pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733
Регион в национальной экономике
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖСЕКТОРНОГО ВЗАИМОДЕИСТВИЯ НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Юлия Геннадьевна КОРОЛЁВА
аспирантка кафедры государственного и муниципального управления,
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева,
Саранск, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: отсутствует
История статьи:
Получена 15.11.2017 Получена в доработанном виде 30.11.2017 Одобрена 12.12.2017 Доступна онлайн 13.04.2018
УДК 332.1: 338.43 (470.345) R11, R12, R13
Ключевые слова:
взаимодействие, межсекторное партнерство, некоммерческие организации, бизнес, местное самоуправление
Аннотация
Предмет. Социальное взаимодействие главных секторов общества, складывающихся в процессе формирования системы эффективного сотрудничества. Проблемы, возникающие в процессе развития сельских территорий в рамках межсекторного диалога.
Цели. Целостно-логическое исследование сложной структуры сотрудничества бизнеса, государства и общественности. Рассмотрение особенностей диалога между секторами на сельских территориях региона. Анализ практики активного участия различных секторов в разработке и внедрении социально значимых проектов. Методология. В процессе работы использованы системный подход и такие методы, как классификация, сравнительный и проблемный анализ.
Результаты. Оценка эффективности реализации двух-, трехсекторной модели сотрудничества показала, что в условиях критической стабильности возможны положительные сдвиги. Инициативы по развитию территорий все чаще исходят от общественности и бизнеса. Заметно увеличилось участие в различных конкурсах и грантах. Постепенное привлечение инвестиций на территорию становится для некоторых районов трендом. Рассмотрена практика внедрения реализации межсекторного социального сотрудничества на сельских территориях. Выводы. Реализация межсекторного социального взаимодействия на сельских территориях возможна при разработке четкого механизма сотрудничества. Отдельные выводы и положения данной работы могут использоваться муниципальными образованиями для повышения эффективности реализации проектов и программ по развитию территории.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Королёва Ю.Г. Реализация межсекторного взаимодействия на сельских территориях Республики Мордовия: социальный аспект // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Т. 16, № 5. -С. 844 - 855.
https://doi.Org/10.24891/re.16.5.844
Проблемы развития любого государства могут заключаться в особенностях географического положения или геополитического статуса страны, климатических условиях, наличии полезных ископаемых, культурных особенностях и т.п. Этот перечень не является исчерпывающим, для каждой страны, территории он особенный.
Межсекторное социальное взаимодействие на сельских территориях должно стать уникальным методом сотрудничества
государства, бизнеса и некоммерческих организаций. Этот диалог должен быть реализован с учетом потребностей и особенностей каждого сектора, а также уникальности определенной территории. Именно особенности каждой страны или конкретной территории играют важную роль в деятельности правящих элит. Однако не всегда эта специфика учитывается в законодательных документах и проектах. Базовые характерные черты отраслей экономики слабо отражены в принятых программах.
В настоящее время развитие каждой территории зависит от слаженной работы всех звеньев общества. Именно готовность к сотрудничеству, конструктивному диалогу некоммерческих организаций, бизнеса и государства поможет решить острые проблемы региона.
В России пока еще четко не представлен и не разработан механизм межсекторного взаимодействия, но многие принятые нормативно-правовые акты некоторым образом регулируют эту область (рис. 1).
До сих пор отсутствует достаточная нормативно-правовая база для обеспечения взаимодействия государства с частным капиталом в различных областях, связанных с оказанием услуг населению. На данный момент на уровне субъектов РФ действует несколько десятков законов о государственно-частном партнерстве и множество других правовых актов, регулирующих эту деятельность. Эти акты приняты в разное время, поэтому неудивительно, что в них много противоречий. Их применение оказывается делом нелегким, что настораживает частных инвесторов. К примеру, в Республике Мордовия создана база для развития межсекторного взаимодействия на сельских территориях и не только (рис. 2), но механизм такого взаимодействия еще не отлажен.
Многие муниципальные образования приняли нормативные акты, наиболее характерные с точки зрения правового регулирования муниципального гранта и муниципального социального заказа.
