pISSN 2079-6714 Вопрос - ответ
eISSN 2311-9411
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
Ответы подготовлены экспертами службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
Контроль качества ответов - рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
Вопрос. Бюджетное учреждение (арендатор) заключило договор аренды земельного участка в 2017 г. на 2018 год. Арендодателем является Министерство имущественных отношений России. Арендная плата представляет собой фиксированный ежемесячный платеж за аренду земельного участка.
Какими бухгалтерскими проводками следует отразить операцию по начислению арендной платы с 01.01.2018?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
Объекты учета аренды, возникающие по договору аренды земель, классифицируются в качестве объектов учета операционной аренды.
В учете арендатора - бюджетного учреждения право пользования земельным участком в размере арендных платежей, предусмотренных договором аренды, отражается на счете 011149000 «Права пользования непроизведенными активами». На эту же сумму в учете бюджетного учреждения единовременно отражается принятие обязательств по арендной плате с применением счета 030229000 «Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами».
Обоснование вывода. С 01.01.2018 при
ведении бухгалтерского учета бюджетные учреждения кроме Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее -Инструкция № 174н), должны также
руководствоваться вступившими в силу федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.
В частности, с 01.01.2018 бюджетные учреждения при ведении бухгалтерского учета применяют Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее - Стандарт «Аренда»). В целях методологического сопровождения применения Стандарта «Аренда» Минфин России издал системные письма от 13.12.2017 № 02-07-07/83464, от 13.12.2017 № 02-07-07/83463.
Сразу отметим, что соответствующие изменения по применению стандарта «Аренда», в частности, новые счета бухгалтерского учета, а также применяемые корреспонденции, в Инструкции № 157н и 174н еще не внесены. Проекты приказов Минфина России о внесении изменений в Инструкции № 157н и 174н проходят необходимые процедуры общественного обсуждения и регистрации. В представленном далее ответе бухгалтерские записи будут приведены исходя из планируемых изменений, поскольку действующая Инструкция № 174н не содержит бухгалтерских записей по учету объектов аренды в соответствии с положениями Стандарта «Аренда».
Согласно п. 16 Стандарта «Аренда» объекты учета аренды, возникающие по договору аренды земель, классифицируются в качестве объектов учета операционной аренды. В соответствии с п. 11, 20 Стандарта «Аренда» отражение в учете объектов аренды осуществляется наиболее ранней из дат: даты
подписания договора аренды или даты принятия субъектом учета обязательств в отношении основных условий пользования и содержания имущества, предусмотренных договором. В рассматриваемой ситуации договор аренды заключен в 2017 г. на 2018 г. Поскольку стандарт «Аренда» действует с 01.01.2018, то, учитывая положения письма Минфина России от 13.12.2017 № 02-0707/83463, к отношениям по отражению объекта операционной аренды арендатором в рассматриваемой ситуации применяются переходные положения по применению стандарта. А именно - отражение операций по договорам аренды, действовавшим в 2017 г., продолжающим действие в 2018 г., производится в межотчетный период с применением счета 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
Порядок отражения в учете объектов операционной аренды арендатором представлен в п. 20, 21 Стандарта «Аренда». Согласно п. 20 Стандарта «Аренда» право пользования активом отражается арендатором в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учета. Первоначальная стоимость права пользования при этом равна сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды, одновременно отражаются арендные обязательства арендатора (кредиторская задолженность по аренде). Право пользования активом подлежит амортизации. Начисление амортизации права пользования, согласно п. 21 Стандарта «Аренда», осуществляется ежемесячно в сумме арендных платежей, причитающихся к уплате.
С учетом разъяснений, приведенных в разделе 2 приложения к письму Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83463, а также положений проекта приказа Минфина России о внесении изменений в Инструкцию № 174н, в учете арендатора следует отразить следующие бухгалтерские записи, связанные с учетом аренды земельного участка:
1) Дебет счета 011149000 «Права пользования непроизведенными активами» Кредит счета 040130000,
одновременно:
Дебет счета 040130000 Кредит счета 030229000 «Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» - отражение в межотчетный период арендатором объекта учета операционной аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды;
2) Дебет счета 040120229 «Расходы по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» (010900229) Кредит счета 010449450 «Амортизация прав пользования непроизведенными активами» -отражено ежемесячное начисление амортизации в сумме арендного платежа, подлежащего уплате.
По завершении срока пользования земельным участком (по прекращении договорных отношений) бухгалтерский учет актива -права пользования активом прекращается. При этом балансовая стоимость принятого на учет актива (права пользования активом) уменьшается на сумму накопленной амортизации за период пользования объектом учета аренды (на сумму начисленной амортизации).
Бухгалтерские записи в таком случае отражаются на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) следующей проводкой:
Дебет счета 010449450 «Амортизация прав пользования непроизведенными активами» Кредит счета 011149450 «Права пользования непроизведенными активами».
Таким образом, начиная с 01.01.2018 порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения земельных участков, полученных по договорам аренды, существенно изменился. Если ранее такое имущество бюджетные учреждения учитывали с применением забалансового счета 01 «Имущество, п ол уч е нн о е в п ол ь з о в ан и е » ( п . 3 3 3 Инструкции № 157н), то начиная с 01.01.2018 права пользования следует учитывать уже
с использованием балансового счета 011149000.
Ответ подготовила: эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Сульдяйкина Валентина
Контроль качества ответа: рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ Суховерхова Антонина
Вопрос. Бюджетное учреждение планирует покупку наградных знаков из драгоценных металлов для вручения заслуженным работникам учреждения. Наградные знаки будут изготовлены из золота 585 пробы и покрыты эмалью. Как данная операция должна быть отражена в бухгалтерском учете учреждения? Имеется ли особый порядок учета, хранения, списания изделий из драгоценных металлов?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
Учет наградных знаков, изготовленных из драгоценных металлов для вручения заслуженным работникам учреждения, ведется на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». При этом в учреждении следует организовать особый порядок складского учета и хранения таких изделий в соответствии с инструкцией № 231н и постановлением № 731.
Обоснование вывода. Согласно п. 345 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее -Инструкция № 157н), для учета призов, знамен, кубков, учрежденных разными организациями и получаемых от них для награждения команд-победителей, а также материальных ценностей, приобретаемых в целях награждения (дарения), в том числе ценных подарков и сувениров, предназначен счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».
В рассматриваемой ситуации наградные знаки из золота 585 пробы приобретаются бюджетным учреждением с целью вручения своим работникам. Следовательно, организация учета таких активов в течение всего периода их нахождения в учреждении должна быть организована с использованием именно данного забалансового счета (см., например, письмо Минфина РФ от 22.05.2015 № 02-07-10/29733).
Учет на забалансовом счете ведется по простой схеме путем увеличения (при постановке на учет материальных ценностей) или уменьшения (при списании материальных ценностей) значения счета (п. 332 Инструкции № 157н). Наградные знаки, приобретаемые в целях вручения (награждения), следует учитывать по стоимости их приобретения (абз. 2 п. 345 Инструкции № 157н).
Таким образом, руководствуясь требованиями И нс трукц и и, утвер жд ен ной п ри каз ом Минфина России от 06.12.2010 № 174н, Инструкции № 157н, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по учету таких материальных ценностей отражаются следующими проводками:
1. Дебет счета 040120290 (010900290) Кредит счета 030291730 - на основании товарно-сопроводительных документов от поставщика отражены обязательства в сумме поступивших в учреждение наградных знаков.
Одновременно производится запись по увеличению забалансового счета 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».
В целях организации аналитического учета на каждый вид ценности открывается Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) в разрезе материально ответственных лиц, мест хранения (п. 346 Инструкции № 157н).
