Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 39 — 45. State service and personnel. 2021;(4):39 — 45. Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-39-45
NIION: 2012-0061-04/21-006 MOSURED: 77/27-008-2021-04-206
Конституционно-правовой статус федеральных территорий и их особенности в современных федерациях
Елена Юрьевна Зинченко1, Евгений Николаевич Хазов2
1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Статья посвящена конституционным поправкам в статью 67 Конституции РФ, устанавливающим новый вид административно-территориальных единиц — федеральные территории. Авторами проведен политико-правовой анализ понятия федеральных территорий, рассмотрены особенности функционирования федеральной территории «Сириус». Авторы отмечают практическую целесообразность изменений, однако также приходят к выводу об усложнении федеративного механизма России без решения сложившихся проблем.
Ключевые слова: административно-территориальное деление, асимметричные федерации, публичная власть, федерализм, федеральные территории.
Для цитирования: Зинченко Е.Ю., Хазов E.H. Конституционно-правовой статус федеральных территорий и их особенности в современных федерациях // Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 39—45. https://doi.org/ 10.24411/2312-0444-2021-4-39-45.
Original article
Constitutional and legal status federal territories and their features in modern federations
Elena Yu. Zinchenko1, Evgeny N. Khazov2
1 2 V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia, Moscow, Russia
Abstract. The article is devoted to the constitutional amendments to Article 67 of the Constitution of the Russian Federation, which establish a new type of administra tive-territo rial units — federal territories. The authors provide a political and legal analysis of the concept of federal territories, the features of the functioning of the federal territory «Sirius»are considered. The authors note the practical expediency of the changes, but also comes to the conclusion that the federal mechanism of Russia is becoming more complicated without solving the existing problems.
Keywords: administrative-territorial division, asymmetric federations, public power, federalism, federal territories.
For citation: Zinchenko E.Yu., Khazov E.N. Constitutional and legal status federal territories and their features in modern federations // State service and personnel. 2021;(12):39—45. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-39-45.
Поправки в Конституцию РФ 2020 г. внесли существенные изменения в ряд ее положений. Большая часть изменений коснулась вопросов организации и функционирования публичной власти, в частности, изменился механизм разделения властей и была изменена компетенция Конституционного Суда РФ [22]. Помимо разделения властей, изменения претерпел и механизм российского федерализма. Соглас-
© Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. М., 2021.
но п. 1 ст. 67 Конституции РФ в России могут быть созданы федеральные территории на основе соответствующего федерального закона. Также указано, что данным законом устанавливается организация публичной власти [1].
Введение категории федеральных территорий служит средством развития принципа федерализма. Вместе с тем появление новой административно-территориальной единицы не решает комплекса сложившихся проблем, который условно имеет два историко-правовых этапа [25].
№ 4/2021
Первый этап конституционно-правового развития России приходится на 90-е годы. Принятие Конституции РФ 1993 г. производилось в период политической нестабильности, что обусловило зыбкость нового конституционно-правового механизма. В части принципа федерализма остро встали такие проблемы, как федеративные договоры и так называемые «матрешечные» субъекты.
Проблема федеративных договоров (которые стали заключаться еще до принятия Конституции РФ 1993 г.), в том числе в аспекте противоречия действующей Конституции, была разрешена по мере централизации власти и укрепления политической составляющей принципа федерализма.
Проблема сложносоставных субъектов является не следствием нестабильности переходного времени, а наследием советского периода, усугубленная процессами децентрализации в 90-е годы. В результате процесса укрупнения остались Архангельская и Тюменская «матрешки». Фактически преодоление проблемы многосоставных субъектов производилось политическими средствами без решения вопроса на уровне юридической конструкции принципа федерализма. Впрочем, централизация стала не только средством решения проблем, но и источником дополнительных сложностей. Речь сейчас идет о государственно-правовой категории федеральных округов [14].
Федеральные округа были созданы на основе Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» [2]. Понятие федерального округа отсутствует в Конституции. De facto федеральные округа многие исследователи воспринимают в качестве отдельных административно-территориальных единиц.
Появление федеральных территорий является, на наш взгляд, продолжением развития тенденции к централизации. Федеральные территории являются административно-правовой единицей, функционирование которых полностью определяется нормами федерального закона. Централизованная властная вертикаль России представляет собой вертикального взаимодействие федерального центра, субъектов Федерации и муниципальных образований с использованием федеральных округов как промежуточного звена системы (местное самоуправление, несмотря на принцип самостоятельности, фактически включено во властную вертикаль, подтверждением этому является не только специфика налогового и бюджетного механизмов, но и санкционирование субъектами Федерации уставов муниципаль-
ных образований) [17]. Федеральная территория не включена в общий механизм и прямо управляется на основе норм закона.