В последние годы принимаются и реализуются нормативно-правовые акты (НПА), направленные на развитие социальной сферы, инженерной инфраструктуры в сельской местности1, а также на повышение
1 Никовская Л.И., Якимец В.Н., Молокова М.А. Публичная политика как институт и механизм реализации стратегии партнерства власти, бизнеса и некоммерческого сообщества (на примере Курской области) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 2. С. 198-203. URL: http://upravlenie.uriu.ranepa.ru/wp-content/uploads/2016/07/198-2031.pdf
качества местного самоуправления в рамках межсекторного партнерства2.
Важными критериями конструктивного межсекторного взаимодействия являются не только разработанные и принятые нормативные документы, но и четкое представление о целях и задачах каждого сектора сотрудничества [1, 2]. Цели и задачи межсекторного взаимодействия основаны на согласовании социально-экономической
политики в рамках двухсекторного или трехсекторного диалога (рис. 3).
Этот диалог должен быть основан на принципах учета интересов сторон, ответственности, равноправия и обязательности выполнения договоренностей [3-6].
В процессе развития общества возникают новые проблемы, требующие оперативного решения. Необходимо разрабатывать меры и правовые нормы, способные предотвратить возникновение подобных обстоятельств в будущем, особенно в социально-экономической сфере.
Наблюдается положительная тенденция в области взаимодействия государственного некоммерческого и коммерческого секторов в Мордовии. На базе бизнес-инкубатора региона сформирована основа для межсекторного взаимодействия, включающая в себя и муниципальные образования. К ним относятся Бизнес-центры, созданные в г. Ардатов (ООО «Центр-Бизнеса»), в с. Торбеево (ООО «ТПО Союз»), в п. Чамзинка, (ООО «Бизнесцентр»), в г. Темников (ООО «Консультант)3».
Общественные объединения и организации в Мордовии активизируются, они начали участвовать в грантах и конкурсах. На
2 Матвеева Е.Д., Шершитский А.А. Реализация отдельных аспектов концессионных соглашений для проектов государственно-частного партнерства на примере концессионного проекта создания системы комплексной безопасности дорожного движения в Рязанской области // Бизнес-образование в экономике знаний. 2016. № 2.
С. 67-69. URL: http://bibs-
science.ru/archive/sbornik_16/2/bibs_science_2016_2_4.pdf
3 Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. URL: http://binkrm.ru/podder/infr/q1
площадке сайта Государственной поддержки некоммерческих неправительственных
организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые идеи, было представлено более 10 проектов4.
Представлены 3 проекта на всероссийском сайте Банка проектов развития сельских территорий. Всероссийский мордовский фестиваль «Масторавань морот» («Песни матери-земли») проводится благодаря этому конкурсу проектов. Фестиваль предоставляет возможность узнать национальные особенности республики, а также способствует развитию сельского туризма5.
Проект «Комплексное обустройство площадки под компактную жилищную застройку в поселке станции Всеводское» направлен на комплексное планирование развития сельских территорий, а также на его устойчивое развитие, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, развитие социальной сферы, улучшение качества среды проживания6.
Многие другие реализованные и реализуемые проекты в области развития сельских территорий Республики Мордовия доказывают эффективность межсекторного взаимодействия. Большинство проектов реализуется при финансовой поддержке целевых программ, разработанных правительством страны, местными властями. Следует отметить разработку новых направлений деятельности, повышение качества ежегодно представляемых проектов.
Оптимизация социальных идей служит для многих регионов толчком к началу эффективного развития территории. За последние пять лет в разы увеличилось количество сайтов, аккумулирующих предложения по развитию социальной сферы.
4 Фонд президентских грантов. URL: http://grants.oprf.ru/projects/? search=&offset=0&operator=&profile=&district
5 Всероссийский мордовский фестиваль. URL: http://ruraldevelopment. ru/projects/91/
6 Развитие села: комплексное обустройство площадки под компактную жилищную застройку в поселке станции
Воеводское.
URL: http://ruraldevelopment.rU/projects/24/#passport
Специалисты обрабатывают информацию, поступающую со всех уголков страны, проекты затрагивают практически всех представителей целевой аудитории: пожилых людей, молодежь до 30 лет, детей и т.д. Представлено много интересных проектов для сельских жителей, часто такие проекты связаны с реализацией сельскохозяйственной продукции, а также с упрощением и модернизацией труда, улучшением качества жизни сельского населения'.
