Научная статья на тему 'Нормативно-правовая основа полномочий органов местного самоуправления и механизм их реализации'

Нормативно-правовая основа полномочий органов местного самоуправления и механизм их реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4111
623
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ОТДЕЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ORGANS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT / MUNICIPALITIES / AND POWERS OF LOCAL GOVERNMENTS SEPARATE STATE POWERS / THE STATE PROGRAM OF THE RUSSIAN FEDERATION AND SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / INTERGOVERNMENTAL RELATIONS / INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хвостунова Наталья Викторовна, Хазов Евгений Николаевич

В статье рассмотрены актуальные вопросы конституционно-правового регулирования организации и деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации и правовые механизмы, способствующие практической реализации органами местного самоуправления своих полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хвостунова Наталья Викторовна, Хазов Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Normative-legal basis of authority of local governments and the mechanisms for their implementation

The article considers actual issues of constitutional-legal regulation of organization and activity of bodies of local self-government in the Russian Federation and legal mechanisms aimed at practical implementation by local authorities of their powers.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовая основа полномочий органов местного самоуправления и механизм их реализации»

УДК 342.5 ББК 67.400.6

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ХВОСТУНОВА,

аспирант РУДН E-mail: [email protected]; ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ,

начальник кафедры Конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы конституционно-правового регулирования организации и деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации и правовые механизмы, способствующие практической реализации органами местного самоуправления своих полномочий.

Ключевые слова: органы местное самоуправление, муниципальные образования, , полномочия органов местного самоуправления, отдельные государственные полномочия, государственные программы России и субъектов Российской Федерации, межбюджетные отношения, самостоятельность.

Annotation. The article considers actual issues of constitutional-legal regulation of organization and activity of bodies of local self-government in the Russian Federation and legal mechanisms aimed at practical implementation by local authorities of their powers.

Keywords: organs of local self-government, municipalities, and powers of local governments separate state powers, the state program of the Russian Federation and subjects of the Russian Federation, intergovernmental relations, independence.

Конституционно-правовая основа и основные источники регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления в России, которые закреплены в Европейской хартии местного самоуправления1, Конституции Российской Федерации2 и Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 29 июня 2015 г. № 204-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основе международных нормативно-правовых актов и Конституции РФ, определяет общие правовые, территориальные, организационные, экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных данным Федеральным законом. Иными словами, только при наличии специального указания в № 131-ФЗ Федеральном законе РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять регулирование в сфере местного самоуправления. Федеральным законом РФ № 131-ФЗ определен круг вопросов местного значения для различных типов муниципальных образований и определены полномочия органов местного самоуправления по решению этих вопросов.

В № 131-Ф3 Федеральном законе РФ закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах, на внутригородских территориях городов федерального значения, а также на территориях внутригородских районов, образованных в соответствии с законами субъектов Российской Федерации в городских округах с внутригородским делением. Федеральным законом РФ № 136-Ф34, устанавливался единый перечень вопросов местного значения для поселений (городских и сельских). В ст. 14 устанавливается перечень вопросов местного значения городских поселений, за сельскими поселениями закрепляется более узкий перечень вопросов из числа установленных вопросов местного значения городских поселений. Как указано в ч. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона, законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения городских поселений. Вопросы местного значения, предусмотренные Федеральным законом для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 ст. 14, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Отдельно в статье 15 Федерального закона РФ № 131-ФЗ перечислены вопросы местного значения муниципального района. Федеральным законом РФ № 136-ФЗ были дополнительно введены такие типы муниципальных образований, как городской округ с внутригородским делением и образуемые внутри данного городского округа в соответствии с законом субъекта Российской Федерации внутригородские районы как отдельные внутригородские муниципальные образования. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением5.

Согласно, Федерального закона РФ № 131-ФЗ (абз. 2 ч. 1 ст. 2), понятия «городской округ» и «городской округ с внутригородским делением», об-

разованные на их основе слова и словосочетания применяются в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено данными законами и иными нормативными правовыми актами. Вопросы местного значения, указанные в ст. 16 настоящего Федерального закона, являются общими для городского округа и городского округа с внутригородским делением. В ч. 3 ст. 16 Федерального закона РФ № 131-ФЗ закреплено, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств. В Комитете Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, на проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (проект Федерального закона № 136-ФЗ), в котором указывается, что в рассматриваемой норме речь не идет о предоставлении права субъектам Российской Федерации преобразовывать отдельные государственные полномочия субъектов Российской Федерации, установленные нормами Федерального закона РФ № 184-ФЗ6, в дополнительные вопросы местного значения и закреплении их за городскими округами с внутригородским делением, данные вопросы могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации только в сферах общественных отношений, на которые не распространяются пределы действия государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации7. Но, безусловно, насколько качественным и эффективным будет данное законодательное регулирование, покажет практика применения соответствующих норм.