Такое конституционно-правовое явление, как федеральная территория, давно известно мировой практике федерализма.
И.В. Ирхин отмечает, что создание в федерациях федеральных территорий является типичным явлением. Так, в частности, федеральные территории имеются в США, Канаде, Малайзии, Пакистане, Индии, Венесуэлле. Несмотря на различие в конституционно-правовых статусах федеральных территорий, все они обладают общим обобщающим признаком — нахождение под непосредственным управлением со стороны центральной власти. В федеральных территориях различных моделей различается, во-первых, порядок управления и, во-вторых, масштабы влияния федерального центра [16, с. 34].
Мы согласны с приведенной точкой зрения, но лишь отчасти. Отметим, что различия между моделями федеральных территорий могут быть весьма существенными. Так, в США есть федеральный округ Колумбия и так называемые «островные территории».
Федеральный округ Колумбия — местопребывание Правительства США (г. Вашингтон).
Непосредственная цель создания — организация административно-правовой единицы, которая бы являлась федеральным центром. Островные территории, как и округ Колумбия, не входят в состав штатов, однако их образование продиктовано, в первую очередь, географическим принципом.
Примечательно, что не на всех островных территориях имеется прямое управление Правительством США, соответственно, централизация не является сущностным признаком федеральных территорий [23].
В Бразилии подход к федеральным территориям иной. Бразилия состоит из 26 штатов и одного федерального округа, который включает столицу государства. В Индии наличествует 28 штатов и восемь союзных территорий. Союзные территории образованы исходя из исторических, национально-культурных и административных причин. Одной из союзных территорий является национальный столичный округ Дели — административный центр Индии.
Не все союзные территории обладают выраженным централизованным управлением. Наибольшая нестабильность наблюдается на территории Джамму и Кашмир, которая расположена в гималайских горах. Ранее (до 2019 г.) данная территория являлась штатом, который пользовался правами автономии, но в связи с сепаратистс-
№ 4/2021
ким движением и территориальными претензиями соседних стран руководством Индии было принято решение об изменении конституционно-правового статуса Джамму и Кашмира [15].
В каждой федерации опыт создания федеральных территорий обладает выраженной спецификой. Рассмотрим конституционно-правовую модель федеральных территорий в России.
В текущей редакции ч. 1 ст. 67 Конституции РФ норма о федеральных территориях сформулирована достаточно неоднозначно и вызывает ряд спорных вопросов [18]. На основе специально-юридического и системного толкования можно сделать вывод о наличии следующих конституционно-правовых особенностей федеральных территорий:
1) создание федеральных территорий производится на основе федерального закона;
2) федеральная территория создается на территории РФ;
3) федеральным законом определяется организация публичной власти.
Необходимо отметить, что создание федеральных территорий не является обязанностью законодателя (если вообще можно говорить об «обязанностях» парламента; в теории конституционного права обоснованно считается, что Совету Федерации необходимо принимать федеральные конституционные законы (ФКЗ), на что указывает Конституция, однако закон о конституционном собрании не принят до сих пор).
Речь в статье идет о федеральном законе (ФЗ), а не о ФКЗ, что означает принятие закона в порядке ст. 105 Конституции РФ. Здесь возникает закономерный вопрос, требуется ли принятие «рамочного» ФЗ, на основе которого будут создаваться федеральные территории (например, в форме постановления Правительства) и устанавливаться общие правила образования и функционирования территорий, либо федеральная территория должна создаваться путем издания отдельного федерального закона (в этом случае не ясно, может ли одним федеральным законом создаваться несколько федеральных территорий). Сформулировано данное положение следующим образом: «На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории» [12].
Данный вопрос был разрешен в процессе дальнейшего правового регулирования. 22 декабря 2020 г. был принят ФЗ № 437-Ф3 «О федеральной территории «Сириус» [3]. Рамочного закона о федеральных территориях не принималось. Исходя из этого, следует предположить, что и в дальнейшем создание федеральных территорий будет производиться путем принятия отдельного
закона. Весьма интересен тот факт, что федеральная территория создается не постановлением Правительства или указом Президента, а непосредственно федеральным законом, что можно расценить как существенное проявление централизованной модели российского федерализма [20].