2. По факту вручения наградных знаков работникам учреждения производится запись по уменьшению забалансового счета 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» на основании документа,
подтверждающего передачу знака работнику.
Унифицированная форма первичного документа по этому случаю отсутствует, поэтому первичный документ разрабатывается учреждением самостоятельно и утверждается в рамках формирования его учетной политики. Такими документами могут быть, например, приказ на проведение мероприятия, план мероприятия, утвержденный комиссией, с определением критериев для награждения, протокол с приложением списка работников, которым были вручены призы и т.д. (см., например, письма Минфина России от 22.07.2015 № 02-06-10/42173, от 04.10.2013 № 02-05-10/41316). Списание объектов, приобретаемых в целях награждения (дарения), может осуществляться на основании документов, при разработке которых за основу берутся следующие унифицированные формы:
- Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230);
- Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
Напомним, что формы первичных учетных документов, принимаемых к учету организацией государственного сектора (в том числе разрабатываемые самой организацией или его контрагентами), должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (данное требование также «продублировано» в п. 25 федерального стандарта «Концептуальные основы ...»; п. 7 Инструкции № 157н).
О тмети м, что И нструкцией № 1 5 7н установлен единый подход для учета материальных ценностей, приобретенных организациями государственного сектора с целью вручения. Каких-либо особенностей учета таких ценностей, изготовленных из драгоценны х металлов, для целей бухгалтерского учета не установлено.
Вместе с тем учтенное на балансе учреждения имущество, содержащее драгоценные
металлы, подлежит особому порядку складского учета и хранения. Такой порядок установлен Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 (далее - Постановление № 731), и Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 09.12.2016 № 231н (далее Инструкция № 231н).
Так, учет наградных знаков, произведенных из золота 585 пробы, должен обеспечивать:
- своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении;
- контроль за движением драгоценных металлов по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом;
- достоверность данных в составляемых формах отчетности (п. 5 Инструкции № 231н).
На каждый вид наградного знака должна оформляться отдельная карточка складского учета (карточка количественно-суммового учета), которая будет содержать дополнительные реквизиты, характеризующие учитываемые ценности (п. 13 Инструкции № 231н), в частности:
- наименование драгоценного металла;
- вид знака - краткое описание с указанием размеров;
- номер пробы;
- масса одного изделия;
- номер партии (при наличии).
Таким образом, при принятии к учету наградных знаков, изготовленных из драгоценных металлов, в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) необходимо отразить указанную информацию.
Записи в карточках по поступлению наградных знаков производятся на основе первичных документов - актов (накладных) о приемке материальных ценностей (п. 14 Инструкции № 231н). В свою очередь записи по выбытию - на основании первичного документа, определенного учетной политикой учреждения для этого случая. Списание наградных знаков осуществляется только при документальном подтверждении их фактического расходования (п. 11 Правила учета и хранения драгоценных металлов).
Наградные знаки, изготовленные из драгоценных металлов, должны храниться в несгораемом шкафу (металлическом ящике или сейфе) отдельно от других материальных ценностей. Вскрытие места хранения ценностей производи тся матери ально от в е т с т в е нн ы м л и цом . В от с ут с т в и е материально ответственного лица вскрытие производится комиссией, назначаемой приказом руководителя организации, с составлением акта вскрытия. Для обеспечения сохранности хранения наградных знаков несанкционированный доступ посторонних лиц в помещения, где осуществляется указанная операция, должен быть исключен (п. 4-43 Инструкции № 231н).
Материально ответственные лица учреждения на основе данных учета не реже чем раз в месяц представляют в бухгалтерию учреждения сведения о фактическом наличии наградных знаков на складе (п. 48 Инструкции № 231н).
Ответ подготовила: Андреева Наталья, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Суховерхова Антонина, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. Как отразить в бюджетном учете операции по передаче в состав имущества казны муниципального образования основных средств, ранее используемых в
деятельности органа, осуществляющего учет казны?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
Операции по передаче в казну основных средств, ранее используемых в деятельности органа, осуществляющего учет имущества казны муниципального образования, могут быть отражены в бюджетном учете с применением счета 140110172 «Доходы от операций с активами».
Обоснование вывода. В соответствии с п. 141 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее -Инструкция № 157н), объекты имущества (нефинансовые активы), составляющие муниципальную казну, в бюджетном учете органа, наделенного полномочиями по учету имущества казны, учитываются на счете 10800 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом, исходя из положений Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее - Инструкция № 191н), орган, наделенный полномочиями, не является самостоятельным субъектом бюджетного учета и бюджетной отчетности. С оотв ет ств енно, оп ер аци и п о уч ету и муще с тва каз ны муни ци п ального образования отражаются в комплекте бюджетной отчетности, формируемой им как получателем бюджетных средств.
Положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н), предусмотрены корреспонденции счетов для отражения операций по передаче в казну публично-правового образования объектов нефинансовых активов в случаях, если такая передача осуществляется между различными экономическими субъектами.
Так, в частности, согласно п. 38 Инструкции № 162н в случае прекращения права оперативного управления у другого участника бюджетного процесса того же уровня бюджета операции по передаче в казну имущества отражаются с применением счетов бюджетного учета:
- 130404000 »Внутриведомственные расчеты» -если речь идет о передаче между участниками бюджетного процесса одной подведомственности;
- 140110180 «Прочие доходы» - если речь идет о передаче объектов от учреждений, подведомственными другому главному распорядителю бюджетных средств.
В то же время порядок отражения в бюджетном учете операций по передаче в казну публично-правового образования имущества при прекращении права оперативного управления на это имущество у органа, наделенного полномочиями по учету имущества казны, положениями Инструкции № 162н не предусмотрен.
Абзацем 12 п. 2 Инструкции № 162н установлено право финансового органа и главного распорядителя бюджетных средств на определение необходимой для отражения в бюджетном учете корреспонденции счетов в части, не противоречащей Инструкции № 162н, при отсутствии необходимой корреспонденции в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (Приложение № 1 к Инструкции № 162н). Соответственно, в рассматриваемой ситуации орган местного самоуправления, являющийся не только получателем бюджетных средств, но и главным распорядителем бюджетных средств, вправе самостоятельно определить необходимые корреспонденции при условии, что они не будут вступать в противоречие с положениями Инструкции № 162н и обеспечат корректное формирование бюджетной отчетности.
Согласно п. 276 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, счет 130404000 применяется в целях отражения операций по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между получателями бюджетных средств в рамках одного ведомства.
Указанные операции не приводят к изменению показателей при формировании главным распорядителем бюджетных средств
консолидированной отчетности (абз. 27 п. 166 Инструкции № 191н). В то же время указанные операции приводят к изменению валюты баланса у каждой из сторон приема-передачи имущества, а при формировании индивидуальной отчетности получателя бюджетных средств находят отражение не только в Балансе (ф. 0503130) и Сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503168), но и в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
Согласно положениям Инструкции № 162н в целях отражения операций по перемещению объектов нефинансовых активов, не приводящих к изменению балансовой стоимости нефинансовых активов у субъекта учета, но предполагающих изменение показателей на соответствующих счетах аналитического учета счета 110400000 «Амортизация», применяется счет 140110172 «Доходы от операций с активами» (абз. 11-13 п. 7 Инструкции № 162н).