Федеральным законом РФ № 131-ФЗ определены вопросы местного значения внутригородских районов. Законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением и принятыми в соответствии с ними уставом внутригородского района за внутригородскими районами могут закрепляться также иные вопросы из числа установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом вопросов местного значения городских округов.

Отдельно в Федеральном законе РФ № 131-ФЗ перечислены вопросы, не относящиеся к вопросам местного значения, но которые имеют право решать органы местного самоуправления. К таким вопросам относится, например, создание музеев, участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, осуществление мероприятий, предусмотренных Федеральным законом РФ № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»8, создание (осуществление функций учредителя) муниципальных образовательных организаций высшего образования и другие вопросы9.

В Федеральном законе № 131-ФЗ указывается, какими полномочиями обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов для решения вопросов местного значения (ст. 17 настоящего Федерального закона). Перечень полномочий не является исчерпывающим, и, согласно п. 9 ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона, органы местного самоуправления могут осуществлять иные полномочия в соответствии с данным Федеральным законом и уставами муниципальных образований.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установил, что полномочия органов местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органов местного самоуправления внутригородских районов по решению вопросов местного значения внутригородских районов могут разграничиваться между указанными органами законами субъекта Российской Федерации10 (это связано, например, с осуществлением полномочий по установлению и прекращению действия местных налогов и сборов, когда данные полномочия, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, осуществляют представительные органы внутригородских районов либо представительные органы городского округа с внутригородским делением11).

Особым предметом ведения органов местного самоуправления, согласно Федеральному закону РФ № 131-ФЗ, является исполнение отдельных государственных полномочий. В Федеральном законе подробно раскрывается механизм наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Установлено, что финансовое обеспечение передаваемых государ-

ственных полномочий осуществляется только за счет субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением отдельных предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий (в сфере управления муниципальной собственностью, формирования, установления и исполнения бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ муниципального образования и некоторых иных)).

В соответствии с действующим отраслевым законодательством такое перераспределение стало возможным, например, в области земельных12, жилищных отношений13, в области градостроительной деятельности14, в сфере водоснабжения и водоотведе-ния15, в сфере теплоснабжения16, в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса17, в области обращения с отходами18.

С учетом норм федерального законодательства стали приниматься законы субъектов Российской Федерации о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, предусматривающие осуществление полномочий органов местного самоуправления за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации19.

Органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если такое участие предусмотрено федеральными законами, решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из компетенции муниципальных образований федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации за счет доходов местных бюджетов.

Вне зависимости от наличия специальных указаний в федеральных законах органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан20.

Нормативная правовая база местного самоуправления, между тем, не ограничивается только Федеральным законом РФ № 131-ФЗ и включает в себя федеральные законы, имеющие отраслевой характер и также, напрямую или косвенным образом, затрагивающие местное самоуправление. В отраслевых федеральных законах, регулирующих соответствующую сферу общественных отношений, устанавливаются полномочия органов власти всех уровней, уточняются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

На федеральном уровне создаются правовые, организационные, финансовые механизмы взаимодействия органов публичной власти различных уровней. В качестве инструментов регулирования межбюджетных отношений Бюджетным кодексом предусмотрены различные формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету21.

Местное самоуправление в Российской Федерации является неотъемлемым элементом единой политики государства. Местное самоуправление в Российской Федерации это самостоятельный уровень власти, но самостоятельность местной власти не предполагает ее обособления от государственной власти. В федеральном законодательстве закреплены механизмы участия органов местного самоуправления в реализации общегосударственной политики.

Ряд вопросов публичного значения не может быть решен за счет усилий только лишь одного уровня публичной власти, даже если формально такие вопросы отнесены к предметам ведения государствен-

22

ной власти или к вопросам местного значения22.

