УДК 34 DOI 10.24411/2687-0185-2020-10065
ББК 67
@ В.Е. Хазова, Н.А. Воронина, 2020 Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ПРАВО НА КУЛЬТУРУ И ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Виктория Евгеньевна Хазова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса, Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Нина Анатольевна Воронина, курсант 564 учебного взвода Института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются право на образование и культурные права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Авторы проводят конституционно-правовой анализ указанных прав и свобод на основе изучения действующего российского законодательства.
Ключевые слова: культурные права и свободы, право на образование, правовой статус, проблемы реализации культурных прав и свобод, конституционно-правовой анализ, базовая категория, право интеллектуальной собственности, Конституция Российской Федерации.
RIGHT TO CULTURE AND EDUCATION IN RUSSIA
Victoria Evgenievna Khazova
PhD in law, associate Professor of the Department of civil and labor law, civil procedure, Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot Email: [email protected] Nina Anatolyevna Voronina cadet of 564 training platoon Employee training Institute for preliminary investigation bodies Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. ya. Kikot (12 Akademika Volgina str., Moscow, 117437) E-mail: [email protected]
Abstract. This article examines the right to education and the cultural rights and freedoms of individuals and citizens guaranteed by the Constitution of the Russian Federation. The authors conduct a constitutional and legal analysis of these rights and freedoms based on the study of current Russian legislation.
Keywords: cultural rights and freedoms, right to education, legal status, problems of realization of cultural rights and freedoms, constitutional and legal analysis, basic category, intellectual property law, Constitution of the Russian Federation.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Хазова В.Е., Воронина Н.А. Право на культуру и образование в Российской Федерации. Криминологический журнал. 2020(4):26-30
Актуальность, а также практическая значимость данной темы обусловлена тем, что реализация культурных прав и свобод на достойном (высоком) уровне играет важную роль в развитии современного об-
щества и государства [1]. Отметим, также тот факт, что культурные права и свободы обеспечивают духовное развитие человека, помогают каждой личности стать неотъемлемой частью, а также полезным
участником социального прогресса. Безусловно, высокий уровень гарантированности культурных прав в том или ином государстве свидетельствует о развитости данного государства в различных областях [2]. Особую значимость культурным правам и свободам придает Президент Российской Федерации. Так, глава государства в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации обратил особое внимание на то, что «глобальная конкуренция все больше смещается в область науки, технологий и образования» [3]. Тем самым Президент Российской Федерации обратил внимание на повышение уровня реализации культурных прав и свобод человека и гражданина посредством создания модернизированной научной инфраструктуры, создания современных научно-образовательных центров, которые будут интегрировать все уровни образования, внедрения программы строительства музейных и культурно-образовательных комплектов в субъектах Российской Федерации. Бесспорно, для сохранения, а также обеспечения культурной самобытности нужна государственная поддержка. Думается, что реализация подобных предложений сможет стать достойной «платформой», обеспечивающей реализацию гарантированных Конституцией Российской Федерации культурных прав и свобод человека и гражданина [4].
Культурные права и свободы человека и гражданина — это одна из базовых категория правового статуса личности, представляющая собой совокупность гарантированных Конституцией Российской Федерации возможностей в области науки, искусства, образования, реализация которых позволяет достичь государственной самобытности, а также высокого духовного развития каждого индивида[5].
Конституция Российской Федерации признается, закрепляется, охраняется и защищается культурные прав и свобод человека и гражданина:
• право на образование (статья 43);
• свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (статья 44);
• право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям (статья 44);
• право на охрану интеллектуальной собственности (статья 44).
В части 1 статьи 43 Конституции РФ закреплено положение, устанавливающее, что «каждый имеет
право на образование» [6]. Исходя из правового анализа действующего российского законодательства, следует, что легального определения «право на образование» не содержится ни в одном нормативном документе. Так, даже в положениях Федерального закона от 29. 12.2012 № 273 ФЗ: «Об образовании», казалось бы, основного закона, регламентирующего вопросы образования, образовательного процесса в Российской Федерации, полностью не раскрывается понятие «право на образование» [7].
Данный пробел решается в научных кругах. Так, по мнению А. Ф. Ноздрачев под правом на образование понимает «право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества» [8]. Позволим себе не полностью согласиться с мнением данного ученого. По нашему мнению, представленная им дефиниция является размытой и недостаточно полной, так как она не раскрывает содержание, а также сущность определения «право на образование».
На наш взгляд, под правом на образование следует понимать — это гарантированная Конституцией РФ возможность лица получать в процессе образования знания, умения и навыки, ценностные установки и опыт деятельности, в целях достижения высокого личностного и профессионального роста, а также повышения уровня развития государства в условиях глобализации.
Основной закон России гарантирует каждому общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего образования в государственных или муниципальных учреждениях и на предприятиях. На основе данных положений Конституции построены фундаментальные задачи российской образовательной политики, а именно достижение высокого качества образования за счет его доступности и бесплатности. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получать высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Однако второе и последующее высшее образование в нашей стране можно получить лишь на платной основе[9].
