УДК 34 ББК 67
МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА ХВОСТУНОВА,
соискатель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВДРоссиии имени В.Я. Кикотя, Е-тай: [email protected]; ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ, начальник кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор Научная специальность 12.00.12 - криминалистика;
судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. На основе положений действующего законодательства Российской Федерации проведен анализ правовых механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями, отдельными гражданами с целью обеспечения эффективного выполнения публично-правовых функций в социальной сфере; изучена практика реализации соответствующих механизмов в муниципальных образованиях.
Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, муниципальная политика, социальная сфера, негосударственные (немуниципальные) коммерческие и некоммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации, благотворительность, добровольчество, меценатская деятельность, концессионное соглашение, муниципально-частное партнерство.
Annotation. The article contains the analysis of legal mechanisms for cooperation between local self-governments and private (commercial and noncommercial) organizations and individuals to solve local social problems. The article describes the municipal practice on the issue.
Keywords: local self-government, local self-governments, municipal policy, social sphere, private (commercial and noncommercial) organizations, socially oriented noncommercial organizations, charity, volunteering, philanthropic activities, concessionary agreement, municipal and private partnership.
Нормативно-правовое и организационно-управленческое обеспечение решения социально значимых для соответствующей территории вопросов на основе взаимодействия с бизнес-структурами, некоммерческими негосударственными организациями, общественными объединениями, отдельными гражданами является важной и уже давно ставшей необходимой для органов государственной власти1 и органов местного самоуправления Российской Федерации задачей2.
О существенно возрастающем участии негосударственных и немуниципальных субъектов в процессах государственного и социального управления, в формировании публичной политики, в том числе в социаль-
ной сфере3, отмечается в работах современных авторитетных ученых4.
В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. заявляется о необходимости взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления между собой, а также с некоммерческими организациями в достижении общественно полезных целей. Рекомендовано выделяемые на реализацию социальных программ средства региональных и муниципальных бюджетов «поэтапно направлять некоммерческим организациям»5, участвующим в оказании социальных услуг.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1144-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере». Реализация предусмотренных Планом мероприятий призвана способствовать расширению участия негосударственного сектора экономики (коммерческих и некоммерческих организаций) в оказании услуг в социальной сфере в целях повышения доступности и качества оказываемых услуг, а также оптимизации бюджетных расходов. К мероприятиям Плана относится: анализ и обобщение регионального и муниципального опыта внедрения конкурентных механизмов оказания услуг в социальной сфере, распространение лучших практик передачи негосударственным организациям части услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями в социальной сфере, практик привлечения добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями в социальной сфере, разработка соответствующих методических материалов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, другие мероприятия6.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», помимо конкретных вопросов в области здравоохранения, образования, культуры, физической культуры, спорта, молодежной политики, организации досуга и отдыха населения, к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований относит оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству, создание условий для развития (содействия развитию) сельскохозяйственного производства, малого и среднего предпри-нимательства7.
Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон о некоммерческих организациях) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи8, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ9.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку
социально ориентированным некоммерческим ор-ганизациям10. Как указано в Федеральном законе о некоммерческих организациях, наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом видами деятельности (социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан, деятельность в области образования11, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта, содействие духовному развитию личности, деятельность в сфере патриотического воспитания граждан, содействие повышению мобильности трудовых ресурсов, профилактика социально опасных форм поведения граждан и другое), для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации12.
Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, согласно Федеральному закону о некоммерческих организациях, осуществляется в следующих формах: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций; предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям, а также юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах; осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе (субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, наряду с указанными формами поддержки, вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет средств региональных и местных бюджетов; оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий)13.
Органы местного самоуправления должны способствовать развитию благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности на территории муниципального образования, создавать условия для участия данных субъектов в решении муници-
пальных социальных задач14.
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»15 устанавливает цели благотворительной деятельности, выраженной в оказании гражданами или юридическими лицами свободной, бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Направление денежных и материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и в формах, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.
Получателями меценатской поддержки, согласно Федеральному закону от 4 ноября 2014 г. № 327-Ф3 «О меценатской деятельности», являются государственные, муниципальные, негосударственные некоммерческие организации культуры, образовательные организации, реализующие образовательные программы в области культуры и искусства. Меценат самостоятельно определяет получателей меценатской поддержки. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не могут препятствовать меценату осуществлять меценатскую деятельность. Органы государственной власти, органы местного самоуправления могут устанавливать меры стимулирования меценатской деятельности - осуществлять меры экономической поддержки меценатов и получателей меценатской поддержки, присуждать меценатам награды и почетные звания, устанавливать на соответствующих зданиях, сооружениях, территориях надписи и обозначения, содержащие имена меценатов, принимать меры, способствующие формированию положительного отношения к меценатам16.
