Научная статья на тему 'МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА'

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
417
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обеспечение / социальные права и свободы человека / культурные права и свободы человека / органы местного самоуправления / органы государственной власти / взаимодействие / полномочия / ответственность. / security / social rights and freedoms / cultural rights and freedoms / local governments / public authorities / interaction / powers / responsibility.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольга Григорьевна Яткевич

Рассматриваются и анализируются вопросы обеспечения социальных и культурных прав и свобод человека на территории муниципального образования. Определяются основные направления взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению социальных и культурных прав и свобод человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL SELF-GOVERNMENT AND ITS ROLE IN THE SYSTEM OF ENSURING SOCIAL AND CULTURAL HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS

Discussed and analyzed the issues of ensuring social and cultural rights and freedoms in the territory of the municipality. The basic directions of interaction of public authorities of the Russian Federation and local governments on ensuring social and cultural rights and freedoms of the person are defined

Текст научной работы на тему «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10307

ББК 67 © О.Г. Яткевич, 2019

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Ольга Григорьевна Яткевич, начальник кафедры гражданского права факультета (командного), кандидат юридических наук

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1) E-mail: podpolkovnik69@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются и анализируются вопросы обеспечения социальных и культурных прав и свобод человека на территории муниципального образования. Определяются основные направления взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению социальных и культурных прав и свобод человека.

Ключевые слова: обеспечение, социальные права и свободы человека, культурные права и свободы человека, органы местного самоуправления, органы государственной власти, взаимодействие, полномочия, ответственность.

LOCAL SELF-GOVERNMENT AND ITS ROLE IN THE SYSTEM OF ENSURING SOCIAL AND CULTURAL HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS

Olga G. Yatkevich, head of department of civil faculty (team), candidate of legal sciences Saint-Petersburg military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation (198206, St. Petersburg, ul. L. Pilyutova, d. 1) E-mail: podpolkovnik69@mail.ru

Annotation. Discussed and analyzed the issues of ensuring social and cultural rights and freedoms in the territory of the municipality. The basic directions of interaction of public authorities of the Russian Federation and local governments on ensuring social and cultural rights and freedoms of the person are defined.

Keywords: security, social rights and freedoms, cultural rights and freedoms, local governments, public authorities, interaction, powers, responsibility.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Яткевич О.Г. Местное самоуправление и его роль в системе обеспечения социальных и культурных прав и свобод человека. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(6):38—42.

В современном обществе права человека понимаются как существование неотъемлемой возможности человека к развитию, которое определяет степень его свободы в обществе. Существует огромное множество пониманий данного правового института; на наш взгляд, наиболее интересно рассмотреть права человека с точки зрения содержания конституционно-правовых норм, которые дают представление о возможно допустимом поведении человека. Существование самого института прав и свобод человека и гражданина в РФ говорит о том, что государство берет на себя обязательства по гарантированию и предоставлению человеку возможности использовать достигнутые обществом права и свободы [1]. Социальные, культурные и экономические права и свободы человека и гражданина: свобода предпринимательства, право на труд, отдых, охрану семьи, право частной собственности, забастовку, жилище, участие в культурной жизни, сво-

бода творчества. Они признаются и закрепляются в Конституции РФ, соблюдаются, охраняются и защищаются государством и все мировым сообществом [2].

Обеспечение социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина как конституционно-правовая гарантия распространяется и на органы местного самоуправления — это не второстепенная побочная гарантия преобразований, осуществляемых в обществе, а их основная задача [3].

Одним из главных вопросов органов местного самоуправления является соблюдение охраны и защиты социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина. Основным методологическим способом юриспруденции является инструментальная концепция, под которой стоит понимать право как средство достижения поставленной цели. Под правом в данном случае понимается и юридическая наука, и правоприменительная практика [4].

Для теории правовой науки наиболее сложно постижимыми проблемами являются определение направления ценностных ориентиров права, функционирование, формы выражения, методы реализации, способы применения, механизмы развития и правоприменения, реализация правовых норм на практике. Юридическая наука богата множеством научных трудов, посвященных вопросу анализа применяемых средств и методов в различных отраслях права [5].