Существуют вопросы, решение которых требует участия и государственных, и муниципальных органов власти. Эффективным средством реализации государственной политики по приоритетным направлениям развития стали государственные программы (государственные программы Российской Федерации и государственные программы субъектов Российской Федерации). Характерно, что указанные государственные программы рассчитаны на совместное (долевое) участие в их реализации различных субъектов публичной власти — как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления, о чем подробно прописывается в программах. На уровне муниципальных образо-

ваний принимаются муниципальные программы, предусматривающие в том числе выделение бюджетных ассигнований из местного бюджета на реализацию мероприятий, софинансирование которых в рамках региональных программ осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, а также средств федерального бюджета. Как пример можно привести муниципальные программы в сфере развития здравоохранения23, образования24, физической культуры, спорта и молодежной политики25, в сфере культуры, развития библиотечного дела26, социальной поддержки населения27, организации отдыха детей28, содействия занятости29, содействия развитию сельского хозяйства, малого и среднего предприни-мательства30, повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования31, устойчивого развития сельских территорий32, поддержки институтов гражданского общества и социально ориентированных некоммерческих организаций33, в сфере охраны общественного порядка34, в области экологии35. Выполнение соответствующих мероприятий может быть предусмотрено в программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также адресных муниципальных программах.

Муниципальную политику органы местного самоуправления организуют самостоятельно, но всегда с учетом действующего законодательства в стране. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов36.

В пределах полномочий, без возложения на себя других (государственных) обязательств органы местного самоуправления могут принимать дополнительные меры социальной поддержки населения. Самостоятельность органов местного самоуправления определяется их компетенцией, которая в конституционно заданных пределах37 закрепляется в действующем законодательстве38.

С учетом изложенного можно сделать вывод о реальной поддержке института местного самоуправления со стороны федерального законодателя — как через совершенствование законодательного регулирования общественных отношений и основ деятельности органов местного самоуправления, так и через выработку конкретных правовых механизмов,

способствующих эффективному выполнению органами местного самоуправления своих обязательств.

Устойчивость модели местного самоуправления в Российской Федерации в полной мере обеспечивается положениями Федерального закона РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу своего должного конституционно-правового содержания и социально-экономической обоснованности успешно реализуемых на практике.

Современная устойчивая модель местного самоуправления в Российской Федерации, обладающая большим потенциалом на текущее и перспективное развитие, успешно адаптированная к реалиям времени.

1 См.: «Европейской хартии местного самоуправления» (совершено подписание 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ 7 сентября 1998 г. № 36, ст. 4466. http://www.pravo.gov.ru

2 См.: Конституция Российской Федерации (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 4 августа 2014 г, № 31, ст. 4398. http://www.pravo.dov.ru; АлексеевИ.А., Виноградов В.А., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Зубов И.Н., Кирнос А.В., Кирсанов А.Ю., Миронов А.Л., Олим-пиев А.Ю., Осавелюк А.М., Павлов Е.А., Проценко Е.Д., Прудников А.С., Скрипкин Г.Ф., Трофимов М.С., Хазов Е.Н., Чертова Н.А., Чихладзе Л.Т., Эриашвили Н.Д. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. И.Н. Зубова, А.С. Прудникова, Е.Н. Хазова. М., 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров.

3 См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г. № 204-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» http:// www.pravo.gov.ru; Прудников А.С., Хазов Е.Н., Грудцына Л.Ю., Белоновский В.Н. Муниципальное право России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М., 2013.

4 См.: Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» http://www.pravo.gov.ru, Федеральный закон (ред. от 3 февраля 2015 г. № 8-ФЗ )«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» http://www.pravo.gov.ru); Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., Ха-зов Е.Н., Галузо В.Н. Система органов государственной власти России. Учебное пособие / М., 2013. Сер. Magister (3-е изд-е, перераб. и доп.).

5 См.: Федеральный закон 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ (ред.

29 июня 2015 г. с изм. и доп. вступ. в силу с 11 июля 2015 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления:» // Собрание законодательства РФ 6 октября 2003 г. № 40, ст. 3822. http://www. pravo.gov.ru

6 См.: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ(ред. от 13 июля 2015 г. № 254-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») http://www.pravo.gov.ru; ГабричидзеБ.Н., ЭриашвилиН.Д., Белоновский В.Н., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., Хазов Е.Н., Галу-

30 В.Н. Система органов государственной власти России. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Политология», «Государственное и муниципальное управление» / М., 2013. Сер. Magister (3-е изд-е, перераб. и доп.); Хазов Е.Н., Хазиева Р.Р. Особенности депутат-

ского мандата представительных органов власти местного самоуправления. Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 1. С. 163—166.