Проекты в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) реализуются все активнее и быстрее, регионы на базе платформы поддержки инфраструктурных проектов предоставляют и воплощают свои идеи [7]. Составляется рейтинг, учитывающий развитие институциональной среды в сфере ГЧП, состояние нормативно-правового обеспечения, а также положительный опыт реализации проектов8. По этим данным первые места по Приволжскому федеральному округу занимают Самарская область (82,7%), Нижегородская область (69,4%) и Республика Башкортостан (67,7%). Республика Мордовия занимает предпоследнее место по уровню развития ГЧП за 2016-2017 г.г. (22,3%), опережая только Республику Марий Эл (16,5%).
Конструктивное взаимодействие между бизнесом, некоммерческими организациями и администрацией муниципальных образований является гарантией использования потенциала сельских территорий, увеличивает синергетический эффект при минимальном влиянии угроз [8, 9].
Постоянные внешние и внутренние удары по экономике страны оказывают негативное воздействие в том числе и на сельские территории, от стабильности развития которых зависит экономическая безопасность государства. Задача государства заключается в создании конкурентоспособной системы сотрудничества, способной противостоять внутренним и внешним негативным факторам [10-12].
7 Банк социальных идей.
URL: http://www.social-idea.ru/ideas
8 Платформа поддержки инфраструктурных проектов. URL: http://www.pppi.ru/regions?region
Социально-экономическое развитие Республики Мордовия является достаточно сложным и многогранным процессом. На протяжении десяти лет республика по социально-экономическому развитию находится на последних местах среди регионов Приволжского федерального округа [13-16].
Изменить ситуацию в лучшую сторону возможно благодаря политической стабильности, институциональным и законодательным преобразованиям в бюджетной и налоговой сферах, взвешенной макроэкономической политике, а также
" 9
реализации кластерной политики9, поэтому важно обеспечить формирование условий для появления новых секторов за счет реформирования рынка труда и рынка образовательных услуг. Необходимо привлекать к разработке социально значимых проектов местное население, следует создать рабочую выездную комиссию для работы с местными жителями. Важно развивать пространственную организацию региона,
сохранить демографический и социальный капитал.
В Республике Мордовия реализуется множество программ по улучшению демографической ситуации, но численность населения по муниципальным образованиям постоянно уменьшается. Эффективное взаимодействие между секторами постепенно поможет остановить демографический кризис путем улучшения в том числе и социально-экономических показателей.
Несмотря на многочисленные проблемы, эффективное развитие сельских территорий в рамках межсекторного партнерства возможно. Наблюдается положительная динамика в разработке проектов в данной области. Можно сделать вывод, что уровень доверия к межсекторному партнерству ежегодно растет, увеличивается и положительный эффект данного взаимодействия. При разработке четкого механизма взаимодействия решение острых социально-экономических проблем потребует, возможно, меньших сил и средств.
9 Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/819073683
Рисунок 1
Базовые нормативно-правовые акты развития межсекторного социального взаимодействия Figure 1
The basic regulatory and legal acts on development of intersectoral social cooperation
Конституция Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации
Жилищный кодекс Российской Федерации
я ей H Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
V >Я V 1 Л Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муннципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
«n CQ £ Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
X о" ■л Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
<ь и ri Федеральны» закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях»
Ь Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Ф3 (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
ъ Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
ê е* Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
и Федеральные законы об иных государственных корпорациях: «О Российской корпорации нанотехнологий», ЖКХ, и т.д.
Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 2
Документы, формирующие основу межсекторного взаимодействия Figure 2
The legal framework of intersectoral interaction
Закон Республ! м i Мордов! и «О Стратегии соцпально-эконом гоеского р n i si m и РеспублпкпМордовиядо 2025 года» (принят ГС РМ от 25,09,2008. .N»94-3)
Государственная программа Рес-пу б.ш mi Мор дов! м «Р<тзв1 mie ку -льтурыитуршма» на 2014- 201S годы (утв. постановлением Пр ав) пгельства Республики Мордовия отот23.12.2013 Ns579)
Постановление Прав! пел ьства Республики Мордовия от 06.07. 201?. ,N'240S«0Порядкепредоставленпя ш республиканского бюджета Республики Мордовия грантовна развитие материально-техническоГ! базы ^сельскохозяйственных потреб! ггельскух-
кооперативов»
Основные документы в области межсекторного взаимодействия Республики Мордовия
Государственная программа у стой'п шого развития сельских терр! ггории Республики Мордовия на 2014- 2017 годы и на период до 2020 года (утв. постановлением Пра вптельс тва Pecnv6.ni dg i Мордов1 га от 06.09.2013 №373)
Закон Pecnvo.ni по IЛ 1ордош йот 02.02.2017 №2-3 «О государ с твеннои поддержке инвестиционной деятельности в
РеспубликеМордовия» ,____)
ч
Постановление Правительства РеспубликпМордоБпяот 20 04.2009.
