УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10305
ББК 67 © В.В. Стандецкая, 2019
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Вита Викторовна Стандецкая, адъюнкт ФПН и НПК по кафедре конституционного и муниципального права Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Несовершеннолетние, в силу своего возраста и отсутствия опыта, относятся к малозащищенной категории населения, поэтому защитой их прав должны занимать родители и (или) специально созданные органы. Рассматриваются органы местного самоуправления, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод несовершеннолетних; их правовая регламентация, задачи и некоторые функции.
Ключевые слова: несовершеннолетние, местное самоуправление, органы местного самоуправления, защита прав, профилактика, предупреждение.
THE MAIN ACTIVITIES OF LOCAL AUTHORITIES FOR THE SECURITY AND PROTECTION OF MINORS
Vita V. Standetskaya, adjunct FPN and NPK in the department of constitutional and municipal law Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. Minors, due to their age and lack of experience, belong to the vulnerable category of the population, so the protection of their rights should be occupied by parents and (or) specially created bodies. The deals with the bodies of local self-government, whose activities are aimed at protecting the rights and freedoms of minors. Their legal regulation, tasks and some functions. Keywords: minors, local self-government, local self-government bodies, protection of rights, prevention, prevention.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Стандецкая В.В. Основные направления деятельности органов местного самоуправления по охране и защите прав несовершеннолетних. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(6):22—25.
В связи с тем, что несовершеннолетние лица являются малозащищенной категорий населения, неспособной защитить себя, свои права и обязанности самостоятельно, они должны опекаться не только родителями и их законными представителями, но и государством. Для решения данного вопроса и была создана система органов государственной власти и местного самоуправления, занимающихся реализацией конституционных прав самых незащищенных представителей общества [1, с. 28-33].
Местное самоуправление, как одна из снов конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. Местное самоуправление в РФ представляет собой самостоятельную форму осуществления народом своей власти, осуществляемую под свою ответственность непосредственно самим населением и (или) через органы местного самоуправления [5]. Решение вопросов местного значения обеспечивается в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными за-
конами, и в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ1.
Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения и избираются непосредственно населением и (или) образуются представительными органами муниципального образования [4].
Стоит отметить, что среди основных направлений деятельности органов местного самоуправления в сфере решения вопросов местного значения особое место отведено защите прав и интересов населения, с реализацией которой связываются и другие функции местного самоуправления. Защиту прав и свобод стоит рассматривать как деятельность, направленную на устра-
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесен-
ных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 де-
кабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от
5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
нение препятствий в осуществлении прав и свобод и на борьбу со злоупотреблением правом [3, с. 203].
Защита прав несовершеннолетних включает в себя систему нормативно-правовых актов, которые, во-первых, устанавливают правовой статус несовершеннолетних, заключающийся в установлении прав, обязанностей и гарантий их реализации, а, во-вторых, закрепляют основы организации деятельности органов местного самоуправления по работе с несовершеннолетними и защите законных прав и обязанностей.
В ст. 14-17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержатся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, связанные с оказанием социальных услуг, направленных на обеспечение и защиту прав и свобод2. Максимальная приближенность органов местного самоуправления к населению, предполагает заинтересованность в защите прав населения [7, с. 1019-1025].
Невозможно опровергнуть мнение А.Д. Магден-ко, относящего несовершеннолетних к числу лиц, значительно подвергающихся воздействию со стороны общества (наряду с инвалидами, престарелыми, беременными женщинами и лицами, страдающими психическими расстройствами), и поэтому так нуждающихся в особой защите своих прав и законных интересов [6, с. 34, 35]. Беззащитность, недостаточность жизненного опыта, повышенная эмоциональность, импульсивность и др. — все это особенности характерные для несовершеннолетних, вызывающие необходимость повышенного внимания к данным лицам.
Конституционные права несовершеннолетних на территории РФ обеспечиваются во всех все сферах их деятельности: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовая занятость, досуг, социальное обеспечение и др. [8].
Российская Федерация как демократическое государство не может существовать без дальнейшего совершенствования основных прав и свобод несовершеннолетних, возможности гарантии из реализации государством, и провозглашения приоритета интересов и благосостояния во всех сферах жизни.
Ввиду сложной социально-экономической обстановки на территории России, наиболее острым остается вопрос наличия большого количества детей, оставшихся без попечения родителей. Причины могут быть различны: отказ родителей от ребенка; небезопасное нахождение в семье; смерть родителей, признание родителей недееспособными и др.
