Научная статья на тему 'Профилактические мероприятия, проводимые полицейскими подразделениями, по пресечению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних'

Профилактические мероприятия, проводимые полицейскими подразделениями, по пресечению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7401
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / JUVENILE / EDUCATION / HOMELESSNESS / CHILD NEGLECT / PREVENTION OF CRIME / FORECASTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданов Анатолий Васильевич, Комахин Борис Николаевич, Хазов Евгений Николаевич

Рассмотрены актуальные вопросы профилактики преступности, а также вопросы беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богданов Анатолий Васильевич, Комахин Борис Николаевич, Хазов Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventive measures undertaken police units for suppression of offenses and crimes juvenile

The article considers the topical issues of prevention of crime and the issues of homelessness and neglect among minors on the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Профилактические мероприятия, проводимые полицейскими подразделениями, по пресечению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

нии в структуре Национального центрального бюро Интерпола при МВД России Российского национального контактного пункта по взаимодействию с Европолом» // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https:// mvd.ru/mvd/structure1/Upravlenija/Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_ Interpola/Vzaimodejstvie_s_Evropolom (дата обращения 5 декабря 2015 г.).

12 В современной практике заключения Европолом международных соглашений с третьими странами прослеживается два типа договоров: договоры стратегического характера и договоры оперативного характера. И те, и другие обладают равной юридической силой, однако регулируют различные аспекты сотрудничества. Договоры стратегического характера определяют общие принципы, формы сотрудничества, наделяют полномочиями по координации взаимодействия конкретные правоохранительные органы. Договоры оперативного характера, как правило, заключаются уже после подписания стратегических договоров с целями реализации такого договора в рамках отдельных направлений сотрудничества и его форм. См. подробнее: Кондрат Е.Н. Международная финансовая безопасность и правоохранительное сотрудничество в эпоху глобализации: монография / Е.Н. Кондрат. М., 2010. С. 182.

13 https://www.europol.europa.eu/

14 Переломным моментом в отношениях Европейского Союза и России явился «украинский кризис», начавшийся в ноябре 2013 г. и продолжающийся до сих пор, его европейско-американский сценарий, в котором Российская Федерация позиционируется как государство, посягнувшее на суверенитет и территориальную целостность Украины, незаконно присоединившее Крым, поддерживающее сепаратистов и террористов на территориях юго-востока Украины. См. подробнее: Пузырева Ю.В. Россия — Европейский Союз: влияние ограничительных мер на развитие двусторонних отношений // Московский журнал международного права. 2015. № 2 (98). С. 150—168.

15 Непосредственно образующими государствами АСЕАН являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины.

Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г.), Вьетнам (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент статус наблюдателя имеют Папуа — Новая Гвинея и Восточный Тимор.

16 Россия и АСЕАН: (темат. сб.) / Дипломат. акад. МИД России, Ин-т актуал. междунар. проблем; [редкол.: Е.П. Бажанов и др.]. М., 2007. 234 с.

17 См. подробнее: Комплексная программа действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азиина 2005—2015 гг. // Центр АСЕАН при МГИМО(У) МИД России. URL: http://asean.mgimo.ru/ru/ partnerstvo (дата обращения 5 декабря 2015 г.).

18 Лукашевич: участие в интеграционных процессах АСЕАН укрепит позиции Российской Федерации // МГИМО(У) МИД России. URL: http://old.mgimo.ru/news/press/document225909. phtml (дата обращения 5 декабря 2015 г.).

19 Рабочая группа Российская Федерация — АСЕАН по противодействию терроризму и транснациональной преступности // Диалоговое партнерство Россия — АСЕАН. Центр АСЕАН при МГИМО(У) МИД России. URL: http://asean.mgimo.ru/ru/ partnerstvo (дата обращения 5 декабря 2015 г.).

20 The 35th ASEANAPOL Conference at Borubudur Hotel, Jakarta, Indonesia. 3-7 August 2015 // ASEANAPOL. URL: http://www. aseanapol.org/display/2015/08/13/the-35th-aseanapol-conference-at-borubudur-hotel-jakarta-indonesia (дата обращения 5 декабря 2015 г.).

