Научная статья на тему 'О ФЕДЕРАТИВНОМ УСТРОЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О ФЕДЕРАТИВНОМ УСТРОЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1062
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ФЕДЕРАЛИЗМ / СУВЕРЕНИТЕТ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / FEDERAL STRUCTURE / RUSSIAN FEDERATION / LEGISLATION GOVERNING THE FEDERAL STRUCTURE OF THE STATE / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / FEDERALISM / SOVEREIGNTY / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эриашвили Нодари Дарчоевич

В статье анализируются юридическая литература и законодательство, регулирующее федеративное устройство в Российской Федерации. На основе проведенного исследования автор сформулировал некоторые выводы, касающиеся данной темы. Прежде всего, по мысли автора, недопустимо отождествление терминов «федерализм» и «федеративное устройство». Российская Федерация, с точки зрения автора, может рассматриваться в качестве федеративного государства, которое обладает полным суверенитетом. Федеративное устройство Российской Федерации представляет собой исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации, закрепленный в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. Субъекты Российской Федерации обладают ограниченным суверенитетом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FEDERAL STRUCTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article analyzes the law books and legislation governing the federal structure of the Russian Federation. On the basis of the carried out research work, the author has formulated some conclusions concerning this topic. First of all, on the author's thoughts, it is unacceptable to equate the terms «federalism» and «federalism». Russian Federation, with the author's point of view, can be considered as a federal State, which has full sovereignty. The federal structure of the Russian Federation represents an exhaustive list of subjects of the Russian Federation is enshrined in the Constitution of the Russian Federation dated December 12, 1993. The constituent entities of the Russian Federation have limited sovereignty

Текст научной работы на тему «О ФЕДЕРАТИВНОМ УСТРОЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.24 ЭРИАШВИЛИ Нодари Дарчоевич,

ББК 67 доктор экономических наук,

кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники,

e-mail: [email protected]

12.00.01 — Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

О ФЕДЕРАТИВНОМ УСТРОЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье анализируются юридическая литература и законодательство, регулирующее федеративное устройство в Российской Федерации.

На основе проведенного исследования автор сформулировал некоторые выводы, касающиеся данной темы. Прежде всего, по мысли автора, недопустимо отождествление терминов «федерализм» и «федеративное устройство». Российская Федерация, с точки зрения автора, может рассматриваться в качестве федеративного государства, которое обладает полным суверенитетом.

Федеративное устройство Российской Федерации представляет собой исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации, закрепленный в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. Субъекты Российской Федерации обладают ограниченным суверенитетом.

Ключевые слова: федеративное устройство, Российская Федерация, законодательство, регулирующее федеративное устройство государства, Конституция РФ, федерализм, суверенитет, субъект Российской Федерации.

ERIASHVILI Nodari Darchoevich,

Doctor of economics, PhD in Law, candidate of history, professor, Russian government prize winner in the field of science and technology

ON THE FEDERAL STRUCTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. This article analyzes the law books and legislation governing the federal structure of the Russian Federation.

On the basis of the carried out research work, the author has formulated some conclusions concerning this topic. First of all, on the author's thoughts, it is unacceptable to equate the terms «federalism» and «federalism». Russian Federation, with the author's point of view, can be considered as a federal State, which has full sovereignty.

The federal structure of the Russian Federation represents an exhaustive list of subjects of the Russian Federation is enshrined in the Constitution of the Russian Federation dated December 12, 1993. The constituent entities of the Russian Federation have limited sovereignty.

Key words: federal structure, Russian Federation, legislation governing the federal structure of the state, Constitution of the Russian Federation, federalism, sovereignty, subject of the Russian Federation.

Предметом анализа в данной статье выступает федеративное устройство в Российской Федерации. В первую очередь хотелось бы затронуть вопросы теории, касающиеся данной темы.

