Научная статья на тему 'Конституционное правосудие: развитие и эффективность деятельности в Российской Федерации'

Конституционное правосудие: развитие и эффективность деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
375
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Конституционный Суд РФ / конституционное право / государственные органы / система правосудия / конституционные полномочия / Constitutional Court of the Russian Federation / constitutional law / government bodies / the justice system / constitutional powers

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галина Васильевна Курбатова, Екатерина Олеговна Ананьева

В статье авторами рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью конституционного правосудия в Российской Федерации. Проводится анализ работы Конституционного Суда РФ как основного элемента решения вопросов, играющих первостепенную роль для государства. Рассматриваемый орган и его деятельность являются важным элементом правовой системы государства, политической составляющей и ядром конституционного правосудия. В данном исследовании авторами проводится анализ актуальных проблем российского конституционного правосудия. В работе предлагаются направления по корректировке действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional justice: development and effectiveness of activities in the Russian Federation

In the article, the authors consider issues related to the activities of constitutional justice in the Russian Federation. The analysis of the work of the Constitutional Court of the Russian Federation as the main element of solving issues that play a primary role for the state is carried out. The body in question and its activities are an important element of the legal system of the state, the political component and the core of constitutional justice. In this study, the authors analyze the current problems of the Russian constitutional justice. The paper suggests directions for correcting the current legislation.

Текст научной работы на тему «Конституционное правосудие: развитие и эффективность деятельности в Российской Федерации»

Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 66 — 68. State service and personnel. 2022;( 1) :66 — 68.

Научная статья УДК 342.565.2

https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-66-68

NIION: 2012-0061-01/22-015 MOSURED: 77/27-008-2022-01-215

Конституционное правосудие: развитие и эффективность деятельности в Российской Федерации

Галина Васильевна Курбатова1, Екатерина Олеговна Ананьева2

1 2 Институт подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России, Рязань, Россия

1 kurbatik2007@yandex.ru

2 a.e.o.77@yandex.ru

Аннотация. В статье авторами рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью конституционного правосудия в Российской Федерации. Проводится анализ работы Конституционного Суда РФ как основного элемента решения вопросов, играющих первостепенную роль для государства. Рассматриваемый орган и его деятельность являются важным элементом правовой системы государства, политической составляющей и ядром конституционного правосудия. В данном исследовании авторами проводится анализ актуальных проблем российского конституционного правосудия. В работе предлагаются направления по корректировке действующего законодательства.

Ключевые слова: Конституционный Суд РФ, конституционное право, государственные органы, система правосудия, конституционные полномочия.

Для цитирования: Курбатова Г.В., Ананьева Е.О. Конституционное правосудие: развитие и эффективность деятельности в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 66—68. https://doi.org/ 10.24411/2312-0444-2022-1-66-68.

Original article

Constitutional justice: development and effectiveness of activities in the Russian Federation

Galina V. Kurbatova1, Ekaterina O. Anan'eva2

1 2 Institute of the Academy of FSIN of Russia department of civil law and procedure, Ryazan, Russia,

1 kurbatik2007@yandex.ru

2 a.e.o.77@yandex.ru

Abstract. In the article, the authors consider issues related to the activities of constitutional justice in the Russian Federation. The analysis of the work of the Constitutional Court of the Russian Federation as the main element of solving issues that play a primary role for the state is carried out. The body in question and its activities are an important element of the legal system of the state, the political component and the core of constitutional justice. In this study, the authors analyze the current problems of the Russian constitutional justice. The paper suggests directions for correcting the current legislation.

Keywords: Constitutional Court of the Russian Federation, constitutional law, government bodies, the justice system, constitutional powers.

For citation: Kurbatova G.V., Anan'eva E.O. Constitutional justice: development and effectiveness of activities in the Russian Federation // State service and personnel. 2022;(1):66—68. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-66-68.

В реалиях современного развития государства Конституционный Суд стал основой его стабильности. Осуществляя свою деятельность, он поддерживает и контролирует правила функционирования судебной системы Российской Федерации.

Институт конституционного правосудия насчитывает целые столетия пути своего развития. Его

© Курбатова Г.В., Ананьева Е.О. М., 2022.

истоки берут начало в XVIII в. С тех пор многое изменилось, однако важность и значимость конституционной юстиции только усиливалась.

Конституционный Суд России начал функционировать 30 октября 1991 г., в день, когда судьи Конституционного Суда РФ провели свое первое рабочее совещание.

Институт конституционного правосудия должен работать максимально эффективно, удовлетворяя интересы субъектов права и достигая по-

№ 1/2022

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

ставленных перед ним целей и задач. Однако далеко не все находящиеся в рамках российского института конституционного правосудия механизмы в настоящий момент отличаются эффективностью и отвечают критериям современного правового государства [3, с. 13].

Современная конституционная доктрина самым активным образом стремится приписать Конституционному Суду РФ целый ряд функций, которые при рассмотрении Конституционного Суда РФ под определенным практическим углом можно отнести к таковым. Однако мы склонны опираться на действующее законодательство, которое также содержит и закрепляет функции Конституционного Суда РФ.

В частности, ст. 125 Конституции РФ, которая посвящена именно Конституционному Суду, закрепляет перечень функций и полномочий, которыми наделен данный орган конституционного правосудия.

Проводя исторический экскурс, невольно вспоминаем сюжеты, когда зависимость органов конституционного правосудия от исполнительных и законодательных государственных органов приводит к крайне негативным последствиям. Безусловно, речь идет о событиях, произошедших 7 октября 1993 г., когда органы конституционного контроля были вынуждены стать участниками политической игры, так как в случае отказа их деятельность и вовсе была бы приостановлена. Было бы крайне полезно в рамках повышения эффективности конституционного правосудия в нашей стране сделать правильные выводы, не допустив повторения ситуации, при которой Конституционный Суд оказался беззащитным ввиду того, что его независимость была обеспечена одними лишь нормами Конституции.