Современная правовая наука под механизмом понимает: механизм правового регулирования, механизм правоприменения, механизм законотворчества, механизм обеспечения правами и свободами человека [6]. И.П. Ильинский предлагает понимать под механизмом «систему звеньев, преобразующую движение одних звеньев в требуемое движение других» [7]. Таким образом, механизм правового регулирования — это совокупность определенных процессов и условий, из взаимодействия которых складывается определенное системное явление. Структурно механизм состоит из последовательных элементов, которые находятся в постоянном взаимодействии и взаимосвязи, тем самым создавая постоянно развивающуюся систему.

Исходя из вышесказанного можно предположить, что конституционно-правовой механизм защиты социальных и культурных прав человека в России—это система взаимодействующих и взаимосвязанных властных органов (органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, судебные органы, органы юстиции и правоохраны и т.д.), существующих в определенных условиях (государстве, России) и обладающих средствами (законодательно закрепленные полномочия), направленными на эффективную реализацию и защиту социальных и культурных прав человека [8].

Современное законодательство Российской Федерации наделяет органы местного самоуправления полномочиями по практически всем направлениям обеспечения безопасности. Согласно Европейской хартии местного самоуправления органы местного самоуправления являются органами власти, наиболее приближенными к населению, проживающему на территории муниципального образования [9].

Развивая муниципальные учреждения и институты местного самоуправления государство выполняет ведущую роль в том смысле, что оно призвано гарантировать права, свободы и законные интересы граждан от произвола и беззакония [10].

В юридической науке существует точка зрения о том, что необходимо разделять гарантированность, реализацию и защиту прав и свобод человека в связи с тем, что это близкие по применению и пониманию термины, однако они не являются идентичными и обладают рядом характерных особенностей. На наш взгляд, данное предположение верно в связи с тем, что ранее упомянутые термины и на практике, и в теории права имеют ряд особенностей, а также несмотря на то, что относятся к категории обеспечения и защиты прав человека, каждый термин отвечает за определенное нормативное правовое закрепление и обеспечение реализации и защиты прав человека. Местное самоуправление в РФ выступает одновременно формой реализации суверенитета народа и формой непосредственной и представительной демократии, приближенной к населению [11].

Под гарантированием прав и свобод человека следует понимать создание необходимых условий и средств, обеспеченных государством, для осознанного правоприменения конституционно-правовой или иной нормы права. Деятельность правопримениятеля может быть ограничена международно-правовыми нормами и российским законодательством, которое закрепляет дозволенные границы применения права, например, нормы Административного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и т.д. [12].

Под защитой социальных и культурных прав принято понимать восстановление уже нарушенного права человека; однако такое утверждение не полностью раскрывает механизм защиты прав человека. Более полным определением защиты прав и свобод человека выступает защита прав и свобод одного человека от злоупотребления правоприменением другого человека или властного органа; защита прав и свобод человека в случае возникновения «препятствий» в процессе реализации законного права человеком; защита прав и свобод человека при спорных ситуациях о наличие конкретного социального или культурного права человека; защита прав и свобод человека средствами судебной защиты, т.е. восстановление уже нарушенного права [13].

Именно на муниципальном уровне наиболее остро ощущается и воспринимается населением текущее состояние защищенности человека, социальных, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных межнациональных и религиозных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера [14].

Таким образом, предложенные понимания правовых явлений: «гарантированность», «реализация» и «защита» социальных и культурных прав и свобод человека позволяет сделать заключение о том, что их содержание и назначение не совпадают, хотя и направлены на достижение единой цели — обеспечение конституционно-правового механизма защиты социальных и культурных прав и свобод человека в России. Необходимо также рассмотреть элементы правоприменения конституционно-правовой нормы, а именно: объект, субъект, норма права и ее процессуальное закрепление.

Объектами защиты являются социальные и культурные права человека. Необходимо отметить, что под социальными и культурными правами человека понимаются не только закрепленные в Основном законе Российской Федерации нормы, но и нормы федерального, регионального и муниципального законодательства. Правовое закрепление указанных норм подчеркивает их значимость и важность как для правоприменителя, так и для государства.