В Российской Федерации принят Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации...»17, регулирующий отношения, связанные с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве (сотрудничестве, основанном на объединении ресурсов публичных (органов государственной власти, органов местного самоуправления) и частных партнеров).
Ранее был принят Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»18, регулирующий отношения, связанные с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений (согласно указанным соглашениям одна сторона (концессионер - индивидуальный предприниматель19, российское или иностранное юридическое лицо (два и более юридических лица, действующие по договору простого товарищества
(договору о совместной деятельности)) за свой счет обязуется создать или реконструировать имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту - Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными им органами и юридическими лицами)), осуществлять предусмотренную концессионным соглашением деятельность с использованием (эксплуатацией) данного имущества, а концедент обязуется предоставить концессионеру на определенный соглашением срок права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления определенной концессионным соглашении деятельности).
Оба Федеральных закона были приняты с целью создания правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации, повышения качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям.
Трудовой кодекс Российской Федерации регулирует вопросы осуществления социального партнерства в трудовой сфере - взаимоотношения между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленные на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений20.
В соответствии со ст. 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда21.
Согласно ст. 35 Трудового кодекса Российской Федерации на территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. На отраслевом
(межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее, соответственно, генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение).
В настоящее время в муниципальных образованиях в рамках муниципальных программ реализуются мероприятия, направленные на обеспечение развития институтов гражданского общества22, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добро-вольчества23, содействия развитию малого и среднего предпринимательства (поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности)24, повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования (привлечение инвестиций в строительство объектов социальной инфраструктуры, создание новых рабочих мест), устойчивого развития сельских территорий (развитие социальной инфраструктуры, поддержка реализации общественно значимых проектов в сельской местности)25. Заключаются концессионные соглашения26, соглашения о муниципально-част-ном партнерстве27, принимаются программы развития социального партнерства в трудовой сфере, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1144-р разрабатываются мероприятия по поддержке доступа негосударственных (коммерческих, некоммерческих) организаций к предоставлению услуг в социальной сфере28.
Выполнение соответствующих мероприятий может быть предусмотрено в программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования29, а также адресных муниципальных программах30.
Интересным примером взаимодействия органов местного самоуправления с негосударственными коммерческими и некоммерческими структурами является организованный компанией Mail.Ru Group, совместно с Мэрией города Казани, интернет-проект «Добро Mail.Ru для Казани», в рамках которого на официальном сайте указанной компании создана отдельная интернет-страница, аккумулирующая информацию о действующих в городе Казани благотворительных фондах и проводимых благотворительных мероприятиях, позволяющая желающим оказать возможную помощь нуждающимся31.
Активное участие в решении социально значимых вопросов на основе взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления принимают общественные организации (объединения) города Байконур: религиозные объединения
(служители Храма святого великомученика Георгия Победоносца, местное отделение организации «Евангельские Христиане «Примирение»), оказывающие помощь малоимущим и иным нуждающимся категориям граждан, осуществляющие работу по духовно-нравственному воспитанию населения, развитию межконфессионального сотрудничества, участвующие в проведении общегородских официальных мероприятий; волонтерское движение Центр поддержки молодежных инициатив «Звездный кампус» и другие молодежные организации (автосообщество «Drive-2. ru», спортивное движение «Дороже золота»), способствующие активному вовлечению молодежи в различные социально значимые проекты города; мотоклуб «Байконур», принимающий активное участие в организации культурного досуга жителей города; организация «Подари надежду», объединяющая ветеринаров, кинологов и других лиц для оказания помощи бездомным животным; Первичная профсоюзная организация комплекса «Байконур», объединяющая 66 профсоюзных организаций городских предприятий и учреждений (более 7500 человек), активно представляющих и защищающих социально-трудовые права и интересы работников; территориальная общественная организация «Ветераны войны, труда и военной службы г. Байконур» (включающая более 2000 ветеранов), основными направлениями деятельности которой является защита прав и интересов пенсионеров военной службы, ветеранов войны и труда, а также патриотическое воспитание молодежи; региональные общественные отделения организаций «Боевое братство» и «Офицеры России», оказывающие содействия ветеранам войны, членам данных организаций и их семьям в улучшении материальных, жилищных и иных социально-бытовых условий жизни, активно участвующие в патриотическом воспитании молодежи, оказывающие содействие правоохранительным органам в работе по профилактике правонарушений и преступлений, другие организации32.
