касается вопроса уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются соответственно объект налогообложения и налоговая база по ЕСН.

Поскольку сотрудница, которую собирается нанять на работу организация, имеет гражданство Российской Федерации, а российские граждане — работники российских организаций являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию независимо от места осуществления ими трудовой деятельности (на территории Российской Федерации или

за ее пределами), то уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование российскими организациями за указанных работников носит обязательный характер и должна осуществляться в порядке, установленном Законом № 167-ФЗ.

Одновременно следует отметить, что вопросы уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся к компетенции Фонда социального страхования Российской Федерации.

Вопрос. Просим дать разъяснения о правомерности отнесения автопредприятиями — членами Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) расходов по уплате членских взносов в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, согласно подп. 29 п. 1 ст. 264 ПК РФ.

В соответствии с уставом, принятым общим собранием членов Ассоциации и зарегистрированным в установленном порядке, АСМАП является некоммерческой организацией. В ее состав входят более 1 300 автопредприятий — членов АСМАП, расположенных на территории РФ и осуществляющих международные перевозки грузов и пассажиров.

Для членов АСМАП высшим органом управления — общим собранием установлены размеры членских взносов. Взносы автопредприятий направляются на покрытие расходов, связанных с разработкой и осуществлением мер по защите интересов перевозчиков на национальном и международном уровнях.

АСМАП осуществляет защиту интересов перевозчиков на национальном и международном уровнях по вопросам технической и налоговой политики, организации перевозок, маршрутизации. Только для членов АСМАП организовано информационное обслуживание по вопросам, связанным с международными перевозками грузов и пассажиров.

Автопредприятия, являясь членами АСМАП, пользуются льготными тарифами на различные услуги: полу-

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 июля 2004г. № 03-03-05/3/58

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с подп. 29 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками — плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.

При этом, по нашему мнению, под условием для осуществления деятельности понимается наличие федерального закона или иного нормативного правового акта, принятого уполномоченным органом государственной власти, обязывающего налогоплательщика уплачивать указанные взносы, вклады или иные обязательные платежи.

Поскольку обязанность уплачивать взносы в организацию установлена решением общего собрания, а членство в ней является добровольным, то организации-налогоплательщики, уплачивающие взносы в организацию, не вправе включать их в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ

чают визовую поддержку для водителей, выезжающих за границу, для них организовано страхование рисков по транспортным средствам и грузам, а также заправка автомобилей топливом по кредитным картам.

Учитывая изложенное, правомерно ли Ассоциация считает, что уплата членских взносов автопредприятиями, осуществляющими международные перевозки, в АС-МАП является условием для осуществления их деятельности и что взносы должны уменьшать их налогооблагаемую прибыль?

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Иностранная организация планирует создать в Российской Федерации обособленное подразделение для осуществления деятельности подготовительного и вспомогательного характера, не образующей постоянного представительства. В качестве работников обособленного подразделения иностранная организация планирует привлечь российских граждан. Иностранная организация планирует встать на налоговый учет в инспекции МНС России в связи с открытием банковских счетов в уполномоченном банке на территории Москвы. Заработную плату планируется выплачивать работникам на их лицевые счета в банках или наличными, снимая с банковского счета иностранной организации (работодателя) денежные средства на заработную плату.

1. Кто обязан уплачивать НДФЛ с сумм заработной платы сотрудников обособленного подразделения ?Является ли иностранная организация налоговым агентом?

2. Должна ли иностранная организация уплачивать ЕСН?

3. Работник, получающий заработную плату от иностранной организации на территории РФ, счита-

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 июля 2004 г. № 03-05-06/180

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Из письма следует, что иностранная организация планирует создать в Российской Федерации обособленное подразделение для осуществления деятельности подготовительного и вспомогательного характера, не образующей постоянного представительства. В качестве работников обособленного подразделения иностранная организация планирует привлечь российских граждан.