Следующий непростой момент — порядок управления федеральной территорией. В Конституции РФ указано, что «организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом». Как мы уже выяснили ранее, организация публичной власти устанавливается применительно к каждой территории в отдельности. Проблему в данном случае составляет понятие публичной власти, поскольку его дефиниция отсутствует в Конституции [13].
Понятие публичной власти уже долгое время исследуется правоведами.
Как справедливо указывает М.И. Байтин, «политическая, государственная власть представляет собой разновидность общественной, публичной власти» [6, с. 134]. Несмотря на определенный уровень дискуссионного термина, на современном этапе развития науки конституционного права и теории государства и права понятие публичной власти имеет общераспространенное значение.
Как отмечает П.А. Минаков, после принятия Конституции РФ термин «публичная власть» стал употребляться в качестве родового, обобщающего понятия, объединяющего понятия «государственная власть РФ», «государственная власть субъектов РФ» и «местное самоуправление» [19, с. 5]. Полагаем, что именно в данном значении следует трактовать указанное в Конституции понятие публичной власти. Соответственно, организацией публичной власти является установление основ, принципов и механизма отправления публичной власти. Между тем в аспекте публичной власти находится не только порядок управления, но также и все отрасли законодательства (включая налоговое, бюджетное, гражданское, уголовное право и др.). Норма о федеральных территориях в Конституции является специальной, в том числе по отношению к нормам о предметах ведения и полномочиях РФ и субъектов РФ (статьи 71—73 Конституции РФ).
Более того, ст. 67 необходимо толковать системно с учетом положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, которая допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина на уровне федерального закона [9]. Соответственно, ФЗ о федеральной территории может выводить данную территории из общего правового регулирования, вплоть до установления на федеральной террито-
№ 4/2021
рии отдельного гражданского и уголовного кодексов. Мы полагаем, что указанные действия производиться не будут ввиду политико-правовой целесообразности, но вместе с тем необходимо отметить допущение такой возможности на конституционно-правовом уровне.
Обратим внимание на еще два момента, которые также следуют из толкования ст. 67 Конституции РФ, однако не имеют острого характера. Федеральная территория создается на территории РФ. Полагаем, что трактовку этого положения необходимо ограничивать ч. 1 ст. 67 Конституции, в которой указано, что территория РФ включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Указанные в ч. 2 ст. 67 континентальный шельф и исключительная экономическая зона имеют специальное нормативно-правовое регулирование.
Также устраним неясность в вопросе о «принадлежности» федеральных территорий; хотя понятие федерализма распространяется как на РФ, так и на ее субъекты, следует признать, что федеральные территории должны управляться на федеральном, а не на региональном уровне, что следует из целевого (телеологического) толкования конституционных норм [11].
Следует сделать однозначный вывод о том, что федеральная территория не является субъектом Федерации, на что справедливо указывает А.Ю. Сибелева с опорой на правовую позицию Конституционного Суда РФ [21, с. 52].
Аналогичного мнения придерживаются Н.В. Васильева, С.В. Праскова, Ю.В. Пятковская, отмечая при этом, что «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ как принцип федеративного устройства, предусмотренный ч. 3 ст. 5 и ч. 3 ст. 11 Конституции РФ, к ним не применяется [7, с. 131].
Мы согласны с данными доводами. При создании федеральной территории, следовательно, не будет образовываться сложносоставных субъектов, поскольку федеральная территория не будет, во-первых, самостоятельным субъектом Федерации и, во-вторых, земли федеральной территории не будут включаться в состав какого-либо субъекта Федерации.
В настоящее время в России имеется только одна федеральная территория — «Сириус», которая создана ФЗ «О федеральной территории «Сириус» от 22 декабря 2020 г. № 437-Ф3 [3]. В Конституции РФ отсутствует определение понятия «федеральная территория», однако оно имеется в ФЗ применительно к «Сириусу».
В статье 2 данного акта приводится определение федеральной территории «Сириус», из которого можно вычленить следующие сущностные черты:
1) публично-правовое образование, имеющее общегосударственное стратегическое значение;
2) цель — обеспечение устойчивого развития территории;
3) наличие особенностей организации публичной власти.
Весьма примечательно, что «Сириус» является публично-правовым образованием. Можно было бы заключить, что «Сириус» является самостоятельным видом публично-правовых образований (категория публично-правовых образований включает РФ, ее субъектов и муниципальные образования), однако ситуация обстоит иным образом: федеральная территория «Сириус» является городским округом согласно нормам Закона Краснодарского края «Об установлении границ муниципального образования городской округ «Сириус» Краснодарского края и о наделении его статусом городского округа» от 3 апреля 2020 г. № 4266-кз [4].