По мнению Д.Ф. Аяцкова, истоки федерализма Российской Федерации во многом предо-

пределены трансформацией социально-экономической системы советской России [1].

C.B. Нарутто обратила внимание на «многообразие российского федерализма»: «Исследуются особенности статуса субъектов Федерации различного типа, обусловленные полинациональностью состава населения, географиче-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

скими, геополитическими, экономическими и иными факторами. Делается вывод, что единство в федеративном государстве может быть только единством многообразия. Искусственное стремление ликвидировать многообразие неизбежно приводит к искажению содержательной стороны федерализма, обедняет его. Вместе с тем существенные различия, прежде всего в социально-экономическом развитии субъектов Федерации, настолько критичны, что влекут негативные процессы в социальной, демографической, культурной и других сферах жизни».

Далее названный выше автор отмечает, что в федеративном государстве неизбежны противоречия между тенденциями симметрии и асимметрии, централизации и децентрализации, унитарным и федеральным началами. «Кроме того, российская государственность испытывает на себе, с одной стороны, тенденцию к интеграции в европейское и мировое сообщество, к формированию общего политико-правового и культурного пространства, а с другой — стремление к курсу на самодостаточность и самообеспечение через регионализацию и децентрализацию при сохраняющейся тенденции к единству и целостности исторически сложившегося государства».

В заключение С.В. Нарутто приходит к следующему выводу: «Федеративная система не может иметь лишь одну из этих тенденций. Как показывает практика, данные тенденции могут накладываться одна на другую, пересекаться, этот процесс сопровождается разного рода противоречиями и конфликтами. Центростремительный и центробежный процессы составляют сущность федерализма, они создают синтез, который определяет тот или иной характер федерализма. Центробежные тенденции возникают в результате постоянно существующих противоречий между центром и субъектами Федерации как составными элементами государственно-правовой системы.

Центр всегда стремится ограничить автономность субъектов Федерации, а последние всегда пытаются увеличить свою самостоятельность. Центробежные и центростремительные тенденции федерализма содержат в себе потенциал для управления, урегулирования и разрешения неизбежных противоречий. Благодаря сочетанию этих элементов федерализм содействует поддержанию и развитию здоровой конкуренции между центром и субъектами Федерации, способствует уменьшению отчужденности, возникающей между ними, облегчая тем самым разрешение противоречий, приобретающих организованный и "прозрачный" характер» [2].

A.A. Данько оригинален лишь в части обоснования существования «коллизионного феде-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

рализма»: «Коллизионность российского федерализма заключается в следующем.

Во-первых, субъекты Российской Федерации, несмотря на конституционное закрепление их равноправия, обладают разным политико-правовым статусом, и данное противоречие заложено в самом Основном законе России 1993 г.

Во-вторых, категории "государство" и "субъект Федерации" (субъект государства) не являются идентичными, соотносясь друг с другом как целое с частью, в связи с чем закрепление за одним из видов субъекта Федерации статуса "государства" представляется некорректным.

В-третьих, правовая позиция Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой субъекты Федерации не обладают даже ограниченным суверенитетом, превращает конституционное закрепление республик как государств в составе России в правовую фикцию.

В-четвертых, правовое закрепление республик в Основном законе России как государств нарушает системный статусный ряд субъектов Федерации, превращая их (республики) в очень неординарные субъекты Федерации (курсив наш. - Н.Э.)».

В заключение A.A. Данько подчеркивает следующее: «Действительно, в связи с необходимостью признания и правового оформления сложившихся реалий представляется целесообразным пересмотр конституционного статуса отдельных субъектов Российской Федерации. Укрепление российской симметрии в территориальном (государственном) устройстве Федерации представляется необходимым условием для системного, рационального и эффективного развития федеративных отношений в нашей стране» [3].

Напомним, что в теории права обычно под коллизией понимается одно из противоречий между нормативными правовыми актами [4; 5].