Согласно Территориальному трехстороннему соглашению, заключенному между межотраслевым Советом председателей профессиональных союзов города Новый Уренгой, Некоммерческой организацией «Новоуренгойское объединение работодателей» и Администрацией города Новый Уренгой на 2015 - 2017 годы, профсоюзы и работодатели в целях дальнейшего развития социального партнёрства и повышения роли территориальной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений муниципального образования город Новый Уренгой обязуются обеспечивать поддержку проводимой администрацией города социально-экономической политики, инициативам и решениям, направленным на повышение благосостояния жителей города, развитие и укрепление муниципального образования города Новый Уренгой33.
В городе Ивантеевке Московской области был открыт коворкинг-центр «Yard» (от англ. co-working,
«совместная работа»), предлагающий предпринимателям ряд услуг, способствующих удобному ведению бизнеса (большое рабочее пространство, круглосуточный доступ к рабочим местам, сети Интернет, камеры хранения, зоны для переговоров и др.). Подмосковные власти, чьим проектом является открытие данных центров в отдельных городах области, содействуют открытию таких центров по инициативе му-ниципалитетов34.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации из федерального бюджета - бюджетам субъектов Российской Федерации, а из бюджета субъекта Российской Федерации - бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и расходных обязательств муниципальных образований могут предоставляться межбюджетные трансферты в виде субсидий35.
Государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой36.
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования. К полномочиям органов местного самоуправления Федеральный закон относит определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации37.
Муниципальную социальную политику органы местного самоуправления организуют самостоятельно, в соответствии с действующим законодатель-ством38, согласовывая свои интересы с интересами иных субъектов единой государственной социальной политики39.
От инициативности муниципальных властей и от качества принимаемых ими решений зависит степень обеспечения конституционных прав граждан на соответствующей территории40. В рамках урегулированных федеральным законодателем отношений эта задача, на наш взгляд, только упрощается.
1 Эриашвили Н.Д., Габричидзе Б.Н., Белоновский В.Н., Хазов Е.Н., Чихладзе Л.Т., Кальгина А.А., Прудников А.С., Алиев Я.Л., Маюров Н.П., Кирсанов А.Ю., Газлоев Д.В., Галузо В.Н. Органы государственной власти в России. Конституционно-правовой аспект: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Политология», «Государственное и муниципальное управление» / М., 2016. (4-е изд., перераб. и доп.).
2 Гасанов К.К., Хазов Е.Н., Прудников А.С., Белоновский В.Н., Антонова Н.А., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Осавелюк А.М., Миронов А.Л., Чихладзе Л.Т., Павлов Е.А., Кирсанов А.Ю., КальгинаА.А., Галушкин А.А., Саудаханов М.В., Пашенцев Д.А., Бышков П.А., Акимова С.А., Зенин С.С.. Муниципальное право России. Учебник / М., 2016. (8-е изд.).
3 Понкин И. В. Общая теория публичного управления: Правовые основы, цели, принципы, инструменты, модели и концепты публичного управления: Лекционный курс / ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ. М.: Буки-Веди, 2016. С. 128.
4Алексеев И. А., Виноградов В. А., Егоров С. А., Зинченко Е. Ю., Зубов И. Н., Кирнос А. В., Кирсанов А. Ю., Миронов А. Л., Олимпиев А. Ю., Осавелюк А. М., Павлов Е. А., Проценко Е. Д., Прудников А. С., Скрипкин Г. Ф., Трофимов М. С., Хазов Е. Н., Чертова Н. А., Чихладзе Л. Т., Эриашвили Н. Д. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. И. Н. Зубова, А. С. Прудникова, Е. Н. Хазова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013 (Серия «Юриспруденция для бакалавров»); Габричидзе Б. Н., Эриашвили Н. Д., Белоновский В. Н., Чернявский А. Г., Кузнецов С. М., Хазов Е. Н., Галузо В. Н. Система органов государственной власти России: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Политология», «Государственное и муниципальное управление» / Под ред. Б.Н. Габричидзе. 3-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013 (Серия «Magister»); Понкин И. В. Теория девиантологии государственного управления: Неопределенности, риски, дефекты, дисфункции и провалы в государственном управлении / ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ / Предисловие д.ю.н., проф. А. Б. Зеленцова. - М.: Буки-Веди, 2016, Хазов Е. Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Теоретические основы и проблемы реализации / Е.Н. Хазов. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012 (Серия «Научные издания для юристов»).
5 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. (о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) // Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40542.
