Научная статья на тему 'О соотношении федеративного устройства и административно-территориального деления в Российской Федерации'

О соотношении федеративного устройства и административно-территориального деления в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государство / Российская Федерация / законодательство / нормативный правовой акт / федерализм / федеративное устройство / федеральный округ / субъект Российской Федерации / административно-территориальное деление / state / Russian Federation / legislation / normative legal act / federalism / federal structure / federal district / subject of the Russian Federation / administrative-territorial division

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нодари Дарчоевич Эриашвили

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства относительно соотношения федеративного устройства и административно-территориального деления в Российской Федерации высказано несколько суждений: Российская Федерация представляет собой федеративное государство; Российская Федерация как федеративное государство представляет собой совокупность субъектов Российской Федерации; исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации предусмотрен в статье 65 Конституции РФ; исчерпывающий перечень федеральных округов предусмотрен в подзаконном нормативном правовом акте: в Указе Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» № 849 от 13 мая 2000 г.; административно-территориальное деление присуще субъектам Российской Федерации; административно-территориальное деление, как правило, регламентируется в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the correlation of the federal structure and administrative-territorial division in the Russian Federation

In the article, based on the analysis of legal literature and legislation on the relationship between the federal structure and administrative-territorial division in the Russian Federation, several judgments are made: The Russian Federation represents a federal state; the Russian Federation, as a federal state, represents a set of subjects of the Russian Federation; an exhaustive list of subjects of the Russian Federation is provided for in article 65 of the Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993; an exhaustive list of federal districts is provided for in a subordinate regulatory legal act: in the Decree of the President of the Russian Federation «On the plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the Federal District» № 849 of May 13, 2000; administrative-territorial division is inherent in the subjects of the Russian Federation; administrative-territorial division, as a rule, is regulated in the normative legal acts of the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О соотношении федеративного устройства и административно-территориального деления в Российской Федерации»

Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 104—106. State service and personnel. 2022;(1):104—1 06.

Научная статья

УДК 342 NIION: 2012-0061-01/22-023

https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-104-106 MOSURED: 77/27-008-2022-01-223

О соотношении федеративного устройства и административно-территориального деления в Российской Федерации

Нодари Дарчоевич Эриашвили

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва,

Россия, professor60@mail.ru

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства относительно соотношения федеративного устройства и административно-территориального деления в Российской Федерации высказано несколько суждений: Российская Федерация представляет собой федеративное государство; Российская Федерация как федеративное государство представляет собой совокупность субъектов Российской Федерации; исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации предусмотрен в статье 65 Конституции РФ; исчерпывающий перечень федеральных округов предусмотрен в подзаконном нормативном правовом акте: в Указе Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» № 849 от 13 мая 2000 г.; административно-территориальное деление присуще субъектам Российской Федерации; административно-территориальное деление, как правило, регламентируется в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: государство, Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, федерализм, федеративное устройство, федеральный округ, субъект Российской Федерации, административно-территориальное деление.

Для цитирования: Эриашвили Н.Д. О соотношении федеративного устройства и административно-территориального деления в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 104—106. https:// doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-104-106.

Original article

On the correlation of the federal structure and administrative-territorial division in the Russian Federation

Nodari D. Eriashvili

V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia, Moscow, Russia,

professor60@mail.ru

Abstract. In the article, based on the analysis of legal literature and legislation on the relationship between the federal structure and administrative-territorial division in the Russian Federation, several judgments are made: The Russian Federation represents a federal state; the Russian Federation, as a federal state, represents a set of subjects of the Russian Federation; an exhaustive list of subjects of the Russian Federation is provided for in article 65 of the Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993; an exhaustive list of federal districts is provided for in a subordinate regulatory legal act: in the Decree of the President of the Russian Federation «On the plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the Federal District» № 849 of May 13, 2000; administrative-territorial division is inherent in the subjects of the Russian Federation; administrative-territorial division, as a rule, is regulated in the normative legal acts of the subjects of the Russian Federation.

