Научная статья на тему 'Муниципальная политика: критерии самостоятельности'

Муниципальная политика: критерии самостоятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
498
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОТДЕЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / LOCAL GOVERNMENT / MUNICIPALITIES / LOCAL ISSUES / POWERS OF LOCAL GOVERNMENTS / MUNICIPAL POLICY / SOME STATE POWERS OF THE STATE PROGRAM OF THE RUSSIAN FEDERATION / STATE PROGRAMS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / INTERBUDGETARY RELATIONS / DEVELOPMENT PRIORITIES / INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хвостунова Наталья Викторовна

Рассмотрены актуальные вопросы современного конституционно-правового регулирования организации и деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации; правовые механизмы, способствующие практической реализации органами местного самоуправления полномочий в установленных сферах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хвостунова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Municipal policy: framework of independence

The article considers topical issues of modern constitutional-legal regulation of organization and activity of bodies of local self-government in the Russian Federation, the legal mechanisms facilitating practical implementation by local authorities of powers in the established sphere of activity.

Текст научной работы на тему «Муниципальная политика: критерии самостоятельности»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: КРИТЕРИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ХВОСТУНОВА,

соискатель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, e-mail: [email protected],

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы современного конституционно-правового регулирования организации и деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации; правовые механизмы, способствующие практической реализации органами местного самоуправления полномочий в установленных сферах деятельности.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальные образования, вопросы местного значения, полномочия органов местного самоуправления, муниципальная политика, отдельные государственные полномочия, государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, межбюджетные отношения, приоритеты развития, самостоятельность.

Annotation. The article considers topical issues of modern constitutional-legal regulation of organization and activity of bodies of local self-government in the Russian Federation, the legal mechanisms facilitating practical implementation by local authorities of powers in the established sphere of activity.

Keywords: local government, municipalities, local issues, powers of local governments, municipal policy, some state powers of the state program of the Russian Federation, state programs of subjects of the Russian Federation, interbudgetary relations, the development priorities, independence.

Основными нормативными правовыми актоми, регулирующим вопросы организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, является Конституция Российской Федерации1 и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3)2.

Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, территориальные, организационные, экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. В случае противоречия федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного

самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных данным Федеральным законом. Иными словами, только при наличии специального указания в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять регулирование в сфере местного самоуправления.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлен круг вопросов местного значения для различных типов муниципальных образований и определены полномочия органов местного самоуправления по решению этих вопросов.

В Федеральном законе указано, что местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах, на внутригородских территориях городов федерального значения, а также на территориях внутригородских районов, образованных в соответствии с законами субъектов Российской Федерации в городских округах с внутригородским делением.

Вопросы местного значения городских и сельских поселений определены в Федеральном законе от 6 ок-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

тября 2003 г. № 131-Ф3 раздельно. Ранее, до вступления в силу поправок, внесенных в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-Ф33, устанавливался единый перечень вопросов местного значения для поселений (городских и сельских). В ст. 14 действующей редакции документа устанавливается перечень вопросов местного значения городских поселений; за сельскими поселениями закрепляется более узкий перечень вопросов из числа установленных вопросов местного значения городских поселений. Как указано в ч. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона, законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения городских поселений. Вопросы местного значения, предусмотренные Федеральным законом для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 ст. 14, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Отдельно в ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 перечислены вопросы местного значения муниципального района.

Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ были дополнительно введены такие типы муниципальных образований, как городской округ с внутригородским делением и образуемые внутри данного городского округа в соответствии с законом субъекта Российской Федерации внутригородские районы как отдельные внутригородские муниципальные образования. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением4.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ понятия «городской округ» и «городской округ с внутригородским делением», образованные на их основе слова и словосочетания применяются в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено данными законами и иными нормативными правовыми актами. Вопросы местного значения, указанные в ст.е 16 настоящего Федерального закона, являются общими для городского округа и городского округа с внутригородским делением.

В ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ указано, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств.