№ 168 «Об утверждении У слов! ш 11 порядка предоставлен! 1я
грантов начинающим малым предприятиям на создание и развитие собственного б! внеса (дела)»
_У
\
Постановление Правительства Республики Мордовия от 17.02.2014. №66 «Об утвержденииПорядка определения обьема и предоставления субсидии социально ор иентир о ванным неко№1Ч>ческим органа нациям», и т. д
V_У
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 3
Модель межсекторного взаимодействия в Республике Мордовия Figure 3
A model of intersectoral cooperation in the Republic of Mordovia
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Голденова В.С., Пахомкин С.С. Проблемы взаимодействия государства и бизнеса
в направлении улучшения инвестиционной привлекательности региона (на материалах Республики Калмыкия). // Вестник Калмыцкого университета. 2014. № 2. С. 62-67. URL: http://www.kalmsu.ru/files/Vestnik_2_2014.pdf
2. Калинкина О.Н. Пути оптимизации межсекторного социального партнерства (на примере Пермского края). // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 1.
С. 68-71. URL: https://cyberlemnka.ra/artide/v/puti-optimizatsii-mezhsektornogo-sotsialnogo-partnerstva-na-primere-permskogo-kraya
3. Мироненко Н.В. Построение взаимодействия НКО и населения в межсекторном социальном партнерстве // Вестник ОрелГИЭТ. 2014. № 2. С. 144-149.
URL: http://orelgiet.ru/docs/v1/v26.pdf
4. Волкова О.А., Гребенникова Ю.А. Межсекторное партнерство в системе социальной защиты населения региона (по материалам фокус-группы) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Право. 2016. № 3. Вып. 35. С. 37-41. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/mezhsektomoe-partnerstvo-v-sisteme-sotsialnoy-zaschity-naseleniya-regiona-po-materialam-fokus-gruppy
5. Волкова О.А., Гребенникова Ю.А. Система социальной защиты населения региона на основе межсекторного социального партнерства: модели взаимодействия // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. T. 2. №. 2. C. 12-17.
URL: https://doi.org/10.21603/2078-8975-20l5-2-12-17
6. Чернявский Р.Г. Особенности институционализации межсекторного социального партнерства в российском обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 3. С. 129-134.
URL: https://cyberleninka.ru/artide/v/osobennosti-institutsionanzatsii-mezhsektornogo-sotsialnogo-partnerstva-v-rossiyskom-obschestve
7. Пестунова Г.Б. Оценка интегрального показателя эффективности от внедрения инновационного ГЧП-проекта на региональном уровне // Друкеровский вестник. 2015. № 4. С. 179-192. URL: https://doi.org/10.17213/2312-6469-2015-4-179-192
8. Боджаева В.В., Сангаджиева Д.В. Актуальные проблемы развития ГЧП в регионах России // Вестник Калмыцкого университета. 2013. № 4. С. 58-61.
URL: http://www.kalmsu.ru/files/dokyment2011/p_k_2012/Vestnik_1_2/vestnik_4_20.pdf
9. Саликов Ю.А., Золотарёва И.И., Бородкина Т.А. Угрозы экономической безопасности региона // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2017. Т. 79. № 1. С. 490-496. URL: https://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-1-490-496
10. Чернова С.Г. Необходимость государственно-частного партнерства в высшем образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 4. С. 76-84.
URL: http://profed.nsau.edu.ru/jour/article/viewFile/79/80.pdf
11. Козлова О.А., Шеломенцев А.Г., Петровская А.А. Методические вопросы оценки социальной результативности проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 8. С. 20-23.