Субъектами защиты социальных и культурных права человека выступают как государственные, региональные, муниципальные властные органы РФ, так и международные (Европейский Суд по правам человека; Комитет по правам человека; Комитет по экономическим, социальным и культурным права человека; Международный Суд ООН; ООН; ЭКОСОС; ЮНЕСКО и т.д.), межгосударственные (Союзное государство; СНГ; Совет Европы; ШОС; Международная организация по стандартизации и т.д.) организации, а также сам человек [15].

Конституцией РФ предусмотрены следующие субъекты защиты социальных и культурных права человека: органы государственной власти РФ (законодательная, исполнительная и судебная власти) [16]; общественные объединения, профессиональные союзы, межгосударственные и международные организации [17]; Гражданин РФ, человек [18].

Основаниями защиты социальных и культурных права человека являются: нормативная правовая норма (юридическое основание), нарушение нормативной правовой нормы, действие или бездействием другого человека, гражданина или органов государственной, региональной или муниципальной власти Российской Федерации соответственно.

Формы защиты социальных и культурных прав человека носят разнообразный характер; наиболее рас-

пространенным является самозащита человеком своих прав, а также подача заявления в органы юстиции и правоохранительные органы. Человек вправе защищать свои права на муниципальном уровне путем подачи заявления, жалобы в местные правоохранительные органы, органы прокуратуры или суды, региональные и государственные, а также обращаться за помощью в защите социальных и культурных прав в международные организации при соблюдении условия, что на территории РФ нарушенное право было не восстановлено или «пострадавшее лицо» не удовлетворено решениями по исковым делам судами Российской Федерации.

В последнее время наблюдается тенденция наименьшего вмешательства государства в частные дела человека. Безопасность жизнедеятельности на территории муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», государственная защита социальных и культурных прав человека в России — это наиболее распространенный вид защиты права. Связано это с тем, что государство и гражданин, человек — это важнейшие компоненты, которые взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. На наш взгляд, необходимо поддерживать баланс между принципами допустимости вмешательства государства в частную жизнь человека и невмешательства. Усиление одного и ослабление другого принципа может привести к отрицательным результатам в работе государственных, региональных и муниципальных органов, а также недоверию населения к государству.

Без участия государства многие социальные и культурные права так и останутся лишь на бумаге и в теории права. По мнению Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявского, государство обязано осуществлять защиту прав человека, в частности социальных и культурных прав человека, посредством органов государственной, региональной и муниципальной властей, самостоятельно определяя наиболее верный путь реализации возложенных на себя обязательств [19].

Самостоятельное осуществление муниципальной власти должно проходить в рамках закона, в частности, принимаемые муниципальные правовые акты в сфере социальных и культурных прав и свобод человека не должны противоречить Конституции РФ, Федеральному закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации», иным нормативным правовым актам субъектов РФ [20]. По вопросам отдельных государственных полномочий муниципальные образования подконтрольны государству. По вопросам местного значения органы местного самоуправления самостоятельны и не подконтрольны государственным органам. Однако, они поднадзорны прокуратуре и другим органам государственного контроля [21].

В Российской Федерации существует система органов, осуществляющих защиту социальных и культурных прав и свобод человека. Наличие такой широкой системы благоприятно отражается на развитии института прав и свобод человека в России, а также позволяет в наиболее полном объеме обеспечивать, реализовывать, защищать социальные и культурные права человека и предупреждать правонарушения в этих сферах. Необходимо отметить, что деятельность этих органов нуждается в дальнейшем совершенствовании в связи с тем, что процесс реализации и развития социальных и культурных прав и свобод человека не стоит на месте [22].

Таким образом, исследуемые положения Конституции РФ и нормативные правовые акты федеральных, региональных и местных органов власти позволяют сделать вывод о том, что в них последовательно закрепляются принципы приоритета прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время органы местного самоуправления занимают особое место в социально-экономической, духовной и культурной жизни российского общества.