1. В соответствии со ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии сост. 214.1,227 и 228 Кодекса, возложена на постоянные представительства иностранных организаций, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

В случае если, как указывается в письме, деятельность обособленного подразделения иностранной организации в Российской Федерации не будет приводить к образованию постоянного представительства, обязанностей по исчислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц с сумм заработной платы персонала обособленного подразделения у иностранной организации возникать не будет.

ется получившим доход от источников, находящихся за пределами РФ или на территории РФ?

В таких случаях обязанность по уплате налога на доходы физических лиц возникает у самих сотрудников обособленного подразделения.

2. В соответствии со ст. 235 Кодекса плательщиками единого социального налога являются организации, производящие выплаты физическим лицам. Таким образом, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через любые обособленные подразделения, в том числе через подразделения, деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства, являются плательщиками единого социального налога.

3. В соответствии с подп. 6 п. I ст. 208 Кодекса вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относятся к доходам от источников в Российской Федерации.

Вопрос. В организации по контракту работает иностранный гражданин, временно проживающий на территории Российской Федерации. В каком порядке организации следует уплачивать ЕСН и взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат, производимых в пользу данного работника? Правомерно ли применение налогового вычета при исчислении ЕСН на сумму уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 июля 2004 г. №03-05-04/92

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование выплат в пользу иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.

Согласност. 8 Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2003 г. утратила силу норма п. 2 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в 2001 -2002 гг. освобождались от уплаты единого социального налога (далее — ЕСН) налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае если такие иностранные граждане и лица без гражданства, в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем, не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую, соответственно, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования.

С I января 2003 г. налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам, а также иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают ЕСН в общеустановленном порядке. При этом объектом налогообложения по ЕСН являются любые начисленные в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства выплаты по упомянутым договорам, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) на территории Российской Федерации, независимо от статуса нанимателя (российское или иностранное юридическое или физическое лицо), статуса нанимаемого (постоянно проживающее или временно проживающее лицо на территории Российской Федерации), а также независимо от того, за границей или на территории Российской Федерации начисляются и производятся выплаты.

Что касается уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за своих работников-иностранцев, то согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. При этом Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ не установлено зависимости для признания иностранного гражданина или лица без гражданства застрахованным лицом от того, временно или постоянно он проживает на территории Российской Федерации. Таким образом, с 2002 г. застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию являлись иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, работающие по трудовому, гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору.

В связи с этим с выплат в пользу иностранных граждан, являющихся застрахованными лицами, должна производиться уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и, следовательно, применяться налоговый вычет при исчислении ЕСН.

Учитывая вышеизложенное, у организации возникает обязанность по уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с производимых выплат в пользу иностранных работников, занятых на территории

Российской Федерации, независимо от места заключения договора и порядка осуществления таких выплат, независимо от наличия или отсутствия права данных работников на пенсионное и социальное обеспечение в Российской Федерации за счет средств соответствующих фондов, а также статуса этих работников (постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации).

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ

Вопрос. Организация получила заем в денежной форме от иностранной компании, осуществляющей деятельность за пределами территории РФ и не имеющей представительства в РФ. Согласно условиям договора займа проценты начисляются и уплачиваются ежемесячно. Просим разъяснить, облагается ли НДС доход в виде процентов по договору займа, выплачиваемый иностранной компании.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 июля 2004 г. № 03-04-08/44

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при выплате организацией процентов по займу, полученному в денежной форме от иностранной компании, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 148 Кодекса местом реализации услуг по предоставлению заемных средств признается территория Российской Федерации, в случае если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории Российской Федерации.

Поскольку иностранная компания, оказывающая организации услуги по предоставлению заемных средств, осуществляет деятельность за пределами территории Российской Федерации, такие услуги на территории Российской Федерации налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Учитывая изложенное, доход в виде процентов по договору займа, выплачиваемый иностранной компании, объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость на территории Российской Федерации не является.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А. КОМОВА

Вопрос. В какой срок налоговый орган обязан снять иностранную организацию с учета в качестве налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции после представления ею заявления о снятии с учета и каким образом эта иностранная организация узнает о снятии ее с учета?

