Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ В РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
677
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы внутренних дел / несовершеннолетние лица / права и свободы / подразделения по делам несовершеннолетних / безнадзорность / беспризорность / правонарушения / internal affairs bodies / minors / rights and freedoms / juvenile unit / neglect / homelessness / offenses

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вита Викторовна Стандецкая

Рассматривается участие органов внутренних дел в обеспечении защиты конституционных прав и свобод несовершеннолетних лиц на территории Российской Федерации. Дается краткая характеристика деятельности подразделений по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вита Викторовна Стандецкая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES TO ENSURE THE CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MINORS IN RUSSIA

The participation of internal affairs bodies in ensuring the protection of the constitutional rights and freedoms of minors in the territory of the Russian Federation is being considered. A brief description of the activities of the Juvenile Affairs Unit and the District Police Commissioners in this area is given.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ В РОССИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 DOI 10.24412/2073-0454-2021 -3-78-81

ББК 67 © В.В. Стандецкая, 2021

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ В РОССИИ

Вита Викторовна Стандецкая, адъюнкт ФПН и НПК по кафедре конституционного и муниципального права Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: vita.braga.96@mail.ru

Научный руководитель: профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор Е.Н. Хазов

Аннотация. Рассматривается участие органов внутренних дел в обеспечении защиты конституционных прав и свобод несовершеннолетних лиц на территории Российской Федерации. Дается краткая характеристика деятельности подразделений по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции в данной сфере.

Ключевые слова: органы внутренних дел, несовершеннолетние лица, права и свободы, подразделения по делам несовершеннолетних, безнадзорность, беспризорность, правонарушения.

THE MAIN ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES TO ENSURE THE CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MINORS IN RUSSIA

Vita V. Standetskaya, Adjunct FPN and NPK in the Department of Constitutional and Municipal Law Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: vita.braga.96@mail.ru

Research supervisor: Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor E.N. Khazov

Abstract. The participation of internal affairs bodies in ensuring the protection of the constitutional rights and freedoms of minors in the territory of the Russian Federation is being considered. A brief description of the activities of the Juvenile Affairs Unit and the District Police Commissioners in this area is given.

Keywords: internal affairs bodies, minors, rights and freedoms, juvenile unit, neglect, homelessness, offenses.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Стандецкая В.В. Основные направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению конституционных прав и свобод несовершеннолетних лиц в России. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(3):78—81.

Признавая права и свободы несовершеннолетних лиц высшей ценностью, государство возлагает на себя обязанность по их защите1.

К органам государственной власти, в задачи которых входит обеспечение защиты жизни, здоровья, а также прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних лиц, относится Министерство внутренних дел Российской Федерации, составной частью которого являются органы внутренних дел (далее — ОВД)2.

В связи с тем, что несовершеннолетние лица являются малозащищенными (в силу своего возраста и отсутствия жизненного опыта) субъектами правоотношений, требующими пристального внимания и особого подхода со стороны государства и обще-

ства, в системе ОВД были созданы подразделения, занимающиеся вопросами обеспечения защиты их прав, свобод и законных интересов [1, с. 6-13].

Прежде всего, стоит выделить подразделение по делам несовершеннолетних (далее — ПДН), в задачи которого входят профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних лиц, предупреждение

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // URL://http://-www.pravo.gov.ru

2 Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 (ред. от 25 декабря 2019 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 52 (ч. V). Ст. 7614.

и пресечение совершения ими правонарушений, защита их прав, свобод и законных интересов, а также восстановление нарушенных прав3.

В рамках данной статьи стоит разграничить понятия «безнадзорности» и «беспризорности». Так, в соответствии с действующим законодательством, под безнадзорностью несовершеннолетнего лица стоит понимать отсутствие контроля за его поведением, которое возникает в виду неисполнения (ненадлежащего исполнения) его родителями (лицами, их заменяющими) обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию. В свою очередь, беспризорными признаются те несовершеннолетние лица, которые не имеют места жительства и (или) места пребывания4. Профилактика данных явлений заключается в выявлении причин и условий, которые способствуют появлению таких явлений как безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних лиц [2, с. 43-48].

