ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ •
М.Е. Рубанова, M.E. Rubanova,
кандидат юридических наук, доцент Candidate of Law, associate Professor of
кафедры социально-правовых и the Department of Pedagogy, psychology
гуманитарно-педагогических наук and law, Saratov State Agrarian University
Саратовского государственного named after N.I. Vavilov
аграрного университета [email protected] им. H.И. Вавилова
Конституционно-правовые ограничения политических прав иностранных граждан в Российской Федерации
Аннотация: в статье рассматриваются изъятия из национального режима Российской Федерации для иностранных граждан в сфере политических прав и свобод. Автор уделяет внимание реализации иностранными гражданами таких конституционных прав, как право избирать и быть избранным, право на участие в референдуме. Особый акцент сделан на реализацию права равного доступа к государственной и муниципальной службе. Анализируя действующее законодательство, автор приходит к выводу, что иностранцы частично допускаются к участию в политической жизни страны и обладают некоторыми конституционными политическими правами и свободами при соблюдении ряда законодательно определенных условий. Подчеркивается статус иностранных граждан, проживающих на территории муниципальных образований и реализующих политические права на местном уровне.
Ключевые слова: Конституция РФ, конституционные политические права, ограничение политических прав и свобод, иностранные граждане.
Constitutional and legal restrictions of political rights foreign citizens in the Russian Federation
Abstract: the article deals with exemptions from the national regime of the Russian Federation for foreign citizens in the sphere of political rights. The author pays attention to the implementation of foreign nationals such constitutional rights as the right to elect and to be elected, the right to participate in the referendum. Particular emphasis is placed on the exercise of the right of equal access to state and municipal service. Particular emphasis is placed on the exercise of the right of equal access to state and municipal service. Analyzing the current legislation, the author concludes that foreigners partially allowed to participate in the political life of the country and have some constitutional political rights and freedoms under certain legally defined conditions. It underlines the status of foreign nationals residing in the territory of municipalities and implementing political rights at the local level.
Keywords: RF Constitution, the constitutional political rights, restrictions on political rights and freedoms of foreign nationals.
Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию демократическим правовым государством и закрепила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Система прав и свобод человека представляет собой сложный комплекс личных, политических, экономических, культурных, духовных и иных прав и свобод личности.
41
Политические права связаны с правом граждан на участие в управлении делами государства. В связи с этим для иностранных граждан предусмотрены определенные ограничения политических прав в целях обеспечения национальной безопасности Российского государства.
Как известно, российское законодательство устанавливает для иностранных граждан национальный режим, т. е. уравнивает статус иностранцев с российскими гражданами в той или иной сфере общественных отношений. Согласно п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане пользуются в нашем государстве правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Преимущественно, ограничения связаны с реализацией политических прав и свобод иностранными гражданами, находящимися на территории Российской Федерации.
Среди политических прав и свобод, установленных Конституцией РФ, фундаментальное значение имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право на участие в референдуме, а также право на объединение, в том числе в политические партии, гарантированные только российским гражданам. Данное ограничение ^ объясняется тем, что «участвуя в управлении делами государства посредством ^ реализации избирательных прав, граждане Российской Федерации вступают в к конституционно-правовые отношения с государством, осуществляют не только
собственные, но и публично-правовые интересы» [1, с. 112]. ш Следуя этой логике, не допускается участие иностранных граждан в осу-оъ ществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке ^ и проведению референдума. При этом закон не запрещает иностранным граж-<5 данам быть наблюдателями на референдуме, но с учетом соблюдения условий, ¡Е указанных в ст. 37 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 ^ г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [2]. Однако в п. 2 ст. ^ 12 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в к Российской Федерации» указано, что в случаях, предусмотренных федерально ными законами, постоянно проживающие иностранные граждане могут вос-ш пользоваться активным и пассивным избирательным правом, а также правом с на участие в референдуме на уровне местного самоуправления [3]. В свою очередь, положения пп. 3.1 и 10 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. 42 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие — в референдуме граждан Российской Федерации» уточняют, что последнее возможно при наличии международных договоров Российской Федерации £ [4]. Об этом также говорится в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 октября ° 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». В настоящее время такие договоры заключены с Туркменистаном и Киргизской Республикой. Таким образом, законодательно закрепленными избирательными правами на местном уровне из числа постоянно проживающих иностранных граждан в реальности могут пользоваться только
иностранные граждане могут быть допущены к государственной и муниципальной службе.
"О
ю
граждане этих двух стран при условии, что данная возможность закреплена федеральным законом или законом субъекта Федерации.
