DOI 10.24411/2073-0454-2020-10449 © Е.Ю. Зинченко, Е.Н. Хазов, А.Л. Миронов, 2020
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Елена Юрьевна Зинченко, профессор кафедры конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук, профессор
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Евгений Николаевич Хазов, профессор кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Артур Левонович Миронов, кандидат юридических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются ограничения прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации в различных сферах, а также пределы таких ограничений в конституционно-правовом аспекте. При этом делается акцент на необходимость соблюдения баланса конституционно значимых ценностей, рассматриваются пределы ограничений прав и свобод иностранных граждан в политической сфере (референдумные права, избирательные права, права в области членства в политических партиях), экономической сфере (права на землю), права на создание средств массовой информации и т.д.
Ключевые слова: ограничения прав и свобод иностранных граждан в России, пределы ограничений прав и свобод иностранных граждан в России, баланс конституционно значимых ценностей, избирательные права иностранных граждан, референдумные права иностранных граждан.
УДК 34 ББК 67
LIMITS OF RESTRICTIONS ON THE RIGHTS AND FREEDOMS OF FOREIGN CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT
Elena Yu. Zinchenko, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Candidate of Legal Sciences, Professor
Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Evgeny N. Khazov, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Doctor of Legal Sciences, Professor Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Artur L. Mironov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Abstract. Discussed restrictions on the rights and freedoms of foreign citizens in the Russian Federation in various fields, as well as the limits of such restrictions in the constitutional and legal aspect. In addition, an emphasis on the need to balance important constitutional values, discusses the limits of the rights and freedoms of foreign citizens in the political sphere (referendum rights, voting rights, rights of membership in political parties), economic sector (land rights), the right to establish mass media, etc.
Keywords: restrictions on the rights and freedoms of foreign citizens in Russia, limits on restrictions on the rights and freedoms of foreign citizens in Russia, balance of constitutionally significant values, electoral rights of foreign citizens, referendum rights of foreign citizens.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н., Миронов А.Л. Пределы ограничений прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):44-50.
Правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации является одним из институтов, наглядно демонстрирующий принцип необходимости баланса конституционно значимых ценностей. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что необходимо соблюдать баланс конституционно значимых ценностей. Например, отмечалось, что «поскольку права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, на труд, отдых, охрану здоровья, образование (статья 27; статья 37, части 1 и 2; статья 41, часть 1; статья 43, часть 1, Конституции Российской Федерации) [1], являются такими же конституционно признаваемыми и защищаемыми ценностями, как и избирательные права, принцип соблюдения баланса конституционно значимых ценностей требует обеспечения каждой из них без несоразмерного ущерба для прочих, а потому правовое регулирование, которое ставит гражданина в ситуацию вынужденного выбора, от реализации какого конституционного права он должен будет отказаться, для того чтобы воспользоваться другим, следует рассматривать как посягающее на это другое право, его отрицание (во всяком случае, в данных конкретных обстоятельствах)» [2].
Этот принцип предполагает, что различные защищаемые Конституцией Российской Федерации права и свободы должны быть гарантированы таким образом, чтобы реализация одних не наносила ущерба реализации других [3]. В рассматриваемом случае очевидно, что не ограниченная никакими рамками реализация прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации в силу их принадлежности гражданству другого государства может потенциально создать определенные угрозы безопасности России в различных сферах, как политических, так и экономических [4].
В связи с этим ряд прав иностранных граждан в нашей стране ограничиваются законодательно установленными пределами. Эти пределы должны быть обоснованными, отвечающими целям и задачам ограничения и не превышать разумные значения, обусловленные задачами защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, обороны страны и безопасности государства, иных конституционно значимых ценностей [5].
Согласимся с М.Г. Маковецкой, которая считает, что под пределами ограничений прав и свобод иностранных граждан можно понимать «законодательно установленные границы дозволенного поведения иностранных граждан при реализации ими своих прав, свобод и законных интересов на территории страны — пребывания, а также границы дозволен-
ного поведения государства в лице его компетентных государственных органов и их должностных лиц при реализации полномочий по установлению и применению ограничений гарантированных прав и свобод иностранных граждан» [6, с. 8].
Часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации прямо установила, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности, наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» [7].
Рассмотрим наиболее значимые сферы ограничений прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации и пределы таких ограничений. Наиболее значимые ограничения прав и свобод иностранных граждан установлены в политической сфере, что разумно, учитывая, что данная категория прав основывается на прямой связи гражданина со своим государством, юридическим оформлением которой выступают отношения гражданства, чего у иностранных граждан не имеется [8].