URL: http://vestnik.osu.ru/2014_8/4.pdf
12. Хрусталёв Е.Ю., Ларин С.Н. Новые тенденции в организации партнерских отношений государства и бизнеса в инновационной сфере // Дайджест-Финансы. 2011. № 9. С. 14-22. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/novye-tendentsii-v-organizatsii-partnerskih-otnosheniy-gosudarstva-i-biznesa-v-innovatsionnoy-sfere
13. Ромодина И.В., Силин М.В., Мерзлов И.Ю. Институциональная среда государственно-частного партнерства: опыт Пермского края // Ars Administrandi (Искусство управления). 2015. № 3. С. 28-45. URL: http://ars-administrandi.com/journal/ArsAdministrandi2015_3.pdf
14. Окилов И.С. Формирование стратегии государственно-частного партнерства в инновационном развитии регионов // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2016. № 2/4. С. 168-171.
URL: http://vestnik-ec.tnu.tj/vestnik/2016/Vestnik_2016_2_4.pdf
15. Сильвестров С.Н., Рыкова И.Н. Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики: формирование и развитие инновационных систем: монография. М.: Дашков и Ко, 2011. 292 с.
16. Снатенков А.А. Многомерная оценка экономико-экологического состояния регионов
Приволжского федерального округа // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. № 3. С. 187-190.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogomernaya-otsenka-ekonomikoekologicheskogo-sostoyaniya-regionov-privolzhskogo-federalnogo-okruga
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-1477 Region in National Economy
eISSN 2311-8733
INTERSECTORAL COOPERATION IN RURAL AREAS OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA: A SOCIAL ASPECT
Yuliya G. KOROLEVA
National Research Ogarev Mordovia State University (MRSU), Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation [email protected] ORCID: not available
Article history:
Received 15 November 2017 Received in revised form 30 November 2017 Accepted 12 December 2017 Available online 15 May 2018
JEL classification: R11, R12, R13
Keywords: mechanism of interaction, cross-sector partnership, nonprofit organization, businesses, local self-government
Abstract
Importance This article discusses the social interaction of the main sectors of society and problems arising in the process of development of rural territories in the framework of intersectoral dialogue.
Objectives The article explores the complex structure of cooperation between business, government and the general public, peculiarities of dialogue between sectors in rural areas of the region, and it analyses the practices of active participation of different sectors in development and implementation of socially significant projects.
Methods For the study, I used the methods of systems approach, problem analysis, classification, and comparison.
Results The article presents certain results of evaluation of the effectiveness of implementation of the two-and three-sector models of cooperation in rural areas. Conclusions and Relevance Developing a clear mechanism for cooperation is to contribute to the implementation of intersectoral social cooperation in rural areas. Some conclusions and provisions of this work can be used by municipal entities to improve the efficiency of implementation of projects and programs on development of the territory.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Please cite this article as: Koroleva Yu.G. Intersectoral Cooperation in Rural Areas of the Republic of Mordovia: A Social Aspect. Regional Economics: Theory and Practice, 2018, vol. 16, iss. 5, pp. 844-855. https ://doi.org/10.24891/re.16.5.844
References
1. Goldenova V.S., Pakhomkin S.S. [Problems of government and business interaction in improving investment attractiveness of regions (on materials of the Republic of Kalmykia)]. Vestnik Kalmytskogo universiteta = Bulletin of Kalmyk University, 2014, no. 2, pp. 62-67.
URL: http://www.kalmsu.ru/files/Vestnik_2_2014.pdf (In Russ.)
2. Kalinkina O.N. [Ways of optimization of inter-sector social partnership (an example of Perm Krai)]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2012, no. 1, pp. 68-71. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/puti-optimizatsii-mezhsektornogo-sotsialnogo-partnerstva-na-primere-permskogo-kraya (In Russ.)
3. Mironenko N.V. [Construction of NPO and population interaction in intersector social partnership]. Vestnik OrelGIET = OrelSIETBulletin, 2014, no. 2, pp. 144-149. URL: http://orelgiet.ru/docs/v1/v26.pdf (In Russ.)