Необходимо отметить, что попытки изменения избирательного законодательства в части установления ценза гражданственности, в том числе на местных выборах, предпринимались неоднократно. Например, 20 августа 2014 г. на сайте «Российская общественная инициатива» завершилось голосование по инициативе о запрете иностранным гражданам на участие в выборах в органы местного самоуправления. Однако, не набрав необходимого количества голосов 0 «за» (всего 0,85 % от нужного количества), инициатива не была направлена для § рассмотрения экспертной рабочей группе [5]. ц
Перейдем к конституционному праву на доступ к государственной и му- о ниципальной службе. В соответствии с п. 4 ст. 32 Конституции РФ, граждане -Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Следует обратить внимание, что в п. 4 ст. 32 Конституции РФ упоминается только гарантирование равного доступа российским гражданам к государствен- е ной службе, и ничего не сказано о муниципальной службе. Вместе с тем, как о верно указывает М.А. Липчанская, муниципальная служба,
дарственная, является способом участия граждан в осуществлении публичного ч управления [6, с. 64]. Кстати, показательно, что Конституционный Суд РФ в | одном из своих постановлений, обосновывая значение права на равный до- П ступ граждан Российской Федерации к муниципальной службе, сделал это в § том числе путем отсылки к ст. 32 Конституции РФ [7]. Таким образом, право § на равный доступ к муниципальной службе, напрямую не предусмотренное с Конституцией РФ, выступает формой участия граждан в управлении делами | государства и, соответственно одним из политических прав. р
Обратимся к федеральным законам и выясним, при каких условиях р и
С § о
С'1
В подпункте 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О правовом положении о 0 иностранных граждан в Российской Федерации» законодатель указывает на то, что иностранный гражданин не может быть муниципальным служащим.
СО ^
Однако из смысла подп. 6 и 7 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 2 марта а |
с _
3 В)
2007 г. № 25-Ф3 «О муниципальной службе в Российской Федерации» вытекает, что иностранные граждане могут быть допущены к муниципальной службе в случае, если они являются гражданами государств — участников 43 международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым — иностранный граждан имеет право находиться на муниципальной службе [8].
Такие договоры распространяются на постоянно проживающих в России ^ иностранных граждан. Договор между Российской Федерацией и Киргизской ^ Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, посто- 2 янно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан § Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской 2 Федерации, согласно ст. 4 которого постоянное проживающие на территории Российской Федерации граждане Киргизии «могут занимать должности руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций, а
также отделов, управлении, комитетов и других организации, входящих в систему местных органов исполнительной власти...» [9]. Есть также Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, согласно которому гражданин одной страны, постоянно проживающий на территории другой, пользуется теми же правами и свободами, несет те же обязанности, что и граждане страны проживания, за исключениями, указанными договором. В числе этих изъятий не названа муниципальная служба, следовательно, граждане Туркменистана, постоянно проживающие в Российской Федерации, также могут быть допущены к муниципальной службе.
Следует учитывать, что указанные граждане будут отстранены от муниципальной службы в случае прекращения гражданства иностранного государства, с которым Российская Федерация заключила соответствующий договор.
Отношение иностранных граждан к государственной службе не определяется непосредственно Федеральным законом о правовом положении иностранцев, там лишь содержится отсылка к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», ^ который в п. 1 ст. 1 определяет государственную службу как профессиональ-д. ную служебную деятельность граждан Российской Федерации [10]. Казалось бы, есть прямое указание на то, что это деятельность именно российских § граждан, следовательно, иностранным гражданам доступ к государственной 2: службе запрещен. Однако и здесь есть некоторые исключения.
Как известно, законодатель выделяет три вида государственной службы: <5 государственная гражданская, правоохранительная и военная. ^ Государственная гражданская служба регулируется Федеральным законом от ^ 27 июля 2004 г. №° 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской о Федерации». Статья 13 данного Закона закрепляет, что «гражданский служак щий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по т прохождению гражданской службы». В этом же Законе говорится о том, что ш гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может продолжать службу в случае выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства [11]. 44 В отношении правоохранительной службы до сих пор не принят специ-— альный закон, и по словам Е.Ю. Киреевой, «его проекты обсуждаются с 2004 г., но вряд ли законодатель предоставит право поступления на правоохра-£ нительную службу иностранным гражданам» [12].
И последний вид государственной службы, он же единственный, к которому у иностранных граждан есть доступ, — военная служба. Данный вид службы для иностранных граждан в Российской Федерации не является обязанностью. Они вправе поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала [13]. Правовое регулирование поступления на военную службу и несения военной службы в Российской Федерации для иностранных граж-
о
сч
"О
ю
дан осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» [14].