Анализ федерального законодательства, а также ведомственных нормативно-правовых актов, Приказ МВД России «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»5 регламентируют основные направления деятельности ОВД по обеспечению прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних лиц:

♦ при осуществлении деятельности в сфере профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних лиц, ПДН взаимодействует с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссии по делам несовершеннолетних), органами опеки и попечительства, органами управления социальной защиты населения и другими уполномоченными органами;

♦ в случае выявления фактов безнадзорности и (или) беспризорности несовершеннолетних лиц, сотрудники ПДН информируют об этом заинтересованные органы, а также предоставляют информацию о причинах и условиях, которые этому способствовали. Помимо этого, о фактах доставления несовершеннолетних лиц в связи с их безнадзорностью и (или) беспризорностью в подразделения органов внутренних дел, сотрудниками ПДН уведомляются родители (лица, их заменяющие);

♦ несовершеннолетние лица, объявленные в розыск и выявленные ПДН, направляются в органы

(учреждения) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Такой же порядок действий осуществляется и в отношении несовершеннолетних, которые нуждаются в помощи со стороны государства [7, с. 101-104].

В функции подразделений по делам несовершеннолетних в сфере предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними лицами, прежде всего, входит проведение индивидуальных профилактических работ (совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних).

Подобного рода работы проводятся в отношении несовершеннолетних лиц, употребляющих алкогольную продукцию или наркотические средства; совершивших правонарушения; освобожденных от уголовной ответственности и т.д.

Индивидуальные профилактические работы могут проводиться и в отношении родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетних лиц, если они отрицательно влияют своим поведением на несовершеннолетнее лицо или не выполняют свои обязанности по отношению к нему. Также, индивидуальные профилактические работы могут проводиться и в отношении лиц, не относящихся к вышеобозначен-ному кругу лиц в целях оказания социальной помощи или реабилитации несовершеннолетних лиц.

Подразделения по делам несовершеннолетних занимаются учетом правонарушений, совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении них.

Кроме того, в обязанности ПДН в сфере предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних лиц входит деятельность по выявлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних лиц в совершение преступлений и других противоправных (антиобщественных) действий или склоняющих несовершеннолетних к употреблению наркотических (психотропных) веществ, суицидальным дей-

3 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 6 февраля 2020 г.) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

4 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 24 апреля 2020 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

5 Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 (ред. от 31 декабря 2018 г.) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (зарег. в Минюсте России 6 февраля 2014 г. № 31238) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11.

ствиям и т.д. В отношении данных лиц, за совершаемые ими деяния, сотрудники ПДН имеют право вносить предложения о применении предусмотренных действующим законодательством мер ответственности.

Заявления (сообщения) об административных правонарушениях, совершенными несовершеннолетними лицами, а также общественно опасных деяниях (в случае совершения их несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности) рассматриваются сотрудниками ПДН.

Заявления и сообщения в отношении лиц, ответственных за воспитание, обучение и содержание несовершеннолетних, которые не исполняют свои обязанности вовсе или исполняют их ненадлежащим образом, также рассматриваются подразделениями по делам несовершеннолетних.

В пределах своей компетенции, сотрудники ПДН вправе рассматривать обращения, поступающие не только граждан, но и от государственных органов, общественных объединений, средств массовой информации (далее — СМИ), порядок рассмотрения которых регламентируется отдельными Инструкциями6.

Несовершеннолетних лиц, указанных в подп. 5 п. 1 ст. 21 и подп. 1-6 п. 2 ст. 22 Инструкции, регламентирующей организацию деятельности ПДН7, возможно поместить в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее — ЦВНСПН) ОВД; при этом ПДН принимает участие в подготовке для этого необходимых материалов [3, с. 34-38].

Следующее полномочие ПДН связано с ранее упомянутой в данной статье возможностью ПДН вносить предложения о применении мер в отношении лиц, к которым это необходимо. В связи с этим, сотрудники ПДН участвуют в подготовке необходимых для этого материалов, передаваемых на судебное рассмотрение8.

Подразделения по делам несовершеннолетних информируют заинтересованные органы не только о фактах безнадзорности несовершеннолетних, но также о правонарушениях и антиобщественных действиях, совершаемых несовершеннолетними лицами, а также о причинах и условиях, которые этому способствовали. Вместе с тем, сотрудники ПДН могут вносить предложения по вопросу устранения причин и условий, способствующих совершению не-

совершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий [4, с. 66-70].

В случае проведения следственных действий с участием несовершеннолетних, ПДН содействуют приглашению педагога, который принимает обязательное участие в следственных действиях, проводимых во взаимодействии с несовершеннолетними. А также выполняют иные функции, предусмотренные Инструкцией, в сфере защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних лиц [5, с. 23-30].