21 В.А. Колокольцев выступил на расширенном заседании АСЕАНАПОЛ в Республике Индонезия. 4 августа 2015 г. // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://mvd.ru/news/item/6281823 (дата обращения 5 декабря 2015 г.).

22 В.А. Колокольцев выступил на расширенном заседании АСЕАНАПОЛ в Республике Индонезия. 4 августа 2015 г. // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://mvd.ru/news/item/6281823 (дата обращения 5 декабря 2015 г.).

УДК 34 ББК 67

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ПОЛИЦЕЙСКИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ, ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОГДАНОВ,

доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат юридических наук, доцент; БОРИС НИКОЛАЕВИЧ КОМАХИН, доцент кафедры ОРД Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя доктор юридических наук;

ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ,

начальник кафедры Конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.12 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы профилактики преступности, а также вопросы беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: несовершеннолетние, воспитание, беспризорность, безнадзорность, профилактика преступлений, прогнозирование.

Annotation. The article considers the topical issues of prevention of crime and the issues of homelessness and neglect among minors on the territory of the Russian Federation.

Keywords: juvenile, education, homelessness, child neglect, prevention of crime, forecasting.

В ст. 114 Конституции Российской Федерации закреплено, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законных прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью1.

Одна из серьезных проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, — преступность среди несовершеннолетних. К сожалению, наше общество еще не научилось правильно, толерант-но реагировать на проступки несовершеннолетних, находящихся в общественных местах. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — это лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое в следствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность, для его жизни и здоровья, либо неотвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или преступления. Если мы не хотим вкладывать финансовые средства и создавать нормальные условия для несовершеннолетних, детей сирот, беспризорников, тогда нам придется вкладывать финансовые средства в исправительные учреждения.

Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей и правонарушений самих детей названы в числе первоочередных задач в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы2, в которой сформулированы основные направления совершенствования системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Она призвана служить ориентиром для органов государственной власти, а также органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создания условий их успешной социализации3.

Минобрнауки России совместно с федеральными органами власти, а также исполнительными органами субъектов Российской Федерации ведется разработка Концепции развития системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, направленной на создание условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к личности, обществу и государству.

Историческое прошлое свидетельствует, что ни одно цивилизованное общество не может эффективно функционировать без налаженной системы предупреждения, профилактики и противодействия готовящихся и совершаемых правонарушений и преступлений. Проблема воспитания несовершеннолетних исторически сложилась в России и всегда будет актуальна пока существует общество и государство.

Основные причины преступности среди несовершеннолетних это: рост социальной напряженности в обществе; безответственность родителей за воспитание детей; рост числа неблагополучных семей; отсутствие планомерной системы профилактики; недостаточная работа государственных социальных службы по оказанию помощи несовершеннолетним, попавшим в социально опасное положение; отрицательное влияние СМИ и Интернета.

Ведущая роль в становлении и «жизнеустройстве» безнадзорных и безпризорных несовершеннолетних зачастую переходит асоциальным, криминальным субкультурам. Все это оказывает существенное влияние на состояние преступности несовершеннолетних, которые продолжают оставаться наиболее активной категорией населения4.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Размышляя о том, когда следует закладывать в человека нравственные требования и начала, знаменитый юрист Анатолий Федорович Кони убежденно говорил: только в юные годы, годы учебы и постижения жизни. В повседневной работе среди злободневных вопросов зачастую бывает уже не до того5.

Среди приоритетных направлений деятельности полиции важное место занимает профилактика рецидивной преступности несовершеннолетних посредством создания условий для предоставления своевременных мер социальной поддержки, социально-педагогической, социально-психологической, социально-правовой и иной помощи несовершеннолетним, состоящим на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. В ст. 12 п. 4 Федерального закона «О полиции» прописано, что на полицию возлагается обязанность участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен-нолетних6.