Keywords: state, Russian Federation, legislation, normative legal act, federalism, federal structure, federal district, subject of the Russian Federation, administrative-territorial division.

For citation: Eriashvili N.D. On the correlation of the federal structure and administrative-territorial division in the Russian Federation // State service and personnel. 2022;(1):104—106. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-104-106.

© Эриашвили Н.Д. М., 2022.

№ 1/2022

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Предметом данной статьи являются федеративное устройство и административно-территориального деление, а также их соотношение в Российской Федерации.

Первоначально о состоянии теории.

Так, И.Н. Ившина «на основе анализа конституционно-правового опыта учреждения федераций мира» определила «стадии процесса выработки конституционных норм, закрепляющих федеративную форму территориально-государственного устройства»: «Прохождение всех стадий каждым федерирующимся государством не обязательно; для полноты анализа исторических реалий здесь приводится максимально широкий перечень стадий федерализации, который на практике может быть значительно сокращен. В случаях осуществления процесса федерализации по инициативе и при участии международного сообщества, а также при посредничестве и контроле со стороны международных организаций перечень и последовательность стадий могут быть несколько иными.

Однако ряд стадий федерализации присутствует всегда, и, выделяя их как общий признак конституционного оформления любого федеративного государства, логично назвать их обязательными или основными. К таким стадиям следует отнести только четыре из восьми возможных: инициативу федерализации, разработку проекта текста федеральной конституции, стадию ее принятия и стадию вступления федеральной конституции в силу...

...Следовательно, в зависимости от того, какие стадии процесса конституционного оформления федеративной государственности фактически были реализованы в конкретном государстве, а также в зависимости от того, в какой последовательности они осуществлялись и какова была их продолжительность, можно судить о характере складывающейся федерации и делать научный прогноз относительно ее будущего» [3].

A.A. Демин на основе проведенного им же исследования, высказал несколько предложений:

«1. В едином государстве необходимо исходить из требования в первую очередь обеспечения функционирования экономического базиса, т.е. административно-территориальное деление должно не затруднять, а способствовать, облегчать производственно-хозяйственные связи.

. Должны применяться все критерии науки административного управления: нормы управляемости, нормативы численности, штатов и другие. Эффективность управленческих усилий государственного аппарата в конечном счете определяется их близостью к населению, обеспечением возможности населению плодотворно трудиться по созданию прибавочного продукта на основе специализации, не отвлекаться от специализации на второстепенные вопросы снабжения, бытового обслуживания и поддержание себя в работоспособ-

ной форме. В этом контексте представления о местном самоуправлении как негосударственной системе органов являются реакционными и мешающими развитию.

2. Существующие чересполосица и принципы административно-территориального деления, решение которых перенесено на уровень субъектов РФ, затрудняют унификацию статуса административно-территориальных единиц и создают, по крайней мере, видимость отсутствия единой системы властвования в РФ. Это затрудняет управление страной. Создается разница их статуса, что в правовом отношении не является прогрессивным.

3. Представляется, что вопросы административно-территориального устройства страны должны решаться явочным путем, но оформляться решением только федеральных, точнее, центральных, властей единой страны.

4. Для обеспечения возможности введения судов административной юстиции нужно признать, что границы территориальных органов судебной власти могут не совпадать с административно-территориальным делением, поэтому национально-территориальная структура территориальных единиц в стране объективно мешает рациональной организации управления. Предлагается рассмотреть вопрос о переходе к структуре административно-территориального деления страны, основанной на унитарной модели. Такое решение не может ущемлять права в том числе и национальных образований именно потому, что только при этом условии можно действительно обеспечить юридическое равенство всех граждан государства, унификацию их статуса вне зависимости от националистического субстрата их статуса, так развращающего население в настоящее время угрозой уголовной ответственности за пропаганду национальной розни, является необходимым способом сглаживания националистических конфликтов» [2].