Цель создания федеральной территории «Сириус» изложена весьма обширно и включает социально-экономический, трудовой, культурный и экологический аспекты, что в совокупности входит в понятие устойчивого развития. В дефиниции также присутствует указание на наличие особенностей организации публичной власти, что будет раскрыто в дальнейших статьях ФЗ.
Нормативную основу функционирования «Сириуса» составляет федеральное законодательство. Основополагающими актами являются Конституция РФ, ФЗ «О федеральной территории «Сириус» и устав федеральной территории «Сириус». Примечательно, что на территории «Сириус» действуют акты Краснодарского края, но только в пределах полномочий органов власти Краснодарского края. Как федеральное, так и региональное законодательство действует согласно нормам ФЗ «О федеральной территории «Сириус».
В «Сириусе» имеется собственная система органов публичной власти, которая установлена ст. 10 ФЗ «О федеральной территории «Сириус». Данную систему составляют:
1. Совет федеральной территории (представительный орган).
2. Администрация федеральной территории «Сириус» (исполнительно-распорядительный орган).
3. Органы, образованные согласно Уставу федеральной территории.
В настоящее время Устав федеральной территории «Сириус» пока не принят и находится в
№ 4/2021
стадии разработки. Интерес вызывает порядок формирования Совета федеральной территории. Совет формируется сроком на пять лет и состоит из 17 членов. Девять членов Совета избираются населением, три назначаются Президентом РФ, три назначаются Правительством РФ, один назначается высшим должностным лицом Краснодарского края. Также в состав Совета входит глава Администрации федеральной территории.
На сегодняшний день пока не ясно, какие цели преследует федеральная территория «Сириус». Указанная в ФЗ дефиниция имеет обобщающий характер. Процесс образования органов публичной власти и принятия необходимых правовых актов завершится не ранее 2022 г. Площадь федеральной территории «Сириус» составляет 1419 гектар, число жителей — 13 500 человек, на территории располагается 15 значимых инфраструктурных объектов [5].
Вероятно, что основная цель функционирования «Сириуса» — образовательная.
«Сириус» создан на территории Краснодарского края, в месте расположения олимпийских объектов. Территория «Сириуса» расположена в Имеретинской низменности в междуречье Мзым-ты и Псоу, с 2015 г. там действует образовательный центр «Сириус».
Основная задача центра — развитие талантов одаренных детей на базе сочетания науки, искусства и спорта. Центр имеет федеральную поддержку, на его базе создается федеральная территория «Сириус». Пока не утверждена нормативно-плановая документация, не определена стратегия развития федеральной территории, нельзя судить о видах деятельности, которые будут осуществляться в «Сириусе». Вероятно, основные задачи будут лежать в спектре образования и науки с акцентом на развитие детских талантов. Вместе с тем предполагается строительство инвестиционных объектов, что будет способствовать экономической составляющей деятельности «Сириуса».
Как показал юридический и сравнительно-правовой анализ, российская модель федеральных территорий слабо связана с практикой, присущей другим федерациям мира. Так, в частности, в США, Бразилии и в Индии создание федеральных территорий обусловлено комплексом административных, политических, историко-культурных причин [24]. Федеральные территории в мировой практике (которые могут именоваться федеральными округами, союзными территориям и др.) являются частью территории государства, которая не включена в состав субъектов федерации [8].
В России выраженной потребности в создании федеральных территорий не имеется (по край-
ней мере, в том варианте, который принят в настоящее время). Политико-правовая трансформация образовательного центра «Сириус» не связана с решением государственно-административных и историко-культурных задач. Мы полагаем, что прямое федеральное управление логичней было бы осуществить в рамках иной конституционно-правовой модели [10].
Таким образом, закрепленное в Конституции РФ понятие федеральной территории нашло свое практическое отражение, однако это существенно отличается от причин создания федеральных территорий в других федерациях мира.
Список источников
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.constitution.ru/
2. Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // http://www.constitution.ru/
3. Федеральный закон «О федеральной территории «Сириус» от 22.12.2020 № 437-Ф3 (ред. от 01.07.2021) // http://www.constitution.ru/
4. 3акон Краснодарского края от 03.04.2020 № 4266-кз «Об установлении границ муниципального образования городской округ Сириус Краснодарского края и о наделении его статусом городского округа» // http://www.constitution.ru/
5. Администрация федеральной территории «Сириус» // Интернет-портал федеральной территории «Сириус»: URL: https://sirius-ft.ru (Дата обращения: 01.08.2021)
6. Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972. 239 с.