7 См.: Заключение Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от 11 апреля 2014 г. № 76/4 «На проект Федерального закона № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» http://www.pravo.gov.ru; Алексеев И.А., Виноградов В.А., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Зубов И.Н., Кирнос А.В., Кирсанов А.Ю., Миронов А.Л., Олимпиев А.Ю., Осавелюк А.М., Павлов Е.А., Проценко Е.Д., Прудников А.С., Скрипкин Г.Ф., Трофимов М.С., Хазов Е.Н., Чертова Н.А., Чихлад-зе Л.Т., Эриашвили Н.Д. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. И.Н. Зубова, А.С. Прудникова, Е.Н. Хазова. М., 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров.

8 См.: Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ (ред. от 4 июня 2014 г. № 150-ФЗ, с изм. от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ). «О донорстве крови и ее компонентов» http://www.pravo.gov.ru.

9 См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г. № 204-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» http:// www.pravo.gov.ru

10 См.: Ч. 3 ст. 16.2 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г. № 204-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» http://www.pravo.gov.ru

11 См.: Абз. 4 п. 4 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г. № 232-ФЗ) http://www.pravo.gov.ru.

12 См.: Ст. 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 5 октября 2015 г. № 277-ФЗ) http://www.pravo.gov.ru.

13 См.: Ч. 3 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г. № 236-ФЗ) http://www.pravo.gov.ru.

14 Ст. 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г. № 252-ФЗ) http://www.pravo.gov.ru.

15 Ст. 6.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г. № 221-ФЗ). «О водоснабжении и водоот-ведении» http://www.pravo.gov.ru

16 См.: Ст. 6.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ (ред. от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ). «О теплоснабжении» http://www.pravo.gov.ru

17 См.: Ст. 5.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ (ред. от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса») http://www.pravo.gov.ru

18 См.: Ст. 8.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г. № 203-ФЗ). «Об отходах производства и потребления» http://www.pravo.gov.ru

19 См.: Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., ЧернявскийА.Г., Кузнецов С.М., ХазовЕ.Н., ГалузоВ.Н. Система органов государственной власти России.Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Политология», «Государственное и муниципальное управление» / М., 2013. Сер. Magister (3-е изд-е, перераб. и доп.). Областной закон Ленинградской области от 7 июля 2014 г. № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» (ред. от 16 июня 2015 г. № 54-оз), Закон Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» (ред. от 30 декабря 2014 г. № 211/2014-ОЗ) и др.

20 См.: Ч. 2 ст. 14.1, ч. 2 ст. 15.1, ч. 2 ст. 16.1 Абз. 2 ч. 5 ст. 20 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г. № 204-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» http://www.pravo.gov.ru

21 См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ (ред. от 30 сентября 2015 г. № 273-ФЗ) http:// www.pravo.gov.ru; Прудников А.С., Хазов Е.Н., Грудцына Л.Ю., Белоновский В.Н. Муниципальное право России. Учебник для

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М., 2013.

22 См.: Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России / Н.С. Бондарь, М.: Норма, 2008. С. 76; АлексеевИ.А., Виноградов В.А., Егоров С.А., ЗинченкоЕ.Ю., ЗубовИ.Н., КирносА.В., Кирсанов А.Ю., Миронов А.Л., Олимпиев А.Ю., Осавелюк А.М., ПавловЕ.А., ПроценкоЕ.Д., ПрудниковА.С., Скрипкин Г.Ф., Трофимов М.С., Хазов Е.Н., ЧертоваН.А., Чихладзе Л.Т., Эриашви-ли Н.Д. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. И.Н. Зубова, А.С. Прудникова, Е.Н. Хазова. М., 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров.

23 См.: Постановление Администрации города Екатеринбурга от 22 ноября 2013 г. № 3958 «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие здравоохранения в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014—2020 годы» (ред. от 28 августа 2015 г. № 2316), постановление администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края от 31 декабря 2014 г. № 3523 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие здравоохранения муниципального образования Славянский район» на 2015—2017 годы»; Николаев Б.В., Хазов Е.Н. Конституционно-правовое противодействие расовой и национальной дискриминации в системе высшего образования в США. Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 12. С. 95—102.

24 См.: Постановление Администрации города Пскова от 5 ноября 2014 г. № 2839 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования и повышение эффективности молодежной политики» (ред. от 11 июня 2015 г. № 1287); Николаев Б.В., Хазов Е.Н. Конституционно-правовое регулирование вопросов государственного финансирования религиозных образовательных институтов и программ в США. Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 11. С. 126—129.