Данное законодательное положение, на наш взгляд, в противовес высказываемым критическим за-

мечаниям, не должно вызывать больших опасений, и в этой связи уместно сослаться на заключение Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (проект Федерального закона № 136-ФЗ), в котором указывается, что в рассматриваемой норме речь не идет о предоставлении права субъектам Российской Федерации преобразовывать отдельные государственные полномочия субъектов Российской Федерации, установленные нормами Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ5, в дополнительные вопросы местного значения и закреплении их за городскими округами с внутригородским делением; данные вопросы могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации только в сферах общественных отношений, на которые не распространяются пределы действия государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации6. Но, безусловно, насколько качественным и эффективным будет данное законодательное регулирование, покажет практика применения соответствующих норм.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определены вопросы местного значения внутригородских районов. Законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением и принятым в соответствии с ними уставом внутригородского района за внутригородскими районами могут закрепляться также иные вопросы из числа установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом вопросов местного значения городских округов.

Отдельно в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ перечислены вопросы, не относящиеся к вопросам местного значения, но которые имеют право решать органы местного самоуправления. К таким вопросам относится, например, создание музеев, участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, осуществление мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»7, создание (осуществление функций учредителя) муниципальных образовательных организаций высшего образования и другие вопросы8.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ указывается, какими полномочиями обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов для решения вопросов местного значения (ст. 17 настоящего Федерального закона). Перечень полномочий не является исчерпывающим и, согласно п. 9 ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона, органы местного самоуправления могут осуществлять иные полномочия в соответствии с данным Федеральным законом и уставами муниципальных образований.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установил, что полномочия органов местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органов местного самоуправления внутригородских районов по решению вопросов местного значения внутригородских районов могут разграничиваться между указанными органами законами субъекта Российской Федерации9 (это связано, например, с осуществлением полномочий по установлению и прекращению действия местных налогов и сборов, когда данные полномочия, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, осуществляют представительные органы внутригородских районов либо представительные органы городского округа с внутригородским делением10).

Особым предметом ведения органов местного самоуправления, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, является исполнение отдельных государственных полномочий. В Федеральном законе подробно раскрывается механизм наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Установлено, что финансовое обеспечение передаваемых государственных полномочий осуществляется только за счет субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением отдельных, предусмотренных настоящим Федеральным законом, полномочий (в сфере управления муниципальной собственностью, формирования, установления и исполнения бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ муниципального образования и некоторых иных)).

В соответствии с действующим отраслевым законодательством такое перераспределение стало возможным, например, в области земельных11, жилищных отношений12, в области градостроительной деятельности13, в сфере водоснабжения и водоотведения14, в сфере теплоснабжения15, в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального ком-плекса16, в области обращения с отходами17.

С учетом норм федерального законодательства стали приниматься законы субъектов Российской Федерации о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, предусматривающие осуществление полномочий органов местного самоуправления за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации18.

Органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если такое участие предусмотрено федеральными законами, решать иные вопросы, не отнесенные

к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из компетенции муниципальных образований федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов.

Вне зависимости от наличия специальных указаний в федеральных законах органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан19.

Нормативная правовая база местного самоуправления, между тем, не исчерпывается Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и включает в себя федеральные законы, имеющие отраслевой характер и также, напрямую или косвенным образом, затрагивающие местное самоуправление. В отраслевых федеральных законах, регулирующих соответствующую сферу общественных отношений, устанавливаются полномочия органов власти всех уровней, уточняются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

На федеральном уровне создаются правовые, организационные, финансовые механизмы взаимодействия органов публичной власти различных уровней.

В качестве инструментов регулирования межбюджетных отношений Бюджетным кодексом предусмотрены различные формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету20.

В федеральном законодательстве закреплены механизмы участия органов местного самоуправления в реализации общегосударственной политики.

Местное самоуправление в Российской Федерации признано самостоятельным уровнем власти. Но важно уточнить, что самостоятельность местной власти не предполагает ее обособления от государственной власти.

Местное самоуправление в Российской Федерации является неотъемлемым элементом единой политики государства.

Ряд вопросов публичного значения не может быть решен за счет усилий только лишь одного уровня публичной власти, даже если формально такие вопросы отнесены к предметам ведения государственной власти или к вопросам местного значения21.

Существуют вопросы, решение которых требует участия и государственных, и муниципальных органов власти.

Эффективным средством реализации государственной политики по приоритетным направлениям развития стали государственные программы (государственные программы Российской Федерации и государственные программы субъектов Российской Федерации).