Реалией сегодняшнего дня является отсутствие внимания к детям, беспризорность, безнадзорность, внутрисемейное насилие, наркотизация и алкоголизм несовершеннолетних. Как отметил в своем выступлении Президент Российской Федерации В.В. Путин на расширенном заседании коллегии МВД России «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служеб-но-боевой деятельности внутренних войск МВД России за 2013 год и задачах на 2014 год» 21 марта 2014 г., серьезной корректировки требует профилактика правонарушений7. Этот вопрос постоянно находился в центре внимания, было предпринято немало попыток разработать единую государственную систему. Вместе с тем, очевидно, что ее правовое и научно-методическое обеспечение должно в полной мере отвечать современным требованиям. Пришло время обновить ряд положений, составляющих законодательный каркас этой системы, особое внимание следует уделить несовершеннолетним и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Представляется целесообразным рассмотреть основные приоритеты противодействия преступности на ближайший и долгосрочный периоды. При этом следует исходить из Стратегии национальной

безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 (в ред. от 1 июля 2014 г.)8, где главными направлениями государственной политики на долгосрочную перспективу определены усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего, детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Правительством Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-Р9, определены следующие приоритеты в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности: снижение уровня преступности; укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, повышение безопасности населения и защищенности важных объектов.

В соответствии с Конституцией Российской Фе-дерации10 и общепринятыми нормами международного права, в России действует Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»11, которым установлены основы правового регулирования отношений, возникших в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Одними из наиболее важных причин подростковой преступности являются: ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, конфликты в семье, унижение человеческого достоинства. Психологическое и физическое насилие приводят к уходам детей из семей, становлению их на путь совершения правонарушений и преступлений.

Общественно-нравственные ценности несовершеннолетних формируются в непосредственной зависимости от характера и содержания их взаимоотношений в семье, школе и с окружающими и т.д.

Хорошо известно, что самым эффективным средством воспитания несовершеннолетнего яв-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ляется личныи пример родителем — их авторитет, поведение, образ жизни, обычаи и традиции семьи.

Воспитание детеИ в духе патриотизма, привитие им чувства гражданского достоинства, национальной гордости, честности, любви к Родине — важнейшие задачи родителей, образовательных учреждений, организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественности.

Особое внимание должно уделяться несовершеннолетним, состоящим на учете и проживающим в неблагополучных семьях.

Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними должна проводиться сотрудниками уголовного розыска, подразделениями по делам несовершеннолетних с учетом особенностей их личности и окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания в содействии с учителями, педагогами, воспитателями, родителями.

Индивидуально-профилактическая работа, проводимая органами внутренних дел с подучетными несовершеннолетними, нередко сводится только к проведению бесед с несовершеннолетним. Особенно важно, чтобы сотрудники ОВД (участковый уполномоченный, инспектор ПДН, сотрудник подразделения уголовного розыска, дознания и др.), помимо этого, решали во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вопросы обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетнего (п. 50.6. Инструкции по организации работы ПДН ОВД, утвержденной приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569)12.

На формирование личности несовершеннолетнего как возможно потенциального правонарушителя оказывает воздействие целый комплекс факторов, которые формируют проявление с его стороны криминально направленных качеств. Несовершеннолетние в силу их умственной и физической незрелости, неполного социального статуса нуждаются в особом внимании, защите и помощи со стороны общества и государства.

Преступность несовершеннолетних — одна из острейших проблем российского общества. В на-

стоящее время охарактеризовать точно ситуацию с подростковой преступностью крайне сложно хотя бы потому, что, с одной стороны, на этот счет нет объективной статистики — преступление учитывается как совершенное несовершеннолетним, когда установлено лицо, которое его совершило, а по нераскрытым преступлениям мы не знаем, кем они совершены.

Эффективность профилактических мероприятий обеспечивается также мерами по оздоровлению среды, в которой проживает и воспитывается несовершеннолетний. Такое оздоровление осуществляется, прежде всего, путем выявления и привлечения к ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Нередко такие лица входят в ближайшее окружение подростка.

В результате принимаемых мер продолжается снижение криминальной активности несовершеннолетних. На протяжении десяти лет в стране практически повсеместно отмечалось снижение подростковой преступности. Однако, вечно этот процесс продолжаться не будет, когда-нибудь он остановится, а потом может и пойти вспять. Совершенно очевидно, что к такому развитию событий нам надо готовиться, чтобы встретить его во всеоружии.