Ответ. В соответствии с абз. 4 п. I ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (вред. Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ) (далее — Кодекс) особенности учета иностранных организаций устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, а в соответствии с абз.5 указанной статьи — особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 Кодекса.

Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений определяются ст. 346.41 Кодекса.

Пунктом 4 ст. 346.41 Кодекса установлено, что особенности учета иностранных организаций, выступающих в качестве инвестора по соглашению или оператора соглашения, устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

В целях реализации положений гл. 26.4 Кодекса Министерством Российской Федерации по налогам и сборам утвержден приказ от 17.03.2004 № САЭ-3-09/207 «Об утверждении форм документов, используемых при учете налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции, а также особенностей учета иностранных организаций, выступающих в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора соглашения» (зарегистрирован 01.04.2004№ 5699) (далее - Приказ).

Приложением № 3 к Приказу утверждены Особенности постановки на учет иностранных организаций, выступающих в качестве инвестора по соглашению о разделе или оператора соглашения (далее — Особенности).

Разъяснения, касающиеся снятия с учета в налоговом органе иностранной организации при выполнении соглашения о разделе продукции, приведены в п. 7 Особенностей.

В соответствии с п. 7 Особенностей снятие с учета иностранной организации производится налоговым органом в течение 14 дней со дня подачи заявления.

О снятии с учета налоговый орган уведомляет иностранную организацию в произвольной форме.

Так как заявление о снятии с учета подается одновременно с документами, определенными п. 7 Особенностей, то установленный срок для снятия с учета отсчитывается с момента представления в налоговый орган полного пакета документов.

О.А. КОРОЛЕВА Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Болгарская фирма, занимающаяся продажей оборудования для хлебопекарен, имеет постоянное представительство в России. В данном представительстве работают

Ответ. В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговыми резидентами Российской Федерации являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

болгарские специалисты, которые находятся в России не более 150 дней в календарном году. Расходы по заработной плате указанным лицам несет постоянное представительство. Где болгарские специалисты должны уплачивать налог с полученных ими доходов в связи с выполнением трудовых обязанностей на территории России?

Так как болгарские специалисты находятся в России не более 150 дней в календарном году, то они не являются налоговыми резидентами Российской Федерации и на основании ст. 207 и 209 Кодекса должны уплатить налог с доходов, полученных ими от источников в Российской Федерации.

Поскольку указанные лица получают вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации, то на основании подп. 6 п. 1 ст. 208 Кодекса такие доходы относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.

Статьей 7 Кодекса установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (от 08.06.1993) (далее — Соглашение) вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местожительством в Болгарии в отношении работы по найму, осуществляемой в России, облагается налогом только в Болгарии,если:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) получатель находится в России в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в соответствующем календарном году, и

б) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося лицом с постоянным местопребыванием в России,и

в) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в России.

Таким образом, поскольку расходы по выплате вознаграждения болгарским специалистам несет постоянное представительство, что в свою очередь противоречит условиям ст. 15 Соглашения, то доходы, полученные указанными лицами в связи с выполнением трудовых обязанностей на территории России, подлежат налогообложению в Российской Федерации.

Вопрос. Гражданин России в 2003 г. получил доход в виде вознаграждения за использование авторских прав на издание двух литературных произведений в Швеции. За пределами

Ответ. Исходя из того факта, что гражданин России находился за пределами Российской Федерации в 2003 г. не более 30 дней, на основании ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) он признается налоговым резидентом Российской Федерации.

Российский Федерации данный гражданин в течение 2003 г. находился не более 30 дней. Должен ли гражданин России уплачивать налог с полученного им дохода в Швеции?

В соответствии со ст. 207 и 209 Кодекса плательщиками налога на доходы физических лиц признаются, в частности, физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам, полученным от источников как в Российской Федерации, так и за пределами Российской Федерации.