Характерно, что указанные государственные программы рассчитаны на совместное (долевое) участие в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

их реализации различных субъектов публичной власти

- как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления, о чем заявляется в программах.

На уровне муниципальных образований принимаются муниципальные программы, предусматривающие, в том числе, выделение бюджетных ассигнований из местного бюджета на реализацию мероприятий, софинансирование которых в рамках региональных программ осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, а также средств федерального бюджета. Принимаются муниципальные программы в сфере развития здравоохранения22, образования23, физической культуры, спорта и молодежной поли-тики24, в сфере культуры, развития библиотечного дела25, социальной поддержки населения26, организации отдыха детей27, содействия занятости28, содействия развитию сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства29, повышения инвестиционной привлекательности муниципального об-разования30, устойчивого развития сельских территорий31, поддержки институтов гражданского общества и социально ориентированных некоммерческих орга-низаций32, в сфере охраны общественного порядка33, в области экологии34. Выполнение соответствующих мероприятий может быть предусмотрено в программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также адресных муниципальных программах.

Муниципальную политику органы местного самоуправления организуют самостоятельно, но всегда с учетом действующего законодательства в стране.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов35.

В пределах полномочий, без возложения на себя «чужих» (государственных) обязательств, органы местного самоуправления могут принимать дополнительные меры социальной поддержки населения.

Самостоятельность органов местного самоуправления определяется их компетенцией, которая в конституционно заданных пределах36 закрепляется в действующем законодательстве37.

С учетом изложенного можно сделать вывод о реальной поддержке института местного самоуправления со стороны федерального законодателя

- как через совершенствование законодательного регулирования общественных отношений и основ деятельности органов местного самоуправления, так и через выработку конкретных правовых механизмов, способствующих эффективному выполнению органами местного самоуправления своих обязательств.

Устойчивость модели местного самоуправления в Российской Федерации в полной мере обеспечивается положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местно-

го самоуправления в Российской Федерации», в силу своего должного конституционно-правового содержания и социально-экономической обоснованности успешно реализуемых на практике.

Современная устойчивая модель местного самоуправления в Российской Федерации, обладающая большим потенциалом на текущее и перспективное развитие, успешно адаптированная к реалиям времени, в долгосрочной перспективе вполне может трансформироваться, вопреки распространению противоположных прогнозов, в модель управления с преобладанием общественных (негосударственных) начал.

1 Конституция Российской Федерации (ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2014. 4 августа. № 31, ст. 4398. http://www. pravo.dov.ru.; Алексеев И.А., Виноградов В.А., Егоров С.А., Зин-ченко Е.Ю., Зубов И.Н., Кирнос А.В., Кирсанов А.Ю., Миронов

A.Л., Олимпиев А.Ю., Осавелюк А.М., Павлов Е.А., Проценко Е.Д., ПрудниковА.С., СкрипкинГ.Ф., ТрофимовМ.С., ХазовЕ.Н., ЧертоваН.А., ЧихладзеЛ.Т., ЭриашвилиН.Д. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. И.Н. Зубова, А.С. Прудникова, Е.Н. Хазова. М., 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров.

2 Прудников А.С., Хазов Е.Н., Грудцына Л.Ю., Белоновский

B.Н Муниципальное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М., 2013; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29 июня 2015 г. № 204-ФЗ), далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 29 июня 2015 г. № 204-ФЗ).

3 Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 3 февраля 2015 г. № 8-ФЗ); Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., Чернявский А.Г., Кузнецов

C.М., Хазов Е.Н., Галузо В.Н. Система органов государственной власти России: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Политология», «Государственное и муниципальное управление» / М., 2013. Сер. Magister (3-е изд., перераб. и доп.)

4 Абзацы 7, 8 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г. № 204-ФЗ).

5 Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., Хазов Е.Н., Галузо В.Н. Система органов государственной власти России: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Политология», «Государственное и муниципальное управление» / М., 2013. Сер. Magister (3-е изд., перераб. и доп.); Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 13 июля 2015 г. № 254-ФЗ); Хазов Е.Н., Хазиева Р.Р. Особенности депутатского мандата

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

представительных органов власти местного самоуправления // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 1. С. 163-166.