Для изменения ситуации необходимо на законодательном уровне закрепить перечень гарантий независимости Конституционного Суда. Причем крайне важно закрепить это не путем пустой декларации, а при помощи внесения изменений в действующее законодательство, установив в нем эффективный механизм защиты Конституционного Суда от всякого рода посягательств и вмешательства в его деятельность со стороны каких-либо государственных органов, должностных лиц с целью вовлечения российских институтов конституционного правосудия в политические игры. Конституционный Суд РФ должен быть свободен и независим от всякого рода политических течений [1, с. 25].

Говоря о данной инициативе, стоит учесть, что в настоящий момент в действующем ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» уже содержатся правовые нормы о независимости КС РФ, а также нормы о недопустимости вмешательства в деятель-

ность КС РФ и ограничения каких-либо видов его деятельности. Однако применительно к нашему предложению речь идет о создании и закреплении специального механизма, а не просто декларативных норм.

В целях существенного повышения и развития конституционного правосудия мы предлагаем задуматься о потенциальной разработке и внедрении конституционно-процессуального кодекса РФ. Подобный кодифицированный нормативно-правовой акт, а именно конституционно-процессуальный кодекс РФ, включил бы все стадии и процедуры конституционного судопроизводства, права и обязанности сторон, участников конституционного процесса, в том числе Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров.

Такое кодифицированное закрепление позволит внести ясность во многие спорные процессы, наладить полноценное и эффективное нормативно-правовое регулирование и вывести процессуальные конституционно-правовые отношения на качественно новый уровень. Однако для осуществления подобной, безусловно, полезной и нужной идеи необходимо наличие политической воли законодателя.

Основная практическая составляющая деятельности Конституционного Суда РФ проявляется в его решениях, которые важны для всего отечественного конституционного правосудия. Они раскрывают правовую позицию, оказывают влияние на всю сферу судебного правоприменения, являются ориентиром при появлении спорных моментов, касающихся толкования той или иной правовой нормы [4, с. 131]. Несмотря на то, что правовой статус и авторитет Конституционного Суда РФ находятся на достаточно высоком уровне, далеко не всегда его решения должным образом своевременно исполняются на практике, что негативным образом сказывается на качестве действующего законодательства и воплощении на практике имеющихся конституционных принципов.

Часто уполномоченные лица несвоевременно реагируют на решения или вообще не проявляют к ним достаточного и необходимого внимания, что свидетельствует о наличии правового нигилизма. Следовательно, следует рассмотреть возможность закрепить в действующем законодательстве статью, направленную на конкретизацию и установление четкости в порядке исполнения принимаемых Конституционным Судом решений со стороны различных государственных органов.

Взаимодействие должно быть выстроено таким образом, чтобы каждое звено цепи ясно осознавало свой функционал и степень ответственности [2, с. 103]. Тогда, в случае выявления неисполнения решений Конституционного Суда, будет проще

№ 1/2022

понять, на какой стадии оно произошло, чтобы определить конкретное виновное лицо.

Помимо этого, мы предлагаем внести в ст. 81 «Последствия неисполнения решений» ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» изменения, предусматривающие за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации дисциплинарную ответственность, реализуемую посредством увольнения с занимаемой должности с ограничением права занимать аналогичные должности в аппарате государственной власти в течение пяти лет.

Конечно, мы затронули далеко не все проблемы, связанные с работой рассматриваемого органа. Сегодня Конституционной Суд РФ располагает всей необходимой материальной базой для проведения анализа своей деятельности, поэтому решение некоторых проблем находится исключительно в его ведении. Отдельного внимания, по нашему мнению, заслуживает модернизация процесса принятия решений, где также имеется ряд проблем, потенциальные решения которых были изложены.

Список источников

1. Виноградова Е.В., Патюлин Г.С. Поправки 2020 года в Конституцию Российской Федерации. К вопросу о роли Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод человека

и гражданина // Образование и право. 2020. № 2. С. 23—27.

2. Вязовская Т.Н., Евсеева Л А., Змиевский Д.В., Галиева Г.В. Предварительный конституционный судебный контроль в Российской Федерации / / Вестник Рос. ун-та кооперации. 2020. № 3. С. 102—107.

3. Жадан В.Н. К вопросу о современных актуальных проблемах конституционного права / / Юрид. наука. 2019. № 7. С. 12—16.

4. Зорькин В.Д. Конституционный Суд России: доктрина и практика. М.: Норма, 2017. 591 с.

References

1. Vinogradova E.V., Patyulin G.S. 2020 amendments to the Constitution of the Russian Federation. On the Role of the Constitutional Court of the Russian Federation in the Protection of Human and Civil Rights and Freedoms / / Education and Law. 2020. № 2. Pp. 23—27.

2. Vyazovskaya T.N., Evseeva LA., Zmievsky D.V., Galieva G.V. Preliminary constitutional judicial review in the Russian Federation / / Bulletin of the Russian University of Cooperation. 2020. № 3. Pp. 102—107.

3. Zhadan V.N. On the issue of modern topical problems of constitutional law / / Legal Science. 2019. № 7. Pp. 12—16.

4. Zorkin V.D. Constitutional Court of Russia: doctrine and practice. M.: Norm, 2017. 591 p.

Информация об авторах

Курбатова Г.В. — кандидат юридических наук, доцент Ананьева Е.О. — кандидат юридических наук, доцент

Information about the authors

Kurbatova G.V. — candidate of law, associate professor Ananyeva E.O. — candidate of law, associate professor

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.01.2022; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.

The article was submitted 10.01.2022; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 1 4.02.2022.

№ 1/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.