Следует обратить внимание на то, что в 2013 г. были внесены изменения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», согласно которым из списка органов, в которых иностранные граждане могут исполнять военную службу по контракту, были исключены слова «другие войска» [13]. Однако в ст. 15 Федерального закона о правовом положении иностранцев
соответствующие изменения до сих пор не внесены, из-за этого возникает О
коллизия правовых норм: отсутствует определенность, в каких войсках все- и
таки иностранные граждане могут служить по контракту. В связи с этим ц
предлагается внести изменения в ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О право- о
вом положении иностранных граждан в Российской Федерации», исключив -из нее слова «другие войска и воинские формирования».
В целом, проведенный анализ действующего российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что иностранные граждане не полностью | отстранены от политической жизни в России. Они вправе при определенных о условиях участвовать в местных выборах, имеют доступ к муниципальной и О военной службе при соблюдении требований и условий, которые установлены ч действующим законодательством. |
Список литературы: О
1. Липчанская, М.А. Выборы как институт участия граждан в управлении делами т государства // Вестник Поволжской академии государственной службы. — 2011. — Ч № 1. — С. 110-115. К
2. О референдуме Российской Федерации : федеральный конституционный закон X РФ от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (в ред. от 4 июня 2015 г.) // Собр. законодательства р Рос. Федерации. — 2004. — № 27, ст. 2710; 2015. — № 14, ст. 2006. р *
3. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : фе- ° о
и О
деральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 30, ст. 3032.
4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федеральный закон РФ от 12 июня 2002 г. 9* № 67-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 24, ст. 2253; 2016. — № 15, ст. 2054.
5. Российская общественная инициатива : официальный сайт. — URL: https:// www.roi.ru/15227/ (дата обращения: 15.07.2016).
6. Липчанская, М.А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: проблемы конституционно-правового регулирования и реализации / М.А. Липчанская; под ред. Г.Н. Комковой. — М.: ДМК-Пресс, 2011. — 329 с.
7. По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области» в связи П с запросом Законодательного Собрания Ивановской области : постановление ^ Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2003 г. № 19-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2003. — № 52, ч. 2, ст. 5101. о
го
п -Д
е 12
-а ю
ю *
с Ъ
3 В)
45
ш I
СП
8. О муниципальной службе в Российской Федерации : федеральный закон РФ » от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (в ред. от 30 июня 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2007. — № 10, ст. 1152.
9. Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории
Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (подписан в г. Бишкеке 13 октября 1995 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2001. — № 9, ст. 786.
10. О системе государственной службы Российской Федерации : федеральный закон РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 23 мая 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2003. — № 22, ст. 2063; 2016. — № 22, ст. 3091.
11. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 30 июня 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2004. — № 31, ст. 3215.
12. Киреева, Е.Ю. Субъекты права на равный доступ к государственной и муниципальной службе // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — № 2. — С. 10—13.
13. О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» : федеральный закон РФ от 4 марта 2013 г. № 13-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 9, ст. 870.
14. О воинской обязанности и военной службе : федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. — № 13, ст. 1475; 2016. — № 27, ч. 2, ст. 4238.
J3 А.М. Наумов, A.M. Naumov,
го кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Law,
^ заведующий кафедрой уголовно- Vladimir branch of RANEPA
правовых дисциплин Владимирского [email protected] филиала РАНХиГС при Президенте РФ
Взгляды М.С. Строговича на уголовное
преследование
<
^ Аннотация: М.С.Строгович внес значительный вклад в разработку проблем уголовного пресле-
^ дования. Им было издано единственное монографическое исследование по уголовному преследованию в
Б советский период. В статье исследуются особенности уголовного преследования на досудебных стадиях
с уголовного судопроизводства, обращается внимание на возбуждение уголовного преследования, приме-
о^ нение меры пресечения до предъявления обвинения, приобретение лицом статуса подозреваемого, предъ-
<
m О m
£ с
явление обвинения, а также на завершение уголовного преследования на предварительном следствии.
т
О Рассматриваются вопросы уголовного преследования в суде первой инстанции и кассационной инстанции. <С Ключевые слова: уголовное преследование, УПК РСФСР 1922 г., 1923 г, 1960 г, обвинение.
46
Views of M. Strogovich for the criminal investigation
Abstract: a prominent researcher who has made a significant contribution to the development problems of criminal prosecution, is M. S. Strogovich. He published the only monograph study on criminal prosecution in the Soviet period. The author investigates the peculiarities of criminal prosecution at the pretrial stages ^ of criminal proceedings, paying attention to the institution of criminal proceedings, the use of preventive eg measures before bringing charges, the acquisition by a person of the status of the suspect, the indictment and after the prosecution at the preliminary investigation. The author investigates also the questions of criminal prosecution in the court of first instance and in the court of cassation.
Keywords: criminal prosecution, the Criminal Procedure Code of the RSFSR of 1922, 1923, I960, the prosecution.
Ранее мы анализировали взгляды М.А. Чельцова [1, 2] на понятие уголовного преследования [3, с. 92—96]. Другим видным исследователем-