Литература

1. Лучин В. О., Эбзеев Б. С., Хазов Е.Н. и др. Конституционное право России; 10-е изд., перереб. и доп. М., 2019.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

3. Гасанов К.К., Хазов Е.Н., БелоновскийВ.Н. и др. Муниципальное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция; 9-е изд., перераб. и доп. М., 2019.

4. Эбзеев Б.С., Бялкина Т.М., Бышков П.А.и др. Актуальные проблемы муниципального права. М., 2018.

5. Шундиков К.В. Правовые механизмы: основы теории // Государство и право. 2006. № 12. С. 12.

6. Витрук Н.В., Маслеников А.В., Топорнин Б.Н. Конституционный статус личности в СССР. М., 1980.

7. Идьинский И.П. Основные тенденции конституционного развития стран Восточной Европы // Государство и право. 1992. № 6. С. 807.

8. Маилян С. С., Зиборов О.В., Эриашвили Н.Д. и др. Правоведение; 4-е изд., перераб. и доп. М., 2019.

9. Хазов Е.Н. Европейская хартия местного самоуправления. 30 лет (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Международный журнал конституционного и государственного права. 2016. № 1. С. 7-9.

10. ЧихладзеЛ.Т., ЭриашвилиН.Д., Зиборов О.В. и др. Местное самоуправление: вопросы теории и практики. М., 2018.

11. Горшенева И.А., Богданов А.В., Зинченко Е.Ю. и др. Теоретические и правовые основы муниципального права в определениях и схемах (особенная часть). Новосибирск, 2019.

12. Хазов Е.Н., Егоров С.А., Ларина Л.А. и др. Альбом схем по конституционному праву России: Учеб. пособие для слушателей заочной формы обучения системы МВД, обучающихся по направлению «Юриспруденция». М., 2017.

13. Лоб.зов К.М., Богданов А.В., Хазов Е.Н. Правовой статус личности как субъект и объект правоотношений в современном законодательстве (теоретико-методологический анализ) // Вестник экономической безопасности. 2015. № 7. С. 20-25.

14. Бышков П.А., Галушкин А.А., Голованов К.А. и др. Актуальные проблемы муниципального права: Учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». М., 2017.

15. Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Международно-правовая охрана и защита культурных ценностей народов России; 2-е изд., перераб. и доп. М., 2019.

16. Воробьев В.Ф., Гарашко А.Ю., Егоров С.А. и др. Органы государственной власти в Российской федерации в таблицах и схемах: Учеб. пособие для курсантов и слушателей очной и заочной формы обучения системы МВД, обучающихся по направлению юриспруденция, правоохранительная деятельность и правовое обеспечение национальной безопасности. М., 2018.

17. Зинченко Е.Ю., Зинченко О.В. Конституция Российской Федерации 1993 г. (основные черты и юридические свойства) // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 6. С. 79-82.

18. Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2011.

19. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Органы государственной власти современной России. М., 2003.

20. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

21. Хазов Е.Н., Зинченко Е.Ю., Саудаханов М.В., Мохова Т.С. Муниципальное право России в таблицах и схемах. М., 2017.

22. Лимонов А.М., Хазов Е.Н. Вопросы перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации: проблемы теории и практики // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 5. С. 121-125.

References

1. Luchin V.O., Ebzeev B.S., Khazov E.N. i dr. Konstitutsionnoe pravo Rossii; 10-e izd., perereb. i dop. M., 2019.

2. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g.) // SZ RF. 2014. № 31. St. 4398.

3. GasanovK.K., Khazov E.N., Belonovskiy V.N. i dr. Munitsipal'noe pravo Rossii: Uchebnik dlya studen-tov vuzov, obuchayushchikhsya po napravleniyu podgo-tovki Yurisprudentsiya; 9-e izd., pererab. i dop. M., 2019.

4. Ebzeev B.S., Byalkina T.M., Byshkov P.A. i dr. Aktual'nye problemy munitsipal'nogo prava. M., 2018.

5. ShundikovK.V. Pravovye mekhanizmy: osnovy teorii // Gosudarstvo i pravo. 2006. № 12. S. 12.

6. Vitruk N.V., Maslennkov A.V., Topornin B.N. Konstitutsionnyy status lichnosti v SSSR. M., 1980.

7. Id'inskiy I.P. Osnovnye tendentsii konstitutsion-nogo razvitiya stran Vostochnoy Evropy // Gosudarstvo i pravo. 1992. № 6. S. 807.