Реалии сегодняшнего дня таковы, что уровень образования в Российской Федерации далеко не на лидирующих позициях. Одной из причин таких показателей выступает качество образования и ряд учеников перешли на семейное образование и дистанционную форму обучения, что является одним
из видов нашего образования и желательно использовать этот вид обучения для тех кто не может посещать школу по разным причинам [10].
Конституция РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, академическую свободу преподавания. Данное право и свобода основывается на нормах международного права закрепленных в декларациях пактах и международных договорах, ратифицированных в Российской Федерации. Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, закрепила «право каждого на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является» [11].
В Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, имеются положения, позволяющие раскрыть содержание свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Так, исходя из анализа норм данного международного договора, следует, что каждый человек вправе принимать участие в культурной жизни; пользоваться результатами образования, научного прогресса и применять их на практике; пользоваться защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с научными, литературными или художественными трудами, автором которых они являются[12].
Исходя из вышесказанного, следует сделать промежуточный вывод, о том, что и Конституция РФ, и международные договоры, ратифицированные на территории РФ, предоставляют каждому человеку возможность в определении литературного, художественного, научного, технического развития, а также предоставляют возможность заниматься преподавательской и иной законной деятельностью в этой сфере.
В части 1 статьи 44 Конституции РФ закреплено право на охрану интеллектуальной собственности. Наличие конституционного закрепления данного право является ценным в наше время, так как достижения в области науки и техники, а также произведения литературы, искусства представляют собой некий интеллектуальный запас нашей страны, который можно сравнить с национальным богатством государства [13]. Помимо положений основного закона данный вопрос урегулирован нормами
Гражданского Кодекса РФ, а именно Федеральным законом от 12.03.2014 № 35-Ф3, который вводит в действие часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации[14]. Исходя из такого правового урегулирования данного вопроса, ряд ученых цивилистов изучающие гражданское право придерживаются позиции, указывающей на то, что интеллектуальную собственность нельзя относить не только к предмету гражданского права и гражданского процесса, но и конституционного права. Можно согласиться с данной позицией, хотя бы потому что, нормы конституционного права априори выше по юридической силе норм гражданского права. Так, по мнению Б.С. Эбзеева любое конституционное положение обладает нормативностью и является прямо действующей нормой. Это еще раз указывает на тот факт, что интеллектуальная собственность, бесспорно, является предметом конституционного права[15].
Именно данное положение Конституции РФ гарантирует каждому человеку и гражданину возможность развиваться, проявлять свой потенциал в различных сферах жизнедеятельности, не боясь при этом, присвоения результатов своей деятельности другими лицами. Ведь одной из приоритетных целей нашего государства в данной области является достижение идеала свободной человеческой личности, о которой упоминается в преамбуле Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах. Так, «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами» [16].
К перечню культурных прав Конституция РФ относит право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также право на доступ к культурным ценностям. Данное положение основного закона регламентирует, что на государстве лежит обязанность обеспечивать доступность театров, художественных выставок, музеев для всех граждан[17]. Тем самым государственная гарантия на образование и пользование учреждениями культуры и культурными ценностями является неотъемлемой частью нашего общества, общества с высокой культурой и достойным образования. Конституционные гарантии на образование и пользование учреждениями культуры и культурными
ценностями и должны взаимодополнять друг друга и реализовываться в той мере, которая обеспечит гражданам их права и свободы, уверенность в незыблемости конституционных ценностей [18].
На наш взгляд, именно реализация культурных прав и свобод и право на образование, являющихся одним из базовых элементов конституционно-правового статуса личности, позволяет создать условия для духовного развития не только отдельного индивида, но и общества в целом, что в свою очередь является основой для становления демократического правового государства с развитой правовой культурой.
Литература
1. Эбзеев Б.С., Лучин В.О., Белоновский В.Н., Хазов Е.Н., Зиборов О.В., Осавелюк А.М., Эриашвили Н.Д., Чихладзе Л.Т. и др. Актуальные проблемы конституционного права России. Москва, 2019. (2-е издание, переработанное и дополненное)
2. Осавелюк А.М., Чепурнова Н.М., Хазов Е.Н., Чихладзе Л.Т., Зиборов О.В., Эриашвили Н.Д. и др. Конституционное право России. Москва, 2020.
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_318543/ .
4. Лучин В.О., Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н. и др. Конституционное право России. Москва, 2019. (10-е издание, переработанное и дополненное)
5. Хазов Е.Н. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в России. Москва, 2004.
6. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993г // Российская Газета № 237 от 25.12.1993
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598,
8. Курицына Е.В. «Конституционное право на образование в Российской Федерации: понятие и содержание»//Государство и право. 2015 с. 10
9. Хазов E.H. Понятие и сущность конститу-
ционных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Образование. Наука. Научные кадры. 2011. № 3. С. 17-21.