Так, статья 13 «участие в референдуме иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений» Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [9] установила, что «участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается». Таким образом, в референдумном праве ограничения прав и свобод иностранных граждан практически не имеют пределов и являются абсолютными, поскольку иное означало бы допущение вмешательства таких граждан в референдумный процесс в России и потенциальное влияние на результаты референдумов. В качестве исключений и некоторых пределов можно рассматривать разве что допущение иностранных (международных) наблюдателей на референдум [10].
Сходный правовой режим устанавливается также и в отношении избирательного права. Он основывается еще на общих нормах, предусмотренных статьей 12 «отношение иностранных граждан к избирательному праву» Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [11], согласно которой «1. Иностранные граждане в Российской Федерации
не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации. 2. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме» [12].
Эти нормы конкретизируются в избирательном законодательстве. Предел ограничения избирательных прав иностранных прав в России в данном случае — это возможность избирать и быть избранными на муниципальных выборах, а также участвовать в местном референдуме. Таким образом, иностранным гражданам дозволена политическая активность на муниципальном уровне в случаях, установленных законом. Это право есть не у любых иностранных граждан, а только тех, с государствами которых на взаимной основе заключены соответствующие соглашения. В частности, оно подтверждено пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [13]. Согласно этому пункту «на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации» [14].
Также следует обратить внимание, что перечень оснований ограничения прав граждан в зависимости от наличия или отсутствия гражданства иностранного государства в обозримой исторической перспективе может быть расширен в связи с инициативой Президента Российской Федерации по конституционной реформе. В частности, в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года Президент Российской Федерации предложил обсудить возможное ужесточение требований к кандидатам на должность Президента Российской Федерации. А именно, было отмечено: «Ещё более жёсткие требования должны предъявляться к лицам, претендующим на должность Президента Российской Федерации. Предлагаю здесь закрепить требование о по-
стоянном проживании на территории России не менее 25 лет, а также отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причём не только на момент участия в выборах, но и когда бы то ни было ранее» [15].
Ограничены иностранные граждане и в иных политических правах, например, в праве на членство в политической партии, поскольку на основании части 2 статьи 23 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» [16] «членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными». Данное ограничение политических прав, по сути, также не имеет какого-то предела [17].
В сфере экономических прав иностранные граждане также сталкиваются с определенными законодательно установленными ограничениями. В частности, в области права на землю. Так, Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ
[18] в части 3 статьи 15 предусматривает, что «иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами»
[19].
В данном случае пределы ограничения прав иностранных граждан очерчены соответствующими перечнями территорий. Например, такой перечень установлен Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками». Примером может служить Калининградская область, к таковым отнесены Багратионовский муниципальный район Калининградской области, Балтийский муниципальный район Калининградской области, Гурьевский муниципальный район Калининградской области, Муниципальное образование «Зеленоградский район» и т.д. [20].
Ограничение свободы распространения информации для иностранных граждан установлено в области средств массовой информации, что связано с тем, что
СМИ могут оказывать непосредственное воздействие на общественное мнение внутри страны, в том числе по вопросам политического характера. Так, статья 191 «Ограничения, связанные с учреждением средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание», которая включена в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» [21]. Согласно этой статье, «если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе выступать учредителем (участником) средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание» [22].
Однако пределы ограничений прав иностранных граждан в сфере массовой информации установлены общим конституционным принципом свободы слова. Например, в связи с наличием такого предела ограничений иностранный гражданин вполне может принимать участие в телепередачах в российских СМИ, публиковать статьи в прессе под своим именем, выступать приглашённым экспертом на радио и т.д. [23, С. 58-60].
Изложенное выше относится к пределам ограничения по предметному основанию (по сферам правового регулирования). Однако в литературе выделяются также иные основания классификации направлений ограничения прав и свобод иностранных граждан, например, по правовым режимам [24]. В частности, Ю.В. Морозов пишет, что «в силу многообразия правовых отношений, участниками которых являются иностранные граждане, группа данных правовых режимов включает в себя две подгруппы. К числу первой подгруппы следует отнести режимы, специально устанавливаемые в отношении иностранных граждан (режим пребывания, режим въезда-выезда, режим регистрации, режим транзитного перемещения и т.д.). Ко второй подгруппе относятся общие правовые режимы, участниками которых помимо граждан РФ являются иностранные граждане (режим государственной границы РФ, режим в пунктах пропуска через государственную границу РФ, паспортно-визовый режим, режим государственной тайны и т.д.)» [25, с. 73]. Соответственно, в данных случаях пределы ограничений
совпадают с пределами действия тех или иных правовых режимов и устанавливаются в законодательстве [26].