6 Заключение Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от 11 апреля 2014 г. № 76/4 «На проект Федерального закона № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Алексеев И.А., Виноградов В.А., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Зубов И.Н., Кирнос А.В., Кирсанов А.Ю., Миронов А.Л., Олимпиев А.Ю., Осавелюк А.М., Павлов Е.А., Проценко Е.Д., Прудников А.С., Скрипкин Г.Ф., Трофимов М.С., Хазов Е.Н., Чертова Н.А., Чихладзе Л.Т., Эриашвили Н.Д. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. И.Н. Зубова, А.С. Прудникова, Е.Н. Хазова. М.а, 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров.

7 Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (ред. от 4 июня 2014 г. № 150-ФЗ, с изм. от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ).

8 Часть 1 ст. 14.1, ч. 1 ст. 15.1, ч. 1, 1.1 ст. 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г. № 204-ФЗ).

9 Часть 3 ст. 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г. № 204-ФЗ).

10 Абзац 4 п. 4 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г. № 232-ФЗ).

11 Статья 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 5 октября 2015 г. № 277-ФЗ).

12 Часть 3 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г. № 236-ФЗ).

13 Статья 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г. № 252-ФЗ).

14 Статья 6.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (ред. от 13 июля 2015 г. № 221-ФЗ).

15 Статья 6.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (ред. от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ).

16 Статья 5.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (ред. от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ).

17 Статья 8.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 29 июня 2015 г. № 203-ФЗ).

18 Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., Хазов Е.Н., Галузо В.Н. Система органов государственной власти России: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Политология», «Государственное и муниципальное управление» / М., 2013. Сер. Magister (3-е изд., перераб. и доп.); Областной закон Ленинградской области от 7 июля 2014 г. № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправ-

ления Ленинградской области» (ред. от 16 июня 2015 г. № 54-оз); Закон Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-0З «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» (ред. от 30 декабря 2014 г. № 211/2014-0З) и др.

19 Часть 2 ст. 14.1, ч. 2 ст. 15.1, ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г. № 204-ФЗ). Абзац 2 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г. № 204-ФЗ).

20 Прудников А.С., Хазов Е.Н., Грудцына Л.Ю., Белоновский В.Н Муниципальное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М., 2013. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 30 сентября 2015 г. № 273-ФЗ).

21 Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России / Н.С. Бондарь, М.: Норма, 2008. С. 76; Алексеев И.А., Виноградов В.А., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Зубов И.Н., Кирнос А.В., Кирсанов А.Ю., Миронов А.Л., Олимпиев А.Ю., Осавелюк А.М., ПавловЕ.А., ПроценкоЕ.Д., ПрудниковА.С., СкрипкинГ.Ф., Трофимов М.С., ХазовЕ.Н., ЧертоваН.А., ЧихладзеЛ.Т., Эриашвили Н.Д. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. И.Н. Зубова, А.С. Прудникова, Е.Н. Хазова. М., 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров

22 Постановление Администрации города Екатеринбурга от 22 ноября 2013 г. № 3958 «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие здравоохранения в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014 - 2020 годы» (ред. от 28 августа 2015 г. № 2316), постановление администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края от 31 декабря 2014 г. № 3523 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие здравоохранения муниципального образования Славянский район» на 2015 - 2017 годы»; Николаев Б.В., Хазов Е.Н. Конституционно-правовое противодействие расовой и национальной дискриминации в системе высшего образования в США // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 12. С. 95-102.

23 Постановление Администрации города Пскова от 5 ноября 2014 г. № 2839 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования и повышение эффективности молодежной политики» (ред. от 11 июня 2015 г. № 1287); Николаев Б.В., Хазов Е.Н. Конституционно-правовое регулирование вопросов государственного финансирования религиозных образовательных институтов и программ в США // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 11. С. 126-129.

24 Постановление администрации города Ставрополя от 31 октября 2013 г. № 3831 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Ставрополе на 2014 - 2018 годы» (ред. от 23 сентября 2015 г. № 2126), постановление главы администрации Старооскольско-го городского округа Белгородской области от 30 октября 2014 г. № 3671 «Об утверждении муниципальной программы «Молодость Белгородчины на территории Старооскольского городского округа на 2015 - 2020 годы» (ред. от 8 июля 2015 г. № 2586); Богданов А.В., Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Роль оперативных подразделений ОВД по сохранению охране и защите культурных

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

и исторических ценностей в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 53-56.

