УДК ББК
© Мохова Т.С.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА
ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА МОХОВА,
адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.02 — конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье рассматривается обеспечение социально-культурных прав человека органами местного самоуправления города Москвы и Московской области.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, социальные и культурные права человека, обеспечение социальных и культурных прав и свобод человека, субъекты РФ.
Annotation. The article deals with the provision of social and cultural human rights by local authorities of Moscow and Moscow region.
Keywords: local self-government bodies, social and cultural human rights, ensuring social and cultural human rights and freedoms, subjects of the Russian Federation.
Для цитирования: МОХОВА Т.С. Деятельность органов местного самоуправления по обеспечению социально-культурных прав человека на территории московского региона. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):259-61.
Социально-культурная политика Российской Федерации на современном этапе развития общества является приоритетным направлением1. Особая роль реализации социально-культурной политики отводится органом местного самоуправления2. В Москве и Московской области сложилась особая система организации местного самоуправления3 в связи с тем, что Москва является городом федерального значения и одновременно являются и субъектом Российской Федерации (ст. 65 Конституции РФ)4.
Местное самоуправление как власть коллектива, муниципального образования части территории российского государства находится во взаимодействии с органами государственной власти, представляющей общество в целом5. Особое направление деятельности на протяжении всей истории имели социальные и культурные права человека, которые также необходимы для реализации качественной социальной политики в государстве6. Однако данный институт, несмотря на ряд преобразований на протяжении всей истории его существования, по-прежнему испытывает недо-
статки в области их реализации на территории Российской Федерации.
Проблемой в реализации социально-культурной политики регионов является недостаточное финансирование, отсутствие мотивации, у органов местного самоуправления, иные факторы. Для успешной реализации социально-культурной политики органами местного самоуправления создаются различного рода программы. Одной из таких программ в области культурного развития населения Москвы является государственная программа города Москвы «Культура Москвы на 2012-2018 годы».
В Москве существуют диаметрально противоположные системы местного самоуправления:
• во-первых, это представительные органы городского самоуправления;
• во-вторых, исполнительные органы городского самоуправления, Московская городская администрация (мэрия);
• в-третьих, — административные округа — это территориальные единицы города, которые
образуются для административного управления соответствующими территориями;
• в-четвертых, районные управы как, исполнительный орган городского самоуправления, чего нет в Московской области.
Важной задачей в области социально-культурной политики Москвы является проведение культурного воспитания мероприятий для развития личности москвича в полное соответствие с социальными приоритетами московского общества. Этот процесс может происходить через целевое проведение социально-культурных мероприятий, и программ проводимых в Москве и Московской области.
Государственная программа города Москвы «Культура Москвы на 2012-2018 годы» предусматривает решение следующих задач7:
• развитие культурного пространства Москвы как крупнейшего центра международного уровня;
• осуществление удовлетворения потребностей жителей Москвы в области культуры.
Казалось бы, данная программа со своими целями полностью соответствует решению задач в данной области, но с точки зрения, декларирования повышения привлекательности учреждений культуры для жителей и гостей в качестве цели городской программы выглядит не очень корректно.
Социальная и творческая целесообразность культурных программ и проектов достигается включением в них таких художественных произведений и мероприятий, которые способны заинтересовать зрительскую аудиторию и вызвать у конкретного человека ожидаемые обществом эмоциональные переживания. Содержание программы должно иметь такое смысловое содержание, которое отражало бы в себе социальные и культурные цели не только большинства москвичей, пришедших на мероприятие, но и гостей столицы8.
На этапе ознакомления огромная роль отводится состоянию окружающей социально-культурной среды, а также особенно развитая ее инфраструктура. Важными направлениями деятельности для органов местного самоуправления Москвы и Московской области является:
• создание пространственно-материальных условий общения;
• организация творческо-производственной деятельности на местах.
В первое направление деятельности включено формирование социально-культурной инфраструктуры, осуществление создания муниципальных культурных центров, а также мест социального досуга, развитие сети музеев и библиотек, парков отдыха.
Во второе направление включено организация творческих объединений, оптимизацию местного телевещания, проведение культурных мероприятий с использованием коммуникативных действий.
Пожалуй, самая важная задача, стоящая перед органами местного самоуправления в городе Москве, является реализация социальной защиты населения Москвы. Для ее реализации Правительством Москвы
была создана государственная программа «социальная поддержка жителей Москвы на 2012-2018 годы»9. Данная программа имеет вневедомственный характер, а в ее реализации участвует около 27 органов исполнительной власти города Москвы. На основании данной программы поддержка осуществляется не только в сфере социальной защиты, но и в области образования, здравоохранения, транспорта. Цель этой программы заключается в защите москвичей в условиях социальных рисков, а также совершенствование методов социальной поддержки населения. Однако реализация этой программы имеет и свои проблемы, характерные для Москвы и Московской области.
Характерной проблемой для населения Москвы и Московской области является жилищная проблема и строительства жилья. Эта проблема является нерешенной до настоящего времени. В ежегодном Послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года по улучшению жилищных условий россиян Владимир Владимирович Путин сказал, что «нам необходимо стабильно, (обращаю внимание), впервые в истории современной России выйти на уровень, когда ежегодно не менее 5 млн семей улучшат свои жилищные условия»10. Судебные органы, принимающие решения о выселении людей из жилища на основе признание недействительной сделку купли-продажи. При потере статуса москвича происходит лишение всех его социальных гарантий. При утрате права на единственное жилье по решению суда приводит к трудностям по реализации социального права на пенсию, трудоустройство, пособий, а также медицинское обслуживание11.