Учитывая, что выбытие основных средств в связи с включением объекта имущества в состав казны предполагает передачу показателей не только в части первоначальной стоимости, но и в части сумм начисленной на момент передачи амортизации, учетной политикой органа, наделенного полномочиями по учету имущества казны, может быть установлен следующий порядок отражения операций по передаче в состав имущества казны ранее используемых в деятельности такого органа объектов основных средств:
Дебет КДБ 140110172 Кредит КРБ 1101ХХ310 - отражено списание первоначальной стоимости основного средства, передаваемого в состав имущества казны;
Дебет гКБК 11085Х310 Кредит КДБ 140110172 - отражено увеличение стоимости имущества казны;
Дебет КРБ 1104ХХ410 Кредит КДБ 140110172 - отражено списание начисленной амортизации при передаче основного средства в состав имущества казны;
Дебет КДБ 140110172 Кредит гКБК 11045Х410 - отражено увеличение суммы амортизации, начисленной на имущество, принятое в состав имущества казны.
Ответ подготовила: эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Андреева Наталья
Контроль качества ответа: рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Вопрос. Может ли бюджетное учреждение (лицевой счет бюджетного учреждения открыт в финансовом органе) при осуществлении кассовых операций со средствами субсидии на муниципальное задание в поле «назначение платежа» платежного поручения указывать полную классификацию расходов (код главы главного распорядителя, раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов, КОСГУ)?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
Проведение кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, лицевые счета которым открыты в финансовом органе, в том числе заполнение платежных документов, осуществляется в порядке, установленном финансовым органом конкретного публично-правового образования.
Обоснование вывода. Согласно п. 8 ст. 9.2
Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами чере з лицевы е счета, открываемые: в территориальном органе Федерального казначейства или в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Проведение кассовых операций со средствами бюджетных учреждений осуществляется финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования), от имени и по поручению указанных учреждений в пределах остатка средств, поступивших бюджетным учреждениям (ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).
Например, кассовые операции бюджетных учреждений, лицевые счета которым открыты в казначействе, осуществляются в соответствии с положениями Порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее -Порядок № 11н).
Для проведения кассовых выплат клиент представляет в орган Федерального казначейства, в частности, Заявку на кассовый расход (код формы по КФД 0531801), Заявку на кассовый расход (сокращенную) (код формы по КФД 0531851) (п. 4 Порядка № 11н). Формы Заявки на кассовый расход (код формы по КФД 0531801), Заявки на кассовый расход (сокращенной) (код формы по КФД 0531851) и порядок их заполнения утверждены приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н (далее - Порядок № 8н). Пунктами 9.2, 9.31 Порядка № 8н предусмотрено, что в поле «Назначение платежа» указывается назначение платежа, общее для всего документа.
В то же время учет операций со средствами бюджетного учреждения по кассовым выплатам осуществляется по кодам видов расходов классификации расходов бюджетов (кодам КОСГУ), далее именуемым кодами по бюджетной классификации (п. 5 Порядка № 11н).
П р о в ед е ни е о р г ан а ми Ф ед е р ал ьн о го казначейства кассовых выплат за счет средств субсидии на выполнение задания учредителя не требует санкционирования, но орган Федерального казначейства принимает платежные документы к исполнению в случае выполнения условий, перечисленных в п. 6
Порядка № 11н, в том числе указанные в платежном документе коды по бюджетной к л а с с и ф и к а ц и и д о л ж н ы я в л я т ь с я действующими на момент представления платежного документа и соответствовать текстовому назначению платежа.
В свою очередь финансовый орган конкретного публично-правового образования утверждает порядок, в соответствии с которым осуществляется проведение кассовых выплат бюджетных учреждений, лицевые счета которым открыты в финансовом органе.
Например, порядком, утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) от 03.05.2012 № 36 (далее - Порядок № 36), предусмотрено, что проведение кассовых выплат за счет средств клиентов осуществляется на основании заявок, оформляемых по форме платежных поручений 0401060 (п. 3.2.1, 3.2.1 Порядка № 36). При этом в поле «Назначение платежа» перед текстовым указанием назначения платежа в скобках проставляются показатель классификации расходов, сумма платежа и номер лицевого счета клиента, затем (за скобками) - иная необходимая информация. По расходам бюджетного учреждения показатель классификации содержит код ведомства, КОСГУ и код дополнительной классификации (в том числе аналитический код цели субсидии), по остальным позициям классификации проставляются нули (подп. 4 п. 3.2.5 Порядка № 36). Примеры заполнения заявок приведены в приложениях к Порядку № 36.
Также в качестве примера можно привести Порядок отражения на лицевых счетах операций по кассовы м выплатам , приведенный в п. 5.3 Приложения № 6 к постановлению администрации Зюзинского с е л ь с о в е т а Б а р а б и н с ко г о р а й о н а Новосибирской области от 01.07.2011 № 23 «О реализации положений Федерального закона № 83-ФЗ» (далее - Приложение № 6). Кассовые выплаты на лицевых счетах отражаются на основании документов, указанных в п. 5.3.2 Приложения № 6, в том числе на основании платежных поручений.
В поле «Назначение платежа» перед текстовым указанием назначения платежа в скобках проставляются коды бюджетной классификации Российской Федерации, в соответствии с которыми производятся кассовые выплаты, и номер лицевого счета финансового органа № 02513000320, затем иная необходимая для исполнения бюджета информация (п. 5.3.3 Приложения № 6).
На основании изложенного можно сделать следующий вывод: проведение кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, лицевые счета которым открыты в финансовом органе, осуществляется финансовыми органами в установленном ими порядке, который предусматривает, в частности, форму платежного документа и вариант ее заполнения, в том числе поля «Назначение платежа». Варианты заполнения данного реквизита платежного поручения могут быть различными.
Ответ подготовила: эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Киреева Анна
Ответ прошел контроль качества
Вопрос. В представлении КСП по результатам проверки автономного учреждения отражено следующее: автономному учреждению необходимо обеспечить возврат в доход бюджета средств в сумме 50 тыс. руб., необоснованно перечисленных подрядчику в связи с завышением (завышены расценки) стоимости работ по договору за ремонт помещения (денежные средства были перечислены в предыдущем году).
Вместе с тем перед заключением договора с подрядчиком на проведение ремонта автономное учреждение заключило договор на услуги контроля локального сметного расчета (в том числе и правильность применения расценок) со специализированной организацией, которая по результатам сметного контроля выдала автономному учреждению
соответствующее письменное заключение, в том числе и о правильности применения расценок.
Во исполнение представления автономным учреждением была предъявлена претензия подрядчику и подготовлено письменное обращение в КСП «О продлении срока исполнения представления». КСП письмом продлило срок исполнения представления. Сроки представления нарушены не были. В настоящее время автономным учреждением принято решение о возврате денег в бюджет из средств платной деятельности автономного учреждения (подрядчик денежные средства пока не вернул).
На какую статью (подстатью) КОСГУ отнести возврат в бюджет данной суммы и какими бухгалтерскими проводками оформить?
Были ли нарушены нормы ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ в части того, что автономное учреждение не перечислило сразу в доход бюджета данную сумму из собственных средств?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
Возврат в доход бюджета денежных средств по представлению контрольно-счетной палаты может быть оплачен по элементу видов расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ и отражен с применением счета 30305 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».
Если учреждение не нарушило установленные с учетом продления согласно регламенту работы контрольно-счетной палаты конкретного публично-правового образования сроки для исполнения представления, то нормы ст. 270.2 БК РФ не нарушены.
Обоснование вывода. В соответствии со ст. 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать:
1) информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля;
2) требования:
- о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений; или
- о возврате предоставленных средств бюджета;
3) срок для обязательного рассмотрения объектом контроля (если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения).
Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения (п. 2 ст. 298 ГК РФ). Следовательно, в автономном учреждении может быть принято решение о перечислении в доход бюджета средств по представлению контрольно-счетной палаты (далее - КСП) за счет собственных доходов. Более того, на оплату непроизводительных расходов за счет внебюджетных средств указывали специали сты департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России. Отметим, что в данном случае речь идет именно о расходных обязательствах автономного учреждения, исполнение которых должно осуществляться по соответствующему коду расходов.
Автономные учреждения относят расходы на коды бюджетной классификации в
соответствии с положениями Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н). В частности, на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, нужд государственных (муниципальных) учреждений, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений, предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, в том числе уплата разного рода платежей в бюджеты всех уровней. А расходы по уплате иных платежей, не отнесенных к другим подгруппам и элементам группы видов расходов 800 «Иные бюджетные ассигнования», осуществляются по элементу видов расходов 853 «Уплата иных платежей» (подп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III, п. 3 раздела V Указаний № 65н).
Поэтому исходя из экономического смысла, возврат в доход бюджета денежных средств по представлению КСП может быть оплачен по элементу видов расходов 853 в увязке со статьей 290 КОСГУ и отражен с применением счета 30305 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (п. 259, 263 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, п. 158 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н).
На основании изложенного рассматриваемая ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете автономного учреждения следующими записями:
1) Дебет счета 240120290 Кредит счета 230305000 - отражено начисление обязанности по перечислению в доход бюджета средств по представлению КСП;
2) Дебет счета 230305000 Кредит счета 220111000, с одновременным увеличением забалансового счета 18 (853 КВР, 290 КОСГУ) - отражено перечисление в доход бюджета средств по представлению КСП.
За невыполнение в предусмотренный срок законного представления предусмотрена ответственность (ст. 19.5 КоАП РФ).
Представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Представление Счетной палаты должно быть выполнено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения (п. 2 ст. 270.2 БК РФ).
К примеру, на федеральном уровне действует Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», согласно п. 4 ст. 26 которого срок выполнения представления может быть продлен по решению Коллегии Счетной палаты, но не более одного раза.
Таким образом, для определения возможности продления срока выполнения представления КСП необходимо проанализировать порядок работы КСП конкретного публично-правового о б р аз о в а ни я . П р и д ол ж н ы м о б р аз ом оформленном продлении срока исполнения представления КСП оно должно быть и сп олнено в течен и е указ анно го (продленного) срока.
При этом названные нормы не содержат указания на «быстроту» исполнения представления: принято ли сразу решение об оплате средств по представлению за счет собственных средств при их наличии, либо принято решение о перечислении средств после их поступления от фактически виновного лица. Главное, чтобы предписание было исполнено в срок, с учетом продления, оформленного в установленном порядке.
Таким образом, если учреждение не нарушило установленные с учетом продления согласно регламенту работы КСП конкретного публично-правового образования сроки для
исполнения представления, то нормы ст. 270.2 БК РФ не нарушены.
Ответ подготовила: эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Киреева Анна
Контроль качества ответа: рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ Суховерхова Антонина
Вопрос. В извещении при размещении закупки на ремонт автомобильной дороги неверно указан код бюджетной классификации в плане оплаты исполнения контракта за счет бюджетных средств. В заявке на финансирование для оплаты контракта по капитальному ремонту автомобильной дороги также был указан неверный код бюджетной классификации. Аукционная документация и заявка на финансирование подготовлена (заявка на финансирование подписана) должностным лицом - руководителем отдела, ответственного за выполнение мероприятий муниципальной программы, в рамках которой заключен контракт, средства поступили по заявке по разделу подразделу 0503, оплата услуг произведена с раздела подраздела 0503, а требовалось с раздела подраздела 0409.
Является ли неправильное применение бюджетной классификации нецелевым расходованием? Кого могут привлечь к ответственности в случае квалификации данного нарушения как нецелевое использование бюджетных средств: руководителя, того, кто составил аукционную документацию и подписал заявку на финансирование, главного бухгалтера или юридическое лицо?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему вывод.
Неправильное применение бюджетной классификации при планировании расходов не может быть квалифицировано в качестве
нецелевого использования бюджетных средств.
Обоснование вывода. При планировании объема финансирования, а также направления расходования средств казенные учреждения обязаны руководствоваться Указаниями о порядке п рименени я бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н).
В соответствии со статьей 179.4 БК РФ дорожный фонд - в частности, часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования
В соответствии с п. 3.2 раздела III Указаний № 65н расходы на ремонт автомобильной дороги отражаются по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)». Кроме того, по данному подразделу подлежат отражению расходы на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, предоставление субсидий бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на указанные цели, осуществляемые за счет средств дорожного фонда (см. также письма Минфина России от 20.09.2017 № 02-05-11/60913, 21.06.2017 № 02-05-11/38911).
Одним из основополагающих принципов бюджетной системы РФ, установленных ст. 28 БК РФ, является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Данный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты доводятся до конкретных получателей с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).
Правовым основанием предоставления бюджетных средств являются:
1) закон (решение) о бюджете;
2) сводная бюджетная роспись, бюджетная роспись;
3) бюджетная смета;
4) договор (соглашение);
5) иные документы.
Направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, рассматривается в качестве нецелевого использования бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ). Нецелевое использование бюджетных средств влечет:
- применение бюджетных мер принуждения в соответствии с БК РФ (п. 2, 3 ст. 306.4 БК РФ);
- ответственность по ст. 15.14 КоАП РФ;
- ответственность по УК РФ по ст. 285.1 УК РФ.
Определенно, что бюджетные средства, подлежащие направлению по конкретному подразделу, фактически направленные должностным лицом по иному разделу, квалифицируются в качестве нецелевого использования бюджетных средств в рамках ст. 15.14 КоАП РФ. Данный вывод полностью согласуется с положениями ст. 15.14 КоАП РФ и подтверждается судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 29.07.2016 № 302-КГ16-8791, постановление Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19.07.2016 по делу № 4А-286/2016).
В то же время в рассматриваемой ситуации неверно указан подраздел не только в части оплаты, но и в заявке на финансирование. Неправильное определение должностными лицами получателя бюджетных средств со ставной части кода б юджетной классификации при формировании бюджетной заявки и последующее расходование доведенных по соответствующему коду бюджетной классификации бюджетных средств в соответствии с условиями их предоставления административно-наказуемым д е я н и е м с о гл а с н о д е й с т ву ю щ е м у
законодательству не является, а сами такие действия по смыслу диспозиции ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ не образуют объективной стороны нецелевого использования бюджетных средств (постановление № 4А-76/2014 от 24.03.2014 по делу № 4А-76/2014). Соответственно, неправильное применение бюджетной классификации при планировании расходов не может быть квалифицировано в качестве нецелевого использования бюджетных средств.
Вместе с тем назначение кодов бюджетной классификации РФ не может производиться в произвольном порядке, а осуществляется исключительно согласно Указаниям № 65н и в соответствии с принципами единства, стабильности (преемственности), открытости назначения кодов (п. 2 Раздела I Указаний 65н). В свою очередь, принцип единства означает назначение кодов бюджетной классификации на условиях единства для бюджетов бюджетной системы РФ структуры кодов, порядка их формирования, а также применения в части кодов бюджетной классификации РФ, их составных частей, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ.
В частности, при формировании кода бюджетной классификации РФ обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ при дополнительной детализации отдельных составных частей кода бюджетной классификации с учетом общих требований, установленных Указаниями № 65н.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации при планировании объема финансирования было допущено нарушение в части применения методологии, предусмотренной Указаниями № 65н, что в свою очередь может послужить поводом для предъявления ад ми ни ст рати в ного п рав онаруш ени я, ответственность за которое установлена ст. 15.15.7 КоАП РФ. Отметим, что в настоящее время массовой судебной практики по вопросам привлечения учреждений по данной статье по причине неправильного применения бюджетной классификации при планировании не сформировано.