6ХазовЕ.Н., Чихладзе Л.Т., Бышков П.А., Галушкин А.А., Голованов К.А., Кучеренко П.А.
Актуальные проблемы муниципального права. Учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / М., 2016. Сер. Magister.
7 П. 28 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 15, п. 33 ч. 1 ст. 16, п. 11 ч. 1 ст. 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 № 298-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» http://www. pravo.dov.ru.
8Хазов Е.Н., Шакун Н.В, О содержании конституционных гарантий социальных прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации. В сборнике: Правовые проблемы основных прав человека. Сборник материалов круглого стола, посвященного юбилею профессора Георгия Борисовича Шишко. 2015.С. 107-110.
9 П. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 2 июня 2016 г. № 179-ФЗ, с изм. от 3 июля 2016 г. № 372-Ф3) «О некоммерческих организациях» http://www.pravo. dov.ru..
10 Прудников А. С., Хазов Е. Н., Грудцына Л. Ю., Белонов-ский В. Н. Муниципальное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. А. С. Прудникова, Е. Н. Хазова, Н. А. Антоновой. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 (Серия «Dura lex, sed lex»).
11 Касаткин М.Н, Хазов Е.Н. Конституционное право человека на общее образование в Российской Федерации и особенности механизма его реализации. Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 85-88.
12 П. п. 1, 2 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 2 июня 2016 г. № 179-ФЗ, с изм. от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ) «О некоммерческих организациях» http://www.pravo. dov.ru.
13 П. п. 3 - 12 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ ред. от 2 июня 2016 г. № 179-ФЗ, с изм. от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ) «О некоммерческих организациях» http://www.pravo.dov.ru.
14ХвостуноваН.В., Хазов Е.Н. Нормативно-правовая основа полномочий органов местного самоуправления и механизм их реализации. Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 259-264.
15 Федеральный закон от 11 августа 1995 г.№ 135-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г. № 103-ФЗ). «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» http://www.pravo.dov.ru.
16 Лимонов А.М. Хазов Е.Н. Вопросы перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации: проблемы теории и практики. Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 5. С. 121-125.
17 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ). «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» http://www.pravo.dov.ru.
18 Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 № 460-ФЗ). «О концессионных соглашениях» http://www. pravo.dov.ru.
19 Хазов Е.Н., Гордиенко О.В.Основные направления совершенствования нормативно-правовых гарантий прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственными органами контрольно-надзорных функций. Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 9. С. 85-88.
20 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ) http://www. pravo.dov.ru.
21 Гасанов К.К., Эриашвили Н.Д., Рассолов И.М., Мышко Ф.Г., Ахмедов Р.М., Прокопович Г.А., Староверова О.В., Чупрова Е.В., Савельев Н.В., Кутров А.А., Хазова В.Е., Рамазанова К.К.,
Герасимов А.В., Колганова М.В. Трудовое право. Москва, 2016. (6-е изд., перераб. и доп.).
22 Кибакин С.М., Хазов Е.Н. Общественный совет при МВД России как один из видов гражданского контроля общества. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 6. С. 67-69.
23 Решение Совета Кинешемского муниципального района от 1 июня 2015 г. № 29 «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» (ред. от 5 сентября 2016 г. № 51), постановление администрации города Ставрополя от 31 октября 2013 г. № 3818 «Об утверждении муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Ставрополя на 2014 - 2018 годы» (ред. от 13 июля 2016 г. № 1564), постановление администрации г. Нижнего Новгорода от 25 августа 2014 г. № 3316 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие форм общественного самоуправления, социальной активности населения, межнационального и межконфессионального взаимодействия в городе Нижнем Новгороде» (ред. от 12 апреля 2016 г. № 983), постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 15 октября 2014 г. № 7471 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Развитие гражданского общества» (ред. от 24 августа 2016 г. № 3874), постановление администрации Артемовского городского округа от 31 декабря 2015 г. № 2718-па «Об утверждении муниципальной программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности, добровольчества в Артемовском городском округе на 2016 - 2020 годы», распоряжение заместителя Главы муниципального образования «Город Архангельск» от 30 июня 2016 г. № 1814р «О проведении спортивно-массового мероприятия благотворительным фондом развития сообщества «Гарант» 28 августа 2016 года».
24 Егоров С.А. Конституционно-правовые основы права граждан на свободное использование своих способностей для занятия предпринимательской деятельностью. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московский университет МВД Российской Федерации. М., 2005.
25 Постановление администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области от 27 ноября 2013 г. № 568 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», постановление Администрации Ма-карьевского муниципального района Костромской области от 16 мая 2014 г. № 182 «Об утверждении муниципальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Макарьевского муниципального района Костромской области на 2014 - 2020 годы» (ред. от 14 августа 2015 г. № 156).