Федеративное устройство Российской Федерации также избиралось в качестве предмета исследования группой ученых (Т.Ю. Сухондяева и В.Н. Галузо) [4].

Не столь совершенные научные разработки предопределяют несовершенство законодательства о федеративном устройстве и о об административно-территориально делении в Российской Федерации.

Так, в нормативном правовом акте с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации, в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. [О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подроб. см.: 1] закреплено федеративное устройство государства.

Положения Конституции РФ о федеративном устройстве детализированы в подзаконных нормативных правовых актах.

В частности, Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Фе-

№ 1/2022

дерации в федеральном округе» № 849 от 13 мая 2000 г. утверждены: Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе и Перечень федеральных округов.

А в субъектах Российской Федерации имеется административно-территориальное деление.

В частности, относительно города федерального значение — города Москвы действуют нормативные правовые акты, принятые Президентом РФ:

■ постановление Президента РФ, Председателя ВС РФ «Об административно-территориальном делении города Москвы» № 7 от 3 января 1992 г. (Учитывая серьезное обострение социально-экономической обстановки в городе Москве и предложения мэра и Моссовета о срочных мерах по укреплению структур власти и управления городом, а также необходимость вовлечения депутатов райсоветов в работу с избирателями в муниципальных округах, Президент Российской Федерации и Председатель Верховного Совета Российской Федерации постановляют ...» — преамбула);

■ каз Президента РФ «Об общих принципах административно-территориального деления и организации местного самоуправления в городе Москве» № 2125 от 10 декабря 1993 г., которым утверждалось Временное положение об общих принципах административно-территориального деления и организации местного самоуправления в городе Москве.

Таким образом, в Российской Федерации и федеративное устройство, и административно-территориальное деление продолжают реформироваться, что не может не влиять на ход экономических реформ в Российской Федерации.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, Российская Федерация представляет собой федеративное государство.

Во-вторых, Российская Федерация как федеративное государство представляет собой совокупность субъектов Российской Федерации.

В-третьих, исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации предусмотрен в ст. 65 Конституции РФ.

В-четвертых, исчерпывающий перечень федеральных округов предусмотрен в подзаконном нормативном правовом акте — в Указе Президента РФ «О полномочном представителе Президента

Российской Федерации в федеральном округе» № 849 от 13 мая 2000 г.

В-пятых, административно-территориальное деление присуще субъектам Российской Федерации.

В-шестых, административно-территориальное деление, как правило, регламентируется в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Список источнков

1. Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98—102.

2. Демин АА. Административно-территориальное деление страны — основа применения регионального законодательства об административной ответственности // Административное право и процесс. 2008. № 1.

3. Ившина И.Н. Федеративная форма государственного устройства: от идеи до конституционной нормы / / Конституционное и муниципальное право. 2016. № 1. С. 26—29.

4. Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации / / Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83—89.

References

1. Galuzo V.N. Is it possible to ensure uniform enforcement of legislation in the absence of its systematization? // State and Law. 2014. № 11. Pp. 98—102.

2. Demin AA. Administrative-territorial division of the country — the basis for the application of regional legislation on administrative responsibility / / Administrative law and process. 2008. № 1.

3. Ivshina I.N. The federal form of government: from the idea to the constitutional norm // Constitutional and municipal law. 2016. № 1. Pp. 26—29.

4. Sukhondyaeva T.Yu., Galuzo V.N. On the problems of the federal structure, administrative-territorial and military-administrative division of the Russian Federation / / Online electronic popular scientific journal of private and public law. 2018. № 1. Pp. 83—89.

Информация об авторе

Эриашвили Н.Д. — доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор

Information about the author

Eriashvili N.D. — doctor of economics, candidate of juridical sciences, candidate of historical sciences, professor

Статья поступила в редакцию 10.01.2022; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022. The article was submitted 10.01.2022; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 1 4.02.2022.

№ 1/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.