Поскольку гражданин России является налоговым резидентом Российской Федерации, то согласно ст. 207 и 209 Кодекса он должен уплатить налог с доходов, полученных как от источников в Российской Федерации, так и от источников за ее пределами.

Так как гражданин России получил доход от использования авторских прав на издание двух литературных произведений в Швеции, то на основании подп. 3 п. 3 ст. 208 Кодекса такие доходы относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Статьей 7 Кодекса установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 12 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (от 15.06.1993) доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в Швеции и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в России, облагаются налогами только в России, если такое лицо имеет фактическое право на такие доходы.

Термин «доходы от авторских прав и лицензий» означает платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права пользования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и телефильмы или видео-, аудиозаписи для радио и телевидения, любые патенты, торговые марки, дизайн или модель, план, секретную формулу или процесс, компьютерные программы или за информацию, касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта.

В связи с изложенным полученный в 2003 г. гражданином России доход за использование авторских прав на издание двух литературных произведений в Швеции не подлежит обложению налогом в Швеции. Налогообложение указанного дохода осуществляется в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.

E.H. КУДИЯРОВА Советник налоговой службы III ранга

Вопрос. Требуется ли представлять в налоговый орган при постановке на учет иностранной организации документ об аккредитации ?

Ответ. Статьи 20, 22 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержат положения об аккредитации филиалов иностранных организаций на территории Российской Федерации.

В соответствии с нормами ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации МНС России предоставлено право установить особенности учета иностранных организаций. Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 утверждено Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (далее — Положение).

Положением установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для постановки на учет иностранной организации, который не содержит требование о представлении документа, подтверждающего факт аккредитации иностранной организации на территории Российской Федерации.

Е.Ф. СТЕПАНОВА Советник налоговой службы РФ III ранга

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопрос. Взимается ли вывозная таможенная пошлина с доли российских товаров, содержащихся в продуктах переработки, полученных при переработке на таможенной территории Российской Федерации?

Ответ: В соответствии со ст. 173 Таможенного кодекса Российской Федерации переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок.

Согласно подп.»к» п. 1.2 Положения о таможенном режиме переработки на таможенной территории, утвержденного приказом ГТК России от 05.09.1997 № 543, действующему в части, не противоречащей ТК РФ, под продуктами переработки понимаются товары, полученные в результате переработки ввезенных товаров для переработки и используемых российских товаров. Таким образом, исходя из определения понятия «продукт переработки», определенная доля российских товаров может присутствовать в конечном продукте.

Более того, в § 1 гл. 19 ТК РФ, регламентирующем порядок и условия переработки товаров на таможенной территории Российской Федерации, не упоминается о российских товарах (нет требований об указании российских товаров в разрешении на переработку, в отношении них не устанавливаются нормы выхода, не предъявляются требования об их иденти-

фикации и т. д.). Это свидетельствует о том, что таможенные органы не должны контролировать содержание российских товаров в продуктах переработки.

В соответствии с п. I ст. 182 ТК РФ при вывозе продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.

В связи с изложенным, доля российских товаров в продукте переработки на таможенной территории Российской Федерации также не подлежит обложению вывозной таможенной пошлиной.

A.M. ФИЛАТОВ

Вопрос. Как часто таможенный орган может проводить проверки (общую и специальную таможенные ревизии) товаров, к которым применены тарифные льготы при ввозе в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал организации с иностранными инвестициями ?

Ответ. С учетом ст. 361 Таможенного кодекса РФ таможенный контроль условно выпущенных товаров производится до момента утраты ими статуса находящихся под таможенным контролем и может производиться в любой форме таможенного контроля, предусмотренной гл. 35 Кодекса, включая общую и специальную таможенную ревизию. При проведении контрольных мероприятий следует учитывать данные отчетности, запрашиваемой таможенным органом в соответствии со ст. 364 ТК РФ. Следует обратить внимание на то, что повторное проведение общей/специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается (ст. 376 ТК РФ).

А.А. КОСОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.