Авторы-единомышленники И.П. Политова и A.A. Городилов, исследовав «договорную основу федерализма в России», высказались следующим образом: «Дальнейшее развитие федерализма в России невозможно без развития его договорной основы. В заключаемых договорах должны быть отражены специфика и интересы каждого конкретного региона России, а в Конституции РФ необходимо иметь положения, создающие возможности для этого» [6].

Л.В. Андриченко и Е.А. Юртаева сделали попытку определить «конституционные основы российского федерализма»: «Перспективы развития федеративного государства в России не могут быть ограничены рамками только рассмо-

тренных вопросов. Требуют анализа и другие конституционные ориентиры, в частности, касающиеся развития национального самоопределения в условиях федеративного государства, обеспечения согласительных процедур между Российской Федерацией и ее субъектами, изменения территориальной структуры государства, усиления конституционных основ статуса субъектов РФ и способствующие в своем единстве поступательному развитию Российского государства на основе Конституции РФ для обеспечения современного понимания конституционных принципов федерализма» [7].

В.В. Смирнова в своем исследовании установила «правовые основы российского федерализма»: «В России начался качественно новый этап развития федерации и федеративных отношений. В рамках определенных в Договоре полномочий субъекты Российской Федерации обрели возможность осуществлять собственное государственное строительство, набираться опыта государственного состояния и законотворчества, что столь необходимо для становления подлинного федерализма» [8].

Представляются убедительными также суждения H.A. Канафина и В.Н. Галузо относительно суверенитета (на примере одного из субъектов Российской Федерации — Республики Башкортостан):

«Во-первых, суверенитет является межотраслевой категорией, предполагающей определение его содержания видными представителями разных отраслей науки, в том числе и юридической.

Во-вторых, суверенитет в узком смысле слова необходимо рассматривать в качестве существенного признака всякого государства, в том числе и Российской Федерации.

В-третьих, субъекты Российской Федерации, в том числе и Республика Башкортостан, обладают суверенитетом в широком смысле слова (в частности, культурно-национальная идентификация).

В-четвертых, суверенитет в узком смысле слова может быть урегулирован в нормативных правовых актах исключительно на федеральном уровне.

В-пятых, суверенитет в широком смысле слова может быть урегулирован в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

В-шестых, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о суверенитете в узком смысле слова подлежат отмене.

В-седьмых, мониторинг нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о суверенитете в узком смысле слова следует воз-

ложить на Генерального прокурора Российской Федерации» [9].

Вполне оправданно (это же отмечают и другие ученые) [10], что федеративное устройство Российской Федерации урегулировано в нормативном правовом акте с наивысшей юридической силой на территории этого же субъекта международного права: в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (ст. 65—79 гл. 3 «Федеративное устройство»).

Проанализированные источники позволяют сделать обобщающий вывод относительного качественного уровня российского федерализма [11].

Российская Федерация как субъект международного права является суверенным федеративным государством.

Вместе с тем хотелось бы отметить некоторые особенности и пробельность в структуре федеративного устройства Российской Федерации.

Во-первых, недопустимо отождествление терминов «федерализм» и «федеративное устройство».

Во-вторых, Российская Федерация может рассматриваться федеративным государством, обладающим полным суверенитетом.

В-третьих, федеративное устройство Российской Федерации представляет собой исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации, закрепленный в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.

В-четвертых, субъекты Российской Федерации обладают лишь ограниченным суверенитетом.

Список литературы:

[1] Аяцков Д.Ф. Исторические истоки современного российского федерализма и процесс его становления в условиях трансформации социально-экономической системы России (90-е годы XX века): дис. ... д-ра ист. наук. - Саратов, 1999.

[2] Нарутто С.В. Единство и многообразие российского федерализма // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 9. - С. 56—67.

[3] Данько A.A. Коллизионный федерализм в России: проблемы симметрии и асимметрии // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 10. - С. 22—26.