7. Васильева Н.В., Праскова C.B., Пятковс-кая Ю.В. Конституционный статус федеральных территорий в России: теоретические основы законодательного регулирования // Правоприменение. 2021. Т. 5. № 1. С. 124—140.
8. Гаврилова О.В., Зинченко ЕЮ., Исаков В.М. и др. Конституционное право зарубежных стран. Новосибирск, 2021.
9. Гончаров С.И., Хазов Е.Н. Основные элементы юридического механизма реализации прав, свобод и обязанностей человека // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сб. тезисных ст. М., 2003. С. 58—60.
10. Забавка В.И., Зинченко ЕЮ, Хазов Е.Н. Основные тенденции развития местного самоуправления (муниципального управления) и их роль в системе единой публичной власти // Между-
№ 4/2021
нар. журнал конст. и гос. права. 2021. № 1. С. 119—125.
11. Зинченко Е.Ю., Дурнев B.C. Осуществление функций конституционного контроля // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2006. № 5. С. 14—15.
12. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Конституционная модель современного российского федерализма // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2021. № 2. С. 46—50.
13. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Конституционно-правовой механизм взаимодействия национального права России и международного права в свете новых поправок в Конституцию Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 2. С. 74—78.
14. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Проблемы реализации конституционных норм в современной России в свете новых конституционных поправок // Конституционализм и правоохранительная деятельность: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. / Сост. С.Ю. Андрейцо. 2020. С. 76—81.
15. Зубов И.Н., Василевич ГЛ., Хазов Е.Н., Прудников Л.С. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». М., 2013.
16. Ирхин И.В. Федеральные территории и федеральные округа: смешение конституционно-правовых моделей // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 6 (67). С. 30—37.
17. Кожевников О ЛЛаричев ЛЛ., Пешин Н.Л. и др. Местное самоуправление в единой системе публичной власти. Вектор и последствия конституционной реформы в Российской Федерации: Колл. монография. М., 2020.
18. Лучин В.О., Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н. и др. Конституционное право России / Под науч. ред. В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева; под общ. ред. Е.Н. Хазова, Н.П. Чепурновой, А.С. Прудникова. М., 2020.
19. Минаков ПЛ. Публичная власть: политологический аспект: Монография. Уфа, 2008. 200 с.
20. Осавелюк Л.М., Чепурнова Н.М., Хазов Е.Н., Чихладзе Л.Т., Зиборов О.В., Эриашви-ли Н.Д. и др. Конституционное право России. М., 2020.
21. Сибилева Л.Ю. К вопросу о правовом статусе федеральных территорий // Уч. зап. Крымского федер. ун-та им. В.И. Вернадского. 2020. Т. 6. № 72. С. 49—56.
22. Хазов Е.Н., Зинченко Е.Ю., Померлян ЛН. и др. Внесение изменений в Конституцию Рос-
сийской Федерации. (конституционные поправки — 2020). Новосибирск, 2020.
23. Хазов Е.Н., Зубов И.Н., Василевич Г.Л. и др. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для студентов вуов, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»: квалификация (степень) «бакалавр». М., 2013.
24. Червонюк В.И., Гасанов К.К., Хазов Е.Н. Конституционное право зарубежных государств: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М., 2015.
25. Эбзеев Б.С., Прудников A.C., Хазов Е.Н., Багмет Л.М., Эриашвили Н.Д. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов / Под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. М., 2013.
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993, with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // http://www.constitution.ru/
2. Decree of the President of the Russian Federation dated 13.05.2000 № 849 «On the Plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the Federal District» // http://www.constitution.ru /
3. Federal Law «On the Federal Territory «Sirius» dated 12/22/2020 № 437-FZ (as amended on 01.07.2021) // http://www.constitution.ru/
4. The law of Krasnodar Krai from 03.04.2020 № 4266-KZ «On establishing the borders of the municipal formation of the urban Okrug of Sirius Krasnodar Krai and on granting the status of urban district» // http://www.constitution.ru/
5. The administration of the Federal territories «Sirius» // The online portal of the Federal territory of Sirius, OOO: URL: https://sirius-ft.ru (Accessed: 01.08.2021)
6. Baitin M.I. The state and political power. Saratov, 1972. 239 p.
7. Vasilyeva N.V., Praskova S.V., Pyatkovskaya Yu.V. Constitutional status of federal territories in Russia: theoretical foundations of legislative regulation // Law enforcement. 2021. Vol. 5. № 1. Pp. 124—140.