25 См.: Постановление администрации города Ставрополя от 31 октября 2013 г. № 3831 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Ставрополе на 2014—2018 годы» (ред. от 23 сентября 2015 г. № 2126), постановление главы администрации Старооскольско-го городского округа Белгородской области от 30 октября 2014 г. № 3671 «Об утверждении муниципальной программы «Молодость Белгородчины на территории Старооскольского городского округа на 2015—2020 годы» (ред. от 8 июля 2015 г. № 2586); Богданов А.В., Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Роль оперативных подразделений ОВД по сохранению охране и защите культурных и исторических ценностей в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 53—56.

26 См.: Постановление Администрации города Ливны от 8 ноября 2013 г. № 86 «Об утверждении муниципальной программы «Культура и искусство города Ливны Орловской области» на 2014—2016 годы» (ред. от 30 июля 2015 г. № 59), постановление Главы администрации городского поселения «Поселок Во-ротынск» от 17 ноября 2014 г. № 264 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие библиотечного обслуживания населения муниципального образования «Поселок Воротынск» на 2015—2018 годы».

27 См.: Постановление Администрации Великого Новгорода от 14 августа 2014 г. № 4349 «Об утверждении муниципальной программы Великого Новгорода «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Великом Новгороде» на 2014— 2017 годы» (ред. от 10 августа 2015 г. № 3336).

28 См.: Постановление администрации города Владимира от 1 ноября 2011 г. № 3098 «Об утверждении муниципальной программы «Совершенствование организации отдыха и оздоровления детей и подростков города Владимира» (ред. от 25 августа 2015 г. № 2963).

29 См.: Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 17 октября 2014 г. № 7592 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Содействие занятости населения муниципального образования город Краснодар», постановление главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 30 октября 2014 г. № 3674 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие экономического потенциала, формирование благоприятного предпринимательского климата и содействие занятости населения в Старооскольском городском округе на 2015—2020 годы» (ред. от 13 июля 2015 г. № 2590).

30 См.: Постановление администрации города Иванова от 24 октября 2013 г. № 2321 «Об утверждении муниципальной программы города Иванова «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иванове» (ред. от 3 сентября 2015 г. № 1704), постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 2 февраля 2015 г. № 327 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город-курорт Анапа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», постановление администрации города Сочи от 6 февраля 2015 г. № 321 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и поддержка сельского хозяйства в городе Сочи на 2015—2017 годы»; Хазов Е.Н., Гордиенко О.В. Основные направления совершенствования нормативно-правового обеспечения административно-правовых гарантий прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственными органами контрольно-надзорных функций. Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 9. С. 85—88.

31 См.: Постановление Администрации города Хабаровска от 24 мая 2012 г. № 2097 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение инвестиционной привлекательности городского округа «Город Хабаровск» на период до 2020 года» (ред. от 6 августа 2015 г. № 2788).

32 См.: Постановление Администрации Макарьевского муниципального района Костромской области от 16 мая 2014 г. № 182 «Об утверждении муниципальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Макарьевского муниципального района Костромской области на 2014—2020 годы».

33 См.: Постановление администрации города Ставрополя от 31 октября 2013 г. № 3818 «Об утверждении муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Ставрополя на 2014—2018 годы» (ред. от 31 августа 2015 г. № 1926), постановление администрации Рузского муниципального района Московской области от 14 октября 2014 г. № 2601 «Об утверждении муниципальной программы «Социальная поддержка граждан Рузского муниципального района на 2015—2019 годы», постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 15 октября 2014 г. № 7471 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Развитие гражданского общества» (ред. от 17 сентября 2015 г. № 6460).

34 См.: Постановление администрации города Барнаула от 6 февраля 2013 г. № 328 «Об утверждении программы «Комплексные меры обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в городе Барнауле на 2013—2016 годы» (ред. от 28 апреля 2015 г. № 632), постановление Администрации муниципального образования «Майминский район» от 8 мая 2013 г. № 65/1 «Об утверждении Положения о поощрении граждан, участвующих в охране общественного порядка»; Хазов Е.Н. Права и свободы человека и гражданина, их соблюдение охрана и защита и их роль органов местного самоуправления в их реализации. Государственная служба и кадры. 2014. № 2. С. 51—53.

35 См.: Постановление администрации города Владимира от 10 ноября 2014 г. № 4204 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение экологической безопасности на территории муниципального образования город Владимир» (ред. от 23 июня 2015 г. № 2219). http://www.pravo.gov.ru

36 См.: Ч. 2 ст. 18 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г. № 204-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» http://www.pravo.gov.ru

37 См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 689-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования — городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Московский университет МВД Российской Федерации. М., 2011.

38 См.: Прудников А.С., Хазов Е.Н., Грудцына Л.Ю., Белонов-ский В.Н. Муниципальное право России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.