В 2013 г. в России впервые за последние десять лет было зарегистрировано увеличение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, на 4,6%, а числа лиц, их совершивших, — на 2,2%. Рост данных показателей произошел в 49 и 46 субъектах РФ соответственно. Выявлено лиц, совершивших преступления за десять месяцев 2015 г.: всего — 899 181, в том числе несовершеннолетних — 45 915, +3,1%. Социально-криминологическая характеристика преступности свидетельствует, что преступления совершены несовершеннолетними или с их участием — 50 055, + 4,1%, в том числе тяжкие и особо тяжкие всего — 10 871, -2,5%13.

В текущем году вновь отмечается сокращение подростковой преступности (на 6%), но тот скачок, который произошел по итогам 2013 г., свидетельствует о некоторой нестабильности ситуации и заставляет задуматься о необходимости пересмотра форм и методов профилактической деятельности.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Причем это касается не только работы непосредственно органов внутренних дел, но и их взаимодействия с другими субъектами системы профилактики.

Преступление, совершенное несовершеннолетним, причиняет вред не только тем общественным отношениям, против которых оно было направлено, но и процессу развития личности самого несовершеннолетнего, способствуя формированию и закреплению в его сознании определенной негативной социальной установки. Причем следует отметить, что с учетом происходящих процессов и изменений в криминогенной обстановке указанные вопросы подлежат дальнейшему изучению с целью своевременной разработки наиболее целесообразных организационно-тактических форм ОРД в отношении несовершеннолетних.

Профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — процесс сложный, многоаспектный и продолжительный по времени. Положительные результаты достигаются путем проведения ранней профилактики с детьми и подростками, когда сотрудники полиции и специалисты учреждений профилактики являются их прямыми участниками и организаторами.

Серьезную обеспокоенность вызывает и динамика повторной преступности несовершеннолетних. По итогам прошлого года, число подростков, повторно совершивших преступления, увеличилось на 8,8%, а их доля от общего числа несовершеннолетних участников преступлений составила 23,2% (т.е., опыт преступной деятельности имел каждый пятый, а то и четвертый участник преступления)14.

Общеизвестно, что правонарушения несовершеннолетних являются своеобразным «резервом» общей преступности. В современных условиях идет интенсивная «подпитка», формирование «резерва» рядов преступников из числа значительной массы беспризорных, безнадзорных и поднадзорных подростков, зачастую формирующихся в преступные группы.

Безусловно, большую роль играют личностные особенности несовершеннолетних, но тогда и меры к ним должны приниматься с учетом этих особенностей.

Преступное поведение несовершеннолетних имеет свою специфику, обусловленную особенностями физического, психического, культурного и нравственного развития молодых людей, их социальной незрелостью.

Большое значение в профилактической работе имеют формы индивидуального воздействия. Их результативность определяется возможностью учесть особенности каждого подростка, окружающую его обстановку, условия воспитания. Следует понимать, что несовершеннолетние правонарушители — это, прежде всего, дети, как правило, поддающиеся воспитанию, но попавшие в сложную жизненную ситуацию либо в определенную криминальную среду.

Преступность несовершеннолетних отличается высокой степенью активности и динамичностью. Анализ структуры преступности несовершеннолетних позволяет прийти к выводу о том, что подчас при общем снижении числа зарегистрированных общественно опасных деяний происходит увеличение количества тяжких и особо тяжких преступле-ний15.

В настоящее время происходит увеличение числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними и усиление элементов организованности (жесткая дисциплина, устойчивая иерархия, распределение ролей), в результате чего группы несовершеннолетних совершают многоэпизодные преступления. Продолжается увеличение количества совершенных подростками преступлений, относящихся к категории особо тяжких (+4,5%), а также числа несовершеннолетних, находившихся на момент совершения преступлений в состоянии наркотического опьянения (+66,9%), имевших опыт преступной деятельности (+3,9%)16.

Несовершеннолетние могут содержаться в подразделениях органов внутренних дел не более трех часов (подп. 1 п. 2 ст. 21 Федерального закона № 120-ФЗ). Если по окончании задержания несовершеннолетние не могут быть переданы родителям (законным представителям), в случаях, предусмотренных подп. 4-6 п. 2 ст. 22 Федерального закона № 120-ФЗ, они помещаются в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее — ЦВСНП)17.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Одними из основных специализированных учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются центры временного содержания для несовершеннолетних (ЦВСН) правонарушителей органов внутренних дел.