Ответ подготовила: эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Киреева Анна
Контроль качества ответа: рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ Суховерхова Антонина
Вопрос. Бюджетное учреждение приобрело кондиционер и информационный программно-аппаратный комплекс с сенсорным экраном, встроенной информационной системой для слабовидящих инвалидов, включая автоматическую систему голосового озвучивания.
К какой амортизационной группе и коду ОКОФ можно отнести названные объекты согласно новому классификатору основных средств?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
Приобретенному кондиционеру может быть присвоен код ОКОФ 330.28.23 с отнесением такого объекта к четвертой амортизационной группе.
Указанный в вопросе информационный программно-аппаратный комплекс, на наш взгляд, представляет собой объект, которому может быть присвоен код ОКОФ 320.26.30.11.190 и соответствующая ему четвертая амортизационная группа.
Обоснование вывода. Общероссийский классификатор ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов» (далее - ОКОФ) (принят и введен в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст) является нормативным документом в области стандартизации. Он применяется для целей бюджетного (бухгалтерского) учета организациями государственного сектора в случаях, предусмотренных федеральными стандартами, если иное не установлено уполномоченными
органами государственного регулирования бухгалтерского учета (Введение в ОКОФ).
Определение соответствующего кода ОКОФ находится в компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для г о с уд ар с т в е н н ы х о р г ан о в в л ас т и (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н).
Поиск кода ОКОФ может осуществляться по названию основного средства или по его назначению (см. также: Энциклопедия решений. Определяем код ОКОФ. Поиск по назначению основного средства. Энциклопедия решений. Определяем код ОКОФ. Поиск по названию основного средства).
Кроме поиска по названию основного средства и по его назначению возможен поиск кода ОКОФ с помощью переходных ключей между ранее действующим Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 и ОКОФ (см. Прямой переходный ключ от ОКОФ ОК 013-94 к ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденный приказом Росстандарта от 21.04.2016 № 458 (далее -Прямой переходный ключ).
К сведению: специалисты финансового ведомства отмечают, что в описании ОКОФ нет порядка отнесения объектов классификации к определенному коду. Следовательно, определение кода ОКОФ в любом случае основывается на субъективном суждении, при этом желательно исходить из принципа осмотрительности (п. 3 Инструкции № 157н). Следование этому принципу, с позиции Минфина России, выражается в том, что при выборе кода ОКОФ для определения амортизационной группы в соответствии с Классификацией основных
средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее -Классификация), целесообразно выбрать амортизационную группу с наибольшим сроком полезного использования (см. письмо Минфина России от 21.09.2017 № 02-0610/61195).
ОКОФ используется и в целях определения срока полезного использования при отнесении объекта основных средства к амортизационной группе по Классификации (п. 1 ст. 258 НК РФ, п. 44 Инструкции № 157н).
Напомним, что для тех видов основных средств, которые не указаны в ОКОФ и в Классификации, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ, см. также письма Минфина России от
30.12.2016 № 03-03-06/1/79707, от 24.12.2014 № 03-03-06/1/66911).
Если для объекта отсутствуют технические условия и рекомендации производителя, Минфин России рекомендует обращаться в Минэкономразвития России для решения этого вопроса (см. письма Минфина России от 03.10.2017 № 03-03-06/1/64157, от
02.10.2017 № 03-03-06/1/63785, от 13.09.2017 № 03-03-06/1/58770).
Указанные в вопросе объекты не упоминаются напрямую ни в ОКОФ, ни в Классификации. Поэтому для рассматриваемых целей необходимо «укрупнить» группу, а также использовать возможность поиска с помощью Прямого переходного ключа.
Касательно кондиционера это предполагает следующий порядок действий.
Поскольку по своему назначению он может быть отнесен к группировке 330.00.00.00.000 «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты», то с учетом его характеристик ему может быть присвоен код О КО Ф 33 0. 2 8 .2 5 . 1 2 . 1 90 «Оборудование для кондиционирования воздуха прочее, не включенное в другие группировки» (см. также: Энциклопедия
решений. Определение кода ОКОФ (для государственного сектора).
До 01.01.2017 указанное имущество относилось к коду ОКОФ 16 2930274 «Кондиционеры бытовые, электровоздухоохладители» (см. также отчет контрольно-счетной палаты г. Саратова о результатах проверки финансово-
хозяйственной деятельности муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовгорэлектротранс» от 20.10.2010). Прямым переходным ключом для такого кода не предусмотрено прямое соответствие, но указано на право выбора нужной позиции из 330.28.23-330.28.29.
Классиф и кацией в четвертую груп пу (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно) включены «Машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования». В то же время в соответствии с Классификацией приборы бытовые (код 16 2930000) относятся к третьей группе амортизируемого имущества со сроком полезного использования свыше трех лет и до пяти лет включительно. На наш взгляд, с учетом упомянутых разъяснений Минфина Ро сс и и , целе сооб раз но п ри св ои ть кондиционеру код ОКОФ 330.28.23, что позволит включить его в четвертую амортизационную группу в составе «Машин офисных и оборудования, кроме компьютеров и периферийного оборудования».
В отношении информационного комплекса, который прямо не упомянут ни в ОКОФ, ни в Классификации, допускаем следующий алгоритм.
В соответствии с назначением и сферой использования код ОКОФ будет выбираться из диапазона кодов группировки 320 «Информационное, компьютерное и телекоммуникационное (ИКТ) оборудование. К ней, как следует из введения к ОКОФ, относится информационное оборудование, комплектные машины и оборудование, предназначенные для преобразования и хранения информации, в состав которых могут входить устройства электронного управления, электронные и прочие компоненты ,
являющиеся частями этих машин и оборудования. Объектом классификации машин и оборудования ИКТ считается каждая машина, укомплектованная всеми приспособлениями и принадлежностями, необходимыми для выполнения возложенных на нее функций.
В общем случае выпускаемые аналогичные указ анному в вопросе устройств а представляют собой информационный терминал, который включает в себя сенсорный экран, встроенную индукционную систему д л я с л а б о с л ы ш а щ и х , с п е ц и а л ь н о е программное обеспечение (которое обе спечивает двустороннюю связь с терминалом); оборудован двумя встроенными видеокамерами, металлическим антивандальным корпусом, весит не более 110 кг.
Поскольку основной целью устройства является все-таки коммуникация и оптимизация доступа к необходимой информации, верным будет, на наш взгляд, отнесение его именно к коммуникационному оборудованию (код ОКОФ 320.26.30). Ориентируясь на возможный срок службы (указанный нам в разговоре дилером) -4-5 лет - полагаем, что такое имущество может быть классиф ицировано как электронный абонентский терминал, который включен четвертую амортизационную группу (на основании кода ОКОФ 320.26.30.11.190).
В данном случае мы учитываем всю совокупность характеристик объекта и так же, как и в предыдущем примере, руководствуемся принципом осмотрительности, выбирая амортизационную группу с более продолжительным сроком полезного использования (так, например, в отношении индукционной системы допустимо отнесение ее к третьей амортизационной группе на основании кода ОКОФ 320.26.30.11.190).
Ответ подготовила: эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Волкова Ольга
Контроль качества ответа: рецензент службы
правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
Вопрос. Учреждение приобретает фотоаппарат с картой памяти. Карта памяти и фотоаппарат приобретаются у одного поставщика. Карта памяти приобретается отдельно, то есть не в комплекте с фотоаппаратом.