Не до конца решена проблема социальной защищенности бедного населения города Москвы. По данным Росстата 10% населения Москвы находятся за чертой бедности. Самыми наименее обеспеченными являются многодетные семьи. На основании данных Департамента социальной защиты населения Москвы на 1 квартал 2017 года прожиточный минимум на душу населения составил 9494 руб. Однако, проживание на данную сумму в городе Москве достаточно сложно12.
Давнейшей социальной проблемой столицы является имущественное неравенство населения Москвы. Так соотношения в области доходов наименее и наиболее обеспеченного населения Москвы в 2016 году составило 33 раза. Данный показатель показывает значительное расслоение уровня дохода населения и приводит к социальной напряженности13.
Исходя из данных Департамента социальной защиты населения Москвы и Московской области более 200 тыс. человек проживают с доходами равными нулю, являясь, по сути, социальными иждивенцами.
Так же по-прежнему не достаточно решена и проблема в области социальной защищенности инвалидов. По данным Департамента социальной защиты населения Москвы в столице за 2016 год проживает около 30 тыс. детей инвалидов, 229 тыс. инвалидов находятся в трудоспособном возрасте, свыше 900 тыс. инвалидов старше возраста 55 лет14.
Рассмотрим основные перспективы развития социальной политики органом местного самоуправления Москвы и Московской области на ближайшие годы:
• сокращения социального иждивенства (оно должно осуществляться на основании усиленного контроля в предоставлении льгот и пособий);
• осуществления модернизации законодательных основ социальной политики;
• тесное взаимодействие местных органов власти с лицами, которые наиболее всего являются социально незащищенными;
• обеспечение информирования населения о проводимых мерах социальной поддержки;
• осуществление разработки социальных стандартов в области социальной сферы;
• осуществление регулярного мониторинга качества жизни граждан.
Исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего в городе Москве и Московской области, органы местного самоуправления также принимают непосредственное участие в обеспечении социально-культурных прав и свобод личности на муниципальном уровне.
Таким образом, при анализе социально-культурной политики, которая проводится в Москве и Московской области становится очевидно, что для ее развития необходимо использовать новые подходы, механизмы, формы и методы реализации, которые основываются на оказании необходимого комплекса социально-культурных услуг. В области социально-культурной политики к данным способом относится создание пространственно-материальных условий общения, организация творческо-производственной деятельности на местах, увеличения финансирования для осуществления решения проблемы бездомных граждан и т.д15. Социально-культурная политика на муниципальном уровне должна основываться на комплексе целевых задач по различным направлениям.
Поскольку в настоящий момент местное самоуправление можно по праву считать одним из приоритетных институтов гражданского общества, то в деятельности государственных органов города Москвы и Московской области, должны быть предусмотрены механизмы учета мнения органов местного самоуправления при принятии государственной властью тех или иных управленческих решений в обеспечении социально-культурных прав человека и гражданина.
Государство должно не только провозгласить социальные и культурные права гражданина, но и создать эффективный механизм их обеспечения и защиты в Российской Федерации.
1 Конституционное право России. Лучин В.О., Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н., Белоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Чихладзе Л.Т.,
Пряхина Т.М., Зинченко Е.Ю., Опалева А.А., Осавелюк А.М., Чепурнова Н.М., Прудников А.С., Саудаханов М.В., Чертова
H.А., Егоров С.А., Миронов А.Л., Булавин С.П., Алексеев И.А., Варсеев В.В., Кальгина А.А. и др. учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Москва, 2018. (9-е издание, переработанное и дополненное)
2 Актуальные проблемы муниципального права. Бышков П.А., Галушкин А.А., Голованов К.А., Кучеренко П.А., Хазов Е.Н., Чихладзе Л.Т. Учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Москва, 2017.
3 Хвостунова Н.В., Хазов Е.Н. Нормативно-правовая основа полномочий органов местного самоуправления и механизм их реализации. Вестник экономической безопасности. 2016. №
I. С. 259-264.
4 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398. http:// www.pravo.gov.ru.
5 Лимонов А.М., Хазов Е.Н. Вопросы перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации: проблемы теории и практики. Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 5. С. 121-125.
6 Лобзов К.М., Богданов А.В., Хазов Е.Н. Правовой статус личности как субъект и объект правоотношений в современном законодательстве Российской Федерации (теоретико-методологический анализ). Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 7. С. 20-25.
7 Постановление Правительства Москвы от 10.10.2016 N 652-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. N 431-ПП" (вместе с "Государственной программой города Москвы "Культура Москвы на 2012-2018 годы")
8 Богданов А.В., Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Роль оперативных подразделений ОВД по сохранению и защите культурных и исторических ценностей в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 53-56.
9 Постановление Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 252-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. N 420-ПП" "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы"// http:// www.garant.ru
10 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 года. http://www.kremlin.ru.
11 Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Теоретические основы и проблемы реализации. Монография / Москва, 2017.
12 http://www.dszn.ru/activities/sotszashchita_v_tsifrakh/ gosudarstvennaya-programma-goroda-moskvy-sotsialnaya-podderzhka-zhiteley-goroda-moskvy-na-2012-2018-.php
13 Центральная база статистических данных //Росстат. http://www.gks.ru/
14 http://www.dszn.ru/activities/sotszashchita_v_tsifrakh/ gosudarstvennaya-programma-goroda-moskvy-sotsialnaya-podderzhka-zhiteley-goroda-moskvy-na-2012-2018-.php
15 Муниципальное право России. Хазов Е.Н., Егоров С.А., Ларина Л.А., Воробьев В.Ф., Зинченко Е.Ю., Уткин Н.И., Харламов С.О., Грачева М.А., Дурнев В.С., Михайлова Е.В., Саудаханов М.В. Учебно-методическое пособие / Москва, 2017.