26 Постановление Администрации городского округа Самара от 21 апреля 2011 г. № 307 «Об утверждении Перечня объектов муниципальной собственности городского округа Самара, рекомендуемых к передаче по концессионным соглашениям с условием внесения инвестиций в их создание или реконструкцию» (ред. от 26 мая 2015 г. № 547).
27 Решение Ивановской городской Думы от 28 марта 2012 г. № 380 «Об утверждении Положения о муниципально-частном партнерстве на территории города Иванова».
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
28 Распоряжение Администрации города Нижневартовска от 15 апреля 2016 г. № 507-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по поддержке доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере в городе Нижневартовске на период 2016 - 2018 годов».
29 Постановление администрации города Иванова от 24 октября 2013 г. № 2321 «Об утверждении муниципальной программы города Иванова «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иванове» (ред. от 12 июля 2016 г. № 1292), постановление администрации Полысаевского городского округа от 15 сентября 2014 г. № 1658 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Полысаевском городском округе» на 2015 - 2017 годы» (ред. от 30 декабря 2015 г. № 2267).
30 Постановление Администрации города Хабаровска от 24 мая 2012 г. № 2097 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение инвестиционной привлекательности городского округа «Город Хабаровск» на период до 2020 года» (ред. от 28 июня 2016 г. № 2197), Постановление Администрации г. Каменска-Уральского от 20 декабря 2013 г. № 1855 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению инвестиционной привлекательности муниципального образования город Каменск-Уральский и созданию в нем благоприятных условий для развития бизнеса».
31 Официальный портал органов местного самоуправления города Казани [электронный ресурс]: http://www.kzn.ru/ news/55507-meriya-kazani-i-mailru-group-podpisaH-memorandum-o-sotrudnichestve; интернет-страница Добро Mail.Ru для жителей Казани [электронный ресурс]: https://dobro.mail.ru/kazan/.
32 Официальный сайт администрации города Байконур [электронный ресурс]: http://www.baikonuradm.ru/index. php?mod=aИ/news&ГО=4048.
33 Территориальное трехстороннее соглашение между межотраслевым Советом председателей профессиональных со-
юзов города Новый Уренгой, Некоммерческой организацией «Новоуренгойское объединение работодателей» и Администрацией города Новый Уренгой на 2015 - 2017 годы» (подписано 31 октября 2014 г.).
34 Официальный сайт органов местного самоуправления города Ивантеевки Московской области [электронный ресурс]: https://www.ivanteevka.org/docs/admin/Kovorking%20v%20 BC%20JARD%20Otkrytie.pdf; информационно-новостной портал города Ивантеевки Московской области [электронный ресурс]: http://e-vanteevka.ru/v-ivanteevke-nachal-rabotat-kovorking-сейг
35 Статьи 132, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г. № 345-ФЗ) http://www.pravo.dov.ru,
36 Пункт 4 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (ред. от 3 июля 2016 г. № 345-ФЗ). http://www.pravo.dov.ru
37 Статья 6 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ). «О стратегическом планировании в Российской Федерации» http://www.pravo.dov.ru
38 Лимонов А.М. Хазов Е.Н. Основные направления деятельности органов местного самоуправления ро реализации миграционной политики в ряде европейских стран и современной России. Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 41-44.
39 Хазов Е.Н. Понятие, содержание и особенности социально нравственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина. Право и жизнь. 2010. № 141 (3). С. 66-69.
40Хазов Е.Н., Нипорко М.А., Основные направления конституционного обеспечения охраны и защиты социальных прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления. В сборнике: Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел сборник статей адъюнктов и соискателей. М., 2009. С. 76-81.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
(УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС)
УЧЕБНИК
Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, Е.Н. Клещиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 727 с.
Учебник соответствует требованиям рабочих учебных программ по специалитету и бакалавриату по всем специальностям, используемых преподавателями и курсантами (слушателями) при преподавании и изучении дисциплины «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» в Московском университете МВД РФ.
Авторы учебника поставили перед собой задачу раскрыть общие положения уголовного процесса, содержание всех его стадий (этапов). Отдельные главы учебника посвящены производствам у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей, особым порядкам принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением и при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, особенностям судебного производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, а также особенностям производства по отдельным категориям уголовных дел, международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства, уголовному процессу зарубежных стран.
Для курсантов (студентов), адъюнктов (аспирантов), преподавателей юридических вузов, практических работников правоохранительных органов.