По какому КОСГУ необходимо оплатить карту памяти?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему вывод.
Расходы по приобретению карты памяти для фотоаппарата могут быть отнесены на статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ или 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Окончательное решение об отнесении расходов на приобретение карты памяти для фотоаппарата на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ либо на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ может быть п ри нято толь ко уп олномоченны ми должностными лицами учреждения.
Обоснование вывода. При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации казенные учреждения руководствуются Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н).
При этом отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться исходя из экономического содержания определенной хозяйственной операции (п. 1 раздела V Указаний № 65н). Экономическое содержание операции прежде всего определяется исходя из предмета заключенного договора (контракта). При этом, если договор содержит элементы различных договоров (например договора поставки, договора подряда, возмездного оказания услуг
и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор), для оплаты расходов по данному договору могут применяться различные статьи (подстатьи) КОСГУ.
Вместе с тем согласно п. 4 раздела II приказа Минфина России от 20.11.2007 № 112н (в редакции приказа Минфина России от 17.12.2015 № 201н) показатели сметы казенного учреждения формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов. Соответственно, в общем случае оплата расходов осуществляется в разрезе элементов видов расходов классификации расходов бюджетов, установленных п. 5.1.2. раздела III Указания № 65н.
Вместе с тем главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей. В таком случае планирование и оплата расходов осуществляются в разрезе элементов видов расходов классификации расходов бюджетов и кодов операций сектора государственного управления.
По общему правилу, расходы на приобретение объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ:
- расходы на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ;
- расходы на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам, -
за счет статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Нефинансовые активы могут учитываться в составе основных средств только в случае, если они соответствуют критериям, установленным п. 38, 39, 41 Инструкции № 157н. При этом данный объект не должен прямо относиться к материальным запасам в соответствии с п. 99 Инструкции № 157н.
Окончательно решение об отнесении нефинансовых активов в состав основных средств либо в состав материальных запасов относится к компетенции учреждения и принимается профильной комиссией исходя из конкретного предназначения материальных ценностей и порядка их использования (п. 34 Инструкции № 157н, письмо Минфина России от 27.02.2012 № 02-07-10/534). При этом в учреждении должен быть обеспечен единый подход к отнесению приобретаемых материальных ценностей к объектам основных средств либо к материальным запасам, зафиксированный локальным нормативным актом (учетной политикой).
В рассматриваемой ситуации карта памяти и фотоаппарат приобретаются в рамках одного и того же договора у одного поставщика В то же время в данном случае карта памяти для фотоаппарата представляет собой съемный накопитель информации, основное назначение которого - хранение, перенос и обмен данными. Она не встроена в фотоаппарат и при необходимости может быть извлечена без ущерба для нее самой или фотоаппарата, на котором она установлена, и переставлена в другое аналогичное устройство. Однако характеристики и сроки использования карт памяти могут быть различны.
В случае если срок полезного использования карты памяти более 12 месяцев и она может использоваться в качестве самостоятельного носителя информации, данный объект учитывается в качестве основного средства, а расходы по его приобретению, соответственно, должны быть отнесены за
счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
В случае если срок полезного использования карты памяти не превышает 12 месяцев и (или) она предназначена для использования только вместе с конкретным фотоаппаратом, то расходы на приобретение таких активов могут быть осуществлены за счет статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Ответ подготовила: эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Дурнова Татьяна
Контроль качества ответа: рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ Суховерхова Антонина
Вопрос. Благотворительный фонд (некоммерческая организация, далее - Фонд), применяющий общую систему налогообложения, организовывает банкет, приуроченный к новогоднему празднику, и приглашает людей. На банкете гостям будут раздаваться всякие мелочи (календари, ежедневники и т.д.).
На календарях и ежедневниках, которые будут раздаваться гостям, изображен логотип фонда. Данное мероприятие проводится с целью ознакомления гостей с деятельностью фонда. На мероприятие приглашены потенциальные благотворители. Конкретно на цели проведения банкета никто из физических и юридических лиц (благотворителей) денежные средства Фонду не передавал.
Фонд ведет свою деятельность только в рамках благотворительности в течение года. Своей прибыли как таковой нет. Фонд на основании устава имеет право расходовать из вкладов от физических и юридических лиц на свое содержание до 20% в рамках установленных правил (не более 20%) за год. В течение 2017 г. на
содержание Фонда были израсходованы 5% от суммы таких средств.
Как данные расходы отражаются при налогообложении прибыли?
Ответ. По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции.
У Фонда в данном случае есть предпосылки для применения подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, если Фонд получает не только средства на о суще ствлени е неп ос редств енно благотворительной деятельности, но и пожертвования.
Если исходить из того, что проведение Ф о н д ом п р а зд н и ч н о г о м е р о п р и я т и я направлено на привлечение новы х благотворителей (то есть осуществляется деятельность по привлечению ресурсов), то суммы пожертвований, использованные на проведение этого мероприятия (в том числе на расходы по изготовлению календарей и ежедневников), в состав доходов при налогообложении прибыли включать не нужно.
Обоснование позиции. Правовые аспекты
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 1 1.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее -Закон № 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Деятельность может быть признана благотворительной, если она осуществляется в целях, перечисленных в п. 1 ст. 2 Закона № 135-ФЗ, перечень которых является закрытым.
Б л а г о т в о р и т е л ь н ы й ф о н д я в л я е т с я некоммерческой организацией (далее - НКО), не имеющей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не
распределяющей полученную прибыль между участниками (п. 1, подп. 7 п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 123.1 ГК РФ, ст. 6, 7 Закона № 135-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 123.17 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Закона № 7-ФЗ фондом в целях этих нормативных правовых актов признается унитарная НКО, не имеющая членства, учр еж д ен ная г р аж д анами и ( и л и ) ю ри д и ч е с ки ми л и цами на о с но в е добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана, а также благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, предусмотренных Законом № 135-ФЗ. Благотворительная организация также вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций (п. 1 и 2 ст. 12 Закона № 135-ФЗ).
Под деятельностью благотворительной организации по привлечению ресурсов следует понимать, в частности, такую деятельность, как деятельность благотворительной организации по проведению кампаний по привлечению благотворителей и организацию для этих целей развлекательных, культурных, спортивных мероприятий.
В собственности или на ином вещном праве благотворительного фонда могут находиться: здания, сооружения, оборудование, денежные средства, ценные бумаги, информационные ресурсы, другое имущество, если иное не предусмотрено федеральными законами; результаты интеллектуальной деятельности. При этом благотворительная организация может совершать в отношении находящегося в ее собственности или на ином вещном праве имущества любые сделки, не противоречащие з а ко н од ат е л ь с т ву РФ , ус т а ву э то й
организации, пожеланиям благотворителя (п. 1, 2 ст. 16 Закона № 135-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 7 Закона № 7-ФЗ фонд и с п ол ь зуе т и муще с тв о д ля ц ел е й , определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.
Исходя из положений п. 1 ст. 26 Закона № 7-ФЗ, ст. 15 Закона № 135-ФЗ источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме. В свою очередь законодатель определяет пожертвование как дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ).
Пунктами 3 и 4 ст. 16 Закона № 135-ФЗ установлены ограничения на расходование благотворительными организациями финансовых средств.
Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.
В случае, если благотворителем или б л а г о т в о р и т е л ь н о й п р о г р а м м о й н е у с т а н о в л е н о и н о е , н е м е н е е 8 0 % благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования.
Налог на прибыль. В силу п. 1 ст. 246, п. 2 ст. 11 НК РФ некоммерческие организации признаются плательщиками налога на прибыль.
