Закон и право. 2022. № 3. С. 71-73. Law and legislation. 2022;(3):71-73.
Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-71-73
NIION: 1997-0063-3/22-135 MOSURED: 77/27-001-2022-3-335
Модернизация регионального конституционного контроля
Инна Александровна Митусова
Правительство Московской области, Красногорск, Россия, [email protected]
Аннотация. До 2020 года в субъектах Российской Федерации конституционный контроль осуществлялся конституционными (уставными) судами, которые начали создаваться субъектами РФ на основании Федерального конституционного закона о судебной системе Российской Федерации. По состоянию на 24 марта 2020 года конституционные (уставные) суды были созданы в пятнадцати субъектах РФ. Однако согласно Закону Российской Федерации о поправке к Конституции РФ в результате модернизации судебной системы судебные органы конституционного контроля в субъектах РФ должны быть упразднены к 1 января 2023 года. На смену им законодатель определил советы при законодательных органах власти в регионах.
Посредством совокупности юридических и сравнительно-правовых методов в статье проанализирована система конституционного (уставного) контроля в субъектах Российской Федерации.
Объектом и предметом исследования стали нормативные источники в свете конституционной реформы 2020 года, изменившие региональный конституционный контроль.
Ключевые слова: конституционные (уставные) суды, судебная система Российской Федерации, поправки к Конституции, упразднение конституционных (уставных) судов, модернизация судебной системы.
Для цитирования: Митусова И.А. Модернизация регионального конституционного контроля // Закон и право. 2022. № 3. С. 71—73. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-71-73.
Original article
Modernization of regional constitutional control
Inna A. Mitusova
Government of the Moscow Region, Krasnogorsk, Russia, [email protected]
Abstract. Until 2020, constitutional control in the subjects of the Russian Federation was carried out by constitutional (statutory) courts, which began to be created by the subjects of the Russian Federation on the basis of the federal constitutional law on the judicial system of the Russian Federation. As of March 24, 2020, constitutional (statutory) courts were established in fifteen subjects of the Russian Federation. However, according to the Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation, as a result of the modernization of the judicial system, the judicial authorities of constitutional control in the subjects of the Russian Federation should be abolished by January 1, 2023. To replace them, the legislator identified councils under the legislative authorities in the regions.
By means of a set of legal and comparative legal methods, the system of constitutional (statutory) control in the subjects of the Russian Federation is analyzed in this work.
The object and subject of the study were regulatory sources in the light of the constitutional reform of 2020, which changed the regional constitutional control.
Keywords: constitutional (statutory) courts, judicial system of the Russian Federation, amendments to the Constitution, abolition of constitutional (statutory) courts, modernization of the judicial system.
For citation: Mitusova I.A. Modernization of regional constitutional control // Law and legislation. 2022;(3): 71—73. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-71-73.
© Митусова И.А. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 03-2022
Рели ранее законы субъектов РФ на их соответствие основному закону региона мог- -»Ли проверять только конституционные (уставные) суды, в местах их отсутствия — суды общей юрисдикции, то после внесения изменений в ст. 125 Конституции РФ конституционность нормативных правовых актов субъектов РФ до их опубликования главой региона будет проверять Конституционный Суд РФ.
Но данная новелла вызывает ряд вопросов и сомнений. Конституция РФ предусматривает принятие законов по предметам ведения Российской Федерации, совместного ведения с субъектами РФ, а также согласно ст. 78 вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По таким вопросам субъекты Российской Федерации самостоятельны в принятии своих законов. Получается, что Конституционный Суд РФ как орган федеральной власти своей проверкой регионального законодательства вторгается в предмет ведения субъекта РФ. Подобная модернизация может привести к нарушению конституционных принципов и организации системы правления в России как федерации.
Проверка законов субъектов Российской Федерации, принятых вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения с субъектами РФ, вряд ли будет эффективным институтом федеративных отношений. Становится очевидным, что реализация конституционного контроля за таким законодательством станет невозможной без учета системы действующего отраслевого законодательства на федеральном уровне, а также без учета положений региональных конституций и уставов, что скажется отрицательно на федеральном конституционном контроле в целом, а главное — на автономии субъектов [7].