В системе ОВД стоит выделить участковых уполномоченных полиции, принимающих участие в организации защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Их деятельность регламентирована соответствующей Инструкцией9.

Участковые принимают участие в мероприятиях, направленных на предупреждение беспризорности (безнадзорности), правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними лицами [6, с. 158-161].

В рамках своих полномочий, участковые посещают несовершеннолетних лиц и его родителей (лиц, их заменяющих) раз в квартал и составляют доклад по результатам проверки, в случае если они стоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.

6 Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 (ред. от 9 октября 2019 г.) «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (зарег. в Минюсте России

6 ноября 2014 г. № 34570) // Российская газета. 2014, 14 нояб.

7 Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 (ред. от 31 декабря 2018 г.) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (зарег. в Минюсте России 6 февраля 2014 г. № 31238) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11.

8 Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 (ред. от 1 декабря 2016 г.) «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (зарег. в Минюсте России 31 декабря 2013 г. № 30957) // Российская газета. 2014, 17 янв.

9 Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (вместе с «Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке», «Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции») (зарег. в Минюсте России 3 июля 2019 г. № 55115) // URL://http://www.pravo.gov.ru

Литература

1. Богданов А.В., Зинченко Е.Ю., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Соблюдение охраны и защиты прав и свобод несовершеннолетних в России // Защити меня. 2020. № 2. С. 6-13.

2. Богданов А.В., Хазов Е.Н., Озеров И.Н., Озеров К.И. Профилактика правонарушений как один из элементов правового воспитания несовершеннолетних // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 3. С. 43-48.

3. Богданов А.В., Хазов Е.Н., Комахин Б.Н. Преступность несовершеннолетних: новые решения и новые проблемы // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 4. С. 34-38.

4. Богданов А.В., Румянцев Н.В., Хазов Е.Н. Роль и значение семьи, общества и государства в правовом воспитании несовершеннолетних // Вестник экономической безопасности. 2020. № 2. С. 66-70.

5. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Обеспечение конституционных прав и свобод и профилактические мероприятия, проводимые сотрудниками ОВД по предотвращению противоправных действий среди несовершеннолетних // В сб.: Конституционные основы российского государства: история и современность. Рязань, 2019.

6. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 158-161.

7. Зинченко Е.Ю., Евсеева И.Г., Хазов Е.Н. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего и проблемы его обеспечения и защиты // Международный журнал конституционного и государственного права. 2020. № 2. С. 101-104.

References

1. Bogdanov A.V., Zinchenko E.Yu., Il'inskiy 1.1., Khazov E.N. Soblyudeniye okhrany i zashchity prav i svobod nesovershennoletnikh v Rossii // Zashchiti menya. 2020. № 2. S. 6-13.

2. BogdanovA.V., KhazovE.N., OzerovI.N., Oze-rov K.I. Profilaktika pravonarusheniy kak odin iz ele-mentov pravovogo vospitaniya nesovershennoletnikh // Problemy pravookhranitel'noy deyatel'nosti. 2020. № 3. S. 43-48.

3. Bogdanov A. V., Khazov E.N., Komakhin B.N. Prestupnost' nesovershennoletnikh: novyye resheniya i novyye problemy // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2013. № 4. S. 34-38.

4. Bogdanov A.V., Rumyantsev N.V., Khazov E.N. Rol' i znacheniye sem'i, obshchestva i gosudarstva v pravovom vospitanii nesovershennoletnikh // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. 2020. № 2. S. 66-70.

5. Bogdanov A.V., Il'inskiy 1.1., Khazov E.N. Obes-pecheniye konstitutsionnykh prav i svobod i profilak-ticheskiye meropriyatiya, provodimyye sotrudnikami OVD po predotvrashcheniyu protivopravnykh deystviy sredi nesovershennoletnikh // V sb.: Konstitutsionnyye osnovy rossiyskogo gosudarstva: istoriya i sovremen-nost'. Ryazan', 2019.

6. Bogdanov A.V., Khazov E.N. Osnovnyye naprav-leniya deyatel'nosti politsii po profilaktike beznadzorno-sti i pravonarusheniy sredi nesovershennoletnikh // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 1. S. 158-161.

7. Zinchenko E.Yu., Evseyeva I.G., Khazov E.N. Konstitutsionno-pravovoy status nesovershennoletnego i problemy ego obespecheniya i zashchity // Mezhduna-rodnyy zhurnal konstitutsionnogo i gosudarstvennogo prava. 2020. № 2. S. 101-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.