В ЦВСН несовершеннолетний находится 30, максимум 45 суток, за это незначительное время, можно лишь несколько скорректировать его поведение. В дальнейшем несовершеннолетний возвращается в привычную для него среду.

Пока несовершеннолетний находится в ЦВСН, нам нужно не успокаиваться тем, что в течении содержания он ничего не совершит, а сделать все, чтобы и по возвращению он смог вести нормальный образ жизни. Эта задача не только полиции, но и специальных служб, органов образования, здравоохранения, трудовой и занятости населения, органов, занимающихся вопросами по делам молодежи, только тогда она будет успешной.

Важным направлением работы ЦВСНП, педагогического коллектива школы, учебного заведения является взаимодействие с родителями, опекунами учащихся. Такая работа в соответствии с законом проводится сотрудниками подразделений уголовного розыска, инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН), сотрудниками патрульно-постовой службы, участковыми уполномоченными полиции и дежурных частей, подразделений следствия, дознания в рамках предоставленных им полномочий.

Основные усилия ОВД в настоящее время должны быть направлены на усиление борьбы с безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних, активизацию мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних, а также на работу по противодействию вовлечения детей и подростков в криминальную деятельность.

Особое внимание в профилактике детской беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних необходимо уделять работе с родителями, поскольку главная причина безнадзорности — проблемы в семье.

Необходима систематическая, постоянная и планомерная работа по пропаганде здорового образа жизни, профилактике семейного неблагополучия,

пропаганде семейных ценностей, по повышению престижа семьи.

От эффективного и оперативного взаимодействия субъектов системы профилактики зависит очень многое. И в иных ситуациях от него зависят даже жизни и судьбы детей.

Только в том случае, если субъекты профилактики выступают партнерами и союзниками, уважающими и понимающими друг друга, всегда готовыми идти друг другу навстречу, их совместная деятельность в профилактике преступлений среди несовершеннолетних приносит успех.

Органами внутренних дел должен проводиться широкий комплекс оперативно-разыскных мероприятий, направленных на предотвращение вовлечения подростков в экстремистскую деятельность, предупреждение, распространения алкоголизма и наркомании18. Каждый несовершеннолетний является личностью и требует индивидуального подхода; нет среднестатистического подростка и не может быть. Постоянного контроля требует профилактическая работа с несовершеннолетними19.

Особую опасность в этом плане представляет наркотизация молодежи, которая в настоящее время, по существу, стала одним из главных факторов, детерминирующих имущественную преступность несовершеннолетних.

Состояние оперативной обстановки в подростковой среде требует дальнейшего совершенствования форм и методов профилактической деятельности, обеспечения взаимодействия всех заинтересованных ведомств и учреждений в реализации задач по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, семейного неблагополучия, защиты прав и законных интересов детей.

Обеспечение безопасного и защищенного детства каждому несовершеннолетнему является первостепенным делом для всех субъектов нашего общества.

Значимость рассматриваемой сегодня проблемы очевидна. От реализации целенаправленной и адресной политики в сфере профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов зависит будущее экономическое и социальное благополучие нашего общества. Анализ закономерностей и знание

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

причин преступности несовершеннолетних — необходимая предпосылка научного прогнозирования криминальной ситуации, планирование мер противодействия, определение целей и задач борьбы с преступностью несовершеннолетних; основные направления и интенсивность мер профилактики органами внутренних дел. Проблема преступности среди несовершеннолетних является многоаспектными правовым, социальным, медицинским и экономическим явлением, создающим в настоящее время одну из проблем современного Российского общества.

1 См.: Конституция Российской Федерации (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 4 августа 2014 г., № 31, ст. 4398. http://www.pravo.dov.ru.. Эбзе-ев Б.С., Белоновский В.Н. Хазов Е.Н, Эриашвили Н.Д., Чихлад-зе Л.Т., Миронов А.Л., Кальгина А.А. Опалева А.А. Актуальные вопросы Конституционного права. Учебник.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2016. 479 с.; Зубов И.Н., Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д., Багет А.М., Белоновский В.Н., Освелюк А.М., Опалева А.А., Миронов А.Л., Булавин С.П., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Прудников А.С., Павлов Е.А. Конституционное право России. Учебник (для бакалавров) 7-изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015; Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Московский университет МВД Российской Федерации. Москва, 2011.