Таким образом, пределы ограничений прав и свобод иностранных граждан — это границы, обусловленные наличием общих конституционных принципов и норм, в которых закреплены основополагающие, фундаментальные права и свободы человека и гражданина, в том случае, если их реализация не зависит от факта наличия или отсутствия у человека гражданства другого государства и не несет угроз политическим, экономическим и иным правам граждан Российской Федерации, обороне страны, безопасности государства, иным конституционно значимым ценностям. Иными словами, пределы ограничений прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации — это результирующая баланса конституционно значимых ценностей.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398, http://www.pravo.gov.ru.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 апреля 2014 года № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 4, 2014.
3. Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации. Автореферат дис. ... доктора юридических наук / Моск. ун-т МВД РФ. Москва, 2011.
4. Хазов Е.Н., Горшенева И.А., Егоров С.А., Ларина Л.А., Воробьев В.Ф., Зинченко Е.Ю., Ко-махин Б.Н., Харламов С.О., Дурнев В.С., Сау-даханов М.В. Основы теории национальной безопасности. М., 2017.
5. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Правовой статус иностранных граждан, признанных носителями русского языка. М., 2019.
6. Маковецкая М.Г. Пределы ограничений прав и
свобод иностранных граждан в России: Авто-реф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2015.
7. Лучин В.О., Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н., Белонов-ский В.Н., Эриашвили Н.Д., Чихладзе Л.Т., Пряхина Т.М., Зинченко Е.Ю., Опалева А.А., Осавелюк А.М., Чепурнова Н.М., Зиборов О.В., Прудников А.С., Харламов С.О., Егоров С.А., Кикоть-Глуходедова Т.В., Миронов А. Л., Саудаханов М.В., Чертова Н.А., Булавин С.П. и др. Конституционное право России. 10-е изд., перераб. и доп. М., 2019.
8. Эбзеев Б.С., Гасанов К.К., Виноградов В.А., Хазов Е.Н., Прудников А.С., Белоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Егоров С.А., Курскова Г.Ю., Осавелюк А.М., Миронов А.Л., Кальгина А.А., Павлов Е.А., Шуленин В.В., Кирсанов А.Ю., Саудаханов М.В., Громов К.Э., Тутханян Г.А. Избирательное право. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2015.
9. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ, 05.07.2004, N 27, ст. 2710. http://www.pravo.gov.ru.
10. Эбзеев Б.С., Беленовский В.Н., Эриашвили Н.Д., Кальгина А.А., Шуленин В.В., Хазов Е.Н., Миронов А.Л., Кирсанов А.Ю., Саудаханов М.В., Егоров С.А. Актуальные проблемы избирательного права. М., 2017.
11. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3032, http:// www.pravo.gov.ru.
12. Прудников А.С., Хазов Е.Н., Грудцына Л.Ю., Белоновский В.Н. Муниципальное право России. М., 2013.
13. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253. http://www. pravo.gov.ru.
14. Гасанов К.К., Хазов Е.Н., Белоновский В.Н., Еремян В.В., Зиборов О.В., Осавелюк А.М., Чихладзе Л.Т., Эриашвили Н.Д., Миронов А.Л., Харламов С.О., Кирсанов А.Ю., Егоров С.А., Кальгина А.А., Саудаханов М.В., Пашенцев Д.А., Варсеев В.В., Бышков П.А., Галушкин А.А., Забелина Е.П. Муниципальное право. 9-е изд., перераб. и доп. М., 2019.
15. Послание Президента РФ Федеральному Со-
бранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию» http://kremlin.ru/ events/president/news/62582.
16. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О политических партиях» // СЗ РФ, 16.07.2001, N 29, ст. 2950, http://www.pravo. gov.ru.
17. Эбзеев Б.С., Лучин В.О., Белоновский В.Н., Хазов Е.Н., Зиборов О.В., Осавелюк А.М., Эриашвили Н.Д., Чихладзе Л.Т., Пряхина Т.М., Василевич Г.А., Миронов А.Л., Кальгина А.А., Харламов С.О., Егоров С.А., Саудаханов М.В., Радченко В.И., Косолапов М.Ф., Алпатов Ю.М. Актуальные проблемы конституционного права России. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2019.
18. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147, http://www.pravo. gov.ru.
19. Чубуков Г.В., Волкова Н.А., Гришин И.П., Маркина Э.В., Хазов Е.Н. Земельное право. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов юридических вузов, обучающихся по дистанционной форме образования / Под редакцией Г.В. Чубукова, Н.А. Волковой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
20. Указ Президента РФ от 09.01.2011 N 26 (ред. от 11.04.2016) «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» // СЗ РФ, 10.01.2011, N 2, ст. 268, Ыф//«™™ pravo.gov.ru
21. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 02.12.2019) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Ведомости СНД и ВС РФ, 13.02.1992, N 7, ст. 300, http://www.pravo.gov.ru
22. Левченко И.П., Прудников А.С., Калинин В.Н., Смородин Н.М., Хазов Е.Н. Российское гражданство. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
23. Гончаров С.И., Хазов Е.Н. Основные элементы юридического механизма реализации прав, свобод и обязанностей человека. В сборнике: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права сборник тезисных статей. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Московский университет. М., 2003.
24. Маилян С.С., Зиборов О.В., Эриашвили Н.Д.,
Кадников Н.Г., Хазов Е.Н., Ординарцев И.И., Давитадзе М.Д., Клименко А.И., Иванов А.А., Варсеев В.В., Никитин М.И., Джафаров Н.К. Правоведение. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2019.
25. Морозов Ю.В. Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства как элемент системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 1.
26. Андрейцо С.Ю., Хазов Е.Н. Современные тенденции реализации миграционной политики в России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 2. С. 18-23.
References
1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 N 6-FKZ, from 30.12.2008 N 7-FCL from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 N 11-FKZ) // SZ RF, 04.08.2014, N 31, art 4398, http://www.pravo.gov.ru.
2. Decision of the constitutional Court of the Russian Federation dated 15 April 2014 № 11-P "On business about check of constitutionality of paragraph 1 of article 65 of the Federal law "On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in referendum of citizens of the Russian Federation" in connection with the request of the Legislative Assembly of Vladimir region" // "Bulletin of the constitutional Court of the Russian Federation", № 4, 2014.
3. Khazov E.N. The constitutional guarantee of the rights and freedoms of man and citizen in Russia: theoretical foundations and implementation issues. The author's abstract dis. ... doctor of law / Mosk. UN-t of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. M., 2011
4. Khazov E.N., Gorsheneva I.A., Egorov S.A., Larina L.A., Vorobyov V.F., Zinchenko E.Yu., Komakhin B.N., Kharlamov S.O., Durnev V.S., Saudakhanov M.V. Fundamentals of the theory of national security. M., 2017.
5. Zinchenko E.Yu., Khazov E.N. Legal status of foreign citizens recognized as native speakers of the Russian language. M., 2019.
6. Makovetskaya M.G. Limits of restrictions on the
rights and freedoms of foreign citizens in Russia: autoref. Diss. ... Cand. the faculty of law. M., 2015.
7. Luchin V.O., Ebzeev B.S., Khazov E.N., Belonovsky V.N., Eriashvili N.D., Chikhladze L.T., Pryakhina T.M., Zinchenko E.Yu., Opaleva A.A., Osavelyuk A.M., Chepurnova N.M., Ziborov O.V., Prudnikov A.S., Kharlamov S.O., Egorov S.A., Kikot-Glukhodedova T.V., Mironov A.L., Saudakhanov M.V., Chertova N.A., Bulavin S.P, etc. Constitutional law of Russia. 10th ed., reprint. and add. M., 2019.
8. Ebzeev B.S., Hasanov K.K., Vinogradov V.A., Khazov E.N., Prudnikov A.S., Belonovsky V.N., Eriashvili N.D., Egorov S.A., Kurskova G.Yu., Osavelyuk A.M., Mironov A.L., Kalgina A.A., Pavlov E.A., Shulenin V.V., Kirsanov A.Yu., Saudakhanov M.V., Gromov K.E., Tutkhanyan G.A. Electoral law. 2nd ed., revised and suppl. M., 2015.
9. Federal constitutional law of 28.06.2004 N 5-FKZ (ed. from 18.06.2017) "On the referendum of the Russian Federation" // SZ of the Russian Federation, 05.07.2004, N 27, article 2710. http:// www.pravo.gov. ru.