Возникновение обязанности по уплате налога на прибыль непосредственно связано с наличием доходов (п. 1 ст. 38 НК РФ).
Объектом обложения по налогу на прибыль признается прибыль, которую получил налогоплательщик.
Для российских организаций (не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков) прибылью являются доходы, уменьшенные на расходы (п. 1 ст. 247 НК РФ). При этом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 25 НК РФ.
При формировании налогооблагаемой прибыли учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 274, п. 1 ст. 248 НК РФ).
Пунктом 8 ст. 250 НК РФ определено, что к внереализационным доходам налогоплательщика относятся доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имуще ственны х п рав , за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
Так, согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе осуществленные в соответствии с законодательством РФ о НКО взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ, а также доходы в виде безвозмездно полученных НКО работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Таким образом, НКО вправе не учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ, при выполнении условий, установленных п. 2 ст. 251 НК РФ.
В письме ФНС России от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@ было отмечено, что НКО имеет право не учитывать при налогообложении прибыли полученные безвозмездно денежные средства при условии, что данные средства в дальнейшем использованы на общеполезные цели, совпадающие с уставными целями НКО. См. также письма Минфина России от 24.05.2017 № 03-03-07/31908, от 14.08.2015 № 03-03-06/4/47186, от 22.04.2014 № 03-0306/4/18560.
Кроме того, подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям, не учитываемым при налогообложении прибыли, отнесены средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности. Данную н о р м у в п р а в е п р и м е н я т ь т о л ь к о благотворительные организации (см. письма Минфина России от 25.05.2012 № 03-0306/4/48, от 19.07.2006 № 03-03-04/4/124, УФНС России по г. Москве от 01.09.2009 № 16-15/091200).
При этом на основании п. 14 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках
благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.
Налогоплательщики, получившие такое имущество, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль.
Таким образом, объект налогообложения по налогу на прибыль у НКО, в том числе у благотворительных фондов, возникает при нецелевом использовании доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, перечень которых приведен в ст. 251 НК РФ (см. письмо УМНС России по Краснодарскому краю от 11.11.2004 № ВК-2.21-15/00004@/87).
Например, если пожертвования направлены на осуществление предпринимательской деятельности, они подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов в силу п. 8 ст. 250 НК РФ (см. письма Минфина России от 21.04.2017 № 03-03-06/2/24359, от 28.03.2016 № 03-03-06/3/17251, от 13.11.2015 № 03-0306/4/65618).
Как мы поняли, в рассматриваемой ситуации Фонд ведет деятельность только в рамках благотворительности, получая для этого средства от физических и юридических лиц.
При этом Фондом запланировано проведение развлекательного мероприятия (банкета, приуроченного к новогоднему празднику), в ходе которого гостям (потенциальным благотворителям) будут раздаваться календари и ежедневники с логотипом Фонда.
Полагаем, проведение такого мероприятия нельзя отнести к собственно благотворительной деятельности, понятие которой дано в ст. 1 Закона № 135-ФЗ, а следует считать частью деятельности благотворительной организации, направленной на привлечение ресурсов, необходимых для осуществления поставленных
перед организацией социальных целей. Поэтому, по нашему мнению, подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ к рассматриваемому случаю не применяется.
Вместе с тем, на наш взгляд, у Фонда в данном случае есть предпосылки для применения подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, если Фонд получает не только средства на о су ще с т вл е ни е не п о с р ед с тв е нн о благотворительной деятельности, но и пожертвования.
Средства, полученные в виде пожертвований (соответствующих требованиям ГК РФ), как было уже отмечено, относятся к целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, и при использовании их по назначению (в частности, на общеполезные цели, совпадающие с уставными целями НКО) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Если исходить из того, что проведение в данном случае Фондом праздничного мероприятия направлено на привлечение новых благотворителей (то есть Фонд в рамках ст. 12 Закона № 135-ФЗ и устава осуществляет деятельность по привлечению ресурсов), то суммы пожертвований, использованные на проведение этого мероприятия (в том числе на расходы по изготовлению календарей и ежедневников), в состав доходов включать не нужно.
Следует обратить внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением.
К сожалению, нам не удалось найти разъяснений Минфина России и налоговых органов по ситуации, аналогичной данной. Не обнаружено нами и примеров арбитражной практики, где бы рассматривался подобный вопрос.
Поэтому во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по
данному вопросу, наличие которых учитывается в случае возникновения спора в качестве обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
Ответ подготовила: эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ,
аудитор
Овчинникова Светлана
Контроль качества ответа: Королева Елена, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. В состав бюджетного учреждения входят филиалы. Филиалам открыты лицевые счета в УФК. В соответствии с положением филиалы имеют право получать доходы с применением наличных, безналичных расчетов, ведут бухгалтерский, налоговый учет, самостоятельно открывают лицевые счета. Выручку сдают на свои лицевые счета. Должна ли быть единая кассовая книга по юридическому лицу? Остаток в кассе рассчитывать суммарно по юридическому лицу или отдельно по филиалам и головному учреждению? Как вести нумерацию приходных и расходных ордеров?
О т в е т. П о д а н н о м у в о п р о с у м ы придерживаемся следующей позиции.
Конкретный порядок установления лимита остатка денежной наличности в кассе учреждения и филиалов, а также порядок ведения кассовой книги может быть установлен юридическим лицом самостоятельно в рамках формирования своей учетной политики.
Обоснование позиции. В соответствии с п. 2, 3 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Филиал не является
юридическим лицом, руководитель филиала назначается юридическим лицом и действует на основании его доверенности. Филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
При ведении кассовых операций учреждения г о с уд ар с т в е н н о го с е кт о р а д ол ж н ы руководствоваться указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание № 3210-У), с учетом особенностей, предусмотренных п. 1 67 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).
Однако необходимо отметить, что Указания № 3210-У определяют правила ведения кассовых операций в отношении юридических лиц. При этом порядок отражения и ведения кассовых операций у филиалов, выделенных на отдельный баланс, осуществляющих самостоятельное открытие и ведение лицевых счетов ни Указаниями № 3210-У, ни Инструкцией № 157н не урегулированы.
Лимит остатка наличных денег.
В соответствии с п. 2 Указаний № 3210-У именно юридическое лицо своим распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму денег, которая может храниться в месте проведения кассовых операций, то есть лимит остатка наличных денег. При этом в части определения такого лимита в отношении подразделений юридического лица разъяснен порядок только в случае сдачи обособленным подразделением наличных денег на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке или в кассу юридического лица. В таком случае лимит остатка наличных денег устанавливается обособленному подразделению руководителем головной организации в соответствии с одной из формул, приведенных в приложении к Указанию № 3210-У. В то же время филиалы учреждения, которым открыты лицевые счета
в органе казначейства и которые наделены полномочиями по ведению бухгалтерского учета, соответственно, самостоятельно осуществляют операции с денежной наличностью через кассу обособленного подразделения, сдают выручку на свой лицевой счет. Указания № 3210-У каких-либо разъяснений по вопросу, кем и как устанавливается лимит остатка наличных денег не содержат. С одной стороны, учитывая особый статус филиала, право устанавливать лимит остатка наличных денежных средств в кассе может быть закреплено за филиалом. С другой стороны, филиал в соответствии с нормами законодательства не является юридическим лицом. Кроме того, филиал не является самостоятельным субъектом учета и отчетности (п. 4 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н). Так, с точки зрения стандарта, субъектом бухгалтерского учета и отчетности является именно учреждение, а не филиал.