Категорией несовершеннолетних, оставшихся без попечительства по причине небезопасного нахождение в семье — алкоголизм или наркомания родителей, нахождение их в лечебных учреждениях, в местах ли-
шения свободы (и по другим причинам, когда родители живы, но не занимаются воспитанием своих детей), занимаются органы опеки и попечительства в соответствии с гражданским и семейным законодательством. Органами опеки и попечительства, в соответствии с ч. 1 ст. 34 ГК РФ3, являются органы местного самоуправления, организация и деятельность которых определяется уставами муниципальных образований. Осуществляя свою деятельность, органы опеки и попечительства руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, нормативно-правовыми актами РФ, а также уставами муниципальных образований.
Стоит напомнить, что в соответствии с законодательством, опека устанавливается над малолетними (до 14 лет) и гражданами, которые признаны судом недееспособными в следствие психического расстройства (ст. 32 ГК РФ). В свою очередь, попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также гражданами, ограниченными судом в дееспособности (ст. 33 ГК РФ).
Среди основных задач органов опеки и попечительства, в соответствии со ст. 7 ФЗ «Об опеке и попечительстве»4, можно выделить защиту прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, и граждан, находящихся под опекой и попечительством. Подробнее о деятельности органов опеки и попечительства можно узнать в вышеупомянутых нормативно-правовых актах.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возложена на комиссию по делам несовершеннолетних, создаваемую органами местного самоуправления, и осуществляющую деятельность на территории соответствующих муниципальных образований субъектов РФ. Их деятельность регламентирована законодательством субъекта РФ [2, с. 158-161].
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об основных мерах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»5, основными задачами деятельно-
2 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 6 февраля 2019 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2019 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4 Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 г.) «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.
5 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 27 июня 2018 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
сти по профилактике безнадзорности и правонарушений выступают: 1) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; 2) предупреждение, выявление и устранение причин и условий безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; 3) организация социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; 4) выявление и пресечение случаев вовлечения склонения их к суицидальным действиям, вовлечение в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий.
В пределах своей компетенции, комиссии по делам несовершеннолетних: 1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите от всех форм дискриминации, различных видов насилия, эксплуатации и грубого обращения; 2) при необходимости содержания несовершеннолетних в специально-воспитательных учреждениях закрытого типа, подготавливают материалы, предоставляемые в суд; 3) в случаях, предусмотренных ФЗ «Об образовании в РФ»6, рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних из организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 4) осуществление функций по социально реабилитации (помощь в бытовом устройстве и трудоустройстве) несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы или вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений и другие (ст. 11 ФЗ «Об основных мерах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Больше информации о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних можно узнать в вышеупомянутых нормативно-правовых актах.
Дополнительным механизмом, выработанным мировой практикой, обеспечивающим защиту прав несовершеннолетних, выступает институт Уполномоченного по правам ребенка, обладающий большим кругом вопросов защиты прав несовершеннолетних по сравнению с теми, что отнесены к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних. С целью эффективности осуществления функций по защите прав несовершеннолетних, в субъектах РФ учреждается должность Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ. Особенности правового положения определяется ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации»7. Обращая внимание на масштабы территории России, стоит оценить целесообразность учреждения Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ, имеющего возможность оперативного реагирования на нарушение прав несовершеннолетних. Должность
Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ подтверждается значительным объемом обращений граждан о защите прав несовершеннолетних.
На должность Уполномоченного по правам ребенка избирается лицо, обладающее общественным авторитетом, высокими профессиональными и личными качествами, стремящееся осуществлять правовое просвещение несовершеннолетних, налаживать с ними связь и защищать их права.
В соответствии с действующими нормами, Уполномоченный содействует: 1) восстановлению нарушенных прав; 2) развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей; 3) совершенствованию законодательства РФ (в той части, которая касается защиты прав и законных интересов детей); 4) совершенствованию форм и методов защиты прав и законных интересов детей.
Не стоит забывать, что немаловажную роль по защите прав несовершеннолетних играют правоохранительные органы. В частности, органы внутренних дел, непосредственно занимающиеся выявлением фактов: ненадлежащего воспитания и обучения (как родителями, так и работниками образовательных, воспитательных, лечебных и иных учреждений); нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, совершения в отношении них противоправных действий, а также принятием необходимых мер в соответствии с законодательством РФ. Помимо выявленных фактов нарушения прав несовершеннолетних, органы внутренних дел ведут борьбу с беспризорностью и безнадзорностью, подростковым алкоголизмом и наркоманией. Предупреждением и пресечением преступлений, совершаемых как в отношении несовершеннолетних, так и самими несовершеннолетними, занимаются, прежде всего, подразделения по делам несовершеннолетних (деятельность которых регламентируется Приказом МВД8), и участковыми уполномоченными (деятельность которого также регламентирована приказом МВД9).