2 См.: Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012, № 23, ст. 2994, http://www.pravo.gov.ru.

3 Богданов А.В.. Хазов Е.Н. Основные направления деятельности полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Вестник Московского университета МВД России, 2015, № 1, С. 140—144.

4 Тимина Т.Н. «Социально-негативная ситуация связанная с самовольными уходами несовершеннолетних из дома, а также детских домов и школ-интернатов. Преступность и общество: Сборник научных трудов. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2014/ С. 83.

5 Щеглов А.В., Пылев С.С. Нравственные истоки полицейской профессии. Ради жизни на Земле: научно-публицистическое, практическое издание / Под научной редакцией генерал-лейтенанта внутренней службы, начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России В.Л. Кубышко, генерал-майора полиции, начальника Московского университета МВД России И.А. Калиниченко и Заслуженного работника культуры Российской Федерации, профессора С.С. Пылева — Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. С. 22.

6 См.: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г., с изм. от 14 декабря 2015 г.) «О полиции», Собрание законодательства РФ, 14 февраля 2011 г., № 26, ст. 900, http://www.pravo.dov.ru. Румянцев Н.В, Хазов Е.Н, Гор-шеневаИ.А, Эриашвили Н.Д., Саудаханов М.В., Скрипкин Г.Ф., Егоров С.А., Миронов А.Л. Организация и деятельность полиции

(милиции) зарубежных государств. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2015.

7 Коллегия МВД России от 21 марта 2014 г. http://www.pravo. dov.ru.

8 См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 (в ред. от 1 июля 2014 г.) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Собрание законодательства РФ, 18 мая 2009 г., № 20, ст. 2444, http://www.pravo.dov.ru.

9 См.: Распоряжение Правительством РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-Р (в ред. от 8 августа 2009 г.) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Собрание законодательства РФ, 24 ноября 2008 г., № 47, ст. 5489, http://www.pravo. dov.ru.

10 См.: Конституция Российской Федерации (ред. от 21 июля

2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 4 августа 2014 г., № 31, ст. 4398. http://www.pravo.dov.ru. Зубов И.Н., Прудников А.С., Хазов Е.Н., Василевич Г.А., Белоновский В.Н., Виноградов В.А., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Освелюк А.М., Эриашвили Н.Д. Конституционное право зарубежных стран Учебник М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013; Гасанов К.К., Червонюк В.И., Хазов Е.Н. Конституционное право зарубежных государств (учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция») М.:

ЮНИТИ-ДАНА. 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 См.: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.,) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Собрание законодательства РФ, 28 июня 1999 г., № 26, ст.3177, http://www. pravo.dov.ru.

12 См.: Ережипалиев Д. Надзор за исполнением органами внутренних дел законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность. 2014. С. 55.

13 См.: Стояние преступности в России за январь—октябрь

2015 г. ФКУ ГИАЦ МВД России.

14 См.: Маршавин А.И. Работать сообща и делать все необходимое в отношении каждого конкретного ребенка // Журнал «Инспектор по делам несовершеннолетних». 2014. № 7. С. 4.

15 См.: Богданов А.В., Назаров В.Ю., Хазов Е.Н. Преступность несовершеннолетних и ее влияние на общую криминогенную обстановку в современной России. Вестник Московского университета МВД России, 2013, № 3, С. 47—51.

16 См.: Маршавин А.И. Не оставаться равнодушным // Журнал «Инспектор по делам несовершеннолетних». 2014. № 2.

17 См.: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Собрание законодательства РФ, 28 июня 1999 г., № 26, ст. 3177, http:// www.pravo.dov.ru.

18 Пантюхин К.Ю. Влияние современной действительности субъектов хозяйствования на содействие граждан ОФД в противодействии экономическим преступлениям Вестник экономической безопасности.2011 № 8 С. 100—103; Бедарев К.В., Пантюхин К.Ю. Предупреждение экстремизма оперативными подразделениями органов внутренних дел. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2013, № 1 (24). С. 72—74.

19 См.: Богданов А.В., Комахин Б.Н., Хазов Е.Н. Преступность несовершеннолетних: новые решения и новые проблемы. Вестник Московского университета МВД России, 2013, № 4, С. 34—38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.