10. Касаткин М.Н., Хазов Е.Н. Конституционное право человека на общее образование в российской федерации и особенности механизма его реализации. Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 85-88.
11. Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. :http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_120805/
12. Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Международно-правовая охрана и защита культурных ценностей народов России. Москва, 2019. (2-е издание, переработанное и дополненное)
13. Кузбагаров А.Н., Эриашвили Н.Д., Ахвле-диани Ю.Т. и др. Страховое право. учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Финансы и кредит / под ред. В.Н. Григорьева, А.Н. Куз-багарова, В.В. Шахова. Москва, 2017. (5-е издание, дополненное и переработанное)
14. Эриашвили Н.Д., Алексий П.В., Аникеева Т.М. и др. Гражданское право. учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению Юриспруденция / Москва, 2019. (6-е издание, переработанное и дополненное)
15. Лучин В.О., Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н. и др. Конституционное право России. под научной редакцией В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева; под общей редакцией Е.Н. Хазова, Н.П. Че-пурновой, А.С. Прудникова. Москва, 2020.
16. Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5429/
17. Богданов А.В., Хазов Е.Н., Озеров И.Н., Озеров К.И. Профилактика правонарушений как один из элементов правового воспитания несовершеннолетних. Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 3. С. 43-48.
18. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Теоретические и правовые основы понятия «носитель языка — представитель языковой общности. Актуальные проблемы административного права и процесса. 2020. № 3. С. 56-60.
References
1. Ebzeev B.S., Luchin V.O., Belonovsky V.N., Khazov E.N., Ziborov O.V., Osavelyuk A.M., Eriashvili N.D., Chikhladze L.T. and other Actual problems of constitutional law of Russia. Moscow, 2019. (2nd edition, revised and enlarged)
2. Osavelyuk A.M., Chepurnova N.M., Khazov E.N., Chikhladze L.T., Ziborov O.V., Eriashvili N.D. and other Constitutional law of Russia. Moscow, 2020.
3. Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of February 20, 2019 Access mode: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_318543/.
4. Luchin V.O., Ebzeev B.S., Khazov E.N. and other Constitutional law of Russia. Moscow, 2019. (10th edition, revised and enlarged)
5. Khazov E.N. Guarantees of constitutional rights and freedoms of man and citizen in Russia. Moscow, 2004.
6. The Constitution of the Russian Federation was adopted by popular vote on 12.12.1993 // Rossiyskaya Gazeta No. 237 dated 25.12.1993
7. Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on March 1, 2020) "On Education in the Russian Federation" "Collected Legislation of the Russian Federation", December 31, 2012, N 53 (Part 1), Art. 7598,
8. Kuritsyna E.V. "The constitutional right to education in the Russian Federation: concept and content" // State and law. 2015 p. ten
9. Khazov E.H. The concept and essence of constitutional guarantees of human and civil rights and freedoms. Education. The science. Scientific personnel. 2011. No. 3. S. 17-21.
10. Kasatkin M.N., Khazov E.N. The constitutional human right to general education in the Russian Federation and the peculiarities of the
mechanism for its implementation. Economic security bulletin. 2016. No. 1. S. 85-88.
11. Universal Declaration of Human Rights, adopted by the UN General Assembly on December 10, 1948. : http: //www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_120805/
12. Khazov E.N., Khazova V.E. International legal protection and protection of cultural values of the peoples of Russia. Moscow, 2019. (2nd edition, revised and enlarged)
13. Kuzbagarov A.N., Eriashvili N.D., Akhvlediani Yu.T. and other insurance law. textbook for university students enrolled in the specialties Jurisprudence, Finance and Credit / ed. V.N. Grigorieva, A.N. Kuzbagarova, V. V. Shakhova. Moscow, 2017. (5th edition, supplemented and revised)
14. Eriashvili N.D., Alexy P.V., Anikeeva T.M. and others. Civil law. textbook for university students studying in the direction of Jurisprudence / Moscow, 2019. (6th edition, revised and enlarged)
15. Luchin V.O., Ebzeev B.S., Khazov E.N. and other Constitutional law of Russia. under the scientific editorship of V.O. Luchina, B.S. Ebzeeva; edited by E.N. Khazova, N.P. Chepurnova, A.S. Prudnikov. Moscow, 2020.
16. International Covenant on Social, Economic and Cultural Rights, adopted by the UN General Assembly on December 16, 1966 Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5429/
17. Bogdanov A.V., Khazov E.N., Ozerov I.N., Ozerov K.I. Prevention of offenses as one of the elements of legal education of minors. Law enforcement problems. 2020. No. 3. S. 43-48.
18. Zinchenko E.Yu., Khazov E.N. Theoretical and legal foundations of the concept "native speaker — a representative of a linguistic community. Actual problems of administrative law and process. 2020. No. 3. S. 56-60.