10. Ebzeev B.S., Belenovsky V.N., Eriashvili N.D., Kalgina A.A., Shulenin V.V., Khazov E.N., Mironov A.L., Kirsanov A.Yu., Saudakhanov M.V., Egorov S.A. Actual problems of electoral law. M., 2017.
11. Federal law of 25.07.2002 N 115-FZ (ed. of 27.12.2019) "On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation" // Federal law of the Russian Federation, 29.07.2002, N 30, article 3032, http://www.pravo.gov.ru.
12. Prudnikov A.S., Khazov E.N., Grudtsyna L.Yu., Belonovsky V.N. Municipal law of Russia. M., 2013.
13. Federal law of 12.06.2002 N 67-FZ (ed. from 29.05.2019) "On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in the referendum of citizens of the Russian Federation" // SZ RF, 17.06.2002, N 24, article 2253. http://www.pravo. gov.ru.
14. Hasanov K.K., Khazov E.N., Belonovsky V.N., Eremyan V.V., Ziborov O.V., Osavelyuk A.M., Chikhladze L.T., Eriashvili N.D., Mironov A.L., Kharlamov S.O., Kirsanov A.Yu., Egorov S.A., Kalgina A.A., Saudakhanov M.V., pashentsev D.A., Varseev V.V., Byshkov P.A., Galushkin A.A., Zabelina E.P. Municipal law. 9th ed., reprint. and add. M., 2019.
15. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 20.02.2019 "Message of the President to the Federal Assembly" http:// kremlin.ru/events/president/news/62582.
16. The Federal law from 11.07.2001 N 95-FZ (as amended on 02.12.2019) "On political parties" // SZ the Russian Federation, 16.07.2001, N 29, art 2950, http://www.pravo.gov.ru.
17. Ebzeev B.S., Luchin V.O., V.N. Belonovsky., Khazov E.N., Ziborov O.V., Osavoluk A.M., Eriashvili N.D., Chikhladze L.T., Pryakhin T.M., Vasilevich G.A., Mironov A.L., Kalgina A.A., Kharlamov S.A., Egorov S.A., Saudakhanov M.V., Radchenko V.I., Kosolapov M.F., Alpatov Yu.M. Actual problems of the constitutional law of Russia. 2nd ed., reprint. and add. M., 2019.
18. Land Code of the Russian Federation of 25.10.2001 N 136-FZ (ed. of 27.12.2019) // SZ RF, 29.10.2001, N 44, article 4147, http://www.pravo.gov.ru.
19. Chubukov G.V., Volkova N.A., Grishin I.P., Markina E.V., Khazov E.N. Land law. Study guide for independent work of students of law schools studying in the distance form of education / Edited by G.V. Chubukov, N.A. Volkova. 3rd ed., reprint. and add. M., 2006.
20. Decree of the President of the Russian Federation from 09.01.2011 N 26 (ed. by 11.04.2016) "On approval of the list of frontier territories on which foreign citizens, persons without citizenship and foreign legal persons may not possess the right of ownership of the land" // SZ the Russian Federation, 10.01.2011, N 2, p. 268, http://www.
pravo.gov.ru
21. The law of the Russian Federation of 27.12.1991 N 2124-1 (ed. by 02.12.2019) "On mass media" (Rev. and ext., joined. effective from 01.01.2020) // Vedomosti SND and the armed forces of the Russian Federation, 13.02.1992, N 7, article 300, http://www.pravo.gov.ru
22. Levchenko I.P., Prudnikov A.S., Kalinin V.N., Smorodin N.M., Khazov E.N. Russian citizenship. 2nd ed., reprint. and add. M., 2005.
23. Goncharov S.I., Khazov E.N. Main elements of the legal mechanism for the implementation of human rights, freedoms and duties. In the collection: Actual problems of administrative and administrative-procedural law collection of abstracts. Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. Moscow University. M., 2003.
24. Mailyan S.S., Ziborov O.V., Eriashvili N.D., Kadnikov N.G., Khazov E.N., Ordertsev I.I., Davitadze M.D., Klimenko A.I., Ivanov A.A., Varseev V.V., Nikitin M.I., Jafarov N.K. Jurisprudence. 4th ed., reprint. and add. M., 2019.
25. Morozov Yu.V. Restrictions on the rights and freedoms of foreign citizens and stateless persons as an element of the national security system of the Russian Federation // Bulletin of the Siberian Institute of business and information technologies. 2017. No. 1.
26. Andreytso S.Yu., Khazov E.N. Modern trends in the implementation of migration policy in Russia // Bulletin of economic security. 2016. No. 2. Pp. 18-23.