В.А. Кряжков так описал модернизацию конституционного контроля в субъекте РФ силами Конституционного Суда РФ. Закон РФ о поправке к Конституции РФ предоставляет полномочие Конституционному Суду РФ по запросу Президента РФ проверять законы субъектов Российской Федерации на их конституционность до того, как их обнародует глава региона. К сожалению, пояснительная записка к законопроекту разъяснений о необходимоси указанного полномочия не дает. Однако довольно ясно, что предварительный контроль законов субъектов явля-
ется одной из мер по осуществлению нормоконт-роля (надзора) за деятельностью органов власти субъектов Российской Федерации в этой области со стороны федеральных органов в лице Президента РФ и Конституционного Суда РФ. Такая мера приведет к усилению централизации власти в рамках федеративных отношений и ограничению самостоятельности субъектов Российской Федерации в нормотворческой деятельности. Предварительный контроль нормативных правовых актов субъектов РФ со стороны Конституционного Суда станет дополнением к проводимому последним последующего контроля регионального законодательства. Предварительный контроль нормативных правовых актов целесообразен в случае соблюдения идей прямого действия Конституции РФ, ее верховенства и высшей юридической силы. Стоит отметить, что данный метод существует в отдельных зарубежных государствах [5].
Например, в Австрии федеральные исполнительные органы власти и орагны власти земли имеют возможность обратиться в федеральный Конституционный суд с запросом о разрешении спора, возникшего по вопросу разграничения полномочий до его доведения до реального конфликта. В случае рассмотрения парламентом Австрии проекта закона, который может нарушить юрисдикцию земли, правительство Австрии имеет возможность направить данный проект в федеральный Конституционный суд на рассмотрение. Такие же полномочия есть и у Правительства земли.
Положительной стороной предварительного контроля является то, что он обеспечивает выявление и устранение в рассматриваемых актах неконституционных положений на ранних этапах [4].
Нельзя не учитывать роль конституционного судебного контроля, в том числе на региональном уровне, в преобразованиях, проводимых в нашей стране в настоящее время. Влияние конституционного контроля на формирование правовой системы в новых условиях, на развитие общественных отношений, федеративных отношений очень велико. Хотелось бы отметить, что существует необходимость дальнейшей модернизации данной системы и совершенствования законодательства в целом не только на федеральном уровне, но и на региональном в области регулирования регионального конституционного контроля.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022
Список источников
1. Блохин П.Д. О некоторых прикладных вопросах конституционного правосудия (на материале судебной практики) // Журнал конституционного правосудия. 2020. № 4. С. 22 —24.
2. Законопроект № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // URL: https: //sozd.duma.gov.ru/bill/ 885214-7
3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // hhtp://www.pravo.gov/ru
4. Кокотов А.Н. Предварительный контроль правовых актов Конституционным Судом России // Закон. 2020. № 12. С. 29—39.
5. Кряжков В.А. Как конституционная реформа 2020 года изменила Конституционный Суд Российской Федерации // Гос-во и право. 2020. № 9. С. 18—32.
6. Малютин Н.С. Тенденции модернизации конституционного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 3. С. 66—67.
7. Чанчикова П.А. Актуальные тенденции модернизации конституционного контроля в российской системе права / / Новый юрид. вестник. 2021. № 1 (25). С. 4—7.
References
1. Blokkin P.D. On some applied issues of constitutional justice (based on the material of judicial practice) // Journal of Constitutional Justice. 2020. № 4. Pp. 22-24.
2. Bill № 885214-7 «On improving regulation of certain issues of organization and functioning of public authorities» // URL: https: //sozd.duma. gov.ru/bill/885214-7
3. The Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation dated 14.03.2020 № 1-FKZ «On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power» // hhtp://www.pravo.gov/ru
4. Kokotov A.N. Preliminary control of legal acts by the Constitutional Court of Russia // Law. 2020. № 12. Pp. 29-39.
5. Kryazkkov V.A. How the constitutional reform of 2020 changed the Constitutional Court of the Russian Federation // State and Law. 2020. № 9. Pp. 18-32.
6. Malyutin N.S. Trends of modernization of constitutional control in the Russian Federation // Constitutional and municipal law. 2020. № 3. Pp. 66-67.
7. Ckanckikova P.A. Current trends in the modernization of constitutional control in the Russian system of law // New Legal Bulletin. 2021. № 1 (25). Pp. 4-7.
Информация об авторе
Митусова И.А. — кандидат юридических наук, юрист
Information about the author
Mitusova I.A. — candidate of law, lawyer
Статья поступила в редакцию 20.12.2021; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.
The article was submitted 20.1 2.2021; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.
LAW & LEGISLATION • 03-2022