[4] Якупов Р.Х. Правоприменение в уголовном процессе России (юридические проблемы): монография. - М.: МВШМ МВД РФ, 1993.

[5] Якупов Р.Х. Правоприменение в уголовном процессе России (юридические про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

блемы): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М.: ЮИ МВД РФ, 1993.

[6] Политова И.П., Городилов A.A. К вопросу развития договорной основы федерализма в России || Государственная власть и местное самоуправление. - 2017. - № 6. - С. 20—24.

[7] Aндриченко Л.В., Юртаева E.A. Конституционные основы российского федерализма 11 Журнал росс. права. - 2013. - M 6. - С. б—16.

[8] Смирнова В.В. К вопросу о развитии правовых основ российского федерализма и проблемы управления 11 Aдминиcтративное и муниципальное право. - 2014. - M 11. - С. 1142—1153.

[9] Галузо В.^, Канафин H.A. О допустимости суверенитета субъекта Российской Федерации || Право и государство: теория и практика. - 2019. - M 1.

[10] Сухондяева Т.Ю., Галузо В.^ О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации || Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. - 2018. - M 1. - С. 83—89.

[11] Малько A^. Кроткова H^., Салома-тин A^. Обзор Всероссийской научной конференции в форме «круглого стола» журналов «Государство и право» и «Правовая политика и правовая жизнь» по теме «Федерализм: эволюция и современное состояние» || Государство и право. - 2016. - M 12.

Spisok literatury:

[1] Ayackov D.F. Istoricheskie istoki sovremennogo rossijskogo federalizma i process ego stanovleniya v usloviyah transforma-cii social'no-ekonomicheskoj sistemy Rossii (90-e gody XX veka): dis. ... d-ra ist. nauk. - Saratov, 1999.

[2] Narutto S.V. Edinstvo i mnogoobrazie rossijskogo federalizma || Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2017. - M 9. - S. 56—67.

[3] Dan'ko A.A. Kollizionnyj federalizm v Rossii: problemy simmetrii i asimmetrii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2015. -№ 10. - S. 22—26.

[4] Yakupov R.H. Pravoprimenenie v ugolovnom processe Rossii (yuridicheskie problemy): monografiya. - M.: MVShM MVD RF, 1993.

[5] Yakupov R.H. Pravoprimenenie v ugolovnom processe Rossii (yuridicheskie problemy): avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. - M.: YuI MVD RF, 1993.

[6] Politova I.P., Gorodilov A.A. K voprosu razvitiya dogovornoj osnovy federalizma v Rossii // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2017. - № 6. - S. 20—24.

[7] Andrichenko L.V., Yurtaeva E.A. Konstitucionnye osnovy rossijskogo federalizma // Zhurnal ross. prava. - 2013. - № 6. - S. 5—16.

[8] Smirnova V.V. K voprosu o razvitii pravovyh osnov rossijskogo federalizma i problemy upravleniya // Administrativnoe i municipal'noe pravo. - 2014. - № 11. - S. 1142—1153.

[9] Galuzo V.N., Kanafin N.A. O dopustimosti suvereniteta sub"ekta Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2019. - № 1.

[10] Suhondyaeva T.Yu., Galuzo V.N. O problemah federativnogo ustrojstva, administrativno-territorial'nogo i voenno-administrativnogo deleniya Rossijskoj Federacii // Setevoj elek-tronnyj nauchno-populyarnyj zhurnal chastnogo i publichnogo prava. - 2018. - № 1. - S. 83—89.

[11] Mal'ko A.V. Krotkova N.V., Salomatin A.Yu. Obzor Vse-rossijskoj nauchnoj konferencii v forme «kruglogo stola» zhurnalov «Gosudarstvo i pravo» i «Pravovaya politika i pravovaya zhizn'» po teme «Federalizm: evolyuciya i sovremennoe sostoyanie» // Gosudar-stvo i pravo. - 2016. - № 12.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.