6 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от
6 марта 2019 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
7 Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018. № 53 (ч. I). Ст. 8427.
8 Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 (ред. от 31 декабря 2018 г.) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2014 г. № 31238) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11.
9 Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 (ред. от 8 сентября 2016 г.) «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (зарегистрировано в Минюсте России 19 марта 2013 г. № 27763) // Российская газета. 2013. 27 марта.
Семейным кодексом РФ10 предусмотрена возможность защиты прав и законных интересов ребенка прокурором и судом (ч. 1 ст. 56). Прокурор, исполняющий надзорную функцию на предмет исполнения законодательства РФ: 1) участвует в делах о лишении родительских прав (имеет право подать заявление о лишении родительских прав, непосредственно участвует в рассмотрение дел), и в делах об усыновлении; 2) уведомляется органами опеки и попечительства в случае отобрания ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью; 3) принимает меры по пресечению принятия региональных нормативных правовых актов, несоответствующих федеральному законодательству и ущемляющих права и интересы детей; 4) осуществляет надзор за исполнением законодательства об образовании 5) своевременно реагирует на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних и др. [8].
В целом, Российская Федерация обладает необходимым потенциалом для защиты прав и свобод несовершеннолетних. Оценка состояние защищенности прав несовершеннолетних зависит от социально-экономической обстановки в стране, экономического и правового потенциала государства [9]. Деятельность органов местного самоуправления должна быть направлена на реализацию государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей-инвалидов, а также на организацию и обеспечения отдыха и оздоровления детей. Защита прав несовершеннолетних, относящихся к незащищенной категории населения — это задача, стоящая перед всем обществом и государством в целом.
Литература
1. Беспалова А.О. Документирование взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и государственных учреждений по вопросам защиты прав детей // Делопроизводство. 2012. № 1. С. 28-33.
2. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 158-161.
3. Витрук Н.В. Конституционный статус личности в СССР. М., 1980.
4. Гасанов К.К., Хазов Е.Н., Белоновский В.Н. и др. Муниципальное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция; 9-е изд., перераб. и доп. М., 2019.
5. Лучин В.О., Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н. и др. Конституционное право России: Учебник; 9-е изд., перераб. и доп. М., 2018.
6. Магденко А.Д., Танаева З.Р. Обеспечение прав несовершеннолетних в деятельности милиции: Учеб. пособие. Челябинск, 2008.
7. Мошкина Н.А. Роль органов местного самоуправления в защите прав и свобод человека // Административное и муниципальное право. 2016. № 12. C.1019-1025.
8. Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Теоретические основы и проблемы реализации: Моногр. М., 2017.
9. Эбзеев Б.С., Бялкина Т.М., Бышков П.А.и др. Актуальные проблемы муниципального права. М., 2018.
References
1. Bespalova A.O. Dokumentirovanie vzaimod-eystviya organov gosudarstvennoy vlasti, mestnogo samoupravleniya i gosudarstvennykh uchrezhdeniy po voprosam zashchity prav detey // Deloproizvodstvo. 2012. № 1. S. 28-33.
2. Bogdanov A.V., Khazov E.N. Osnovnye nap-ravleniya deyatel'nosti politsii po profilaktike beznad-zornosti i pravonarusheniy sredi nesovershennoletnikh // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 1. S. 158-161.
3. Vitruk N.V. Konstitutsionnyy status lichnosti v SSSR. M., 1980.
4. GasanovK.K., Khazov E.N., Belonovskiy V.N. i dr. Munitsipal'noe pravo Rossii: Uchebnik dlya studen-tov vuzov, obuchayushchikhsya po napravleniyu podgo-tovki Yurisprudentsiya; 9-e izd., pererab. i dop. M., 2019.
5. Luchin V.O., Ebzeev B.S., Khazov E.N. i dr. Konstitutsionnoe pravo Rossii: Uchebnik; 9-e izd., pererab. i dop. M., 2018.
6. Magdenko A.D., Tanaeva Z.R. Obespechenie prav nesovershennoletnikh v deyatel'nosti militsii: Ucheb. posobie. Chelyabinsk, 2008.
7. Moshkina N.A. Rol' organov mestnogo samoupravleniya v zashchite prav i svobod cheloveka // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2016. № 12. C. 1019-1025.
8. Khazov E.N. Konstitutsionnye garantii prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossii. Teoreticheskie osnovy i problemy realizatsii: Monogr. M., 2017.
9. Ebzeev B.S., Byalkina T.M., Byshkov P.A. i dr. Aktual'nye problemy munitsipal'nogo prava. M., 2018.
10 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 18 марта 2019 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.