4. Volkova O.A., Grebennikova Yu.A. [Intersectional partnership in system of social protection of population of the region (materials of focus groups)]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo = Belgorod State University Scientific Bulletin. Series: Philosophy. Sociology. Law, 2016, vol. 3, iss. 35, pp. 37-41.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/mezhsektornoe-partnerstvo-v-sisteme-sotsialnoy-zaschity-naseleniya-regiona-po-materialam-fokus-gruppy (In Russ.)
5. Volkova O.A., Grebennikova Yu.A. [Regional system of social protection of population on the basis of inter-sectoral social partnership: models of interaction]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2015, vol. 2, no. 2, pp. 12-17. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-2-12-17
6. Chernyavskii R.G. [Role and features of institutionalization of intersector social partnership in the Russian society]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya = Bulletin of Adyghe State University. Series: Region Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Culturology, 2012, no. 3, pp. 129-134.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-institutsionalizatsii-mezhsektornogo-sotsialnogo-partnerstva-v-rossiyskom-obschestve (In Russ.)
7. Pestunova G.B. [Evaluation of the integral indicator of efficiency from the introduction innovative PPP projects at the regional level]. Drukerovskii vestnik, 2015, no. 4, pp. 179-192. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.17213/2312-6469-2015-4-179-192
8. Bodzhaeva V.V., Sangadzhieva D.V. [Actual problems of development of public-private partnership in regions of Russia]. Vestnik Kalmytskogo universiteta = Bulletin of Kalmyk University, 2013, no. 4, pp. 58-61. URL:
http://www.kalmsu.ru/files/dokyment2011/p_k_2012/Vestnik_1_2/vestnik_4_20.pdf (In Russ.)
9. Salikov Yu.A., Zolotareva I.I., Borodkina T.A. [Threats to economic security of the region]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologii = Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies, 2017, vol. 79, no. 1, pp. 490-496. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-1-490-496
10. Chernova S.G. [Necessity of public and private partnership in higher education]. Professionalnoe obrazovanie v sovremennom mire = Professional Education in the Modern World, 2014, no. 4, pp. 76-84. URL: http://profed.nsau.edu.ru/jour/article/viewFile/79/80.pdf (In Russ.)
11. Kozlova O.A., Shelomentsev A.G., Petrovskaya A.A. [Methodological questions to assess the social effectiveness of PPP projects in health care]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Orenburg State University, 2014, no. 8, pp. 20-23.
URL: http://vestnik.osu.ru/2014_8/4.pdf (In Russ.)
12. Khrustalev E.Yu., Larin S.N. [New tendencies in the organization of partnership relations between the State and business in the innovation sphere]. Daidzhest-Finansy = Digest Finance, 2011, no. 9, pp. 14-22. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/novye-tendentsii-v-organizatsii-partnerskih-otnosheniy-gosudarstva-i-biznesa-v-innovatsionnoy-sfere (In Russ.)
13. Romodina I.V., Silin M.V., Merzlov I.Yu. [An institutional environment of public-private partnership: experience of Perm Krai]. Ars Administrandi, 2015, no. 3, pp. 28-45. URL: http://ars-administrandi.com/journal/ArsAdministrandi2015_3.pdf (In Russ.)
14. Okilov I.S. [Formation of strategy of public-private partnership in innovative development of regions]. Vestnik Tadzhikskogo natsionalnogo universiteta. Seriya sotsial'no-ekonomicheskikh i obshchestvennykh nauk, 2016, no. 2/4, pp. 168-171.
URL: http://vestnik-ec.tnu.tj/vestnik/2016/Vestnik_2016_2_4.pdf (In Russ.)
15. Sil'vestrov S.N., Rykova I.N. Effektivnoe gosudarstvennoe upravlenie v usloviyakh innovatsionnoi ekonomiki: formirovanie i razvitie innovatsionnykh sistem: monografiya [Effective State management in the conditions of innovative economy: formation and development of innovative systems: a monograph]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2011, 292 p.
16. Snatenkov A.A. [Multidimensional economic and ecological evaluation of the situation in the Privolzhsky Federal Region]. Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Izvestia Orenburg State Agrarian University, 2014, no. 3, pp. 187-190.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogomernaya-otsenka-ekonomikoekologicheskogo-sostoyaniya-regionov-privolzhskogo-federalnogo-okruga (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.