8. Gavrilova O.V., Zinchenko E.Yu, Isakov V.M. et al. Constitutional law of foreign countries. Novosibirsk, 2021.
9. Goncharov S.I., Khazov E.N. The main elements of the legal mechanism for the realization of human rights, freedoms and duties // Actual problems of administrative and administrative procedural law: Collection of thesis articles. Moscow, 2003. Pp. 58—60.
№ 4/2021
10. Zabavka V.I., Zinchenko E.Yu., Khazov E.N. The main trends in the development of local self-government (municipal administration) and their role in the system of unified public authority // International Journal of Constitutional and State Law. 2021. № 1. Pp. 119—125.
11. Zinchenko E.Yu., Durnev V.S. Implementation of the functions of constitutional control // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia. 2006. № 5. Pp. 14—15.
12. Zinchenko E.Yu., Khazov E.N. Constitutional model of modern Russian federalism // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia. 2021. № 2. Pp. 46—50.
13. Zinchenko E.Yu., Khazov E.N. Constitutional and legal mechanism of interaction of national law of Russia and international law in the light of new amendments to the Constitution of the Russian Federation // Education. The science. Scientific personnel. 2021. № 2. Pp. 74—78.
14. Zinchenko E.Yu., Khazov E.N. Problems of implementation of constitutional norms in modern Russia in the light of new constitutional amendments // Constitutionalism and law enforcement: Materials of the All-Russian scientific and practical conference / Compiled by S.Y. Andreitso. 2020. Pp. 76—81.
15. Zubov I.N., Vasilevich GA, Khazov E.N., Prudnikov A.S. Constitutional law of foreign countries: Textbook for university students studying in the field of training «Jurisprudence». Moscow, 2013.
16. Irkhin I.V. Federal territories and federal districts: mixing constitutional and legal models // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2017. № 6 (67). Pp. 30—37.
17. Kozhevnikov O.A., Larichev A.A., Peshin N.L. et al. Local self-government in a unified system of public authority. Vector and consequences of Constitutional Reform in the Russian Federation: Collective monograph. Moscow, 2020.
18. Luchin V.O., Ebzeev B.S., Khazov E.N. et al. Constitutional Law of Russia / Under the scientific editorship of V.O. Luchin, B.S. Ebzeev; under the general editorship of E.N. Khazov, N.P. Chepurnova, A.S. Prudnikova. M., 2020.
19. Minakov P.A. Public Power: a Political aspect: Monograph. Ufa, 2008. 200 p.
20. Osavelyuk A.M., Chepurnova N.M., Khazov E.N., Chikhladze L.T., Ziborov O.V., Eriashvili N.D., etc. Constitutional Law of Russia. Moscow, 2020.
21. Sibileva A.Yu. On the question of the legal status of federal territories // Scientific Notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Legal sciences. 2020. Vol. 6. № 72. Pp. 49—56.
22. Khazov E.N., Zinchenko E.Yu., Pomerlian A.N. et al. Amendments to the Constitution of the Russian Federation. (constitutional amendments -2020). Novosibirsk, 2020.
23. Khazov E.N., Zubov I.N., Vasilevich G.A. et al. Constitutional law of foreign countries: Textbook for students of higher educational institutions enrolled in the direction of training 030900.62 «Law»: the qualification (degree) «bachelor». Moscow, 2013.
24. Chervonyuk V.I. Hasanov K.K., Khazov E.N. Constitutional law of foreign countries: textbook for University students enrolled in the specialty «Jurisprudence». Moscow, 2015.
25. Ebzeev B.S., Prudnikov A.S., Khazov E.N., Bagmet A.M., Eriashvili N.D. Constitutional law of Russia. Textbook for university students / Edited by B.S. Ebzeev, A.S. Prudnikov. Moscow, 2013.
Информация об авторах
Зинченко Е.Ю. — кандидат юридических наук, профессор Хазов Е.Н. — доктор юридических наук, профессор
Information about the authors
Zinchenko E.Yu. — candidate of law, professor Khazov E.N. — doctor of law, professor
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 13.08.2021; одобрена после рецензирования 08.10.2021; принята к публикации 14.10.2021.
The article was submitted 13.08.2021; approved after reviewing 08.10.2021; accepted for publication 14.10.2021.
№ 4/2021