25 Постановление Администрации города Ливны от 8 ноября 2013 г. № 86 «Об утверждении муниципальной программы «Культура и искусство города Ливны Орловской области» на

2014 - 2016 годы» (ред. от 30 июля 2015 г. № 59), постановление Главы администрации городского поселения «Поселок Во-ротынск» от 17 ноября 2014 г. № 264 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие библиотечного обслуживания населения муниципального образования «Поселок Воротынск» на 2015 - 2018 годы».

26 Постановление Администрации Великого Новгорода от 14 августа 2014 г. № 4349 «Об утверждении муниципальной программы Великого Новгорода «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Великом Новгороде» на 2014 -2017 годы» (ред. от 10 августа 2015 г. № 3336).

27 Постановление администрации города Владимира от 1 ноября 2011 г. № 3098 «Об утверждении муниципальной программы «Совершенствование организации отдыха и оздоровления детей и подростков города Владимира» (ред. от 25 августа

2015 г. № 2963).

28 Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 17 октября 2014 г. № 7592 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Содействие занятости населения муниципального образования город Краснодар», постановление главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 30 октября 2014 г. № 3674 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие экономического потенциала, формирование благоприятного предпринимательского климата и содействие занятости населения в Старооскольском городском округе на 2015 - 2020 годы» (ред. от 13 июля 2015 г. № 2590).

29 Постановление администрации города Иванова от 24 октября 2013 № 2321 «Об утверждении муниципальной программы города Иванова «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иванове» (ред. от 3 сентября 2015 г. № 1704), постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 2 февраля 2015 г. № 327 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город-курорт Анапа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», постановление администрации города Сочи от 6 февраля 2015 г. № 321 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и поддержка сельского хозяйства в городе Сочи на 2015 - 2017 годы»; Хазов Е.Н., Гордиенко О.В. Основные направления совершенствования нормативно-правового обеспечения административно-правовых гарантий прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственными органами контрольно-надзорных функций // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 9. С. 85-88.

30 Постановление Администрации города Хабаровска от 24 мая 2012 г. № 2097 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение инвестиционной привлекательности го-

родского округа «Город Хабаровск» на период до 2020 года» (ред. от 6 августа 2015 г. № 2788).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 Постановление Администрации Макарьевского муниципального района Костромской области от 16 мая 2014 г. № 182 «Об утверждении муниципальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Макарьевского муниципального района Костромской области на 2014 - 2020 годы».

32 Постановление администрации города Ставрополя от 31 октября 2013 г. № 3818 «Об утверждении муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Ставрополя на 2014 - 2018 годы» (ред. от 31 августа 2015 г. № 1926), постановление администрации Рузского муниципального района Московской области от 14 октября 2014 г. № 2601 «Об утверждении муниципальной программы «Социальная поддержка граждан Рузского муниципального района на 2015 - 2019 годы», постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 15 октября 2014 г. № 7471 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Развитие гражданского общества» (ред. от 17сентя-бря 2015 г. № 6460).

33 Постановление администрации города Барнаула от 06.02.2013 № 328 «Об утверждении программы «Комплексные меры обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в городе Барнауле на 2013 - 2016 годы» (ред. от 28 апреля 2015 г. № 632), постановление Администрации муниципального образования «Майминский район» от 8 мая 2013 г. № 65/1 «Об утверждении Положения о поощрении граждан, участвующих в охране общественного порядка»; Хазов Е.Н. Права и свободы человека и гражданина, их соблюдение охрана и защита и их роль органов местного самоуправления в их реализации // Государственная служба и кадры. 2014. № 2. С. 51-53.

34 Постановление администрации города Владимира от 10 ноября 2014 г. № 4204 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение экологической безопасности на территории муниципального образования город Владимир» (ред. от 23 июня 2015 г. № 2219).

35 Часть 2 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г. № 204-ФЗ).

36 Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 689-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Московский университет МВД Российской Федерации. М., 2011.

37 Прудников А.С., Хазов Е.Н., Грудцына Л.Ю., Белоновский В.Н Муниципальное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.