8. Mailyan S.S., Ziborov O.V., Eriashvili N.D. i dr. Pravovedenie; 4-e izd., pererab. i dop. M., 2019.

9. Khazov E.N. Evropeyskaya khartiya mestnogo sa-moupravleniya. 30 let (Strasburg, 15 oktyabrya 1985 g.) // Mezhdunarodnyy zhurnal konstitutsionnogo i gosudarst-vennogo prava. 2016. № 1. S. 7-9.

10. ChikhladzeL.T., EriashviliN.D., ZiborovO.V. i dr. Mestnoe samoupravlenie: voprosy teorii i praktiki. M., 2018.

11. Gorsheneva I.A., Bogdanov A.V., Zinchen-ko E.Yu. i dr. Teoreticheskie i pravovye osnovy munitsipal'nogo prava v opredeleniyakh i skhemakh (osoben-naya chast'). Novosibirsk, 2019.

12. Khazov E.N., Egorov S.A., Larina L.A. i dr. Al'bom skhem po konstitutsionnomu pravu Rossii: Ucheb. posobie dlya slushateley zaochnoy formy obuche-niya sistemy MVD, obuchayushchikhsya po napravleniyu «Yurisprudentsiya». M., 2017.

13. Lobzov K.M., Bogdanov A.V., Khazov E.N. Pravovoy status lichnosti kak sub'yekt i ob'yekt pravo-otnosheniy v sovremennom zakonodatel'stve (teoretiko-metodologicheskiy analiz) // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. 2015. № 7. S. 20-25.

14. ByshkovP.A., Galushkin A.A., GolovanovK.A. i dr. Aktual'nye problemy munitsipal'nogo prava: Uchebnik dlya magistrov, obuchayushchikhsya po napravleniyu podgotovki «Yurisprudentsiya». M., 2017.

15. Khazov E.N., Khazova V.E. Mezhdunarodno-pravovaya okhrana i zashchita kul'turnykh tsennostey narodov Rossii; 2-e izd., pererab. i dop. M., 2019.

16. Vorob'ev V.F., Garashko A.Yu., EgorovS.A. i dr. Organy gosudarstvennoy vlasti v Rossiyskoy federatsii v tablitsakh i skhemakh: Ucheb. posobie dlya kursan-tov i slushateley ochnoy i zaochnoy formy obucheniya sistemy MVD, obuchayushchikhsya po napravleniyu yurisprudentsiya, pravookhranitel'naya deyatel'nost' i pravovoye obespecheniye natsional'noy bezopasnosti. M., 2018.

17. Zinchenko E.Yu., Zinchenko O.V. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii 1993 g. (osnovnye cherty i yuridicheskiye svoystva) // Vestnik Moskovskogo uni-versiteta MVD Rossii. 2013. № 6. S. 79-82.

18. Khazov E.N. Konstitutsionnye garantii prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossii: teoreticheskie osnovy i problemy realizatsii: Avtoref. diss. ... dokt. yurid. nauk. M., 2011.

19. Gabrichidze B.N., Chernyavskiy A.G. Organy gosudarstvennoy vlasti sovremennoy Rossii. M., 2003.

20. Federal'nyy zakon ot 6 oktyabrya 2003 g. № 131-FZ (red. ot 3 avgusta 2018 g.) «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. 2003. № 40. St. 3822.

21. Khazov E.N., Zinchenko E.Yu., Saudakha-nov M.V., Mokhova T.S. Munitsipal'noe pravo Rossii v tablitsakh i skhemakh. M., 2017.

22. Limonov A.M., Khazov E.N. Voprosy pereras-predeleniya polnomochiy mezhdu organami mestnogo samoupravleniya i organami gosudarstvennoy vlasti sub'yekta Rossiyskoy Federatsii: problemy teorii i prak-tiki // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 5. S. 121-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.