Так как данный вопрос не урегулирован, конкретный порядок установления лимита остатка денежной наличности в кассе в отношении филиалов разрабатывается юридическим лицом (головным учреждением) самостоятельно и закрепляется в рамках формирования своей учетной политики. При этом юридическое лицо может либо оставить за собой право устанавливать лимит денежной наличности в кассе учреждения (ф илиалов) , либо закреплять такую обязанность за каждым филиалом. При принятии решения, прежде всего, необходимо исходить из специф ики деятельно сти учреждения.
Кассовая книга. Относительно ведения Кассовой книги (ф. 0504514) отметим следующее. Исходя из буквального прочтения Указания № 3210-У учреждение должно вести только одну Кассовую книгу (ф. 0504514). Для учреждений, имею щих об особленны е подразделения, никаких исключений
законодательством РФ не предусмотрено. Кассовая книга у таких учреждений должна быть единой. При этом действующие нормативные правовые акты не предусматривают исключений даже для обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс и имеющих отдельный лицевой (расчетный) счет.
Вместе с тем нормативными актами не определен конкретный способ ведения кассовой книги. В связи с этим юридическое лицо в рамках формирования учетной политики может, например, разработать способ ведения кассовой книги, при котором филиалам будут делегированы полномочия по ведению листов кассовой книги. Необходимость самостоятельного заполнения ф и ли ал ами ли стов кас сов ой кни г и в рассматриваемой ситуации вытекает из обязанности своевременного внесения в кассовую книгу записей о каждом факте приема и выдачи денежной наличности. В целях реализации такого подхода может быть предусмотрено, что нумерация листов кассовой книги будет осуществляться филиалами самостоятельно. При этом порядковый номер каждого листа кассовой книги будет состоять из порядкового номера в хронологической последовательности с начала года и номера филиала (через префикс), в соответствии с положениями учетной политики. В таком случае необходимо также предусмотреть и порядок хранения листов кассовой книги. Так, подп. 4.6 п. 4 Указаний № 3210-У установлена обязанность передачи копии листов кассовой книги в головное учреждение. В то же время такая обязанность связана с необходимостью составления юридическим лицом отчетности. В данном случае филиал самостоятельно составляет отчетность, а головное учреждение формирует отчетность юридического лица на основании отчетности филиалов, а не листов кассовой книги. В таком случае, на наш взгляд, полномочия по хранению листов кассовой книги, сформированных филиалами, могут быть закреплены именно за филиалами с возложением ответственности за достоверность и своевременность данных отраженных в них, и, соответственно,
в отчетности. В целях организации внутреннего финансового контроля учетной политикой могут быть предусмотрены способ и периодичность передачи информации о кассовых операциях, в том числе копий листов кассовой книги в головное учреждение.
По общему правилу, все кассовые операции оформляются приходными (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) (п. 167 Инструкции № 157н). Первичные уч е т н ы е д о кум е н т ы кас с и р ф и л и а л а формирует самостоятельно. Кассовые ордера должны иметь сквозную нумерацию в хронологическом порядке, а также регистрироваться в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003). Во избежание дублирования номеров учетной политикой бюджетного учреждения может быть предусмотрен специальный порядок нумерации кассовых ор д е р о в в ф и л и а л а х , н а п р и м е р с использованием в номере кассового ордера префикса (номера филиала).
Ответ подготовила: Емельянова Ольга, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Суховерхова Антонина, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. Ремонт сети наружного освещения осуществляется органом местного самоуправления в рамках поощрения (награждения) победителей по итогам конкурса на лучший орган территориального общественного самоуправления по программе «Организация территориального общественного самоуправления». На какой код КОСГУ следует отнести данные расходы (работы, услуги по содержанию имущества или прочие расходы)? При этом раздел, подраздел бюджетной классификации должен быть 0113 или 0503?
Ответ. В органе местного самоуправления расходы на ремонт сети наружного освещения в рамках поощрения победителей по итогам конкурса на лучший орган ТОС можно отразить по подразделу 0503 «Благоустройство» с применением подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Обоснование вывода. При отнесении расходов на тот или иной код бюджетной классификации учреждениям государственного сектора следует руководствоваться Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н). Отнесение расходов (доходов) на определенный код КОСГУ должно осуществляться, прежде всего, исходя из экономического содержания хозяйственной операции. В свою очередь экономическое содержание расходной операции определяется на основании предмета договора (контракта) и соответствующих первичных документов.
Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее - Закон № 131-ФЗ), под территориальным общественным самоуправлением (далее - ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. В соответствии с положениями Закона № 1 31 -ФЗ, органы местного самоуправления вправе осуществлять различные формы поддержки деятельности органов ТОС, например, приобретать за счет средств местных бюджетов и безвозмездно передавать им мебель, инвентарь, оргтехнику и прочие материальные ценности, оплачивать счета за аренду помещений и коммунальные услуги, поощрять активных участников ТОС и победителей различных конкурсов.
В рассматриваемой ситуации органом местного самоуправления заключен с подрядчиком договор на ремонт сети уличного освещения в рамках поощрения победителей
по итогам конкурса на лучший орган территориального общественного самоуправления.
В соответствии с Указаниями № 65н на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ относятся расходы, связанные с содержанием (обслуживанием, ремонтом) нефинансовых активов. Однако на подстатью 225 могут быть отнесены только расходы по содержанию имущества, в отношении которого имеются документы, подтверждающие принадлежность этих объектов учреждению на том или ином праве (оперативного управления, безвозмездного пользования, аренды). В то же время учреждениями государственного сектора могут осуществляться и отдельные расходы по содержанию имущества, в отношении которого они упоминаемыми документами не располагают. Такие объекты могут быть закреплены за другими учреждениями, составлять имущество казны, находиться в собственности каких-либо юридических (физических) лиц или являться бесхозяйными. Подобные расходы следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, на которую, в соответствии с требованиями Указаний № 65н, относятся другие расходы, связанные с оплатой работ, услуг, не отнесенные на подстатьи 221-225 КОСГУ. В этом случае, во избежание разногласий с контролирующими органами, учреждению желательно должным образом обосновать необходимость проведения соответствующих расходов за счет «своих» средств.
В данной ситуации таким обоснованием может являться расходование средств в рамках конкретной программы, так как в полномочия органа местного самоуправления может входить реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие ТОС, создание условий для эффективной деятельности его органов. Таким образом, можно сделать вывод, что расходы на ремонт сети наружного освещения в рамках поощрения победителей по итогам конкурса на лучший орган ТОС можно отразить с применением подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Согласно общему порядку ведения бюджетного учета в 1-4 разрядах указываются
код раздела, код подраздела расходов бюджета (п. 21.1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н). В соответствии с подп. 3.2 п. 3 разд. III Указаний № 65н, раздел 0100 «Общегосударственные вопросы» аккумулирует расходы на общегосударственные вопросы, специфика которых не позволяет отнести их на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов. По подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы» подлежат отражению расходы на выполнение функций по общегосударственным вопросам, не отнесенным к другим подразделам данного раздела, в том числе на управление государственной (муниципальной) собственностью.
Раздел 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» аккумулирует расходы на обеспечение деятельности и поддержание жилищно-коммунальной отрасли экономики. По подразделу 0503 «Благоустройство» подлежат отражению расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, включая, в том числе расходы на освещение улиц.
Исходя из приведенных определений становится очевидно, что расходы органа местного самоуправления, связанные с заключением договора по ремонту сети уличного освещения, следует отразить по подразделу 0503 «Благоустройство».
Ответ подготовила: эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Емельянова Ольга
Контроль качества ответа:
Контроль качества ответа: рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ Суховерхова Антонина